- Описание ГАЗ-5312, фото
- Рулевое и тормозное управление
- Технические характеристики ГАЗ-5312
- Размеры кузова
- Грузоподъемность автомобиля
- Вес
- Обзор основных характеристик грузовика
- Двигатель
- Схема электропроводки
- Об истории легендарного грузовика и его особенностях
- Что представляет собой машина
- Оснащение спецтехники
- Бензовоз
- Устройство ГАЗ-5312
- Пятьдесят третий, как венец прогресса
- Кабина ГАЗ-53
- Трансмиссия
- Основные преимущества ГАЗ 53
- Модификации
- Технические параметры автомобиля
- Газ 5312 и его отличия
- Газ 5312 — технические характеристики — Лада мастер
- Борьба за полуторку
- Газ 5312 и его отличия
- Модификации Газ 5312
- Внешний дизайн и внутреннее оформление
- Двигатель
- Обзор основных характеристик грузовика
- Борьба за полуторку
- Внешний дизайн и внутреннее оформление
Описание ГАЗ-5312, фото
Это рядный заднеприводный грузовик с капотной компоновкой, который выпускался с 1983 по январь 1993 года (то есть был снят с производства последним в семействе, уступив место модели 3307). Кабина имеет округлые формы по всему периметру. Снаружи нет острых углов. Решетка радиатора упрощена по сравнению с предыдущими модификациями. С него исчезли сложные выштамповки, но количество отверстий осталось прежним. Корпуса наружных зеркал стали пластиковыми и увеличились в размерах.
В интерьере — царство голого металла. Нет (даже самой скромной) обивки даже на внутренних дверных панелях. Пластика минимум. Гидроусилителя руля нет вообще, поэтому, чтобы крутить большой руль, нужна недюжинная сила. Спидометр расположен в центре приборной панели. По бокам от него есть еще 4 блока поменьше, а также несколько контрольных огней. И тахометра нет. Замок зажигания также расположен на приборной панели. В центре панели небольшой ящик для мелочей. А справа есть ручка, за которую можно держаться.
Вместо раздельных кресел на «Газон» установили цельный трехместный диван с простой спинкой и подушкой. Водители использовали его, если хотели поспать. Завод не предусматривал ремней в «53-х» — тогда о безопасности грузового транспорта никто не думал.
Рулевое и тормозное управление
Конструкция рулевого управления представляет собой глобоидальный червяк с трехканавочным роликом на шарикоподшипнике. Передаточное число — 21,3 (среднее). Рулевое управление автомобиля ГАЗ-4301 дополнено гидроусилителем, что совершенно не лишнее для автомобиля такого класса.
На грузовике установлена современная двухконтурная тормозная система (рабочая, резервная и стояночная). Барабанные тормоза, установленные на каждом колесе, имеют два независимых привода для работы с ними. Двухконтурные тормоза этого грузовика оснащены пневматическими усилителями, с гидравлическим приводом.
Тормозные барабаны на каждом колесе цельные, чугунные, литые. Передние катки центрированы и установлены по краям ступиц, а задние ролики установлены по краям полуосей. Для удобства управления они сделаны съемными. Кроме того, тормозная система грузовика ГАЗ-4301 снабжена устройством автоматической регулировки зазора в рабочей паре «барабан колодки». Роль стояночных тормозов возложена на тормозные механизмы задних колес, которые снабжены механическим приводом.
Технические характеристики ГАЗ-5312
Автомобиль имеет следующие характеристики:
- длина 6395 мм;
- ширина — 2280 мм;
- высота — 2190 мм;
- колесная база – 3700 мм;
- дорожный просвет (клиренс) – 265 мм;
- максимальная скорость — 90 км/ч.
- средний расход топлива – 24 л/100 км.
Паспортный расход указан для плавного движения со скоростью 40 км/ч, да еще и без груза. Поэтому это значение заметно отличается от того, что достигается на практике. Несмотря на заявленные ТТХ, в реальной эксплуатации «аппетит» составил более -27 литров «на сотню» для пустого газона и до 32 л/100 км для груженого.
Размеры кузова
Кузов сделан из дерева, поэтому при необходимости его можно легко отремонтировать, заменив гнилые элементы на новые, или даже увеличив борта (что часто и делалось). Размеры следующие:
- длина — 3740 мм;
- ширина — 2170 мм;
- высота лотка — 680 мм.
Грузоподъемность автомобиля
ГАЗ-5312 может перевозить до 4,5 тонн. Именно увеличенная грузоподъемность является одним из основных отличий от других модификаций. В частности, для ГАЗ-53Ф (1963-1965 гг.) этот показатель составляет ровно 3 тонны, а для ГАЗ-53, выпускавшихся с 1965 по 1983 год, — 3,5 тонны.
