- Устройство и ТТХ
- Силовая установка
- Тормозная система
- КПП
- Электрооборудование
- Рулевое управление
- Размеры, масса и заправочные емкости
- Плюсы и минусы
- Плюсы машины
- Минусы машины
- Технические свойства дизеля ММЗД-245 на ГАЗ 3309
- Кабина и платформа
- Какой можно сделать вывод?
- Изменения, касающиеся кабины и ходовой
- Отзывы о дизеле ГАЗ 3309 от владельцев
- Двигатель и его системы
- Технические особенности грузового автомобиля ГАЗ 3309
- Назначение
- Тормозное управление
- Модернизация автомобиля
- Универсальный грузовик ГАЗ 3309 для коммерческого использования
- Тормозная технология
- Снижение грузового потенциала. ТТХ ГАЗ 3309
- Модификации
- История создания и развития
- Частые неисправности и ремонт
- Как прокачать тормоза
- Как отрегулировать и заменить сцепление
- Как подключить генератор
- Коды ошибок
Устройство и ТТХ
Грузовик построен на раме шасси. Передняя подвеска оснащена рессорами с двумя дополнительными амортизаторами. Задний ведущий мост оснащен полуэллиптическими рессорами. Двигатель расположен в передней части машины, прикрытой отдельным капотом. Кабина водителя и 2 пассажиров расположена за силовым агрегатом.
Размеры и технические характеристики ГАЗ-3309:
- грузоподъемность — 4520 (вариант без тента);
- допустимая масса — 8180 кг;
- длина — 6435 мм;
- ширина (по краям зеркал) — 2700 мм;
- высота (вариант с тентом) — 2905 мм;
- шаг — 3770 мм;
- дорожный просвет (полная нагрузка) — 265 мм;
- максимальная скорость 95 км / ч.
Силовая установка
Дизель Д-245, используемый на грузовике ГАЗ-3309, был заимствован у колесных тягачей МТЗ. Двигатель комплектуется 4-цилиндровым чугунным моноблоком и турбонагнетателем с промежуточным охладителем для воздушного охлаждения. В зависимости от настроек топливной системы двигатель развивает мощность 119 или 125 л.с. Форсунки с электронным управлением используются для подачи дизельного топлива. Топливный насос высокого давления оборудован отдельным подкачивающим насосом. Расход топлива ГАЗ-3309 при полной нагрузке и скорости 60 км / ч не превышает 15,5 л на 100 км пути.
Двигатель оборудован замкнутой системой жидкостного охлаждения с принудительной циркуляцией и отдельным расширительным бачком. Установлен термостат, чтобы поддерживать температуру в заданных пределах. Штатная система обогрева кабины подключена к системе охлаждения. Масляный радиатор установлен на картере.
Часть автомобиля, получившая обозначение ГАЗ-33098, оснащена модернизированным дизельным двигателем ЯМЗ 5344, развивающим мощность 135 л.с. Агрегат имеет небольшой рабочий объем 4,43 литра, система подачи топлива к цилиндрам не отличается от агрегатов Д-245. Расход топлива на 100 км составляет от 15,5 до 19 литров. В системе запуска двигателя используются элементы с электрическим подогревом, чтобы облегчить запуск дизельного двигателя при низких температурах окружающей среды.
Оба типа двигателей оснащены системой рециркуляции выхлопных газов, соответствующей экологическим требованиям Евро 3. Клапан управляется электронным блоком управления.
Сменный бумажный фильтр используется для очистки приточного воздуха. В конструкции есть сигнализатор, предупреждающий водителя о необходимости замены элемента.
Тормозная система
Тормозная система ГАЗ включает комбинированный двухконтурный привод с питанием от сжатого воздуха и гидравлики. На некоторых грузовиках используется антиблокировочная тормозная система. Для торможения используются барабанные механизмы. При выходе из строя одной из цепей замедление осуществляется с помощью остальных, при этом тормозной путь незначительно увеличивается.
Кроме того, установлена система парковки, управляемая рычагом, расположенным в кабине водителя. Рычаг соединен тросами с подшипниками задних колес, которые прижимаются к внутренней поверхности барабанов.
