- История появления первого автомобиля марки КамАЗ
- Конструкция КамАЗ 5320
- Применение в армии
- Техническое обслуживание и устранение неполадок
- Внешние характеристики и внутреннее обустройство автомобиля
- Приборная панель
- Рама
- Тормоза
- Силовые агрегаты и трансмиссия
- Колеса и шины
- Тормоза
- Рулевое управление
- Сцепка для прицепа
- Технические характеристики КамАЗ 5320
- Использование КамАЗа в армейских подразделениях
- Регулировка сцепления Камаза видео
- Схема тормозной системы
- Кабина КамАЗ-5320
- Техническое обслуживание и ремонт КамАЗ-5320
- Разновидности комплектации
- Двигатель
- Характеристики двигателя:
История появления первого автомобиля марки КамАЗ
История первого КамАЗа началась на заводе имени Лихачева (ЗИЛ). Именно там был разработан прототип КамАЗ-5320, который тогда назывался ЗИЛ-170. Первый ЗИЛ-170 был собран в 1968 году. В качестве двигателя был выбран двигатель Ярославского моторного завода, известного как ЯМЗ».
Поскольку новый автомобиль должен был иметь совершенно новую компоновку, в качестве опытного образца был выбран грузовик Canadian International COF-220 образца 1962 года, на основе которого должен был быть создан прототип. Советский автомобиль не был призван внешне копировать «буржуйскую» машину, поэтому в схему оформления салона было внесено несколько изменений:
- Кабина грузовика получила более прямые формы, в соответствии с модой того времени;
- В передней части автомобиля установлена решетка воздухозаборника;
- Еще один советский грузовик получил 4 фары (по две двойные с каждой стороны).
В 1969 году прошел испытания новый ЗИЛ-170, и конструкторы ЗИЛа готовились запустить его в серийное производство, но тут вмешалась «партия», считавшая, что новый автомобиль должен выпускаться на новом заводе. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров говорилось, что дальнейшая разработка и производство ЗИЛ-170 переданы заводу в Набережных Челнах.
Поскольку завод КамАЗ не мог выпускать ЗИЛ, новый грузовик был переименован в КамАЗ-5320. Быстро запустить производство на новом заводе было очень сложно, поэтому первый опытный образец КамАЗ-5320 сошел с конвейера только в 1974 году. Серийное производство было налажено через 2 года, и 16 февраля 1976 года первый серийный тяжелый грузовики КамАЗ-5320 торжественно сошли с конвейера предприятия.
В народе ходила красивая легенда, что двигатель ЯМЗ, который устанавливали на прототипе ЗИЛ-170, слишком слаб. Поэтому для КамАЗ-5320 был выбран двигатель, который устанавливался на новый танк Т-64. Танковый двигатель, который был двухтактным и оппозитным, на самом деле не имел ничего общего с двигателем КамАЗ. Эту легенду придумали руководители завода, чтобы хоть как-то оправдать долгую разработку по сути готового грузовика.
Конструкция КамАЗ 5320
Конструкция автомобиля КамАЗ-5320 соответствовала классической для грузовиков того времени бескапотной схеме. Кабина имела три сиденья и откидывалась вперед с помощью торсиона, открывая доступ к двигателю. Силовая установка с коробкой передач крепится к раме с помощью амортизирующих опор, образуя тем самым единый ходовой комплекс.
- Рамка. Рама КАМАЗ-5320 несущая лонжеронного типа с заклепочными соединениями. Он состоит из двух параллельных балок-лонжеронов, соединенных семью поперечными балками. Углеродистая сталь используется в качестве материала для изготовления конструкционных элементов. Передние части несущих стержней имеют наклонную конструкцию для установки подвесов. К ним также прикреплены буксирные крюки. Передний буфер крепится к опорным балкам болтами.
- Двигатель. Грузовик оснащался V-образными четырехтактными дизельными двигателями. Ярославский моторный завод занимался производством силовых установок. Агрегат имел мощность 210 и 180 л.с при максимальных 2600 об/мин. В то время этот тип двигателя считался передовым, так как в его конструкции использовались новые технологии, в том числе азотированный коленчатый вал и полнопоточная очистка масла в центробежном фильтре. Система охлаждения была снабжена гидравлической муфтой, которая включалась автоматически и регулировала рабочую температуру жидкости.
