ГАЗ-3309, модификации: евро, дизель, самосвал и фургон, технические характеристики: двигатель, КПП, сцепление, гидроусилитель и тормозная система

ГАЗ

Основные технические характеристики ГАЗ 3309

  • Грузоподъемность — 4500 кг;
  • Максимальный вес — 7800 кг;
  • Сухая масса – около 3200 кг;
  • Запас топлива — 100 л;
  • Двигатель – 150 л.с. Объем дизеля 4,67 л;
  • Расход топлива ГАЗ 3309 – 210-250 г/кВт. (соответствует самым строгим международным стандартам);
  • Средний расход топлива с полной загрузкой – 25 л/100 км;
  • Габариты 6550х2380х2350 мм;
  • Размеры грузовой платформы.

Коммерческие автомобили, участвующие в регулярном движении по расписанию, очень быстро набирают пробег. Производитель обещает ресурс двигателя в 250 000 км. Для модификации, оснащенной турбодизелем Cummins, ресурс увеличен до рекордных 500 000 км.

ГАЗ 3309 дизель

Основное внимание в дизайне уделяется простоте и надежности. В концепцию изначально не входило чрезмерное усложнение, переоснащение электроникой, что характерно для многих импортных грузовиков подобного класса. Конструкция представляет собой классическую рамку. Расположение двигателя продольное с коробкой передач и карданным валом посередине автомобиля.

Шинопровод на задней оси имеет два ската. Рулевое управление — с гидроусилителем, а гидроусилитель ГАЗ 3309 приводится в действие штатным насосом с приводом от двигателя. На случай, если потребуется самосвал ГАЗ 3309 или кран, устанавливается второй гидронасос с гораздо большей мощностью, приводимый в действие коробкой передач.

Двигатель — сердце автомобиля

Изначально при проектировании автомобиля газ 3309 оснащался карбюраторным двигателем. Индекс модели — ГАЗ 3307. 3309, это дизельная версия 07. Полный абсурд при сегодняшних ценах на топливо, грузовики были в то время нормой, хотя бы вспомните легендарный ЗИЛ-130. Этот грузовик, кстати, должен был заменить его. Сейчас бензиновые версии можно встретить в переделанном на газ виде. Кроме двигателя, по всем остальным элементам конструкции они идентичны современному ГАЗ 3309.

Газовый двигатель 3309 (не путать с 3307) всегда дизельный. Это классическая конструкция с рядным расположением цилиндров. Производитель — крупнейший отечественный производитель двигателей Ярославский моторный завод. Грузовик получил проверенный и вполне современный ЯМЗ-534 (Из семейства ЯМЗ-530). Поскольку грузовик выпускается на конвейере уже почти 30 лет, сейчас на него устанавливаются последние версии этого двигателя. Топливный насос высокого давления в них дополнен электронным блоком управления. Это повышает КПД и, самое главное, продлевает срок службы двигателя. Электронный блок управления не позволяет двигателю работать в неправильном режиме.

Дизель ЯМЗ-530

Следует отметить, что двигатели семейства ЯМЗ-530 устанавливаются на самые перспективные грузовики, например, Газон Next. Агрегат газ 3309 предусматривает установку других двигателей вместо штатных:

  • экологический класс Евро-4;
  • Количество цилиндров – 4. Блок чугунный, рядного расположения по классической схеме;
  • Рабочий объем — 4430 куб.см. Степень сжатия — 17,7;
  • Скорость вращения при максимальном крутящем моменте — 1300-1600 об/мин;
  • Топливная система, ТНВД — CommonRail (завод в Ярославле);
  • Рециркуляция выхлопных газов;
  • Катализатор; сменные фильтрующие картриджи;
  • Многофазный впрыск топлива.

Всего в линейке ЯМЗ-530 насчитывается десять модификаций с различными модификациями и степенями формообразования. Диапазон мощностей — 130-190 л.с. Есть в этой линейке и весьма необычные варианты, например, ЯМЗ-534 CNG, работающий на природном газе.

Стоимость и комплектации

Грузовики этого типа используются до сих пор. С конвейера (новенькие) автомобили выпускаются только на заказ и отдельными партиями. Цена этого грузовика будет варьироваться в зависимости от выбранного дополнения.

