- Устройство узлов и характеристики автомобиля
- Двигатель
- Трансмиссия
- Обслуживание и ремонт
- Регулировка клапанов
- Ремонт КПП
- ГАЗ-51- самый популярный грузовик 1950-60-х годов в СССР
- Модернизация самого популярного грузовика 1950-х годов
- Историческая справка про массовое производство и экспорт
- Разновидности и тюнинг
- Цена нового и б/у
- Конструкционные преимущества авто
- История создания машины
- 51 ГАЗ — основные эксплуатационные и технические характеристики
- История ГАЗ 51
- Технические характеристики
- Конструкционные преимущества авто
- Подвеска и трансмиссия
- Серийное производство
- Конструкция грузовой машины
- Устройство и характеристики двигателя ГАЗ 51
- Поршень
- Шатун
- Коленчатый вал
- Неисправности двигателя ГАЗ 51
- Подвеска и трансмиссия
- Модификации ГАЗ-51 для СССР
Устройство узлов и характеристики автомобиля
Грузовик ГАЗ-51 построен на базе рамы с рессорной подвеской моста. Горьковский автозавод отгружал бортовые версии машины, оснащенные деревянным кузовом. Также были изготовлены рамы, на которых монтировались различные надстройки: молочные цистерны, фургоны для артефактов. Грузовик использовался для постройки самосвалов и коммерческого транспорта. Универсальное шасси позволяло монтировать мусоровозы с задней загрузкой мусора.
Масса пустого грузовика составляет 2710 кг, полная масса достигает 5150 кг. Первые автомобили серии оснащались деревянно-металлической кабиной без обогрева, рассчитанной на водителя и 2-х пассажиров. Впоследствии стал применяться усовершенствованный агрегат с системой вентиляции и отопления.
Двигатель
Двигатель ГАЗ-51 построен на базе 6-цилиндрового рядного блока из серого чугуна. Двигатель оборудован малоклапанной системой газораспределения, развивает мощность 70 л.с при 2800 об / мин. Автомобили с форсированным до 80 л.с двигателем поставлялись на экспорт за счет увеличения степени сжатия. Коленчатый вал имеет 4 подшипника, что упрощает технологию производства.
В качестве топлива использовался этилированный бензин А-66. Топливо хранится в 90-литровом баке, расположенном под сиденьями. В некоторых модификациях использовалась дополнительная емкость, рассчитанная на 105 литров жидкости. Заявленный заводом расход топлива для ГАЗ-51 — 26,5 л на 100 км пути.
Трансмиссия
Все выпускаемые грузовики оснащались однодисковым сухим сцеплением, первые автомобили имели полуцентробежную сборку. Механизм установлен в чугунном основании, которое обрабатывалось вместе с блоком двигателя.
Механическая коробка передач ГАЗ-51 обеспечивает 4 скорости движения вперед, синхронизаторы конструкцией не предусмотрены. Мотив переключения передач напечатан на приклепанной металлической этикетке на приборной панели в салоне. В коробке нет овердрайва, 4 скорости прямые.
Для передачи потока мощности используются 2 стальных трубчатых карданных вала. Задний мост собран из 2-х половинок с вертикальной линией разъёма, внутри установлены коническая шестерня и 4-х планетарный конический дифференциал.
Обслуживание и ремонт
Грузовик ГАЗ-51 имеет простую конструкцию, не требующую специального оборудования для ремонта и обслуживания. Ресурс агрегатов до ремонта не превышает 40-50 тыс. Км, что связано с низким качеством запчастей и конструктивными особенностями.
Регулировка клапанов
Признаком необходимости регулировки клапанов является затрудненный запуск и стук газораспределительного механизма при любых оборотах коленчатого вала. По мере уменьшения зазора сгорает оставшаяся топливная смесь в глушителе или карбюраторе. Нормальный зазор составляет 0,23 мм и 0,28 мм на входе и выходе соответственно.
Порядок настройки:
- Снимите крышки, закрывающие распределительный механизм.
- Поверните коленчатый вал рукояткой в положение открытия выпускного клапана цилиндра 1.
