Автомобиль ГАЗ-АА: полуторка в годы войны

ГАЗ

Пожарная «линейка»

С появлением «Полуторки» — недорогого массового грузовика, стала возможна моторизация пожарной части. На Миусском пожарном депо, основанном в Москве в 1919 году, была собрана пожарная машина на шасси ГАЗ-АА. Для модификации перегоняли тягачи-автовозы КИМ собственным ходом. От базового «огнетушителя» они отличались наличием коробки отбора мощности, благодаря которой работал насос, перекачивающий воду. Название «линия» происходит от особого деревянного корпуса со скамейками для пожарных и цистерной для воды.

Технические характеристики

Двухосный заднеприводный грузовик ГАЗ 51 был способен развивать максимальную скорость 70 км / ч.

Двигатель

В конце 1930-х годов на Горьковском автомобильном заводе налажено производство рядного двигателя ГАЗ-11, который изначально был лицензионной версией двигателя американской компании Dodge. Двигатель был очень высокотехнологичным, и при изготовлении его деталей нигде не использовались цветные металлы, кроме поршней. Существенно усовершенствованный за годы войны, этот силовой агрегат долгое время использовался на различных транспортных средствах, в том числе на автобусах, спецтехнике и тракторах, и производился в СССР до 1989 года.

Двигатель имел 6 цилиндров, рабочий объем 3485 куб. Мощность двигателя в 70 лошадиных сил не была максимальной и удерживалась ограничителем частоты вращения коленчатого вала, максимальное рабочее значение которого допускалось при 2800 об / мин. Это добавляло прочности и надежности двигателю, который не переносил длительных повышенных нагрузок, что осложнялось большим передаточным числом главной передачи крутящего момента задней оси.

Подвеска и трансмиссия

Подвеска ГАЗ-51 считалась достаточно прогрессивной даже по современным меркам. Он состоял из 4-х полуэллиптических продольных рессор и 2-х рессор относительно заднего моста. В подвеске также использовались рычажные амортизаторы, которые в конце 1960-х были заменены телескопическими элементами. Подвеска производимого в настоящее время грузовика Lawn Next имеет аналогичную конструкцию. Допустимая нагрузка на переднюю ось составляла 1610 кг, на заднюю ось — 3760 кг.

Задний мост и шасси

В шасси грузовика жесткая передняя ось обеспечивала максимальную устойчивость. Задний мост имел одинарную главную передачу и собирался внутри балки, дополненной разъемным картером. Эта конструкция считалась очень совершенной и впоследствии была практически полностью повторена на трехосном грузовике ЗиС-151. Задний мост автомобиля ГАЗ-51 был основным.

В раме использовались колеса с шинами размером 7,5 на 20 дюймов. Первые модели ГАЗ 51 имели стальные колесные диски с двумя отверстиями. Позже на машину стали устанавливать диски с шестью отверстиями, что сделало колеса намного легче.

КПП

Конструкция коробки передач ГАЗ 51 практически не отличалась от «грузовика», разработанного в довоенные годы. Отсутствие синхронизаторов вынуждает переключать передачи с двойным выключением сцепления. В процессе разгона сначала деактивировалась предыдущая скорость, затем включалась необходимая передача (повторное нажатие на сцепление). Особенностью КПП была принудительная блокировка заднего хода, поэтому случайное включение заднего хода было исключено. Чтобы двигаться задним ходом, нужно было зажать специальный флажок.

Топливная система и расход на 100 км

Топливный бак на первых версиях модели ГАЗ-51 имел объем 105 литров, но затем его уменьшили до 90 литров. Сначала бензобак был снаружи, потом его сняли под водительским сиденьем. Заливная горловина располагалась за водительской дверью.

Средний расход при использовании бензина А-66 был порядка 20-25 литров на 100 км пути. По этому показателю ГАЗ-51 был примерно на четверть дешевле предыдущего «грузовика», а на треть — «трехтонного» грузовика ЗиС-5.


