- Коробка передач и тормозная система
- Мотор: устройство и особенности
- Питание
- Эксплуатация и ремонт
- Наведение гаубицы
- Ходовая и рулевое управление
- Описание модели ГАЗ-4301 (4301)
- Двигатель
- Трансмиссия
- Ходовая часть
- Рулевое управление
- Тормоза
- Почему грузовик ГАЗ-4301 был снят с производства?
- КПП
- Причины популярности
- Чем отличается модель от других
- Трансмиссия
- История выпуска
- Ходовая часть, подвеска
- Какой можно сделать вывод?
- Кузов и рама
Коробка передач и тормозная система
Коробка передач была переработана инженерами для улучшения качества машины. В результате увеличился запас трудовых ресурсов и снизился шум. Появлялось при переключении передач. Коробка передач механическая, пятиступенчатая. Каждая передача синхронизируется. Исключениями были первая и задняя.
Компоненты коробки передач:
- однодисковое закрытое сцепление. Характерный для него тип трения сухой;
- пружинная мембрана;
- гидравлическая установка.
Тормозная система имеет два контура. Колеса оснащены встроенными узлами с двумя независимыми друг от друга приводами. Тормозной эффект распределяется на все колеса, в ситуации с равномерным торможением — в соотношении примерно 60 к 40. Из них 60 % приходится на передние колеса, а 40 % — на задние. Дизель ГАЗ 4301 также оснащен раздельной тормозной системой. Прицеп оснащен пневматической установкой.
Каждое колесо имеет съемный тормозной барабан. Это упрощает обслуживание автомобиля. При необходимости устранения каких-либо дефектов или полной замены сплошных барабанов можно прибегнуть к подручным средствам, снять и заменить их в обычных условиях. Тормозные барабаны представляют собой прочные и высокопрочные изделия из чугуна.
Тормозная система этого грузовика имеет специальное устройство. Благодаря ему отверстия в паре башмак-барабан регулируются автоматически».
На задних колесах — тормозные агрегаты с механическим приводом. Они являются стояночным тормозом. На ободах есть специальные вентиляционные лючки, обеспечивающие хороший приток воздуха через барабаны.
Мотор: устройство и особенности
ГАЗ 4301 кардинально отличался от выпущенных ранее моделей тем, что впервые был использован новый мощный двигатель – дизель. Был установлен шестицилиндровый двигатель ГАЗ 542. Его мощность составляла 125 литров в секунду. Появление было связано с лицензией, купленной у Deutz. Сам двигатель ГАЗ 542 разработан австрийской компанией Steyr. Он стал пионером в производстве дизельных двигателей на советском заводе. Расход дизельного топлива у автомобиля составляет всего 16 литров на сто километров.
Двигатель оснащен двумя насосами. Они подают дизель:
- первый представляет собой поршневой топливный инжектор с низким уровнем сжатия, который поддерживает низкое давление;
- другой, механический, центробежно регулируемый, двухрежимный встроенный инжектор с высокой степенью сжатия, обеспечивает высокий уровень сжатия.
Если возникает ситуация для достаточно продолжительной работы двигателя, предусмотрено несколько типов систем очистки топлива:
- Третья система связана с сухой фильтрацией воздуха. Это возможно благодаря сменным компонентам фильтра и датчику загрязнения. Двигатель охлаждается гидравлической муфтой, шестиколесной вентиляторной трансмиссией.
- Вторичная – тонкий, или глубокий, тип очистки. Он оснащен компонентами бумажного фильтра.
- Первичная — грубый вид очистки. Здесь используется фильтр-сепаратор. Он оснащен сетчатыми элементами.
Питание
Топливная система, питающая двигатель дизельным топливом, представлена в виде двух насосов. Один из них — поршневой инжектор низкой степени сжатия, а другой — высококомпрессионный, механический, регулируемый. Работает в двух режимах.
Насос для перекачки топлива представляет собой поршневую систему, обеспечивающую возможность закачки дизельного топлива в руну. В двигателе используется несколько фильтров очистки топлива: для грубой очистки и для тонкой очистки.
В качестве первого фильтра инженеры решили использовать сепаратор со специальной сеткой. Для тонкой очистки используется сменный бумажный элемент. Фильтрация воздуха сухая. Здесь используются сменные фильтры, а также датчик, показывающий степень засорения. Охлаждение осуществляется воздухом.
Эксплуатация и ремонт
Что касается отзывов об этом автомобиле, то современные владельцы все же отмечают, что это самая экономичная и долговечная модель. За много лет использования ремонт и вложения практически не потребовались.