- С помощью щупа отрегулируйте зазоры во впускном (цилиндры 1,3 и 5) и выпускном (2, 3 и 6 цилиндры) клапанах. Чтобы ослабить стопорную гайку, необходимо предотвратить проворачивание толкателя с помощью дополнительного ключа. Зазор устанавливается поворотом регулировочной части стержня. По окончании процедуры затяните контргайку.
- Сделайте полный оборот коленчатого вала, добившись полного открытия выпускного клапана цилиндра 6.
- Отрегулируйте зазор выпускных цилиндров 1, 4 и 5, а также впускных клапанов цилиндров 2, 4 и 6.
Ремонт КПП
Ремонт КПП ГАЗ-51 проводится в следующих случаях:
- Сложность переключения скоростей из-за повреждения или заклинивания подвижных стержней в каналах крышки.
- Повышенный шум при работе коробки, при этом уровень масла в норме. Шум возникает из-за износа шестерен или подшипников входного или выходного вала.
- Самопроизвольное отключение движущихся шестерен в результате неравномерного износа зубьев шестерен или взаимного наклона коробки передач и картера сцепления.
- Потеря смазки из-за разрушения уплотнительных колец.
Для ремонта трансмиссии ее необходимо снять. С агрегата снимается верхняя крышка и снимается первичный вал. Затем вынимается подшипник выходного вала и снимается сам узел.
При ремонте следует учитывать, что ролики подшипников подбираются в пределах 1 размерной группы на каждый узел и не взаимозаменяемы. Перед началом сборки желательно промыть картер от остатков старого масла и продуктов износа шестерен. При сборке используйте только новые уплотнения и прокладки.
ГАЗ-51- самый популярный грузовик 1950-60-х годов в СССР
Автомобиль ГАЗ-51 появился на дорогах СССР в 1946 году и мог оставаться на конвейере до 1975 года. Грузовик с увеличенной грузоподъемностью до 2,5 тонн стал популярным во всех сферах народного хозяйства. Его надежность и неприхотливость хорошо помнят старые летчики, работавшие на нем в 60-70-х годах прошлого века.
Модернизация самого популярного грузовика 1950-х годов
Первая модернизация машины заключалась в замене деревянно-металлической кабины на цельнометаллическую. Произошло это в 1949 году, когда после Второй мировой войны завод «Запорожсталь» был реконструирован. В 1950-х годах грузовик начали постепенно модернизировать, применяя все последние разработки автомобильной промышленности. Был модернизирован двигатель, получивший алюминиевую головку блока цилиндров, что позволило снизить его вес. Складные стальные седла клапана. Помимо меньшего веса обновленный двигатель стал более надежным.
В 1954 году в истории ГАЗ-51 произошла серьезная внешняя модернизация:
- Автомобиль получил новую кабину, полностью сделанную из металла;
- Передняя часть машины стала выглядеть более современной;
- Поскольку многие автолюбители жаловались, что двигатель зимой медленно прогревается, за решеткой радиатора было решено установить заслонки особой конструкции, которые перекрывали поступление холодного воздуха к радиатору.
Военные модификации ГАЗ-51 в основном находились на борту, хотя различные специальные модификации для военной и специальной техники часто делались на заказ. Коробка передач ГАЗ-51 была четырехступенчатой, переключение передач было достаточно четким для грузовиков тех лет. Рама была жесткой и сварной из толстой стали.
Историческая справка про массовое производство и экспорт
После войны за очень короткое время ГАЗ-51 стал самым распространенным автомобилем в СССР. Сборка грузовиков этой модели также была организована на автосборочных заводах в Иркутске (1950–1952) и Одессе (1948–1975). Рекордный показатель годового выпуска ГАЗ-51 пришелся на 1958 год и составил более 173 тысяч единиц. Срок серийного производства грузовика составил 29 лет, а общее количество выпущенных в СССР автомобилей официальной государственной статистики насчитывало 3 481 033 автомобиля.
В конце 1940-х годов Советский Союз начал успешно экспортировать стандартные грузовики, получившие индекс ГАЗ-51У, а затем ГАЗ-51АУ. Многие автомобили этих моделей, а также вариант ГАЗ-51Ю отправлялись в 50-60-е годы в развивающиеся страны Азии и Африки. Модификация ГАЗ-51В с увеличенной грузоподъемностью экспортировалась в достаточно развитые страны Европы: Венгрию, ГДР и Финляндию.
