- История создания
- Рестайлинг ГАЗ-3307 в 2006 году и новые технические особенности
- Лампы, применяемые на автомобиле
- Описание конструкции
- Кузов и кабина
- Двигатель
- Трансмиссия
- Рулевое управление
- Тормоза
- Электрика
- Особенности самосвалов на базе ГАЗ-3307
- Грузовая платформа
- Трансмиссия
- Горьковский автозавод предлагал многообразные модификации модели:
- Подвеска и ходовая часть
- Технические характеристики
- Преимущества и недостатки
- Преимущества
- Недостатки
- Кабина
- Особенности двигателей ГАЗ-3307/09
- Коробка передач
- Устройство
- Применение
- Тормозная система
- Эксплуатационные показатели
- Рулевое управление
- Конструкция автомобиля ГАЗ 3307
- Ходовая часть
- Откидной кузов
- Рулевое управление
- Кабина
- Модернизации
История создания
Вскоре после создания третьего поколения грузовиков ГАЗ (модели 52 и 53) начались работы по разработке перспективных моделей. Первые исследования появились во второй половине 1960-х годов и представляли собой модернизированный вариант существующей машины. В 1972 году появились первые рабочие прототипы грузовиков ГАЗ-53-11.
Тогда же ЗИЛ начал работу над будущим ЗИЛ-4331, внешне отличавшимся от машин старшего поколения. Поскольку между заводами ГАЗ и ЗИЛ велось постоянное соперничество, Горьковский завод был вынужден заняться разработкой новой кабины. Дополнительным стимулом к созданию стало знакомство с немецкими грузовиками Magirus Deutz, которые стали поставлять в СССР.
Конструкция будущего грузовика ГАЗ-3307 получила обозначение 4301.
Особенностью модели 4301 был двигатель — 6-цилиндровый дизель ГАЗ-542, развивающий до 125 сил. Бензиновая версия с обозначением ГАЗ-3307 прошла цикл испытаний до конца 1986 года, а уже в 1989 году началось серийное производство. По техническим характеристикам ГАЗ-3307 с таким же силовым агрегатом оказался лучше предшественника.
Снятие с производства старой модели было прекращено в 1993 году. Дизельный ГАЗ-4301 внешне мало отличался от своего бензинового аналога, но имел ряд отличий. Производство было остановлено в 1995 году после сборки чуть более 28 тысяч автомобилей.
Автомобиль ГАЗ-3307 производился до 2009 года, несколько лет выпускались небольшие партии автомобилей (около 500 грузовиков в год). Причиной снятия с производства стало расширение производства автомобилей, оснащенных экономичными и мощными дизельными двигателями. Последний бензин ГАЗ-3307 соответствовал норме токсичности Евро-3.
Рестайлинг ГАЗ-3307 в 2006 году и новые технические особенности
В 2006 году грузовик ГАЗ-3307 получил новый бензиновый двигатель, соответствующий нормам Евро-2. В 2008 году этот двигатель прошел сертификацию Евро-3. Несмотря на это, потребители проголосовали за дизельную модификацию одним рублем, поэтому в 2009 году официальный выпуск бензиновых модификаций был прекращен. Несмотря на это, некоторые спецверсии для госструктур продолжали выпускаться несколько лет.
Расход бензина ГАЗ-3307 составляет около 25 литров на сотню километров. Самосвал имеет больший расход примерно на два литра. Если машина эксплуатируется на неровных дорогах с полной нагрузкой, расход может увеличиться на 10-30 процентов.
Все модификации бензиновых комплектовались четырехступенчатой коробкой передач, а дизельные — пятиступенчатой. Все боксы ГАЗ просты в обслуживании, хотя их работа часто связана с повышенным уровнем шума. Подвеска ГАЗ-3307 подпружиненная, амортизаторов нет. Многие водители жалуются на плохое сцепление колес с дорогой при движении по грунтовым дорогам. Но из-за отсутствия амортизаторов можно запросто загрузить машину сверх нормы — подвеска выдержит.
За годы производства ГАЗ-3307 на его шасси было выпущено множество различных модификаций. Помимо фургонов, самосвалов и бортовых модификаций на шасси выпускались различные бензовозы, эвакуаторы и даже транспортные тележки.
