«Шишига» ГАЗ-66: технические характеристики

ГАЗ

Что в имени твоём таится?

В советское время популярное название ГАЗ-66 «Шишига» не казалось таким необычным, как нам кажется. Возникновение этого «прозвища» однозначно связано с наличием двух шестерок в числовом обозначении модели, а с его этимологией несколько сложнее.

С одной стороны, шишига — персонаж из русской мифологии, злой дух, живущий за печкой. Здесь следует помнить, что водители, как представители уже непростой профессии, часто используют ненормативную лексику в рабочих ситуациях. Отдельная группа нецензурных слов — это слова, которые направляют нас прямо к темным силам, например, дьяволу, гоблину, демону, и по этой логике в нужный момент первые пилоты ГАЗ-66 могут даже вспомнить шишигу.

С другой стороны, стоячий объект (отсюда и «шишка») и прическа с зачесанными волосами, которые можно ассоциировать с минималистичным дизайном кабины грузовика, назывались кальяном. Кстати, среди менее популярных альтернативных народных названий ГАЗ-66 — «Шишка» и всевозможные производные, такие как «Шишара», «Шишарик».

Знак качества

В 1957 году были выпущены прототипы будущей легенды автопрома СССР. Однако на Горьковском заводе на тот момент не было серийного двигателя, мощность которого подходила бы для этой модели. Поэтому начало производства было отложено до 1964 года.

Разработкой руководил именитый главный конструктор А.Д. Просвирнин, который также участвовал в создании грузовиков ГАЗ-51, ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗ-4301, автомобилей Волга и Чаек, прототипов дизельного автопоезда ГАЗ — 6008, гусеничный снегоболотоход ГАЗ-3933 и ряд другой техники. К этому времени у него уже была Сталинская премия второй степени за 51-й ГАЗ.

Над «Шишигой» вместе с Просвирниным работал главный конструктор Р.Г. Заворотный, авторство дизайн-проекта принадлежало Б.Б. Лебедеву и Л.М. Еремееву.

После 2 лет серийного производства ГАЗ-66 завоевал «золото» на столичной выставке «Современная сельхозтехника» и в 1967 году вышел на международную арену, завоевав «золото» на Лейпцигской сельскохозяйственной ярмарке.

Но самой главной заслугой этой модели было получение знака качества СССР в 1969 году. «Шишига» стала первой в Союзе машиной, получившей заветный знак, обозначающий только качественную продукцию отечественного производства.

В 1971 году марка с рисунком художника Н. Шевцова была посвящена «Шишиге.

Действительно, серийное производство ГАЗ-66 прекратилось в 1995 году. Последняя «Шишига» в лице ГАЗ-66-11 вышла в 1999 году — через 35 лет после его появления.

На суше, в небе, в огне и воде

Дизайнеры Шишига придумали достойное сочетание малотоннажности и внедорожника.

Феномен «внедорожника» обеспечивается дифференциалами распредвалов, большим дорожным просветом (315 мм) в сочетании с системой регулировки давления в шинах (0,5–3 кг / см2). Последний стал визитной карточкой всех его модификаций в 1968 году и ранее напрямую принадлежал только ГАЗ66 и 66-03 с 66Е.

Специальные колеса «Шишиги» с разъемным ободом, бортовое кольцо с шинами 8.00-18 и 12.00-18, накачиваемые компрессором с приводом от двигателя, и специально разработанные диски. Колесная база — 3300 мм.

Двигатель грузовика ЗМЗ-66-06 объемом 4254 см3, оснащенный предпусковым подогревателем ПЖБ-12 с жидкостным охлаждением, позволяет автомобилю разгоняться до 90 км / ч. Расход топлива на 100 км при средней скорости 60 км / ч составляет около 20 литров, а в баках вмещается 210 литров.

Система рабочих тормозов — гидравлическая, раздельная с усилителем тормозов, стояночный тормоз — барабанный привод. Рулевое колесо имеет гидроусилитель руля.

Откидная кабина обеспечивает удобный доступ к «двигателю», но водителям «Шишиги» пришлось заплатить за это удобством переключения: между сиденьями есть крышка, закрывающая двигатель, следовательно, рычаг переключения передач расположен сзади водитель справа.

Для того, чтобы водитель мог отдыхать прямо в кабине, предусмотрен съемный брезентовый гамак, подвешенный на специальных крючках.