Наиболее популярными моделями являются фургоны и бортовые платформы. Стоимость таких машин (с лотками) начинается от 700 000 рублей. Фургон будет идти уже от 850 000 рублей. Если вам нужен лифт на аналогичной платформе, за него придется заплатить от 1 100 000 рублей. Когда возникает желание установить какие-то вспомогательные функции, логично сделать вывод, что стоимость будет равносильна увеличению.

Вы также можете купить грузовик на вторичном рынке, что позволяет значительно сэкономить на покупке. Зато есть шанс обзавестись проблемным автомобилем, которых в нашей стране предостаточно.

В зависимости от того, какая модификация будет использоваться, какое будет состояние и год выпуска, стоимость модели будет варьироваться от 100 000 до 300 000 рублей. Версии 2014-2016 годов могут подняться до 1 000 000 рублей.

Грузовик ГАЗ 3307 имеет практичную разгрузочную конструкцию, что делает его мобильным даже в городских условиях, и обеспечивает разгрузку на три стороны.

В список базового оборудования входит наличие 20-дюймовых стальных колес, штатной галогенной оптики, заднего противотуманного фонаря, одного аккумулятора (6СТ-75) или пары (6СТ-55А3) и отопителя салона.

Стоит добавить, что выпущенные заводом ограниченные партии получили адаптированную для прохладных климатических условий модель ГАЗ-330701, имевшую повышенную теплоизоляцию кабины, предпусковой подогреватель и опциональный дополнительный отопитель.

Устройство

По типу грузового кузова дизельные самосвалы ГАЗ-3309 делятся на кузов с трехсторонней возможностью опрокидывания кузова, а также с односторонней опрокидыванием. Также на грузоподъемность влияет возможность выгрузки товара на несколько сторон.

Силовая установка, несущая часть

Самосвал ГАЗ-3309 состоит из несущей рамы, на которой спереди смонтированы силовая установка и передний рулевой вал. Ближе к средней секции находится коробка передач и гидронасос. Над ними находится трехместная кабина закрытого типа.

В задней части рамы находится карданный вал с карданной передачей. На раме установлен грузовой кузов, соединенный с телескопическим гидроцилиндром.

Двигатель Д-245, зарекомендовавший себя как надежная силовая установка, крепится на раме с помощью резиновых подушек. Сам силовой агрегат 4-цилиндровый, с рядным расположением цилиндров. Система питания также оснащена турбокомпрессором и интеркулером.

Силовая установка ярославского производства имеет обозначение ЯМЗ-534, также является 4-х цилиндровой и оснащена турбокомпрессором, но по объему немного меньше Д-245, а по мощности сильнее.

В раме модели 3309 используется классический лонжерон. Он состоит из двух продольных балок, соединенных поперечинами. Именно она является несущей частью и к ней крепятся все остальные детали автомобиля.

Кузов представляет собой платформу с откидными бортами. Есть возможность увеличить высоту бортов, увеличить объем корпуса.

Кузов крепится к раме шарнирными замками штифтового типа. Они также дают возможность поворота тела в трех направлениях. Для этого достаточно просто вытащить штифты на замке с нужной стороны.Дизельная установка, запасная часть, подвеска самосвала ГАЗ-3309

Трансмиссия, гидравлика, подвеска

Гидравлическая система автомобиля, позволяющая опрокидывать кузов, состоит из коробки отбора мощности со встроенным гидронасосом. Он установлен на коробке передач. Через гидролинии он соединен с телескопическим цилиндром, нижний край которого крепится к раме, а верхний — к платформе кузова. Забор масла для этой системы осуществляется из отдельного маслобака.

Этот автомобиль имеет 5-ступенчатую механическую коробку передач. Крутящий момент от него на приводной вал осуществляется карданным валом. Главная передача ведущего вала — коническая, гипоидная с шестеренчатым фазным дифференциалом.

Подвеска автомобиля зависимая, рессорная. Также используются передние амортизаторы.

Кабина — герметичная, 3-местная, оборудована системой вентиляции и отопления. Система подъема кузова управляется из кабины выведенным в нее рычагом.

