- История создания ГАЗ-51
- Обслуживание и ремонт
- Регулировка клапанов
- Ремонт КПП
- Модернизация и технические доработки двигателей ГАЗ 52
- ГАЗ-51: технические характеристики
- Двигатель ГАЗ-51
- Конструкция шасси ГАЗ-51
- Подвеска и трансмиссия ГАЗ 51-53
- Подвеска и трансмиссия
- Конструкционные преимущества авто
- Модификации ГАЗ-51
История создания ГАЗ-51
Первое десятилетие работы Горьковского автозавода тесно связано с американской компанией Форд, и в истории ГАЗ-51 до серийного производства легко можно найти параллели с грузовиками Форда (а еще лучше, они прослеживаются у его предка ГАЗ -АА). История создания ГАЗ-51 начинается в феврале 1937 года. В основу его предполагалось положить проверенные западные и советские агрегаты, из которых требовалось собрать простые и надежные, рабочие машины.
Летом 1940 года опытная модель ГАЗ-51 прошла дорожные испытания, после чего была отправлена на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Производство новой машины могло начаться в 1941 году, но случилось то, что случилось. В тяжелое военное время были использованы все запасы и на базе агрегатов ГАЗ-51 были собраны другие грузовики разной степени уникальности.
Однако задержка с выпуском ГАЗ-51 пошла только на пользу. Возобновление развития началось сразу после Сталинградской битвы и трудного, но положительного перелома в ходе боевых действий. Создатель ГАЗ-51, известный советский конструктор А. Д. Просвирнин, модифицировал грузовик до такой степени, что технические характеристики отличались от исходного образца ГАЗ-51 в лучшую сторону, а от автомобиля осталось только название.
Большое собрание 45 конструкторов автомобилей проходило 3-8 февраля в Москве, фактически сразу после капитуляции Паулюса. Из грузовиков, разработанных до и во время войны, к серийному выпуску был готов только ГАЗ-51. Однако Сталин приказал увеличить даже грузоподъемность на полтонны.
Предсерийные образцы были готовы в июне 1945 года. Сразу же началась подготовка к производству, и уже зимой 1945-46 годов с конвейера сошла первая партия в количестве 3136 машин, готовых к эксплуатации. Параллельно с производством шли испытания, но необходимости в их завершении уже не было: сверхнадежность, простота конструкции, простота обслуживания и отличные технические характеристики ГАЗ 51 говорили сами за себя на дорогах Союза.
На большинстве фотографий ГАЗ-51 занят работой, но, несмотря на свое пролетарское происхождение, внешний вид автомобиля отражает образцы западного мышления.
Обслуживание и ремонт
Грузовой автомобиль ГАЗ-51 имеет простую конструкцию, не требующую специального оборудования для ремонта и обслуживания. Ресурс агрегатов до ремонта не превышает 40-50 тыс км, что связано с низким качеством запчастей и конструктивными особенностями.
Регулировка клапанов
Признаком необходимости регулировки клапанов является затрудненный пуск и стук газораспределительного механизма при любых оборотах коленчатого вала. При уменьшении зазора происходит сгорание оставшейся топливной смеси в глушителе или карбюраторе. Нормальным считается зазор 0,23 и 0,28 мм на входе и выходе соответственно.
- Снимите крышки, закрывающие газораспределительный механизм.
- Поверните вал двигателя рукояткой в открытое положение выпускного клапана цилиндра 1.
- С помощью щупа установите отверстия во впускных (цилиндры 1, 3 и 5) и выпускных (цилиндры 2, 3 и 6) клапанах. Для ослабления контргайки необходимо предотвратить проворачивание толкателя дополнительным ключом. Зазор устанавливается вращением регулировочной части тяги. После завершения процедуры затяните контргайку.
- Сделать полный оборот коленчатого вала, добившись полного открытия выпускного клапана 6 цилиндра.
- Отрегулировать выпускной зазор цилиндров 1, 4 и 5, а также впускные клапаны цилиндров 2, 4 и 6.
Ремонт КПП
Ремонт КПП ГАЗ-51 проводится в следующих случаях:
- Затрудненное изменение скорости из-за повреждения или заклинивания подвижных тяг в каналах крышки.
- повышенный шум при работе коробки, при этом уровень масла в норме. Шум вызван изношенными шестернями или подшипниками на входном или выходном валу.
- Самопроизвольное выключение шестерен на ходу, происходящее из-за неравномерного износа зубьев шестерен или взаимного перекоса картера коробки передач и картера сцепления.
- Утечка смазки из-за разрушения уплотнений.