Лучше всего использовать в качестве прицепа. Из всех неисправностей самой распространенной является быстрый износ тормозной системы и компрессора.
В принципе, положительных отзывов больше, чем отрицательных. Поэтому можно сказать, что автомобиль показал себя с хорошей стороны, несмотря на то, что был снят с производства. В свое время было выпущено довольно много моделей, которые разъехались по владельцам по всей стране. ГАЗ-4301 был построен в начале 80-х годов по указу партии. Изначально автомобиль предназначался для работы по дому.
То есть его можно было встретить на посевах и уборных. Автомобиль прошел испытания в дальнем путешествии, где дал положительные и весьма впечатляющие результаты. Это был первый мощный дизельный двигатель, который просто впечатлял своими характеристиками. Ни один грузовик в то время не мог сравниться по техническому оснащению с моделью 4301. Все детали для него были специально изготовлены и разработаны. Кроме того, они не подходят ни к одной другой модели.
Сам грузовик изготовлен из высокопрочного материала. Стойкость потрясающая. Кроме того, он оборудован системами охлаждения, обогрева и вентиляции. Усилитель руля помогает большому автомобилю совершать сложные маневры в достаточно ограниченном пространстве. Водителю не нужно несколько раз крутить руль, чтобы войти в поворот. Теперь все это делает гидроусилитель.
Благодаря ему машина плавно входит в поворот, даже если она загружена. Грузовик обладает отличной устойчивостью даже на неровной поверхности. А тормозная система ГАЗ работает безотказно, несмотря на дорожное покрытие и погодные условия. Все это делает грузовик незаменимым в командировках.
Наведение гаубицы
Эффективность наводчика определяется применением специфических прицелов и приводов наведения. Рассматриваемая нами самоходная гаубица использует два прицела: поворотный панорамный прицел 1П22 (увеличение 3,7 крат) и неподвижный прямой наводкой 1П23 (увеличение 5,5 крат). Особенностью панорамного прицела является более сложная конструкция (с использованием деротационной оптики и гироскопа), а также возможность его поворота на 360 0 , что является важной особенностью современных танков и САУ.
Приводы направляющих чрезвычайно эргономичны для стрелка, что немаловажно в боевой обстановке. Особенно практично то, что вертикальный привод всегда выполняет свою работу автоматически. Дополнительным удобством является угол возвышения, который автоматически восстанавливается после каждого выстрела.
Таким образом, экипажу остается отрегулировать блок управления горизонтальными разгонами для совмещения прицела и точки прицеливания. В этом смысл работы стрелка 2С19 Мста-С. Кстати, картинка это демонстрирует, да, его взгляд практически не отрывается от вида рукояток, рычагов и т.д. Это действительно способствует эффективности боя.
Ходовая и рулевое управление
Подвеска автомобиля предназначена для объединения кузова и несущей рамы с колесной секцией.
Основная задача – распределить нагрузки, которые испытывает организм во время поездки, и уменьшить негативное влияние ударов.
Правильно спроектированная подвеска обеспечивает плавное, комфортное движение, улучшает сцепление с дорогой и устойчивое положение грузовика на дороге.
В передней подвеске ГАЗ-4301 используются полуэллиптические рессоры с возможностью регулировки сжатия за счет прорезиненных проставок.
Задняя подвеска сочетает в себе витую и рессорную подвеску. Телескопические амортизаторы делают свое дело и сглаживают все вибрации и удары по кузову грузовика.
Устанавливаются и крепятся к раме и осевым опорам гидравлические амортизаторы.
Рулевое управление автомобиля оснащено гидроусилителем. Это обеспечивает легкое управление и комфорт водителя, а также меньшую утомляемость.
Механизм поворота колеса оснащен червячной передачей глобоидного типа и треугольным колесом, установленным на подшипнике.
Эта система позволила изолировать руль непосредственно от вибраций и ударов о дорожные неровности.
Применение гидроусиления позволило уменьшить количество поворотов руля из крайнего левого положения в правое и наоборот. Это повысило популярность автомобиля для городского транспорта.
Устойчивость автомобиля была повышена за счет доработки многих узлов: снижен центр тяжести, увеличено расстояние между колеями колес, блокировка заднего дифференциала выполнена внешней пневмосистемой, усовершенствована конструкция коробки передач.