- Передача. Коробка передач КАМАЗ-5320 имеет двухдисковое сцепление. Работой сцепления управляет пневматический усилитель гидравлики, что значительно облегчает использование педали. Особенностью коробки передач является делитель (мультипликатор), представляющий собой дополнительный редуктор перед основным редуктором. Таким образом, к пяти прямым передачам добавляется пять повышенных передач. Переключение передач осуществляется снаружи с помощью кулисы. Соединение коробки передач и узлов главной передачи (мост) осуществляется с помощью карданных валов и шарниров с игольчатыми подшипниками (крестовина). Центральный мост оснащен межосевым дифференциалом.
- Система торможения. На агрегате КамАЗ-5320 используется двухконтурная тормозная система магистралей для передней оси и задней тележки. Она разделена на три подсистемы: основную, парковочную и резервную. Все колеса оснащены тормозными барабанами. У каждого из них есть пара подушечек. Тормоза приводятся в действие сжатым воздухом, подаваемым компрессором. Воздух скапливается в ресиверах. Во время стоянки автомобиль ставится на стояночный тормоз, который работает с помощью энергоаккумуляторов. Они расположены на осях задней тележки.
- Рулевое управление. Рулевой механизм состоит из: рулевого колеса, рулевой колонки, карданного вала, рулевого механизма с поршневой тягой, сошки, рулевых тяг и гидроусилителя. Последнее облегчает водителю вращение руля, что делает вождение комфортным.
- Приостановка. Передняя подвеска состоит из листовых рессор и гидравлических амортизаторов двойного действия. Задняя подвеска — балансирного типа. Задние листовые рессоры со скользящими Т-образными передними и задними концами.
Применение в армии
К слову о танках. Разумеется, столь удачная машина нашла свое применение и на военной службе. Спецразработка для армии — Тайфун.
Помимо непосредственного использования в военно-транспортных, на шасси этого грузовика устанавливались полевые кухни, системы РЭБ и даже полиграфический и издательский комплекс, предназначенный для оперативного выпуска армейских газет.
Конечно, сейчас многое изменилось, как в армии, так и в гражданской жизни, но КАМАЗ до сих пор не забыт.
Техническое обслуживание и устранение неполадок
КамАЗ-5320, как и все грузовики, нуждается в ежедневном обслуживании. Кроме того, через некоторое время после начала эксплуатации грузовик должен пройти специальные проверки:
- после первой тысячи километров автомобиль должен пройти техническое обслуживание;
- после 8 тыс км КамАЗ нужно отдать в сервис;
- когда автомобиль проехал 12 000 километров и более, его необходимо отправить на профилактику глубоких повреждений.
Такой регулярный технический контроль необходим для проверки, без которого движение в транспортном средстве (а тем более перевозка грузов) становится неопределенным.
Такая профилактика также помогает поддерживать хороший внешний вид.
Техническая диагностика включает в себя проверку всех электрических систем и механизмов КамАЗа, а также смазку всех необходимых соединений. Кроме того, они осуществляют монтаж и демонтаж отдельных узлов и систем.
Благодаря большому количеству запчастей, предлагаемых на рынке транспортных услуг, отремонтировать КамАЗ и устранить мелкие неполадки несложно как самостоятельно, так и в специальных мастерских.
Обслуживание транспорта осуществляется быстро и достаточно экономично, особенно по сравнению с ремонтом грузовых автомобилей иностранного производства.
Внешние характеристики и внутреннее обустройство автомобиля
Кузов автомобиля представляет собой металлическую платформу, боковые и задняя панели которой открыты. Это обеспечивает удобную погрузку и выгрузку перевозимого груза с любой из трех сторон.
Пол платформы выполнен из прочного дерева, есть возможность установки защитного навеса.
Кабина КамАЗа имеет три места, два из которых заняты обслуживающим персоналом и одно — самим водителем.
Спальное место в этой модели не предусмотрено, но это несколько снижает характеристики салона. Именно этот автомобиль имеет высочайший уровень звукоизоляции и термозащиты от внешних факторов.
