- История создания
- Двигатель
- Самосвал
- Трансмиссия
- Ходовая часть
- Устройство
- Габариты и эксплуатационные характеристики
- Размеры
- Двигатель
- Ходовая часть
- Коробка передач
- Рулевое управление
- Тормозная система
- Электрическая часть и оптика
- Кабина
- Колесные характеристики
- Расход топлива
- Заправочные емкости
- Характеристики шасси
- Рулевое управление
- Габариты автомобиля
- Тормозная система
- Отличия линейки 53А от 53
- Как подсчитать объем дров в кузове?
- Обслуживание и ремонт
- Неисправности двигателя и его ремонт
- Ремонт помпы
- Регулировка клапанов
- Регулировка карбюратора
- Как выставить зажигание
- Как поставить газовую установку
- Замена масляного фильтра
- Как прокачать тормоза
- Как развести колодки
- Как отрегулировать сцепление
- Как разбортировать колесо
- Ремонт КПП
- Регулировка рулевого редуктора
- Установка трамблера
- Электрооборудование
- Кабина и платформа
- ГАЗ 53 пожарный вариант
- Рабочие характеристики
- Преимущества и недостатки
- Особенности конструкции двигателей ГАЗ 53 и ЗМЗ 53
- Сферы применения
- Модификации
История создания
Создание грузовиков нового поколения на заводе ГАЗ началось во второй половине 1950-х годов. Проект предполагал создание семейства автомобилей грузоподъемностью от 1,5 до 2,5 тонн, унифицированных в серию узлов и агрегатов. Основным вариантом должен был стать ГАЗ-52, призванный заменить 51-ю модель.
Изначально для грузовика планировалось использовать более старый 6-цилиндровый рядный двигатель, оснащенный форкамерной головкой блока.
Параллельно проводились исследования по созданию V-образного 6-цилиндрового двигателя внутреннего сгорания, который имел объем 3,75 литра и расчетную мощность 110 л.с. Но проблемы в конструкции не позволили довести двигатель до конвейера.
Выходом из сложившейся ситуации стало предложение использовать уменьшенную версию двигателя от пассажирской «Чайки».
Увеличение мощности двигателя позволило увеличить расчетную грузоподъемность до 4 тонн, что потребовало создания новой рамы и элементов подвески.
Опытный образец получил промежуточное обозначение ГАЗ-52А, которое вскоре сменилось на уже знакомое ныне название ГАЗ-53.
Однако разработка нового двигателя затянулась, и завод был вынужден приступить к выпуску новой модели к началу XXII съезда КПСС. Это обстоятельство стало причиной появления переходной версии ГАЗ-53Ф, которая оснащалась агрегатами старой модели и низкоклапанным двигателем.
Производство грузовиков 53-й чистой модели началось только в 1964 году. Автомобиль оставался на конвейере до 1993 года и претерпел несколько обновлений.
Двигатель
На первой версии грузовика с обозначением 53F использовался низкоклапанный 82-сильный двигатель жидкостного охлаждения с форкамерной топливной системой. Двигатель комплектовался оригинальным двухкамерным карбюратором К-84МИ. Двигатель работал серийно до 1964 года и постепенно был заменен новой V-образной «восьмеркой» ЗМЗ-53.
Летом 1964 года была представлена новая версия двигателя мощностью 115 л.с.
Когда индекс модели изменился на ГАЗ-53А, что произошло летом 1965 года, двигатель не претерпел никаких изменений.
Двигатель оставался на конвейере без серьезных изменений до 1979 года, когда были представлены новые газораспределительная пластина и распределительный вал. Меры позволили увеличить мощность до 120 л.с..
Следующее обновление двигателя состоялось в 1983 году и должно было совпасть с началом производства следующей версии базового грузовика — ГАЗ-53-12. Новый вариант двигателя получил каналы подачи топливовоздушной смеси с винтовой турбулентностью на стенках и повышенной степенью сжатия. Меры позволили немного снизить расход топлива и сохранить мощность на 120 сил.
Последние версии грузовика ГАЗ-53-12 оснащались 125-сильным двигателем ЗМЗ-511.10, имевшим модернизированные распредвалы и повышенную до 7,6 степень сжатия.
Помимо бензиновых вариантов, на автомобили 53-го семейства устанавливались 8-цилиндровые агрегаты, рассчитанные на работу на сжатом или сжиженном газе. Двигатели имели мощность 100… 105 л.с и отличались доработанной топливной системой.
