- Характеристики
- Устройство и регулировки ведущего моста ГАЗ-66
- Параметры и вес мостов ГАЗ-66
- Устройство мостов
- Задний мост
- Передний мост
- Мосты ГАЗ-66 (передний и задний)
- Обслуживание мостов
- Техническое обслуживание переднего моста
- Плюсы и минусы редукторных и обычных мостов УАЗ
- Неисправности заднего моста
- Неисправности шарниров равных угловых скоростей
- Установка мостов 66 на другие модели автомобилей
- ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Ремонт заднего моста. Регулировка заднего моста
- Распространенные неисправности и ремонт узлов
Характеристики
Высокая проходимость «шестьдесят шестого» в основном достигается за счет конструктивных характеристик трансмиссии и подвески, а достигается за счет:
Так выглядит классический газ 66
- Наличие обоих ведущих мостов в трансмиссии;
- Наличие скидки при переводе;
- Практически одинаковый размер колеи заднего и переднего мостов;
- Установка по осям по одной аппарели;
- Особенности производства шин.
Передний мост внедорожника ГАЗ 66 отключаемый; шарнирные соединения (ШРУС) используются для поворота колес. На задней оси расположены карданные валы, приводимые в движение коробкой передач.
Как правило, дифференциалы обеих осей 66 самоблокирующиеся, то есть движение шестерен дифференциала блокируется, за счет чего достигается синхронизация движения колес. Управление замком осуществляется из салона автомобиля. Когда дифференциал заблокирован, вы не можете ездить по плотным дорогам. Также невозможно управлять машиной с блокировкой высокой скорости.
Так выглядит задний мост для грузовика ГАЗ 6
Крутящий момент коленчатого вала двигателя высок и при большой нагрузке может повредить шестерни кулачкового дифференциала или сломать полуось. Блокировка переднего моста снижает управляемость автомобиля.
Обе оси ГАЗ 66 имеют одинаковую главную передачу, дифференциалы также ничем не отличаются друг от друга. Можно сказать, что группы коробок передач одинаковые, разница только в масляном кольце, которое ставится на ведущую шестерню главной трансмиссии. Мосты имеют следующие характеристики:
- Передаточное число главной пары — 6,83;
- Колея передняя — 1,8 м;
- Колея задняя — 1,75 м;
- Масса переднего моста в сборе — 350 кг;
- Масса заднего моста в сборе — 270 кг;
- Тип шестерни главной пары — коническая, гипоидная.
Устройство и регулировки ведущего моста ГАЗ-66
Главная передача и дифференциал передней и задней оси у ГАЗ-66 одинаковые. Главная передача (редуктор) ГАЗ-66 гипоидного типа — смещение оси ведущей шестерни направлено вниз и равно 32 мм.
Балки переднего и заднего моста коробчатого сечения. Поворотный кулак переднего моста показан на рис.1.
Рис. 1. Направляющая к передним колесам ГАЗ-66 1 — колесо; 2 — блок сальника; 3 — штифт; 4 — рычаг поворотного кулака, 5 — втулка; б — сальник; 7 — шариковый подшипник; 8 — основной пуансон; 9 — штифт; 10 — тормоз; 31 — основной фланец; 12 — канал подачи воздуха; 13 — крышка фланца; 14, 15 — гайки подшипников; 16 — шайба стопорная; 17 — площадка; 18 — ступица; 19 — кулак управляемый; 20 — запорный воздушный клапан.
Для снятия шарнира равных угловых скоростей ГАЗ-66 с поворотного кулака необходимо: — поднять переднюю ось на домкрате, поставить стойки для страховки и снять колесо; предварительно отсоединив шланг подачи воздуха к воздушному крану, защитный кожух шланга и подножку. Откручиваем три винта, которыми крепится тормозной барабан, и снимаем его; — открутите шланг от шланга, проходящего через тормозной щит. Открутите двенадцать гаек и снимите ступицу 18 вместе со штифтом 9, не разбирая подшипники и уплотнения ступицы, затем снимите шарнир.
При необходимости произведите демонтаж шарнира равных угловых скоростей ГАЗ-66 в следующем порядке:
- Отметьте взаимное расположение кулаков шарнира краской или штукатуркой.
- Шрус ГАЗ-66 поставить вертикально коротким кулаком вверх, кулаки развести, повернуть центральный шар с пластиной в сторону одного из основных шариков, главный кулак согнуть, при этом один из основных шариков можно вынуть из шарнир.
- Остальные шары после того, как вытащили первый, можно свободно вытащить.
- После выбора новых ремонтных шаров увеличенного размера или замены одного из кулаков установите петлю в следующем порядке:
- Зажмите длинный кулак в тисках (кулак вверх).
- Поместите центральный шар в канавку поворотного кулака так, чтобы плоская часть шара была обращена в сторону. — Положите короткий кулак на центральный шар.