Модернизация автомобиля

После того, как автозавод в городе Горьком начал восстанавливаться, были приняты решения о модернизации салона. В салоне Газ 3309 было довольно много изменено и началась разработка дизельного двигателя для автомобилей. Дизельный двигатель позволил добиться большей мощности при снижении расхода топлива.

Чтобы создать дизельный двигатель для Газ 3309, технологам пришлось приложить немало усилий. В ходе разработки было закуплено большое количество новых станков и стеллажей. Они использовались для испытаний двигателя и сравнения с бензиновой версией. В ходе технологического прорыва был разработан дизельный двигатель, имевший турбокомпрессор. Он отлично работал с автомобилем и позволял достаточно бодро передвигать большегрузные автомобили.

После внесения изменений в конструкцию кабины было решено учесть внутренние узлы Газ 3309. В начале 80-х годов многие узлы, присутствующие в автомобиле, были переделаны. Большое количество доработок, которые коснулись подвески, кузова, двигателя, коробки передач, удешевили сам автомобиль, но при этом обладали более высокой экономичностью. Также читайте автомобили ГАЗ-3309 с дизельным двигателем

Ремонт и обслуживание автомобиля также стали проще, во многом за счет сокращения количества деталей. Их сокращение позволило уменьшить количество возможных поломок различных узлов, и, соответственно, стоили они достаточно дешево.
фургон газ 3309

Салон кабины

Внутри больше свободного места. Приборная панель получила обилие всевозможных датчиков. Перед ними устанавливался двухспицевый руль с тонким ободом. Среди самых больших датчиков на приборной панели — круглый спидометр трансмиссии слева и спидометр, установленный в центре.

Кроме них есть датчики масла, температуры двигателя, уровня топлива, заряда аккумулятора и пневмосистемы. Более современные автомобили имеют достаточно хорошие сиденья с умеренной боковой поддержкой.

Справа от водителя можно увидеть рычаг переключения передач, который приобрел изогнутый вид. Вся передняя панель выполнена из пластика, а дверные карты получили удобный тканевый материал.

Само водительское сиденье получило подрессоренный тип, а у предыдущей модели такого не было. Кроме того, кресло можно регулировать по углу наклона спинки и в горизонтальной плоскости.

Несмотря на то, что кабина грузовика разрабатывалась в соответствии со стандартами советских лет, и в ней было наличие угловатых форм, по сравнению с предшественниками в ней было больше свободного места, что в свою очередь положительно сказывалось на комфорте.

На фальшпанелях дверей появились дополнительные боковые карманы, что позволяло хранить в них различную мелочевку. Также поработали с хорошей теплоизоляцией, что повысило уровень комфорта, и находиться внутри грузовика стало гораздо приятнее. Сама кабина была позаимствована у экспериментального автомобиля ГАЗ-4301, который был представлен в 1984 году.

У нее были увеличенные габариты, и она рассчитывалась на пару человек, включая водителя. Добраться до основных элементов управления было довольно просто. Очень приятно, что начали устанавливать ремни безопасности, современную панель приборов вместе с мягкой обивкой панелей салона и дверей.

Внешний вид

Если говорить о внешности ГАЗ-3309, то отличить дизельный вариант от бензинового практически невозможно. Их можно отличить по наличию патрубка воздухозаборника, проходящего вдоль капота и оконной стойки кабины.

С помощью такого элемента дизельный автомобиль мог преодолевать самые глубокие водные преграды, ведь воздух к силовому агрегату поступал именно из такой трубы, которая располагалась на высоте 2 метра. Кроме того, не стоит забывать о больших колесах и довольно высоком дорожном просвете.

По фото видно, что по нынешним меркам грузовик имеет достаточно аскетический вид. Однако, по мнению многих водителей, самое главное для грузовика – это его технологичность, потому что, когда грузовик исправно служит, внешний вид отходит на второй план.

Изображение автомобиля ГАЗ-3309

Преемник модели 53 получил практически неизменный дизайн салона. У грузовика такие же круглые фары, узнаваемый стальной бампер, удлиненный капот и классическая металлическая подножка, облегчающая водителю доступ в салон. Судя по отзывам, конструкция кабины грузовика имела множество недостатков.

Например, часто грешили на крылья, которые почти всегда ржавели. В результате их приходилось обрабатывать шпаклевкой или класть новые стальные пластины поверх проржавевшего металла.