По сравнению с другими аналогичными грузовыми тягачами КамАЗ 5320 занимает лидирующие позиции по уровню безопасности водителя и его помощников.
В кабине предусмотрены специальные ремни крепления, а основное сиденье можно отрегулировать по весу водителя. Водительское сиденье также оснащено подушкой и удобной спинкой, положение которой можно легко изменить.
Приборная панель
КАМАЗ-5320 имеет все необходимые индикаторы и приборы, благодаря которым водитель может легко отслеживать информацию об оборудовании грузовика. Вся эта сигнализация установлена на приборной панели.
Он прост в эксплуатации и имеет хороший обзор всех доступных переключателей и грузов.
Главной особенностью модели 5320 является наличие двухточечного манометра, переключателя, регулирующего положение платформы и электронного тахометра.
Рама
На КамАЗ-5320 она штампованно-клепанная, имеет две швеллерные секции, соединенные поперечинами. Передняя часть оборудована буфером, концы штанг оборудованы буксировочными крюками.
За задней поперечиной рамы предусмотрено тягово-сцепное устройство, имеющее надежные резиновые детали (для лучшей двухсторонней амортизации).
Тормоза
Каждое колесо модели 5320 оснащено тормозным устройством. Это гарантирует, что машина хорошо реагирует на задержки и внезапные остановки. Встроенные тормозные устройства работают посредством приводного механизма. Благодаря тому, что здесь работает двухконтурная система, возможно переключение заднего моста в активное положение с раздельным запуском тележки, установленной сзади.
Бортовой тягач КамАЗ 5320, технические характеристики которого оценивались, сразу стал незаменимым помощником при перевозке больших грузов. Несмотря на ряд недостатков, этот автомобиль по праву является одним из лучших среди всех отечественных моделей.
Силовые агрегаты и трансмиссия
КамАЗ-5320 оснащался четырехтактными V-образными восьмицилиндровыми дизельными двигателями разработки Ярославского моторного завода объемом 10,85 л, мощностью 210 или 180 л.с со средней скоростью, максимальной скоростью 2600 об/мин. На дизелях для первых грузовиков КамАЗ использовались конструктивные решения, которые на тот момент были новинками для отечественного автомобилестроения или еще не получили широкого распространения, например, азотированный коленчатый вал или полнопоточная система фильтрации масла с центрифугой. Автоматический контроль правильности работы системы охлаждения осуществляется жидкостной муфтой в работе вентилятора и двумя термостатами. Система охлаждения выполнена закрытой и рассчитана на постоянное использование охлаждающей жидкости Тосол. Внедрена система очистки воздуха с сухим фильтром и автоматическим удалением пыли из фильтра с помощью эжектора, работающего за счет энергии выхлопных газов.
Другие новшества включают коллоидно-графитовое покрытие на юбках поршней, съемные металлокерамические направляющие клапанов, молибденовое покрытие на нижнем поршневом кольце и активно-реактивный глушитель выхлопа. В силовых агрегатах КамАЗ-5320 используются двухдисковые сцепления. Гидравлический привод механизма управления сцеплением имеет пневматический усилитель, облегчающий использование педали. Особенностью коробки передач трактора КамАЗ является делитель или мультипликатор – дополнительная двухступенчатая коробка передач, устанавливаемая после сцепления перед основной коробкой передач. Одна шестерня на перегородке сделана напрямую, а другая усилена. Сама коробка передач пятиступенчатая, синхронизированная на второй, третьей, четвертой и пятой передаче. Ящик управления — дистанционный, с механическим приводом.
В перегородке передачи переключаются с помощью пневматического привода. Карданная передача — открытого типа, состоит из двух трубчатых валов. Карданные шарниры на игольчатых подшипниках с постоянной подачей смазки. Главная передача для приводных валов была выполнена двойной: пара конических шестерен со спиральными зубьями и пара цилиндрических шестерен. В межосевом мосту установлен блокируемый симметричный межосевой дифференциал.
Пружины передней подвески (полуэллиптические, со скользящими задними концами) работают совместно с гидравлическими телескопическими амортизаторами двойного действия. Задняя подвеска — балансирного типа. Рессоры также полуэллиптические, со скользящими передним и задним концами. Листовые рессоры имеют Т-образное сечение.