Простота и надежность конструкции советского ГАЗ-51 позволили наладить лицензионное производство этих автомобилей в некоторых странах социалистического лагеря. В Польше грузовик выпускался под маркой «Люблин-51», в Китае доработанная модель производилась в Нанкине и стала известна под названием «Yujin NJ130». В КНДР советский грузовик получил обозначение «Сынри-58», а его производство в городе Докчхон официально не прекращалось и, по всей видимости, продолжается по сей день.
Разновидности и тюнинг
На базе базовой модели ГАЗ-51 было создано множество различных модификаций. Выпускались фургоны, самосвалы, автобусы, автоцистерны, различная спецтехника (пожарные машины, специализированные фургоны, автовышки). Некоторые из выпускаемых автомобилей специально адаптированы для работы в жарких климатических условиях, а также для использования в качестве топлива природного или попутного нефтяного газа.
Редактировать | Особенности | Годы выпуска |
ГАЗ-51А | Увеличенная грузовая платформа | 1955-1975 |
ГАЗ-51АУ | Версия на экспорт для регионов с умеренным климатом | 1956-1975 |
ГАЗ-51Б | Версия LPG со сжатым метаном | 1949-1960 гг |
ГАЗ-51В | Экспортный вариант грузоподъемностью 3-3,5 тонны с двигателем ГАЗ-51В | 1957-1975 |
ГАЗ-51Д | Укороченное шасси для самосвалов ГАЗ-93А, ГАЗ-93Б, САЗ-2500 | 1958-1975 |
ГАЗ-51 ДУ | Экспортная версия ГАЗ-51Д | |
ГАЗ-51ДУ | Экспортный вариант ГАЗ-51Д для тропических регионов. | |
ГАЗ-51Ж | Версия GPL | 1954–1959 |
ГАЗ-51ЖУ | Версия LPG для экспорта в страны с умеренным климатом | |
ГАЗ-51Н | Военная версия ГАЗ-63 со решетчатым кузовом, сиденьями по бокам и дополнительным топливным баком емкостью 105 литров | 1948-1975 |
ГАЗ-51НУ | Экспортная версия ГАЗ-51Н | 1949-1975 |
ГАЗ-51П | Полуприцеп тракторный | 1956-1975 |
ГАЗ-51ПУ | Экспортный вариант ГАЗ-51П | 1956-1975 |
ГАЗ-51ПЮ | Экспортный вариант ГАЗ-51П для регионов с тропическим климатом | 1956-1975 |
ГАЗ-51Р | Коммунальное такси со складными скамейками | 1956-1975 |
ГАЗ-51РУ | Экспортная версия ГАЗ-51Р | 1956-1975 |
ГАЗ-51С | С дополнительным баком на 105 л | 1956-1975 |
ГАЗ-51СЭ | С дополнительным баком на 105 л и экранированным электрооборудованием | |
ГАЗ-51Т | Грузовое такси | 1956-1975 |
ГАЗ-51У | Экспортный вариант базового грузовика ГАЗ-51 | 1949-1955 |
ГАЗ-51Ф | С двигателем ГАЗ-51Ф мощностью 80 л.с с форкамерным зажиганием | 1955 г |
ГАЗ-51 Ю | Версия на экспорт для тропических стран | 1956-1975 |
Мобильные фургоны Т-246 на шасси ГАЗ-51А выпускались с 1959 по 1972 год
В настоящее время тюнинг ГАЗ-51 интересует в основном автолюбителей и «редких» реконструкторов. Но даже на практике энтузиасты нередко приспосабливают грузовик к тому, чтобы он работал достаточно эффективно по своему прямому назначению. Как правило, это заменяет довольно «прожорливый» 3,5-литровый атмосферный бензиновый двигатель на более современные варианты, в том числе и дизельные версии с турбонаддувом.
Такой тюнинг будет сложно оправдать финансово, так как новый двигатель может стоить дороже старого «газового». Переключение коробки передач также крайне необходимо, поскольку движение без синхронизаторов не только крайне неудобно для современного водителя, но и может создать проблемы для других участников дорожного движения. Но даже обновив двигатель и трансмиссию, водитель не сможет существенно повысить комфорт, скорость движения или грузоподъемность. Эффективно использовать ГАЗ-51 в коммерческих целях как в городе, так и за городом в наше время практически невозможно.