Автомобиль хорошо едет по плохим дорогам
Несоблюдение рекомендаций производителя может привести к быстрому выходу из строя ключевых узлов этого грузовика. Чаще всего неисправности наблюдаются в механизме опрокидывания самосвала и его компонентах. Конструкция автомобиля не предполагает возможности установки стыковочного устройства, так как его использование также может привести к серьезным поломкам.
Самосвал
Грузовик производился для перевозки сыпучих грузов в интересах сельского хозяйства и промышленности. Процесс разгрузки был механизирован благодаря гидравлической системе.
Вместимость цельнометаллической платформы — 5 кубометров. Специальный механизм позволяет механическую разгрузку с одной из рабочих сторон.
Самосвал выпускался на шасси ГАЗ-53 02 с укороченной на 270 мм рамой сзади. Темп остался прежним. Оборудован валом отбора мощности.
Платформа была оборудована шестеренчатым гидравлическим насосом, который через систему регулирующих клапанов обеспечивал работу трехрычажного гидроцилиндра подъема корпуса.
Задняя навеска и тягово-сцепные устройства перенесены на боковые рамы.
Трансмиссия
Грузовики ГАЗ-53 оснащались коробкой передач единственного типа — механической четырехступенчатой. На машинах, выпущенных до 1983 года, использовались синхронизаторы двух высших передач. Впоследствии от них отказались из-за частых поломок и поломок.
Для комплектации самосвального кузова автомобилей ГАЗ-САЗ-53Б использовалась специальная коробка с закругленными зубьями третьей передачи. Форма зуба обеспечивала плавное включение ВОМ.
На первых грузовиках использовалось сухое сцепление с механической трансмиссией, позаимствованное у ГАЗ-51, но с большим диаметром дисков и встроенным гасителем крутильных колебаний.
Сцепление было усилено, чтобы выдерживать повышенную мощность двигателя в 1977 и 1983 годах.
На всех машинах 53-го семейства между коробкой и осью устанавливался карданный вал, который состоял из двух секций с промежуточной опорой. На грузовике ГАЗ-53Ф применялся задний мост 63-й модели. После перехода на 8-цилиндровый двигатель применялся мост типа «банджо» с гипоидной главной парой.
Ходовая часть
Сердце грузовика ГАЗ-53 — клепаная рама, собранная из лонжеронов, изготовленных методом холодной штамповки. Конструкция имеет шесть поперечин для силовой конструкции, а также одну поперечину для внешнего подшипника. На задней поперечине установлено устройство для буксировки прицепа.
Подвеска мостов зависимая, рессорная. Задние рессоры снабжены дополнительными рессорами. В подвеске переднего моста установлены два телескопических амортизатора.
Устройство
Шасси автомобиля предназначено для крепления кузова. Оборудован на 6-7 спальных мест. Стальной передний мост закреплен перед рамой на листовых рессорах. На концах детали латунные поворотные кулаки, на которых колеса фиксируются штифтами. Спереди — одинарный, с телескопической амортизацией. Задняя часть рамы усилена балкой ведущего моста. Пружины расположены по бокам рамы, имеют полуэллиптическую форму или прикрепляются к ней.
Между рамой и подпружиненными элементами находится резиновая подушка. Задняя подвеска имеет вспомогательные рессоры. Задние колеса грузовика сдвоены, что обеспечивает проходимость днища и устойчивость на любом дорожном покрытии. Система амортизации надежна, поэтому по грунтовым дорогам и неровностям ГАЗ едет без проблем. Буксир расположен в задней части машины. Запасное колесо справа.
Интересно знать! Сельские водители переделывали ГАЗ в кран — сняли кузов, добавили поперечины и закрепили крановую часть на раме. Подобные самосвалы до сих пор используются в деревнях.
Габариты и эксплуатационные характеристики
Длина автомобиля составляла 6395 м, ширина — 2380 м. Высота в салоне составляла 2,22 мм. Колесная база 3,7 м. Дорожный просвет передних колес 1,63 м, задних 1,69 м. Дорожный просвет с нагрузкой на картер задней оси 26,5 см, на переднюю ось 34,7 см.
Серия ГАЗ 53 имеет следующие тактико-технические характеристики:
- формула колесной части — 4 × 2;
- транспортная масса ГАЗ-53 в комплектации — 3,2 тонны;
- грузоподъемность — 4 тонны;
- параметры шин — 8,25-20 дюймов;
- максимальная нагрузка прицепа — 4 тонны;
- емкость топливного бака — 90 л, (армейская модификация — 105 л)
- тип кабины — две двери, два сиденья, металлический.