Колеса и шины
Автомобиль оснащался бездисковыми колесами со съемными бортовыми и стопорными кольцами. Шина — радиального типа, 12-слойная, размер 260-508R (9.00-20), обычно с универсальным рисунком протектора.
Тормоза
КАМАЗ-5320 оборудован несколькими тормозными системами: рабочей, стояночной, дополнительной и запасной. Тормозные механизмы всех колес барабанные, с двумя колодками. Рабочий тормоз пневматический, двухконтурный, с раздельным действием на колеса передней оси и колеса задней тележки. На стоянке автомобиль удерживается тормозными механизмами колес задней тележки, которые в данном случае питаются от пружинных аккумуляторов энергии. Вспомогательные тормозные механизмы установлены в выхлопных патрубках глушителя. Их действие основано на образовании противодавления в системе выпуска газов с помощью демпферов, перекрывающих проходные сечения.
В случае аварийного отказа одной из основных систем автомобиль можно остановить запасным стояночным тормозом. Водитель управляет рабочими тормозами нажатием на педаль, соединенную с рычагами и тягами с двухсекционным тормозным краном. Справа от места водителя находится кран с рукояткой стояночного тормоза. Резервная система активируется вместе с парковочной системой, а дополнительная система активируется с помощью кнопочного выключателя, расположенного в полу кабины под рулевой колонкой.
Рулевое управление
Рулевое управление включает гидроусилитель, совмещенный с рулевым механизмом.
Сцепка для прицепа
На задней части рамы расположено буксировочное устройство с двухсторонней амортизацией. Он рассчитан на непрерывную работу с прицепом общей массой до 11,5 тонн.
Технические характеристики КамАЗ 5320
Полная масса автомобиля | 15 305 тонн |
Вес нетто | 7,5 тонн |
Максимальный вес | 8 тонн |
Вес прицепа | До 8 тонн |
Длина машины | 8 395 мм |
Ширина | 2500 мм |
Высота | 2830 мм |
Колея передних колес | 2010 мм |
Колея заднего колеса | 1850 мм |
Распродажа | 345 мм (минимум) |
База задней тележки | 1320 мм |
Максимальная скорость по шоссе | 85 км/ч |
Объем топливных баков | 170 литров |
Расход топлива на 100 километров зависел от загрузки автомобиля и скорости. Например, для «простого» автомобиля КамАЗ 5320 эти технические характеристики составляют 23 и 29,6 л при движении со скоростью 60 и 80 км/ч соответственно, автопоезд, преодолевая такое же расстояние, израсходует не менее 38,5 л дизельного топлива.
Использование КамАЗа в армейских подразделениях
С момента поступления в производство КамАЗы поступали и в соединения вооруженных сил СССР.
Боевое крещение эти машины прошли в ОКСВА, во время ведения боевых действий в Афганистане, где завоевали репутацию надежных и мощных машин, в том числе и при действиях в условиях высокогорья.
Основными отличиями военной модификации КамАЗа от гражданской линейки стали: усиленная конструкция, измененный бампер и обязательное наличие системы контроля давления в шинах. Были и другие отличия, не столь существенные. Сфера применения автоматов в войсках была довольно широкой:
- автомобиль для перевозки сыпучих грузов и личного состава;
- использовать в качестве площадки для установки различного радиооборудования: КШМ, командных пунктов управления пуском и мобильных станций для выполнения других задач;
- бронеавтомобили для перевозки личного состава на театре военных действий, этот тип машин серийно не выпускался, на базовую модель навешивалась броня;
- автомашины для сопровождения колонн, «артиллерийские машины», вооруженные ЗУ-23-3.
Стоит еще немного рассказать о «артиллерийских грузовиках», этим машинам изначально ставилась задача сопровождения колонн при их сопровождении в горах Афганистана. В задней части машины устанавливалась зенитная установка ЗПУ-4 или ЗУ-23-2.
Эти установки имели возможность кругового обстрела, имели зенитный угол возвышения и мощные патроны, их снаряды и пули могли достигать противника на большом расстоянии и высоте. Это позволяло эффективно бороться с засадами на дороге.
