- История ГАЗ 51
- 51 ГАЗ — основные эксплуатационные и технические характеристики
- История ГАЗ 51
- Технические характеристики
- Конструкционные преимущества авто
- Подвеска и трансмиссия
- Особенности
- Модернизация самого популярного грузовика 1950-х годов
- Технические характеристики
- Плюсы и минусы
- Конструкция грузовой машины
- Конструкционные преимущества авто
- Модификации автомобиля ГАЗ-51 (в хронологическом порядке)
- Модификации ГАЗ-51 для СССР
- Обзор
- Актуализация модели
- Кабина грузовика ГАЗ-51
- Подвеска и трансмиссия
- Лицо Победы
- ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ
- Детали, узлы и агрегаты
История ГАЗ 51
В первое десятилетие существования известного Горьковского завода компания следовала инструкциям и основным концепциям известной компании Ford. Раньше это была машина с кузовом и / или такси от этого производителя. Основная история создания начинается примерно в 1937 году. В процессе производства было решено брать только самые проверенные и популярные агрегаты на Западе. На их основе нужно было собирать надежные и простые рабочие машины.
Автомобиль постоянно подвергался дорожным испытаниям в процессе продаж, время от времени производитель отправлял машину на агропромышленные выставки. В годы войны автомобиль производился на базе агрегатов именно этой марки грузовиков, использовались все имеющиеся запасы. На этом основании грузовик получился поистине уникальным.
Самосвал снова производится с 1945 года. После года испытаний и доработок на конвейер стали прибывать не только грузовики, но и автобусы. Каждая модель перед продажей прошла тест-драйв, поэтому автобус и грузовик постоянно совершенствовались. За один год производитель начал выпускать от 3100 полностью готовых автомобилей, включая автобус. Модели были настолько качественными, что многие из них характеризовались как сверхнадежные, ремонтопригодные и простые по конструкции. Многочисленные технические характеристики, которыми оснащены каждый автобус и грузовик, а также встроенная коробка передач марки ГАЗ 51 также на высоте.
51 ГАЗ — основные эксплуатационные и технические характеристики
Есть автомобили, которые можно охарактеризовать как удачные и уникальные по своим основным качествам и техническим характеристикам. В истории страны немало разных примеров качественных и функциональных грузовиков. Среди них особого внимания заслуживает 51 ГАЗ.
Это верный пример того, как наиболее разумно применены основные технические характеристики автомобиля, что стало настоящей гарантией все большей универсальности и функциональности грузовика.
Основная модель выпускалась 29 лет, собрано и продано более 3,5 единиц 51-го ГАЗа.
История ГАЗ 51
В первое десятилетие существования известного Горьковского завода компания следовала инструкциям и основным концепциям известной компании Ford. Раньше это была машина с кузовом и / или такси от этого производителя.
Основная история создания начинается примерно в 1937 году. В процессе производства было решено брать только самые проверенные и популярные агрегаты на Западе.
На их основе нужно было собирать надежные и простые рабочие машины.
Автомобиль постоянно подвергался дорожным испытаниям в процессе продаж, время от времени производитель отправлял машину на агропромышленные выставки. В годы войны автомобиль производился на базе агрегатов именно этой марки грузовиков, использовались все имеющиеся запасы. На этом основании грузовик получился поистине уникальным.
Производство самосвала возобновилось с 1945 года. После года испытаний и доработок на конвейер стали прибывать не только грузовики, но и автобусы. Каждая модель перед продажей прошла тест-драйв, поэтому автобус и грузовик постоянно совершенствовались.
За один год производитель начал выпускать от 3100 полностью готовых автомобилей, включая автобус. Модели были настолько качественными, что многие из них характеризовались как сверхнадежные, ремонтопригодные и простые по конструкции.
Многочисленные технические характеристики, которыми оснащены каждый автобус и грузовик, а также встроенная коробка передач марки ГАЗ 51 также на высоте.
Технические характеристики
На грузовики и автобусы производитель устанавливает самые надежные и качественные двигатели. Раньше завод имел специальную лицензию на изготовление и установку на автомобиль специального низкоклапанного двигателя Dodge.
По мере развития производственных возможностей двигатели постоянно совершенствовались и обновлялись. Двигатель хромированный, присутствуют поршневые кольца. Также существует самодельный и износостойкий чугун. Он также используется в качестве материала для гильз цилиндров.