Описание модели ГАЗ-4301 (4301)
Двигатель
- Модель — 542.10
- Тип — Дизельный, четырехтактный (с воздушным охлаждением)
- Количество цилиндров — 6
- Рабочие цилиндры — 1-5-3-6-2-4
- Направление вращения коленчатого вала — Правое
- Диаметр цилиндра и ход поршня, мм — 105×120
- Рабочий объем, л — 6,23
- Степень сжатия — 18
- Номинальная мощность двигателя при 2800 об/мин, кВт (л.с.) — 92 (125)
- Максимальный крутящий момент при 1600-1800 об/мин, Н·м (кгс·м) — 37 (37)
- Максимальная частота вращения холостого хода, не более, об/мин — 3040
- Минимальная частота вращения холостого хода, об/мин — 575–625
- Система вентиляции — Закрытый топливный насос высокого давления (ТНВД) — Рядный, с механическим двухрежимным центробежным регулятором ТНВД — поршневого типа
- Топливный насос — поршневого типа для ручной подкачки топливные форсунки — закрытого типа, начальное давление подъема иглы 17,16 МПа (175 кгс/см 2)
- Топливные фильтры: Грубый — Сетчатый фильтр с фильтрующим элементом тонкой очистки — Со сменными бумажными фильтрующими элементами
- Воздушный фильтр — Сухого типа, со сменным фильтрующим элементом и индикатором максимальной засоренности Система охлаждения — Воздушная с шестеренчатым приводом вентилятора через регулируемую гидромуфту
Трансмиссия
- Сцепление однодисковое, сухого трения, постоянно замкнутое, с диафрагменной пружиной.
- Привод сцепления — гидравлическая коробка передач — Механическая, пятиступенчатая, трехходовая, с синхронизаторами на 2, 3, 4 и 5 передачах
- Передаточное отношение: I — 6,286; II — 3,391; III — 2,133; IV — 1,351; В — 1,0; ш — 5.429
- Карданная передача — два открытых вала с промежуточной опорой, три карданных шарнира на игольчатых подшипниках
- Главная передача — коническая, гипоидного типа.
- Передаточное число 5,857
- Дифференциал — Фазовый, редуктор с принудительной блокировкой
- Управление механизмом блокировки — Дистанционное управление, пневмокран
Ходовая часть
- Колеса — Дисковые, с двухкомпонентным ободом, с разрезным бортовым кольцом
- Шины — Пневматические, радиальные, размер 8,25Р20, скорость слоя — НС12
- Давление в шинах, кПа (кгс/см 2): переднее колесо — 370 (3,8) заднее колесо — 540 (5,5)
- Схождение, мм — 0–3 Передняя подвеска — На двух продольных полуэллиптических рессорах с дополнительной резиновой пружиной сжатия
- Задняя подвеска — На двух продольных полуэллиптических рессорах с дополнительными рессорами
- Амортизаторы — Гидравлические, телескопические, двухстороннего действия, навесные на передней оси
Рулевое управление
- Рулевой механизм представляет собой глобоидальный червяк с треугольным роликом на шарикоподшипнике.
- Передаточное число — 21,3 (среднее)
- Усилитель руля — Гидравлический
Тормоза
- Рабочая тормозная система — Двухконтурная, с раздельным торможением осей, с пневмогидравлическим приводом и двумя пневмоусилителями, с барабанными тормозами на всех колесах, имеет двухпроводной пневматический выход для управления тормозами прицепа.
- Резервная тормозная система — Каждый контур рабочей тормозной системы
- Стояночная тормозная система
- Функцию стояночной тормозной системы выполняют тормоза задних колес с механическим приводом
Почему грузовик ГАЗ-4301 был снят с производства?
Несмотря на то, что первый серийный дизельный автомобиль Горьковского автозавода был надежным и достаточно высокотехнологичным, производство в 1995 году было сокращено. Этому способствовало несколько причин:
- Хотя первый дизель от ГАЗа был достаточно экономичным и мощным, в стране практически не было мастеров, разбирающихся в дизельной технике. ГАЗ-4301, двигатель которого невозможно было отремонтировать в колхозных условиях, после поломки был обречен на длительный простой;
- Недостаточная проходимость машины была обусловлена особенностями конструкции. Дизельный двигатель был слишком тяжелым, что создавало большую нагрузку на переднюю ось. Это, в свою очередь, приводило к тому, что машина легко застревала на мягком грунте и в грязи;
- Мировой кризис начала 1990-х привел к падению спроса на грузовики;
- Прекращение государственного финансирования завода означало, что завод просто больше не мог производить дизельные двигатели.
