- История создания автомобиля
- Описание
- Фото
- Цели и задания по применению
- Управляемость
- Инструкция по эксплуатации и ремонту
- Как прокачать тормоза
- Как отрегулировать клапана
- Как выставить зажигание
- Как прокачать сцепление
- Как настроить карбюратор
- Как уменьшить расход топлива
- Плюсы и минусы «66-го»
- Видео, доказывающее легендарную проходимость ГАЗ-66
- Спецмашины и модификации на базе ГАЗ-66
- Конструкция и устройство
- Сколько стоит базовая модель и ее модификации
- Преимущества и недостатки модели
- Кузов и кабина
- ГАЗ-66 модификации
- Шины
- Технические характеристики
- Двигатель и трансмиссия
- Тип подвески
- Максимальная скорость
- Расход топлива
- Габариты и вес
- Передний мост и ширина колеи
- Коробка передач
- Достоинства и недостатки
- Основные модификации ГАЗ-66 и специализированные кузова на его шасси
- Двигатель
- Характеристики мотора ЗМЗ-513:
- Характеристики мотора ГАЗ 544:
- Характеристики мотора ГАЗ 5441:
- Тюнинг
- Сравнение с конкурентами
История создания автомобиля
Разработка модели, впоследствии ставшей грузовиком ГАЗ-66, началась в 1957 году с целью замены первого советского полноприводного грузовика ГАЗ-63. Конструкция предшественника «шишига» начала разрабатываться еще до Великой Отечественной войны и начала выпускаться серийно с 1948 года, во многом унифицировав производство с массовой моделью ГАЗ-51.
Но скорому выпуску «преемника» ГАЗ-63 помешало отсутствие на тот момент серийного двигателя необходимой мощности. Кроме того, в эти же годы Горьковский автомобильный завод разработал и начал выпуск грузового автомобиля легкого класса (грузоподъемностью 1,1 тонны) ГАЗ-62. Его мансардная конструкция привлекла внимание военных уменьшением габаритных размеров и равномерной нагрузкой на переднюю и заднюю оси.
Это нашло отражение в реализации мансардной схемы и в разработанном 2-тонном грузовике ГАЗ-66. Хотя первые опытные образцы этой модели, созданные в 1958 году, были оснащены капотом, этот элемент с кабины сняли в начале 1960-х годов. Кроме того, высшее армейское руководство в лице главкома сухопутных войск маршала Чуйкова настаивало на сокращении выпуска ГАЗ-62 в пользу более мощной навески ГАЗ-66.
Это решение благотворно повлияло на дальнейшую историю новинки, значительно увеличив серийное производство этих машин. Они начали предсерийное производство в 1962 году, а с июля 1964 года их продукция была поставлена на конвейер. Всего завод выпустил 966 тысяч автомобилей ГАЗ-66, вплоть до окончания их выпуска в 1999 году.
Описание
Своей высокой проходимостью автомобиль обязан самоблокирующимся дифференциалам передней и задней оси и шинам с регулируемым давлением
Виден передний мост, цилиндр гидроусилителя рулевого управления. Концы пружин закреплены между резиновыми «подушками
Задний ведущий мост, поперечины приводного вала защищены металлическими кожухами. Виден вакуумный усилитель срабатывания гидравлического тормоза.
ГАЗ-66 — грузовик повышенной проходимости грузоподъемностью 2 тонны, предназначенный для езды в сложных дорожных и внедорожных условиях. Высокая проходимость обусловлена применением кулачковых дифференциалов передней и задней оси, большим дорожным просветом и регулируемым давлением в шинах (колеса имеют особую конструкцию), для накачки шин установлен компрессор с приводом от двигателя. Двигатель автомобиля оборудован предпусковым подогревателем ПЖБ-12. Система рабочих тормозов — раздельная гидравлическая с вакуумным усилителем тормозов, стояночный тормоз — барабанный привод. Гидравлический усилитель руля.
Важной особенностью этой машины является уравновешенное положение центра тяжести, практически равная нагрузка на передний и задний мосты и компактность за счет кабины над двигателем, благодаря чему машина широко использовалась в ВДВ, так как приземляется на все колеса одновременно и спускается без препятствий для кабины. Однако ограниченный внутренний объем кабины и ее расположение непосредственно над колесами оказались опасными для экипажа при подрыве мины, поэтому ГАЗ-66, начиная с 80-х годов прошлого века, был выведен из боевых частей в г. Афганистан. В 90-е годы ГАЗ-66 массово демонтировали из боевых частей, позже на смену ему пришел грузовик с капюшоном ГАЗ-3308 Садко с аналогичным, но более длинным шасси.
Для осмотра двигателя кабина наклоняется вперед на петлях, между сиденьем водителя и сиденьем пассажира находится несъемный картер, закрывающий двигатель, для этого сзади справа от водителя расположен изогнутый рычаг переключения передач, который доставляет некоторые неудобства при переключении передач.
Для остального водителя ГАЗ-66 был оборудован съемной подвесной брезентовой койкой, по сути, гамаком, подвешенным на четырех крюках в кабине.