Машина оснащена двигателем, оснащенным качественным маслоохладителем и подогревателем.
Коленчатый вал, входящий в состав самого надежного двигателя, снабжен специальными стальными гильзами. Все это обеспечивает долговечность двигателя и всей машины в целом в различных условиях эксплуатации. Помимо уникального по качеству двигателя, машина отличается следующими техническими характеристиками:
Длина | 5500 мм |
Длина | 2200 мм |
Рост | 2120 мм |
Колесная база | 3300 мм |
Пустой вес | 2750 кг |
Объем топливного бака | куб 3484 см |
Мощность двигателя | 2800 об / мин |
Передача инфекции | Механическая коробка передач 4 |
Полная скорость | 80 км в час |
Расход топлива | 20 литров на 100 км |
Сфера | 2500 кг |
Исходя из этих показателей, можно сделать вывод, что все автомобили, сделанные на базе ГАЗа, обладают уникальной тягой. У машины стандартная коробка передач. Ремонт грузовика модели ГАЗ 51 можно провести без особых проблем, так как сложностей с покупкой запчастей на протяжении всего срока службы моделей не было.
Конструкционные преимущества авто
Транспортные средства способны выдерживать довольно сложные условия эксплуатации, так как автомобиль оснащен очень качественным шасси. Автомобиль был охарактеризован как самый надежный. Водитель мог завести машину даже с вышедшим из строя стартером, а также с полностью разряженным аккумулятором.
Это можно было сделать с помощью специальной пусковой ручки. Особого внимания заслуживает ступенька автомобиля. Его размер составляет всего 3,3 метра, но кабина линейки ГАЗ 51 немного сдвинута вперед, а также более тщательная компоновка двигателя позволила получить большое количество свободного пространства.
Общий дизайн 51-го ГАЗ выгоден. Каждый блок автомобиля состоит из одной или двух частей, рассчитанных на серьезную нагрузку.
К ним относятся легко снимаемый барабан, встроенный в тормозной механизм, отдельный отсек для масляного насоса и вставных клапанов.
Замена таких деталей не составила труда, поэтому при правильной эксплуатации ГАЗ 51 и его технические характеристики не меняются со временем, а общий срок службы двигателя, КПП марки ГАЗ 51 и автомобиля в качестве весь может дожить до 50 лет.
До сих пор в ходу модели 51-го ГАЗ. Машины проходят особые доработки, тюнингованы и выглядят очень редко. Многие устанавливают на свои машины серьезные декоративные обвесы, иногда полностью переделывают машину.
Преимуществом автомобиля ГАЗ 51 является не только двигатель, но и его рама, которая дополнительно усилена специальной кардинально расположенной поперечиной. Конструктивные особенности этого элемента способны обеспечить идеальное соединение между многочисленными лонжеронами. При этом к раме крепятся специальные буксирные крюки. Они под крыльями.
Подвеска и трансмиссия
Подвеска у этого автомобиля зависимая и в то же время достаточно современная. Содержит четыре встроенных продольных рессоры полуэллиптической формы.
Довольно дальновидное решение — применение на передней подвеске машины специальных гидравлических и рычажных амортизаторов с особым двухсторонним эффектом.
Идеальную устойчивость обеспечивают тяжелые шарнирные пальцы, жесткий передний мост и поворотный кулак.
Особенности
Практически все водители, когда-либо работавшие на 51-м ГАЗоне, придерживаются единого мнения. Эта техника отличается очень высокой надежностью, а также неприхотливостью и высокой устойчивостью к сложным условиям эксплуатации. В конструкции грузовика нет ничего сложного. Все узлы и механизмы выполнены максимально простыми и понятными. Благодаря этому грузовик не вызывал особых сложностей при капремонте каких-либо агрегатов или текущем ремонте. К тому же для всех ответственных работ требовалось множество инструментов, что позволяло ремонтировать машину даже в полевых условиях.
По заявлениям Горьковского автозавода, ГАЗ 51 имеет грузоподъемность 2500 килограмм. Как показала практика, автомобиль легко выдерживает такой вес, нагрузка даже не ощущается. В связи с этим его неоднократно нагружали еще большими весами. Еще одно преимущество — возможность пересечь страну. Хотя это не полноприводный грузовик, он может ездить практически куда угодно.