Лампы, применяемые на автомобиле
Место установки | Вид | |
ГАЗ-3309 | ГАЗ-3307 | |
Маяк | AKG24–75 + 70–1 | AKG12–60 + 55–1 |
Передний свет: | ||
— указатель поворота; | A24-21-3 | A12-21-3 |
— габаритный свет | A24-5-1 | A12-5 |
Обратный свет | A24-21-3 | A12-21-3 |
Задний противотуманный фонарь | A24-21-3 | A12-21-3 |
Повторитель бокового указателя поворота | A24-21-3 | A12-21-3 |
Потолок кабины | A24-21-3 | A12-21-3 |
Задний свет: | ||
— указатель поворота и сигнал торможения; | A24-21-3 | A12-21-3 |
— габаритный огонь, освещение номерного знака | A24-5-1 | A12-5 |
Лампа моторного отсека | A24-5-1 | A12-10 |
Блок контрольной лампы | A24-1.2 | A12-1.2 |
Устройства | 24-1 | АМН12-3-1 |
Подотчетная единица | A24-1 | A12-1 |
Кнопочные переключатели | A24-0.8 | A12-1.2 |
Сигнальная лампа аварийного выключателя | АМН-24-3 | A12-1.1 |
Описание конструкции
Грузовик ГАЗ-3307 создан на базе шасси, состоящего из двух формованных лонжеронов и поперечин. Детали склеиваются между собой. В передней части рамы находится двигатель, оснащенный двумя передними и двумя задними опорами.
Тележка оснащена передним тягово-сцепным устройством, состоящим из пальцев, вставленных в отверстия буксирных вил.
Пружинная фиксация штифтов. На задней поперечине рамы установлен буксирный крюк.
Мосты грузовика ГАЗ-3307 крепятся к раме с помощью продольных рессор, которые имеют полуэллиптическую форму. В передней подвеске рессоры дополнены парой телескопических гидроамортизаторов. Концы пружин заделаны в резиновые опорные подушки.
Задние пружины интегрированы с пружинами, которые работают при загрузке автомобиля или при движении по неровной дороге. Передняя ось грузовика представляет собой кованую балку с поворотными кулаками на концах. Соединение балки и кулаков шкворневое.
Большая часть ГАЗ-3307 сошла с конвейера с кругами типа ГАЗ-53 (с тремя окнами). Но некоторые машины упрощенной модели 33061 оснащались дисками от ГАЗ-51 — с шестью стеклоподъемниками.
Кузов и кабина
Кабина грузовика ГАЗ-3307 металлическая, оборудована двумя раздельными сиденьями. Сиденье водителя оснащено амортизирующей подвеской, состоящей из стальной цилиндрической пружины и гидравлической стойки. Подвеска оснащена регулятором жесткости пружины, который позволяет регулировать сиденье в зависимости от веса водителя.
Сиденье можно регулировать по высоте и удалению от педального блока.
Наклон подушки регулируется ступенчато, спинка плавно регулируется. Большое количество регулировок улучшило условия работы водителя. Пассажирское сиденье оборудовано регулируемым сиденьем.
Доступ в кабину ГАЗ-3307 осуществляется через две двери. Сиденья водителя и пассажира были оборудованы ремнями безопасности по запросу. Панорамное лобовое стекло выполнено из трехслойного триплекса. Стекло дверей состоит из двух частей. Переднее окно поворотное, основное стекло обращено вниз. Дверное стекло из закаленного стекла.
На правой задней стойке кабины некоторых грузовиков ГАЗ-3307 расположена решетка, которая служит воздухозаборником для автономного отопителя. Наличие решетки не гарантирует установку каменки. Кабина в стандартной комплектации оснащена водонагревателем, подключенным к системе охлаждения двигателя.
Базовый грузовик ГАЗ-3307 с завода комплектовался металлической платформой с габаритными размерами:
- длина — 3490 мм;
- ширина — 2170 мм;
- высота стола — 510 мм.
Согласно инструкции и мануалу по эксплуатации ГАЗ-3307 на первых машинах использовалась платформа, оснащенная деревянными бортами с габаритами:
- длина — 3740 мм;
- ширина — 2170 мм;
- высота стола — 675 мм.
На платформе установлена жестко закрепленная передняя панель. Остальные стороны можно откинуть. Борта ведущих и отстающих машин различаются по внешнему виду. В эксплуатации многие ГАЗ-3307 оснащались деревянным навесным оборудованием, увеличивающим высоту борта вдвое.
Были модификации автомобиля с двойной кабиной. С установкой двухместных кабин уменьшились размеры кузова, но увеличилось количество посадочных мест.
Двигатель
Грузовик ГАЗ-3307 оснащался 125-сильным бензиновым двигателем ЗМЗ 511.10, заимствованным у своего предшественника — грузовика ГАЗ-53-12. Двигатель имеет два блока цилиндров, по четыре каждый, установленных в форме V. Двигатель оборудован бесконтактной транзисторной системой зажигания и системой рециркуляции газа.