Передняя и задняя подвеска: на полуэллиптических продольных рессорах с телескопическими гидроамортизаторами двустороннего действия ГАЗ-66 отличался плавностью хода. Благодаря одинарным рессорам на задней оси и дифференциалам повышенного трения в бортовых передачах, автомобиль не мог быть перегружен.
Фото
Цели и задания по применению
Основным заказчиком полноприводных машин в Советском Союзе было оборонное ведомство. Поэтому тактико-технические характеристики (тактико-технические характеристики) ГАЗ-66 изначально определялись требованиями, которые предъявляли военные к машине как к основному армейскому грузовику, предназначенному не только для перевозки военнослужащих (здесь уделялось особое внимание к воздушно-десантным частям), но и с целью максимальной «моторизации» различных частей инженерной и радиотехнической поддержки, численность и роль которых в современной армии неуклонно возрастает.
Это нашло отражение в большом количестве специализированных модификаций модели ГАЗ-66 под некоторые военно-транспортные задачи, среди которых наиболее распространенными были:
- командирский автомобиль повышенной проходимости Р-142;
- заправщик МЗ-66 (а также другая спецтехника для заправки самолетов);
- медицинский автомобиль АС-66 для перевозки больных и раненых;
- передвижной медпункт («передвижная раздевалка») АП-2;
- блок дезинфекции с душевой кабиной ДДА-2.
На шасси ГАЗ-66 устанавливалась реактивная система залпового огня БМ-21В в несколько укороченном варианте. Кроме того, машина использовалась для перевозки буксируемых артиллерийских систем (пушки и минометы), но по мере совершенствования этого вооружения ее масса увеличивалась, так что такая сфера применения ГАЗ-66 длилась относительно недолго.
Как в военной, так и в гражданской сфере модификации ГЗСА-731 получили широкое распространение. Это были специализированные грузовые фургоны: «Хлеб», «Лекарство», «Почта».
В целом автомобиль, адаптированный для езды по бездорожью, в условиях СССР не имел проблем с востребованностью в различных отраслях экономики страны: в сельском хозяйстве, строительстве, геодезии и геологоразведке. Самосвал и седельный тягач, созданные на базе ГАЗ-66, нашли применение в отдаленной сельской местности.
Управляемость
Высокую проходимость авто обеспечивают самоблокирующиеся дифференциалы и довольно широкая высота в 31,5 сантиметра, что позволяет преодолевать цистерны, превышающие дорожный просвет.
Машина оборудована гидравлической тормозной системой сепаратора, которая не допускает движения при включенном ребре. Но рулевое управление с гидроусилителем облегчает трудные повороты.
Одна из главных особенностей автомобиля: идеальное расположение центра тяжести, поэтому нагрузка просто не дает о себе знать.
Инструкция по эксплуатации и ремонту
В процессе эксплуатации автомобиля необходимо соблюдать правила техники безопасности, своевременно устранять обнаруженные неисправности, заменять расходные материалы и технические жидкости. Все операции по обслуживанию и ремонту описаны в руководстве по эксплуатации и ремонту погрузчика.
Сохранение здоровья означает более длительный срок службы автомобиля, надежное и безопасное вождение.
Текущее обслуживание и ремонт ГАЗ-66 сводятся к проверке условий эксплуатации, регулировке деталей, системам диагностики.
Чтобы отремонтировать грузовик, они либо обращаются в специализированные мастерские, либо проводят технические работы самостоятельно, согласно инструкции по ремонту.
Как прокачать тормоза
При длительной эксплуатации автомобиля тормозные колодки изнашиваются. При этом увеличивается зазор между ними и барабанами, что приводит к плохой работе педали при торможении, постоянному и сильному выжиманию сцепления. Для устранения проблемы прокачивается тормозная система. Текущая регулировка тормоза направлена на восстановление люфта.
Прокачивать тормоза на ГАЗе нужно так:
- Сначала отсоедините эксцентриковый болт промежуточного рычага от толкателя.
- Снимите тормозной насос.
- Растворите таблетки.
- Проверьте все положения педалей.
- Установите толкатель до упора.
- Соберите детали в обратном порядке.
Как отрегулировать клапана
Последовательность регулировки клапана:
- Снимите крышку коромысла.
- Снимите свечу зажигания с цилиндра 1.
- Установите поршень в верхнюю мертвую точку (ВМТ).
- Проверните коленчатый вал, пока стрелка на картере сцепления не совпадет с шариком маховика.
- Проверьте расстояние с помощью щупа. На холодном двигателе он должен составлять 0,25-0,3 мм. При необходимости отрегулируйте, поворачивая регулировочный винт.
- Установите детали в обратном порядке.
Как выставить зажигание
Алгоритм действий по установке зажигания:
- Откручиваем свечу зажигания от первого цилиндра.
- Закройте отверстие для свечи зажигания пальцем и вращайте коленчатый вал, пока не будет выпущен сжатый воздух.
- Снимите крышку люка на муфте картера и обратите внимание на метки, нанесенные на маховик двигателя.