Для ремонта коробки передач ее необходимо снять. С агрегата снимается верхняя крышка и разбирается первичный вал. Затем выпрессовывается подшипник выходного вала, а сам узел снимается.
При ремонте следует учитывать, что ролики подшипников подбираются в пределах 1 размерной группы для каждого узла и не подлежат замене. Перед началом сборки рекомендуется промыть картер двигателя от остатков старого масла и продуктов износа оборудования. При установке используйте только новые прокладки и уплотнения.
Модернизация и технические доработки двигателей ГАЗ 52
Наиболее распространенной неисправностью этого двигателя внутреннего сгорания всегда считался преждевременный износ шатунных вкладышей при движении автомобиля на высоких скоростях. Это была его так называемая ахиллесова пята. Эта нехватка доставляла водителям массу хлопот и массу хлопот.
Все дело в том, что в этих деталях имелось всего одно отверстие для прохода смазочной жидкости, чего для этих агрегатов было недостаточно. Хорошим решением стали советы опытных механиков. Они предложили использовать вкладыши, заимствованные у ЗИЛ-130. Эти детали идеально подошли по размеру вместо старых образцов. Материал изготовления накладок от ЗИЛ 130 – сплав стали и алюминия. Этот материал настолько твердый, что в домашних условиях невозможно просверлить дополнительное отверстие для прохода моторного масла. Отличным решением было сделать специальные канавки в верхнем слое мягкого металла. В результате появления канавок шириной и глубиной 2 миллиметра значительно улучшилось прохождение смазки.
Совет: Чтобы масло не вытекало через отверстие в шатуне, рекомендуется заделать его подручными средствами. Например, подойдет небольшой кусочек фольги.
После реверсирования трубок было отмечено значительное снижение давления масла в системе смазки, что не позволяло эксплуатировать автомобиль на повышенных оборотах коленчатого вала (менее 70 км/ч). Что помогло? Двигатель ГАЗ 52 стал полностью неубиваемым, после того как были проведены работы по уменьшению зазоров между шестернями масляного насоса, в результате которых заметно повышается давление в системе смазки.
ГАЗ-51: технические характеристики
- Двигатель
- Шасси
- Приостановка
Двигатель ГАЗ-51
Еще до начала Великой Отечественной войны Горьковский автомобильный завод имел лицензию на выпуск нижнеклапанного двигателя «Додж», но в ходе разработки устаревший западный двигатель (выпускавшийся с 1928 г.) был значительно модернизирован. На двигателе ГАЗ-51 можно увидеть хром на поршневых кольцах, прочный чугун собственного производства в качестве материала для гильз цилиндров (сами цилиндры допускали полдюжины ремонтных отверстий), маслорадиатор и предпусковой подогреватель.
Салон ГАЗ-51: фото салона автомобиля вроде бы не предполагает никаких излишеств, но на приборной панели можно было обнаружить даже часы, а лобовое стекло могло быть откидным.
Коленчатый вал и без того надежного двигателя был оснащен стальными баббитовыми вкладышами (до этого использовались только баббитовые «начинки»). Степень сжатия 3,5-литрового (3480 см³) осталась небольшой – 6,2. Однако эта характеристика двигателя помогала переваривать среднее и, прямо скажем, плохое топливо (стандартом был бензин А-66). Технические характеристики ГАЗ-51 в части двигателя:
- Тип — 4-тактный бензиновый карбюраторный (6 цилиндров, 2 клапана в ряду);
- Мощность — 70 л.с. (при достижении максимальной скорости 2800 мин-1);
- Крутящий момент — 205 Н·м (при мощности 1500 мин-1).
Как видите, несмотря на небольшую мощность, двигатель ГАЗ-51 обладает отличной тягой. Завести машину можно было даже со сломанным стартером или вышедшим из строя аккумулятором – использовалась специальная рукоятка стартера.
Габаритные размеры ГАЗ-51. По картинке может показаться, что грузовик, несмотря на наличие капота, ориентирован скорее на бездорожье, и в этом будет немалая доля правды.
Отсутствие повышающей передачи могло давать высокие нагрузки на тихоходный двигатель, имевший систему маслоснабжения, не рассчитанную на такую скорость. Поэтому при нарушении заданных заводом условий работы (постоянные высокие обороты) из втулок коленчатого вала начинал плавиться баббит — двигатель выходил из строя. В связи с этим, несмотря на возможность развивать высокую скорость, ГАЗ-51 рекомендовалось использовать на скоростях до 70 км/ч.