Еще одна особенность этого грузовика сделала его незаменимым техническим узлом ВДВ: баланс центра тяжести обеспечивает практически равномерную нагрузку на обе оси, что при падении с самолета позволяет ГАЗ-66 без проблем приземлиться на все колеса. Немаловажную роль здесь сыграла и компактная форма кабины, так как при спуске с парашютом она не скользит.

На «Шишиге» можно пересечь водоем, погрузившись в воду до дна. Но ГАЗ-66 не терпит даже перегрузок по грунту — таковы характеристики рессор заднего моста и самоблокирующихся дифференциалов главных передач.

К сожалению, в горячих точках машина оказалась неэффективной. В «Афганском» это обнаружили: расположение кабины экипажа над двигателем и колесами создавало дополнительную угрозу для жизни экипажа в случае взрыва. Поэтому в 1980-х годах его начали массово отменять из боевых частей, а в 1990-х — из боевых частей.

Однако в фольклоре солдат и погонщиков, песнях и поговорках «Шишига» укоренилась исключительно положительная репутация.

Заводские и народные модификации

Конструкторам Горьковского автозавода удалось создать в лице «Шишиги» настолько универсальный «вездеход», что на его базе было около пятидесяти заводских модификаций для различных нужд. Однако надо признать, что не все они попали на массовый транспортер.

До 1961 года опытные образцы ГАЗ-66 имели кабину с откидной крышей и откидной рамой лобового стекла. Правда, такое решение все же было повторено при создании новых опытных образцов самолета «Шишига» — ГАЗ-66Б (1966 г.)

Кроме того, 1961 год характеризовался появлением шасси с кабиной для сельскохозяйственных буровых установок и самосвалов ГАЗ-66Д и двух дорожных тягачей ГАЗ-66П и ГАЗ-66К (для работы с активным полуприцепом). Но в данном случае дальше единичных экземпляров дело не пошло.

С 1963 по 1966 годы выпускались ГАЗ-66Ф, ГАЗ-66Э и ГАЗ-66АЕ с экранированным электрооборудованием, мобильной военной радиотехникой.

В 1964 году появился ГАЗ-66А, оснащенный лебедкой, но еще без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах, как и другие предшественники.

Тогда же был выпущен опытный образец ГАЗ-34, который по сути представляет собой «Шишигу» с колесной формулой 6х6, которая в итоге унаследовала от «старших братьев» и систему регулирования давления в шинах, и лебедку. Их было 7 опытных образцов, но серийное производство не состоялось.

Доработанный вариант базовой модели «Шишиги» с бортовой платформой или шасси с кабиной с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах ГАЗ-66-01 бесперебойно работал почти 20 лет — с 1966 по 1984 вместе с ГАЗ-66-01, укомплектованный аналогичной системой и лебедкой

В начале 90-х модельный ряд ГАЗ-66 пополнился народнохозяйственными модификациями ГАЗ-66-21 и ГАЗ-66-22 — с двойными шинами, а последний — с лебедкой.

Отдельные, обычно экспортные модификации, от ГАЗ-66А до ГАЗ-66-15, разрабатывались для тропического климата.

Кстати, у них был и «антипод» — изолированная «Северная Шишига» — ГАЗ-66-92 с лебедкой (1991 г.). Имеет дополнительный отопитель, аккумулятор повышенной емкости, противотуманные фары и стеклопакет кабины.

На базе ГАЗ-66 поставлен десяток единиц спецтехники, в том числе АС-66 для вывоза раненых, дезинфекции ДДА-66, парк десантной площадки ДДДП-40, командно-личный состав (Р-125 и Р-142), передвижные мастерские по техническому обслуживанию сельхозтехники (3902, 3903, 39021, 39031), знаменитые фургоны «Панэ», «Пошта» и «Медицина» (ГЗСА-731), 983А, 947, 3713, 3714), автобус НЗАС-3964, Волгарь-39461, АПП-66, ПАЗ-3201, 38АС.

В бою и в быту даже «Шишиги» претерпел радикальные преобразования, попав в руки народных мастеров. С развитием любительских гонок по бездорожью и экстремального туризма в России их начали переоборудовать в «джипы» и дома на колесах, и даже в советское время, во время боевых действий на Ближнем Востоке, военные делали «кабриолеты» из ГАЗа. — 66, а в корпусе установлены зенитные орудия.