На практике этот показатель постоянно превышался, несмотря на сравнительно небольшую мощность двигателя. При необходимости грузили сколько хотели.
Вес
Снаряженная масса ГАЗ-5312 составляет 3200 кг. А полный — 8250 кг.
Обзор основных характеристик грузовика
Технические характеристики ГАЗ 5312 предусматривают использование зависимой рессорной подвески с телескопическими амортизаторами. На заднем ряду выше основные пружины размещены меньшего размера. При движении пустой машины работает нижний ряд; а при нагрузке главные пружины приводят в действие верхние вспомогательные пружины. Но когда едешь по кочкам с максимальной нагрузкой, пружины слабые и не выдерживают.
Управлять таким грузовиком может только физически крепкий водитель – гидроусилителя на руле нет. Рулевой механизм представляет собой шарико-винтовую передачу с трехгранным роликом. Переключение на другую передачу осуществляется с помощью двойного выключения сцепления.
Автомобиль ГАЗ 5312 имеет барабанные тормоза на всех колесах, вследствие чего они используются не только для снижения скорости автомобиля, но и для реализации стояночного тормоза. Механизм ручного тормоза расположен на карданном валу, что доставляет некоторые неудобства.
На базе шасси ГАЗ 5312 выпускается всем известный топливный автомобиль – один из самых популярных видов спецтехники. Часто для осуществления жизни на даче на шасси ГАЗ 5312 монтируют цистерну, в результате чего автопарк пополняется традиционными водо- и молоковозами, нефте- и бензовозами.
ГАЗ 5312 – выносливый и верный товарищ, его основные достоинства – невысокая цена, простота конструкции, простота обслуживания, неприхотливость в обслуживании и долговечность обусловили высокую популярность. Эта модель грузовика стала в свое время самой массовой на советских дорогах – общий выпуск превысил 4 миллиона экземпляров. В 1990 году его сменила модернизированная версия — ГАЗ 3307. После этого 10-летняя история производства прекратилась. Но эти грузовики до сих пор используются в народном хозяйстве.
Двигатель
Автомобиль ГАЗ 5312 имеет V-образный, 8-цилиндровый, 16-клапанный бензиновый (А-76) электродвигатель марки ЗМЗ-511 мощностью 120 л.с., который выдает ресурс до 400 тыс км до капитального ремонта. Двигатель имеет низкий КПД. Коробка передач — механическая, 5-ступенчатая. Максимальная скорость движения грузовика ГАЗ 5312 – 90 км/ч, расход топлива в городе – 17 л/100 км, емкость бака – 100 литров.
Достаточно распространенной поломкой двигателя является коррозионно-механический износ блока цилиндров в районе установки гильз. Первоначально для герметизации под фаску на гильзе было помещено резиновое кольцо, предохраняющее двигатель от попадания охлаждающей жидкости. При каждом перегреве кольцо плавилось, и жидкость попадала в поддон картера. Чтобы устранить эту проблему, позже стали использовать медные кольца.
На грузовике установлен миниатюрный распределитель зажигания с расположенными на нем высоковольтными контактами (8 шт.). Недостатком распределителя является наличие прогара и прерывание работы при попадании воды на крышку. Изначально двигатель ГАЗ 5312 оснащался не электрозажиганием, а штатным выключателем, контакты которого периодически обгорали. Для запуска двигателя их приходилось регулярно чистить, что решало проблему зажигания.
Кроме того, двигатель ГАЗ 5312 имеет проблемы с вариатором системы зажигания, служащим для регулировки силы искры при запуске. Он часто перегорает и приводит к остановке электродвигателя. Чтобы исправить эту проблему, опытные водители возят с собой провод для шунтирования выводов катушки при перегорании вариатора.
Выдвижной электрический стартер был новой разработкой, упрощающей запуск двигателя в результате отказа от ножной педали стартера в модели 5312. Улучшенные элементы шасси. Грузоподъемность ГАЗ 5312 увеличилась до 4,5 тонн.
Сцепление грузовика постоянно замкнутое, сухое, 1-дисковое, амортизирующее, смонтировано на маховике электродвигателя, имеет малый ресурс. Работу этого узла сложно назвать надежной, так как сдвинуться с места без характерных рывков не получится.