- Проверните коленчатый вал до тех пор, пока метка на картере сцепления не совпадет с шариком, выбитым на маховике.
- Установить распределитель.
- Проверьте и отрегулируйте зазор в переключателе.
- Вставьте распределительный механизм в отверстие агрегата и закрепите винтом.
- Подсоедините кабели высокого и низкого напряжения от катушки зажигания и кабели высокого напряжения от свечей зажигания в порядке 1-5-4-2-6-3-7-8.
- Установите время зажигания.
Как прокачать сцепление
Правильное зацепление заключается в фиксации люфта внешнего конца выжимной вилки, равного 4-5 мм.
Ход сцепления регулируется следующим образом:
- Возвратная пружина отпущена.
- Ход измеряется. Если он меньше установленного параметра, контргайка ослабляется и регулируется поворотом толкателя.
- Поставил пружину.
Шум во время работы, дребезжащий шум при резком изменении скорости, сложном переключении передач или автоматическом отключении прямой передачи могут быть связаны с проблемой в трансмиссии. В этих случаях ремонтируют раздаточную коробку и карданную передачу.
Как настроить карбюратор
Настройка карбюратора означает регулировку его основных параметров, проверку уровня топлива в баке и герметичность поплавка и топливного клапана.
Основные параметры необходимо настроить следующим образом:
- Регулирует момент зажигания экономайзера.
- Проверить клапан на герметичность.
- Проверить работоспособность ускорительного насоса.
- Рассчитайте расход жиклеров специальными приборами.
Как уменьшить расход топлива
Если включить переднюю ось грузовика на бензиновом двигателе, можно снизить расход топлива до 10%. Шестерня редуктора жестко связана с промежуточным валом. К пазам прикреплена подвижная шестерня для включения переднего моста. Когда вы двигаете его в обратном направлении, мост загорается. Маховики коленчатого вала, двигаясь вперед, входят в контакт с элементами промежуточного вала, тем самым активируя переключение на пониженную передачу.
Плюсы и минусы «66-го»
По мнению тех, кто использовал машину или прилично эксплуатировал ее на вооружении в вооруженных силах, «шишига», несмотря на свою популярную репутацию, является неоднозначным автомобилем.
Из минусов в базовой версии практически нулевая эргономика — об удобстве можно забыть. Другой была бы армия, советская машина, о последней думали, а чаще вообще не думали. К тому же для гражданского использования стандартные бензиновые ЗМЗ еще слишком много кушают. Учитывая, как некоторые умельцы любят застревать в болотах, мы получаем двигатель с большей нагрузкой и увеличением производительности до 50-60 литров на 100 км. Те, кто купит ГАЗ-66 как грузовик, будут разочарованы грузоподъемностью. Небольшая перегрузка уже перекручивает шасси, ломает пружины и дифференциалы в задней оси.
Зато плюсов не меньше: неубивающая конструкция, возможность ремонтировать машину «на коленях» в сложных полевых условиях, дешевые общие запчасти и широкие возможности для улучшения. При умеренном расходовании средств устраняются все врожденные «болезни» и владелец получает мощный вездеход, который даже вдвое меньше легкового внедорожника.
Видео, доказывающее легендарную проходимость ГАЗ-66
Спецмашины и модификации на базе ГАЗ-66
ГАЗ-66 стал универсальным шасси, на котором можно устанавливать самые разные модули. После внесения некоторых изменений его использовали не только в армии, но и в народном хозяйстве. Для этого были усилены рессоры заднего моста и установлены двускатные колеса. Впоследствии грузоподъемность увеличилась до 3,5 т, на что установили деревянный бортовой кузов от ГАЗ-53. Известны также версии с самосвальным кузовом и коробкой отбора мощности.
За все время производства было внесено несколько изменений, которые отличались наличием лебедки, деталями кабины и наличием системы изменения давления в шинах. Отдельного внимания заслуживает ГАЗ-66К — единственный опытный седельный тягач, на который устанавливался активный полуприцеп. С помощью более длинного шарнирно-сочлененного карданного вала крутящий момент передавался на все три оси, что значительно увеличивало грузоподъемность необычного грузового автомобиля с прицепом. К сожалению, этот раз в производство не пошел.
На шасси ГАЗ-66 также собирали спецтехнику, выполнявшую в войсках различные задачи:
- АС-66 — скорая помощь;
- DDA-66 — автомойка, фактически мобильная душевая для поддержания чистоты персонала, также использовалась в гражданской жизни;
- Р-142 — самая крупная командирская машина и тактический состав;
- ДПП-40 — «газик», оборудованный для спуска понтонов и переправы через водные преграды, грузоподъемность моста 40 тонн;
Понтонный парк самолетов ДПП-40 на базе ГАЗ-66
- 38AC — специальный армейский автобус с цельнометаллической кабиной.
