- Как устроен узел
- Ось балансира разных моделей Камаза
- Обслуживание и замена втулки оси балансира грузовика КамАЗ
- Сальники
- Конструкция башмака
- Расточка втулок
- Износ щечек под рессору
- Ремонт
- Причины неисправностей
- Износ оси балансира
- Износ щечек под рессору
- Протяжка балансиров на Камазе
- Как отрегулировать
- Замена втулок
- Как расточить втулки
- Какие втулки балансира лучше поставить на Камаз
- Ремонт балансира КАМАЗ своими руками
- Схема оси балансира КАМАЗ
- Замена балансирных втулок
- Строение узла балансира КамАЗ
- Где располагается и для чего нужен башмак балансира в подвеске
- Втулка балансира КамАЗ: что необходимо знать?
Как устроен узел
Балансировочное устройство содержит в зависимости от конструкции станка 1 или 2 поперечные оси:
- В 1-осном механизме пружинное соединение усилено стремянками.
- При 2-х осях он запрессован в кронштейны, соединенные муфтой, прикрепленной шпильками к элементам задней подвески. Последняя соединена со сварными балками рамы усиленными болтами.
Башмаки на рессорах расположены на каждом свободном конце оси. Они фиксируют детали, имеют пробочное отверстие, через которое заливается масляная жидкость, и снабжены уплотнениями:
- резиновые манжеты защищают от утечки масла;
- кольца защищают внутреннюю часть от загрязнения.
В месте крепления колодки устанавливается специальная втулка из материала с низким коэффициентом трения и повышенной износостойкостью. Производитель обычно изготавливает его из алюминия или бронзы.
Современные грузовики оснащены вкладышами из алюминиево-цинкового сплава или PTFE.
Смазка в обуви жидкая или жирная. При установке полимерных вкладышей используется плотный наполнитель, требующий меньшего ухода.
Ось балансира разных моделей Камаза
Балансирный вал является частью задней подвески грузового автомобиля. На рисунках ниже представлены схемы расположения балансирного вала различных моделей большегрузных автомобилей фирмы Камаз в сборе.
Рисунок 1 – Схема осей балансира Камаз 43118
- главная ось детали;
- кронштейн крепления детали.
Рисунок 2 – Схема осей балансира Камаз 65115
- осевая монтажная скоба;
- балансировочный стержень.
Рисунок 3 – Схема оси балансира Камаз 6520
Рисунок 4 – Схема оси балансира Камаз 5320
- кронштейн монтажной части;
- разобранный кронштейн;
- затыкать;
- балансировочный вал.
Обслуживание и замена втулки оси балансира грузовика КамАЗ
Пружинно-балансирная подвеска применяется в трехосных и двухосных грузовиках Камского автозавода, а также полуприцепах с тремя осями, где центральная смещена на заднюю ось. В таких машинах рессоры расположены на мостах, только посередине монтируется специальное оборудование — балансир КамАЗ 6520.
Конструктивно могут быть отличия в отдельных моментах, но роль остается — воспринимать вертикальные нагрузки и делать устойчивыми поперечные смещения. Основное преимущество такого устройства заключается в снижении износа ходовой части и ее запчастей для КамАЗ.
Сальники
Уплотнения представляют собой армированные резиновые манжеты, предназначенные для герметизации различных соединений, в том числе подвижных, в различных устройствах и механизмах. В автомобилях установлены сальники коленчатого вала, сальники распредвала, сальники коробки передач, сальники вала, сальники ступицы, сальники раздаточной коробки, сальники клапанов и т.д.
Конструкция башмака
Элемент включает в себя корпус и пару балансировочных втулок. Для производства вкладышей используются качественные материалы, устойчивые к износу: бронза, специальные пластики, цинк. Также популярны фторопластовые втулки балансиров КАМАЗ.
Смазка используется для уменьшения трения ботинок о вкладыши. Чтобы она не протекала, в конструкции обуви есть уплотнители и манжеты.
Части башмака крепятся к оси с помощью гайки.