Расход бензина на 100 км составляет около 24 литров.
Размеры
Длина погрузочной платформы 3,74 м, ширина 2,17 см. Высота борта 0,68 м. В режиме поворота радиус по колее внешнего переднего колеса составляет 8 м.
Двигатель
Первая модификация 53F имела низкоклапанный двигатель мощностью 82 л.с. Охлаждение было жидкостным, а топливная система — форкамерной. Был установлен двухкамерный карбюратор. Двигатель использовался до 1964 года.
Летом 1964 года автомобиль получил новый двигатель внутреннего сгорания. У V-образного двигателя модели ГАЗ 53 другие технические характеристики, представленные в таблице.
Имя | ЗМЗ-53 |
Дизайн | V-образный моноблок с литым блоком цилиндров |
Материал | Гильза — чугун |
Головка — сплав Al-4 | |
Поршень — алюминий | |
Вал двигателя — чугун | |
Тип карбюратора | Садовая мебель-120 |
Включить | Контакт |
Охлаждение | Жидкость с водяным насосом |
Объем | 4,25 л |
Власть | 115 л.с |
Пара | 284,5 Нм |
Количество цилиндров | восемь |
Сжатие | 7,6 |
До 1979 года двигатель не менялся, но после введения газораспределительной пластины и распредвала изменились силовые характеристики — показатель равнялся 120 л.с. Новый двигатель грузовика ГАЗ ЗМЗ 53-11 отличался секционным масляным насосом, закрытой вентиляционной камерой и полнопоточным вентилятором.
После модернизации в 1983 году двигатель оснастили каналами подачи топливовоздушной смеси, винтовой турбулентностью на стенках и повышенной интенсивностью сжатия. За счет этого снизился расход топлива, а мощность осталась на уровне 120 лошадиных сил.
Последняя модификация имела двигатель внутреннего сгорания ЗМЗ-511.10 мощностью 125 л.с с новыми распредвалами, степенью сжатия 7,6. Помимо бензиновых вариантов автомобиль оснащался 8-цилиндровыми силовыми агрегатами, работающими на сжатом или сжиженном газе. Мощность двигателей составляла от 100 до 105 л.с.
Для трансмиссии использовалась 4-х ступенчатая 3-х ступенчатая коробка передач. Передачи 2-й и 3-й передач были постоянно включены. Для включения 2-й передачи использовалось сцепление, для 3-4-й — синхронизатор.
Задняя часть моста состояла из главной передачи и ведущего вала на литом картере, а также дифференциала. За счет гипоидного сцепления автомобиль имел плавный ход. Однодисковое сухое сцепление с механической педально-рессорной передачей, карданная передача — открытая, с карданными валами и игольчатыми роликоподшипниками.
Важно! Сцепление — самая слабая часть самосвала и регулярно ломается.
Ходовая часть
В основе ГАЗа — клепаная рама. Его собирали из лонжеронов холодного отжима. Обозначение мощности обеспечивали 6 поперечин и 1 несущая подвеска. Задняя поперечина оснащалась буксирным устройством.
Подвеска — рессорная, зависимого типа. Задние пружины усилены пружинами. Амортизаторы телескопические (2 шт.) Расположены на подвеске переднего моста.).
Коробка передач
Коробка передач включает 4 передачи переднего хода и 1 передачу заднего хода. Трехходовая коробка передач оснащалась синхронизаторами 3-й и 4-й передач. Карданная передача — открытая, главная (из ведущих мостов) — гипоидная, коническая, передаточное число 6,8. Конический кулачковый дифференциал с шестернями обеспечивал повышенное трение. Шкворни — с шарнирами равных угловых скоростей, фланцевые.
Рулевое управление
Среднетоннажный автомобиль — ГАЗ-53 имеет рулевое управление, в котором гидроусилитель не задействован. Модели, выпущенные до 1965 года, оснащались коробкой передач на основе шаровидного вала в виде червяка и ролика с двумя гребнями скольжения. На выходном валу находились сошки, обеспечивающие тягу рулевого управления.
Рулевая колонка не регулируется, само рулевое колесо выглядит иначе. Для вариантов 53F использовались «пончики» из белого пластика с металлическими спицами, позже — из пластика.
Тормозная система
Тормозная система — гидравлическая, с дополнительным гидроусилителем вакуумных тормозов, расположенным за кабиной на лонжероне шасси. Тормозные механизмы — барабанные. Модели до 1975 года отличались одноконтурной системой. В 1975 году его заменили двухконтурным, разделенным по мостам.
