- Лицо Победы
- ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ
- Расширение производства
- Модернизация
- Создание родстера из ГАЗ 51
- Усовершенствования
- Менять ли двигатель или восстанавливать его?
- Начало выпуска
- Модификации
- Довоенный период
- ЗНАКОМЫЙ И ЗАБЫТЫЙ
- Сталинская премия
- Старый друг
- Экспорт
- Что нужно будет сделать?
- Скоростные характеристики
- Испытания
Лицо Победы
ГАЗ-51, наряду с лимузином ЗИС-110 и легендарным ГАЗ-М20 Победы, — один из первых послевоенных серийных автомобилей в СССР, символ мужества, стойкости и возрождения истерзанной войной страны. Но его история начинается в 1939 году. На тот момент грузовик ГАЗ-ММ — бывший «Форд» конца 1920-х годов — безнадежно устарел. В конце 1930-х годов в Горьком наконец-то выпустили новый двигатель — адаптированный американский Dodge D5.
Шестицилиндровый агрегат рабочим объемом 3,5 литра (76 л. Конструкторские работы по грузовику ГАЗ-11-51 (первая цифра — индекс двигателя) были прерваны войной, но к ее концу они снова пошли полным ходом. Правда, теперь автомобиль получил такси на базе американского «Студебеккера», грузоподъемность увеличилась до двух с половиной тонн, а двигатель уменьшили до 70 л.с.
ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ
ГАЗ-51 выпускался с 1946 года с рядным шестицилиндровым двигателем (3,5 л, 70 л.с.) и четырехступенчатой коробкой передач. Постепенно модернизируясь, грузовик выпускался в десятках модификаций, включая седельный тягач, самосвал ГАЗ-93, газомоторные версии, автобусное шасси и специализированные кузовные мастерские. ГАЗ-51 послужил основой для создания семейства полноприводных грузовиков ГАЗ-63.
«Пятьдесят первых» были произведены в Китае под брендом Yejin, в КНДР — Syngri, в Польше — Люблине. В некоторых странах, в частности в Финляндии, на шасси устанавливались платформы и кузова собственной конструкции.
На конвейере модель продержалась почти 30 лет — до 1975 года. В Горьком было произведено 3 481 033 автомобиля и шасси, еще 14 355 грузовиков собрали на Иркутском автосборочном заводе.
Расширение производства
Госплан СССР ежемесячно подавал заявки на выпуск ГАЗ-51 в количествах, значительно превышающих производственные мощности. Таким образом, встал вопрос о расширении сборочных площадок. В 1948 году массовое производство автомобилей преобладало на Одесском автосборочном заводе, а в 1950 году конвейерная лента была запущена в Иркутске, где производство длилось с 1950 по 1952 год, поэтому производство грузовиков было свернуто по разным причинам. В Одессе автомобили производятся 27 лет. Последний автомобиль, сошедший с конвейера 2 апреля 1975 года, был отправлен в заводской музей.
Модернизация
При модернизации использовались алюминиевая головка блока и вставные седла клапанов. Автомобиль постепенно вобрал в себя все передовые технологии, планомерно совершенствовалась его конструкция. В 1954 году кабина автомобиля стала полностью металлической, тогда же был установлен отопитель. Новая кабина стала стимулом к изменению формы передней части, отделка салона приобрела более современный вид, крылья с фарами органично вписались в общий стиль. За решеткой радиатора установили специальные вертикальные демпферы, предотвращавшие переохлаждение двигателя зимой.
Создание родстера из ГАЗ 51
В Интернете можно найти довольно большое количество фото переоборудованного ГАЗ 51 под родстер. При этом полученный результат выглядит очень интересно и необычно. Его особенности включают в себя следующие моменты:
- Выразительный прямоугольный колпак, возвышающийся над арками, с незначительной переделкой смотрится очень привлекательно.
- Чтобы превратить высокий грузовик в родстер, подвеска занижена так, чтобы колеса находились всего в нескольких сантиметрах от арок. Большие арки позволяют устанавливать колеса диаметром 20 дюймов и более.
- Как ни странно, форма головной оптики, выпускаемой заводом, идеально подходит для этого автомобиля.
- Тело осталось, но его глубина значительно уменьшена.