Расточка втулок
Высверливание втулок на токарном станке и дальнейшая запрессовка не дадут желаемого результата, так как балансирный стержень довольно часто имеет коническое и эллипсоидное посадочное место, втулка также имеет припуск 0,2-0,3 мм по наружному диаметру, поэтому после запрессовывая втулки с 2-х сторон, соосность между ними не будет идеальной, внутренний размер втулки повторит все ошибки балансира, и в результате подогнать диаметр вала будет практически невозможно. Именно поэтому вкладыши запрессовывают в балансир, устанавливаемый на сверлильный станок, затем из 1 установки рассчитывают два вкладыша одновременно.
Втулки должны иметь расчетный диаметр больше балансировочной оси на 0,05-0,08 мм. Если штатный вал имеет диаметр 88, то посадочное место в балансире будет иметь размер 88,05-88,08. Чем меньше зазор между втулками и осью, тем больше времени потребуется, чтобы она износилась до критической величины.
С каждой десятой миллиметром износа втулки скорость износа увеличивается в несколько раз, так как из-за зазора балансирный стержень может качаться в разных плоскостях, изнашивая вал и втулки. Поэтому практика нашей компании позволяет сказать, что перед заменой балансировочных втулок максимальный зазор не должен быть более 0,5 мм.
Износ щечек под рессору
Износ втулок балансира – самая распространенная «болезнь». Другая проблема — износ щек под пружиной. Между втулками и осью балансира допускается зазор (по паспорту изготовителя — около 1 мм). При таком зазоре на втулку действительно действуют большие нагрузки, особенно при поворотах.
Существует четыре типа втулок из разных материалов: алюминий с цинком, бронзовые втулки, обычный пластик и алюминий. В нашей компании чаще используются втулки из бронзы и алюминиево-цинкового сплава.
Дело в том, что ось балансира в нормальном состоянии, то есть по цилиндричности износ составляет 0,1-0,2 миллиметра, в этом случае идеально подходят цинковые втулки, которые достаточно прочны и в полтора раза дешевле, чем бронзовые, но они довольно хрупкие («плечо» отламывается при изношенных) осях»).
При износе оси более 0,2 миллиметра при капитальном ремонте КАМАЗ рекомендуется использовать бронзовые втулки, т.к бронза более вязкая, чем цинк, и выдерживает большие нагрузки, особенно при поворотах. Пластиковые и алюминиевые втулки не используются, так как детали не выдерживают нагрузок и ломаются через два года эксплуатации.
Отдельно стоит сказать о занудстве вкладышей и дырок. В первую очередь необходимо правильно подобрать втулки по размеру, а точнее по внутреннему и внешнему диаметру.
Чтобы втулка плотно запрессовывалась в балансир, она должна иметь наружный диаметр 100,2-100,3 мм, на бронзовых втулках допускается размер до 100,5 мм. Втулка должна иметь внутренний диаметр на 0,5-1 мм меньше номинального значения для качественного сверления балансира втулками.
Ремонт
В процессе эксплуатации КамАЗ балансир, несмотря на прочность его деталей, изнашивается, что приводит к выходу из строя узлов. Поэтому осмотр и обслуживание проводятся вовремя в специализированных сервисных центрах или своими руками.
Ремонт задней подвески связан с диагностикой и заменой кронштейнов и втулок по причине возникших поломок, например:
- трещины;
- перегибы;
- носить.
При этом проверяют состояние рессор, реактивных тяговых нагрузок, трапов, сальников и башмаков.
Износ втулок является частой причиной выхода из строя балансировочных весов. Подгонку деталей периодически проверяют, постукивая молотком. Когда штифты ослаблены, их заменяют новыми. Втулки ремонтируют при износе расходников до 90,2 мм.
При наличии течи масла из картера заменить уплотнения.
Ремонт балансировочной оси заключается в устранении следов повреждения шлифовкой и установке уменьшенных внутренних размеров ремонтных элементов.
Причины неисправностей
На картинке в начале статьи показана работа балансировочного станка в большегрузе Камаз. Рассмотрим подробнее причины, которые могут привести к неисправностям.