С 1986 года двухконтурные тормоза модернизируются, оснащаются двухпоршневым главным цилиндром. Индикатор на приборной панели сигнализировал о неисправности электрической цепи.
В условиях стоянки используется ручной барабанный тормоз с механическим приводом. Система воздействует на конец выходного вала коробки передач.
Электрическая часть и оптика
Изначально использовалось электрооборудование мощностью 12 вольт. К корпусу прилагался отрицательный полюс. После обновлений модели получили генераторы мощностью 225–350 Вт. В качестве источника питания использовались аккумулятор и генератор.
К электрическим компонентам автомобиля относятся:
- АКБ 6СТ-75 на 75 А / ч;
- проводка;
- приборы кабины;
- стартер;
- генератор;
- моторы стеклоочистителя и отопителя;
- система зажигания — тамблер, катушка, выключатель.
Оптика представлена 2-мя указателями поворота, 2-мя круглыми фарами, 2-мя габаритными огнями, 2-мя задними фонарями и солнцезащитным козырьком. Дизайн передней панели зависел от модели:
- 53F — верхние фары и нижние габаритные огни;
- 53-е изменение: трапециевидная решетка радиатора smile с опущенными фарами и бесцветными габаритными огнями;
- из 80-х: прямоугольная решетка и двухцветные линзы для габаритных огней.
Интересно знать! С 1986 года на грузовик устанавливаются двухцветные габаритные фонари ПФ-130 и задние фонари ФП-130.
Кабина
В 1968 году закрытая 2-местная кабина была комфортной, с удобным постом управления и хорошей обзорностью. Он был сделан из прочного металла. Сиденья цельные, по количеству сидячих мест не делятся, спинка тоже обычная. В салоне также могли разместиться 3 человека, но пассажир в центре не позволял водителю переключать передачи.
В салоне было место для инструментов и документов. Заменены амперметр и датчик уровня масла на лампочку подсветки. Еще в кабине были часы. Панель управления расположена перед водителем. Из-за простора водители самостоятельно выполнили тепло- и звукоизоляцию салона с помощью войлока и поролона.
Кузов был бортовой, фургон, полигон, армейский. Цвет салона — белый, красно-белый, голубой, синий, серый и зеленый.
Колесные характеристики
Расстояние от передней оси до задней оси колес — 3,6 м. Колея по передней балке — 1,63 м. Колея задней оси — 1,69 м. Дорожный просвет — 26,5 см. Резина на колесах — от 8,25 до 20 дюймов.
Расход топлива
Завод в конструкторской документации указывал, что на ровной поверхности на скорости 40 км / ч машина расходует 24 литра топлива на 100 км. Однако такие факторы, как наличие груза, погодные условия и движение по инерции, не были приняты во внимание. Реально самосвал без нагрузки «съедает» около 27 литров топлива. При загрузке расход топлива возрастает до 30 литров.
Заправочные емкости
В конструкции машины танки использовались для:
- масло двигателя внутреннего сгорания — 10 л;
- трансмиссионное масло в КПП — 3 литра;
- трансмиссионное масло в картере заднего моста — 8,2 л;
- вода или жидкость для охлаждения радиаторов — 21,5 л;
- смесь трансмиссионного масла для руля — 0,8 л;
- гидравлическая тормозная жидкость — 0,75 л.
Объем бензобака — 90 литров.
Характеристики шасси
Двигатель грузовика — 8-цилиндровый, объемом 4,5 л. Детали блока и головки отлиты из сплава Al-4. Коробка передач — механическая, 4 передачи. Авто — задний привод.
Рулевое управление
Вся линейка грузовиков ГАЗ-53 оснащена рулевым управлением без гидроусилителя тормозов. На машинах, выпущенных до лета 1965 года, применялась понижающая передача, состоящая из глобоидального червячного вала и ролика, скользящего по нему двумя гребнями.
На выходном валу катка установлены сошки, которые совершают движение рулевой тяги.
Позже в конструкцию редуктора был введен ролик с тремя гребнями.
Рулевая колонка не регулируется; за несколько лет производства использовались рули с отличиями по внешнему виду. На первых грузовиках ГАЗ-53Ф использовались белые пластиковые рули с металлическими спицами. Позже был использован черный пластиковый руль.
Габариты автомобиля
На момент выпуска автомобиль ГАЗ 53 соответствовал тенденциям в дизайне экстерьера и интерьера, что проявилось в качественном покрытии радиатора. Каркас изделия очень прочный. Это позволяет использовать автомобиль даже в условиях небольших заторов.