Мощности двигателя хватает, чтобы разогнать машину без нагрузки до 90 км / ч.
Для охлаждения используется принудительная жидкостная система, циркуляция осуществляется насосом, приводимым ремнем от коленчатого вала. В систему входит термостат, поддерживающий температурный режим и ускоряющий нагрев силового агрегата. Часть ГАЗ-3307 оборудовали предпусковым устройством, облегчающим запуск в холодные температуры. В качестве топлива используется бензин из топливной системы двигателя.
Горючая смесь готовится двухкамерным карбюратором модели К-135МУ. Карбюратор имеет рисунок с убывающим потоком смеси и установлен на верхней пластине двигателя. Печка имеет каналы для подачи топливной смеси. Каждая камера карбюратора обслуживает собственный блок цилиндров. В карбюраторе установлен пневматический центробежный ограничитель скорости. Ограничитель выставлен на 3200 об / мин.
Изначально двигатель ГАЗ-3307 проектировался под бензин типа А76, при этом разрешалось применение высокооктанового АИ-93 с увеличением времени зажигания. Завод разрешил использование бензина А-72 с уменьшением времени воспламенения. На сегодняшний день двигатели работают на бензине А92, так как низкооктановое топливо не производится.
Заправка производилась в двух баках: основном и резервном. Объем заправки составляет 105 и 60 литров соответственно. На более поздних автомобилях ГАЗ-3307 дополнительный бак не устанавливается. Основной бак установлен на лонжероне рамы за кабиной водителя. В основном баке находится указатель уровня топлива с датчиком аварийной ситуации, который включается, когда оставшийся бензин составляет 12 литров.
С 1992 года малыми сериями выпускались грузовики ГАЗ-33061, оснащенные малоклапанным 6-цилиндровым двигателем мощностью 75 л.с. Особенностью машин было использование деревянной платформы, идентичной модели ГАЗ-52-01. Колесная база автомобиля — 3770 мм.
Грузоподъемность снижена до 2500 кг против 4500 кг у ГАЗ-3307. Планировалось создать проект на базе 33061 сельскохозяйственных грузовиков с уменьшенной колесной базой до 3300 мм, малой снаряженной массой и одноколесной задней осью. Изготовлен опытный образец, дальнейшего развития машина не получила.
Последние серийные грузовики ГАЗ-3307 оснащены модернизированным карбюраторным двигателем ЗМЗ-5231, который развивает мощность 113 л.с.
Двигатель отличается увеличенным на 8 мм ходом поршня, благодаря чему рабочий объем увеличен с 4250 до 4670 см³. Выхлопная система двигателя оснащена катализатором выхлопных газов.
Двигатель оснащен системой ECM, которая контролирует выбросы и корректирует состав смеси. Использование системы позволило несколько снизить расход бензина двигателя ГАЗ-3307.
Трансмиссия
На грузовике ГАЗ-3307 применялось сухое сцепление, оснащенное рабочим диском. Муфта включает в себя амортизатор, который гасит вибрации, возникающие во время работы. Сцепление выключается гидравлической педалью. Муфта передает крутящий момент на первичный вал 4-ступенчатой коробки передач с прямым переключением на повышенную передачу.
Между выходным валом коробки и задним мостом ГАЗ-3307 расположен открытый карданный привод. Трансмиссия состоит из двух валов, соединенных универсальным шарниром. Из-за большой длины вала в конструкцию введена промежуточная опора подшипника, предотвращающая детонацию вала на высоких оборотах.
Для компенсации разброса расстояния между коробкой и мостом используется шлицевое соединение частей вала.
Задний мост поддерживает гипоидный главный крутящий момент. Между валами главных приводов без нагрузки установлен конический дифференциал.
Рулевое управление
Рулевой механизм не получил существенных изменений по сравнению со сборкой грузовика ГАЗ-53-12. На ГАЗ-3307 устанавливается механическая коробка передач, состоящая из глобоидального червяка, соединенного с рулевым валом. По резьбе червяка движется трехзубчатый ролик, снабженный на выходе шлицевым валом.
На пазы устанавливаются рулевые сошки, на конце которых установлена продольная штанга трубчатого типа. Между колесами установлена поперечная штанга, регулируемая по длине и снабженная нерегулируемыми шарнирами. Соединение установлено в задней части балки.
Рулевая колонка ГАЗ-3307 связана с коробкой передач через карданный вал. Снаружи колонна закрыта пластиковой крышкой. Руль двухспицевый, из черного пластика.