Цена нового и б/у
Подержанные модели ГАЗ 51 на ходу предлагаются по цене от 70 до 350 тысяч рублей. Купить машину без гонок не получится: ее производство закончилось в 1975 году.
Конструкционные преимущества авто
Транспортные средства способны выдерживать довольно сложные условия эксплуатации, так как автомобиль оснащен очень качественным шасси. Автомобиль был охарактеризован как самый надежный. Водитель мог завести машину даже с вышедшим из строя стартером, а также с полностью разряженным аккумулятором. Это можно было сделать с помощью специальной пусковой ручки. Особого внимания заслуживает ступенька автомобиля. Его размер составляет всего 3,3 метра, но кабина линейки ГАЗ 51 немного сдвинута вперед, а также более тщательная компоновка двигателя позволила получить большое количество свободного пространства. Здесь находится КПП марки ГАЗ 51.
Общий дизайн 51-го ГАЗ выгоден. Каждый блок автомобиля состоит из одной или двух частей, рассчитанных на серьезную нагрузку. К ним относятся легко снимаемый барабан, встроенный в тормозной механизм, отдельный отсек для масляного насоса и вставных клапанов. Замена таких деталей не составила труда, поэтому при правильной эксплуатации ГАЗ 51 и его технические характеристики не меняются со временем, а общий срок службы двигателя, КПП марки ГАЗ 51 и автомобиля в качестве весь может дожить до 50 лет.
До сих пор в ходу модели 51-го ГАЗ. Машины проходят особые доработки, тюнингованы и выглядят очень редко. Многие устанавливают на свои машины серьезные декоративные обвесы, иногда полностью переделывают машину.
Преимуществом автомобиля ГАЗ 51 является не только двигатель, но и его рама, которая дополнительно усилена специальной кардинально расположенной поперечиной. Конструктивные особенности этого элемента способны обеспечить идеальное соединение между многочисленными лонжеронами. При этом к раме крепятся специальные буксирные крюки. Они под крыльями.
История создания машины
Необходимость создания нового грузового автомобиля грузоподъемностью 2,5 тонны возникла в Советском Союзе в середине 1930-х годов. Автомобиль должен был соответствовать следующим требованиям:
- Автомобиль должен служить как в армии, так и во всех отраслях народного хозяйства;
- планировалось создать универсальный каркас, на который можно было устанавливать различное оборудование. В приоритете бортовые модификации, самосвалы и автобусы для перевозки людей;
- Грузоподъемность новой машины должна была быть не менее 2,5 тонны;
- Двигатель должен обеспечивать хорошие скоростные и тяговые характеристики;
- Грузовик должен быть конструктивно простой, а его ремонт должен производиться самостоятельно.
Летом 1938 года конструкторы разработали и наладили производство узлов, необходимых для сборки автомобиля, а в 1939 году уже были собраны первые опытные образцы.
Мощность и грузоподъемность нового автомобиля настолько поразили испытательную комиссию, что через 18 месяцев новый автомобиль был рекомендован к серийному производству. В 1940 году новый грузовик был представлен на выставке ВДНХ в Москве, после чего вся документация была передана на завод для налаживания серийного производства.
Начало Великой Отечественной войны перечеркнуло все планы советских конструкторов, вынудив их полностью перейти на производство танков и колесной военной техники. При производстве военной техники для фронта было решено использовать готовые разработки. От ГАЗ-51 были взяты следующие агрегаты:
- Двигатель и коробка передач;
- Карданный вал новой концепции, в котором использовались поперечины на игольчатых подшипниках;
- Новый выжимной подшипник сцепления и другие компоненты.
Во время войны все эти узлы проявили себя с лучшей стороны.
Когда стало ясно, что победа в Великой Отечественной войне не за горами, завод снова приступил к работе по подготовке ГАЗ-51 к серийному производству. Уже в конце 45-х Горьковский автозавод смог выпустить первую партию грузовиков в количестве 20 штук. Немного доработали коробку передач, усилили стальную раму, и в 1946 году завод смог произвести 3136 единиц грузовиков ГАЗ-51.