Автомобиль имеет длину 6,4 м и ширину 2,4 м. Высота модели, если измерять ее исключительно из пустой кабины, составляет 2,2 м. Объем кузова позволяет перевозить даже большие грузы, что делает продукт универсальным транспортным средством.
Размер изделия также зависит от модификации. Например, самосвал по габаритам немного больше, чем у стандартной версии.
Тормозная система
Привод тормозов грузовика ГАЗ-53 — гидравлический, с дополнительным гидроусилителем тормозов. Усилитель расположен на лонжероне рамы за кабиной. Барабанные тормоза. На первых машинах система была одноконтурной, но с 1975 г начали вводить двухконтурную схему с перемычкой.
Первыми его получили автобусные шасси, оснащенные двумя отдельными усилителями. В 1986 году на грузовиках стали применяться двухконтурные тормоза, а также модернизированный главный цилиндр, оснащенный двумя поршнями. На щитках приборов появился индикатор, предупреждающий водителя о выходе из строя одной из цепей.
На стоянках применяется ручной барабанный тормоз, который воздействует на хвостовик выходного вала коробки передач. Тормоз приводится в действие механически, рычагом в кабине.
Отличия линейки 53А от 53
Модели автомобилей имеют следующие отличия:
- усиленный передний мост;
- новый дизайн кардана;
- более надежная конструкция рулевого управления;
- новая решетка радиатора;
- указатели поворота продублированы повторителями на крыльях кабины;
- наличие электрических дворников;
- обогрев кабины.
В 1973 году машина 53А получила Государственный знак качества СССР.
За счет расширения функциональных возможностей машины было налажено производство шасси 53 01 для закрытых кузовов и спецтехники.
Шасси 53 02 представляло собой платформу для использования самосвального кузова и оснащалось устройством отбора мощности для гидронасоса.
На экспорт шли грузовики моделей 53 50 и 53 70. Автомобили легко покупались в Бельгии, Финляндии, в социалистических странах. В Болгарии и на Кубе грузовики собирали из комплектов от ГАЗа.
Модель 53 12 выпускалась с 1983 по 1992 год, как дальнейшее развитие 53-й линейки. На грузовик установили восьмицилиндровый двигатель ЗМЗ-511.
Показатель мощности 120 литров вместе с позволил довести груз до 4,5 тонн, а показатель скорости — до 90 км / ч.
Расход бензина увеличился до 30 литров, но появилась возможность установить оборудование для заправки сжиженным или сжатым газом.
Технические характеристики базового бортового автомобиля ГАЗ-53:
Показатель | Ред. Ед. | Имея в виду |
Срок изготовления | 1964–1983 гг | |
Ограничить размер по размеру (длина, ширина, высота) | мм | 6 395, 2 380, 2 220 |
Расход топлива | л / 100 км | 24 |
Всего мест | 3 | |
Нагрузка | кг | 4 000 |
Полная масса | кг | 7 400 |
База между осями колес | мм | 3700 |
Минимальное расстояние от земли | мм | 265 |
Скорость | км / ч | до 85 |
Источник питания | ЗМЗ-53 | |
Механизм сцепления | однодисковый, сухого типа, с рычагом | |
Контрольно-пропускной пункт | четыре шага | |
Главная передача заднего моста | одиночный, конический, гипоидный | |
Рулевая колонка | шаровидный червяк и валик с тремя гребешками | |
Размер шин | 8,25-20 | |
Тормозное устройство | барабанный механизм по всем осям, с гидроприводом |
Как подсчитать объем дров в кузове?
Определить количество аккуратно хранящихся на складе дров достаточно просто. Гораздо сложнее узнать, сколько кубометров в привезенной к вам машине. Рассмотрим, например, сколько кубиков дров в ГАЗ 53.
Для начала нам нужно рассчитать общий объем кузова автомобиля. Стандартный газон имеет объем кузова около 4,8 кубических метров. Если вы видите, что дрова загружаются без желоба, то их объем явно не может быть больше.
Существуют модификации кузова с силосными бортами (удлиненными), объем которых увеличен в 1,5 — 2 раза.
Помимо объема корпуса, способ штабелирования влияет на количество кубиков дров на лужайке. Точнее наличие штабелирования: если дрова аккуратно уложены, они занимают почти весь объем корпуса, если штабелировать насыпью, между ними много свободного места. Есть специальный коэффициент для перевода насыпного объема в объем хранимых кубометров.