Тормоза
Грузовик ГАЗ-3307 оснащался барабанными тормозами на всех колесах. Система привода состоит из двух контуров, каждая из которых обслуживает свою ось. В схему включен отдельный усилитель гидровакуумного типа. Для питания усилителей установлены вакуумные цилиндры. Уровень вакуума измеряется контрольными датчиками, подключенными к сигнальной лампе на панели приборов.
Если значение вакуума недостаточное, схема не работает на полную мощность, на панели загорается красный индикатор.
Поздние версии грузовика ГАЗ-3307 оснащены антиблокировочной тормозной системой.
На задних тормозах ГАЗ-3307 есть коромысла, подающие колодки к барабанам на стоянке. Управление качалкой осуществляется тросом от рычага, установленного в салоне. Зазор между фрикционными накладками и внутренней поверхностью барабана поддерживается автоматическим устройством.
Электрика
ГАЗ-3307 укомплектован штатной электросистемой с рабочим напряжением 12 В. Отрицательный полюс аккумуляторной батареи и отрицательные выводы потребителей подключены к кузову и шасси грузовика.
Некоторые грузовики были оснащены выключателем с отрицательным проводом. Источники питания — аккумулятор 6СТ-75 и генератор со встроенным регулятором. Генератор приводится в движение ремнем от коленчатого вала двигателя.
Особенности самосвалов на базе ГАЗ-3307
Хотя шасси-самосвалы ГАЗ-3307 очень популярны в сельском хозяйстве, они имеют ряд недостатков:
- Благодаря пружинной подвеске движение грузовика по бездорожью держит водителя в постоянном напряжении;
- Сальники на коленчатом валу ненадежны, даже новая деталь через короткое время начинает течь;
- Бензиновый двигатель стоит недешево, поэтому использование ГАЗ-3307 на коротких дистанциях экономически невыгодно;
- Запчасти на ГАЗ-3307 крайне нестабильны по качеству. Одна и та же деталь может работать несколько лет, а может выйти из строя через неделю.
Грузовая платформа
В базовом исполнении грузовик оборудован погрузочной платформой с металлическими бортами. Боковые и задние части можно откидывать. Основание этой платформы выполнено из дерева и металла. Погрузочная платформа имеет собственный вес 440 кг.
Трансмиссия
Однодисковое сцепление, сухое сцепление, с гасителем крутильных колебаний на ведомом диске. Трансмиссия сцепления гидравлическая, с пружинами периферийного давления.
Двигатель работает в паре с пятиступенчатой механической коробкой передач (автомобили первых лет выпуска оснащались 4-ступенчатыми механическими коробками передач), полностью синхронизированной, с постоянной коробкой передач. Передаточные числа МКПП: 1-я передача — 6,55; 2-я передача — 3933; III передача — 2376; 4-я передача — 1,442; 5 передача — 1000; Обратный — 5735.
Карданная передача состоит из двух валов открытого типа с промежуточной опорой, трех карданов на игольчатых роликоподшипниках. Главная передача — коническая, одинарная, гипоидного типа, с передаточным числом 6,17. Дифференциал — коническая передача. Приводные валы полностью разгружены. Задний мост с тормозами и ступицами весит 270 кг.
При разработке модели приоритетной задачей считалась широкая унификация узлов и агрегатов. В итоге ГАЗ-3307 получил множество элементов от ГАЗ-53-12, что значительно облегчило ремонт, эксплуатацию и обслуживание и снова позволило удешевить машину. При этом у грузовика более просторная кабина оператора с системой отопления и вентиляции.
Модель по аналогии с предшественницей получила компоновку капота. Основными отличиями были хвостовое оперение и модернизированная кабина машиниста, двигатель претерпел незначительные изменения. Сама марка позиционировала автомобиль как своеобразную переходную версию, которую впоследствии проектировали для замены более дешевыми дизельными модификациями. В 1992 году Горьковский автозавод выпустил партию автомобилей ГАЗ-3307, которые получили японские агрегаты Hino. Однако эта версия не потребовалась. Вместо закупки зарубежных двигателей компания начала производить собственные дизельные двигатели.
В начале 1990-х годов карбюраторная версия была полностью снята с конвейера. Однако вскоре спрос на дизельные модификации ГАЗ-3307 пошел на убыль. Модель, которая пользовалась особой популярностью в сельском хозяйстве, после развала колхозов оказалась никому не нужна. Производство дизелей со временем стало убыточным. Завод продолжал выпускать только бензиновые варианты ограниченным тиражом.