Если посмотреть на фото этой установки, похоже, что силуэт практически не изменился. Однако это не совсем так. Между автомобилями есть сходство, но чтобы сделать его настоящим родстером, необходимо будет внести значительные изменения в конструкцию.
Усовершенствования
Двигатель является преемником силовой установки ГАЗ-11, которая когда-то создавалась на базе лицензионного двигателя Chrysler 1937 года с нижним расположением клапанов. Изношены поршневые кольца компрессионных поршней, хромированы, новые гильзы биметаллические (сталь-баббит) были разработаны для коленчатого вала и коренных шатунных пальцев. В результате использования технических новинок ресурс двигателя значительно увеличился.
Менять ли двигатель или восстанавливать его?
Значительные вложения коснутся модернизации двигателя. Если поменять кузов можно только с помощью сварочного аппарата и стальных листов, то с двигателем ситуация немного сложнее. Конечно, дешевле всего восстановить уже установленный двигатель, но не всегда: в одних случаях он находится в состоянии, требующем практически полной обработки, в других необходимо наладить работы из-за отсутствия необходимого оборудования или навыков. Поэтому отметим следующие моменты:
- Восстановить двигатель имеет смысл только в том случае, если машина станет шоу-каром. В остальном, даже в хорошем техническом состоянии, он имел плохие характеристики по современным меркам.
- При его полной замене важно выбрать наиболее подходящий. На различных американских выставках по восстановлению классики устанавливаются новые и мощные двигатели, но не стоит забывать и о дороговизне таких работ. В случае с ГАЗ 51 можно внимательнее присмотреться к силовым агрегатам, устанавливаемым на более поздних моделях грузовиков ГАЗ — не все подойдет, но кое-что можно отрегулировать.
- Если грузовик создан для практического использования, необходимо установить другой двигатель, так как это может сэкономить время и средства в будущем за счет постоянного ремонта старого
Начало выпуска
После окончания войны Горьковский завод продолжил подготовку к серийному производству ГАЗ-51, и к концу 1945 года была выпущена первая партия в 20 машин. Новый автомобиль быстро зарекомендовал себя как надежный и экономичный в использовании грузовой автомобиль. Коробка передач ГАЗ-51 была доработана, и трансмиссия автомобиля работала отлично. Выпуск продолжался, и в 1946 году на улицы страны выехали 3 136 автомобилей.
Модификации
За тридцать лет производства популярного грузовика на его базе были созданы специальные модели различного назначения. В списке представлены опытные и серийные модификации ГАЗ-51:
- Двухосный полноприводный автомобиль (колесная формула 4х4). Задний мост ГАЗ-51 оснащался одинарными колесами. Серийный выпуск модели длился с 1948 по 1946 год. Автомобиль поставлялся в лесозаготовительные и лесохозяйственные предприятия как вспомогательный вездеход. Борта кузова были приподняты, машину оборудовали арками для установки тента.
- ГАЗ-93 — строительный самосвал грузоподъемностью 2,25 тонны, компоновка на укороченном шасси ГАЗ-51. Выпускается небольшими партиями на Одесском сборочном заводе. Выпуск длился с 1948 по 1955 год.
- ГАЗ-51Н — армейский грузовик с кузовом модели ГАЗ-63, дополнительным бензобаком объемом 105 литров и складывающимися продольными сиденьями по бокам. Серийно выпускался с 1948 по 1975 год.
- ГАЗ-51Б — модификация с баллонной топливной системой, работающей на сжиженном природном газе. Выпускался небольшими сериями с 1949 по 1960 год на базе ГАЗ-51А.
- ГАЗ-51Ж — модель, оснащенная базовым баллонным устройством, работающим на сжиженном углеводородном газе. Выпускалась ограниченными партиями с 1954 по 1959 год. Общее количество газовых автомобилей сошедших с конвейера — 12 212 единиц.
- ГАЗ-51А — базовая бортовая машина, отличающаяся удлиненным кузовом с высокими бортами. Используется на сельскохозяйственных лесозаготовительных работах. Серийно производился с 1955 по 1975 год.
- ГАЗ-51Ф — малогабаритная модификация, оснащенная форкамерным двигателем зажигания мощностью 80 лошадиных сил. Автомобиль был выпущен в 1955 году.