51 ГАЗ — основные эксплуатационные и технические характеристики
Есть автомобили, которые можно охарактеризовать как удачные и уникальные по своим основным качествам и техническим характеристикам. В истории страны немало разных примеров качественных и функциональных грузовиков. Среди них особого внимания заслуживает 51 ГАЗ.
Это верный пример того, как наиболее разумно применены основные технические характеристики автомобиля, что стало настоящей гарантией все большей универсальности и функциональности грузовика.
Основная модель выпускалась 29 лет, собрано и продано более 3,5 единиц 51-го ГАЗа.
История ГАЗ 51
В первое десятилетие существования известного Горьковского завода компания следовала инструкциям и основным концепциям известной компании Ford. Раньше это была машина с кузовом и / или такси от этого производителя.
Основная история создания начинается примерно в 1937 году. В процессе производства было решено брать только самые проверенные и популярные агрегаты на Западе.
На их основе нужно было собирать надежные и простые рабочие машины.
Автомобиль постоянно подвергался дорожным испытаниям в процессе продаж, время от времени производитель отправлял машину на агропромышленные выставки. В годы войны автомобиль производился на базе агрегатов именно этой марки грузовиков, использовались все имеющиеся запасы. На этом основании грузовик получился поистине уникальным.
Самосвал снова производится с 1945 года. После года испытаний и доработок на конвейер стали прибывать не только грузовики, но и автобусы. Каждая модель перед продажей прошла тест-драйв, поэтому автобус и грузовик постоянно совершенствовались.
За один год производитель начал выпускать от 3100 полностью готовых автомобилей, включая автобус. Модели были настолько качественными, что многие из них характеризовались как сверхнадежные, ремонтопригодные и простые по конструкции.
Многочисленные технические характеристики, которыми оснащены каждый автобус и грузовик, а также встроенная коробка передач марки ГАЗ 51 также на высоте.
Технические характеристики
На грузовики и автобусы производитель устанавливает самые надежные и качественные двигатели. Раньше завод имел специальную лицензию на изготовление и установку на автомобиль специального низкоклапанного двигателя Dodge.
По мере развития производственных возможностей двигатели постоянно совершенствовались и обновлялись. Двигатель хромированный, присутствуют поршневые кольца. Также существует самодельный и износостойкий чугун. Он также используется в качестве материала для гильз цилиндров.
Машина оснащена двигателем, оснащенным качественным маслоохладителем и подогревателем.
Коленчатый вал, входящий в состав самого надежного двигателя, снабжен специальными стальными гильзами. Все это обеспечивает долговечность двигателя и всей машины в целом в различных условиях эксплуатации. Помимо уникального по качеству двигателя, машина отличается следующими техническими характеристиками:
Длина | 5500 мм |
Длина | 2200 мм |
Рост | 2120 мм |
Колесная база | 3300 мм |
Пустой вес | 2750 кг |
Объем топливного бака | куб 3484 см |
Мощность двигателя | 2800 об / мин |
Передача инфекции | Механическая коробка передач 4 |
Полная скорость | 80 км в час |
Расход топлива | 20 литров на 100 км |
Сфера | 2500 кг |
Исходя из этих показателей, можно сделать вывод, что все автомобили, сделанные на базе ГАЗа, обладают уникальной тягой. У машины стандартная коробка передач. Ремонт грузовика модели ГАЗ 51 можно провести без особых проблем, так как сложностей с покупкой запчастей на протяжении всего срока службы моделей не было.
Конструкционные преимущества авто
Транспортные средства способны выдерживать довольно сложные условия эксплуатации, так как автомобиль оснащен очень качественным шасси. Автомобиль был охарактеризован как самый надежный. Водитель мог завести машину даже с вышедшим из строя стартером, а также с полностью разряженным аккумулятором.
Это можно было сделать с помощью специальной пусковой ручки. Особого внимания заслуживает ступенька автомобиля. Его размер составляет всего 3,3 метра, но кабина линейки ГАЗ 51 немного сдвинута вперед, а также более тщательная компоновка двигателя позволила получить большое количество свободного пространства.
здесь находится КПП марки ГАЗ 51.
Общий дизайн 51-го ГАЗ выгоден. Каждый блок автомобиля состоит из одной или двух частей, рассчитанных на серьезную нагрузку.
