Регулировка клапанов на ГАЗ-66: ремонт своими руками

ГАЗ

Для чего необходима регулировка клапанов двигателя

Регулировка клапана предназначена для улучшения характеристик газового двигателя 66 на высоких и низких оборотах. Как от этой процедуры будет зависеть работа двигателя? Конструкция двигателя сделана таким образом, что каждая деталь имеет свое место и положение, в котором она должна быть размещена. Если это положение нарушено, происходит отказ узла. Клапанный зазор возникает из-за того, что деталь не на своем месте. Минимальное расстояние между деталями: нарушен кулачок распредвала и клапан, что создает неправильные условия работы. В результате происходит разгерметизация агрегата, что приводит к повреждению внутренней конструкции двигателя.

газовый клапан 66 гур

Так выглядит регулирующий клапан ГУР ГАЗ 66

Регулировка клапанов помогает на время справиться с этой проблемой. С некоторой периодичностью придется повторять процедуру.

Можно ли обойтись без регулировки? Если вместо штатной кулачковой передачи установить в машину гидроподъемники, ничего настраивать не нужно. В противном случае, не обновляя внутреннюю конструкцию, придется постоянно проверять положение клапанов.

Проверить, нуждается ли клапан в регулировке или нет, очень просто:

  1. Завести двигатель автомобиля.
  2. Откройте крышку моторного отсека.
  3. Если вы слышите явный металлический стук, то есть зазор, нужно подтянуть клапаны.

Варианты ремонта двигателя автомобиля со значительным пробегом

Грузовики используются давно, но не всегда вовремя проходят регулярный технический осмотр. Естественный результат — возникновение проблем в работе двигателя, увеличение расхода топлива и проблемы с запуском. Причина неисправности — износ деталей и увеличение люфта. Следствие — необходимость ремонта ГАЗ-53.

В качестве профилактики проблем для автомобилей с внушительным пробегом рекомендуется использовать второй способ регулировки клапанов.

  • Принцип регулирования клапанов ГАЗ-53 идентичен описанному в первом способе, меняется только порядок.
  • После поворота поршня цилиндра до совпадения меток сначала регулируют впускные клапаны цилиндров 1, 3, 7, 8.
  • Затем необходимо отрегулировать выпускные клапаны цилиндров 1, 2, 4, 5.
  • Завершающий этап — регулировка остальных клапанов с предварительным поворотом коленвала на 360 градусов.

Имея небольшой опыт и базу знаний, вы можете выполнить описанные шаги и выполнить полную настройку всего за час, что сэкономит вам много времени и денег на ремонте двигателя. Но следует быть предельно внимательными и визуально проверять каждый этап.

Как проводится регулировка

Самостоятельно отрегулировать положение клапанов ГАЗ очень просто. Для этого не нужны сложные инструменты. Вот что вам нужно сделать:

регулировка газового клапана 66

Процесс регулировки клапанов на грузовике Газ 66

  1. Зафиксируем положение автомобиля, открываем моторный отсек.
  2. Снимаются крышки с клапанов, затем откручиваются свечи зажигания.
  3. Необходимо подвести поршень цилиндра No. 1 в наивысшем положении. Закройте пальцем отверстие для крышки цилиндра и начинайте крутить коленчатый вал, пока не почувствуете давление воздуха под пальцем. В случае успеха первый такт сжатия начался в цилиндре №1. 1. установка этикеток
  4. Далее проверните коленчатый вал так, чтобы стрелка индикатора совпала с шариком маховика.
  5. Клапаны должны быть закрыты во время всех операций.
  6. Теперь вы можете регулировать сами клапаны, но для начала нужно проверить клапанный зазор. При холодном двигателе значение не должно превышать 0,2-0,3 мм. Значение можно уменьшить до 0,15 мм, но только на клапанах 1 и 8, а также на клапанах 4 и 5. регулировка зазора клапана
  7. Для регулировки ослабьте контргайку и затяните регулировочный болт в нужном направлении. Затем стопорная гайка затягивается и проверяется зазор. Шаг повторяется до тех пор, пока не будет получено желаемое значение.
  8. Регулирую промежутки по схеме 1-5. Коленчатый вал поворачивается на четверть оборота, когда вы хотите перейти к следующей регулировке клапана. место расположения газовой бирки 66
  9. После регулировки деталей снова завинчиваются свечи зажигания, после чего на клапаны надеваются колпачки.