- Поворачивая кулак в сторону, поочередно установите три направляющих шарика в пазы кулаков. — Разводя кулаки петли на максимальный угол и поворачивая центральную сферу плоской стороной к пазу четвертой ведущей сферы, вставьте эту сферу в паз так, чтобы она проходила через плоскость. При установке ШРУСа ГАЗ-66 на место необходимо смазать втулку шарового шарнира и шейку кулака под втулкой.
Продольные перемещения шарнира с равными угловыми скоростями ограничиваются упорными шайбами, одна из которых установлена в шаровом шарнире, а другая — в пальце. Редуктор переднего и заднего мостов автомобиля ГАЗ-66 Устройство коробки передач переднего и заднего мостов автомобиля ГАЗ-66 показано на рис. 2. Регулировка предварительного натяга конических подшипников 6 и 16 ходовой части привод редуктора осуществляется кольцом 15. Расточка гнезд в картере и крышек 24 подшипников дифференциала, а также нарезание резьбы производятся в собранном виде, поэтому после разборки крышки необходимо вернуть на место их оригинальные посадочные места, что гарантируется наличием одинаковой маркировки на каждой стороне картера и соответствующей крышки подшипника. Предварительный натяг подшипников межосевого дифференциала регулируется гайками 20. Эти же гайки используются для регулировки положения ведомой шестерни, то есть величины бокового люфта, а также размера и положения контактной поверхности в муфте сцепления шестерня.
Рисунок 2. Редуктор переднего и заднего моста ГАЗ-66 1 — маслопровод; 2 — верхний канал; 3 — нижний канал; 4 — установочный винт; 5 — регулировка толщины; 6, 16 и 29 — конические подшипники; 7 — крышка; 8 — орех грецкий; 9 — ведущая шестерня; 10 — фланец; 11 — манжета; 12 — кольцо перегонки масла; 13 и 31 — болты; 14 — сцепление; 15 — регулировочное кольцо; 17 — крышка заливной горловины; 18 — роликовый подшипник; 19 — цоколь; 20 — орех грецкий; 21 — карданный вал; 22 — чашка дифференциала; 23 — стопорная пластина; 24 — крышка; 25 — бисквит; 26 — ведомая шестерня; 27 — внешнее зубчатое колесо; 28 — сепаратор; 30 — шестерня внутренняя. Дифференциал коробки передач оси ГАЗ-66 — кулачковый, с двадцатью четырьмя радиальными сухарями 25, установленными в отверстиях сепаратора в два ряда в шахматном порядке.
Внешняя звездочка дифференциала имеет шесть кулачков, равномерно расположенных по окружности, а внутренняя звездочка имеет два ряда кулачков (по шесть в каждом) со смещением. Главная передача и дифференциал трансмиссии установлены в отдельном картере 19, который свободно вставляется в отверстие балки моста и фиксируется болтами 31. Для обеспечения принудительной подачи смазки к подшипникам ведущей шестерни на ходовой части переднего и заднего мостов в коробке передач установлен маслозаборник 1, который, соприкасаясь с ведомой шестерней, собирает уносимое ею масло.
Из патрубка 1 по верхнему каналу 2 масло подается в подшипники и отводится по нижнему каналу 3. Коробки передач передней и задней оси ГАЗ-66 отличаются разными маслосъемными кольцами, установленными на канавках ведущей шестерни.
Кольцо передней оси помечено буквой P, кольцо задней оси не маркировано. Для различения изменений на фланце ведущей шестерни передней оси имеется маркировка P (на фланце ведущей шестерни задней оси маркировки нет).
Для предотвращения повышения давления внутри картера при нагреве во время работы в картере установлен сапун. Регулировка деталей ведущих мостов автомобиля ГАЗ-66 Подшипники ведущих мостов автомобиля, боковой люфт и контакт в зацеплении шестерен регулируются в заводских условиях и, как правило, не требуют регулировки в действии.
Их регулировка необходима после замены деталей или при сильном износе подшипников. Увеличение бокового люфта шестерни шестерен переднего и заднего мостов ГАЗ-66 в результате износа зубьев недопустимо уменьшать регулировкой, так как такая регулировка приведет к нарушению взаимного положение изношенных поверхностей зубов.
В результате шум усилится или сломаются зубья. Во время работы менять положение регулировочного винта 4 не рекомендуется. Регулировать подшипники осей двигателя необходимо только в том случае, если гайка ослаблена. Для этого регулировочный винт 4 необходимо затянуть до поломки, затем открутить на 1/6 оборота и зафиксировать гайкой.
Люфт в конических подшипниках должен быть устранен, но положение шестерен, которые входят друг в друга, не должно нарушаться. При выполнении подшипников ведущих мостов ГАЗ-66 необходимо знать, что фиксация болтов крышек подшипников дифференциала и стопорной пластины гаек подшипников дифференциала может производиться с помощью герметика.
Болты необходимо смазывать на 3/4 длины резьбы. Также возможно закрепить болты проволочной шпилькой размером 1,6х400 мм. При разъединении болтов крепления крышек подшипников дифференциала проволока от шплинта должна проходить через болт крепления стопорной пластины.