Горьковский автозавод предлагал многообразные модификации модели:
- ГАЗ-33070 — бортовой грузовик (шасси) с карбюраторным двигателем ЗМЗ-511 (ЗМЗ-513, ЗМЗ-5233»);
- ГАЗ-33072 — рама с карбюраторным агрегатом «ЗМЗ-511» («ЗМЗ-513», «ЗМЗ-5233»), предназначенная для установки самосвала;
- ГАЗ-33073 — грузовое такси с дверью сзади, кузовом с тентом, откидной лестницей и складными скамейками;
- ГАЗ-33074 — удлиненное шасси с центральным карбюратором «ЗМЗ-513» («ЗМЗ-5234»);
- ГАЗ-33075 — бортовой (шасси) грузовой автомобиль с двухтопливным двигателем («ЗМЗ-513»), предназначенный для работы на бензине А-80 или сжиженном углеводородном газе;
- ГАЗ-33078 — бортовой (шасси) грузовик с дизельным агрегатом Hino W04CT японского производства;
- САЗ-3507-01 — самосвал на базе ГАЗ-33072 с объемом кузова 5 кубометров, грузоподъемностью 4130 кг и разгрузкой на 3 стороны;
- САЗ-35072 — самосвал грузоподъемностью 4250 кг, объемом кузова 4,5 куб.м и разгрузкой с одной стороны.
С 2000 года ГАЗ-3307 используется различными марками для выпуска модификаций с удлиненным шасси. Такие версии сохраняли ту же грузоподъемность, но могли нести большие нагрузки.
Подвеска и ходовая часть
Шасси грузового автомобиля ГАЗ-ЗЗО7 штампованное, клепаное, лонжеронного типа, массой 281 кг. Подвеска зависит: передняя — на полуэллиптических продольных рессорах с амортизаторами, а задняя — также на полуэллиптических продольных рессорах + с дополнительными рессорами. Края корневых пластин всех рессор укладываются в резиновые прокладки опорных кронштейнов. Амортизаторы, установленные на переднюю ось грузовика, гидравлические, телескопические, двухстороннего действия. Передний мост, включая тормоза и ступицы, весит 141 кг.
Колеса — дисковые, с ободом 152В-508 (6.0В 20), с разрезным бортовым кольцом. Крепление — на шесть шпилек. Шины: пневматические, радиальные, типоразмера 8,25 R20 (240R508), модели У-2 (К-84) или К-55А. Номинальное давление в шинах передних колес должно составлять 4,5 кгм / см2; в шинах задних колес — 6,3 кгс / см2. Задний мост — на двускатных шинах; общее количество запаски 6 + 1.
Технические характеристики
Производимые и снятые с производства машины сравниваются с помощью таблицы
Длина, мм | 6395 | 6550 | 6347 | 6430 | 6435 |
Ширина, мм | 2020 г | 2380 | 2340 | 2340 | 2307 |
Высота, мм | 2220 | 2350 | 2595 | 2520 | 2418 |
Шаг, мм | 3700 | 3770 | 3770 | 3770 | 3770 |
Общий вес, кг | 7700 | 7850 | 6450 | 8150 | 8700 |
8700 | 90 | 90 | 95 | 90 | 110 |
Расход топлива, л / 100 км (канистра / дизель) | 24 | 19,6 / 20 | 22/17 | 16 | 18 |
На сегодняшний день произведены модели Next car и Countryman. Как видно из таблицы, ГАЗ-3307 выглядит очень неплохо, конечно, для своего времени.
Преимущества и недостатки
Преимущества
- Достаточно хорошая проходимость;
- Хороший дорожный просвет;
- Нет проблем с покупкой запчастей и элементов машин;
- Хорошая ремонтопригодность;
- Надежная тормозная система;
- Доступная стоимость, как новых, так и бывших в употреблении грузовиков;
- Маленький размер;
- Он не боится деревни;
- Различные изменения;
- Различные варианты разгрузки груза;
- Неприхотливая машина;
- Понятное и удобное управление;
- Есть ремень безопасности;
- Достаточно хорошие силовые агрегаты;
- Хорошая видимость;
- Больше места в салоне.
Недостатки
- Низкая грузоподъемность;
- Расход топлива;
- Нет гидроусилителя руля;
- Коробка передач, синхронизированная с бензиновым двигателем, «воет» при движении»;
- Неприхотливый внешний вид грузовика;
- Иногда мощности двигателя не хватает.
Несмотря на и без того долгую историю среднетоннажного грузовика ГАЗ-3307, его довольно часто и сегодня можно встретить на городских и сельских дорогах. Понятно, что его внешний вид довольно далек от европейских аналогов, но грузовик имеет небольшие габариты, среднюю грузоподъемность и хороший силовой агрегат, что в совокупности позволяет использовать машину для различных целей, в том числе для ЖКХ.