Зачем регулировать клапана?

Для нормальной работы двигателя внутреннего сгорания в каждом цилиндре двигателя есть впускной и выпускной клапаны. В процессе прогрева двигателя нагреваются все его элементы. Это касается и клапанов. Из курса физики известно, что при нагревании детали из любого материала расширяются. Если клапан не имеет достаточного теплового зазора, двигатель станет нестабильным. Если двигатель работает с неотрегулированным зазором клапанов, он не будет развивать свою полную мощность. Это значительно увеличит расход топлива. Вы также услышите характерные хлопки в карбюраторе и выхлопной трубе.

Как регулируются клапаны ГАЗ-53? Настройку можно выполнить двумя способами. Давайте рассмотрим оба. Весь процесс предельно прост для тех, кто хоть немного разбирается в автомобилях. Регулировать клапана нужно только на холодном двигателе — при хорошем прогреве двигателя тепловых зазоров может не быть. Это необходимо учитывать.

Способ №1

Чтобы начать регулировку клапана на ГАЗ-53, установите поршень первого цилиндра в крайнее верхнее положение — это положение верхней мертвой точки. В этом случае соответствующая отметка на шкиве должна совпадать с отметкой на картере. В этом положении как впускной, так и выпускной клапаны будут закрыты.

Затем с помощью отвертки удерживайте винт регулировки клапана и ослабьте контргайку. Затем в пространство вставляется зонд. Регулировочный винт поворачивают до тех пор, пока люфт не станет нормальным. В этом случае не спешите закручивать винт. Медленно поворачивайте. Масломерный щуп не вытаскивается, но винт затягивается. Затем щуп можно вытащить. Весь перечень действий выполняется для второго цилиндра.

Существует определенный порядок регулировки клапанов на ГАЗ-53. Коленчатый вал поворачивают на 90 градусов и регулируют зазор на пятом цилиндре двигателя, еще через 90 градусов — на четвертом цилиндре. Затем порядок меняется: 2, 6, 3, 7, 8.

Зачем нужна регулировка клапанов ГАЗ-53?

На всех двигателях внутреннего сгорания между наконечником клапана и частью, которая его толкает, есть некоторое пространство. Это пространство необходимо для компенсации теплового расширения деталей газораспределительного механизма, возникающего при работе двигателя.

Однако со временем из-за трения это расстояние увеличивается, а это приводит к тому, что мощность двигателя падает и возникают посторонние шумы. Чтобы устранить эту проблему, отрегулируйте тепловой зазор.

Первый способ

Этот способ можно считать базовым при регулировке клапанов силовых агрегатов ЗМЗ-53. У двигателей по 2 клапана на цилиндр и 8 цилиндров соответственно, требуется регулировка 16 деталей. Нормальным тепловым зазором для двигателя ЗМЗ-53 считается 0,25-0,3 мм. Для настройки необходимо сделать следующее:

  1. Снимите клапанные крышки;
  2. Выставляем поршень цилиндра №2. 1 в верхней мертвой точке (ВМТ). Это делается следующим образом. На шкиве есть соответствующая отметка, еще одна отметка на торце силового агрегата. Эти ярлыки должны совпадать;
  3. Требуемое расстояние устанавливается с помощью специальных металлических щупов. Для достижения желаемого расстояния для двигателей газона необходимо использовать стержень уклона 0,4 мм;
  4. Удерживая регулировочный винт отверткой, откручиваем стопорную гайку;
  5. Вставьте щуп между концом клапана и коромыслом. Принципиальной разницы с какого клапана запускать нет;
  6. Регулируем зазор регулировочным винтом. Требуемое расстояние будет достигнуто, когда щуп будет надежно зафиксирован между коромыслом и концом клапана;
  7. Затяните контргайку и снимите щуп. Зонд должен выйти плотно;
  8. Настроив зазор для одного из клапанов, таким же образом устанавливаем его на втором клапане первого цилиндра;
  9. Важным моментом является порядок работы цилиндров для двигателя ЗМЗ-53: 1, 5, 4, 2, 6, 3, 7, 8;
  10. После установки зазоров в первом цилиндре поверните коленчатый вал на 90 ° гаечным ключом. Далее устанавливаем ВМТ следующего цилиндра. По порядку работы силового агрегата поршень цилиндра No. 5 будут на PMS;
  11. Регулируем тепловой зазор в пятом цилиндре и далее по порядку. Необходимо не забывать каждый раз, отрегулировав воздушный зазор в нужном цилиндре, провернуть коленвал на 90 °. Это помещает поршень следующего цилиндра в списке в ВМТ;
  12. После установки дистанций проводим тестовый запуск двигателя. Если двигатель работает ровно и нет посторонних ударов, зазоры выставлены правильно и клапанные крышки можно закрывать.

Согласно заводским рекомендациям, регулировку клапанов рекомендуется проводить не реже одного раза в 700-900 км. Если нет симптомов увеличения расстояния, его можно проверять не реже одного раза в 1000 километров.

Второй способ

Этот метод разработан для регулировки теплового зазора для двигателей с большим пробегом. Учитывая, как давно ГАЗ-53 не выпускался, он может работать на любом двигателе легендарного грузовика.

Принцип регулировки остался прежним, но изменился порядок регулировки цилиндра.

  1. Снимаем клапанные крышки;
  2. Устанавливаем ПМС в первый цилиндр;
  3. Выставляем пустоты во впускных клапанах в 1, 3, 7, 8 цилиндрах;
  4. Регулируем зазор в выпускных клапанах 1, 2, 4, 5 цилиндров;
  5. Поворачиваем коленвал на 360 °. То есть на полный оборот;
  6. Регулируем зазоры в остальных клапанах;
  7. Проверяем правильность регулирования запуском силового агрегата;
  8. Если все настроено правильно, закройте клапанные крышки и затяните на них болты.

Как видите, второй способ намного проще, и настройка таким способом обычно занимает не более часа.

Гидроусилитель руля

Еще одним механизмом ГАЗ 66, в котором есть клапаны, являются составные части гидроусилителя руля. Их также необходимо время от времени проверять на предмет технического обслуживания. Гидравлический усилитель позволяет водителю легко поворачивать рулевое колесо, несмотря на большой вес колес грузовика. Это возможно из-за работы жидкости, протекающей через клапаны в системе. Если один из клапанов выйдет из строя, система перестанет работать.

Понять, когда именно стоит проверить гидроусилитель руля, очень просто: руль вообще не крутится или ходит очень туго. Решить это можно только перестройкой и ремонтом механизма. Также решением проблемы может стать замена масла.

В гидроусилитель руля входят:

  • регулирующий вентиль;
  • насос;
  • силовой цилиндр;
  • маслопроводы.

клапан гидроусилителя руля

Схема газового клапана гидроусилителя рулевого управления 66

Каждую из этих частей следует проверить на наличие повреждений и при необходимости заменить.
Механизм рулевого управления с гидроусилителем расположен непосредственно на двигателе.

2 клапана меньшего размера в механизме позволяют контролировать движение масла в системе: один ограничивает движение масла в линиях, а второй регулирует количество масла, которое поступает к регулирующему клапану.

Масло движется внутри системы, поэтому его нужно менять со временем, иначе насос может выйти из строя. После замены одной из деталей может потребоваться регулировка механизма.