Однако сам бампер, как и прежде, достаточно массивный и прочный. Благодаря значительной толщине металла он выдерживает усилия до нескольких тонн.

Изображение автомобиля ГАЗ-3309

Водитель может без опасений прикрепить трос к одному из двух отверстий в бампере и вывести машину практически из любой трясины на буксире. Хотя стоит признать, что дизельная разновидность газона почти не позволяла ему завязнуть даже в самой глубокой и пересеченной местности, поэтому зачастую буксировка была просто не нужна.

Как и все остальные нынешние грузовики, которыми занимается Горьковский автомобиль, он обзавелся металлической кабиной, где присутствует простой внешний дизайн.

При этом он имеет прямые обводы с острыми гранями, которые разбавлены круглой оптикой, противоударным бампером вместе с массивной решеткой радиатора. Кабина получила пару дверей с довольно широким проемом. Также отмечается наличие большого стекла, которое обеспечивает удобный доступ к моторному отсеку в трех направлениях.

Плюсы и минусы

Плюсы машины

  • Хорошая проходимость;
  • Хороший дорожный просвет;
  • Отсутствие проблем с приобретением запчастей и элементов машин;
  • Хорошая ремонтопригодность;
  • Надежная тормозная система;
  • Приемлемая стоимость, как нового, так и подержанного грузовика;
  • Небольшие габариты;
  • Не боится сельской местности;
  • Различные модификации;
  • Различные варианты выгрузки груза;
  • Неприхотливый автомобиль;
  • Четкое и практичное администрирование;
  • Это ремень безопасности;
  • Хорошие силовые агрегаты;
  • Хорошая видимость;
  • Больше свободного места в кабине.

Читайте также: K008-3 — Kubota-mini

Кабина

ГАЗ 3309 – автомобиль средней вместимости, с кабиной, рассчитанной на 2 человек, максимальный вес перевозимого груза – 4,5 тонны. По вашему желанию с этой моделью может быть поставлен тент. ГАЗ 3309 — заднеприводный грузовик, оснащенный 5-ступенчатой ​​механической коробкой передач.панель приборов газ 3309

Дополнительные модификации кабины и ходовой

Кабину нового ГАЗа снова усовершенствовали, ее увеличили для удобства водителя, это позволило разместить в ней двух довольно крупных человек. Помимо площади, кабина имела отличную вентиляцию, что облегчало поездки на дальние расстояния летом или в жарких районах страны. А для северной стороны России усовершенствована система отопления газ 3309.

Этот автомобиль стал первым грузовиком в стране, модификации рулевого управления которого включали гидравлический привод рулевого управления, облегчавший поворот и делавший езду более комфортной даже на малых скоростях. Газ 3309 начал сходить с конвейера в 1989 году, имел карбюраторный двигатель и возможность перевозить груз не более 4,5 тонн.

После успешного запуска 4,5-тонной модификации была начата разработка 5-тонного автомобиля.газ 3309 4,5 тонны

Для того чтобы он выдержал такой вес, колесная база и коробка передач автомобиля были усилены. В 1993 году был запущен выпуск серии автомобилей, имевших данную модификацию. Они почти сразу пришли на смену старым моделям Газ 3309, но стоили дороже своих меньших собратьев. Он имел большой набор улучшений и некоторые старые узлы были заменены на:

  • Новый двигатель с шестью цилиндрами;
  • С воздушным охлаждением.

Двигатель позволил достичь мощности в 125 лошадиных сил, а в его создании российской фирме помогла немецкая компания Deutz. После успешного изобретения этого двигателя начались работы над вагонным составом, способным перевозить 8,6 т груза. Всего было выпущено около 28 тысяч автомобилей с модификацией 5 тонн.

Понижение грузоподъемности, но улучшение мобильности

После модель Газ 3309 доработали до возможности перевозить грузы до 5 тонн. Конструкторы задумались о том, чтобы начать снижать грузоподъемность, но при этом была улучшена подвижность самого грузовика. И под это решение и новые технологии в 1993 году был выпущен грузовик массой 3 тонны, он имел модификации с 4 цилиндрами дизельного двигателя. Из всего этого в лошадиных силах вылилось около 85 лошадей.