Технические характеристики

Двигатель и трансмиссия

ГАЗ-66 был одним из первых автомобилей в СССР, получивших V-образную силовую установку с 8 цилиндрами. Он выпускался на Заволжском моторном заводе (ЗМЗ) и был унифицирован по ряду параметров с двигателем ГАЗ-13 «Чайка». Двигатель объемом 4254 куб. См выдавал мощность в 120 лошадиных сил, достигая 3500 об / мин, что в то время считалось вполне достаточным для езды по бездорожью.

В начале 90-х годов в качестве силового агрегата для модификаций ГАЗ-66-40 и ГАЗ-66-41 использовался дизельный двигатель (в первом варианте с турбонаддувом и воздушным охлаждением) мощностью 116 и 85 л.с соответственно с., но таких машин было выпущено немного.

Механическая трансмиссия отличалась, прежде всего, необычным расположением — справа и за сиденьем водителя. По этой причине управление автомобилем показалось многим водителям неудобным.

Тип подвески

Передняя и задняя подвески — зависимого типа и имеют аналогичную конструкцию. Он устанавливался на полуэллиптических продольных рессорах, концы которых размещались на резиновых подушках. Плавной работы машины добились телескопические гидроамортизаторы.

Кроме того, ГАЗ-66 при хорошем балансе центра тяжести имеет практически равную нагрузку на задний и передний мосты. При этом общая прочность подвески не имела большого запаса, поэтому перегружать машину было крайне нежелательно.

Максимальная скорость

Грузовик мог разогнаться до 90 километров в час, но максимальная скорость была конструктивно ограничена ограничителем. При его снятии максимальная скорость увеличилась до 110-120 километров в час, но при этом значительно сократился трудовой ресурс двигателя.

Расход топлива

При превышении расстояния в 100 километров ГАЗ-66 потреблял 20-25 литров бензина АИ-76 или АИ-80. Автомобиль имел два бака емкостью 105 литров топлива каждый, их полная заправка обеспечивала запас хода 800 километров. Дизельная версия двигателя была значительно дешевле и потребляла максимум 17 литров топлива на 100 км пути.

Габариты и вес

Параметры Ценности
Длина 5655 мм
Длина 2342 мм
Рост 2440 мм
Колесная база 3300 мм
Дорожный просвет 315 мм
Пустой вес 3470 кг
Сфера 2000 кг
Тяжеловес 5940 кг

Передний мост и ширина колеи

Передний мост ГАЗ-66 включал в себя коробку передач и шарниры равных угловых скоростей, которые использовались вместо приводных валов. Поддержание надежности автомобиля на дорогах общего пользования требовало замены масла в мостах через 50-70 тысяч километров пробега и даже чаще при эксплуатации в условиях бездорожья. Переход через водные преграды потребовал последующего обязательного закачивания при первой же возможности.

Гусеницы составляют 1800 мм спереди и 1750 мм сзади. Минимальный радиус поворота грузовика составляет 9,5 метра, что делает его более маневренным, чем у многих легковых автомобилей.

Коробка передач

ГАЗ-66 оснащался несколько упрощенной четырехступенчатой ​​коробкой передач. Раздаточная коробка имела две передачи (прямую и пониженную), а также позволяла водителю выключать переднюю в случае необходимости для преодоления особо сложных участков дороги.

Рулевое управление оснащалось гидроусилителем тормозов, а также усилителем тормозов. Колесные тормоза колодочные.

Доступ к двигателю ГАЗ-66 осуществляется с поднятой кабиной

ГАЗ-66 технические характеристики (кратко)

фото макета ГАЗ-66
Вид Двухосный грузовик
Сфера 2000 килограмм.
Максимально допустимый вес 5600 килограмм.
Длина 5805 мм.
Длина 2322мм.
Высота навеса 2520мм.
Колесная база 3300мм.
Дорожный просвет 315мм.
Глубина брода 1 метр
Мотор ЗМЗ-513 (511.523)
Объем работы 4254 см3
Власть 115 / 84,5 л.с
Контрольно-пропускной пункт 4-ступенчатая механическая
Раздаточная коробка С гусеницами и съемной передней осью
Привод Задний или полный
Колеса Спец. 8.00-18. Шины 12.00-18.
Полная скорость 95 километров в час
Расход топлива / сорт топлива 21 л / А-72, А-76, АИ-80
Емкость топливного бака 210 литров.
Емкость батареи 75 пк / ч

фото ГАЗ-63

Модификации и военное применение

ГАЗ-66 — универсальный грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки грузов и людей по всем типам дорожных покрытий, а также бездорожью. Благодаря удачной конструкции на базе базовой модели было создано множество модификаций, как универсальных, так и специализированных.