Схема электропроводки
Электрическая цепь питается от 12 В постоянного тока. Схема электрического цвета включает в себя следующие основные элементы:
- система зажигания (трамблер, катушка зажигания, свечной выключатель);
- генератор;
- запуск;
- лампы головного света;
- задние фары;
- парковочные огни;
- поворотники;
- электрическая часть системы отопления;
- электрический стеклоочиститель;
- датчики для контроля состояния узлов машины;
- поворотные переключатели на рулевой колонке;
- звуковые сигналы.
Все элементы схемы соединены проводом; в кабине есть предохранители, которые при коротком замыкании в цепи срабатывают. Система зажигания воспламеняет топливную смесь в цилиндрах двигателя. Источником постоянного напряжения 12 В является аккумуляторная батарея. Питание включается поворотом ключа зажигания.
Затем напряжение поступает в низковольтную цепь системы. В переключателях-распределителях магнитное поле исчезает в момент размыкания контакта. Катушка зажигания преобразует импульс в высокое напряжение. Генератор трехфазный, рассчитан на мощность 560 Вт.
Он вырабатывает переменный ток, но поскольку электрооборудование рассчитано на постоянное напряжение, в генераторе установлен выпрямитель, преобразующий переменный ток в постоянный. Эту роль выполняет диодный мост.
Стартер обеспечивает бесперебойный запуск двигателя в любую погоду. Важным элементом стартера является реле, с помощью которого замыкаются контакты пускового механизма и включается электрическая цепь. Датчики следят за работой двигателя и его систем. Приборы показывают все данные в кабине с описанием параметров.
Технические характеристики электрооборудования:
- Номинальное напряжение сети — 12 В.
- Генератор — G250-G2.
- Регулятор напряжения — 22.3702.
- Аккумулятор — 6СТ-75.
- Стартер — СТ230-А1.
- Катушка зажигания — Б116.
- Датчик распределителя — 24.3706.
- Свечи зажигания — А11-30.
Установлен транзисторный ключ и дополнительный резистор. Стеклоочиститель марки SL100. Фары — ФГ122БВ. Передний свет — PF130. Задние фонари — FP130B.
Об истории легендарного грузовика и его особенностях
В отличие от всех ранее разработанных грузовиков в странах Советского Союза, ГАЗ-53 изначально создавался исключительно для нужд народного хозяйства. В случае войны его не планировалось мобилизовать в войска и использовать для перевозки оружия, перевозки боеприпасов, раненых и т.п нужд армии. В этом плане ГАЗ-53 по праву можно назвать первым отечественным грузовиком недвойного назначения».
Этим и объясняется «веселая» расцветка легендарного автомобиля. Если раньше все грузовики в Советском Союзе окрашивались только в темно-зеленый защитный цвет, то 53-й с самого начала характеризовался весьма разнообразной цветовой гаммой: кабины окрашивались в синий, серый, синий, бежевый, красный, зеленый цвета, желтый, оранжевый и некоторые другие цвета.
Прямым «родственником» и «предком» ГАЗ-53 был еще один работяга со всего Союза — грузовик ГАЗ-51. Разработкой нового поколения грузовиков руководил главный конструктор Горьковского автозавода Александр Дмитриевич Просвирнин (1914-2005). Он, кстати, в 1946-1947 гг. Он также участвовал в разработке ГАЗ-51, тогда еще в роли штатного конструктора.
В течение лета/осени 1961 года опытная группа грузовиков ГАЗ-53Ф подверглась серьезным испытаниям, важнейшим из которых стал автопробег по маршруту Москва – Ташкент – Москва, общей протяженностью десять тысяч километров. Грузовики ехали в интенсивном режиме по проселочным дорогам и настоящим пустыням, степным пескам, заболоченной почве и горным местностям. Кульминацией маршрута по Средней Азии стал перевал Шахристан в Таджикистане, расположенный на высоте более 3,2 тысячи метров над уровнем моря.
При этом 2 ГАЗ-53Ф нещадно эксплуатировались в Подмосковье, в сельской местности бездорожья, а еще 4 ездили по трассе Москва-Горький туда-сюда, пока на их спидометре не достигла цифра 15000 км, проверяя надежность основных линий. Всего каждая из машин выполнила по 18 полетов.
Кстати, «родной брат», 53-й ГАЗон — ГАЗ-52, тоже заслуживает добрых слов. Также бестселлер с тиражом более 1 млн единиц. Это практически его «двойник». Так как единственное достоверное отличие этих моделей — это модель устанавливаемого двигателя: на 52-й — шестицилиндровый рядный, на 53-й — более мощный восьмицилиндровый V-образный.
Кстати, по наблюдениям опытных водителей ГАЗонов, 52 отличалась чуть лучшей проходимостью в условиях сложного бездорожья или глубокого снега. Более мощный и оборотистый ГАЗ-53 с большей вероятностью зарывался в грязь, снег или песок там, где 52-й медленно проезжал своим ходом.