Обслуживание и ремонт
Из-за длительной эксплуатации, износа деталей каретка может выйти из строя и потребовать восстановительных мероприятий. Ремонтные работы проводятся на СТО или самостоятельно, со знанием механики и кинематики грузовиков, а также в соответствии с руководством пользователя.
Неисправности двигателя и его ремонт
Обычный ремонт двигателя ГАЗ-53 проводится при следующих неисправностях:
- стук в двигателе;
- пониженная компрессия в цилиндрах;
- неисправность одного из цилиндров (мотор троит);
- шум водяного насоса;
- утечка теплоносителя из контрольного отверстия;
- быстрый перегрев агрегата;
- повышенный расход масла;
- низкое или высокое давление масла.
Капитальный ремонт двигателя производится по окончании срока службы или при износе деталей. В обзор вошли:
- отверстие под коленвал по размеру вкладышей;
- замена изношенных деталей;
- шлифовка и ректификация арматуры;
- осмотр распредвала, шатунно-поршневого узла, соединения шестерен маслонасоса, диска сцепления.
Срок службы двигателя зависит от качества ремонтируемых деталей и правильной приработки поверхностей трения.
Ремонт помпы
Ремонт помпы ГАЗ-53 проводится при наличии следующих симптомов:
- протекание охлаждающей жидкости через сальник рабочего колеса водяного насоса;
- большой зазор вала в подшипниках;
- закипание жидкости с коротким приводом мотора.
Неисправности устраняются заменой уплотнительной шайбы, сальника и роликоподшипника.
Регулировка клапанов
Регулировка клапанов ГАЗ-53 осуществляется при увеличении расхода топлива, снижении оборотов двигателя и выявлении характерных шумов в карбюраторе и выхлопной трубе. По мере увеличения нагрузки зазор на клапане распределительного вала увеличивается. Для регулировки клапанов необходимо вытянуть поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ) с помощью зубчатой стрелки. Рекомендуемое расстояние 0,25-0,3 мм. Процесс выполняется с помощью регулировочного винта и щупа 0,25 мм.
Регулировка карбюратора
Автономная регулировка карбюратора заключается в измерении и проверке зазоров между дроссельной и воздушной заслонками и их корпусами, минимальной частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу, регулировки угла открытия дроссельной заслонки при полностью закрытой воздушной заслонке.
Как выставить зажигание
Нестабильная работа системы зажигания приводит к таким неисправностям, как:
- Змеевик нагревается.
- Неисправность высоковольтных кабелей.
- Прожиг крышки на раздатке.
- Стреляйте свечами.
При появлении хлопков во впускном коллекторе необходимо выставить зажигание на ГАЗ по меткам. Инструкция по установке зажигания на ГАЗ-53 выглядит так:
- Поршень цилиндра 1 установлен в ВМТ, отметки совмещены.
- Коленчатый вал поворачивают против часовой стрелки до тех пор, пока метка «9» на указательном пальце не совместится с линией на шкиве.
- Откручиваем болт верхнего элемента коллектора.
- Подключаем первый трос управления к корпусу, второй к переключателю.
- Включите зажигание.
- Переключатель поворачивают до размыкания контактов.
- Затяните крепежный болт, установите крышку и ротор.
- С противоположной стороны свеча зажигания на цилиндре 1 подключается к высоковольтному кабелю, остальные провода по схеме 1-5-4-2-6-3-7-8.
Для правильной настройки зажигания используйте электрическую схему системы зажигания.
Как поставить газовую установку
Монтаж газового оборудования:
- Баллон с газом установлен под кузовом.
- Закрепите коробку передач и многоклапан так, чтобы метка была обращена вверх.
- Соедините трубы, соединяющие баллон с заправочным баком, а также баллон с редуктором. Для предотвращения надреза воздуха концы труб необходимо плотно обжать на механизмах.
- Система охлаждения соединена с коробкой передач тройником.
- Установите топливный клапан.
- Установлен смеситель подачи газа карбюратора.
- От редуктора к смесителю подсоединяется газовая труба и устанавливается силовой регистр.
Замена масляного фильтра
Для замены масляного фильтра необходимо выполнить следующие действия:
- отсоединить фильтр, штуцер, проставку;
- установите пружину на центральный стержень верхней крышки и уплотнительное кольцо;
- поставить шайбу, затянуть гайку;
- вставить на соединительный ниппель парантитную прокладку;
- установить на коллектор проставку;
- вступить в союз;
- смазать кольцо маслом;
- установить фильтр.
Как прокачать тормоза
Основные неисправности тормозной системы — это износ колодок и попадание воздуха. При попадании воздуха тормоза накачиваются и заполняются жидкостью через резервуар при отсоединенном металлическом шланге.