Бронирование таких машин чаще всего было ручным и заключалось в завешивании дверей кабины бронежилетами, реже они были обшиты металлом.
Саму установку ЗУ прикрывали дверцами от БМП или других подручных средств, задачей которых была защита расчета установки, пусть даже минимальная. Впоследствии производство таких вспомогательных изделий было приостановлено.
Бронеавтомобили «Уралы» и «КамАЗы», появившиеся во время Кавказских войн и получившие прозвище «Покемоны», также являются кустарным продуктом; таких машин в серии практически нет. Хотя доказана их высокая эффективность в эксплуатации.
Читайте также: Неприличная аккуратность: тест-драйв газового IVECO Stralis NP
Регулировка сцепления Камаза видео
Крутящий момент коленчатого механизма преобразует редуктор моста грузовика. Ключевым показателем для этого элемента является отношение числа зубьев на ведущих шестернях к зубьям ведомой шестерни. Они определяют тягу автомобиля.
КАМАЗ-5320 оснащен коробкой передач, представляющей собой многоступенчатую систему, состоящую из:
- 2-этапные части;
- 5 редуктор.
Такой механизм позволяет помимо обычных регуляторов скорости добиться дополнительных передач переднего и заднего хода. Некоторые из основных ступеней также имеют синхронизатор.
Грузовик оснащен 2-дисковым сцеплением, которое не теряет своей популярности. Этот элемент работает по принципу трения и приводится в действие с помощью гидропневматического усилителя. Он управляется периферийными пружинами. Трансмиссия включает в себя две оси, которые приводят в движение центральную и заднюю оси.
Рама КамАЗ-5320 изготовлена методом клепки и штамповки. Он состоит из двух балок швеллерного сечения, соединенных поперечными брусьями. В передней части рамы имеется своеобразный буфер и лонжероны, перед которыми установлены специальные крюки, предназначенные для буксировки. Эластичные элементы из резиновых материалов обеспечивают двухстороннюю амортизацию рамы.
Техническую профилактику КамАЗ-5320 рекомендуется проводить через 100 км, техническое обслуживание — через 8000 км. Техническое обслуживание автомобиля включает в себя диагностику механических и электрических систем, ремонтные работы и смазку механических соединений.
Схема тормозной системы
Кабина трактора рассчитана на трех человек. Помимо места водителя, есть два дополнительных места. Однако в машине нет места для сна. По сравнению с аналогами кабина КамАЗ-5320 отличается высочайшим уровнем теплоизоляции. Безопасная работа осуществляется специальными ремнями безопасности. Сиденье водителя имеет возможность регулировки по весу и оснащено регулируемой спинкой и подушкой.
Кабина КамАЗ-5320
Кабина содержит все необходимые приборы и индикаторы, позволяющие водителю получать информацию о состоянии автомобиля. Панель приборов также имеет сигнализацию с хорошей видимостью шкал и переключателей.
Кузов КамАЗ-5320 включает металлическую платформу с задним и боковыми столиками с функцией открывания. Это обеспечивает удобную разгрузку и погрузку перевозимого груза со всех сторон. Пол платформы сделан из дерева. Дополнительно предусмотрена установка тента.
Благодаря большому выбору запчастей для этого автомобиля на рынке заменить отдельные элементы в случае поломки не составит труда. По сравнению с зарубежными моделями ремонт КамАЗ-5320 будет намного дешевле.
Техническое обслуживание и ремонт КамАЗ-5320
Хотя многие современные водители, особенно те, кто не работает на своих грузовых автомобилях, считают ежедневную визуальную диагностику необязательным, эта процедура может спасти водителю жизнь. Помимо ежедневных самостоятельных осмотров и проверок уровней технических жидкостей, КамАЗ рекомендуется проверять на АЗС каждые 10 000 км.
Отдельного внимания заслуживают мосты КАМАЗ-5320. Необходимо следить, не ослабли ли крепления, проверять уровень масла в редукторах мостов КамАЗ-5320. Такая глубокая диагностика необходима, ведь в случае внезапного отказа одной из систем на дороге неуправляемый автомобиль с тяжелым грузом будет представлять смертельную опасность для всех участников дорожного движения.