Внешне отличить ГАЗ-52 от ГАЗ-53 также можно было по колёсным дискам: у ГАЗ-52 и модификаций были диски меньшего размера, с 6 вентиляционными отверстиями и более узкими шинами. У ГАЗ-53 более широкие (и, следовательно, более «несущие») шины; обода большего диаметра, с тремя отверстиями, расположенными под углом 120 градусов. Однако диски на 52 и 53 газонах взаимозаменяемы.
Что представляет собой машина
На строительных площадках, в коммунальном хозяйстве, в коммерческих сооружениях и частных домах возникает необходимость отвода сточных вод из пунктов сбора или устранения затопления сооружений. На производственной базе Горьковского автозавода для этих целей с 1964 года выпускается спецавтомобиль ГАЗ 53, где установлен бак для сбора отходов.
Автомобиль обладает хорошей устойчивостью и управляемостью, он надежен, о чем свидетельствует низкая вероятность выхода из строя комплектующих. Машина отличается простотой в эксплуатации, достаточным объемом бака, оптимальным расходом топлива и хорошей ремонтопригодностью при низких затратах на запасные части.
Навесное оборудование устанавливается на днище серийного грузовика для реализации рабочего процесса. Важнейшей для работы деталью, которой оборудован специальный станок, является герметичная технологическая емкость из толстой стали с люком для подачи жидкости.
Оснащение спецтехники
В состав оборудования ассенизатора ГАЗ 53 входят:
- вакуумный насос для создания избыточного давления (класс КО-503);
- сигнально-предохранительное устройство для остановки насоса при заполнении бака;
- конструкционный шланг, заполняющий бак;
- механизмы управления;
- электроника.
Для установки насосов и очистного оборудования, которым оборудован ассенизатор ГАЗ 53, было выбрано место между кабиной и цистерной, а также нижняя часть грузовика. Цистерна обычно окрашена в красный или оранжевый цвет.
Управление транспортным средством осуществляется из кабины, где расположены все датчики управления. Машину можно использовать при температуре от -20 до +40 градусов. Скорость движения груженого ассенизатора ГАЗ 53 достигает 80 км/ч. Цистерна разгружается примерно за 2-4 минуты.
Бензовоз
Топливные автомобили могут быть трех типов: автоцистерна, прицеп-цистерна и полуприцеп-цистерна. Бензовоз ГАЗ 53 является автоцистерной, так как топливная бочка устанавливается непосредственно на шасси. В отличие от других цистерн, бензин или дизельное топливо перевозятся в цистернах бензовоза.
Автоцистерна также относится к бензовозам. Такая техника дополнительно оснащается заправочной горловиной, сливным насосом и указателем уровня топлива.
Устройство ГАЗ-5312
Под высоким капотом бензиновый V-образный шестицилиндровый двигатель ЗМЗ-53-11. Объем 4,25 литра, мощность 120 л.с. (на 5 л.с больше, чем у предшественника). Коробка передач — четырехступенчатая. Синхронизаторов нет вообще, поэтому переключать передачи приходится только при двойном выжиме сцепления и переподаче.
В основе автомобиля жесткая стальная рама.В передней подвеске используются продольные полуэллиптические рессоры, а также телескопические гидравлические амортизаторы. Помимо основных рессор, в задней подвеске также имеются рессоры. Топливный бак на ГАЗ-5312 расположен сбоку, на раме. В предыдущих версиях он устанавливался между кабиной и кузовом.
Рулевое управление включает рабочую пару, состоящую из глобоидального червяка и треугольного ролика. Картер крепился к раме с помощью болтов и гаек.
Тормоза — барабанные на всех колесах. Привод гидравлический. Также имеется гидровакуумный усилитель и барабанный «ручник». Все элементы тормозной системы имели низкий ресурс, их приходилось часто заменять и ремонтировать.
Система электропроводки представляет собой одножильный провод. Напряжение электрооборудования 6 вольт. Сейчас такого решения больше не существует (на легковых автомобилях 12 вольт, на грузовиках обычно 24).