Неисправности гидроусилителя руля и способы их устранения

Недостаточная или неустойчивая помощь в рулевом управлении при повороте рулевого колеса в обоих направлениях:

  • Недостаточное натяжение приводных ремней помпы
  • Недостаточный уровень масла в баке помпы
  • Наличие воздуха или воды в системе (пена в баке, масло мутное). Удалите воздух. Если воздух не удаляется, проверьте герметичность всех соединений, снимите и промойте сетчатый фильтр, проверьте целостность прокладки под коллектором и затяжку ее крепежных болтов. При необходимости замените масло
  • Заедание штока регулирующего клапана. Разобрать и промыть регулирующий клапан
  • Склеивание штока или поршня силового цилиндра. Выясните причину и место замятия. Отремонтировать или заменить поврежденные детали
  • Повышенный поток масла через уплотнительные кольца в силовом цилиндре из-за износа или поломки. Разобрать цилиндр и заменить кольца
  • Периодическое замерзание перепускного клапана насоса из-за загрязнения. Разобрать насос, проверить свободное движение клапана

О самостоятельной регулировке клапанов

Для работы любого двигателя требуется как минимум два клапана на цилиндр. Сегодня используются дискообразные элементы. На автомобиле ГАЗ-53 выпускной клапан выполнен из качественной стали. Имеет конструкцию с полым сердечником. Рукоять также изготовлена ​​из высококачественной стали. Для лучшего охлаждения голов в корпус элемента засыпается металлический натрий. Для повышения устойчивости к высоким температурам на фаску выпускных клапанов нанесен специальный сплав. На стержнях есть специальные пазы для крекера. Они соединяют клапаны и пружинную пластину.

Для лучшего заполнения цилиндра топливной смесью диск на выпускном клапане имеет больший диаметр, чем выпускной.

При запуске дизельного двигателя на автомобиле ГАЗ-53 эти детали подвергаются очень сильным нагрузкам.

Проверка насоса и замена масла

Проверка работоспособности регулирующего клапана гидроусилителя рулевого управления проводится одновременно с разборкой насоса.

Насос разбирается в следующей последовательности:

фильтр очистки газа 66

  1. Снимаем крышку масляного бака, затем сам бак.
  2. Поменяем положение помпы. Вал машины должен располагаться вертикально шкивом вниз.
  3. Снимаем крышку помпы очень аккуратно, чтобы не выпала вентиль.
  4. Зафиксируем положение статора, снимаем сам статор, затем ротор.
  5. Снимаем шкив, кольцо, вал и передний подшипник.
  6. Теперь вы можете проверить ход перепускного клапана. Также проверяем на предмет повреждений.
  7. Далее давайте посмотрим на затяжку предохранительного клапана, давайте закрутим, если он не прилегает плотно.

В принципе, на этом анализ можно закончить. Если какие-либо детали повреждены, их следует заменить, но при этом следует учитывать их маркировку.

усилитель руля

Насос гидроусилителя Газ 66

Для замены нужно покупать точно такие же запчасти. Цена на детали гидроусилителя руля колеблется в пределах 200-800 руб. Самым дорогим считается баллон, его цена превышает 2 тысячи рублей.

Для замены масла нужно провести следующие манипуляции:

  1. Отсоедините нагнетатель и выхлопные трубы, к которым подключен регулирующий клапан, от основной системы.
  2. Слейте масло по трубкам.
  3. Залить новую жидкость, промыть каналы системы.
  4. Прокачайте масло в патрубки, 3 раза повернув руль до упора в обе стороны, но без промедления. Проверяем уровень масла и при необходимости доливаем.