Тормоза регулируются по мере накачки педали. Сначала проводится диагностика давления, проверка контуров и запорной арматуры. Проблемы с гидроусилителем решаются заменой и дальнейшей регулировкой гидросистемы.
Учитывается правило прокачки: тормоза качаются до тех пор, пока шток не начнет нормально двигаться при легком нажатии на педаль.
Ремонт главного тормозного цилиндра производится при износе манжет, резиновых уплотнительных колец, поршней и их головок, а также рабочих поверхностей картеров.
Как развести колодки
Специалисты рекомендуют менять тормозные колодки каждые 6-8 тысяч км. Если они заклинивают, необходимо развести колодки на ГАЗ и отремонтировать тормозную систему. Детали разводятся таким образом, что при вращении вперед они притягиваются к тормозному барабану. Для этого их поворачивают вниз, поворачивая колесо влево и вправо до упора.
Как отрегулировать сцепление
Чтобы отремонтировать сцепление, выясните причину выхода из строя. Может быть:
- дефекты основного и рабочего валков;
- отсутствие регулировки ножки корзины сцепления;
- сломанные ноги;
- поломка диска сцепления;
- износ колодок.
Заменены старые ножки и вилки. Если в сцеплении обнаружен скрип, то подшипник сцепления смазывается или устанавливается новый. Сцепление регулируется рулеткой: измеряется полный ход педали (стандарт — 145-160 мм), затем свободный ход (12-28 мм). В случае отклонения от нормы толкатель регулируется, сдвигая ушко плоскогубцами до нужного параметра. При нажатии сцепления проверяется ход толкателя рабочего цилиндра. Когда параметр меньше 14 мм и нормальное значение хода педали, воздух удаляется из гидросистемы.
Как разбортировать колесо
Чтобы разобрать колесо ГАЗ-53, нужно выполнить ряд операций:
- Поднимите грузовик.
- Открутите крепежные гайки и снимите колесо.
- Слегка опустите камеру и затяните бортовое кольцо с шиной.
- Через образовавшуюся щель они проходят по всему периметру колеса.
- Лезвием вилки пяточное кольцо приподнимается, прямым лезвием вынимается из фиксирующего паза.
- Переверните колесо и снимите борт шины.
- Установите колесо вертикально и снимите его с шины, отделите обод и шины.
Ремонт КПП
Ремонт коробки передач осуществляется при соблюдении следующих условий:
- шум в коробке;
- самопроизвольное или затрудненное переключение передач на КПП;
- утечка масла.
Машину ставят на смотровую яму и разбирают коробку.
Регулировка заднего моста состоит из настройки параметров подшипников, включения основных шестерен контактом и бокового люфта при зацеплении ведущих и ведомых колес.
Регулировка рулевого редуктора
При регулировке рулевого управления проверьте установку червячных подшипников и шарниров тяг, при необходимости отрегулируйте их. Из-за этого:
- снимаем рулевое управление;
- слить масляную жидкость из картера;
- заблокировать коробку передач в тисках;
- снимаем нижнюю крышку картера;
- отделить бумажный блокнот;
- устанавливается крышка и проверяется осевое перемещение червяка;
- вытащить вал сошки;
- проверить уплотнение подшипников;
- отрегулируйте зацепление червячного винта с роликом.
Регулировка схождения зависит от длины стержня рельса. Необходимо открутить и открутить гайки стопорных хомутов наконечников. Отрегулируйте схождение, изменив длину.
Установка трамблера
При установке трамблера отметьте шкив переднего коленвала. Клапаны должны быть свободными. Коробка передач зажигания закреплена так, чтобы пространство для распределителя было параллельно оси двигателя, а втулка своей малой частью обращалась к водителю, то есть к 4 и 8 цилиндрам.
Электрооборудование
Для грузовиков ГАЗ-53 изначально применялась электросистема напряжением 12 вольт с подключением отрицательного полюса к кузову.
Источником питания служили генератор и аккумуляторная батарея.
В ходе модернизации были изменены модели и мощность генераторов (с 225 до 350 Вт). На вытянутой раме для завода КавЗ был установлен генератор повышенной мощности до 840 Вт.
Кабина и платформа
Грузовики ГАЗ-53 оснащались цельнометаллической кабиной, оснащались панорамным лобовым стеклом и двумя боковыми дверями. В салоне было два кресла, водительское сиденье располагалось отдельно и регулировалось расстоянием от педалей.