КПП
В автомобилях используется 5-ступенчатая коробка передач, в которую входят синхронизаторы передних передач. Для передачи крутящего момента от двигателя используется однодисковая муфта сухого трения с гидравлическим управлением. Схема коробки передач нанесена на верхнюю поверхность ручки управления, на некоторых автомобилях к приборной панели приклеена специальная пояснительная табличка.
На боковой поверхности картера имеется люк для установки механизма отбора мощности. Аналогичный агрегат используется для работы насосных станций на бензовозах или вакуумных машинах. Переоборудование грузовиков осуществляется третьими лицами.
Электрооборудование
Электрическая схема ГАЗ-3309 рассчитана на постоянный электрический ток, номинальное напряжение 24 В. Источниками электроэнергии являются генератор и 4 свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, соединенные последовательно и параллельно. На некоторых машинах используются 2 батареи большей емкости, которые соединены последовательно.
Электрическая схема построена по принципу использования кузова как отрицательного полюса. Для защиты проводки от короткого замыкания используются предохранители, расположенные в панели приборов. Под капотом установлен блок силовых предохранителей, защищающих наиболее нагруженные участки. Если стартер не поворачивает погрузчик, частая причина — перегоревший предохранитель или разряд аккумуляторной батареи.
Для организации электропроводки грузовиков ГАЗ используются медные многожильные провода с цветной изоляцией. Электрическая схема автомобилей, соответствующих стандарту Euro 3, включает электронный контроллер для системы управления двигателем. Кроме того, установлен блок системы АБС, который укомплектован индивидуальными предохранителями.
Рулевое управление
На грузовиках используется рулевое управление полуинтегрального типа, которое оснащено многоступенчатой зубчатой трансмиссией. Общее передаточное число составляет 23,09 (при центральном положении рулевых колес). В конструкции предусмотрен гидроусилитель руля с раздельным расположением рабочего цилиндра. Насос-усилитель на двигателях Д-245 имеет шестеренчатую конструкцию, на дизелях ЯМЗ применяется более производительный и надежный пластинчатый насос.
Поворотные кулаки со ступицами расположены на концах передней балки. С помощью продольной рулевой тяги изменяется положение рулевых колес. Для синхронного вращения колес используется поперечная штанга регулируемой длины.
Размеры, масса и заправочные емкости
Стандартный бортовой кузов на ГАЗ-3309 имеет габаритные размеры:
- длина — 3490 мм;
- ширина — 2170 мм;
- высота стола — 510 мм.
Заправочный объем стального прессованного топливного бака, установленного на машинах, составляет 105 литров. Для замены моторного масла необходимо долить 12 литров жидкости. Объем системы охлаждения — 16 и 20 литров (для дизелей Д-245 и ЯМЗ 5344 соответственно). Для заправки редуктора и корпуса редуктора ведущего моста требуется 6 и 8,2 литра специального трансмиссионного масла. С завода грузовики комплектуются сменными дисковыми колесами с разрезным бортовым кольцом размером 152B508. На колесах установлены радиальные шины 240R508.
Плюсы и минусы
Плюсы машины
- Хорошая проходимость;
- Достаточно хороший клиренс;
- Нет проблем с покупкой запчастей и запчастей;
- Хорошая ремонтопригодность;
- Низкая стоимость грузовика;
- Существуют различные модификации автомобиля;
- Маленький размер;
- Создан для сельской местности;
- Неприхотливый автомобиль;
- Интуитивное управление;
- Удобные сидения;
- Информационная панель;
- Достаточно мощный силовой агрегат;
- Не боится перегрузок;
- Отдельно стоит предпусковой подогреватель;
- БРЮШНЫЕ МЫШЦЫ;
- Гидравлический усилитель руля;
- Внутри салона больше свободного места, чем у предшественника;
- Низкий расход топлива;
- используется в различных отраслях;
- Водительское сиденье имеет механические регулировки;
- Хорошая видимость;
- Ремень безопасности.