Чертеж стандартного ГАЗ-51

Габариты и вес

Параметры Ценности
Длина 5715 мм
Длина 2280 мм
Рост 2130 мм
Дорожный просвет 245 мм
Колесная база 3300 мм
Пустой вес 2710 кг
Вся масса 5150 кг

Историческая ценность

Физическим лицам в СССР было запрещено иметь грузовые автомобили. Грузовики принадлежали предприятиям, и со временем дальнейший ремонт и эксплуатация старого оборудования стали проблемой. Кроме того, существовали правила утилизации вторсырья. Большая часть ГАЗ-АА была уничтожена и переработана; Найти уцелевшую машину в любом состоянии очень проблематично.

ГАЗ-АА — «Полуторка»

«Полуторка» — легендарный автомобиль Горьковского автозавода. Первый ГАЗ-АА был построен на базе американского Ford Model AA образца 1930 г. Но после ряда доработок грузовик фактически стал самостоятельным отечественным автомобилем. Перед запуском в производство инженеры подготовили собственную техническую документацию, доработали конструкцию некоторых агрегатов. Первая серия НАЗ-АА сошла с конвейера Нижегородского автомобильного завода 29 января 1932 года. Первые «грузовики» имели аббревиатуру НАЗ-АА, аббревиатура ГАЗ появилась позже.

Прозвище «Грузовик» автомобиль получил из-за грузоподъемности 1,5 тонны. На автомобиль устанавливался 3,2-литровый двигатель мощностью 42 л.с. Расход топлива — 20 литров на 100 км, максимальная скорость — 70 км / ч. В годы Великой Отечественной войны грузовик показал свои лучшие качества — простоту, надежность и неприхотливость. Кстати, автомобили претерпели серьезные изменения — модель была упрощена для увеличения количества выпускаемых машин. С автомобиля сняты правая фара, зеркала заднего вида, бампер, глушитель и передние тормоза. Кабина была сделана из досок и фанеры, передние крылья сложной формы были заменены на простые, а на месте водительского места появилась деревянная «скамейка». У некоторых моделей вместо дверей были куски брезента. Такая машина получила название ГАЗ-ММ-В (военная модификация).

ГАЗ-АА выпускался в 1932-1950 годах и со временем стал одним из самых массовых грузовиков в истории СССР — с конвейера сошло почти 1 миллион автомобилей.

Ходовая часть

Конструкция задней подвески «грузовика» была оригинальной и необычной. Полуэллиптические рессоры особым образом располагались перед балкой заднего моста, так что их демпфирующее действие приобрело рычажный характер. Благодаря такой конструкции задняя подвеска стала компактной и гораздо более технологичной, чем эллиптические рессоры. Но у этой конструкции был один недостаток — пружинные блоки при торможении принимали на себя большие нагрузки и часто выходили из строя. Лестницы расшатались, и листы рессоры начали двигаться относительно продольной оси.

грузовая машина

Особенности конструкции полуторки ГАЗ-АА

Мощное шасси ГАЗ-АА получило спереди и сзади рессорную подвеску. Отсутствие амортизаторов делало этот грузовик очень жестким и неустойчивым, хотя в те годы о таких нюансах никто не задумывался. Поэтому любая машина воспринималась как чудо, поэтому на примитивную конструкцию подвески никто не обращал внимания. Но ломалась она довольно редко, что неоднократно демонстрировалось во время Великой Отечественной войны.

Двигатели ГАЗ-АА всегда отличались простотой конструкции, высокой надежностью и ремонтопригодностью. Их особенность заключалась в том, что они отлично работали с самым плохим бензином и даже с керосином. В настоящее время им пользуются коллекционеры автомобилей, у которых есть редкие ГАЗ-АА. Низкооктановое топливо сейчас получить невозможно, но керосин продается свободно.