Если болт с отверстием трудно расколоть, его необходимо повернуть в сторону увеличения момента затяжки. Шинирование необходимо производить таким образом, чтобы натяжение при скручивании проволоки создавало крутящий момент в направлении затяжки болтов. Регулировка подшипников ведущей шестерни редуктора оси ГАЗ-66 Отрегулировать подшипники ведущей шестерни редуктора оси ГАЗ-66, если осевой люфт шестерни превышает 0,03 мм.
Проверка зазора должна выполняться с помощью индикаторного устройства, перемещая ведущую шестерню из одного крайнего положения в другое и, при отсутствии устройства, вручную поворачивая фланец. Если есть люфт в приводной шестерне редуктора в конических подшипниках, подшипники необходимо отрегулировать.
- Слейте масло из корпуса вала.
- Отсоедините задний конец карданного вала.
- Снимите приводные валы.
- Откручиваем болты крепления картера коробки передач. Снимаем коробку передач.
- Выкрутите винт стопора ведомой шестерни, чтобы конец стопора не выступал за конец выступа в картере. Снимите маслосборную трубку.
- Ослабьте и открутите гайки подшипников дифференциала. Перед ослаблением гаек отметьте их положение относительно крышек подшипников дифференциала, сделав отметки на крышках и гайках.
- Снимите крышки подшипников дифференциала ГАЗ-66.
- Переместите дифференциал на ведомую шестерню и снимите его.
- Отверните болты крепления муфты и снимите муфту.
- Не разбирая шарнир, проверьте, достаточна ли толщина регулировочного кольца, установленного на подшипниках. Для этого затяните ответный фланец в тисках, ослабьте гайку фланца карданного вала и плотно закрутите.
Если толщина регулировочного кольца больше, чем необходимо, затяжка гайки не приведет к значительному сопротивлению, так как ведущая шестерня вращается в подшипниках. Отверните гайку крепления фланца карданного вала, снимите фланец, крышку сальника и внутреннее кольцо с роликами наружного подшипника. Уменьшайте толщину регулировочного кольца шлифованием до тех пор, пока не будет устранен осевой люфт ведущей шестерни вала редуктора и не будет создаваться предварительный натяг подшипников (уменьшение толщины кольца должно быть равно сумме осевого люфта шестерня измеряется индикатором и величина предварительного натяга 0,05 мм).
Установите сцепление в тиски в обратном порядке и затяните гайку до упора. При затягивании гайки необходимо повернуть фланец так, чтобы ролики подшипников правильно сидели в дорожках качения. По окончании регулировки КПП ГАЗ-66 гайку нужно затянуть до поломки. Вы даже не можете немного повернуть его, чтобы совместить отверстие для шплинта с прорезью в гайке. При недостаточной затяжке может ввинчиваться внутреннее кольцо подшипника, износ регулировочного кольца и, как следствие, опасное увеличение осевого люфта ведущей шестерни. Установите на место шарнир с крышкой сальника и равномерно затяните болты, смазав смазкой Litol. Соберите главную передачу, завинтив гайки подшипников дифференциала в положении, отмеченном метками.
Для правильной установки упора ведомой шестерни коробки передач оси ГАЗ-66 необходимо до упора затянуть установочный винт, затем открутить его на 1/6 оборота и зафиксировать гайкой. Установите маслосборную трубку. Установите редуктор на место, предварительно смазав крепежные болты смазкой Литол-24, соедините фланцы карданного вала и ведущую шестерню, установите карданные валы. Заполните корпус вала маслом до уровня смотрового отверстия. Регулировка подшипников ступиц передней оси автомобиля ГАЗ-66 При регулировке подшипников ступиц передней оси отверните гайки и снимите ступеньку, защитный кожух, трубку для подачи воздуха в шину и направляющий фланец. Отвинтите внешнюю гайку, снимите стопорную шайбу, открутите внутреннюю гайку и убедитесь, что колесо вращается свободно. Если колесо блокируется, устраните причину (трение тормозных колодок, заедание сальника и т.д.). Затяните внутреннюю гайку вручную гаечным ключом на 350-400 мм до тех пор, пока колесо не будет надежно вращаться на подшипниках.
В этом случае необходимо повернуть колесо, чтобы правильно расположить ролики на беговой дорожке колец подшипников. Откручиваем внутреннюю гайку. Установите стопорную шайбу и убедитесь, что стопорный штифт входит в одну из прорезей для шайбы.
Если штифт не входит в прорезь, поверните гайку в одну или другую сторону так, чтобы штифт вошел в ближайший прорезь стопорной шайбы. Закрутите и затяните внешнюю гайку. Проверить регулировку подшипников ступиц переднего моста ГАЗ-66 — колесо должно вращаться без заметных осевых перемещений и качения.