Минусы машины
- Устаревшая кабина и кузов;
- Уровень комфорта по-прежнему намного ниже зарубежных вариантов;
- Металлические элементы начинают быстро ржаветь;
- Только одно пассажирское место;
- Качество используемых внутренних материалов;
- Часто возникает необходимость замены деталей сцепления и каретки.
Технические свойства дизеля ММЗД-245 на ГАЗ 3309
Дизель этого автомобиля представлен 4-х цилиндровым рядным двигателем с непосредственным впрыском топлива, который воспламеняется от сжатия. Сжатие составляет 17,0 единиц для версии EURO-1 и 15,1 для версии EURO-2.
Двигатель включает в себя следующие компоненты:
- цилиндрический блок;
- заголовок;
- поршни;
- шатуны;
- коленчатый вал;
- они летят.
Двигатели Cummins ISF3.8 s3154 имеют турбонаддув, имеют объем 3,76 л и 17,2 компрессорных агрегата. Наилучшие технико-экономические характеристики были получены при использовании турбины с промежуточным охлаждением воздуха во впускной системе. Благодаря наличию предпускового подогревателя запуск двигателя при минусовой температуре не вызывает проблем. Благодаря всем вышеперечисленным особенностям этот автомобиль ценят водители и автомобилисты за надежность и экономичность этих агрегатов.
Кабина и платформа
Салон самолета | Металлический, двухстворчатый, с двумя дверцами |
Нагреватель | Жидкостный, с радиатором, включенным в систему охлаждения двигателя |
Сиденья | Раздельно — водитель и пассажир |
Перья | Металл, с капюшоном из кожи аллигатора |
Платформа | С металлическими бортами, спинка и с двух сторон — разборная, с деревянно-металлическим основанием |
Размеры платформы (внутренние), мм: | |
— длина | 3490 |
— длина | 2170 |
— высота бортов | 510 |
Какой можно сделать вывод?
ГАЗ-3309 — одна из лучших машин Горьковской компании с высокой степенью безопасности. Этому способствуют хорошие тормоза и наличие системы ABS. Автомобиль используется для перевозки грузов различных категорий. Стандартные колеса и задний привод предназначены для передвижения по твердым покрытиям. Полноприводная модификация способа преодоления бездорожья.
Добиться высокого спроса разработчикам удалось благодаря хорошему соотношению цена / долговечность грузовика. Каждая техническая единица имеет высокий запас жизнеспособности, поэтому ремонтные работы хозяева проводят не так часто. Низкий расход топлива ускоряет окупаемость инвестиций. Конструкция грузовика адаптирована для использования в российских условиях.
Производство автомобилей продолжается и сегодня. На первичном рынке ГАЗ-3309 можно купить фургон за 1,396–1,462 миллиона рублей (окончательная стоимость зависит от выбранных надстроек). Бортовая версия будет стоить меньше — 1,27 миллиона рублей. При ограниченном бюджете потребители обращаются на вторичный рынок. Наименьшая стоимость у экземпляров 2004-2005 годов — 180-280 тысяч рублей.
Изменения, касающиеся кабины и ходовой
В 2008 году кабина этой грузовой модели подверглась серьезной переработке. Технологи стремились к дальнейшему развитию комфорта водителя и пассажира, что сказалось на габаритных размерах ГАЗ 3309. Увеличена вместительность салона. Он был оборудован отличной системой вентиляции. Благодаря этой мере стало намного проще путешествовать на дальние расстояния летом или в южных регионах страны. Для холодных регионов в автомобиле обновлена технология обогрева.
Отзывы о дизеле ГАЗ 3309 от владельцев
К минусам можно отнести низкое качество узлов ходовой части и ручки, которые, к сожалению, автомобилистам приходится менять очень часто. Но здесь может возникнуть противоречие, так как эта неисправность зависит как от метода контроля, так и от необходимого ухода (все вопросы отпадают сами собой, если своевременно не заменить масла). Также нет единого мнения о том, как работает двигатель, поскольку некоторые водители могут проехать миллион километров без единого капитального ремонта, а некоторые заменяют детали каждые 100 000 км.