Помимо 3-тонного грузовика, была еще довольно небольшая и ограниченная серия 2,5-тонных машин. В этой конструкции двигатель уже был карбюраторным, в отличие от своего аналога.

Основными направлениями использования таких транспортных средств были использование небольших грузов, малого веса или габаритов на достаточно больших расстояниях.газ 3309 3 тонны

После успешного освоения дизеля, имевшего турбину и четыре цилиндра, снова начались работы по изменению ходовой части. Благодаря этому Газ 3309 получил некоторые изменения, как внутренние, так и косметические. Косметика, разве что появление патрубка воздухозаборника справа от салона можно отнести. Но у этой модели автомобиля была довольно несчастливая судьба, так как экономическая ситуация в стране в тот момент довольно сильно страдала и делать столь дорогие грузовики было нецелесообразно. Их производство прекратилось, но продолжилось через некоторое время, длившееся с 1997 по 2001 год.

После того, как экономическая ситуация в самой стране стала более стабильной, производитель решил внести в Газ 3309 некоторые изменения, в связи с чем двигатель стал закупаться у белорусских поставщиков. Были закуплены дизельные двигатели, являвшиеся аналогами двигателей, устанавливаемых на Зил 5301.

3309 фургон

Тормозная система

Тормозная система имеет два контура и гидравлическое управление. На каждом контуре установлен гидровакуумный усилитель. Передние и задние колеса имеют барабанные тормоза. Если одна цепь выходит из строя, другая цепь действует как резервный тормоз. Стояночный тормоз соединен с задними колесами тросом.

Частые неисправности и ремонт

Руководство по ремонту ГАЗ содержит общие рекомендации по регламентному обслуживанию и ремонту агрегатов. Конструкция грузовика допускает самостоятельный ремонт. Рекомендуется обращаться в специализированный сервис при проблемах с электроникой двигателя, а также со стартером или генератором.

Как прокачать тормоза

Для прокачки тормозов на ГАЗ-3309 Садко с системой АБС необходимо:

  1. Очистите перепускные клапаны на тормозных цилиндрах от грязи.
  2. Установить давление в пневмоконтуре 0,6-0,8 МПа. Затем снимите крышку с расходного бачка (вместе с датчиком уровня) и долейте тормозную жидкость на обод.
  3. Наденьте резиновый шланг на перепускной клапан к правому переднему колесу, свободный конец опустите в емкость, наполненную рабочей жидкостью.
  4. Выкрутить вентиль на 0,5-0,75 оборота и нажать на педаль тормоза. Проводите манипуляции до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков газа из трубы, при этом доливая жидкость в расходную емкость.
  5. Аналогичные действия проделайте с левым передним колесом, а затем с правым задним. Левый задний механизм обслуживается в последнюю очередь.
  6. Установите нормальный уровень в баке и закройте крышку. Дополнительная регулировка тормозов не требуется, зазор между колодкой и барабаном выставляется автоматически. В случае чрезмерного износа вкладышей необходимо разобрать узел и заменить поврежденные детали.

Как отрегулировать и заменить сцепление

Для замены дисков и корзины сцепления необходимо:

  1. Снимите кронштейн крепления выхлопной трубы, разберите элементы главного цилиндра.
  2. Поддомкратьте заднюю часть двигателя и снимите задние опоры двигателя.
  3. Снимите картер сцепления, который крепится к блоку цилиндров болтами. Демонтаж осуществляется вместе с коробкой передач.
  4. Отсоедините сцепление и картер коробки передач. После этого можно заменить изношенные элементы сцепления.
  5. После установки деталей можно переходить к сборке устройств, которая осуществляется в обратном порядке.

В процессе эксплуатации сцепление не требует регулировки. Возможно только изменение положения педали управления относительно пола кабины. Для этого нужно вращать регулировочную гайку на толкателе, который находится под рычагом педали.

Как подключить генератор

Схема подключения генератора ничем не отличается от других автомобилей. Один провод идет к аккумуляторам, а другой подключается через разрядное реле. На комбинации приборов установлен индикатор, который включается при отсутствии заряда. При нормальной работе генератора контрольная лампа гаснет сразу после запуска двигателя. Запрещается запускать двигатель с отсоединенным или оборванным плюсовым кабелем генератора, так как поражение электрическим током может привести к повреждению агрегата.Генератор

Коды ошибок

В автомобилях используется электронный контроллер двигателя с энергонезависимой памятью, предназначенной для хранения кодов неисправностей. Если дизель не развивает скорость, причина в неисправных датчиках. Каждый сигнал об ошибке, выходящий за пределы запрограммированного поля допуска, регистрируется блоком управления как ошибка.