В техническое обслуживание КамАЗ-5320 также входит проверка всего электрооборудования, которое устанавливалось на КамАЗ-5320. Проверяются все компоненты подвески и тормозной системы. Если обнаружено, что он изготовлен с недопустимым износом, его необходимо заменить новым.
На данный момент на дорогах России и СНГ еще встречается немало грузовиков КамАЗ-5320 и его модификаций. Эти грузовики, несмотря на свой возраст, пользуются популярностью благодаря простоте ремонта, неприхотливости в обслуживании и низкой стоимости запасных частей.
Разновидности комплектации
Грузовик КамАЗ-5320 с самого начала выпускался в нескольких различных модификациях. Впоследствии на его базе было изготовлено множество различных модификаций, в том числе:
- Бортовые грузовики;
- Седельные тягачи;
- Самосвалы;
- Внедорожники;
- Спортивные автомобили;
- Автобусов.
Самым известным был военный полноприводный КамАЗ-4310, но эта машина оказалась практически самостоятельной моделью. В «гражданской» жизни чаще использовались более простые варианты, отличавшиеся от оригинального автомобиля в основном комплектацией.
- КАМАЗ-5410. Эта модификация вошла в перечень основных модификаций, подготовленных на ЗиЛе. Машина представляет собой седельный тягач, выпускавшийся серийно в течение тридцати лет — с 1976 по 2006 год. Полная масса автопоезда могла достигать 25,9 тонны. Большинство этих автомобилей были оснащены кабиной со спальным местом, и это заметно отличалось от базовой модели. Длина КамАЗ-5410 сократилась до 6,14 метра, а ширина увеличилась до 2680 мм.
- КАМАЗ-5511. Эта машина была самосвалом. Первоначальная версия КамАЗ-5510 по каким-то причинам так и не была запущена в производство. Выгрузка из трупа осуществлялась путем опрокидывания его назад. Автомобиль, как и седельный тягач, оснащался механической коробкой передач с двухскоростным передним делителем, увеличившим количество передаточных чисел вдвое. Монтаж отвального комплекса на шасси производился в Нижнекамске.
- КАМАЗ-53212. Этот автомобиль стал развитием одного из первоначальных вариантов — бортового грузовика КамАЗ-53202 с удлиненной колесной базой. Эта модель выпускалась с 1978 по 2000 год. Кабина грузовика оборудована спальным местом, а двигатель оснащен предпусковым подогревателем, облегчающим работу в условиях низких температур. Длина машины была увеличена до 8530 мм. В ряде случаев такие грузовики получали дополнительное оборудование, установка которого производилась за кабиной. Следует отметить, что эту модификацию иногда ошибочно называют КамАЗ-53112.
- КАМАЗ-55102. Эта модификация, как и КамАЗ-5511, представляет собой самосвал. Автомобиль предназначался для перевозки сыпучих грузов в сельской местности. Разгрузка возможна не только при наклоне корпуса назад, но и в стороны – борта делаются лежа. Грузоподъемность чуть ниже 5511 и составляет 7 тонн. В каюте обычно не было спального места.
Двигатель
КамАЗ 5320 оснащается 4-тактными V-образными дизельными агрегатами (ЯМЗ и КамАЗ). В первых моделях использовались двигатели с уникальными конструктивными решениями, включая полнопоточную систему фильтрации масла и азотированный коленчатый вал. Система охлаждения управлялась автоматически двумя термостатами и жидкостной муфтой при работе вентилятора. Сама система охлаждения была закрытого типа с постоянным использованием охлаждающей жидкости.
В конструкцию дизеля также входили сухой фильтр для очистки воздуха и закрытые форсунки. Другие инновации включали поршневое кольцо с молибденовым покрытием, съемные металлокерамические направляющие клапана и активно-реактивный глушитель. Двигатель также оснащался электрогорелкой, в некоторых модификациях устанавливался предпусковой подогреватель.
Характеристики двигателя:
- рабочий объем – 10,85 л;
- номинальная мощность — 210 л.с.;
- количество цилиндров — 8.