Следовательно, автомобиль используется в аэропортах для буксировки легких самолетов. Он также используется в качестве тягача на тяжелом крейсере для перевозки самолетов «Адмирал Кузнецов». Машина получила широкое распространение в ВДВ благодаря сбалансированности центра тяжести и компактности. Равная нагрузка на переднюю и заднюю оси позволяет ему падать на все колеса при приземлении, не позволяя кабине упасть вперед.

Амфибия ГАЗ-66Б со складывающейся кабиной

В 1980-х годах конструкция автомобиля подверглась частичной модернизации. Увеличена мощность двигателя, доработана тормозная система, установлено новое светотехническое оборудование. Выпуск обновленной модели грузовика начался в 1985 году. С 1993 года на некоторых модификациях устанавливался дизельный двигатель. Серийное производство автомобилей ГАЗ-66 было полностью завершено в 1999 году, однако после этого отдельные партии дизельных грузовиков ГАЗ-66 продолжали выпускаться по специальным заказам.

Всего за годы производства с конвейера завода сошло около миллиона экземпляров автомобилей этой модели. В настоящее время вместо ГАЗ-66 завод доминирует в производстве грузовиков с капюшоном «Садко».

Основные модификации

ГАЗ-66-01 Базовая модель, годы выпуска 1964-1984 гг
ГАЗ-66-02 Грузовик с лебедкой выпускался с 1964 по 1984 год.
ГАЗ-66-03 Модификация, оснащенная нечувствительным к шуму электрооборудованием, без централизованной системы регулирования давления в шинах, годы выпуска 1964-1968.
ГАЗ-66-04 Автомобиль с дополнительным антиблокировочным электрооборудованием, 1964-1984 гг. Выпуска.
ГАЗ-66-05 Изменения в тележке с лебедкой и электроблокировкой, 1964-1984 гг. Выпуска.
ГАЗ-66-11 Модернизированный автомобиль с новым двигателем ЗМЗ 6606 (120 л.с.) и новой светотехникой, производство преобладало в 1985 году.
ГАЗ-66-12 Модернизированный вариант машины с лебедкой, производство преобладало в 1985 году.
ГАЗ-66-14 Модернизированный автомобиль с шумоизолированным электрооборудованием, производство освоено в 1985 году.
ГАЗ-66-15 Специальная модификация автомобиля с шумоизолированным электрооборудованием и лебедкой, производство отработано в 1985 году.
ГАЗ-66-16 Деревянный грузовик-платформа с двухскатными задними шинами без системы регулировки давления в шинах и дополнительного бензобака, производство началось в 1993 году.
ГАЗ-66-21 Растянутый деревянный бортовой грузовик с усиленным шасси, мостами и подвеской, освоен в 1993 году.
ГАЗ-66-30 Специальная платформа-рама для самосвала САЗ 3531
ГАЗ-66-40 Версия автомобиля с турбодизельным двигателем, 1993-1999 гг. Выпуска.
ГАЗ-66-41 Автомобиль с дизельным двигателем ГАЗ 544, с двускатными шинами. У грузовика нет централизованной системы регулирования давления в шинах и дополнительного бензобака, 1993-1999 годов выпуска.
ГАЗ-66-81 Экспортный вариант автомобиля для стран с умеренным климатом.
ГАЗ-66-91 Экспортный вариант автомобиля для стран с тропическим климатом.
ГАЗ-66-92 Автомобиль северной компоновки, с дополнительной изоляцией и обогревом, стеклопакетами, противотуманными фарами, аккумулятором повышенной емкости. Выпуск осваивается с 1987 года.
ГАЗ-66-96 Платформа-шасси для вахтовых автобусов.
ГАЗ-66Б Посадочная машина оснащена специальным шасси и мягким верхом.
ГАЗ-66П Экспериментальная модель тягача для легких грузовиков.
ГАЗ-33 Опытный образец трехосного грузовика.