Полностью сборка ГАЗ-АА перешла на отечественные комплектующие в 1933 году. Хотя многие считают, что кабина ГАЗ-АА была деревянной, из дерева ее делали только до 1934 года. Потом она стала металлической с клеенкой крышей. Основными недостатками ГАЗ-АА были:

  • Ненадежный запуск и аккумулятор. Стартер вышел из строя через 5-6 месяцев, и в этот момент выходила из строя аккумуляторная батарея, поэтому автомобиль обычно запускался с кривым стартером;
  • Отсутствие амортизаторов также доставляло водителям массу неудобств;
  • Острая нехватка шин привела к тому, что прямо на заводе задний мост оснастили только двумя колесами вместо четырех, что негативно сказалось на грузоподъемности и устойчивости.

Великая Отечественная война

В годы Великой Отечественной войны «грузовик» был одной из основных боевых машин в рядах Красной Армии. ГАЗ-АА выполнял различные функции: транспортировку военнослужащих, боеприпасов, продуктов питания, техники и т.д.

С началом войны внешний вид машины изменился. Металл был сохранен, поэтому крылья были сделаны из простого кровельного железа, а двери и крыша — из брезента. Фара и дворник устанавливались только со стороны водителя, бамперов, глушителя и передних тормозов не было. В 1943 году брезентовые двери были заменены большими деревянными.

Автомобиль сыграл важную роль во время блокады Ленинграда, дав ленинградцам все необходимое для существования. Фашистские войска заблокировали город, отрезав все наземные пути к нему. В Ленинград можно было попасть только через Ладожское озеро. 22 ноября 1941 года первые «грузовики» вошли в мерзлый бассейн. Дорога, по которой они шли, официально называлась Военным шоссе No. 101, неофициально — дорога жизни. Этот маршрут был закрыт 21 апреля 1942 года. Всего за 1941-1942 годы ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ перевезли 361 109 тонн грузов, в том числе 262 419 тонн продовольствия. На обратном пути из Ленинграда жителей эвакуировали.

Послевоенные годы

После войны производство ГАЗ-ММ было продолжено, автомобилю вернули бампер, глушитель, две фары, металлические двери и передние тормоза. В задней стенке кабины создано окно. На Горьковском автозаводе последняя машина сошла с конвейера 10 октября 1949 года, а на УлЗИСе — в 1950 году. Всего за годы войны было выпущено около 800-1000000 экземпляров, ГАЗ собрал около 102,3 тысяч грузовиков. На начало войны в рядах Красной Армии было 151 100 машин.

Конец выпуска

Производство Газ-АА на Горьковском автозаводе прекратилось в 1949 году, но автомобиль продолжал выпускаться на УлЗисе до 1950 года и, по некоторым данным, до 1956. На смену «Полуторке» пришел грузовик.

ГАЗ-66 — «Шишига»

Этот грузовик грузоподъемностью 2 тонны был создан специально для того, чтобы ездить там, где ни одна другая машина не поедет. Полный привод и отличная проходимость сделали этот грузовик практически основным транспортным средством Советской армии. Отличительная особенность «шишиги» — уравновешенное положение центра тяжести, что давало практически равное распределение нагрузки между передней и задней осями.

Автомобиль пользовался популярностью в ВДВ: при приземлении с парашютом машина свободно спускается по кабине и приземляется одновременно на все колеса. Правда, у грузовика были и существенные недостатки. Размеры и расположение кабины оказались опасными для экипажа машины в случае подрыва мины. По этой причине ГАЗ-66, начиная с 1980-х годов, был выведен из боевых частей в Афганистане.

Первый серийный автомобиль был выпущен в 1964 году, хотя опытные образцы ГАЗ-66 были готовы в 1957 году, но из-за отсутствия подходящего по мощности двигателя производство пришлось отложить. Последняя машина выехала с территории сборочного цеха 1 июля 1999 года и была заменена на ГАЗ-3308 «Садко». Всего за время производства ГАЗ-66 было выпущено 965 941 автомобиль.