Установите и закрепите фланец, шланг подачи воздуха и защитную крышку, установите подножку и затяните гайки, которыми крепится фланец привода. Опустите колесо. Проверьте регулировку подшипников ступицы переднего моста по степени нагрева ступицы колеса во время пробного пуска. Сильный нагрев ступицы недопустим и должен быть устранен путем перенастройки. Регулировка подшипников ступиц заднего моста ГАЗ-66 При регулировке подшипников ступиц заднего моста ГАЗ-66 снимаем защитный кожух и трубку для подачи воздуха в шину, откручиваем гайки и вынимаем полуось 14 (рис.3).
Отвинтите внешнюю гайку 4, снимите стопорную шайбу 5, отверните внутреннюю гайку 6 и убедитесь, что колесо вращается свободно. Если колесо блокируется, устраните причину (трение тормозных колодок, заедание сальника и т.д.).
Рис. 3. Ступица задняя и колесо ГАЗ-66 П — полость; 1 — штифт; 2 — съемник болтов; 3 — крышка фланца; 4 и 6 — опорные гайки; 5 — предохранительная шайба; 7 — ступица; 8 — воздушный клапан; 9 — колесо; 10 — тормозной барабан; 11 — перепускной клапан; 12 и 15 — сальник; 13 — балка моста; 14 — приводной вал Завинтите внутреннюю гайку вручную гаечным ключом на 350-400 мм до тех пор, пока колесо полностью не проворачивается на подшипниках. В этом случае необходимо повернуть колесо, чтобы правильно расположить ролики на беговой дорожке колец подшипников. Отвинтите внутреннюю гайку 6. Установите стопорную шайбу 5 и убедитесь, что стопорный штифт входит в один из пазов в шайбе.
Если штифт не входит в прорезь, поверните гайку в одну или другую сторону так, чтобы штифт вошел в ближайший прорезь стопорной шайбы. Вверните и затяните внешнюю гайку 4. Проверьте регулировку подшипников ступицы заднего моста — колесо должно вращаться без заметных осевых перемещений и качелей.
Вставьте и закрепите приводной вал 14, воздухозаборную трубку и защитную крышку. Опустите колесо. Проверьте регулировку подшипников ступицы заднего моста по степени нагрева ступицы колеса во время пробного пуска. Чрезмерный нагрев ступицы недопустим и должен быть устранен путем перенастройки.
Параметры и вес мостов ГАЗ-66
Говоря о технических характеристиках мостов ГАЗ-66, обеспечивающих хорошую проходимость грузовика, следует отметить конструктивные особенности подвески и трансмиссии автомобиля:
- Наличие нескольких ведущих осей одновременно.
- Наличие пандусов на каждой оси.
- Практически одинаковые размеры задней и передней оси.
- Возможность использовать понижающий коэффициент с помощью раздаточной коробки.
Эту же конструкцию можно выключить, а для поворота колес используют вертлюжные ШРУСы. А вот сзади есть приводные валы, движение которых обеспечивается через коробку передач. В этом случае есть самоблокирующийся дифференциал, который обеспечивается за счет блокировки движения шестерен. Это позволяет синхронизировать движение всех ведущих колес. Этот процесс контролирует водитель из кабины. Однако в таком виде машина не может двигаться по дорогам с плотным покрытием, а также на высоких скоростях. Это связано с тем, что крутящий момент слишком высок и может даже привести к поломке приводного вала. Сами мосты имеют следующие параметры:
- Колея передняя и задняя: 1,8 / 1,75 м.
- Масса передней и задней части в сборе: 350/270 кг.
- Передаточное число 6,83.
- Шестерни основных пар конические.
Дизайн задней части ГАЗ-66 во многом схож с тем, что использовался на ГАЗ-53. Однако у последнего нет возможности блокировки дифференциала, а на фото осей этого не видно.
Устройство мостов
Задний мост
Задний мост ГАЗ 66 состоит из следующих основных частей:
- Картер («чулок»);
- Коробка передач в сборе;
- Два приводных вала;
- Две булавки.
Картер представляет собой длинный удлиненный корпус («чулочного» типа) с выпуклостью и отверстием посередине для установки коробки передач. В свою очередь, коробка передач является главной ведущей частью оси, она изменяет передаточное число и поворачивает колеса со скоростью, необходимой для оптимального движения транспортного средства.
Коробка передач состоит из следующих основных частей:
- рамка;
- главные передачи;
- установка дифференциала;
- подшипники.
Передний мост
Редуктор переднего моста не отличается от редуктора заднего моста, но корпус имеет конструктивные отличия. Вместо полуосей на переднем мосту устанавливаются шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы). Сам гомокинетический сустав состоит из нескольких частей:
- управляемый пробойник;
- основной пуансон;
- шары (4 шт.).
Мосты ГАЗ-66 (передний и задний)
Главная передача и дифференциал передней и задней оси у ГАЗ-66 одинаковые. Главная передача (редуктор) ГАЗ-66 гипоидного типа — смещение оси ведущей шестерни направлено вниз и равно 32 мм. Балки переднего и заднего моста коробчатого сечения.