Управление, простое в понимании, имеет свою специфику. Рулевое управление для неопытных водителей может показаться неудобным, но со временем к нему привыкли. Это связано с тем, что рулевое колесо имеет люфт 15-20 градусов, из-за чего автомобиль должен постоянно цепляться за дорогу. Это хорошо показали в советских фильмах, где водитель грузовика поворачивает руль из стороны в сторону, даже если машина едет прямо.
Из недостатков следует выделить педаль тормоза. В то время в системе не было усилителей, и для этого требовалось много усилий, чтобы полностью остановить машину, но со временем к этому тоже привыкли.
Усилителя в руле тоже не было. Маневрирование грузовиком, не говоря уже о повороте руля в нужное положение, также требовало больших усилий. Трансмиссия также имеет свои технические характеристики. Из-за того, что в коробке передач не было синхронизаторов, при переключении передач приходилось дважды нажимать сцепление, а в случае понижения еще и газ, чтобы уравнять обороты двигателя и коробки передач.
Модернизация самого популярного грузовика 1950-х годов
Первая модернизация машины заключалась в замене деревянно-металлической кабины на цельнометаллическую. Произошло это в 1949 году, когда после Второй мировой войны завод «Запорожсталь» был реконструирован. В 1950-х годах грузовик начали постепенно модернизировать, применяя все последние разработки автомобильной промышленности. Был модернизирован двигатель, получивший алюминиевую головку блока цилиндров, что позволило снизить его вес. Складные стальные седла клапана. Помимо меньшего веса обновленный двигатель стал более надежным.
В 1954 году в истории ГАЗ-51 произошла серьезная внешняя модернизация:
- Автомобиль получил новую кабину, полностью сделанную из металла;
- Передняя часть машины стала выглядеть более современной;
- Поскольку многие автолюбители жаловались, что двигатель зимой медленно прогревается, за решеткой радиатора было решено установить заслонки особой конструкции, которые перекрывали поступление холодного воздуха к радиатору.
Военные модификации ГАЗ-51 в основном находились на борту, хотя различные специальные модификации для военной и специальной техники часто делались на заказ. Коробка передач ГАЗ-51 была четырехступенчатой, переключение передач было достаточно четким для грузовиков тех лет. Рама была жесткой и сварной из толстой стали.
Технические характеристики
На грузовики и автобусы производитель устанавливает самые надежные и качественные двигатели. Раньше завод имел специальную лицензию на изготовление и установку на автомобиль специального низкоклапанного двигателя Dodge. По мере развития производственных возможностей двигатели постоянно совершенствовались и обновлялись. Двигатель хромированный, присутствуют поршневые кольца. Также существует самодельный и износостойкий чугун. Он также используется в качестве материала для гильз цилиндров. Машина оснащена двигателем, оснащенным качественным маслоохладителем и подогревателем.
Коленчатый вал, входящий в состав самого надежного двигателя, снабжен специальными стальными гильзами. Все это обеспечивает долговечность двигателя и всей машины в целом в различных условиях эксплуатации. Помимо уникального по качеству двигателя, машина отличается следующими техническими характеристиками:
Длина | 5500 мм |
Длина | 2200 мм |
Рост | 2120 мм |
Колесная база | 3300 мм |
Пустой вес | 2750 кг |
Объем топливного бака | куб 3484 см |
Мощность двигателя | 2800 об / мин |
Передача инфекции | Механическая коробка передач 4 |
Полная скорость | 80 км в час |
Расход топлива | 20 литров на 100 км |
Сфера | 2500 кг |
Исходя из этих показателей, можно сделать вывод, что все автомобили, сделанные на базе ГАЗа, обладают уникальной тягой. У машины стандартная коробка передач. Ремонт грузовика модели ГАЗ 51 можно провести без особых проблем, так как сложностей с покупкой запчастей на протяжении всего срока службы моделей не было.
Плюсы и минусы
Среди его несомненных достоинств ГАЗ-51:
- Простота и надежность конструкции;
- Высокая производительность;
- Низкая потребность в топливе;
- Достаточная скорость и грузоподъемность;
- Мягкая подвеска с эффективными амортизаторами;
- Надежная и эффективная тормозная система.
К существенным конструктивным недостаткам авто можно отнести:
- Слабый двигатель;
- Устаревшая несинхронизированная коробка передач;
- Недостаточная подача масла при высоких режимах работы двигателя;
- Самостоятельное нанесение стале-баббитовых покрытий.