И в мирной жизни

Прожорливая и неэффективная, но проходимая и довольно простая, «шишига» нашла свое отражение в «цивилизованной жизни». Самосвалы, грузовики, вахтовые автобусы для труднодоступных мест — для ГАЗ-66 всегда была ниша.

Но военным все-таки захотелось чего-нибудь кепки — и на замену «шишиге» пришел Садко. Но «старое» можно встретить и сегодня, хотя и все реже, особенно в городе. Однако ГАЗ-66 пока что не станет абсолютно удивительной редкостью — тираж в 965 тысяч автомобилей не может исчезнуть бесследно.

Дизель ГАЗ-66

В 1993 году на Горьковском автомобильном заводе запущена новая линия по выпуску дизельных двигателей ГАЗ 542 и ГАЗ 544. 4-цилиндровый ГАЗ 544 устанавливался на дизельные автомобили ГАЗ 3306 и ГАЗ 66. Этот двигатель имел воздушное охлаждение и имел 85 л.с.
В 1995 году завод освоил модификацию турбомотора ГАЗ 5441, его мощность увеличили до 115 л.с вместе с. В 1999 году производство ГАЗ 66 было остановлено, тогда же прекратила существование линия на Горьковском автозаводе по выпуску дизельных двигателей.

ГАЗ-66 комплектуется четырехступенчатой ​​коробкой передач с синхронизацией на 3-й и 4-й передаче, однодисковым сцеплением с гидроприводом, двухступенчатой ​​раздаточной коробкой и одинарной гипоидной главной передачей.

Съемный передний мост снабжен шаровыми шарнирами равных угловых скоростей. Колеса на рессорной подвеске оснащены гидроамортизаторами. Для повышения комфорта вождения рулевое управление оснащено гидроусилителем тормозов.

фото переднего моста ГАЗ-66

фотография передний мост ГАЗ-66

Система рабочего торможения автомобиля — барабанная, с гидроусилителем и вакуумным усилителем тормозов. Барабан стояночного тормоза на все колеса, трансмиссия. Некоторые модификации грузовика оснащались лебедкой с приводом от двигателя.

ГАЗ 66 — универсальный грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки грузов и людей по всем типам дорожного покрытия, а также бездорожью. Благодаря удачной конструкции на базе базовой модели было создано множество модификаций, как универсальных, так и специализированных.

Следовательно, автомобиль используется в аэропортах для буксировки легких самолетов. Он также используется в качестве тягача на тяжелом крейсере для перевозки самолетов «Адмирал Кузнецов». Машина получила широкое распространение в ВДВ благодаря сбалансированности центра тяжести и компактности. Равная нагрузка на переднюю и заднюю оси позволяет ему падать на все колеса при приземлении, не позволяя кабине упасть вперед.

фото посадки ГАЗ-66

ГАЗ66 находится в производстве 35 лет! Даже в СССР, где новинки были большой редкостью для не избалованных потребителей, не многие модели могли сравниться с этим показателем…

Плюсы и минусы «66-го»

По мнению тех, кто использовал машину или прилично эксплуатировал ее на вооружении в вооруженных силах, «шишига», несмотря на свою популярную репутацию, является неоднозначным автомобилем.

Из минусов в базовой версии практически нулевая эргономика — об удобстве можно забыть. Другой была бы армия, советская машина, о последней думали, а чаще вообще не думали. К тому же для гражданского использования стандартные бензиновые ЗМЗ еще слишком много кушают. Учитывая, как некоторые умельцы любят застревать в болотах, мы получаем двигатель с большей нагрузкой и увеличением производительности до 50-60 литров на 100 км. Те, кто купит ГАЗ-66 как грузовик, будут разочарованы грузоподъемностью. Небольшая перегрузка уже перекручивает шасси, ломает пружины и дифференциалы в задней оси.

ГАЗ-66 «Шишига» в грязи

Зато плюсов не меньше: неубивающая конструкция, возможность ремонтировать машину «на коленях» в сложных полевых условиях, дешевые общие запчасти и широкие возможности для улучшения. При умеренном расходовании средств устраняются все врожденные «болезни» и владелец получает мощный вездеход, который даже вдвое меньше легкового внедорожника.