Для снятия шарнира равных угловых скоростей ГАЗ-66 с поворотного кулака потребуются:
- поднять на домкрате переднюю ось ГАЗ-66, поставить опоры для страховки и снять колесо, предварительно отсоединив шланг подачи воздуха к воздушному клапану, защитный шланг шланга и подножку. Откручиваем три винта, которыми крепится тормозной барабан, и снимаем его;
- откручиваем шланг от шланга, проходящего через тормозной щит. Открутите двенадцать гаек и снимите ступицу 18 вместе со штифтом 9, не разбирая подшипники и уплотнения ступицы, затем снимите петлю.
При необходимости разберите шарнир равных угловых скоростей ГАЗ-66 в следующем порядке:
- Отметьте взаимное расположение суставов петель краской или мелом.
- Шрус ГАЗ-66 поставить вертикально коротким кулаком вверх, кулаки развести, повернуть центральный шар с пластиной в сторону одного из основных шариков, главный кулак согнуть, при этом один из основных шариков можно снять с шарнира. Остальные шары после того, как вытащили первый, можно свободно вытащить.
После выбора новых негабаритных ремонтных шаров или замены одного из пуансонов соберите петлю в следующем порядке:
- Сожмите длинный кулак в тисках (кулак вверх).
- Поместите центральный шар в паз шарнира устройства так, чтобы плоская часть шара была обращена в сторону.
- Нанесите короткий удар по центральному шару.
- Поворачивая кулак ГАЗ-66 в сторону, установите поочередно в пазы кулаков три направляющих шарика.
- Разводя кулаки петли ГАЗ-66 на максимальный угол и повернув центральный шар с приплюснутым к пазу четвертого направляющего шара, вставьте этот шар в паз так, чтобы он прошел через ровную поверхность.
При установке ШРУСа ГАЗ-66 на место необходимо смазать втулку шарового шарнира и шейку кулака под втулкой. Продольные перемещения шарнира с равными угловыми скоростями ограничиваются упорными шайбами, одна из которых установлена в шаровом шарнире, а другая — в пальце.
Обслуживание мостов
Техническое обслуживание осей заключается в периодической проверке наличия масла в картере, смазке шарниров равных угловых скоростей, проверке затяжки соединений, вот и внешний осмотр агрегатов на предмет протечек масла. Масло в мостах рекомендуется менять каждые 50-70 тысяч километров. Но следует учитывать, что ГАЗ 66 часто используется в сложных дорожных условиях.
Если автомобилю предстоит переходить брод, если мосты не узкие, вода может попасть в масло. Так что замена масла уже потребуется.
Оси 66 залиты трансмиссионной смазкой типа ТСП-14гип. При необходимости можно использовать трансмиссионные масла других марок, например ТАП-15В, ТАД-17и, ТЭП-15. При эксплуатации автомобиля при температуре ниже -35ºC в смазку трансмиссионного масла рекомендуется добавлять 10-15% дизельного топлива от общего объема заправочного бака.
Техническое обслуживание переднего моста
Уход за передним мостом в эксплуатации заключается в поддержании необходимого уровня масла в картере и периодической смене смазки карданного шарнира с равными угловыми скоростями и цапфами, периодической проверке герметичности подшипников шкворня, проверке соосности колес, подтянуть ослабленные соединения, проверяя затяжку подшипников вала ведущей шестерни. Шестерня регулируется только при установке новой шестерни.
Плюсы и минусы редукторных и обычных мостов УАЗ
Автомобиль УАЗ — полноценный внедорожник, который укомплектован раздаточной коробкой с механическим подключением передних ведущих колес и понижающей передачей. Бытует мнение, что трансмиссия, а точнее полноприводные мосты УАЗа, предназначенные для использования в военных целях, выгодно отличаются от гражданских.
Следовательно, к преимуществам военных мостов можно отнести:
- дорожный просвет увеличен на восемь сантиметров;
- повышенный крутящий момент при движении по грязи на низких оборотах;
- высокая надежность за счет равномерного распределения между главной передачей и основным крутящим моментом результирующей нагрузки.
Что касается преимуществ гражданских мостов, то это:
- меньший вес, что приводит к более комфортной поездке;
- более простой и дешевый ремонт, меньшие затраты (финансовые и трудовые) на обслуживание;
- возможна установка серийных самоблокирующихся дифференциалов;
- пониженный уровень шума;
- меньший расход топлива;
- пониженный уровень шума при движении;
- лучшая управляемость автомобиля.
Тому, кто в основном ездит по городу, машина типа УАЗа вообще не нужна. Разве что особой любви к этому бренду. Его основное предназначение — передвижение по труднопроходимой местности, возможно, в составе колонны, даже танка. Так появились военные мосты. Они незаменимы, особенно при движении по неровной дороге и в грязи, их невозможно избежать. В таких условиях любой дополнительный клиренс пойдет на пользу.