Конструкция и устройство
Сердцем тележки является конструкция стального каркаса из высокопрочной стали, простота которой только повысила надежность машины. Есть возможность путешествовать на внедорожнике. С 1968 года автомобиль оснащается системой контроля давления в шинах. В сочетании с полным приводом, большим дорожным просветом и достаточно мощным для того времени двигателем, это успешно сбалансировало всю конструкцию, предоставив грузовику возможность свободно двигаться даже там, где другие колесные транспортные средства уже не могли этого делать так.
Сколько стоит базовая модель и ее модификации
Базовые модели грузовиков можно приобрести по цене 150-400 тысяч рублей в зависимости от года выпуска, пробега и способов хранения. Стоимость модификации без доп оборудования в заказ — 130 тысяч рублей. Автомобиль ГАЗ-66-15 с шумоизолированным электрооборудованием и лебедкой предлагается на вторичном рынке за 300 тысяч рублей. Фургоны КУНГ пользуются популярностью. Стоят они около 400 тысяч рублей.
Недавно автомобилисты выставили на продажу мощные переоборудованные внедорожники на базе ГАЗ-66. Их стоимость достигает 1 миллиона 200 тысяч рублей.
Преимущества и недостатки модели
Основные преимущества:
- лучшая проходимость среди советской колесной техники;
- унифицированное шасси, на котором было удобно монтировать различные типы спецтехники;
- мощность двигателя;
- хорошая обзорность и небольшие габариты автомобиля благодаря мансардной планировке;
- устойчивость благодаря сбалансированному центру тяжести;
- большая грузоподъемность.
Основные недостатки:
- большой расход топлива;
- неудобный рычаг переключения передач;
- уязвимость от противотранспортных мин.
Учитывая, сколько весит и сколько поднимает ГАЗ 66, это был надежный и мощный автомобиль для перевозки и буксировки самой различной техники, оборудования, пассажиров. Большое количество различных модификаций — лучшее доказательство его функциональности.
Кузов и кабина
Планировка мансарды при уменьшенных габаритах всего транспортного средства позволила увеличить габариты погрузочной платформы и уменьшить ее габаритные размеры, облегчая погрузку и разгрузку. Платформа кузова стандартного грузовика была металлической с деревянными бортами (решетчатый борт и складывающаяся задняя часть). Внутри бокса устанавливались откидные скамейки для перевозки людей, а также можно было установить навес.
Салон ГАЗ-66 изнутри
Кабина ГАЗ-66 была полностью металлической и рассчитана на два места. В случае длительных поездок можно было установить подвесной гамак. В первых моделях для ВДВ применялась кабина ГАЗ-62 с тканевой откидной крышей и съемными надставками дверей, но через несколько лет, с расширением возможностей военно-транспортной авиации, эта версия перестала быть соответствующие.
ГАЗ-66 модификации
Модификации ГАЗ-66 и специализированные кузова | |
ГАЗ-66 (1964-1968) | базовая модель без централизованной системы подкачки шин |
ГАЗ-66А (1964-1968) | базовая модель с лебедкой |
ГАЗ-66Б (с 1966 г) | раздвижная крыша и рама на петлях |
ГАЗ-66Д (1964-1968) | шасси с коробкой отбора мощности |
ГАЗ-66П | седельный тягач (эксперт) |
ГАЗ-66Э (1964-1968) | экранированная модель |
ГАЗ-66-01 (1968-1985) | базовая модель с централизованной системой контроля давления в шинах |
ГАЗ-66-02 (1968-1985) | базовая модель с лебедкой |
ГАЗ-66-03 (1964-1968) | с экранированным электрооборудованием |
ГАЗ-66-04 (1968-1985) | — шасси с экранированным электрооборудованием |
ГАЗ-66-05 (1968-1985) | с экранированным электрооборудованием и лебедкой |
ГАЗ-66-11 (1985-1996) | модернизированная базовая модель |
ГАЗ-66-12 (1985-1996) | модернизированная базовая модель с лебедкой |
ГАЗ-66-14 (1985-1996) | шасси с экранированным электрооборудованием и коробкой отбора мощности |
ГАЗ-66-15 (1985-1996) | с экранированным электрооборудованием и лебедкой |
ГАЗ-66-16 (1991-1993 гг | народнохозяйственная модификация с двухскатной задней балкой и деревянной платформой, грузоподъемность 3,5 т |
ГАЗ-66-21 (1993-1995) | народнохозяйственная модификация с удлиненной рамой, усиленными мостами |
ГАЗ-66-30 ГАЗ-66-31 | шасси самосвала |
ГАЗ-66-41 (1992-1995) | с дизельным двигателем ГАЗ-544 без наддува |
ГАЗ-66-40 (1995-1999) | с турбодизелем ГАЗ-5441 |
ГАЗ-66-92 (1987-1995) | северный вариант |
ГАЗ-66-96 | шасси автобуса с коробкой передач |
ГАЗ-66 Экспорт модификаций и спецтехники | |
ГАЗ-66-51 | 1968–1985 |
ГАЗ-66-52 | 1968-1985 — с лебедкой |
ГАЗ-66-81 | 1985-1995 — для стран с умеренным климатом |
ГАЗ-66-91 | 1985-1995 — для стран с тропическим климатом |
AS-66 | скорая помощь для эвакуации раненых |
DDA-2 | дезинфекция и душевая кабина |
ГЗСА-731, 983А, 947, 3713, 3714 | фургоны |
ГАЗ-САЗ-3511 | самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 |
Шины
Шины устанавливаются размером от 12 до 18. Специальная резина уместна при движении автомобиля по крутым горным дорогам. Вездеход Газ 66 успешно преодолевает грязь, слякоть, воду, каменную поверхность. Для поворота самосвала требуется окружность не менее 19 метров, но это несущественная проблема.