К ним относятся легко снимаемый барабан, встроенный в тормозной механизм, отдельный отсек для масляного насоса и вставных клапанов.
Замена таких деталей не составила труда, поэтому при правильной эксплуатации ГАЗ 51 и его технические характеристики не меняются со временем, а общий срок службы двигателя, КПП марки ГАЗ 51 и автомобиля в качестве весь может дожить до 50 лет.
До сих пор в ходу модели 51-го ГАЗ. Машины проходят особые доработки, тюнингованы и выглядят очень редко. Многие устанавливают на свои машины серьезные декоративные обвесы, иногда полностью переделывают машину.
Преимуществом автомобиля ГАЗ 51 является не только двигатель, но и его рама, которая дополнительно усилена специальной кардинально расположенной поперечиной. Конструктивные особенности этого элемента способны обеспечить идеальное соединение между многочисленными лонжеронами. При этом к раме крепятся специальные буксирные крюки. Они под крыльями.
Подвеска и трансмиссия
Подвеска у этого автомобиля зависимая и в то же время достаточно современная. Содержит четыре встроенных продольных рессоры полуэллиптической формы.
Довольно дальновидное решение — применение на передней подвеске машины специальных гидравлических и рычажных амортизаторов с особым двухсторонним эффектом.
Идеальную устойчивость обеспечивают тяжелые шарнирные пальцы, жесткий передний мост и поворотный кулак.
Серийное производство
ГАЗ-51 в Москве Люблин-51 (польский Люблин-51) — лицензионная копия ГАЗ-51А (1951-1959)
Завод очень быстро наладил выпуск автомобиля — пострадал военный опыт. Уже в конце 1945 года была выпущена опытная партия — два десятка машин, а в 1946 году, еще до завершения испытаний, в страну поступило 3136 серийных грузовиков нового поколения.
Автомобиль получился выигрышным и предельно простым. Пожалуй, впервые в СССР решили непростую задачу создания автомобиля по-настоящему прочной конструкции с равными по численности агрегатами и группами.
ГАЗ-51 был хорошо встречен операторами за удачное сочетание скорости (скорость — более 70 км / ч), надежности, экономичности, прочности и выносливости, удобства и простоты управления. Понравилась мягкая подвеска с эффективными амортизаторами, которая позволяла автомобилю развивать более высокую среднюю скорость на грунтовой дороге, чем ГАЗ-АА, несмотря на меньшую удельную мощность. По характеристикам ГАЗ-51 значительно превзошел даже знаменитый «трехтонный» ЗИС-5, потребляя на 28-36% меньше топлива на тонно-километр, чем его предшественник ГАЗ-ММ. Именно поэтому новые автомобили оказались наиболее подходящими для сельского хозяйства, куда их отправляли в большинстве своем. В 1947 году создатели ГАЗ-51 вместе с главным конструктором завода А.А. Липгартом были награждены Сталинской. Приз.
С конца 1940-х годов сборка ГАЗ-51 была дополнительно организована на заводах в Иркутске (1950–1952) и Одессе (1948–1975). За короткое время ГАЗ-51 стал самым распространенным автомобилем в стране. В 1958 году годовое производство ГАЗ-51 достигло пика — более 173 тысяч. Грузовик находится в производстве 29 лет, что является довольно редким сроком службы. Последний ГАЗ-51А сошел с конвейера 2 апреля 1975 года и был отправлен в заводской музей. Общий тираж «Лугов» составил 3 481 033 экземпляра, в том числе 11 418 машин выпущены на Иркутском автосборочном заводе.
Польское производство грузовиков Lublin-51 продолжалось с 1951 по 1959 год и составило 17 479 единиц 2.
В 1958 году производство ГАЗ-51 (под названием «Сынри-58») было начато на Токчеонском автомобильном заводе в городе Токчхон 3.
Конструкция грузовой машины
Опыт войны и знание новейших моделей союзной трофейной и грузовой техники основных мировых автомобильных держав позволили советским разработчикам создать простую, но высокофункциональную машину с оптимальной компоновкой капота. При относительно короткой колесной базе сдвинутые вперед двигатель и кабина позволили установить достаточно длинную и вместительную грузовую платформу.