- ГАЗ-51С — специализированная модификация с дополнительным топливным баком на 105 литров. Машина предназначалась для дальних путешествий. Серийно производился с 1956 по 1975 год.
- ГАЗ-51СЭ — узкоспециализированная модель, оснащенная резервным топливным баком объемом 105 литров и экранированным электрооборудованием. Машина была разработана для работы в зонах воздействия электромагнитных волн.
- ГАЗ-51Р — грузовое такси с возможностью перевозки людей. По бокам смонтировали откидные сиденья, дверь багажного отделения оборудовали дверью и трапом. Серийное производство длилось с 1956 по 1975 год.
- ГАЗ-51Т — автомобиль предназначался для перевозки негабаритных грузов. Модификация выпускалась малой серией с 1956 по 1975 год.
- ГАЗ-51П — тягач с седельно-сцепным устройством для буксировки полуприцепов грузоподъемностью до 3 тонн. Выпускался с 1956 по 1975 год.
- ГАЗ-51Д — специализированное шасси с укороченной рамой на 320 мм предназначалось для самосвалов марок ГАЗ-93А, ГАЗ-93Б, САЗ-2500. Автомобили выпускались серийно с 1958 по 1975 год.
- ГАЗ-93А — строительный самосвал. Выпускался на укороченном шасси ГАЗ-51А с 1958 по 1975 год в Одессе и Саранске.
- Автобусы малого класса с капюшоном: КАВЗ-651А, ПАЗ-651А, ПАЗ-651, ГЗА-651 на 19 мест. Изготовлен на шасси ГАЗ-51. Производство началось на Курганском автобусном заводе (КАВЗ) в 1958–1973 годах, на Горьковском автобусном заводе (ГЗА) в 1949 году и на Павловском автобусном заводе (ПАЗ) в 1950–1958 годах.
- Пассажирские автобусы марки ПАЗ-651 на шасси ГАЗ-51 производились на заводах в Киеве, Тарту, Каунасе, Тосно и Борисове. В 1955 году в Сочи было произведено около сотни туристических автобусов типа «кабриолет» с открытой крышей.
- ГЗА-653 — медицинский автомобиль. Выпускался Горьковским автобусным заводом в период с 1958 по 1975 год.
- На шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-63 выпускалась спецтехника: автоцистерны, автофургоны, изотермические автомобили, зерновозы, пожарные машины, грузовые автомобили, автовышки и многое другое.
Довоенный период
Весной 1941 года техническая документация была передана в сборочный цех завода для запуска в серийное производство машины. Но началась война и выпуск новой машины пришлось приостановить. Разработки юнитов пригодились и для другой техники, в том числе и для военной. При изготовлении военной техники использовались двигатель и коробка передач ГАЗ-51, карданный вал с поперечинами на игольчатых подшипниках, сцепление с выжимным подшипником и другие узлы.
ЗНАКОМЫЙ И ЗАБЫТЫЙ
На базе ГАЗ-51 за долгую жизнь были сделаны десятки серийных модификаций, известных на всю страну. Но строились и автомобили, которые остались прототипами.
Сталинская премия
По своим характеристикам ГАЗ-51 превосходил популярный «трехтонный» ЗИС-5, а автомобиль Горького потреблял на 30% меньше топлива. Учитывая все преимущества, как быстрые, так и экономические, машина была признана наиболее подходящей для нужд сельского хозяйства. С конца 1946 года почти все автомобили отгружались непосредственно с конвейера в колхозы и совхозы. А в 1947 году группа автопроизводителей вместе с главным конструктором Горьковского завода А.А. Липгартом получила Сталинскую премию.
Старый друг
ГАЗ-51 нельзя ассоциировать с какой-то конкретной эпохой. Ведь он родился в первый послевоенный год, стал одним из ведущих массовых грузовиков эпохи оттепели. Он принял участие в торжествах по случаю открытия Московского фестиваля молодежи и студентов в 1957 году, для которого автомобили были раскрашены в веселые и яркие цвета. Тогда «Луга» десятилетиями проработала в городах и на целине, перевозя продукты и стройматериалы.