На ГАЗ-66 устанавливался карбюраторный двигатель ЗМЗ-513 V-образной формы объемом 4,3 литра и мощностью 125 л.с. Максимальная скорость грузовика 70 км / ч, расход топлива 18 литров на 100 км.

Силовая установка

Он имеет следующие особенности:

  • марка двигателя — «ГАЗ-А»;
  • тип — бензиновый;
  • конфигурация: четыре цилиндра в линию;
  • рабочий объем — 3285 куб.м / см;
  • максимальная мощность — 40 литров вместе с.;
  • крутящий момент — 1200 об / мин при 165 Нм;
  • цилиндр, диаметр — 98,43 мм;
  • степень сжатия — 4,22;
  • ход поршня — 87 мм;
  • система охлаждения — водяная;
  • головка замка — чугун;
  • блок цилиндров — чугун;
  • количество тактов — 4;
  • максимальная скорость — 70 км / ч;

Трансмиссия: четырехступенчатая механическая коробка передач.

военный грузовик

«Полуторка» — машина универсальная

Помимо штатной бортовой техники, Горьковский автозавод выпустил модификацию полигона ГАЗ-С1. Принцип работы этой машины был довольно необычным. Изначально груз в кузове располагался так, чтобы его масса прижималась к двери багажного отделения, которая запиралась простой защелкой. Погрузчик или водитель открыли замок, и масса стройматериала под собственным весом упала. Затем пустое тело снова заперли.

Конструкция грузовой машины

Опыт войны и знание новейших моделей союзной трофейной и грузовой техники основных мировых автомобильных держав позволили советским разработчикам создать простую, но высокофункциональную машину с оптимальной компоновкой капота. При относительно короткой колесной базе сдвинутые вперед двигатель и кабина позволили установить достаточно длинную и вместительную грузовую платформу.

Шасси грузовика представляло собой простую «лестничную» конструкцию, в которой два длинных лонжерона соединялись друг с другом пятью поперечинами. К шасси крепились кабина и кузов, подвеска и двигатель. Платформа кузова соединялась с рамой лестницами. Для перевозки негабаритных легких грузов в боковой раме предусмотрены специальные гнезда для конструкции боковых панелей.

В конструкции ГАЗ-51 впервые для советского автомобилестроения была решена проблема обеспечения одинаковой прочности всех систем и узлов автомобиля. Кроме того, впервые на тот момент появились такие современные решения, как алюминиевая головка блока цилиндров, вставные седла клапанов, регулируемый подогрев смеси, масляный радиатор и двойная фильтрация масла, закрытая вентиляция картера, гильзы двигателя. Тонкостенный биметаллический коленчатый вал и легкосъемные тормозные барабаны прошли успешные испытания. Технологически освоено применение новых износостойких сортов чугуна и хромирование ряда ответственных деталей.

Для послевоенного производства ГАЗ-51 двигатель был значительно доработан, что позволило значительно повысить его технические характеристики. В конструкции грузовиков использовался гидравлический тормозной цилиндр, который стал намного эффективнее механических тормозов. В то же время снаряженная масса автомобиля в ходе периодических доработок неуклонно снижалась и к 1962 году составила чуть менее 2,3 тонны.

Кабина грузовика имела современные для тех лет черты и постоянно совершенствовалась. На автомобилях ранних серий крыша и двери кабины были обшиты деревом, а сверху обшиты фанерой и брезентом. Вскоре дверные коробки и ряд других частей кабины стали делать из металла. После 1955 года он стал полностью металлическим, а через год появилась система отопления. В жаркую погоду лобовые стекла могут подниматься почти горизонтально. Со стороны водителя установили стеклоочиститель.

Эксплуатация автомобиля ГАЗ-АА

Автомобиль ГАЗ-АА выпускался серийно с января 1932 по 1938 год на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) и первоначально назывался НАЗ-АА. И только потом, когда Нижний Новгород переименовали в Горький, аббревиатура сменилась на привычную. Кроме того, на заводе в Москве налажена сборочная линия «Полторы». Климент Воросилов.