Также не забывайте об увеличенном крутящем моменте на колесах, который часто может быть большим подспорьем в условиях бездорожья. Правда, все это делает эксплуатацию автомобиля немного дороже модели, оснащенной гражданскими мостами. Установка военных мостов обещает увеличение расхода бензина, но незначительное, на полтора литра. Ну и дополнительные расходы на обслуживание. Хотя стоит загнать эти затраты туда, где были бы другие.
Но есть автомобилисты, которые считают, что разница между двумя типами мостов вообще несущественная. Хотя, логично, какой смысл военным устанавливать мосты равных или уступающих по характеристикам гражданским. Министерство обороны по-прежнему использует военную конфигурацию именно из-за того, что они предоставляют автомобили с лучшими внедорожными качествами.
Военные мосты изначально были изобретены для управления транспортным средством в самых неподходящих условиях движения. Но из-за того, что они довольно шумные и трудные в использовании, они приобрели популярность именно при использовании в военных целях.
УАЗы на военных мостах часто выбирают любители охоты и рыбалки, опять же за их хорошую проходимость в любых условиях. Эта машина не предназначена для гонок, но справиться с огромными колеями от тракторов и другой сельскохозяйственной техники — просто рутинная работа. А таким любителям активного отдыха, где-то занесло, на машине с военными мостами, будет намного проще вытащить машину из грязи или снега, подложив под колесо ветку или ствол.
В результате, так или иначе, но военные мосты даже надежнее гражданских. И, несмотря на то, что в случае банкротства они потребуют больших финансовых вложений, но сама вероятность банкротства по ним намного ниже. Поэтому все любители прогулок и всевозможных развлечений постепенно переходят от гражданских к военным мостам.
Неисправности заднего моста
Основные отказы ведущего моста включают повышенный шум от движения и утечки масла.
Ремонт заднего моста на грузовике газ 66
Утечка масла может произойти по следующим причинам:
- Уплотнения приводных валов, вала мостового редуктора порваны или потеряли эластичность. Сальник тоже пройдет, если по нему пролетит пружина;
- Ослабьте болты на мостах;
- Они теряют герметичность прокладки.
Шум чаще всего вызывается главной передачей, но могут быть и другие причины. Причины завывания или шума в палубах:
- Неправильно отрегулировано расстояние между парой главных передач;
- Изношены подшипники приводных валов;
- Ослабленная гайка штока редуктора вала;
- Изношены шестерни главной пары;
- Изношены шестерни или мосты дифференциала.
Износ шестерен может происходить из-за недостаточного количества масла в картере или его полного отсутствия.
Если масла нет (течи), то такой мост много не проедет, а через несколько десятков километров заклинит. Но это уже аварийная ситуация — практически все водители сразу обращают внимание на повышенный шум (вой), возникающий в машине. А мостовой мост без смазки будет сильно шуметь перед заклиниванием. Поэтому ездить с шумом мостов недопустимо. Если самостоятельно разобраться с проблемой невозможно, водитель должен обратиться к специалисту для выявления причины неисправности оси.
Неисправности шарниров равных угловых скоростей
Неисправности ШРУСа легко определяются. При повороте колес на скорости в передней оси появляются щелчки. Когда петли сильно изношены, щелчки можно услышать, даже когда колеса повернуты в нужное положение. Не допускайте полного изнашивания молнии, в результате автомобиль может потерять управление, что скажется на безопасности движения.
Похоже, гомокинетический газовый стык 66
Установка мостов 66 на другие модели автомобилей
Многие хотят установить мосты, которые увеличивают проходимость автомобиля по пересеченной местности. Другой вопрос, насколько уместна их установка и как их замена повлияет на технические характеристики ГАЗ 66. Из-за значительного веса агрегатов их использование на меньших машинах отрицательно скажется на прочности опорной конструкции. Например, при установке 66 мостов на автомобиль УАЗ рама вряд ли выдержит нагрузку. Заводская рама ГАЗ 66 тоже часто трескается от нагрузки и периодически нуждается в сварке.
Чаще всего мосты используют для сборки различных самодельных автомобилей. Обычно за основу берут шасси и оставляют без изменений, а вот кабина и кузов глубоко модернизируются. Самодельный дизайн позволяет воплотить в жизнь самые смелые фантазии. Конечно, в первую очередь меняют двигатель на газ 66 и коробку передач, а для увеличения проходимости берут более мощные колеса. Внедорожники и тягачи собираются на базе ГАЗ 66.
ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Ремонт заднего моста. Регулировка заднего моста
Подшипники заднего моста, боковой люфт и контакт в шестерне шестерен не требуют регулировки во время работы. Их регулировка необходима только в случае замены деталей или при сильном износе подшипников. Недопустимо уменьшать увеличение бокового зазора между зубьями шестерен главного привода, возникающее в результате износа зубьев, регулировкой, так как в этом случае будет нарушено положение шестерен, в которых они были изношены. В результате шум усилится или произойдет поломка зубьев. Устраняет люфт в конических подшипниках, не нарушая положения столкнувшихся друг с другом ведомой и ведущей шестерен.