Шасси грузовика представляло собой простую «лестничную» конструкцию, в которой два длинных лонжерона соединялись друг с другом пятью поперечинами. К шасси крепились кабина и кузов, подвеска и двигатель. Платформа кузова соединялась с рамой лестницами. Для перевозки негабаритных легких грузов в боковой раме предусмотрены специальные гнезда для конструкции боковых панелей.
Рама и задний мост
В конструкции ГАЗ-51 впервые для советского автомобилестроения была решена проблема обеспечения одинаковой прочности всех систем и узлов автомобиля. Кроме того, впервые на тот момент появились такие современные решения, как алюминиевая головка блока цилиндров, вставные седла клапанов, регулируемый подогрев смеси, масляный радиатор и двойная фильтрация масла, закрытая вентиляция картера, гильзы двигателя. Тонкостенный биметаллический коленчатый вал и легкосъемные тормозные барабаны прошли успешные испытания. Технологически освоено применение новых износостойких сортов чугуна и хромирование ряда ответственных деталей.
Для послевоенного производства ГАЗ-51 двигатель был значительно доработан, что позволило значительно повысить его технические характеристики. В конструкции грузовиков использовался гидравлический тормозной цилиндр, который стал намного эффективнее механических тормозов. В то же время снаряженная масса автомобиля в ходе периодических доработок неуклонно снижалась и к 1962 году составила чуть менее 2,3 тонны.
Кабина грузовика имела современные для тех лет черты и постоянно совершенствовалась. На автомобилях ранних серий крыша и двери кабины были обшиты деревом, а сверху обшиты фанерой и брезентом. Вскоре дверные коробки и ряд других частей кабины стали делать из металла. После 1955 года он стал полностью металлическим, а через год появилась система отопления. В жаркую погоду лобовые стекла могут подниматься почти горизонтально. Со стороны водителя установили стеклоочиститель.
Устройство и характеристики двигателя ГАЗ 51
Четырехтактный бензиновый двигатель ГАЗ 51 имел чугунный блок с шестью цилиндрами, установленными в один ряд. Клапаны расположены внизу, клапаны расположены в ряд по 2 штуки.
Двигатель оснащался головками блока цилиндров (ГБЦ) из разных материалов: алюминия и чугуна. На двигателях с алюминиевыми ГБЦ степень сжатия была выше — 6,2, с чугунными ГБЦ этот показатель составлял 5,6. Изначально в головке блока цилиндров были отверстия для свечей зажигания диаметром 18 мм и шагом резьбы 1,5 мм, позже отверстия были заменены на свечи зажигания A11 (14×1,25 мм). Это решение позволило увеличить степень сжатия до 6,7.
Так выглядит ГБЦ двигателя ГАЗ 51
На предыдущих версиях ДВС в конструкции устанавливались два фильтра очистки масла — фильтр грубой и тонкой очистки. Таким образом, устройство стало использовать только полнопоточный фильтр.
Несмотря на внешнюю схожесть с двигателем Dodge D5, по техническим характеристикам двигатель ГАЗ существенно отличался от американского агрегата. Двигатель D5 имел:
- Диаметр поршня 82,55 мм;
- Ход поршня 111 мм;
- Объем двигателя внутреннего сгорания — 3,56 л.
ГАЗ 11 имел следующие технические характеристики:
- Диаметр поршня 81,88 мм;
- Ход поршня 110 мм;
- Объем 3,485 л.
При вращении коленчатого вала 3600 об / мин двигатель ГАЗ имеет объем 85 л. С.
Поршень
Штатный поршень имеет размер 81,88 мм, также предусмотрены мероприятия по ремонту:
- Первый ремонт — 82,5 мм;
- Второй ремонт — 83,0 мм;
- Третий ремонт — 83,5 мм.
На базе ДВС ГАЗ 51 разработан четырехцилиндровый ГАЗ 20, который устанавливался на автомобили «Победа» и ГАЗ 69. Диаметр поршня ГАЗ 20 составляет 88 мм.