Конструкция, техническое обслуживание и неисправности гидроусилителя руля ГАЗ-66

  • Насос гидроусилителя рулевого управления является лопастным двухстороннего действия, т.е за один оборот ротора насоса выполняются два полных цикла всасывания и два цикла нагнетания
  • В роторе насоса установлены бачки, в которых размещены лопасти. Лезвия должны свободно перемещаться в сосудах, без заедания.
  • Во всасывающих полостях масло попадает в пространство между лопатками, а затем выталкивается в нагнетательную полость. Масло вытесняется из-за небольшого объема между лопастями, так как ротор вращается внутри статора, имеющего особый профиль.
  • На насосе установлена ​​масляная емкость. Под крышкой бака находится заливной фильтр, а на ответвлении сливной трубы установлен фильтр, по которому масло возвращается из системы в насос.
  • В крышке насоса два клапана. Предохранительный клапан (внутренний) ограничивает максимальное давление в системе в диапазоне 65-70 кг / см2.
  • Перепускной клапан ограничивает количество масла, закачиваемого в систему рулевого управления с гидроусилителем при более высоких оборотах двигателя. Клапан сконструирован таким образом, чтобы в систему гидроусилителя подавалось не более 10 л / мин масла.
  • Излишки масла отводятся внутри насоса и возвращаются во всасывающую полость.
  • Регулирующий клапан расположен на переднем конце стержня рельса.
  • Внутри корпуса клапана расположена катушка, которая через промежуточные детали соединена с шарниром сошки рулевого управления.
  • Катушка закрыта с обоих концов резиновыми уплотнениями.
  • Когда золотник находится в центральном положении (автомобиль движется вперед), масло, протекающее через напорную трубку к регулирующему клапану, проходит через промежутки между концами золотниковых штифтов и каналами в корпусе в сливном шланге и возвращается обратно к бачку насоса.
  • При повороте руля палец сошки перемещает катушку, которая, перекрывая каналы в гидроблоке, направляет масло под давлением в ту или иную полость силового цилиндра (в зависимости от того, в каком направлении осуществляется вращение).
  • Шток силового цилиндра, соединенный с рулевой тягой, перемещает его, поворачивая передние колеса.
  • После окончания вращения золотник приводится в центральное положение, давление масла в силовом цилиндре снижается, и масло из клапана возвращается в насос, не попадая в силовой цилиндр.
  • Силовой цилиндр двустороннего действия закреплен в кронштейне на картере переднего моста через шаровую опору.
  • Поршень штока уплотнен двумя чугунными стопорными кольцами.
  • Шток цилиндра хромирован для повышения устойчивости к износу и коррозии.
  • Выход штока из цилиндра закрыт резиновой втулкой. Для предотвращения попадания грязи снаружи установлены латунные шайбы и войлочный кабельный ввод. Силовой цилиндр, помимо раскрутки передних колес, также поглощает удары колес при движении по различным неровностям.

Это в значительной степени избавляет рулевой механизм и другие компоненты рулевого управления от ударных нагрузок.

Техническое обслуживание гидроусилителя

Ремни привода насоса гидроусилителя рулевого управления растягиваются за счет наклона корпуса насоса. Угол наклона корпуса насоса не должен быть слишком большим, и резервуар насоса должен быть заполнен маслом.

Если наклон корпуса насоса не гарантирует натяжения ремней, переставьте насос в отверстия в кронштейне, а если ремни слишком длинные, переместите кронштейны насоса в дополнительные отверстия.

При нормальном натяжении ремня прогиб каждого ремня между шкивами нагнетателя и насосом гидроусилителя рулевого управления должен составлять 15-20 мм при нажатии на ремень с силой 4 кг.

При проверке уровня масла в бачке гидроусилителя рулевого управления передние колеса автомобиля должны быть установлены прямо.

На холостом ходу долейте масло до отметки «уровень масла» на стенке бачка насоса или, если отметки нет, до сетки фильтра заливки.

Перед снятием крышки бака для проверки уровня, доливки или замены масла его необходимо тщательно очистить от грязи и промыть бензином.

Залить масло через воронку с двойным ситом и заливной фильтр, установленный в бачке насоса.

В случае значительного засорения фильтров смолистыми отложениями также промойте фильтры растворителем n. 646, используется для покраски автомобилей.

Во время эксплуатации регулярно проверяйте затяжку болтов крепления насоса и их кронштейнов, а также болтов, которыми регулирующий клапан крепится к продольному соединению.

Регулярно проверяйте затяжку гайки шариковой шпильки, которой цилиндр подачи крепится к кронштейну. Ослабление этой гайки приводит к ослаблению шарового пальца в коническом отверстии кронштейна.