Несмотря на то, что последние грузовики ГАЗ-4301 сошли с конвейера в 1995 году, они до сих пор эксплуатируются в России и СНГ. Основной проблемой при выборе этого грузовика является отсутствие запчастей.
КПП
Механическая коробка передач имеет 5 передаточных чисел с синхронизацией по каждому, кроме заднего и первого.
Пружинно-мембранная муфта имеет сухое трение и гидравлику для управления.
Задние колеса приводятся в движение карданной передачей, из которых две оси открыты и закреплены на трех опорных шарнирах.
Читайте также: Технические характеристики и фото экскаваторов-погрзучиков вольво: bl71, bl61
Причины популярности
Конструкторы ГАЗ-4301 создали множество доработок и крупных улучшений, позволивших выпустить очень популярный автомобиль на грузовом рынке.
Подробнее: Сцепление МАЗ: регулировка, установка однодискового лепесткового узла, 236, ЯМЗ, 238, как прокачать, поменять, корзина, как поставить диски, сборка, установка, двухдисковое, как поставить диск
К дополнительным удобствам относятся: легкий запуск двигателя с помощью электрофонаря, водительское сиденье с системой амортизации, эффективная система вентиляции и обогрева.
Стандартизация и унификация большинства узлов и элементов позволила добиться снижения себестоимости продукции.
Горьковский автомобильный завод создал качественную модель ГАЗ-4301, которая позволила продуктивно развиваться производственному комплексу.
Но из-за того, что качество двигателя было не на очень высоком уровне, а его работа была неудовлетворительной, спрос на рынке был низким, что стало серьезным препятствием для серийного производства модели.
Одним из факторов, плохо влияющих на спрос на автомобиль, является низкая проходимость грузовика.
Благодаря установке более тяжелого и мощного двигателя увеличилась и нагрузка на передние колеса: это часто приводило к тому, что ГАЗ-4301 часто застревал на мягком покрытии.
Еще одним из факторов, повлиявших на снятие ГАЗ-4301 с производства, стал экономический кризис 90-х годов, в результате которого сельскохозяйственные предприятия лишились поддержки и финансирования со стороны государства.
В результате из-за слабых продаж грузовых автомобилей и низкого спроса цены на продукцию были значительно повышены.
В конечном итоге это привело к прекращению производства турбодизеля, и в 1995 году ГАЗ-4301 был снят с производства. Общее количество грузовиков, сошедших с конвейера, составляет 28 158 единиц.
Чем отличается модель от других
Отзывы об этой машине замечательные. Владельцев особенно радует наличие оригинальных панелей, между которыми помимо 4-х продолговатых вентиляционных окошек есть еще 4 небольших отверстия.
Колеса ГАЗ нельзя установить на другой автомобиль, так как их конструкция разработана специально для ГАЗ-4301. Еще одним преимуществом является наличие двух главных тормозных цилиндров с пневмоусилителем, которые расположены слева от рамы между кабиной и топливным баком. Автомобиль поставляется со специальными износостойкими шинами, имеющими класс слоя НС12. Обслуживание и ремонт Газели стоит не очень дорого, что не может не радовать владельцев.
Рулевое управление имеет гидроусилитель, что значительно улучшает управляемость. Такое устройство радует всех водителей, так как большой грузовик замечательно входит в повороты. Кроме того, наличие такого устройства уменьшило количество поворотов руля, что значительно упростило жизнь владельцу устройства. Больше всего наличие гидроусилителя проявляется при маневрах в ограниченном пространстве.
Так выглядит рулевая колонка на Газ 4301
За счет этого механизма поглощаются удары рулевого механизма от дорожных дефектов, а также улучшается управляемость устройства при попадании на крупные неровности, либо в случае прокола колеса. Устойчивость автомобиля достаточно высокая. Этого инженеры завода добились, установив дистанционное управление блокировкой дифференциала с помощью пневматического клапана. Кроме того, положительно сказались обновленные коробка передач и мосты.
В основе ГАЗ лежит рама из высокопрочного материала, который считается долговечным и прослужит довольно долго. Передняя подвеска значительно снижает нагрузку и равномерно распределяет ее на все пары колес. Улучшает тягу автомобиля.