Пятьдесят третий, как венец прогресса
Полного ухода от конструкции Газ 51 не получилось. Газ 56, который планировался к серийному производству еще в 60-х годах, так и не дошел до конвейера, зато завод получил новый отличный двигатель ЗМЗ 53. Восьмицилиндровый V-образный двигатель мог развивать аж 120 лошадиных сил при 4,2 литра объем, который в 60-е годы был более чем прогрессивным. Если бы не бюрократическая бюрократия, она могла бы появиться на несколько лет раньше, и тогда, возможно, все сложилось бы иначе. Были бы бескапотные машины, Газ 66 имел бы более практичные модификации и вышел бы на десяток лет раньше, но…
Закончилось все тем, что кабину нового семейства Газ 52/53 просто установили на шасси 51-го, и только через 10 лет этот двигатель попал под капот грузовика. Спасибо и за это. Благодаря значительному увеличению мощности и изменению главной передачи, а также ряду других мелких изменений на свет появился полноценный Газ 53 — грузовик с достаточно мощным, экономичным и надежным двигателем, малошумными спиральными передачами в коробке передач, измененная тормозная система, более современная, хоть и спартанская, кабина. Так машина сходила с конвейера под индексом Газ 53А, пока не была заменена на 5312.
Кабина ГАЗ-53
«Комфортная 2-местная закрытая кабина, удобное расположение органов управления и приборов, хорошая обзорность, надежные тормоза, мощный свет обеспечивают легкость вождения и безопасность движения на высоких скоростях в любое время суток», — говорится в информационном альбоме ГАЗ-53. ВнешТоргИздат» в 1968 году.
Ну, как говорится, с чем сравнивать. С точки зрения нашего времени в кабине ГАЗ-53 — более чем аскетично и по-спартански.
По сравнению с тем же ГАЗ-51, где не было синхронизаторов в КПП, сцепление приходилось выжимать 2-3 раза перед включением, а в салоне было тесно и плохо грелось, 53 был просто пиком комфорта!
На двухместном общем диване, обтянутом искусственной кожей, при желании легко могли разместиться три человека. Единственный момент: кто получил место посередине, мог немного помешать водителю, задев рычаг коробки передач ногами. В кабине тоже нашлось большое место для «творчества» любителей тюнинга: водители советских времен украшали кабины ГАЗ-53 как могли.
Нашлись и умельцы, которые сделали самодельное утепление и шумоизоляцию салона: залили пенопластом, обтянули войлоком и добились удивительной тишины и комфорта на рабочем месте.
Трансмиссия
Трансмиссия грузовика ГАЗ-4301 включает однодисковое сухое фрикционное сцепление с диафрагменной пружиной и гидравлическим приводом. А также механическая пятиступенчатая коробка передач, трехходовая, с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой и задней. Синхронизаторов на этой КПП два, инерционного типа.
Передаточное отношение: I — 6,286; II — 3,391; III — 2,133; IV — 1,351; В — 1,0; реверс — 5429.
Карданная передача — два открытых вала с промежуточной опорой; три карданных шарнира на игольчатых подшипниках. Главная передача — коническая, гипоидного типа. Передаточное число – 5,857. Дифференциал — конический, шестеренчатый, с принудительной блокировкой. Управление запорным механизмом — дистанционное управление, пневмокран.
Основные преимущества ГАЗ 53
В каждой конструкции есть недостатки и недостатки. Но преимуществ у ГАЗончика гораздо больше. Такого неприхотливого грузовика до сих пор трудно найти. На самом деле ломается не так часто.
Его очень легко ремонтировать – поломку можно устранить в любой сфере.
Проблем с наличием запчастей на грузовик ГАЗ 53 до сих пор нет, тем более что цены на запчасти не сильно кусаются. А с ремонтом справится даже дилетант.
У «пятьдесят третьего» практически «небьющийся» кузов. Рама изготовлена из толстого прочного металла — машину уже утилизируют, но рама еще цела.
Грузовик «тянет» практически любой вес и объем, который можно в него загрузить. И самосвал ГАЗ 53 отлично справляется со своей задачей. Норма для него не предел — часто загружены под завязку.
К преимуществам можно отнести стоимость самого автомобиля. По этой причине нет особых опасений, что его украдут. Не страшно, если помят бампер, как говорится, не ходовая.
Модификации
Автомобиль оставался универсальным, и выпускался в ряде модификаций. Шасси ГАЗ 5312 использовалось для самосвалов, автобусов, пожарной и коммунальной техники. Отдельные версии экспортировались и для нужд армии.
Для нужд автобусных заводов выпускалось удлиненное шасси ГАЗ 5312, отличавшееся более мягкой подвеской. Шасси автобуса было в двух вариантах — для нормальной и северной климатических зон. Почти все варианты могут быть снабжены газобаллонной установкой. Бортовая газовая версия 5319 оснащалась 105-сильным двигателем, специально модифицированным для работы на газе.