По расходу топлива тоже есть однозначные мнения. Все водители говорят об экономичности двигателя. Наличие свечей накаливания и использование смазочных материалов с низкой вязкостью гарантируют беспроблемный запуск даже при очень низких температурах.
Чтобы двигатель работал на высоком уровне без сбоев, необходимо соблюдать правила эксплуатации. Однако есть моменты, не зависящие от его состояния. Это могут быть следующие неисправности:
- обрыв пусковой обмотки;
- неисправность клапанных пружин;
- засорение фильтров из-за использования некачественного топлива;
- нарушение герметичности компрессорных труб.
Чтобы не допустить возникновения подобных сбоев, производители рекомендуют использовать качественное топливо во избежание засорения фильтров и трубопроводов. Крылья кабины, выполненные из некачественного металла, и виброизоляция двигателя также считаются проблемными. Так что в целом машина хорошая и незаменимая для местного транспорта.
Двигатель и его системы
Шаблон | Д-245,7 у3 | ЗМЗ-5231 |
Вид | Дизельный, 4-тактный, с турбонаддувом, с охлаждением наддувочного воздуха, с жидкостным охлаждением | Бензиновый, 4-х тактный, карбюраторный, жидкостное охлаждение |
Количество и расположение цилиндров | 4, вертикали в ряд | 8, V-образный |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Направление вращения коленчатого вала | Правильно | |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 110 × 125 | 92 × 88 |
Рабочий объем, л | 4,75 | 4,67 |
Коэффициент сжатия | 17 | 7,6 |
Номинальная полезная мощность, кВт (л.с.), не менее | ||
при частоте вращения коленчатого вала 2400 мин-1 | 87,5 (119) | — |
при частоте вращения коленчатого вала 3200 мин-1 | — | 83 (113) |
Максимальный полезный крутящий момент, Н × м (кгс × м) | ||
при частоте вращения коленчатого вала 1300-1600 мин-1 | 413 (42) | — |
при частоте вращения коленчатого вала 2000-2500 мин-1 | — | 294,3 (30) |
Стабильная минимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, мин-1 | 800 | 600 |
Система вентиляции | Заблокированы | |
Топливный насос высокого давления (ТНВД) | СРЗ (CRS-Bosch) или 4 поршня в ряд 833.1111005.01 (YAZDA) с подкачивающим насосом | — |
Топливоподкачивающий насос | Плунжерный для ручного (с ТНВД «833») * и автоматической подкачки топлива |
* Для двигателей ТНВД СРЗ.З применяется фильтр со встроенным ручным насосом.
Форсунки | B 445 121 481 (CRS-Bosch), 455.1112010-73 (YAZDA) (принудительный), 355-1112110-121 (YAZDA) (программный) или 455.1112010-74 (YAZDA) (принудительный), DLLA 140P- (Bosch) (программирование.). Давление начала впрыска: СРЗ.З — переменная, программируется в электронном блоке управления 833.1111005.01 — 27,0 + 1,2 МПа |
|
Карбюратор | — | К-135МУ, двухкамерный, сбалансированный, с убывающим потоком |
Ограничитель скорости | — | Пневматический центробежный тип |
Нагрейте рабочую смесь | — | Жидкость |
Топливные фильтры: | ||
— грубая очистка | Поддонный фильтр * с сетчатым фильтрующим элементом | Поддонный фильтр с желобчатым фильтрующим элементом |
— тонкая уборка | Со сменным бумажным фильтрующим элементом | |
Воздушный фильтр | Сухого типа, со съемным фильтром из адамантиновой бумаги, сигнализатором максимального засорения | Сухой тип, со сменным бумажным фильтрующим элементом |
Система смазки | Комбинированный; под давлением и распылением | |
Масляный радиатор | Интегрирован в двигатель | Подпоток, переключаемый |
Масляный фильтр | Несъемный с бумажным фильтрующим элементом | Общий расход, со сменным фильтрующим элементом |
Система охлаждения | Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией теплоносителя, с расширительным бачком |
* Для двигателей с топливным насосом высокого давления SRZ.Z применяется фильтр PRELINE 270 со встроенным ручным подкачивающим насосом.