В стандартную комплектацию входили отопитель с электровентилятором и стеклоочиститель с омывателем.
Для грузовиков 53-го семейства характерны три варианта оформления передней панели кабины:
- Ранний вариант ГАЗ-53Ф, с установленными внизу фарами и габаритными огнями.
- С выпуском ГАЗ-53 стали применяться накладки с трапециевидной решетчатой конструкцией (встречается название «с улыбкой»). Фары переместились вниз, над ними расположились бесцветные габаритные огни.
- В начале 1980-х годов в серию вошел вариант облицовки в виде прямоугольной решетки. Боковые фонари стали больше и имеют двухцветные диффузоры.
Платформа грузовиков имела полностью деревянную конструкцию, закрепленную на металлическом каркасе. Соединение деталей каркаса производилось на заклепках. Основание имело поперечные балки, служившие опорой для платформы. Ранние версии ГАЗ-53Ф не оснащались кронштейнами для карт расширения.
ГАЗ 53 пожарный вариант
Советская среднетоннажная машина третьего поколения использовалась для тушения пожаров. Они были оснащены водометами и лестницами для работы на верхних горизонтах костра. В техническом плане специальные машины ничем не отличались от остальных моделей. Поэтому более подробно останавливаться на двигателе или тормозной системе нет смысла.
Рабочие характеристики
Грузоподъемность, кг | 3000 (начало 3500) | 4000 | 4500 |
Расход топлива, л / 100 км | Ns. | 24 | 19 |
объем кузова, м3 | 5.2 |
Преимущества и недостатки
53-я модификация ГАЗа имеет ряд преимуществ:
- простота управления;
- проходимость по любой дороге;
- надежность сборки;
- ремонт вне зависимости от условий;
- доступная стоимость запчастей;
- пробег без капремонта — около 400 тыс км.
К недостаткам самосвала называют:
- слабое сцепление и тормозная часть;
- поломка звеньев распредвала и карданного вала;
- утечка жидкости через уплотнительные кольца двигателя и коренной подшипник.
В целом водители отмечают хорошее качество металлических элементов автомобилей 80-х годов выпуска. Средний срок эксплуатации безотказного транспорта — 12 лет.
Особенности конструкции двигателей ГАЗ 53 и ЗМЗ 53
- Двигатель включает головки блока цилиндров с камерой сгорания повышенной турбулентности, тип впускного клапана — винтовой. Это нововведение положительно сказалось на компрессии и КПД трансмиссии.
- Комбинированная система смазки позволяет максимально качественно смазывать трущиеся поверхности, способствует повышению эффективности и долговечности агрегатов и рабочих частей.
- Благодаря наличию в ДВС системы рециркуляции выхлопных газов вредных веществ выбрасывается в окружающее пространство в несколько раз меньше.
- Жидкость системы охлаждения циркулирует по специальным линиям и каналам, обеспечивая качественный отвод тепла от элементов обработки горячего металла двигателя внутреннего сгорания, независимо от температуры окружающей среды.
Сферы применения
Грузовик широко использовался в сельском хозяйстве для перевозки сыпучих грузов. Рама послужила основой для изготовления фургонов для артефактов, мобильных мастерских, пожарных резервуаров и лестниц, насосов для отстоя сточных вод, резервуаров для транспортировки воды и нефтепродуктов и многих других машин.
Для снабжения армии выпускался вариант грузовика ГАЗ-53Н, который был оборудован двумя баками (на 90 и 105 л), предпусковым подогревателем двигателя и местами для размещения личного оружия в кабине.
Армейский грузовик был оснащен рядом дополнительного оборудования, в том числе траншейным инструментом, затемняющими экранами для фар, комплектом для ремонта шин и многим другим.
Модификации
На базе грузовиков семейства ГАЗ-53 было изготовлено до ста модификаций (включая шасси для поставки на другие заводы). Основные выпуски перечислены ниже:
- ГАЗ-53Ф (1961-67);
- ГАЗ-53 (1964-65);
- ГАЗ-53А (1965-83);
- ГАЗ-53-12 (1983-93);
- Газовые варианты ГАЗ-53-19 (на сжиженном газе) и ГАЗ-53-27 (на сжатом газе) выпускались в период с 1983 по 1992 год.
В 1970-1980-х годах колхозный парк на 80% состоял из автомобилей ГАЗ-53. Грузовики ГАЗ-53 часто встречаются в кинематографе и компьютерных играх (например, из цикла STALKER.).
Читайте также: ГАЗ-52 самосвал: технические характеристики