В целом для своего времени грузовик ГАЗ-51 можно считать очень удачным автомобилем, заслуженной гордостью отечественного автопрома.
Конструкция грузовой машины
Опыт войны и знание новейших моделей союзной трофейной и грузовой техники основных мировых автомобильных держав позволили советским разработчикам создать простую, но высокофункциональную машину с оптимальной компоновкой капота. При относительно короткой колесной базе сдвинутые вперед двигатель и кабина позволили установить достаточно длинную и вместительную грузовую платформу.
Шасси грузовика представляло собой простую «лестничную» конструкцию, в которой два длинных лонжерона соединялись друг с другом пятью поперечинами. К шасси крепились кабина и кузов, подвеска и двигатель. Платформа кузова соединялась с рамой лестницами. Для перевозки негабаритных легких грузов в боковой раме предусмотрены специальные гнезда для конструкции боковых панелей.
В конструкции ГАЗ-51 впервые для советского автомобилестроения была решена проблема обеспечения одинаковой прочности всех систем и узлов автомобиля. Кроме того, впервые на тот момент появились такие современные решения, как алюминиевая головка блока цилиндров, вставные седла клапанов, регулируемый подогрев смеси, масляный радиатор и двойная фильтрация масла, закрытая вентиляция картера, гильзы двигателя. Тонкостенный биметаллический коленчатый вал и легкосъемные тормозные барабаны прошли успешные испытания. Технологически освоено применение новых износостойких сортов чугуна и хромирование ряда ответственных деталей.
Для послевоенного производства ГАЗ-51 двигатель был значительно доработан, что позволило значительно повысить его технические характеристики. В конструкции грузовиков использовался гидравлический тормозной цилиндр, который стал намного эффективнее механических тормозов. В то же время снаряженная масса автомобиля в ходе периодических доработок неуклонно снижалась и к 1962 году составила чуть менее 2,3 тонны.
Кабина грузовика имела современные для тех лет черты и постоянно совершенствовалась. На автомобилях ранних серий крыша и двери кабины были обшиты деревом, а сверху обшиты фанерой и брезентом. Вскоре дверные коробки и ряд других частей кабины стали делать из металла. После 1955 года он стал полностью металлическим, а через год появилась система отопления. В жаркую погоду лобовые стекла могут подниматься почти горизонтально. Со стороны водителя установили стеклоочиститель.
Конструкционные преимущества авто
Транспортные средства способны выдерживать довольно сложные условия эксплуатации, так как автомобиль оснащен очень качественным шасси. Автомобиль был охарактеризован как самый надежный. Водитель мог завести машину даже с вышедшим из строя стартером, а также с полностью разряженным аккумулятором. Это можно было сделать с помощью специальной пусковой ручки. Особого внимания заслуживает ступенька автомобиля. Его размер составляет всего 3,3 метра, но кабина линейки ГАЗ 51 немного сдвинута вперед, а также более тщательная компоновка двигателя позволила получить большое количество свободного пространства. Здесь находится КПП марки ГАЗ 51.
Общий дизайн 51-го ГАЗ выгоден. Каждый блок автомобиля состоит из одной или двух частей, рассчитанных на серьезную нагрузку. К ним относятся легко снимаемый барабан, встроенный в тормозной механизм, отдельный отсек для масляного насоса и вставных клапанов. Замена таких деталей не составила труда, поэтому при правильной эксплуатации ГАЗ 51 и его технические характеристики не меняются со временем, а общий срок службы двигателя, КПП марки ГАЗ 51 и автомобиля в качестве весь может дожить до 50 лет.
До сих пор в ходу модели 51-го ГАЗ. Машины проходят особые доработки, тюнингованы и выглядят очень редко. Многие устанавливают на свои машины серьезные декоративные обвесы, иногда полностью переделывают машину.
Преимуществом автомобиля ГАЗ 51 является не только двигатель, но и его рама, которая дополнительно усилена специальной кардинально расположенной поперечиной. Конструктивные особенности этого элемента способны обеспечить идеальное соединение между многочисленными лонжеронами. При этом к раме крепятся специальные буксирные крюки. Они под крыльями.