После начала Великой Отечественной войны из-за отсутствия холоднокатаной тонкой стали и ряда комплектующих, поставляемых сторонними предприятиями, ГАЗ был вынужден перейти на выпуск упрощенного военного грузовика ГАЗ-ММ-В, у которого двери были заменены на треугольные боковые ограждения и складывающиеся брезентовые двери, крылья изготовлены из покровного листа простым способом складывания, не было тормозов на передних колесах, остались только маяк и не раскладывающиеся боковые стенки.

Однако именно простота и даже примитивность автомобиля ГАЗ-АА во время войны оказалась не так уж и плоха: из-за крайне низкой степени сжатия в качестве топлива использовался низкооктановый бензин и, благодаря способности Чтобы завести машину «с ручки», была обеспечена ее надежная работа в зимних условиях.

ГАЗ-АА был самым массовым грузовиком Красной Армии в начале Великой Отечественной войны; По состоянию на 20 июня 1941 г на вооружении находилось 151 100 единиц. Всего за годы производства с конвейеров завода сошло более 800 000 «полуторных» машин, из них 102 000 собрано в годы войны.

Хотя в современном понимании ГАЗ-АА ассоциируется с «дорогами войны», его история не закончилась окончанием Великой Отечественной войны. Под обозначением ГАЗ-ММ «грузовик» продолжали выпускать до 1949 года (для ГАЗ), а для УлЗИС (будущий УАЗ) — только в 1951 году. Конечно, послевоенный ГАЗ-ММ снова «прикрыли» артикулами для дома необходимы такие как металлические двери, глушитель, передние тормоза, бамперы и две фары.

Грузовик ГАЗ-АА в военное время. Обратите внимание на еще более упрощенную конструкцию этого грузовика

Грузовик ГАЗ-АА в военное время. Обратите внимание на еще более упрощенную конструкцию этого грузовика

Обновление

В 1938 году ГАЗ-АА «Грузовик» получил новый двигатель ГАЗ-ММ мощностью 50 л. С., Который ранее устанавливался на автомобиль «Молотовец-1» под обозначением ГАЗ-М1. Помимо модернизированного двигателя, «грузовик» оснастили улучшенным рулевым механизмом и игольчатым подшипником ведущего вала. Рама была листовая рессора, без амортизаторов.

Поскольку «грузовик» — это технологичная машина и ее производство было начато в короткие сроки, модель стала незаменимой в народном хозяйстве СССР. На тот момент вполне достаточной считалась грузоподъемность автомобиля в пределах 1,5 тонны. Во время уборки урожая на поля были загнаны сотни транспортных средств, которые быстро вывозили урожай на переработку, а затем возвращались на свои автопереработки. «Грузовик» считался универсальным транспортным средством. Это было без проблем и без претензий.

газовый грузовик на войне

Плюсы и минусы

Плюсы машины

  • Надежный и качественный металлический корпус;
  • Хороший дорожный просвет;
  • Отличная проходимость автомобиля;
  • Небольшой размер грузовика;
  • Есть дворник (со стороны водителя);
  • Неприхотлив в топливе;
  • Понятное обслуживание;
  • Американские корни Форда;
  • Лобовое стекло выдвинуто;
  • Прицепы можно перевозить.

Минусы машины

  • Отсутствуют гидроусилители руля и тормозной системы автомобиля;
  • Нет регулировки руля и дивана;
  • Аскетичный вид интерьера;
  • Слабый силовой агрегат;
  • Простая и холодная кабина;
  • Отстранение сотрудников от должности;
  • Большой расход топлива;
  • Небольшой вес;
  • Отсутствие комфорта.

История

Первоначально на заводе «Гудок Октября» в Канавино было выпущено 10 образцов американской модели AA Ford модели 1930 года, но позже, еще до запуска Нижегородского автозавода, советские инженеры подготовили собственные чертежи, доработав конструкцию, агрегаты, платформа и уже первый серийный НАЗ-АА сошел с конвейера НАЗ 29 января 1932 года.