Читайте также: Мусоровозы на базе КамАЗ с баковой и задней загрузкой — характеристики, фото, видео
Износ оси балансира
Балансировочный вал очень сложно изготовить, поэтому его можно изготовить только на заводе. Это связано с тем, что деталь требует термической обработки для увеличения срока службы. Пространство под гильзой имеет ту же твердость, что и напильник. Сам рукав более мягкий. Если его не подвергать термической обработке, то он изнашивается со скоростью, эквивалентной 2 годам на современных производствах, термическая обработка изделия не проводится, поэтому срок службы сокращается и деталь окрашивается намного быстрее. Следует помнить, что даже если балансирный вал изношен, втулки должны крепиться к нему стандартного размера. В противном случае они просто не смогут нормально функционировать.
Износ щечек под рессору
Этот тип ошибок является наиболее распространенным. Между втулками и балансирным валом имеется небольшое свободное пространство, поэтому на втулки рессор приходится повышенная нагрузка. Втулки изготавливаются из разных материалов (пластик, алюминий или бронза). После износа балансирного вала необходимо заменить пластиковые втулки на металлические, тогда износ щечек под пружиной будет медленнее.
Протяжка балансиров на Камазе
Своими руками растянуть балансиры будет достаточно сложно, так как они имеют довольно сложную сборку:
- Поднимите грузовик на ремонтную платформу.
- Ослабьте застежку.
- Демонтируйте пружины и другие вспомогательные части броши.
- Полностью слейте масло.
- Снимите старый балансир.
- Установите новые детали.
- Исправьте устройство.
- Проверьте надежность броши и крепления.
Эту процедуру лучше проводить в специализированном техническом обслуживании, а не самостоятельно, так как процесс достаточно трудоемкий. Есть шанс, что в случае ошибки деталь просто выйдет из строя и перестанет работать.
Как отрегулировать
Регулировка осевого зазора в балансировочном башмаке на машине КамАЗ осуществляется следующим образом:
- Поставить машину на подставку.
- С опор заднего моста стянуть концы пружин, снять деталь, обеспечив таким образом вращение балансира.
- Поверните разрезную гайку так, чтобы механизм не вращался от руки.
- Ослабьте его на 1/6 оборота.
- Затяните зажимной болт. Момент затяжки должен быть 8-10 кгс*м.
- Проверьте колебания баланса. Если они затруднены, ослабьте стяжной болт и отверните гайку.
Замена втулок
Во время движения скорость износа увеличивается. Увеличение зазора между втулкой и валом влияет на балансир, который качается в разных плоскостях и деформирует детали.
Стандартный диаметр вала 88 мм. Для плотной посадки наружные размеры втулки балансира составляют 100,2-100,3 мм, внутренние меньше на 1 мм.
Номинальный зазор 0,12-0,30 мм. Изношенные вкладыши заменяют при достижении критического показателя до 1 мм.
Балансировочное устройство на площадке приземления может быть эллиптическим или коническим. Для регулировки и надежности втулки лучше запрессовать в колодку, установить на сверлильный станок и просверлить сразу 2 штуки. Расчетный диаметр втулки должен быть больше на 0,05-0,08 мм.
Как расточить втулки
Необходимо правильно подобрать диаметр втулок. Сборка вкладышей по размеру осуществляется на токарном станке. Видео с примером расточки можно найти в интернете. Сначала втулки необходимо плотно запрессовать в балансир. Затем они прикрепляются к машине, и сразу два вкладыша обрабатываются.
Какие втулки балансира лучше поставить на Камаз
Как уже говорилось ранее, на Камаз лучше ставить металлические балансировочные втулки из алюминия или бронзы. Такие модели прослужат намного дольше, чем изготовленные из пластика.