Модификации автомобиля ГАЗ-51 (в хронологическом порядке)
- ГАЗ-51 Н — военный вариант, с решетчатым кузовом от ГАЗ-63, оборудованный скамейками по бокам, а также дополнительным бензобаком объемом 105 литров. Выпускался с 1948 по 1975 год.
- ГАЗ-51 У — экспортная версия для умеренного климата. Выпускался с 1949 по 1955 год.
- ГАЗ-51 НУ — экспортная модификация военной версии грузовика, для стран с умеренным климатом. Выпускался с 1949 по 1975 год.
- ГАЗ-51 Б — версия с газовым баллоном, работающая на сжатом газе. Выпускался с 1949 по 1960 год.
- ГАЗ-41 — опытная версия на полугусеничном ходу, построена в 1950 году.
- ГАЗ-51 Ж — еще один вариант газового баллона для работы на сжиженном газе. Выпускался с 1954 по 1959 год.
- ГАЗ-51 ЖУ — вариант экспортных газовых баллонов, работающий на сжиженном газе для умеренного климата.
- ГАЗ-51 А — это модернизация базовой модели ГАЗ-51, пришедшей на смену в 1955 году и выпускавшейся до 1975 года. От ГАЗ-51 отличается увеличенной грузовой платформой, складывающимися боковинами и улучшенной тормозной системой.
- ГАЗ-51 Ф — опытная партия, оснащенная двигателем мощностью 80 л.с., с зажиганием форкамерной конструкции мощностью 80 л.с. Он вышел в 1955 году.
- ГАЗ-51 АУ — экспортный вариант для умеренного климата, серийное производство длилось с 1956 по 1975 год.
- ГАЗ-51 Ю — экспортный вариант для тропического климата, выпускался с 1956 по 1975 год.
- ГАЗ-51 С — вариант с дополнительным топливным баком на 105 литров. Серийное производство велось с 1956 по 1975 год.
- ГАЗ-51 СЕ — вариант с дополнительным бензобаком на 105 литров и экранированным электрооборудованием.
- ГАЗ-51 Р — грузопассажирский вариант, по бокам кузова были оборудованы откидные скамейки, а в задней части предусмотрены дверь и лестница. Выпускался с 1956 по 1975 год.
- ГАЗ-51 РУ — экспортный вариант грузопассажирской модификации, для умеренного климата, годы выпуска — 1956-1975.
- ГАЗ-51 Т — грузовое такси, 1956-1975 гг.
Седельный тягач ГАЗ-51П.
- ГАЗ-51 П — седельный тягач. Выпускался с 1956 по 1975 год. Впервые в СССР гидроусилитель тормозов был применен на седельном тягаче ГАЗ-51П.
- ГАЗ-51 ПУ — экспортный вариант седельного тягача, для умеренного климата, годы выпуска — 1956-1975.
- ГАЗ-51 ПЮ — экспортная модификация седельного тягача, рассчитанная на тропический климат, выпускалась с 1956 по 1975 год.
- ГАЗ-51 В — экспортный вариант, с увеличенной грузоподъемностью до 3,5 тонн. Оснащался двигателем мощностью 78 лошадиных сил
- ГАЗ-51В, с негабаритными шинами до 8,25-20 ″ и задним мостом от ГАЗ-63 с полным приводом. Серийное производство осуществлялось в 1957-1975 гг.
- ГАЗ-51Д — рама с укороченной рамой, разработанная специально для самосвалов ГАЗ-93А, ГАЗ-93Б и САЗ-2500 производства Саранского и Одесского самосвальных заводов. Серийный выпуск с 1958 по 1975 год.
- ГАЗ-51 ДУ — экспортный вариант самосвала для умеренного климата.
- ГАЗ-51 ДУ — экспортный вариант самосвала для тропического климата.
Помимо грузовиков, на шасси ГАЗ-51 был построен ряд малоклассных автобусов с капюшоном. Их выпускали как Горьковский и Павловский автобусный завод ПАЗ, так и Курганский автобусный завод КавЗ. А также в автосервисах по всему Советскому Союзу: в Борисове, Тарту, Тосно, Киеве, Каунасе и т.д. Очень красочно было около сотни туристических автобусов с открытыми кузовами «кабриолет». ГЗА-653, ПАЗ-653, АС- »- автобус скорой помощи на шасси ГАЗ-51.
Туристический автобус на базе ГАЗ-51 в Гагре.
