Технические характеристики
Самосвал оснащен рамой лестничной конфигурации, на которой установлены зависимые подвески мостов. Передняя балка снабжена дополнительным резиновым буфером, работающим на сжатие. Также в конструкции присутствуют гидравлические амортизаторы. Задняя ось оснащена стандартными листовыми рессорами. С завода были установлены пневматические шины размером 8,25R20. Рулевой механизм включает червяк и каток, снабженный гидроусилителем.
На машине использовался рядный атмосферный 6-цилиндровый дизель ГАЗ-542-10 с принудительным воздушным охлаждением. При рабочем объеме 6,23 литра агрегат развивает мощность 125 л.с при 2800 об/мин. Подача топлива осуществляется механическим насосом с центробежным регулятором. Вентилятор охлаждения подключается через зубчатую передачу, снабженную гидравлической муфтой. В стандартную комплектацию входил дизельный воздушный отопитель.
Трансмиссия состоит из фрикционной муфты с гидравлическим приводом и 5-ступенчатой частично синхронизированной коробки передач. Задний мост оснащен гипоидной парой и дифференциалом. На некоторых машинах устанавливалась пневматическая система блокировки механизма. Тормоза получили комбинированное действие от гидравлики и пневматики, разделенных по осям. Механизмы барабанной схемы с автоматической регулировкой зазора. Задние мосты оснащены механическим приводом, который используется на стоянке.
Отличием автомобиля была 1-проводная электрическая схема, рассчитанная на напряжение 24В. Из-за этого стали использовать 2 или 4 батареи. Оснащение двухместной кабины включает подогреватель масла, подключенный к системе смазки двигателя. Кроме того, использовался воздухонагреватель.
Технические характеристики автомобиля:
Завод САЗ смонтировал на шасси самосвальную платформу с гидравлическим приводом. Шестеренчатый насос расположен на редукторе и получает поток мощности через отдельную пару шестерен. Направление нагнетания регулируется золотниковым клапаном, бак для хранения рабочей жидкости расположен на раме. Платформа была оснащена надставками, что позволило увеличить вместимость до 11 м³.
На базе самосвала выпускался автопоезд ГАЗ-6008, оснащенный гидроприцепом ГКБ-8536. Заявленная заводом масса достигала 8600 кг. Машины выпускались небольшими партиями до 1993 года.
Коробка передач и тормозная система
Коробка передач была переработана инженерами для улучшения качества машины. В результате увеличился запас трудовых ресурсов и снизился шум. Появлялось при переключении передач. Коробка передач механическая, пятиступенчатая. Каждая передача синхронизируется. Исключениями были первая и задняя.
Компоненты коробки передач:
- однодисковое закрытое сцепление. Характерный для него тип трения сухой;
- пружинная мембрана;
- гидравлическая установка.
Тормозная система имеет два контура. Колеса оснащены встроенными узлами с двумя независимыми друг от друга приводами. Тормозной эффект распределяется на все колеса, в ситуации с равномерным торможением — в соотношении примерно 60 к 40. Из них 60 % приходится на передние колеса, а 40 % — на задние. Дизель ГАЗ 4301 также оснащен раздельной тормозной системой. Прицеп оснащен пневматической установкой.
Каждое колесо имеет съемный тормозной барабан. Это упрощает обслуживание автомобиля. При необходимости устранения каких-либо дефектов или полной замены сплошных барабанов можно прибегнуть к подручным средствам, снять и заменить их в обычных условиях. Тормозные барабаны представляют собой прочные и высокопрочные изделия из чугуна.
Тормозная система этого грузовика имеет специальное устройство. Благодаря ему отверстия в паре башмак-барабан регулируются автоматически».
На задних колесах — тормозные агрегаты с механическим приводом. Они являются стояночным тормозом. На ободах есть специальные вентиляционные лючки, обеспечивающие хороший приток воздуха через барабаны.
Тормозная система и шасси
Тормозная система автомобиля выполнена с высоким процентом надежности всех компонентов. Есть два отдельных привода, способных приводить в действие два контурных тормоза на каждом колесе.
Длина тормозного пути автомобиля сильно зависит от распределения нагрузки на каждое колесо. Очень важно, чтобы не было преждевременной блокировки одной из колесных пар.
Важно! Если передние колеса заблокируются, автомобиль потеряет управление, а при торможении задними колесами высока вероятность заноса. Чтобы избежать этих последствий, необходимо правильно распределять тормозной момент — одинаково на все четыре колеса.
При этом условии обеспечивается максимальная безопасность самого процесса и минимальный тормозной путь.
При торможении динамический центр тяжести автомобиля перераспределяет нагрузку на оси: ок. 60% перед и 40% зад.