Регулировка крутящего момента подшипника вала ведущей шестерни. Если осевой зазор вала ведущей шестерни превышает 0,03 мм, затяните подшипники, удалив проставки, установленные между распорным кольцом и внутренним кольцом заднего роликоподшипника. Проверьте осевой люфт индикатором, переместив вал-шестерню из одного крайнего положения в другое. Если устройство отсутствует, проверьте, вручную повернув фланец. Если вы чувствуете осевой люфт вала-шестерни в конических подшипниках, обязательно затяните подшипники. Процедура настройки следующая:
- Отсоедините задний конец карданного вала.
- Снимите приводные валы.
- Снимаем коробку передач.
- Выкрутите установочный винт ведомой шестерни так, чтобы торец ограничителя обода не выступал за край прилива в корпусе шестерни.
- Снимите маслосъемную трубку.
- Снимите гайки подшипников дифференциала.
- Перед ослаблением гаек отметьте их положение относительно крышек подшипников дифференциала, сделав отметки на крышках и гайках.
- Снимите крышки подшипников дифференциала.
- Переместите дифференциал на ведомую шестерню и снимите его.
- Снимите втулку.
- Не разбирая муфту, проверьте наличие достаточного количества проставок между подшипниками. Для этого зажмите фланец муфты в тисках и затяните гайку фланца карданного вала до упора. Если количество прокладок недостаточно, затягивание гайки приводит к затяжке подшипников, и вал шестерни очень сильно крутится или не вращается совсем. В этом случае дальнейшая регулировка сводится к правильному выбору толщины регулировочных шайб. Это достигается поэтапно путем добавления или удаления проставок, так что подшипники слегка натягиваются.
- Открутите фиксирующую гайку фланца кардана, снимите фланец, крышку сальника и внутреннее кольцо с внешними опорными роликами.
- При необходимости удалите или добавьте одну или две прокладки.
- Установите соединение в тиски в обратном порядке, но без сальника и передней крышки, и затяните гайку до упора. При затягивании гайки поверните фланец так, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение в обоих кольцах.
По окончании регулировки гайка затягивается до разрыва и одна из ее прорезей должна совпадать с отверстием для шплинта. Ее даже немного не повернешь, чтобы отверстие для шплинта совпало с прорезью в гайке. При недостаточной затяжке внутреннее кольцо подшипника может вращаться, износ регулировочных шайб и, как следствие, опасное увеличение осевого люфта вала ведущей шестерни.
- Проверить уплотнение подшипников. Предварительный натяг в подшипниках должен быть отрегулирован так, чтобы крутящий момент, препятствующий вращению вала ведущей шестерни, составлял от 6 до 14 кгсм (без сальника).
Подшипники проверяются с помощью беззеркала (рис. 71). Для этого муфта зажимается в тисках, безмен зацепляется крючком за отверстие фланца, а вал шестерни плавно вращается. Показания шкалы на безмене должны находиться в диапазоне 1,25–2,9 кг (что соответствует крутящему моменту 6–14 кгсм). В этом случае не учитывается начальная сила, необходимая для приведения в действие вращающейся муфты. Если сопротивление вращению подшипников находится в пределах нормы, следует отметить положение гайки относительно штока, сделав отметки на конце вала и гайке. Затем отверните гайку, поместите сальник с крышкой и затяните гайку в положении, отмеченном стержнем, и зафиксируйте шплинтом.
- Снова соберите муфту, центрируя литой узел крышки сальника на шейке фланца, чтобы обеспечить нормальную работу сальника. В этом положении равномерно затяните болты крышки. Если никаких других регулировок не требуется, установите главную передачу. В этом случае затяните гайки подшипников дифференциала в положении, отмеченном метками. (В некоторых автомобилях вместо литой установлена литая крышка)
- Установите главную передачу и соедините фланцы вилки кардана и вал шестерни.
Регулировка люфта прижима дифференциала и контакта в шестерне главной передачи. Подшипники дифференциала и зацепление главной передачи регулируются регулировочными гайками следующим образом.
- Включите ведущую и ведомую шестерни с небольшим боковым люфтом.
- Затяните регулировочные гайки до контакта с наружными кольцами подшипников дифференциала.
- Поочередно затягивайте гайки подшипников до тех пор, пока не останется зазор между зубьями ведомой и ведущей шестерни и предварительной затяжки подшипников. При затяжке подшипников поверните ведомую шестерню на несколько оборотов в обоих направлениях, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение.
- Ослабьте регулировочные гайки подшипников, чтобы они отсоединились от наружных колец, а затем затяните их до соприкосновения с кольцами.
- Сбросьте осевой зазор дифференциала без предварительной затяжки подшипников дифференциала. При нулевом люфте и нулевом предварительном натяжении подшипников затяните каждую регулировочную гайку подшипников на одну ступеньку, чтобы предварительно затянуть подшипники.
- Установите индикатор, чтобы проверить боковой зазор зубьев шестерни, как показано на рис. 72. Проверьте зазор в четырех равноудаленных точках.