Технические параметры автомобиля
Автомобиль ГАЗ-5312 получил новый двигатель, на который были установлены головки с новыми каналами впускных клапанов и повышенной степенью сжатия. Для приготовления топливной смеси использовался модернизированный карбюратор К-135. На двигатель установили масляный поддон и новые клапанные крышки, модернизированное сцепление. После доработки грузовика грузоподъемность увеличилась до 4,5 тонн, а расход топлива уменьшился на 2 литра.
Автомобиль был универсальным и выпускался в различных модификациях. Шасси грузовика использовалось для самосвалов, автобусов, цистерн, пожарных машин. Некоторые модификации отправлялись на экспорт и для военных нужд. Шасси автобуса было в двух вариантах: стандартное и для севера. Все варианты могут использовать установку с газовым баллоном.
Дизайн автомобиля постоянно дорабатывался, вносились изменения. С 1984 года установлена новая решетка радиатора. За несколько лет вес машины удалось снизить на 50 кг. Грузовик стал комплектоваться главной парой с передаточным числом 6,17. Была модернизирована тормозная система, в кабине появилась тревожная кнопка. В машине появилось светотехническое оборудование. Был модернизирован двигатель, установлены новые головки. Затем был изменен пол платформы на борту.
- Грузоподъемность — 4500 кг.
- Полная масса прицепа — 3500 кг.
- Полная масса — 7850 кг.
- Собственная масса автомобиля 3200 кг.
- Габариты: длина — 6395 мм, ширина — 2380 мм, высота — 2220 мм.
- База — 3700 мм.
- Колея – 1630 мм.
- Дорожный просвет – 265 мм.
- Радиус поворота — 8 м.
- Максимальная скорость составляет 90 км/ч.
- Расход топлива – 19,6 л/100 км.
- Угол переднего свеса – 41º, заднего – 25º.
Погрузочная высота платформы — 1350 мм. Угол подъема — 25º. Четырехтактный бензиновый двигатель. Диаметр цилиндра — 92 мм. Ход поршня 80 мм. Объем двигателя — 4,25 л. Мощность — 92 кВт. Крутящий момент – 294 Нм. Жидкостная система охлаждения. Карбюратор — К-135, двухкамерный с падающим потоком. Коробка передач четырехступенчатая. Карданная передача открытого типа. Внутренние размеры платформы: длина — 3740 мм, ширина — 2170 мм, высота борта — 610 мм.
Газ 5312 и его отличия
Газ 5312, технические характеристики которого приведены в таблице, остался по сути тем же 53 газоном. На его базе до конца производства выпускался 52-й, по сути повторявший конструкцию Газ 51, но имевший новую кабину. От старого редуктора главной передачи червячного типа, цилиндрического редуктора и мотора с нижним расположением клапанов отказались даже.
В 1982 году с фронта торфа 53 исчез знак качества. Был ли это какой-то символ, или у Советов просто был дефицит пластика, точно неизвестно, но сразу после этого завод модернизирует машину и появляется Газ 5312 1983 года. Внешне это копия старого модели, но были внесены некоторые изменения:
- модернизирован двигатель, теперь он имеет маркировку ЗМЗ 5311;
- усилена конструкция задней подвески;
- рама получила дополнительные усиления;
- в исходники добавлен лист;
- снял накладку с переднего бампера.
Позже, в 1986 году, индекс новой машины был усилен внешним обновлением — и на 52, и на 53 модели была изменена облицовка радиатора, только на 5312 передняя штампованная облицовка была окрашена в белый и светло-серый цвета, а на 52 — в кабине цвет. Примерно в то же время автомобиль получил новый вариант окраски — синий.
Газ 5312 — технические характеристики — Лада мастер
Этот автомобиль прочно ассоциируется с советским народным хозяйством, свежим хлебом, сельскохозяйственными работами и советскими автошколами. Именно на Газ 5312 до недавнего времени, а кое-где и сегодня тренируются и репетируются желающие получить категорию нагрузки С. Газон стал настолько распространенным, что мы даже не задумываемся о том, какая у него интересная история и какие модификации он мог бы иметь, будь автомобильная промышленность чуточку шустрее.
Борьба за полуторку
Gass 51A всем был хорош и всех устраивал. Его огромный расход бензина и довоенная конструкция с двигателем Dodge с нижним расположением клапанов не беспокоили автопарк, на котором он работал, не говоря уже о производителях и менеджменте. Самые находчивые водители ставили карбюраторы от Газ-12 (Зим) на маломощный 70-сильный двигатель, в результате чего расход возрастал еще больше и достигал космических 40 литров на сотню, но мощность возрастала значительно. Некоторые источники говорят о прибавке в 20 сил, но в это не очень верится.