Конструкция шасси ГАЗ-51
Колесная база ГАЗ-51 всего 3,3 метра (два лонжерона швеллерного типа), но сдвинутая вперед кабина и продуманная компоновка двигателя позволили оставить много полезного пространства. Длина машины 5715 мм. Исключение составляют современные, спортивные версии ГАЗ-51: тюнинг автомобилей сегодня не ограничивается декоративными обвесами, а иногда включает модификации для повышения и без того не слабой проходимости (клиренс — 245 мм).
Задний мост ГАЗ-51 был образцовым по меркам того времени. Однако в этой простой и надежной конструкции было слабое место: 16 полуосей и 8 сателлитов (полностью разгруженных полуосей) были усилены опорными дисками из цианированной, фосфатированной низкоуглеродистой стали. Подавляющее большинство поломок дифференциала связано только с несвоевременной заменой этих дисков (допускаются диски до 1,4 мм).
Тюнинг ГАЗ-51 для раллийных соревнований. Под управлением мастера могут конкурировать даже современные модели, этот автомобиль, но чаще соревнования проводятся между автомобилями одной эпохи и страны.
Такую заботу можно найти во всей конструкции ГАЗ-51: в каждом блоке есть 1-2 детали, принимающие на себя большую часть нагрузки (например, легкосъемные тормозные барабаны, отдельный отсек для масляного насоса, пробка- в седлах клапанов). Замена и ремонт таких деталей не составляли труда, поэтому при правильной эксплуатации технические характеристики ГАЗ-51 со временем не меняются, а срок службы достигает 40-50 лет, т.е по сей день.
Жесткая рама ГАЗ-51 дополнительно усилена крестообразной крестовиной сзади. Конструкция рамы обеспечивает хорошее соединение между стержнями. На нем есть лямки. К раме также крепятся буксирные крюки (конструкторы разместили их под крыльями).
Это не тюнинг ГАЗ-51, а полноразмерная фантазия о том, каким может быть Хот-род ГАЗ-51. Для этой композиции мастера Гранд Гаража от ГАЗ-51 использовали только кабину.
Читайте также: Коробка Газели: сколько литров масла лить, объем КПП Некст, Бизнес, 3302, проверка уровня после замены
Подвеска и трансмиссия ГАЗ 51-53
Подвеска зависимая, но практически современная: четыре продольных, полуэллиптических рессоры и две рессоры подвески на задней оси (сравним с современным детищем Горьковского завода — ГАЗон Некст). Дальновидным решением можно считать применение гидравлических амортизаторов двухстороннего действия на передней подвеске ГАЗ-51. Жесткая передняя ось с тяжелым шкворнем и поворотным кулаком обеспечивала отличную устойчивость.
В отличие от конструкторов ЗиС, разработчики ГАЗ-51 использовали два карданных шарнира (на ГАЗ-АА использовался один). Time заочно разрешил этот спор, подтвердив надежность варианта сдвоенного карданного вала.
Передача с сухим трением была не самым надежным решением, но износ легко компенсировался сохранением конструкции. 4-ступенчатая коробка передач работала без синхронизатора. Разумеется, гидроусилитель не предполагался.
Подвеска и трансмиссия
Подвеска в этом автомобиле надежная и в то же время достаточно современная. Он содержит четыре встроенные продольные пружины, имеющие полуэллиптическую форму. Достаточно долгосрочным решением является применение специальных гидравлических и рычажных амортизаторов с особым двусторонним воздействием на переднюю подвеску автомобиля. Идеальную устойчивость обеспечивают тяжелые шкворни, жесткая передняя ось и поворотный кулак.
Конструкционные преимущества авто
Транспортные средства способны выдерживать довольно тяжелые условия эксплуатации, так как на автомобиль устанавливается рама высочайшего качества. Автомобиль характеризовался как самый надежный. Водитель мог завести машину даже с вышедшим из строя стартером, а также с полностью разряженным аккумулятором. Это можно сделать с помощью специальной пусковой рукоятки. Отдельного внимания заслуживает колесная база автомобиля. Его размер всего 3,3 метра, но слегка сдвинутая вперед кабина ГАЗ 51 линейки, а также максимально продуманная компоновка двигателя позволили получить большое количество свободного пространства. Именно там находится КПП ГАЗ марки 51.
Основная конструкция — 51-й ГАЗ. В каждом блоке автомобиля есть одна-две детали, которые рассчитаны на серьезную нагрузку. К ним относятся легкосъемный барабан, встроенный в тормозной механизм, отдельный отсек для масляного насоса, а также вставные клапаны. Замена таких деталей не представляла сложности, поэтому при правильной эксплуатации ГАЗ 51 и его технические характеристики со временем не меняются, а общий срок службы двигателя, коробки передач ГАЗ 51 и самого автомобиля в целом может достигать 50 лет.