Антитоксические системы: | С контролем разрежения карбюратора с помощью термовакуумного выключателя | |
— система рециркуляции выхлопных газов | С управлением от электронного блока управления (для двигателей с ТНВД ЯЗДА «833») | |
— система вентиляции поддона картера | Заблокированы | Закрытые с принудительным отсосом картерных газов |
Система наддува | Газовая турбина, с однотрубным компрессором С14-179-01 или ТКП 6.1., С радиальной центростремительной турбиной, центробежным компрессором и охладителем наддувочного воздуха трубчато-пластинчатого типа | |
Свечи накаливания | 11720720 ф. АЕТ, Словения или СН-07-23 Уфа | — |
Технические особенности грузового автомобиля ГАЗ 3309
Пятиступенчатая механическая коробка передач имеет синхронизатор на всех передачах, управление машиной очень комфортное благодаря предустановленному гидроусилителю. На обеих осях установлена рессорная подвеска, интегрированная в передней части телескопическими гидравлическими амортизаторами двойного действия, которые смягчают удары и предотвращают раскачивание боковин.
Следует отметить хорошие динамические характеристики автомобиля ГАЗ 3309, выгодно отличающие его от аналогов в своем классе. Максимальной скорости 95 км / ч более чем достаточно для езды по грунтовым дорогам и городскому асфальту, количество расходуемого топлива при спокойном темпе движения составляет 14-19 л / 100 км, что является следствием плохой аэродинамики. Грузоподъемность 4,5 тонны позволяет устанавливать на раму огромное количество различного оборудования:
- автовышка;
- мусоровоз;
- грузовик с манипулятором;
- топливный бак и др.
Назначение
С изменением в лучшую сторону характеристик потребителя замена устаревших моделей на конвейере стала основным назначением автомобиля ГАЗ 3309. При этом эксплуатационные функции остались прежними. Установка на шасси различной конфигурации позволяет использовать машину на городских, междугородных и межобластных маршрутах для перевозки грузов и в качестве спецтехники. В линейке автомобилей ГАЗ 3309 широко представлена коммунальная техника: мусоровозы, спецтехника для уборки улиц зимой и летом, поливочные цистерны.
В сочетании с изотермическими фургонами ГАЗ 3309 часто используется для перевозки продуктов питания, мебели, стройматериалов, служб доставки воды и так далее. Длиннобазные вагоны оснащены специальными устройствами для перевозки нестандартных и специальных грузов (стекла, пластиковые и деревянные окна, листы и заготовки для изготовления мебели и т.д.). Также оборудован эвакуатором для легковых автомобилей, мини-кранами и гидроманипуляторами.
Тормозное управление
Рабочая тормозная система | С пневмогидравлическим приводом. Тормоза — колодки барабанные с автоматической регулировкой расстояния между накладкой и барабаном |
Стоковая тормозная система | Каждый контур рабочей тормозной системы |
Стояночная тормозная система | С механической тросовой передачей к тормозам задних колес |
Модернизация автомобиля
После того, как автомобильный завод в городе Горький начал реконструкцию, было принято решение о модернизации салона. Кабина ГАЗ 3309 была сильно доработана и для автомобиля разработан дизельный двигатель. Дизельный двигатель позволил получить большую мощность при снижении расхода топлива.
Чтобы создать дизель для Газ 3309, технологам пришлось приложить немало усилий. В процессе разработки было закуплено большое количество новых машин и стендов. Они использовались для испытаний двигателя и сравнения с бензиновой версией. В ходе технологического прорыва был разработан дизельный двигатель с турбонаддувом. Он отлично работал с машиной и позволял довольно бодро перемещать тяжелую технику.
Габаритные размеры автомобиля газ 3309
После внесения изменений в конструкцию салона было решено обратить внимание на внутренние узлы ГАЗ 3309. В начале 80-х многие узлы в машине были переделаны. Большое количество изменений, коснувшихся подвески, кузова, двигателя, трансмиссии, позволило удешевить саму машину, но при этом обладать большей экономичностью.
Ремонт и обслуживание автомобилей также стали проще, во многом благодаря меньшему количеству деталей. Их уменьшение позволило снизить количество возможных отказов различных агрегатов и, соответственно, стоить они довольно дешево.