Рано или поздно 51 все равно приходилось заменять, и на заводе об этом прекрасно знали. В США тоже понимали, поэтому активно занимались поиском конструктивных решений для постройки автомобиля со схожими характеристиками. Скажем сразу, что все титанические усилия талантливейших конструкторов пошли насмарку. Многолетняя работа по созданию практичного грузовика для народного хозяйства разлетелась вдребезги о бюрократический барьер, который не смогли преодолеть ни США, ни сами конструкторы завода. В отличие от отличных разработок, которые стоят отдельного рассказа, хозяйствам страны на 50 лет с небольшими изменениями достался тот же Гасс 51. Типичным примером является Газ 5312.
Газ 5312 и его отличия
Газ 5312, технические характеристики которого приведены в таблице, остался по сути тем же 53 газоном. На его базе до конца производства выпускался 52-й, по сути повторявший конструкцию Газ 51, но имевший новую кабину. От старого редуктора главной передачи червячного типа, цилиндрического редуктора и мотора с нижним расположением клапанов отказались даже.
В 1982 году с фронта торфа 53 исчез знак качества. Был ли это какой-то символ, или у Советов просто был дефицит пластика, точно неизвестно, но сразу после этого завод модернизирует машину и появляется Газ 5312 1983 года. Внешне это копия старого модели, но были внесены некоторые изменения:
- модернизирован двигатель, теперь он имеет маркировку ЗМЗ 5311;
- усилена конструкция задней подвески;
- рама получила дополнительные усиления;
- в исходники добавлен лист;
- снял накладку с переднего бампера.
Позже, в 1986 году, индекс новой машины был усилен внешним обновлением — и на 52, и на 53 модели была изменена облицовка радиатора, только на 5312 передняя штампованная облицовка была окрашена в белый и светло-серый цвета, а на 52 — в кабине цвет. Примерно в то же время автомобиль получил новый вариант окраски — синий.
Модификации Газ 5312
Что дало автомобилю соответствие с новым индексом? Не так много, но он опирается на новый индекс. Грузоподъемность увеличена до 4 тонн за счет изменения конструкции подвески и рамы, а двигатель экономит 10% бензина по сравнению с предыдущей моделью. Другие внешние изменения также появились в разное время. На автомобиль были установлены зеркала заднего вида в пластиковом корпусе, цветные габаритные огни, новые задние фонари, как у Камаза, а салон фактически остался приветом из далеких 50-х.
Новое шасси 5312, как и 5206, получившее все новшества облика более мощного автомобиля, использовалось для стольких модификаций и дополнений, что перечислить их практически невозможно. Это были автобусы «Паз», «Кавз», «Кубань», автомобили «Баз» с тепловым кузовом, внешне похожие на «Пазики», бензовозы, автокраны, седельные тягачи и самосвалы, вахтовики, артиллерийские лафеты, специализированные машины для уборки улиц… Словом, эксплуатировали 5312, как только смогли. Другого варианта просто не было, и машина оставалась единственным помощником в народном хозяйстве до новой машины, но это уже совсем другая история.
Внешний дизайн и внутреннее оформление
Внешние преобразования коснулись оформления облицовки радиатора – отверстия решетки стали удлиненными, габаритные огни (поворотники и габаритные огни) сместились на край, появились комбинированные, 2-ламповые, оранжевые рассеиватели. Эргономичные сиденья водителя и пассажира соединены в один блок. На них довольно удобно селиться в любое время года. Бензобак разместили под сиденьем водителя.
Улучшить обзор из кабины помогла установка панорамного лобового стекла. Добавлены электрические стеклоочистители. Через год грузовики стали оснащать обновленными зеркалами заднего вида и трехслойными лобовыми стеклами. Кабина с автомобилями для семейства 5312 собрана. Приборная панель первых автомобилей этой серии была снабжена часами, но не содержала амперметра и датчика компрессии масла — их заменили сигнальные лампы.
Двигатель
Автомобиль ГАЗ 5312 имеет V-образный, 8-цилиндровый, 16-клапанный бензиновый (А-76) электродвигатель марки ЗМЗ-511 мощностью 120 л.с., который выдает ресурс до 400 тыс км до капитального ремонта. Двигатель имеет низкий КПД. Коробка передач — механическая, 5-ступенчатая. Максимальная скорость движения грузовика ГАЗ 5312 – 90 км/ч, расход топлива в городе – 17 л/100 км, емкость бака – 100 литров.
Достаточно распространенной поломкой двигателя является коррозионно-механический износ блока цилиндров в районе установки гильз. Первоначально для герметизации под фаску на гильзе было помещено резиновое кольцо, предохраняющее двигатель от попадания охлаждающей жидкости. При каждом перегреве кольцо плавилось, и жидкость попадала в поддон картера. Чтобы устранить эту проблему, позже стали использовать медные кольца.