Кроме того, благодаря хорошей проходимости днища, большему клиренсу автомобиль также может использоваться в сельской местности для различных нужд. Внутри кабины конструкторский состав Горьковского автозавода постарался сделать условия работы водителя максимально комфортными, насколько позволял бюджет.
Если ко всем этим преимуществам добавить относительно невысокую стоимость, то преимущество явно будет на «газонной» стороне. Кроме того, завод включает несколько модификаций, позволяющих использовать машину на больших площадях.
Есть несколько вариантов слива, что очень важно, особенно в городских условиях. Автомобиль хорошо держит дорогу, разгоняясь до 90 километров в час. Действительно, ГАЗ-3307 — один из самых приемлемых средних грузовиков в Российской Федерации.
Кабина
ГАЗ 3307 оснащен цельнометаллической двухдверной кабиной. Вся кабина весит 303 килограмма. Кабина экипажа имеет оперение, также металлическое. В конструкции есть капюшон из кожи аллигатора.
При покраске производитель использует грунтовку Катафеус, на которую наносится глазурь разных цветов. Самые распространенные цвета для этого грузовика — синий, белый и хаки. Кроме того, кабина может иметь двухслойную систему на акриловой основе: базовая эмаль и лак.
Для повышения коррозионной стойкости будки производитель применяет пластоизольную мастику горячего высыхания. Наносится на днище, колесные арки и пороги.
Салон оборудован раздельными сиденьями, тогда как на ГАЗ 52 и ГАЗ 53 использовался диван на двоих. На сиденье водителя есть регулировки, которые изменяют наклон спинки и продольное положение всего сиденья. Еще одно существенное отличие от предыдущей модели — наличие более эффективной системы обогрева. Эта система жидкостная и имеет радиатор, согласованный с системой охлаждения силового агрегата.
Особенности двигателей ГАЗ-3307/09
Первые автомобили ГАЗ-3307 получили от ГАЗ-52 простой карбюраторный двигатель, который работал в паре с коробкой от этого же грузовика. Этот двигатель, имеющий индекс ЗМЗ-511, способен развивать до 125 л.с. Этот двигатель отличается большим расходом топлива, поэтому в планах руководства Горьковского автозавода было заменить его дизельным двигателем через несколько лет после начала серийного производства.
В 1992 году была сделана первая попытка установки дизельного двигателя на ГАЗ-3307. По этой причине были выбраны двигатели японской компании «Hino». Была выпущена опытная партия с японскими дизелями, но сочетание проблем с зажиганием ГАЗ-3307 и тяжелого экономического положения хозяйства в те годы сделали этот проект обреченным на провал.
Несмотря на это, руководство завода не отказалось от идеи оснастить свои грузовики четвертого поколения дизельными двигателями. После приобретения немецкой лицензии и поддержки австрийских специалистов конструкторы завода разработали собственный дизельный двигатель мощностью 122 л.с. Модификации, оснащенные дизельными двигателями, получили индекс ГАЗ-3309. Внешне они отличались только наличием воздухозаборника.
Новый дизельный двигатель оказался настолько успешным, что к 1996 году предполагалось полностью отказаться от производства карбюраторных двигателей, но тогда страну «накрыла» очередная волна кризиса. В результате резко упали продажи новых автомобилей, поэтому Горьковскому автозаводу просто не хватило средств для дальнейшего производства дорогих дизелей.
В результате в 1998 году были полностью остановлены автомобили ГАЗ с дизельным двигателем собственного производства. В 1999 году в стране были подписаны документы, согласно которым в стране были введены стандарты Евро-2. Старый карбюраторный двигатель не соответствовал этим стандартам, поэтому заводу пришлось заключить сделку с ММЗ, который обязался поставлять его дизельные двигатели, соответствующие стандартам Евро-2.
Коробка передач
Коробка передач у грузовика ГАЗ 3307 4-х ступенчатая, подвеска передняя и задняя зависят. Также вас может удивить объем топливного бака, который достигает 105 литров, а бензином можно заправлять уже начиная с A76. Что касается комфорта, то газовая кабина 3307 достаточно просторная, рассчитана на 2-х человек, включая водителя. В нем практически не слышно шума двигателя и хорошо видна дорога.
Устройство
1 — рама; 2 — площадка с надставками; 3- надрамное устройство; 4 — рычаги управления ВОМ и КУ; 5 — масляный бак; 6 — брызговики; 7 — гидроцилиндр; 8 — КОМ с обратным клапаном и масляным насосом; 9 — платформенные зажимы; 10 — задние фонари, 11 — габаритные огни, 12 — противоподкатная защита сзади; 13 — боковая защита.