Видео, доказывающее легендарную проходимость ГАЗ-66

Кузов и кабина

Кузов ГАЗ-66 включает металлическую платформу, высокие решетчатые борта и откидные скамейки. Люк открывается, тент расширяется на 5 арок. В цельнометаллической кабине два унифицированных сиденья — водителя и пассажира, которые разделены верхним кожухом силового агрегата.

Для того, чтобы водитель мог отдыхать в дальней дороге, конструкторы предусмотрели в салоне спальное место подвесного типа. Проще говоря, это брезентовый гамак с 4 крючками. Атмосферу в кабине ГАЗ-66 можно назвать очень брутальной и спартанской: везде, где есть металл, нет лишних элементов или деталей.

Руль ГАЗ-66
Салон ГАЗ-66
Салон ГАЗ-66

Однако если сравнивать уровень комфорта с предшественником ГАЗ-63, новая кабина стала комфортнее. Теперь он оснащен эффективной системой вентиляции и отопления, вентиляторами для лобового стекла и стиральными машинами. Дорожный просвет составляет 315 миллиметров. Максимальная глубина преодолеваемого брода — 8 метров.

Кабину можно легко откинуть вперед для осмотра и ремонта силовой установки. Между сиденьем водителя и пассажирским сиденьем разработчики разместили несъемный кожух, закрывающий двигатель, в результате чего в правой задней части водителя установлен изогнутый рычаг переключения передач.

Фотография автомобиля ГАЗ-66

По этой причине пользоваться механической коробкой передач очень неудобно, поэтому к ней нужно привыкнуть. Зимой в кабине было довольно тепло. Из-за сильного нагрева вытяжки ее тепло передавалось внутрь. Сама кабина высокая, что улучшает обзор для такого грузовика без капота.

Однако, судя по отзывам владельцев, всегда сложно работать на такой высоте. Кабина получилась очень маленькой, в связи с этим при движении по неровной дороге велика вероятность получения травм от ударов о внутренние элементы кабины ГАЗ-66.

Это один из самых узнаваемых отечественных армейских грузовиков. Гость из 60-х — легкая, по меркам военных, грузовая машина, которая нашла себя и на гражданском рынке. Пусть выпуск остановился в 1999 году — «шишигу» и по сей день можно встретить в любой точке СНГ, от городских улиц до болотистой тундры, горных хребтов и вечной мерзлоты.

«Шишига» нашей молодежи: история грузовика-миллионера ГАЗ-66 - фото 998472
«Шишига» нашей молодежи: история грузовика-миллионера ГАЗ-66 - фото 998471
«Шишига» нашей молодежи: история грузовика-миллионера ГАЗ-66 - фото 998470
«Шишига» нашей молодежи: история грузовика-миллионера ГАЗ-66 - фото 998469
«Шишига» нашей молодежи: история грузовика-миллионера ГАЗ-66 - фото 998468

Фото



Цена нового с консервации и б/у ГАЗ 66

ГАЗ 66 был снят с производства в 1999 году, так как этих моделей на рынке подержанных автомобилей сравнительно мало. При этом подержанный грузовик можно купить по довольно средней цене. Эта машина имеет безграничные возможности с точки зрения базовых возможностей и, несмотря на свой значительный возраст, может быть полезна в различных отраслях промышленности. Затраты на доработку для дальнейших работ будут минимальными, но превратить ГАЗ 66 в машину для дальних путешествий с комфортом точно не получится.

Средняя стоимость движущегося автомобиля — 100-400 тысяч рублей. Изменения на борту оцениваются в 200-250 тысяч рублей (1997-1999 годы). Версии с КУНГом будут стоить дороже — от 350 000 руб.

Цели и задания по применению

Основным заказчиком полноприводных машин в Советском Союзе было оборонное ведомство. Поэтому тактико-технические характеристики (тактико-технические характеристики) ГАЗ-66 изначально определялись требованиями, которые предъявляли военные к машине как к основному армейскому грузовику, предназначенному не только для перевозки военнослужащих (здесь уделялось особое внимание к воздушно-десантным частям), но и с целью максимальной «моторизации» различных частей инженерной и радиотехнической поддержки, численность и роль которых в современной армии неуклонно возрастает.