На грузовике установлен миниатюрный распределитель зажигания с расположенными на нем высоковольтными контактами (8 шт.). Недостатком распределителя является наличие прогара и прерывание работы при попадании воды на крышку. Изначально двигатель ГАЗ 5312 оснащался не электрозажиганием, а штатным выключателем, контакты которого периодически обгорали. Для запуска двигателя их приходилось регулярно чистить, что решало проблему зажигания.
Кроме того, двигатель ГАЗ 5312 имеет проблемы с вариатором системы зажигания, служащим для регулировки силы искры при запуске. Он часто перегорает и приводит к остановке электродвигателя. Чтобы исправить эту проблему, опытные водители возят с собой провод для шунтирования выводов катушки при перегорании вариатора.
Выдвижной электрический стартер был новой разработкой, упрощающей запуск двигателя в результате отказа от ножной педали стартера в модели 5312. Улучшенные элементы шасси. Грузоподъемность ГАЗ 5312 увеличилась до 4,5 тонн.
Сцепление грузовика постоянно замкнутое, сухое, 1-дисковое, амортизирующее, смонтировано на маховике электродвигателя, имеет малый ресурс. Работу этого узла сложно назвать надежной, так как сдвинуться с места без характерных рывков не получится.
Обзор основных характеристик грузовика
Технические характеристики ГАЗ 5312 предусматривают использование зависимой рессорной подвески с телескопическими амортизаторами. На заднем ряду выше основные пружины размещены меньшего размера. При движении пустой машины работает нижний ряд; а при нагрузке главные пружины приводят в действие верхние вспомогательные пружины. Но когда едешь по кочкам с максимальной нагрузкой, пружины слабые и не выдерживают.
Управлять таким грузовиком может только физически крепкий водитель – гидроусилителя на руле нет. Рулевой механизм представляет собой шарико-винтовую передачу с трехгранным роликом. Переключение на другую передачу осуществляется с помощью двойного выключения сцепления.
Автомобиль ГАЗ 5312 имеет барабанные тормоза на всех колесах, вследствие чего они используются не только для снижения скорости автомобиля, но и для реализации стояночного тормоза. Механизм ручного тормоза расположен на карданном валу, что доставляет некоторые неудобства.
На базе шасси ГАЗ 5312 выпускается всем известный топливный автомобиль – один из самых популярных видов спецтехники. Часто для осуществления жизни на даче на шасси ГАЗ 5312 монтируют цистерну, в результате чего автопарк пополняется традиционными водо- и молоковозами, нефте- и бензовозами.
ГАЗ 5312 – выносливый и верный товарищ, его основные достоинства – невысокая цена, простота конструкции, простота обслуживания, неприхотливость в обслуживании и долговечность обусловили высокую популярность. Эта модель грузовика стала в свое время самой массовой на советских дорогах – общий выпуск превысил 4 миллиона экземпляров. В 1990 году его сменила модернизированная версия — ГАЗ 3307. После этого 10-летняя история производства прекратилась. Но эти грузовики до сих пор используются в народном хозяйстве.
Борьба за полуторку
Gass 51A всем был хорош и всех устраивал. Его огромный расход бензина и довоенная конструкция с двигателем Dodge с нижним расположением клапанов не беспокоили автопарк, на котором он работал, не говоря уже о производителях и менеджменте. Самые находчивые водители ставили карбюраторы от Газ-12 (Зим) на маломощный 70-сильный двигатель, в результате чего расход возрастал еще больше и достигал космических 40 литров на сотню, но мощность возрастала значительно. Некоторые источники говорят о прибавке в 20 сил, но в это не очень верится.
Внешний дизайн и внутреннее оформление
Внешние преобразования коснулись оформления облицовки радиатора – отверстия решетки стали удлиненными, габаритные огни (поворотники и габаритные огни) сместились на край, появились комбинированные, 2-ламповые, оранжевые рассеиватели. Эргономичные сиденья водителя и пассажира соединены в один блок. На них довольно удобно селиться в любое время года. Бензобак разместили под сиденьем водителя.
Улучшить обзор из кабины помогла установка панорамного лобового стекла. Добавлены электрические стеклоочистители. Через год грузовики стали оснащать обновленными зеркалами заднего вида и трехслойными лобовыми стеклами. Кабина с автомобилями для семейства 5312 собрана. Приборная панель первых автомобилей этой серии была снабжена часами, но не содержала амперметра и датчика компрессии масла — их заменили сигнальные лампы.