Технические характеристики
Двигатель и трансмиссия
ГАЗ-66 был одним из первых автомобилей в СССР, получивших V-образную силовую установку с 8 цилиндрами. Он выпускался на Заволжском моторном заводе (ЗМЗ) и был унифицирован по ряду параметров с двигателем ГАЗ-13 «Чайка». Двигатель объемом 4254 куб. См выдавал мощность в 120 лошадиных сил, достигая 3500 об / мин, что в то время считалось вполне достаточным для езды по бездорожью.
В начале 90-х годов в качестве силового агрегата для модификаций ГАЗ-66-40 и ГАЗ-66-41 использовался дизельный двигатель (в первом варианте с турбонаддувом и воздушным охлаждением) мощностью 116 и 85 л.с соответственно с., но таких машин было выпущено немного.
Механическая трансмиссия отличалась, прежде всего, необычным расположением — справа и за сиденьем водителя. По этой причине управление автомобилем показалось многим водителям неудобным.
Тип подвески
Передняя и задняя подвески — зависимого типа и имеют аналогичную конструкцию. Он устанавливался на полуэллиптических продольных рессорах, концы которых размещались на резиновых подушках. Плавной работы машины добились телескопические гидроамортизаторы.
Кроме того, ГАЗ-66 при хорошем балансе центра тяжести имеет практически равную нагрузку на задний и передний мосты. При этом общая прочность подвески не имела большого запаса, поэтому перегружать машину было крайне нежелательно.
Максимальная скорость
Грузовик мог разогнаться до 90 километров в час, но максимальная скорость была конструктивно ограничена ограничителем. При его снятии максимальная скорость увеличилась до 110-120 километров в час, но при этом значительно сократился трудовой ресурс двигателя.
Расход топлива
При превышении расстояния в 100 километров ГАЗ-66 потреблял 20-25 литров бензина АИ-76 или АИ-80. Автомобиль имел два бака емкостью 105 литров топлива каждый, их полная заправка обеспечивала запас хода 800 километров. Дизельная версия двигателя была значительно дешевле и потребляла максимум 17 литров топлива на 100 км пути.
Габариты и вес
Параметры | Ценности |
Длина | 5655 мм |
Длина | 2342 мм |
Рост | 2440 мм |
Колесная база | 3300 мм |
Дорожный просвет | 315 мм |
Пустой вес | 3470 кг |
Сфера | 2000 кг |
Тяжеловес | 5940 кг |
Передний мост и ширина колеи
Передний мост ГАЗ-66 включал в себя коробку передач и шарниры равных угловых скоростей, которые использовались вместо приводных валов. Поддержание надежности автомобиля на дорогах общего пользования требовало замены масла в мостах через 50-70 тысяч километров пробега и даже чаще при эксплуатации в условиях бездорожья. Переход через водные преграды потребовал последующего обязательного закачивания при первой же возможности.
Гусеницы составляют 1800 мм спереди и 1750 мм сзади. Минимальный радиус поворота грузовика составляет 9,5 метра, что делает его более маневренным, чем у многих легковых автомобилей.
Коробка передач
ГАЗ-66 оснащался несколько упрощенной четырехступенчатой коробкой передач. Раздаточная коробка имела две передачи (прямую и пониженную), а также позволяла водителю выключать переднюю в случае необходимости для преодоления особо сложных участков дороги.
Рулевое управление оснащалось гидроусилителем тормозов, а также усилителем тормозов. Колесные тормоза колодочные.
Достоинства и недостатки
Если сравнить плюсы и минусы ГАЗ-66 с учетом его функций как внедорожника, то первый будет значительно превосходить. К несомненным достоинствам машины можно отнести:
- Высокий клиренс;
- Полный привод;
- Практически идеальное распределение нагрузки на обе оси;
- Достаточно компактный размер;
- Надежность конструкции и работы двигателя;
- Регулируемое давление в шинах;
- Стабильный тепло в салоне зимой;
- Высокая степень ремонтопригодности.
К недостаткам авто можно отнести:
- Пониженная защита водителя и пассажира из-за отсутствия капота;
- Высокий уровень шума внутри салона;
- Неудобное положение рычага переключения передач;
- Ограниченная грузоподъемность;
- Большой расход топлива.
Вообще, даже известные отрицательные моменты в характеристиках автомобиля во многом связаны не с конструктивными недоработками, а с теми необходимыми жертвами, на которые пошли создатели автомобиля для достижения своей цели — надежного армейского грузовика, способного успешно проехать — Дорожные условия.