Это нашло отражение в большом количестве специализированных модификаций модели ГАЗ-66 под некоторые военно-транспортные задачи, среди которых наиболее распространенными были:

  • командирский автомобиль повышенной проходимости Р-142;
  • заправщик МЗ-66 (а также другая спецтехника для заправки самолетов);
  • медицинский автомобиль АС-66 для перевозки больных и раненых;
  • передвижной медпункт («передвижная раздевалка») АП-2;
  • блок дезинфекции с душевой кабиной ДДА-2.

На шасси ГАЗ-66 устанавливалась реактивная система залпового огня БМ-21В в несколько укороченном варианте. Кроме того, машина использовалась для перевозки буксируемых артиллерийских систем (пушки и минометы), но по мере совершенствования этого вооружения ее масса увеличивалась, так что такая сфера применения ГАЗ-66 длилась относительно недолго.

Как в военной, так и в гражданской сфере модификации ГЗСА-731 получили широкое распространение. Это были специализированные грузовые фургоны: «Хлеб», «Лекарство», «Почта».

В целом автомобиль, адаптированный для езды по бездорожью, в условиях СССР не имел проблем с востребованностью в различных отраслях экономики страны: в сельском хозяйстве, строительстве, геодезии и геологоразведке. Самосвал и седельный тягач, созданные на базе ГАЗ-66, нашли применение в отдаленной сельской местности.

Двигатель

ГАЗ 66 оснащался 4-х тактным V-образным карбюраторным двигателем ЗМЗ-513, работающим на бензине. Двигатель имел жидкостное охлаждение. Силовую установку собирали на Заволжском моторном заводе. В чем-то агрегат был похож на своих предшественников, но также имел заметные отличия. В конструкции ЗМЗ-513 проявился ряд уникальных решений, и он отличался компактными размерами. Блок цилиндров и головка двигателя были изготовлены из алюминия.

Характеристики мотора ЗМЗ-513:

  • рабочий объем — 4,25 л;
  • номинальная мощность — 125 л.с.;
  • максимальный крутящий момент — 284,5 Нм;
  • степень сжатия — 7,6;
  • количество цилиндров — 8;
  • вид используемого топлива — бензин А-76.

В 90-е годы появились версии ГАЗ 66 с дизельной силовой установкой ГАЗ 544, имевшие более длительный срок службы и высокую производительность.

Характеристики мотора ГАЗ 544:

  • рабочий объем — 4,25 л;
  • номинальная мощность — 85 л.с.;
  • максимальный крутящий момент — 235 Нм.

Впоследствии Горьковский автомобильный завод начал выпуск двигателей ГАЗ 5441 с турбонаддувом и воздушным охлаждением. Их использовали для установки на ГАЗ 66. Особенностью агрегата был средний расход топлива (около 17 литров на 100 км пути).

Характеристики мотора ГАЗ 5441:

  • рабочий объем — 4,15 л;
  • номинальная мощность — 115 л.с.;
  • степень сжатия — 16;
  • количество цилиндров — 4.

Тюнинг

Полноприводной автомобиль ГАЗ-66 разрабатывался специально для использования в условиях бездорожья, поэтому обладает высокой проходимостью. Несмотря на это, у автомобиля достаточно большое количество заводских браков, а уровень комфорта грузового внедорожника очень низкий. Поэтому «шишига» часто подлежит настройке.

Внешний тюнинг

Нетрудно догадаться, что очень немногие кузова отечественной машины смогли сохранить свой первозданный вид. Многие автомобили нуждаются в сварочных или малярных работах. Не все владельцы хотят красить свою машину «родной» краской, поэтому водители часто используют яркие и необычные цветовые сочетания, которые отличаются от большинства.

Сейчас очень модно перекрашивать автомобили в камуфляжные цвета. Если кузов приведен в порядок, необходимо обратить внимание на обработку антикоррозионными материалами. Обвес на грузовик устанавливается не так часто и не очень-то нужен. Из обвеса очень часто владельцы ГАЗ-66 используют арки и кенгурятник, а на версии с кунгом на крышу устанавливается прочный и массивный багажник.

ГАЗ-66 тюнинг

Родной бампер грузовика повышенной проходимости достаточно мощный, но отказываться от установки лебедки не стоит. Подумайте об улучшении окружающего освещения. Стандартное освещение довольно тусклое и явно недостаточно для четкой картинки на дороге или в лесу, поэтому стоит установить дополнительное освещение. Сегодня модно использовать светодиодное наполнение.