Бесчисленные крупные, средние и малые предприятия в обширных республиках Союза производили различную специализированную технику на шасси ГАЗ-51: изотермическую мебель и фургоны; зерновозы и автоцистерны, специальная пожарная и коммунальная техника, автовышки, мобильные мастерские и т д
ГАЗ‑51 начали проектировать еще до войны, но послевоенная серийная машина была уже другой — более современной.
Модификации ГАЗ-51 для СССР
За 30 лет выпуска ГАЗ-51 завод выпустил множество модификаций этого грузовика :
- Полноприводной ГАЗ-51. На всех осях были односкатные шины. Предназначен для использования в лесном хозяйстве;
- ГАЗ-93 был строительным самосвалом. Максимальный вес, который он мог нести, составлял 2,25 тонны;
- ГАЗ-51Н — военный грузовик. Это была бортовая модель с тентом. В задней части были скамейки для перевозки личного состава. У него был дополнительный 105-литровый бензобак;
- Модели ГАЗ-51Б и ГАЗ-51Ж работали на природном газе и нефти соответственно. Выпускается небольшими сериями;
- ГАЗ-51А имел крупногабаритный кузов и высокие бедра. Он был очень популярен в колхозах и совхозах. Часто борта кузова поднимались еще больше, так как грузовик пытались максимально загрузить, поэтому шины и карданные валы ГАЗ-51 иногда не выдерживали;
- ГАЗ-51Р — интересная модификация грузового такси, способная перевозить пассажиров. Вдоль боковых стенок установили складные скамейки, которые не мешали транспортировке грузов. Люк был высокий, с лестницей и дверью. Сверху кузов накрывался тентом, который натягивался на исходную конструкцию ребрами жесткости. Выпускается 19 лет;
- ГАЗ-51Т — специальная грузовая модификация для перевозки крупногабаритных грузов;
- ГАЗ-51П — седельный тягач для буксировки полуприцепов. Также поставляется на экспорт.
Было выпущено много других различных моделей, но большинство из них не вошли в серию.
Обзор
Актуализация модели
Осенью 1942 года завод вновь вернулся к проектированию и испытаниям машин новых типов со старыми индексами. Усилия конструкторского коллектива были сосредоточены на создании, прежде всего, армейских типов — полноприводного ГАЗ-63 (4х4) и его трехосного варианта ГАЗ-33 (6х6). О машине ГАЗ-51 как о новом 2,5-тонном грузовике заговорили еще в марте 1943 года, когда на НКСМ состоялось собрание конструкторов автомобильного завода, на котором разработчики ГАЗ доложили о результатах испытаний ГАЗ Экспериментальный-63 и ГАЗ. -33 Модели и сравнительный анализ 23 американских, британских и немецких моделей грузовиков.
Конструкторская комиссия на основании данных испытаний двух моделей решила, что:
- грузовик с большим днищем грузоподъемностью 1,5-2 тонны оставить с двумя осями. Трехосная схема в этом классе не дает существенного улучшения проходимости, так как третья ось излишне усложняет и утяжеляет автомобиль (так была снята модель ГАЗ-33);
- для оптимального использования основания тележки переместите кабину и двигатель как можно дальше вперед, сохранив возможность проведения технического обслуживания двигателя снаружи.
На заседании утверждена программа сборки опытных образцов ГАЗ-51 и создание основы для серийного производства этих автомобилей. На тот момент оказалось возможным увеличить грузоподъемность ГАЗ-51 с 2 до 2,5 тонн за счет небольшого усиления отдельных узлов и использования шин размером 7,50-20”.
Работа над проектом автомобиля ГАЗ-51 не прекращалась ни на минуту. Во время войны прошли испытания обе опытные машины образца 1939 г. Пробег каждой из них достиг 50 000 км в 1944 г. На одной из двух машин был установлен газогенератор. После выпуска ГАЗ-63 с кабиной американского Студебеккера УС-6 на рубеже 1943-1944 годов началось строительство третьей модели ГАЗ-51. Концепция машины была сформулирована очень четко и ясно: простая и надежная универсальная тележка, собранная лучшими на тот момент времени, хорошо разработанная и испытанная подразделениями мировой практики, часть из которых уже внедрена в производство.