Модели 51-го ГАЗ используются и сегодня. Автомобили проходят специальные улучшения, проходят тюнинг и выглядят очень редко. Многие устанавливают на автомобили серьезные декоративные обвесы, иногда полностью переделывая машину.
Преимуществом является не только двигатель автомобиля ГАЗ 51, но и рама, которая дополнительно усилена специальной крестообразной крестовиной. Конструктивные особенности этого элемента способны обеспечить идеальное соединение множества балок. При этом к раме крепятся специальные буксировочные крюки. Они под крыльями.
Модификации ГАЗ-51
По документам советских инженеров, ГАЗ-51 собирался во многих странах и, соответственно, имел множество названий. В Советской Польше это был ГАЗ Люблин-51 (Люблин город и место производства). В Северной Корее — Сунгри-58 (Сунгри с корейского — Победа). В Китае — Yuejin NJ130. Судьба Yuejin NJ130 вообще заслуживает отдельного рассказа, так как китайцы внесли заметные изменения в советский автомобиль ГАЗ-51 и успешно продолжили линейку грузовиков Yuejin до наших дней.
Когда ГАЗ-51 был снят с производства, его прицепы ГАЗ-52 и ГАЗ-53 выпускались уже 11 лет. Не менее популярными были многочисленные модификации ГАЗ-51. Так в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» можно увидеть огневую версию ГАЗ-51. Вот лишь некоторые из известных модификаций ГАЗ-51:
- ГАЗ-51У — первая модификация ГАЗ-51, предназначенная для экспорта (ГАЗ-51Ю поставлялся в тропические страны, а второе поколение называлось ГАЗ-51АУ);
- ГАЗ-93 — самосвал ГАЗ-51 (ГАЗ-51Д — укороченное шасси самосвала ГАЗ-51 и самосвала САЗ-2500);
- ГАЗ-51Н — армейский вариант ГАЗ-51 (ГАЗ-51НУ — экспортная модификация);
- ГАЗ-51П — модификация ГАЗ-51 в виде седельного тягача (ПУ, ПЮ — экспорт);
- ГАЗ-51Б и ГАЗ-51Ж — газобаллонные модификации ГАЗ-51 (ГАЗ-51ЖУ — экспортные);
- ГАЗ-51А — бортовой вариант с увеличенной грузовой платформой;
- ГАЗ-51С и ГАЗ-51СЭ — дополнительный топливный бак (105 литров) и экранирование электроприборов и цепей (Э);
- ГАЗ-51Р и ГАЗ-51Т — грузопассажирские и грузовые такси (РУ, ТУ — экспорт);
- ГАЗ-63 — внедорожник;
- ГАЗ-51В — повышенной грузоподъемности (3,5 т, только на экспорт);
- ГАЗ-51Ф — опыты с форкамерным факельным зажиганием (ограниченная партия, 1955 г);
- ГАЗ-41 — гусеничная модификация ГАЗ-51;
- КАвЗ-651, ГЗА-651, ПАЗ-651 и 651А — автобусы бронированного типа (19 мест для пассажиров).
ГАЗ-51: пожарная машина. Сейчас только в виде памятника, а вот в качестве пожарной машины машина использовалась более чем часто.
Автобусы на базе ГАЗ-51 собирались в большом количестве модификаций на различных заводах Союза. Помимо собственной продукции (ГЗА) и автобусов Павловского автозавода, КАвЗ и БАРЗ, Курганского и Борисовского заводов, в истории остались удлиненные автобусные шасси Рижского автозавода — РАФ. Санитарные модификации ГАЗ-51 аналогичной конструкции — ПАЗ-653, АС-3 (укороченный вариант с меньшей вместимостью) и ГЗА-653.
Всего за время производства сменилось три поколения кабин ГАЗ-51. В 1950 году металлическая кабина с деревянными дверями заменила деревянную, а последним этапом стала цельнометаллическая кабина с жесткими сварными экранами (до этого был гофрированный). Оперение кабины (комплекс эстетических, гидроизоляционных и защитных деталей) имеет модификация 51. — ГАЗ-81.
Эксперименты с цветом в советское время не приветствовались, но в 70-е годы была выпущена небольшая партия ГАЗ-51 ярко-оранжевого цвета. Стандартная версия предполагала серый, зеленый или бежевый цвета.
Всего в истории самосвала ГАЗ-51 было три модификации: ГАЗ-93 (1948-56 гг.), ГАЗ-93Б (1956-76 гг.) и ГАЗ-93В (опытная, 1961 г.). Наиболее известным был 93В, который массово экспортировался, грузоподъемностью 2,25 т, объемом кузова 3,2 м3.