Ремонт балансира КАМАЗ своими руками
При ремонте оси балансира КАМАЗ или ремонте башмака балансира КАМАЗ следует учитывать, что эта ось имеет номинальный размер 8,8 см, втулка колодки 8,75 см, ремонтная втулка ок. 8,4 см. Номинальный размер зазора между втулками и валом — от 0,12 до 0,305 мм, а максимально допустимый зазор между втулками и валом — 1 мм. Если вкладыши свободно люфтят, их необходимо заменить новыми. Также необходимо заменить манжету балансира, пыльник, защитный стакан и гайку, нагнетание колодок с масленкой.
При обнаружении трещин в листах рессор необходимо заменить их коренными пластинами толщиной от 12 мм (номинальная) до 18 мм (максимальная). Размеры листа рекомендуется определять с помощью рулетки и штангенциркуля, чтобы предоставить продавцу точные данные. При сборке рессор необходимо смазывать поверхности трущихся пластин смазкой на основе графита, смазывать пальцы на передних рессорах. Установка задних и передних рессор на автомобиль производится попарно, разница прогиба не должна превышать 1 см.
Схема оси балансира КАМАЗ
Замена балансирных втулок
Накладка башмака балансира КамАЗ 6520 (размеры: Ш 24 см, В 15 см, Г 24 см, масса 1,12 кг) представляет собой цилиндрическую или конусообразную запчасть, имеющую осевую симметрию и отверстие. Элемент воспринимает механическую нагрузку (удары, вибрации), благодаря чему подвеска работает с максимальной эффективностью.
Подходит эта деталь и на КАМАЗ 6522, 6460. Втулки на другие модели КАМАЗ по конструкции примерно одинаковые, разница только в размерах.
При эксплуатации среднего и заднего моста запчасть испытывает огромные нагрузки, поэтому так важно, чтобы втулки всегда были в исправном состоянии. Износ элементов оценивают при техническом обслуживании, которое следует проводить регулярно, особенно при активной эксплуатации спецтехники. Замена требуется, если расстояние между втулкой и валом более 1 мм.
Строение узла балансира КамАЗ
Узел может содержать одну или пару поперечных осей. Все зависит от конструкции автомобиля:
- в этом случае пружинное соединение усиливается хомутами;
- с двумя осями соединение фиксируется скобами, которые соединяются лентами. Крепление производится шипами к задней подвеске. Для соединения последних со сварными стрингерами применяют болтовые усиленные шпангоуты.
Основой подвески является пара кронштейнов, которые жестко крепятся к раме. Между ними проходит вал балансира и сцепления. С каждой стороны вал крепится специальными башмаками. Их устанавливают таким образом, чтобы они могли свободно вращаться. Пружины устанавливаются на верхнюю поверхность с помощью стремянок. Они опираются на балки центрального и последнего моста.
Стойки, ось и башмаки расположены точно посередине между центральной и задней осью, которые соединены с рамой грузовика с помощью реактивных тяг.
Конструкция моста и торсион образуют тележку, обеспечивающую плавное движение по неровным участкам пути. Это достигается за счет относительно свободного хранения рамы на оси.
Кроме того, балансировочная подвеска также может быть оснащена пневматическими упругими деталями и иметь амортизаторы. В любом случае балансировочный башмак остается основным элементом.
Где располагается и для чего нужен башмак балансира в подвеске
Эта запчасть от КамАЗ играет важную роль. Благодаря тому, что деталь присутствует в автомобиле, образуется тележка, сглаживающая движение автомобиля по неровностям. Если бы не блок, рабочая подвеска была бы жесткой. Плавной работы не будет, а любые неровности негативно скажутся на раме КамАЗа. Также стоит отметить, что башмак рессоры выполняет задачу опорного компонента для крепления пружин.
В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что обувь получает более высокие нагрузки, а значит, к этому элементу предъявляются жесткие требования.
Втулка балансира КамАЗ: что необходимо знать?
Втулки балансира КамАЗ и другие элементы для башмаков являются комплектующими балансира задней подвески грузовых автомобилей Камского автозавода. Балансир используется на автомобилях с тремя осями для соединения задней и центральной оси. Его использование делает конструкцию более прочной и надежной в эксплуатации, улучшает работу всей подвески и позволяет использовать технику для перевозки тяжелых грузов по плохой дороге.