Экспорт
В 1949 году была разработана модификация ГАЗ-51У, которую предполагалось отправить за границу, в страны с умеренным климатом. Автомобиль экспортировался шесть лет, с 1949 по 1955 год, небольшими сериями. Тогда конструкторское бюро Горьковского автозавода разработало модель ГАЗ-51Ю, адаптированную для работы в тропическом климате. Эта модификация производилась почти двадцать лет, с 1956 по 1975 год. Грузовики отправлялись в Африку и Азию, где использовались на строительных площадках или использовались как обычные автомобили для перевозки грузов и скота.
На экспорт поставлялась и более высокая грузоподъемность ГАЗ-51В. Кузов вмещал 3,5 тонны. Производство длилось с 1957 по 1975 год. Автомобиль оснащался 78-сильным двигателем, задний мост ГАЗ-51 был позаимствован у полноприводного вездехода ГАЗ-63. Шины были увеличены — 8,25х20.
Еще одна модификация на экспорт — ГАЗ-51ДУ. Это была машина для регионов с умеренным климатом, изготовленная на базе складного шасси.
ГАЗ-51ДУ экспортировали в страны с тропическим климатом на полигоне ГАЗ-93АТ.
Седельные тягачи также экспортировались: ГАЗ-51ПУ предназначался для стран с умеренными климатическими условиями, ГАЗ-51ПУ — для теплых регионов.
ГАЗ-51 — знаменитый ветеран труда и самый массовый грузовик СССР. Сегодня «пятьдесят первые» встречаются уже и в качестве памятников, но есть и такие, на которых можно проехаться.
Что нужно будет сделать?
В этом случае модифицируются следующие узлы:
- Двигатель. Чтобы машина была не только красивой, но и управляемой, необходимо установить новый двигатель. Родной силовой агрегат, как правило, в руки мастера не доходит и технически значительно уступает современным конструкциям ДВС.
- Установка нового двигателя включает замену трансмиссии со сцеплением, выхлопной и топливной систем, электрической системы, системы охлаждения и почти всех элементов моторного отсека. При этом следует учитывать, что сам кузов часто остается оригинальным. Моторный отсек ГАЗ 51 узкий, но глубокий и длинный. Эти моменты учитываются при выборе двигателя и других элементов.
- Пружинная подвеска также не обеспечит должного комфорта и управляемости. К тому же его состояние, как правило, указывает на необходимость полной замены. Вместе с подвеской необходимо установить новые тормоза, желательно дисковые.
- Оптика осталась без изменений, а вот проводку и сами элементы источника света придется заменить.
- Бампер также соответствует сохраненному стилю. С учетом отходящих арок по бокам громоздкая конструкция в этом случае не подойдет.
- Кузов и двери в основном реставрируются, если они находятся в хорошем состоянии. Однако конструкция дверей, как правило, значительно улучшается — устанавливаются новые крепления, привод для стекла, замок и прокладки.
- У старой машины снимается большая часть задней части и создается совершенно новая: боковины, пол, арки. Официальный сайт вулкана Олимп играет бесплатно и без регистрации.
- Задняя оптика и бампер также установлены полностью новые.
В целом можно сказать, что от старого грузовика остались только крыша и шасси. При этом меняются и эти конструктивные элементы: края крыши делают более гладкими для рационализации.
Скоростные характеристики
Модель оказалась предельно простой. Это была первая действительно успешная разработка в СССР, не требовавшая доработки. По характеристикам ГАЗ-51 выглядел безупречно. Машина была быстрой, ее крейсерская скорость составляла около 75 км / ч. Автомобиль устойчиво держал дорогу, но при этом оставался удобным.
Достаточно мягкая подвеска в сочетании с эффективными гидравлическими амортизаторами позволяла развивать скорость более сорока километров в час по проселочным дорогам — ощутимое преимущество перед другими транспортными средствами.
Испытания
Летом 1938 года было начато производство основных узлов и агрегатов, в январе 39 были собраны первые опытные образцы, а через полтора года новый автомобиль прошел испытания. Летом 1940 года автомобиль ГАЗ-51 был выставлен на ВДНХ в Москве как лучшее достижение советской техники.
Читайте также: Автомобиль ГАЗ-51: технические характеристики