В результате передние колеса настроены на более интенсивную блокировку.
Именно для повышения надежности и безопасности конструкторы предусмотрели две тормозные системы с гидравлическим приводом и два пневматических усилителя.
Также ГАЗ-4301 оснащается тормозной системой с пневматической установкой для прицепа.
Грузовик оснащен тормозными барабанами на 4-х колесах, которые изготовлены из чугуна.
В этом механизме предусмотрено устройство для автоматического регулирования воздушного зазора между блоком и барабаном.
Все четыре барабана можно легко снять, чтобы обеспечить доступ для обслуживания системы.
Стояночный тормоз обеспечивается ручным приводом с шестеренчатым механизмом, а колодки отпускаются только на задних колесах.
Диски являются уникальным элементом этого грузовика и разработаны специально для него. Имеют вентиляционные лючки, что увеличивает приток воздуха к тормозным барабанам.
Обода центрированы с отверстием, которое подходит к краю ступицы, в отличие от обычной системы накидных гаек.
Диаметр и класс шин определяется серией назначения, для данного автомобиля это 8.25R20. Шины этой серии имеют рейтинг слоя HC12. Давление в передних шинах рассчитано на 370 кПа, а в задних — 540 кПа.
Технические характеристики cельскохозяйственного самосвала ГАЗ-4509
Сельскохозяйственные самосвалы ГАЗ-4509 с 3-сторонней разгрузкой собирал Саранский завод на базе шасси ГАЗ-4301. Использование дизельного двигателя позволило снизить стоимость перевозки грузов и улучшить скоростные и динамические параметры автомобиля.
Общая информация
Технические характеристики ГАЗ 4301 отличаются своими индивидуальными особенностями, например, нестандартными деталями, элементами, направленными на повышение качества эксплуатации грузовика. Этот:
- электрический фонарик. Необходимо упростить запуск дизеля;
- мягкое кресло. Обеспечивает комфорт, смягчая водителю во время движения;
- продуманная специально разработанная система вентиляции;
- новая система отопления;
- оптимальный оконный вентилятор.
Параллельно с ГАЗ 4301 на шасси активно выпускалась еще одна модель — ГАЗ 4509 (1992 г.). Этот сельскохозяйственный самосвал предназначен для работы в составе 8,6-тонного самосвала ГАЗ-6008. Технические характеристики ГАЗ 4509: грузоподъемность – 4,25 т, дизельный двигатель, расход топлива – 15,4 л на 100 км, максимальная скорость – 85 км/ч.
Эта серийная модель автомобиля выигрывает по своим характеристикам по сравнению с другими однотипными моделями. Водители в основном положительно отзываются об этом грузовике.
Единственное, что их сегодня смущает, так это то, что из-за оригинальности деталей найти запчасти для ремонта очень сложно. Спасти может только разборка автомобиля, где можно подобрать необходимые запчасти, бывшие в употреблении.
Несмотря на свою популярность, дизель ГАЗ 4301 был снят с производства. Каковы причины?
- Недостаточно высокий уровень качества двигателей и проходимости автомобилей → низкий спрос на рынке.
- Тяжелый двигатель → повышенная нагрузка на передние колеса → недостаточная проходимость, застревает на мягком грунте.
- Кризис девяностых: отсутствие необходимого финансирования и помощи со стороны государства → низкие продажи и спрос на такие автомобили → рост цен на них → прекращение производства турбодизелей.
Дизельный грузовик ГАЗ 4301 до сих пор используется в сельском хозяйстве и является любимцем водителей. Он остается конкурентоспособным и сегодня при выборе между грузовыми автомобилями отечественного и зарубежного производства.
Читайте также: ТОП-7 лучших четырехтактных триммеров в рейтинге покупателей
Из oтзывoв
Отличный автомобиль с идеальным соотношением цена-качество, если новый. Может проехать 450 000 км.
Двигатель надежный, тянет как положено, ходит мало, работает много. Если ошибки небольшие, то их легко исправить. Но если нужен капитальный ремонт, то не везде за него берутся, ведь мало кто знаком с устройством. Получается, что до капитального ремонта двигатель легко может пройти 400 000 км, а то и больше.
Что касается салона, то из него хорошо видна дорога. Остывает быстро, но автономный отопитель справляется, а когда прогреется, уже не замерзнешь.
Коробка передач — хорошо. Легко изменить. Только синхронизаторы с 4 и 5 передачами прячут мозги.
Примерно после 80-100 тысяч километров могут возникнуть проблемы с дифференциалом. Однако стоит их устранить один раз, и вы не запомните это до конца.