Основные модификации ГАЗ-66 и специализированные кузова на его шасси
ГАЗ-66 на советской почтовой марке
- ГАЗ-66 (ноябрь 1963 г., июль 1964 г. — июнь 1966 г.) — грузовик с бортовой платформой или шасси с кабиной, базовая модель, без централизованной системы контроля давления в шинах, первый опытный образец автомобиля с V-образной формой 8. -цилиндровый двигатель серии ГАЗ 66 (ЗМЗ-66) 1959 года выпуска. До 1961 года опытные образцы ГАЗ-66 имели кабину с люком и откидной рамой лобового стекла
- ГАЗ-66А (июль 1964 — июнь 1966) — ГАЗ-66 без централизованной системы регулирования давления в шинах, но с лебедкой. До 1961 года опытные образцы ГАЗ-66А имели кабину с люком и откидной рамой лобового стекла
- ГАЗ-34 (1964, 1965, 1967) — опытных образцов с колесной формулой 6х6, с централизованной системой контроля давления в шинах, с лебедкой (первый прототип был без централизованной системы контроля давления в шинах и без лебедки), изготовлено семь прототипы
- ГАЗ-66Б (1966-1985 гг.) — авиадесант ГАЗ-66 с телескопической рулевой колонкой, складывающейся крышей и навесной рамой лобового стекла, только опытные образцы были изготовлены на ГАЗе в 1965 г. (позже был произведен серийный ремонт кабин проводится опытным заводом № 38 МО СССР »в г. Бронницы Московской области. Для капитального ремонта автомобили ГАЗ-66АЕ, ГАЗ-66-04 и ГАЗ-66-05)
- ГАЗ-66Д (1961 г.) — шасси с кабиной с отбором мощности для установки буровых установок и сельскохозяйственных самосвалов, без централизованной системы контроля давления в шинах, изготовлен опытный образец
- ГАЗ-66К (1961 г.) — седельный тягач для работы с активным полуприцепом, без централизованной системы регулирования давления в шинах, изготовлен опытный образец
- ГАЗ-66П (1961 г.) — седельный тягач, без централизованной системы регулировки давления в шинах, изготовлен опытный образец
- ГАЗ-66Ф (ноябрь 1963, июль 1964-1965) — шасси ГАЗ-66 с кабиной для армейского спецкорпуса, с экранированным электрооборудованием, без централизованной системы контроля давления в шинах, с лебедкой
- ГАЗ-66Э (ноябрь 1963 г., июль 1964 г. — июнь 1966 г.) — ГАЗ-66 с экранированным электрооборудованием, без централизованной системы контроля давления в шинах
- ГАЗ-66АЭ (июль 1964 — июнь 1966) — ГАЗ-66 с экранированным электрооборудованием, с централизованной системой контроля давления в шинах и лебедкой
- ГАЗ-66-01 (июнь 1966-декабрь 1984) — грузовик с бортовой платформой или шасси с кабиной, доработанная базовая модель с централизованной системой контроля давления в шинах
- ГАЗ-66-02 (июнь 1966-декабрь 1984) — ГАЗ-66-01 с централизованной системой регулировки давления в шинах и лебедкой
- ГАЗ-66-03 (июнь 1966-1968) — ГАЗ-66-01 с экранированным электрооборудованием, без централизованной системы контроля давления в шинах
- ГАЗ-66-04 (июнь 1966 — декабрь 1984) — ГАЗ-66-01 с экранированным электрооборудованием, с централизованной системой регулирования давления в шинах
- ГАЗ-66-05 (июнь 1966-декабрь 1984) — ГАЗ-66-01 с экранированным электрооборудованием, с централизованной системой контроля давления в шинах и лебедкой
- ГАЗ-66-11 (1985-1996, 1998-1999) — грузовик с бортовой платформой или шасси с кабиной, модернизированная базовая модель с централизованной системой контроля давления в шинах, выпускаемая в виде грузовика с бортовой платформой и в виде шасси с кабиной
- ГАЗ-66-12 (1985-1996, 1998-1999) — с централизованной системой контроля давления в шинах, с лебедкой, выпускается в виде бортовой платформы грузовика и в виде шасси с кабиной
- ГАЗ-66-14 (1985-1996, 1998-1999) — с централизованной системой контроля давления в шинах, с экранированным электрооборудованием, выпускается в виде бортовой платформы грузовика и в виде шасси с кабиной
- ГАЗ-66-15 (1985-1996, 1998-1999 гг.) — с централизованной системой контроля давления в шинах, с экранированным электрооборудованием, с лебедкой, выпускается в виде бортовой грузовой платформы и в виде шасси с такси
- ГАЗ-66-16 (1991-1992) — грузовик с бортовой платформой или шасси с кабиной, модернизированный вариант с двигателем ЗМЗ-513.10, усиленными шинами (колеса одинарные), доработанными тормозами, платформой без колесная арка (с 1993 года также устанавливалась на ГАЗ-66-11, ГАЗ-66-40 и ГАЗ-66-41); Грузоподъемность 2,3 т, с централизованной системой регулировки давления в шинах
- ГАЗ-66-21 (1992-1994) — грузовик с бортовой платформой или шасси с кабиной, народнохозяйственная модификация с задними двухосными шинами и деревянной платформой типа ГАЗ-53, грузоподъемностью 3, 5 тонн.