Универсальный грузовик ГАЗ 3309 для коммерческого использования
Рациональная компоновка всех элементов управления полностью соответствует признанным мировым стандартам, также претерпела изменения приборная панель. Сиденья регулируются по различным параметрам и оснащены ремнями безопасности, есть возможность установки высоких бортиков и тента.
Три невысоких складывающихся борта, изначально укомплектованные автомобилем ГАЗ 3309, продаваемым в ООО «ТТМ Центр Север», ускоряют и облегчают процесс погрузки-разгрузки, высота пола на уровне 1365 мм не затрудняет обращение с тяжелыми предметами. Автомобиль оснащается 4-цилиндровым дизельным двигателем или немного устаревшим 8-цилиндровым бензиновым V-образным двигателем на выбор. Популярность дизельного двигателя обеспечивает высокий крутящий момент и соответствие стандарту Евро-3, поэтому мы предлагаем эту опцию. Автомобиль, оснащенный бензиновым агрегатом, не соответствует нормам выбросов, его крутящий момент почти вдвое меньше, чем у дизельных моделей.
Тормозная технология
Особенности тормозной техники Газ 3309 связаны с наличием пары контуров и гидропривода. Каждая указанная схема была также оборудована гидро-вакуумным усилителем.
Специфика передних и задних колес — барабанные тормоза. Если по какой-либо причине выходит из строя одна цепь, вторая цепь в этой ситуации становится резервным тормозом. В этой технологии подключение стояночного тормоза к задним колесам осуществляется тросом.
Снижение грузового потенциала. ТТХ ГАЗ 3309
Когда специалисты разработали грузоподъемность ГАЗ 33009 для перевозки 5 тонн, возникла дилемма относительно мобильности автомобиля.
И было решено выпустить мобильную версию машины, но с меньшей грузоподъемностью. А в 1993 году появилась модель, способная перевозить до 3 тонн груза. На нем работал четырехцилиндровый дизельный агрегат. Дизельный двигатель ГАЗ 3309 мощностью 85 л.с.
Вскоре была выпущена модификация в очень скромном тираже, имевшая еще меньшую грузоподъемность — до 2,5 тонн. Оснащался карбюраторным двигателем.
Эти варианты ГАЗ 3309 стали использоваться в основном для перевозки грузов небольших размеров и масс на внушительные расстояния.
После собственно разработки дизельного двигателя последовали работы по реформированию шасси. Проведенные операции позволили как-то доработать автомобиль изнутри. Также была проведена эстетическая реформа: с правой стороны салона появилась труба, забирающая воздух.
Когда в 2001 году налаживались деловые отношения с минским предприятием, обычно закупались агрегаты, аналогичные тем двигателям, которые используются в модели ЗИЛ 5301.
Модификации
Мусоровозы с боковой загрузкой ГАЗ-3309 производит арзамасское объединение «Коммаш». Машина оборудована отдельной гидравлической системой с шестеренчатым насосом, приводимым в действие редуктором. Контейнер захватывается и перемещается с помощью манипулятора. Регулятор шпульки расположен на боковой стороне машины. Внутри мусорного бака находится гидравлический пресс для уплотнения мусора. Кормовую крышку самосвала можно откинуть вниз, чтобы мусоровоз можно было разгрузить на полигоне. Аналогичную конструкцию имеют машины с задней загрузкой.
Автоцистерна на базе ГАЗ-3309 оснащена стальным баком, рассчитанным на 4900 литров жидкости. Резервуар разделен на несколько отдельных секций, внутри которых установлены волнорезы. Заправка производится через горловину или с помощью патрубков и штатного насоса. Производительность насоса, установленного на машине, достигает 700 л / мин. Выпускной коллектор двигателя имеет измененную форму, под передним бампером расположен глушитель с искрогасителем. В стандартную комплектацию входит заземляющее устройство и 2 огнетушителя.