- Для увеличения бокового зазора ослабьте регулировочную гайку со стороны ведомой шестерни и затяните гайку со стороны вала ведущей шестерни на такое же количество зубцов, чтобы обеспечить предварительную затяжку подшипников. Чтобы уменьшить боковой люфт, эти операции выполняются в обратном порядке. Закрутите регулировочные гайки, затянув их. Например, если вам нужно отпустить гайку на одну ступеньку, ослабить ее на две, а затем затянуть на одну ступеньку. Это гарантирует, что гайка контактирует с наружным кольцом подшипника и не смещает кольцо во время работы. Зазор между зубьями должен составлять 0,15–0,3 мм для разных мостовидных протезов, но не должен изменяться более чем на 0,1 мм в одном мосту.
Проверка зацепления с краской. После окончательной сборки и регулировки следует проверить шестерню. Для этого покрасьте зубы краской необходимой вязкости. Очень тонкая краска растекается и окрашивает поверхность зубов, слишком толстая не сдавливается промежутками между зубами.
- Замедлите вал шестерни и вращайте ведомую шестерню в обоих направлениях до тех пор, пока не станет видна чистая зона контакта.
Получение правильной площади контакта зубьев завершает проверку установки шестерен и бокового люфта в сцеплении. Боковое пространство должно быть в пределах, указанных выше. На рис. 73 показаны типичные точки контакта на зубьях ведомой шестерни главной передачи заднего моста.
Если необходимо переместить вал ведущей шестерни во время процесса регулировки, это может быть достигнуто путем изменения толщины регулировочных шайб, установленных между ответным фланцем подшипников вала ведущей шестерни и концом канавки ведущей шестерни.Корпус редуктора. При изменении бокового расстояния меняется положение пятна контакта. Для уменьшения бокового люфта ведомая шестерня перемещается на ведущую шестерню. При этом контактная площадка на рабочей (выпуклой) стороне зуба сдвигается немного ниже и ближе к узкому концу зуба.
Для увеличения бокового люфта ведомая шестерня убирается с ведущей шестерни. В этом случае:
- на рабочей стороне зуба контактная площадка сдвигается немного выше и ближе к широкому концу зуба;
- на нерабочей стороне зуба контактная площадка сдвигается немного выше и ближе к широкому концу.
При установке ведущей шестерни на ведомую шестерню:
- пятно контакта с рабочей стороны смещается все ниже и ближе к узкому концу зуба;
- пятно контакта на нефункционирующей стороне перемещается ниже и ближе к широкому концу зуба.
При отводе ведущей шестерни от ведомой шестерни:
- пятно контакта на рабочей стороне зуба перемещается к вершине зуба и его широкому концу;
- на нерабочей стороне зуба зона контакта смещается к вершине зуба и немного смещается к его узкому концу.
Распространенные неисправности и ремонт узлов
Наиболее частые поломки, требующие ремонта, сопровождаются повышенным шумом от движения и утечками масла. Последнее вытекает из того факта, что:
- Сальники коробки передач порваны или потеряли эластичность. То же самое происходит, когда из него уходит весна.
- Болты ослаблены.
- Произошла утечка в уплотнительной прокладке.
Основной фактор, при котором происходит увеличение шума, — это главная передача. Однако возможны и другие причины, к которым относятся:
- Неправильная регулировка люфта между шестернями главной передачи.
- Чрезмерный износ подшипников приводных валов.
- Износ шестерен на осях дифференциала или главной пары.
- Гайка шестерни ослаблена.
Повышенный износ шестерен обычно наблюдается в ситуациях, когда масла в картере недостаточно или масла нет вовсе.
В случае утечки масла мост не сможет проехать более 2 десятков километров, а просто заклинит и потребует ремонта, цена которого значительно превышает затраты на обслуживание. Но такая ситуация бывает очень редко из-за того, что появившийся вой сначала привлечет внимание водителя.
Техническое обслуживание заключается в регулярной проверке уровня масла в каретке, смазке ШУРСа, а также проверке уровня герметичности всех соединений по стандартной схеме. Интервал замены масла составляет в среднем 60 тыс. Км, но может быть меньше, если грузовик эксплуатируется в сложных условиях. Если на этой машине необходимо перейти брод, важно обеспечить герметичность конструкции. В противном случае туда попадет вода, что потребует срочной замены масла.
Обычно в мостах этого автомобиля используется смазка ТСП-14ГИП. При необходимости можно доливать другие виды смазочных материалов, например ТЭП-15 или ТАД-17И. При эксплуатации машины в экстремально холодных условиях (ниже -35 градусов) добавляйте в масло до 15% дизельного топлива.
Мосты, устанавливаемые на грузовик ГАЗ-66, представляют собой сложные технические изделия, обеспечивающие автомобилю высокую проходимость. Для их правильного функционирования важно своевременно проводить техническое обслуживание и обращать внимание на любые изменения в их работе.
Читайте также: Раздаточная коробка ГАЗ-66: устройство и вес