К концу года завод, переименованный в Горьковский автозавод, выпускал 60 грузовиков ГАЗ-АА в сутки.
В отличие от американской модели Ford AA, ГАЗ-АА имел усиленный картер сцепления, рулевой механизм, воздушный фильтр, а в 1930 году по советским образцам был спроектирован боковой кузов.
ГАЗ-АА полностью собирается из советских комплектующих с 1933 года.
До 1934 года кабина была сделана из дерева и прессованного картона, затем ее заменили металлической кабиной с крышей из кожзаменителя.

В 1938 году грузовик модернизировали и вместе с ним получили двигатель ГАЗ-ММ мощностью 50 л. (его модификация ГАЗ-М устанавливалась на легковой автомобиль ГАЗ-М1 «Молотовец-1», более известный как «Эмка»), усиленная подвеска и новый рулевой механизм и карданный вал. Внешних отличий между ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ не было.

Также была модификация ГАЗ-АА с самосвалом, в начале выпуска называлась ГАЗ-С1, затем ГАЗ-410. Принцип работы этого самосвала был довольно интересным: равномерно распределенный в кузове груз должен был бы перевернуть платформу под собственным весом, если бы не специальное запорное устройство, ручка которого располагалась по центру левого борта.

Для разгрузки водитель отпустил ручку, груз был перелит обратно, а пустой корпус был возвращен в горизонтальное положение под действием силы тяжести, после чего его зафиксировали ручкой. Источник не указан, 262 дня

Вскоре после начала Великой Отечественной войны из-за отсутствия холоднокатаной тонкой стали и ряда комплектующих, поставляемых сторонними предприятиями, ГАЗ был вынужден перейти на выпуск упрощенного военного грузовика ГАЗ-ММ-В (индекс внутризаводской ММ-13) с не раскладывающимися боковыми стенками, у которых двери заменены на треугольные боковые ограждения и рулонные брезентовые двери, крылья изготовлены из покровного листа простым способом складывания, тормозов не было на передних колесах и осталась только фара.

В 1944 году довоенная техника была частично восстановлена: появились деревянные двери, то есть кабина снова стала деревометаллической (и оставалась таковой до конца выпуска грузовика), позже передние тормоза, складывающиеся боковины и второй снова появился маяк. Последний ГАЗ-ММ сошел с конвейера Горького 10 октября 1949 года.

Еще год (а по некоторым данным, до 1956 года) «грузовик» собирали в Ульяновске, где их выпускали с 1947 года.

Годы выпуска НАЗ (ГАЗ) -АА / ГАЗ-ММ: на НАЗ / ГАЗ — 1932-1949; на Московском заводе КИМ — 1933-1939 гг .; на автосборочном заводе в Ростове — 1939-1941 гг .; в УлЗиС — 1947-1950 гг. Было выпущено 985 000 экземпляров ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и их производных, из них 138 600 — в период 1941-1945 гг.

На начало Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии насчитывалось 151 100 таких машин. Таким образом, «грузовик» стал самым массовым советским автомобилем первой половины ХХ века, их можно было встретить на дорогах страны до конца 1960-х годов источник не указан 1010 дней.

Деревянная кабина

Грузовик ГАЗ-АА полностью собирался из комплектующих советского производства с 1933 года. Кабины первых автомобилей были деревянными, а с 1934 года на автомобиль устанавливали металлический модуль с брезентовой крышей.

Технологичный грузовик ГАЗ-АА спроектирован на шасси рамного типа с рессорной подвеской. Полное отсутствие амортизаторов делало движение машины неустойчивым и жестким. Однако машина успешно справлялась с грузоперевозками и выходила из строя редко. Двигатели ГАЗ-АА отличались неприхотливостью и высокой ремонтопригодностью. В жаркое время года они могли работать на нефтепродуктах более низкого качества, низкооктановом бензине и даже на керосине.