Рис. 1.1. Устройство автомобиля ГАЗ-3307: / — двигатель; 2 — Колесо переднее; 3 — воздушный фильтр; 4 — Топливный бак; 5 — Рулевое колесо; 6 — шасси автомобиля; 7 — задний ведущий мост; 8 — Задняя рессорная подвеска; 9 — заднее колесо; 10 — Вакуумный усилитель тормозов; // — карданная передача; 12 — центральный тормоз трансмиссии (стояночный); 13 — Трансмиссия; 14 — Сцепление; 15 — Передний мост; 16 — передняя рессорная подвеска
ГАЗ-3307, в отличие от предшественника, получил подпружиненное водительское кресло с возможностью регулировки угла наклона спинки и в горизонтальной плоскости. Панель приборов оказалась очень информативной и сделана из пластика. Отверстия для инструментов внутри были полностью отформованы. Передняя панель была металлической.
Внешний вид стал отличаться в лучшую сторону при сравнении модели с предшественницей — ГАЗ-53. Экстерьер стал более линейным. Спереди был такой же бампер, на котором располагались габаритные огни. Основные фары расположены на боковых крыльях. Кроме них сбоку дежурят ретрансляторы.
Решетка радиаторной решетки стала чернеть, на которой была видна надпись «ГАЗ». На дверях установили зеркала заднего вида, по два экземпляра с каждой стороны. В целом вид стал более современным и приятным.
Кузов имеет металлическую конструкцию и может переворачиваться гидравлическим способом, а электропневматическое устройство позволяет контролировать этот процесс. На платформе корпуса есть три откидывающиеся стороны, которые необходимо закрывать вручную.
Платформой можно управлять из кабины с помощью рычагов. В зависимости от используемой конструкции такие тележки могут разгружаться двумя способами. Первый — наклонить платформу назад при наклоне на 50 градусов.
Есть второй способ, при котором разгрузка разрешена с трех сторон (сзади, слева и справа). Понятно, что последний вариант — лучший, самый доступный и универсальный. Платформа наклоняется в сторону на 45 градусов.
Кабина грузовика была спроектирована с учетом тенденций советского периода и имела угловую форму. При этом по сравнению с предыдущими версиями в салоне появилось намного больше места. Панели ложных дверей получили дополнительные боковые карманы, которые можно было использовать как место для хранения различных мелочей. Хорошая теплоизоляция позволила комфортно находиться в салоне за рулем. Кабина модели была заимствована у опытной разработки ГАЗ-4301, представленной в 1984 году. Она отличалась увеличенными размерами и была рассчитана на двух человек. Добраться до основных руководящих органов было несложно, так как они занимали рациональную позицию. К другим особенностям можно отнести наличие ремней безопасности, современную приборную панель, мягкие внутренние панели и двери.
Кроме того, автомобиль оснастили автономным предпусковым подогревателем, позволяющим без проблем заводить двигатель в холодное время года. Еще одна особенность модели — шланг забора воздуха, проходящий вдоль капота.
На бензиновые версии ГАЗ-3307 устанавливалась 4-ступенчатая механическая коробка передач, на дизельные — 5-ступенчатая. При этом 4-ступенчатая коробка передач отличалась характерным воем, издаваемым при движении.
Впервые в рулевом механизме появился гидроусилитель руля. Сама конструкция претерпела незначительные изменения и представляла собой шаровидный червяк, дополненный трехгребневым валиком. После этого появился новый механизм с винтом и шариковой гайкой, позволивший снизить усилие на рулевом колесе.
Автомобиль оснащался стандартными барабанными тормозами с гидроусилителем тормозов и гидравлическим приводом. Стояночный тормоз располагался на трансмиссии и был механическим.
Подвеска в ГАЗ-3307 не менялась. На грузовике была возможность установки тента и двери багажного отделения. Прочная и надежная рама позволяла перевозить тяжелые грузы, поэтому использовалась для установки различных кузовов (эвакуаторы, самосвалы, фургоны и т.д.). На базе ГАЗ-3307 созданы промышленные, изотермические, зерновозы и транспортные средства.
Применение
Грузовик ГАЗ-3307 использовался как гражданский автомобиль. На его базе устанавливались цистерны, телескопические погрузчики, автомобили для перевозки ремонтных бригад (версии с одно- и двухместной кабиной). Ограниченное количество грузовиков пошло на строительство пожарной машины.
На базе базового грузовика был произведен ряд модификаций. Для нужд Саранского автозавода выпускалось шасси под обозначением ГАЗ-33072. На базе машины производились самосвалы с возможностью разгрузки в трех или одном направлении.
Отличительной особенностью шасси стала установка на картер коробки передач шестеренчатого масляного насоса, который используется для управления гидравликой самосвала.