Установлена пара полуэллиптических передних рессор с дополнительным компрессионным комплектом из резиновых пластин. Задняя подвеска состоит из пары рессор и дополнительных рессор. Все эти характеристики значительно выше, чем у других моделей автомобилей того же типа. Преимущества ГАЗ-4301 очевидны. Но из-за того, что на грузовик ГАЗ подходят только оригинальные детали, нужно искать запчасти. Чаще всего на помощь приходит фотомонтаж. Именно на нем вы сможете найти все необходимые детали. Читайте также Автомобили ГАЗ САЗ-3507
Лучше всего искать запчасти у владельцев таких грузовиков. Многие при ремонте или разборке автомобиля кладут их про запас или специально на продажу. Так что если поискать, то можно найти подробности.
Трансмиссия
Трансмиссия грузовика ГАЗ-4301 включает однодисковое сухое фрикционное сцепление с диафрагменной пружиной и гидравлическим приводом. А также механическая пятиступенчатая коробка передач, трехходовая, с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой и задней. Синхронизаторов на этой КПП два, инерционного типа.
Передаточное отношение: I — 6,286; II — 3,391; III — 2,133; IV — 1,351; В — 1,0; реверс — 5429.
Карданная передача — два открытых вала с промежуточной опорой; три карданных шарнира на игольчатых подшипниках. Главная передача — коническая, гипоидного типа. Передаточное число – 5,857. Дифференциал — конический, шестеренчатый, с принудительной блокировкой. Управление запорным механизмом — дистанционное управление, пневмокран.
История выпуска
Начали выпускать грузовики на столичном заводе, это был ЗИЛ, а завод ГАЗ приступил к разработке модели с кодовым названием 4301. Над ней работала ведущая группа инженеров-конструкторов. В конструкции этого автомобиля фигурируют такие имена, как Просвирин и Бутусов. Именно благодаря им в конце 1982 года была выпущена эта марка грузовика ГАЗ. Целый год грузовик испытывали на посевных и уборочных работах.
Затем грузовик ждал на маршруте протяженностью 9000 км.
Ходовая часть, подвеска
На ГАЗ-4301 использовалась передняя подвеска на двух продольных полуэллиптических рессорах, с дополнительным резиновым буфером сжатия. Система задней подвески — на двух продольных полуэллиптических рессорах с дополнительными металлическими пружинами амортизаторов. Амортизаторы на передней оси гидравлические, телескопические, двойного действия.
Для увеличения энергоемкости рессор и ограничения их прогиба на боковой части рамы в районе передней оси установлены резиновые пружины сжатия. На нижней полке боковин задней рамы над задним мостом также установлены резиновые амортизаторы, ограничивающие степень прогиба рессор.
Колеса ГАЗ-4301 дисковые, с двухкомпонентным ободом, с разрезным бортовым кольцом. Шины — пневматические, радиальные, размер 8,25 R20, классификация слоев — НС-12 рекомендуемое давление в шинах: переднее колесо — 370 кПа, или 3,8 кгс/см2; заднее колесо — 540 кПа, или 5,5 кгс/см2.
Какой можно сделать вывод?
ГАЗ-4301 с годами оказался новым путем развития Горьковского автозавода. Транспорт опередил свое время, так как в 80-х и 90-х годах прошлого века дизель был низкого качества. Это привело к низкому спросу, так как из-за плохого топлива двигатель быстро ломался и требовал капитального ремонта.
Смотрите также: Тракторы Беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, культиваторы, косилки, сеялки
Еще одним существенным недостатком стала низкая проходимость по сравнению с бензиновыми аналогами. Основной проблемой была большая масса переднего моста. Он увеличился из-за большого веса силовой установки. Из-за этого машина застряла в грязи.
Из-за кризиса 90-х государство сократило заказы на сельхозтехнику. Грузовики модели 4301 собирались небольшими партиями. Такие объемы производства удорожали дизельные двигатели, делая производство этого продукта нерентабельным. Это привело к закрытию проекта в 1994 году.
Спустя 20 лет в эпоху качественного дизельного топлива эти грузовики обрели новую жизнь. Благодаря невысокой стоимости (по сравнению с зарубежными аналогами), распространенности комплектующих и возможностям обслуживания они востребованы в сельском хозяйстве и других отраслях. Если отремонтировать старые экземпляры, заменить проблемные технические узлы, машина будет работать стабильно долго и без серьезных поломок. Финансовая окупаемость не превышает 2-3 лет.
Кузов и рама
Положительной чертой ГАЗ-4301 является рамная часть, которую конструкторы постарались сделать исключительно качественной и надежной.
Он оказался наиболее устойчивым к перегрузкам и коррозионным повреждениям.
Но все же при использовании уже не нового автомобиля стоит прибегнуть к проверке и усилению заклепочных соединений.