Периодически проверяйте затяжку гайки штока цилиндра подачи и состояние резиновых прокладок, с помощью которых шток крепится к кронштейну штока. Когда резиновые накладки изношены, их необходимо заменить.

Замена масла

Чтобы заменить масло, поднимите передние колеса автомобиля и откройте крышку бачка насоса гидроусилителя рулевого управления.

Для слива масла необходимо:

  • отсоединить напорный и напорный патрубки от корпуса регулирующего клапана и через них слить масло из насоса;
  • отсоединить трубы от штуцеров силового цилиндра; и слить масло из клапана и регулирующего клапана;
  • слейте масло из цилиндра подачи, медленно поворачивая рулевое колесо влево и вправо до упора.

После слива масла промойте систему рулевого управления с гидроусилителем новым маслом. Сетки фильтров промываются отдельно.

Для заливки свежего масла нужно:

  • соединить все трубы;
  • залейте новое масло в бак до отметки «уровень масла» и качайте масло на малых оборотах, поворачивая руль до упора 2–3 раза в обе стороны, не задерживаясь в крайних положениях.
  • при перекачивании масла проверяйте уровень масла в бачке и при необходимости доливайте. Общий объем гидроусилителя рулевого управления составляет примерно 1,8 литра масла;
  • установить крышку бака с уплотнительной прокладкой, резиновое кольцо шпилек крепления крышки и шайбу и закрепить барашковой гайкой.

Затягивайте барашковую гайку только вручную. Если масло вытекает из-под крышки, замените прокладку крышки.

Двигайтесь при неработающем гидроусилителе рулевого управления

Управление автомобилем позволяет продолжить движение с неисправным гидроусилителем руля. При этом следует учитывать, что усилие на поворот автомобиля на руль будет увеличиваться.

Чтобы продолжить движение с неисправным гидроусилителем тормозов, выключите насос, сняв приводные ремни.

Чтобы уменьшить усилие рулевого управления, если гидроусилитель рулевого управления поврежден, слейте масло из системы рулевого управления с гидроусилителем.

Если цилиндр подачи поврежден или неисправен, снимите его.

Не рекомендуется длительное вождение с неисправным гидроусилителем рулевого управления.

Управление игрой на рулевом колесе. Люфт рулевого колеса определяется регулировкой включения рулевого управления и конструктивными характеристиками гидравлического сервоуправления.

Когда гидроусилитель тормозов выходит из строя, свободный ход рулевого колеса больше, чем во время его работы. Это конструктивная особенность гидроусилителя.

Максимально допустимый свободный ход рулевого колеса при включенном усилителе рулевого управления составляет 60 мм по окружности рулевого колеса (или 15 °), когда гидроусилитель рулевого управления не работает, 120 мм (или 30°).

Проверка давления, развиваемого насосом гидроусилителя

Чтобы убедиться в исправности насоса гидроусилителя руля, необходимо измерить давление масла, создаваемое насосом.

Для этого необходимо открутить сливной шланг от резьбового отверстия помпы и вкрутить в это отверстие переходник с манометром и кран.

На манометре должна быть шкала не менее 80 кг / см2. С другой стороны, ввинтите напорный патрубок в переходник.

Для проверки нужно открыть кран и повернуть передние колеса стоящего автомобиля полностью вправо или влево.

В крайних положениях колес давление масла должно быть не менее 60 кг / см2, на холостом ходу коленчатого вала.

Если давление масла ниже 60 кг / см2, необходимо закрыть вентиль на переходнике и следить за давлением масла по манометру.

При исправном насосе давление должно расти и составлять не менее 60 кг / см2.

Если насос неисправен, давление не повышается. Если давление увеличивается до 60 кг / см2, необходимо искать неисправность в регулирующем клапане или в подающем баллоне.

При проверке не держите кран закрытым или колеса автомобиля в крайних положениях более 15 секунд, так как это может привести к перегреву и царапинам деталей помпы.

Масло в бачке насоса во время проверки должно быть теплым.

Читайте также: Регулировка клапанов двигателя ЗМЗ-402: порядок действий

Оцените статью
Блог про автомобили ГАЗ