И этот вариант очень подходит для тюнинга ГАЗ-66, так как светодиоды стоят недорого и не перегружают электрическую цепь автомобиля. К тому же начинка у светодиода надежна и имеет долгий срок службы, а такие фары отличаются довольно прочной конструкцией. Дополнительное освещение можно установить не только спереди, но и сзади автомобиля.

Благодаря дополнительному заднему фонарю можно легко повернуть даже на неровную дорогу в темном месте. Чтобы повысить мастерство низа и придать более серьезный вид, можно прибегнуть к установке колес большего диаметра, что также увеличит дорожный просвет. Оптимальный вариант внешнего тюнинга ГАЗ-66 — покупка и установка арочных покрышек. Это также увеличит возможность пересечения страны.

Тюнинг салона

Родную кабину Газончика нельзя назвать приспособленной для комфортного передвижения, ведь машина считалась скорее армейским вездеходом. Поэтому вся работа конструкторского коллектива была направлена ​​на улучшение технической части машины. Поскольку силовой агрегат с коробкой передач расположен практически внутри салона (двигатель закрывает только заводская крышка), то в салоне внедорожника достаточно шумно.

Некоторые пытаются уменьшить шум, используя звукопоглощающие материалы. С помощью хорошей звукоизоляции все равно удастся закрыть все щели, что поможет уменьшить попадание пыли внутрь и снизить уровень шума. К звукопоглощающим материалам относятся:

  • Вибропласт;
  • Селезенка;
  • Visomat.

Тюнинг салон ГАЗ-66

Внутри газона устанавливаются неудобные стулья, поэтому находиться на них долгое время очень неприятно и неудобно. Некоторые решают тюнинговать ГАЗ-66, устанавливая сиденья современных легковых автомобилей. Понятно, что переделать крепления сиденья придется, но комфорт в этом случае на первом месте. Эстетическая составляющая в данном случае не так важна, но удобство и практичность явно важны.

Есть мастера, которые натягивают потолок, используют хороший дорогой материал, устанавливают красивые и стильные чехлы на сиденья, а также монтируют подсветку приборной панели с дополнительной подсветкой. Опять же, светодиодная заливка выглядит практично и ярко.

Тюнинг кузова

Если в автомобиле 66th Lawn нет ничего, что можно улучшить, то есть много возможностей для армейского фургона типа KUNG. В последнее время ГАЗ-66 все чаще покупают охотники и рыбаки, а также любители автомобильного туризма. Оказывается, внутри КУНГА можно не только переночевать, но и жить.

Некоторые владельцы домашних грузовиков устанавливают диваны для отдыха, столы для приготовления и приема еды, а также автономное отопление Webasto для более теплого отдыха зимой. Улучшить интерьер кузова также поможет установка мультимедийной системы и дополнительного освещения.

Улучшить интерьер можно на любой вкус, лишь бы средств было достаточно. Есть мастера, которые устанавливают пузатую печь, другие возят дизельные или бензиновые генераторы. Для облегчения доступа внутрь или на багажник рекомендуется установить удобные лестницы.

Тюнинг двигателя

Какими бы замечательными ни были наши данные о газоне, домашний двигатель уже серьезно устарел и подходит только для использования на бездорожье. Но мощности явно не хватает, и «топливный аппетит» очень хороший. Чаще всего силовую установку завода заменяют на дизель Д-245 производства Минского моторного завода.

Также существует 4,5-литровый вариант ISUZU. Если у вас нет необходимых навыков, вы можете воспользоваться услугами многих компаний, устанавливающих дизельные версии ММЗ. Есть компании, которые разбирают старый двигатель, устанавливают новый и даже предоставляют собственную гарантию.

Тюнинг коробки передач

Не все в восторге от оригинальной трансляции Lawn. Если владелец решил поменять двигатель, многие рекомендуют заменить коробку передач. Часто выбор падает на вариант от другого грузовика ЗИЛ-130. Коробка этого типа имеет пять скоростей и позволяет чувствовать себя более динамично.

Специалисты советуют при установке нового иностранного двигателя (например, ISUZU) важно приобретать и поставлять коробку передач от того же производителя. В этом случае силовые агрегаты будут полностью совместимы и нет необходимости адаптировать коробку передач под «двигатель».

Видео автомобиля

Читайте также: Замена шкворней на газели: ремонт своими руками

Оцените статью
Блог про автомобили ГАЗ