Поршень имеет плоское днище и овальную юбку. Для компенсации теплового расширения на пальто имеется Т-образный вырез. Другие особенности:
- «Плавающий» поршневой палец, установленный в шпильках, фиксируется в поршне двумя стопорными кольцами. Диаметр штифта 22 мм;
- Поршень имеет два компрессионных кольца и два встроенных масляных грязесъемника (всего три кольцевых канавки);
- В канавках для маслосъемных колец предусмотрены отверстия для слива масла из цилиндров двигателя.
Шатун
Шатуны имеют двутавровое сечение, кованые, стальные. Нижняя ГБЦ расположена несимметрично оси — на коленчатом валу установлены шатуны с длинными выступами в разные стороны: 1,3,5 — с коротким отливом вперед и 2,4,6 — с коротким отливом назад. Осторожно. Крышки крепятся двумя шлицевыми болтами, затянутые гайки разрезные. В головку верхнего шатуна вдавливается медная или латунная втулка — в ней фиксируется поршневой палец.
Коленчатый вал
Коленчатый вал двигателя выполнен из стали, имеет четыре коренных подшипника и шесть шатунных пальцев. Диаметр основных цапф штатного вала — 64 мм, шатунных цапф — 51,5 мм. На валу 6 размеров ремонтов, каждый ремонт имеет прибавку 0,25мм (увеличивается толщина гильз). Последний размер равен 1,5, соответственно диаметр основных цапф и шатуна на это значение уменьшен от нормативного.
Неисправности двигателя ГАЗ 51
У двигателя ГАЗ 51 есть свои недостатки. На высоких оборотах на пониженной передаче не выдерживали шатунные подшипники коленвала, двигатель выбивал и его пришлось ремонтировать. Для предотвращения такой неисправности в карбюратор установили ограничитель оборотов. В дальнейшем корабли Бэббита переманивали на стали-алюминиевые, и двигатели стали выходить из строя гораздо реже.
Пример различных видов деформации шатунных подшипников
Еще одна частая причина выхода из строя — Т-образная выемка на поршне. Усилие поршня ослабляется за счет порезания, время от времени в этом месте происходил обрыв.
В целом двигатель получился достаточно надежным, и после доработок с гильзами мог прослужить долго, не требуя ремонта.
Подвеска и трансмиссия
Подвеска у этого автомобиля зависимая и в то же время достаточно современная. Содержит четыре встроенных продольных рессоры полуэллиптической формы. Довольно дальновидное решение — применение на передней подвеске машины специальных гидравлических и рычажных амортизаторов с особым двухсторонним эффектом. Идеальную устойчивость обеспечивают тяжелые шарнирные пальцы, жесткий передний мост и поворотный кулак.
ГАЗ 51 пружины
Модификации ГАЗ-51 для СССР
За 30 лет выпуска ГАЗ-51 завод выпустил множество модификаций этого грузовика :
- Полноприводной ГАЗ-51. На всех осях были односкатные шины. Предназначен для использования в лесном хозяйстве;
- ГАЗ-93 был строительным самосвалом. Максимальный вес, который он мог нести, составлял 2,25 тонны;
- ГАЗ-51Н — военный грузовик. Это была бортовая модель с тентом. В задней части были скамейки для перевозки личного состава. У него был дополнительный 105-литровый бензобак;
- Модели ГАЗ-51Б и ГАЗ-51Ж работали на природном газе и нефти соответственно. Выпускается небольшими сериями;
- ГАЗ-51А имел крупногабаритный кузов и высокие бедра. Он был очень популярен в колхозах и совхозах. Часто борта кузова поднимались еще больше, так как грузовик пытались максимально загрузить, поэтому шины и карданные валы ГАЗ-51 иногда не выдерживали;
- ГАЗ-51Р — интересная модификация грузового такси, способная перевозить пассажиров. Вдоль боковых стенок установили складные скамейки, которые не мешали транспортировке грузов. Люк был высокий, с лестницей и дверью. Сверху кузов накрывался тентом, который натягивался на исходную конструкцию ребрами жесткости. Выпускается 19 лет;
- ГАЗ-51Т — специальная грузовая модификация для перевозки крупногабаритных грузов;
- ГАЗ-51П — седельный тягач для буксировки полуприцепов. Также поставляется на экспорт.
Было выпущено много других различных моделей, но большинство из них не вошли в серию.
Читайте также: Диагностика Газель 405: разъем в автомобиле