Для считывания используется световой индикатор на панели приборов и кнопка запроса. После нажатия клавиши индикатор начинает транслировать код, отправляя его по 1 цифре за раз. Количество вспышек соответствует значению цифры. Коды выдаются последовательно, для определения следующего значения нужно нажать кнопку еще раз. Для расшифровки значений кодов воспользуйтесь таблицей, имеющейся в сервис-мануале. Дополнительную информацию о состоянии двигателя можно получить с помощью компьютерной диагностики.

Трансмиссия, ходовая, подвеска ГАЗ-3309

Грузовик с доступной ценой и простой конструкцией может комплектоваться только механической коробкой передач. Коробка передач – механическая 5-ступенчатая. Синхронизаторы с бронзовыми шестернями. Задний мост газ 3309 — военный от ГАЗ-66. Следует отметить, что дизайн автомобиля ГАЗ-66 получил международные награды благодаря техническим новшествам, актуальным на сегодняшний день. Самоблокирующийся дифференциал ГАЗ-66 в гражданском ГАЗ-3309 заменили на обычный конический. При необходимости его можно сбросить. Интересно, что картер моста не чугунный, а сварен из толстых стальных листов. В результате получается более легкая и ударопрочная конструкция.

Фургон ГАЗ 3309

В ходовой части используются конические подшипники вместо цилиндрических. В результате значительно увеличивается запас прочности. Задние колеса с двойными шинами. Каркас газ 3309 — сварной из стального профиля.

Модификации

Мусоровозы ГАЗ-3309 с боковой загрузкой выпускает арзамасское объединение «Коммаш». Машина оборудована отдельной гидравлической системой, приводимой шестеренчатым насосом от коробки передач. Захват и перемещение контейнера осуществляется с помощью манипулятора. Панель управления катушкой расположена сбоку машины. Внутри контейнера для отходов находится гидравлический пресс, сжимающий отходы. Задний борт на кузове откидывается, что позволяет выгрузить мусоровоз на свалку. Задние погрузчики имеют аналогичную конструкцию.

Автоцистерна на базе ГАЗ-3309 оснащена стальным баком, рассчитанным на 4900 литров жидкости. Резервуар разделен на несколько отдельных секций, внутри установлены волнорезы. Заправка осуществляется через горловину или с помощью шлангов и штатной помпы. Производительность установленного на машине насоса достигает 700 л/мин. Выпускной коллектор двигателя имеет измененную форму, глушитель с искрогасителем расположен под передним бампером. Стандартное оборудование включает заземляющее устройство и 2 огнетушителя.

Автовышка на базе ГАЗ оснащается телескопическим, коленным или комбинированным подъемником. Оборудование позволяет поднимать обслуживающий персонал на высоту до 28 м. Для повышения устойчивости на шасси установлены опорные стойки. Корзина лифта оборудована полом из специального утеплителя, грузоподъемность агрегата достигает 300 кг. Оборудование оснащено 2 панелями управления, расположенными внизу подъемника и в загрузочной люльке. Все приводы питаются от встроенной гидравлической системы с шестеренчатой ​​насосной станцией.Автовышка

Самосвал ГАЗон-3309 оборудован металлической платформой, которая разгружается в 3-х направлениях. Для установки оборудования используется специальное шасси с укороченными балками и смещенными вспомогательными элементами. Органы управления самосвала расположены в кабине. Для изменения угла наклона используется многосекционный гидроцилиндр.

На базе грузовика выпускались различные мелкосерийные модификации. Примером может служить фургон «Добрыня», который собирала компания «Чайка-Сервис». Машина оснащалась кабиной с измененным оперением из стеклопластика. За стандартной кабиной находился спальный отсек. Машины обработаны акриловыми эмалями, по специальному заказу использованы цвета металлик. Также поставлялись грузовики с боковой платформой и тентом.

Оцените статью
Блог про автомобили ГАЗ