По параметрам грузоподъемность самосвал САЗ не отличался от базовой машины — до 4500 кг.
Грузовое такси модели ГАЗ-33073 отличалось компоновкой грузовой платформы, в которой по боковым поручням располагались откидные скамейки для пассажиров. По бокам колец не было.
Только люк был откинут вниз, на полу платформы была лестница, которая облегчала доступ к платформе. Сверху кузов накрывал навес с овальными целлулоидными окнами по периметру. Сзади тент закрывался клапаном.
Горьковский завод поставил шасси ГАЗ-33074 для постройки автобусов с капюшоном КАВЗ-3976. Рама имела удлиненную основу, поставлялась без кабины, но с оперением. На шасси ГАЗ-33075 по отдельному заказу был установлен двигатель ЗМЗ-513, адаптированный для работы на сжиженном газе. Аналогичный двигатель был на шасси ГАЗ-33076, оборудованном системой подачи сжатого газа.
Для боевой эксплуатации был создан ГАЗ-3308, оснащенный системой полного привода, аналогичной ГАЗ-66. Достоинством машины было расположение капота, обеспечивающего большую защиту при минных подрывах. Армейские грузовики комплектуются бензиновыми и дизельными силовыми агрегатами.
Тормозная система
Рабочая тормозная система грузовика ГАЗ 3307 оснащена гидравлической трансмиссией, а в качестве тормоза используется барабанный механизм. Этот автомобиль имеет два тормозных контура, один из которых может работать как запасной тормоз.
Эксплуатационные показатели
ГАЗ 3307 грузовик
Полная скорость | 90 километров в час |
Время разгона, но 80 км / ч | 64 секунды |
Расход топлива ГАЗ 3307 при 60 км / ч | 19,6 л на 100 км |
Расход топлива при 80 км / ч | 26,4 л на 100 км |
Емкость бензобака | 105 литров |
Рулевое управление
В рулевом управлении применена червячная передача, имеющая глобоидный червяк с трехреберным роликом. Электрооборудование поддерживает свою работу при напряжении 12 вольт.
Конструкция автомобиля ГАЗ 3307
Средний самосвал ГАЗ 3307 проектировался не с нуля. В его основе лежали детали и агрегаты (в основном) своих предшественников — ГАЗ-53 и ГАЗ-54.
Конечно, некоторые узлы со временем претерпели изменения и были оптимизированы для нужд времени, и сад родительских узлов начал значительно отличаться.
Ходовая часть
Шасси ГАЗ-3307 имеет задний ведущий мост. У этого грузовика пятиступенчатая коробка передач: четыре передачи переднего хода и одна передача заднего хода. Увеличенный дорожный просвет (на обеих осях) позволяет машине без труда преодолевать сложные участки грунтовых дорог и спокойно выбираться из грязи.
К тому же такая щель позволяет легко переходить реки и озера небольшой глубины, не опасаясь застрять в иле или песке.
Откидной кузов
Складывающаяся конструкция кузова самосвала ГАЗ-3307 максимально удобна для погрузки и разгрузки. Это связано с тем, что у корпуса есть три откидных стороны с каждой стороны. Сгибание бедер в этом случае выполняется вручную.
Кроме того, выгрузка из кузова происходит как назад, так и вбок. Это позволяет максимально быстро и комфортно разгружать тело практически в любом месте.
Корпус можно откинуть назад под углом 50 градусов и вбок под углом 45 градусов.
Рулевое управление
Схема движения ГАЗ-3307
Самосвал ГАЗ-3307 имеет механическое рулевое управление без использования гидроусилителя, что значительно усложняет работу водителя. Рулевая колонка установлена 3-х полюсного типа.
Кабина
Кабина автомобиля ГАЗ-3307
Кабина рассчитана на движение только с одним пассажиром. Имеет большое панорамное остекление, встроенную вентиляцию и обогрев.
Модернизации
На базе модели 3307 производится «Земляк» ГАЗ-33086, оснащенный системой полного привода и 117-сильным дизельным двигателем ММЗ Д-245 с турбонаддувом. В грузовике используется пятиступенчатая трансмиссия, а также раздаточная коробка и мосты от ГАЗ-66.
Задний мост имеет двойные балки.
Конструкция ГАЗ-3307 стала основой для создания нового поколения грузовиков ГАЗ под обозначением Next. Новое поколение оснащено современной кабиной, экономичными двигателями и пятиступенчатой механической коробкой передач. Грузоподъемность машин достигает 7000 кг.
Читайте также: Подключение розетки прицепа и фаркопа легкового и грузового автомобиля, схема по цветам, распиновка