Немного укрепив некоторые агрегаты и применив шины размером 7,50-20 дюймов, можно было превратить ГАЗ-51 в автомобиль массой 2,5 тонны, добавив 500 кг полезной нагрузки. На машине появилось срабатывание гидравлического тормоза. Хорошо зарекомендовал себя бензин по сравнению с ГАЗ-АА снизился на 30% .На базе 51-го переработано семейство автомобилей: вагон на 25 мест, автобус с капюшоном (оба на удлиненном шасси); тягач на 4 тонны грузовики, низкорамный тягач на базе ГАЗ-63. Машину решили отложить на газ, некоторые технические проблемы в этом секторе пока не решены.Это семейство осталось практически все на бумаге…
Существует легенда, что именно Сталин отдал приказ изготовить 2,5-тонный автомобиль, но это не подтверждается никакими воспоминаниями современников и, возможно, это выдумка. ГАЗ-51 трансформировали в 2,5-тонный в 1942 году, задолго до кремлевского шоу.
В мае 1944 г был наконец готов новый тип ГАЗ-51; к лету было построено полноприводное шасси ГАЗ-68 для первого в мире колесного пистолета КСП-76, а в сентябре того же года достроили четвертый экземпляр ГАЗ-51. По некоторым данным, проба нет. 3 имел такое же оперение, как и ГАЗ-63, то есть «милитари» с высоким бампером и Г-образными крыльями. Однако от этого типа кабины сразу же решили отказаться в пользу более привлекательного внешнего вида, хотя для Некоторые покупатели ГАЗа оставили возможность установки хвостовика этого типа. ГАЗ-51 был в первую очередь гражданским автомобилем для перевозки грузов по обычным дорогам. Постепенно в прототипах п. 4 и п. 5 кабина становилась все более полированной и отошла от привычного американского типа, как его тогда называли, аллигатора.
Некоторые изменения были внесены в образец 1945 г. Увеличена высота лонжеронов до 190 мм (в плане 1938 г предусматривалась высота 180 мм), увеличены размеры окон. Действительно, это была окончательная версия внешнего вида новой машины (в таком виде горожане увидят машину не раньше начала 1950-х…).
Кабина грузовика ГАЗ-51
По современным меркам салон выглядит более чем по-спартански. Однако по сравнению с кабиной грузовика она более чем удобна и эргономична. На приборной панели, в отличие от самого грузовика, уже есть полный набор инструментов, привычных для современных автомобилей.
В седане автомобилей последних лет выпуска есть даже часы, как и в легковых автомобилях. Ветровое стекло можно поднимать вперед / вверх, чтобы летом в кабину попадал воздух. Необычная экзотика: ручное управление дворниками. Но — как дополнительное и резервное, конечно. А основным режимом работы был вакуумный привод от выхлопа во впускной коллектор.
Поскольку в послевоенные годы не хватало металла, кабина до 1950 года была деревянной (бруски, фанера, брезент); затем — комбинированные, дерево-металл; а с 1954 года — цельнометаллический, с подогревом.
Рациональная конструкция передней части автомобиля с сужающимся вперед капотом в какой-то мере была позаимствована в грузовиках Горьковского завода конца 90-х — начала 2000-х годов (ГАЗ-3307 и аналогичные модели).
Подвеска и трансмиссия
Подвеска у этого автомобиля зависимая и в то же время достаточно современная. Содержит четыре встроенных продольных рессоры полуэллиптической формы. Довольно дальновидное решение — применение на передней подвеске машины специальных гидравлических и рычажных амортизаторов с особым двухсторонним эффектом. Идеальную устойчивость обеспечивают тяжелые шарнирные пальцы, жесткий передний мост и поворотный кулак.
Лицо Победы
ГАЗ-51, наряду с лимузином ЗИС-110 и легендарным ГАЗ-М20 Победы, — один из первых послевоенных серийных автомобилей в СССР, символ мужества, стойкости и возрождения истерзанной войной страны. Но его история начинается в 1939 году. На тот момент грузовик ГАЗ-ММ — бывший «Форд» конца 1920-х годов — безнадежно устарел. В конце 1930-х годов в Горьком наконец-то выпустили новый двигатель — адаптированный американский Dodge D5. Шестицилиндровый агрегат рабочим объемом 3,5 литра (76 л. Конструкторские работы по грузовику ГАЗ-11-51 (первая цифра — индекс двигателя) были прерваны войной, но к ее концу они снова пошли полным ходом. Правда, теперь автомобиль получил такси на базе американского «Студебеккера», грузоподъемность увеличилась до двух с половиной тонн, а двигатель уменьшили до 70 л.с.