Автовышка на базе ГАЗ оснащена телескопическим, коленным или комбинированным подъемником. Оборудование обеспечивает подъем обслуживающего персонала на высоту до 28 м. Для повышения устойчивости на раме установлены стабилизаторы. Подъемная корзина оснащена полом, состоящим из специального изолятора, грузоподъемность устройства достигает 300 кг. Оборудование оснащено 2 панелями управления, расположенными на основании подъемника и в грузовой люльке. Все приводы приводятся в действие бортовой гидросистемой с шестеренчатой насосной станцией.
Самосвал ГАЗон-3309 оборудован металлической платформой, разгружаемой в 3-х направлениях. Для установки оборудования используется специальная рама с укороченными лонжеронами и смещенными вспомогательными элементами. Органы управления кузовом расположены в кабине водителя. Для изменения угла наклона используется многосекционный гидроцилиндр.
На базе грузовика производились различные мелкосерийные модификации. Примером может служить фургон «Добрыня», который собрала компания «Чайка Сервис». Автомобиль оснастили кабиной с модифицированным оперением, сделанным из стеклопластика. За штатной кабиной находился спальный отсек. Машины были обработаны акриловыми эмалями; по запросу использовались краски «металлик». Грузовики также поставлялись с платформой и тентом.
История создания и развития
Специалисты Горьковского предприятия во второй половине 60-го года начали работы по замене грузового транспорта ГАЗ-53А — инженеры планировали серьезно модернизировать имеющуюся машину. В 1972 году появился транспорт с индексом 53-11, который во многом отличался от своего предшественника. После успешных испытаний нового транспорта руководство завода решило, что необходимо создавать оборудование с нуля. При этом главный конкурент компании — ЗИЛ — готовился к выпуску автомобилей нового поколения.
В 1970-е годы немецкие грузовики Magirus-Deutz, поставляемые в Россию Германией, сыграли важную роль в формировании 3309. Прежде всего советским специалистам понравился дизельный силовой агрегат. Его отличительной особенностью было воздушное охлаждение, которое оказалось отличным в сибирском климате. В 1976 году руководство Союза поручило машиностроительным предприятиям выпускать новые автомобили с дизельными двигателями. ГАЗ вступил в переговоры с немецкой компанией о покупке лицензии на сборку двигателей с системой воздушного охлаждения.
В начале февраля 1978 года конструкторы подготовили первый технический проект опытного образца автомобиля ГАЗ-3309, который успешно прошел испытания на Минавтопроме. В 1979 году цех покинули первые опытные образцы. Спустя два года инженеры подготовили серию демоверсий. Главной отличительной особенностью предыдущего поколения была двухместная кабина, внутри которой было много свободного места. Зал оборудован эффективной системой отопления и вентиляции. Гидроусилитель ГАЗ-3309 стал первым в истории советской техники.
В 1986 году опытные образцы прошли успешные испытания, серийная модель получила индекс 3307. Серийное производство транспорта было начато в 1989 году. Под капотом находился двигатель ЗМЗ-511, работавший совместно с карбюратором. Он развивал до 125 лошадиных сил. В 1992 году было произведено первое изменение конвейера, который отличался от стандартной грузоподъемностью (увеличен до 5 тыс. Кг). Ему было присвоено имя 4301. Выпуск длился до 1995 года. За 3 года с конвейера сошло чуть более 28 тысяч экземпляров.
Фургон ГАЗ-3309 появился только в 1994 году, когда конструкторы закончили работу с дизельным агрегатом 5441. Он имел мощность 115 лошадиных сил и состоял из четырех цилиндров. Шасси и кабина были взяты от 3307 с небольшими изменениями. Новая версия вытеснила с рынка свою предшественницу в 1996 году благодаря своей экономичности и бережному отношению к окружающей среде. Спустя год производство этой модели прекратили, посчитав нерентабельным. Серийное производство возобновлено в 2001 году. Специалисты отказались от немецкого двигателя, отдав предпочтение минскому ММЗ Д-245.7. В 1999 году появились полноприводные версии для армии (грузоподъемность 2 тонны) и народного хозяйства (2,3 тонны).