- ГАЗ-66-22 (1992-1994 гг.) — грузовой автомобиль с бортовой платформой или шасси с кабиной, народнохозяйственная модификация с двойными шинами заднего моста и деревянной платформой типа ГАЗ-53, грузоподъемность 3, 5 т, с лебедкой
- ГАЗ-66-31 (1992-1994 гг.) — шасси с кабиной с двухосными шинами заднего моста для установки самосвальных кузовов, оборудованное коробкой отбора мощности
- ГАЗ-66-40 (1995-1998 гг.) — грузовой автомобиль с бортовой платформой или шасси с кабиной; с турбодизелем ГАЗ-5441 (мощность 116 л.с.), грузоподъемностью 2,3 т, с централизованной системой контроля давления в шинах, изготавливается с лебедкой (оборудование ГАЗ-66-40-0000210) и без лебедки (оборудование ГАЗ-66-40 -0000110)
- ГАЗ-66-41 (1993-1995) — грузовик с бортовой платформой или шасси с кабиной; с атмосферным дизельным двигателем ГАЗ-544.10 (мощность 85 л.с.), с централизованной системой регулирования давления в шинах, выпускается с лебедкой (оборудование ГАЗ-66-41-0000112) и без лебедки (оборудование ГАЗ-66-41-0000110)
- ГАЗ-66-92 (1991 г.) — северный, оборудован дополнительным отопителем, стеклопакетом, аккумулятором повышенной емкости, дополнительными противотуманными фарами, лебедкой, опытная партия изготовлена на базе ГАЗ-66-16, в 1985-1966 гг были изготовлены опытные образцы на базе ГАЗ-66-11)
- ГАЗ-66-96 (1985-1996) — шасси с кабиной на базе ГАЗ-66-11 для вахтовых автобусов
- ГАЗ-66-50 (1966-1968) — ГАЗ-66А для стран с тропическим климатом
- ГАЗ-66-51 (1967-1984) — ГАЗ-66-01 для стран с тропическим климатом
- ГАЗ-66-52 (1967-1984) — ГАЗ-66-02 для стран с тропическим климатом
- ГАЗ-66-53 (1967-1968) — ГАЗ-66-03 для стран с тропическим климатом
- ГАЗ-66-54 (1967-1984) — ГАЗ-66-04 для стран с тропическим климатом
- ГАЗ-66-55 (1967-1984) — ГАЗ-66-05 для стран с тропическим климатом
- ГАЗ-66-61 (1985-1991) — ГАЗ-66-11 для стран с тропическим климатом
- ГАЗ-66-62 (1985-1991) — ГАЗ-66-12 для стран с тропическим климатом
- ГАЗ-66-64 (1985-1991) — ГАЗ-66-14 для стран с тропическим климатом
- ГАЗ-66-65 (1985-1991) — ГАЗ-66-15 для стран с тропическим климатом
- ГАЗ-66-70 (1966-1968) — ГАЗ-66А для стран с умеренным климатом
- ГАЗ-66-71 (1967-1984) — ГАЗ-66-01 для стран с умеренным климатом
- ГАЗ-66-72 (1967-1984) — ГАЗ-66-02 для стран с умеренным климатом
- ГАЗ-66-73 (1967-1968) — ГАЗ-66-03 для стран с умеренным климатом
- ГАЗ-66-74 (1967-1984) — ГАЗ-66-04 для стран с умеренным климатом
- ГАЗ-66-75 (1967-1984) — ГАЗ-66-05 для стран с умеренным климатом
- ГАЗ-66-81 (1985-1991) — ГАЗ-66-11 для стран с умеренным климатом
- ГАЗ-66-82 (1985-1991) — ГАЗ-66-12 для стран с умеренным климатом
- ГАЗ-66-84 (1985-1991) — ГАЗ-66-14 для стран с умеренным климатом
- ГАЗ-66-85 (1985-1991) — ГАЗ-66-15 для стран с умеренным климатом
- АП-2 — раздевалка, основной функциональный блок полкового медпункта.
- AC-66 — это машина скорой помощи, предназначенная для эвакуации раненых.
- ДДА-66 — это дезинфекционно-душевой автомобиль, используемый в военных (иногда гражданских) санитарно-эпидемиологических частях.
- ДПП-40 — парк дебаркадеров, использовался в инженерных батальонах ВДВ для организации переездов через водные преграды.
- ГЗСА-731, 983А, 947, 3713, 3714 — фургоны «Почта», «Хлеб» и «Лекарства».
- МЗ-66 — нефтеналивной танкер.
- Р-125 — командно-личная машина.
- Р-142 — командно-личная машина.
- 3902, 3903, 39021, 39031 — передвижные мастерские по техническому обслуживанию сельхозтехники.
- 2001, 2002, 3718, 3719, 3716, 3924, 39521 — мобильные поликлиники.