Модификации

Модернизированная версия «Грузовика» с более мощным 50-сильным двигателем, новым карданом, усиленным рулевым управлением и подвеской. Выпускался с 1938 по 1950 год.

Упрощенная версия «Грузовика». Двери заменены на треугольные боковые ограждения и рулонные брезентовые двери, крылья изготовлены из листового железа простым методом складывания, на передних колесах не было тормозов, осталась только фара, боковые стенки не откидывались.

ГАЗ-ААА

Внедорожник с колесной формулой 6х4 и грузоподъемностью 2 тонны. Выпускается от 34 до 43 лет. Было выпущено 37 373 машины, это такая смешная цифра! На его базе производились как кадровые автобусы, так и военная техника: бронетранспортеры, боевые машины с химическим составом и бронетранспортеры.

ГАЗ-410

Самосвал на раме ГАЗ-АА с цельнометаллическим кузовом и меньшей грузоподъемностью — 1,2 тонны. Выпускается от 34 до 46 лет.

ГАЗ-42

Грузовик с газогенератором, построенный на базе «Полуторки», работал на твердом топливе и буквально на дровах. Мощность двигателя составляла 35-38 лошадиных сил, грузоподъемность без дров — 1 тонна, при загрузке дров чуть более 800 кг.

ГАЗ-43

Автомобиль, как и ГАЗ-42, работал на твердом топливе, но вместо дров использовался уголь. Газогенератор был меньше. Годы выпуска 1938 — 1941.

ГАЗ-44

Модифицированный газобаллонной установкой, в качестве топлива использовался сжиженный углеводородный газ. Изготовлен в 1939 году.

ГАЗ-55

Выпущен в количестве 12 044 экземпляра Советский санитарный автобус на шасси ГАЗ-ММ. Серийное производство было организовано в 1938 году на Горьковском автосборочном заводе (с 1940 года — автобусный филиал ГАЗа). В 1942 году конструкция машины была значительно упрощена. Передние крылья уже не делались методом глубокой штамповки, но также, как на ГАЗ-ММ-В, складывались из плоского листа, задние крылья выполнялись аналогично, только устанавливалась левая фара. Не c ‘были передние тормоза.

Производство ГАЗ-55 продолжалось и после войны. Производство прекращено в конце 1950-х годов

ГАЗ-60

Полугусеничный грузовик повышенной проходимости. Выпускался с 1938 по 1943 год небольшими сериями. Всего было выпущено чуть более 1000 экземпляров ГАЗ-60 и его модификаций.

ГАЗ-65

Гусеничная модификация ГАЗ-АА. Гусеницы накладывались на стандартные задние колеса, и эти задние колеса приводили автомобиль в движение. В 1940 году выпущена опытная партия в количестве около 2000 экземпляров. Проект оказался неудачным, и впоследствии он к нему не вернулся. Опыт проектирования, испытаний и эксплуатации таких машин показал, что создание полугусеничных тележек на базе штатных машин привело к их крайне низкой прочности, так как при установке гусеницы все остальные узлы оставались неизменными и из-за повышенной несущей способности двигательной установки они работали с большими перегрузками. При эксплуатации полугусеничных машин частые отказы и конструктивные ошибки были обычным явлением.

ГАЗ-03-30

Гражданский автобус на шасси ГАЗ-АА рассчитан на 17 пассажиров. Корпус был деревянным с металлической облицовкой. Самая распространенная модель автобусов до войны. Годы выпуска 1933-1950 гг

Недостатки

Самым слабым местом «тележки» были стартер и аккумулятор. Срок их службы едва доходил до полугода, затем блок вышел из строя и батарею пришлось ремонтировать. Обычно машину заводили с ручки.

Еще одной существенной проблемой в эксплуатации ГАЗ-АА была острая нехватка шин. Дошло до того, что задняя ось автомобиля была оснащена не четырьмя колесами, как положено по паспорту, а только двумя, что уменьшало грузоподъемность автомобиля.