Эта оплетка на руль — дань моде. Руль стал более «сцепленным» и менее скользким. Под подушкой сиденья есть место для инструмента. Сразу за дверью наливная горловина бензобака.
Уже в 1946 году в серию пошел ГАЗ-51, изначально с частично деревянной кабиной, так как в послевоенной стране ощущалась острая нехватка металла. Он получил гидравлические тормоза и даже обогреватель кабины — довоенные водители грузовиков и не мечтали о таком.
У «пятьдесят первого» очень красивое «лицо». Газовцы не копировали конструкцию американского «Студебеккера», но нашли свое оригинальное решение. «Большеглазый» грузовик, честно и открыто смотрящий на мир большими выразительными фарами, получился простым и наивным, но очень гармоничным.
ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ
ГАЗ-51 выпускался с 1946 года с рядным шестицилиндровым двигателем (3,5 л, 70 л.с.) и четырехступенчатой коробкой передач. Постепенно модернизируясь, грузовик выпускался в десятках модификаций, включая седельный тягач, самосвал ГАЗ-93, газомоторные версии, автобусное шасси и специализированные кузовные мастерские. ГАЗ-51 послужил основой для создания семейства полноприводных грузовиков ГАЗ-63.
«Пятьдесят первых» были произведены в Китае под брендом Yejin, в КНДР — Syngri, в Польше — Люблине. В некоторых странах, в частности в Финляндии, на шасси устанавливались платформы и кузова собственной конструкции.
На конвейере модель продержалась почти 30 лет — до 1975 года. В Горьком было произведено 3 481 033 автомобиля и шасси, еще 14 355 грузовиков собрали на Иркутском автосборочном заводе.
Детали, узлы и агрегаты
На машинах первой серии послевоенного производства крыша и двери кабины были обшиты деревом, сверху обшиты фанерой и брезентом. Дверные коробки и кузов салона были металлическими. Подножки тоже долгое время делали из дерева, только после 1955 года металл появился во всех деталях салона.
Лобовое стекло состояло из двух частей: половины разделяла железная стойка. Окна можно было поднимать, чтобы пассажиры находились почти в горизонтальном положении. Эта функция была особенно полезна для работы машин на целинной земле, где было жарко. Со стороны водителя установили стеклоочиститель, со стороны пассажира мытье окон не планировалось.
Бензобак в первых выпусках модели 51 имел объем 105 литров, но затем его уменьшили до 90 литров. Сначала бензобак был снаружи, потом его сняли под водительским сиденьем. Заливная горловина располагалась за водительской дверью.
Двигатель развивал мощность 70 л при частоте вращения коленчатого вала 2800 об / мин. Он мог развивать большую мощность, но ограничитель оборотов не позволял этого. Ограничение было сделано неспроста: двигатель плохо переносил повышенную нагрузку на нижних передачах и начинал стучать.
Рама представляла собой лестничную конструкцию: два длинных лонжерона соединялись между собой пятью поперечинами. К шасси крепились кабина и кузов, подвеска и двигатель. Платформа кузова соединялась с рамой лестницами.
Для перевозки негабаритных легких грузов предусмотрены специальные розетки для реализации боковин в боковой раме.
Обновленный 51A, выпущенный в 1955 году, имел расширенную платформу.
На платформе борта складывались вниз, а дверь багажного отделения тоже откидывалась.
Электросистема питалась от двух 6-вольтовых аккумуляторных батарей. Источником для генерации постоянного тока служил генератор мощностью 225 Вт. Прямоугольная комбинация приборов содержала спидометр, датчик давления масла, датчик температуры воды, амперметр и даже часы.
Так выглядит рулевая панель автомобиля Газ 51
Сами инструменты были квадрантами и имели круглую форму
У первых моделей ГАЗ 51 стальные колесные диски с двумя отверстиями. Позже на машину установили диски с шестью отверстиями. Это обновление сделало колеса легче.
У «Газона» были ручные и ножные тормоза. Ручной тормоз представлял собой барабанный механизм с тормозными колодками, который располагался между коробкой передач и карданным валом. Управление механизмом осуществлялось рычагом, расположенным в кабине пилота. На конце рычага была кнопка блокировки.
Читайте также: Двигатель на ГАЗ-66: технические характеристики