- ГАЗ-САЗ-3511 — сельскохозяйственный самосвал на шасси ГАЗ-66-31 (сборка — Саранск).
- ГАЗ-КАЗ-3511 — сельскохозяйственный самосвал на шасси ГАЗ-66-31 (сборка — Бишкек, Кыргызстан).
Автобус
- НЗАС-3964, Волгарь-39461 — роторные автобусы (на раме установлен комфортабельный кузов с сиденьями для пассажиров).
- АПП-66 — автобус повышенной проходимости, шины с регулировкой давления. Выпускается 172-м Центральным авторемонтным заводом только для нужд Минобороны СССР. До 1987 г было выпущено около 8000 экземпляров 1
- ПАЗ-3201, полноприводная версия ПАЗ-672.
- ПАЗ-3206, полноприводная версия ПАЗ-3205.
- на базе ГАЗ-66-04 с 1967 до середины 70-х годов серийно производился специальный армейский автобус 38АС, полноприводный, адаптированный для перевозки и посадки с самолета Ан-12. Всего было выпущено 6000 экземпляров. Этот автобус снимался в фильме «Потому что я люблю» 1974 года, 20 минут фильма .
Двигатель
ГАЗ 66 оснащался 4-х тактным V-образным карбюраторным двигателем ЗМЗ-513, работающим на бензине. Двигатель имел жидкостное охлаждение. Силовую установку собирали на Заволжском моторном заводе. В чем-то агрегат был похож на своих предшественников, но также имел заметные отличия. В конструкции ЗМЗ-513 проявился ряд уникальных решений, и он отличался компактными размерами. Блок цилиндров и головка двигателя были изготовлены из алюминия.
Характеристики мотора ЗМЗ-513:
- рабочий объем — 4,25 л;
- номинальная мощность — 125 л.с.;
- максимальный крутящий момент — 284,5 Нм;
- степень сжатия — 7,6;
- количество цилиндров — 8;
- вид используемого топлива — бензин А-76.
В 90-е годы появились версии ГАЗ 66 с дизельной силовой установкой ГАЗ 544, имевшие более длительный срок службы и высокую производительность.
Характеристики мотора ГАЗ 544:
- рабочий объем — 4,25 л;
- номинальная мощность — 85 л.с.;
- максимальный крутящий момент — 235 Нм.
Впоследствии Горьковский автомобильный завод начал выпуск двигателей ГАЗ 5441 с турбонаддувом и воздушным охлаждением. Их использовали для установки на ГАЗ 66. Особенностью агрегата был средний расход топлива (около 17 литров на 100 км пути).
Характеристики мотора ГАЗ 5441:
- рабочий объем — 4,15 л;
- номинальная мощность — 115 л.с.;
- степень сжатия — 16;
- количество цилиндров — 4.
Тюнинг
Надежные и долговечные автомобили ГАЗ-66 в силу своей крупности получили достаточно широкое распространение и продолжают эксплуатироваться в полной мере даже через два десятилетия после окончания их массового производства. Во многом это связано с различным тюнингом, которому подверглось большинство автомобилей. Популярной практикой стала замена двигателя на более мощные и экономичные дизельные версии, которые также требуют замены коробки передач.
Однако очень часто владельцы «шишига» прибегают к внешнему тюнингу: необычные цветовые решения в покраске автомобилей, обработка кузова антикоррозийными материалами, установка дополнительного освещения, установка арочных покрышек для дальнейшего увеличения емкости днища. В обвесе используется «кенгурятник», а версия КУНГ дополнена огромным багажником на крыше.
Не менее важным аспектом усовершенствования бывшего армейского внедорожника стала доводка салона: устройство хорошей звукоизоляции, замена сидений на более комфортные. Самым популярным решением для фургона типа КУНГ стало его превращение в комфортабельный «дом на колесах». Довольно часто охотники и рыбаки делают это, не только обустраивая себя местом для сна, в том числе большим количеством мест, но и интегрируя его со всеми видами услуг современной цивилизации.
Сравнение с конкурентами
На тот момент, когда ГАЗ-66 еще находился в производстве, прямых конкурентов у этой машины просто не было. В советское время ЗИЛ-131 и ГАЗ-53 лишь частично можно было считать его аналогами, но эти машины создавались для других задач и успешно заняли свою нишу на грузовом транспорте.
Среди аналогичных боевых машин за рубежом мало кто выдержал сравнение с ГАЗ-66 по фоновым возможностям, простоте и надежности. К ним относятся только линейка Mercedes-Benz Unimog и более поздние модели Renault TRM 2000 и Hino Type 73 Chugata.
Первая попытка заменить «шишигу» на более свежую модель (ГАЗ-3301) пришлась на период распада СССР и в силу этого не увенчалась успехом. Лишь в конце 90-х годов появилась модель ГАЗ-3308 «Садко», ставшая основой следующего поколения армейских внедорожников.
Читайте также: Самосвал ГАЗ-САЗ-3511 на базе ГАЗ-66: технические характеристики, устройство, фото и видео