бензин для легковых автомобилей и грузовиков

И все же «грузовик» был самым массовым советским автомобилем в довоенные и военные годы. Шасси ГАЗ-АА также использовалось для доработанных разработок: это были машины скорой помощи, различные танки, световые и акустические установки, ремонт мобильных «листовок», антихимические, гигиенические и санитарные автомастерские, радиостанции и радиосистемы раннего предупреждения, зарядка и осветительные станции и авиационные стартовые агрегаты.

«Дорога жизни»

Об участии автомобиля ГАЗ-АА в войне 1941-1945 годов написано огромное количество книг. Но самым главным историческим маршрутом, по которому ехала легендарная машина, была «дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера. Это был единственный способ связать блокадный Ленинград с внешним миром.

грузовая машина

По льду мог пройти только свет ГАЗ-АА. Военный «грузовик» с затемненными фарами осторожно преодолел расстояние под обстрелом немецкой артиллерии, доставив продукты в осажденный город. Многие машины оказались подо льдом, но в любом случае город был спасен, в том числе благодаря самоотверженности легендарного «грузовика».

После начала Великой Отечественной войны Горьковский автомобильный завод стал выпускать военные грузовики в упрощенном варианте. Сказывается дефицит холоднокатаного металла, а также отсутствие ряда комплектующих. У военного «грузовика» дверей не было: на их место установили брезентовые экраны, передние крылья сделали из обычного кровельного железа. Тормоза были только на задних колесах, дорогу освещала фара. Боковые стенки корпуса не откидывались.

полторы специфики

Модификации на базе Газ-АА

На базе грузовика были созданы различные пожарные, полицейские машины, машины скорой помощи, радиостанции, световые установки ПВО, радары обнаружения и даже бронетранспортеры.

За годы производства было выпущено более 1 миллиона автомобилей.

Внешний вид

С осени 1940 года на нем стали устанавливать мощное буксирное устройство вместе с аксессуарами для крепления запаски другого механизма. Материал автомобиля был изменен, как только началась Великая Отечественная война. Если говорить «металл», то его начали экономить, поэтому со временем передняя часть тоже потеряла все детали, которые не считались остро нужными.

Крылья, угловатые, складывались из железа крыши, а крыша вместе с дверями — из брезента. Фару вместе со дворником было решено установить только со стороны водителя, а передние тормоза вместе с глушителем и бампером вообще не ставились.

Фото ГАЗ-ММ

Начиная с 1943 года брезентовые створки на боковых частях кабины были заменены большими деревянными дверями. Упрощенная модификация ГАЗ-ММ продолжала выпускаться даже после окончания боевых действий, но машины получили наличие полноценных металлических дверей, глушителей, передних тормозов, бампера и пары фар.

Брезент на задней стене кабины имел прямоугольное окно. Это хорошо видно на фото. ГАЗ-АА был довольно простым, но удачным и технологичным грузовиком, который не был привередлив и не мог работать на самом качественном топливе.

Передняя часть лужайки была довольно простой. У него был простой бампер, пара фар и большая прямоугольная решетка радиатора. К колесным крыльям и переднему капоту крепились две передние фары. Звуковой сигнал был установлен под одной из ламп.

ГАЗ-АА салон

Крышки капота открывались, как крылья чайки, обеспечивая удобное пространство для ремонта трансмиссии. Рядом был 40-литровый топливный бак. Запасное колесо располагалось под рамой в задней части рамы. Боковую часть заняла дверь с гладкими крыльями и удобной подножкой.

К тому же деревянный корпус плавно переходил из борта в корму. Боковая и задняя стороны были навесными. Также в задней части автомобиля, с левой стороны, можно было найти задний фонарь.

Читайте также: Коробка передач ГАЗ-53: устройства и схема

Оцените статью
Блог про автомобили ГАЗ