ГАЗ-3309 Евро-2 появился в 2006 году. В 2008 году конструкторы довели технику до стандарта Евро-3. Бензиновые автомобили выпускались до 2009 года. После этого несколько лет их выпускали по специальным заказам госорганов со специальными надстройками. В 2013 году минские инженеры довели свою разработку до стандарта Евро-4. Также с 2012 года потребителям доступна модификация с дизельным двигателем CumminsISF 3.8L. В начале 2013 года на рынок вышла версия 33098. Основное ее отличие — двигатель ЯМЗ-5344.10, соответствующий экологическим нормам четвертого класса.
Частые неисправности и ремонт
В руководстве по ремонту ГАЗ содержатся общие рекомендации по текущему ремонту и обслуживанию агрегата. Конструкция тележки позволяет производить самостоятельный ремонт. Желательно обращаться в специализированный сервис в случае проблем с электроникой двигателя, а также стартера или генератора.
Как прокачать тормоза
Для прокачки тормозов на ГАЗ-3309 Садко с системой АБС необходимо:
- Удалите грязь из перепускных клапанов тормозных цилиндров.
- Довести давление в пневмосистеме до 0,6-0,8 МПа. Затем снимаем крышку с сервисного бачка (вместе с датчиком уровня) и доливаем тормозную жидкость до края.
- Надеть резиновый шланг на перепускной клапан правого переднего колеса, свободный конец опустить в емкость с рабочей жидкостью.
- Откручиваем вентиль на 0,5-0,75 оборота и нажимаем педаль тормоза. Манипуляции проводить до тех пор, пока пузырьки газа не перестанут выходить из трубки, при этом необходимо долить жидкость в расходную емкость.
- Проделайте те же действия с левым передним колесом, а затем с правым задним колесом. Левая задняя передача подвергается ремонту в последнюю очередь.
- Довести уровень в емкости до нормального и закрыть крышкой. Никакой дополнительной регулировки тормозов не требуется, зазор между башмаком и барабаном устанавливается автоматически. Если уплотнения чрезмерно изношены, необходимо разобрать узел и заменить поврежденные детали.
Как отрегулировать и заменить сцепление
Для замены дисков и корзины сцепления вам потребуются:
- Снимите кронштейн крепления выхлопной трубы, снимите элементы главного тормозного цилиндра.
- Поддержите заднюю часть двигателя домкратом, затем снимите задние подушки двигателя.
- Снимите картер сцепления, который прикручен к блоку цилиндров. Снятие осуществляется вместе с коробкой передач.
- Отсоедините муфту и картер трансмиссии. Впоследствии изношенные элементы сцепления можно заменить.
- После установки деталей можно приступать к сборке агрегатов, которая выполняется в обратной последовательности.
В процессе эксплуатации регулировку сцепления не требуется. Вы можете изменить только положение педали управления относительно пола кабины. Для этого нужно повернуть регулировочную гайку, расположенную на толкателе, который находится под рычагом педали.
Как подключить генератор
Схема подключения генератора не отличается от других автомобилей. Один провод идет к батареям, а другой подключается через реле разряда. На панели приборов установлен индикатор, который загорается при отсутствии заряда. Во время нормальной работы генератора лампочка гаснет сразу после запуска двигателя. Не запускайте двигатель при отключенном или порванном плюсовом проводе генератора, так как скачок напряжения может повредить устройство.
Коды ошибок
В автомобилях используется электронный контроллер двигателя с энергонезависимой памятью для хранения кодов неисправностей. Если дизель не развивает обороты, причина в том, что датчики работают некорректно. Любой неверный сигнал, отличный от запрограммированного диапазона допуска, регистрируется блоком управления как ошибка.
Для считывания используются сигнальная лампа на панели приборов и кнопка запроса. После нажатия кнопки индикатор начинает передавать код, передавая его по одной цифре за раз. Количество вспышек соответствует значению цифры. Коды выдаются последовательно; для определения следующего значения необходимо снова нажать кнопку. Для расшифровки кодовых значений используется таблица, приведенная в сервисном руководстве. Дополнительную информацию о состоянии двигателя можно получить с помощью компьютерной диагностики.
Читайте также: Генератор на ГАЗ-66: схема и характеристики