- Устройство и технические характеристики
- Трансмиссия ТМ10 ГСТ
- Область использования бульдозера ТМ 10.10
- Технические характеристики бульдозера ТМ 10
- Где можно купить бульдозер новой модели
- Основные неисправности и ремонт
- Бульдозер-болотоход ТМ 10.10Б ГСТ10
- Модификации и особенности
- Устройство и особенности эксплуатации
- Бульдозер-болотоход ТМ 10.10Б ГСТ10
- Технические характеристики бульдозера ТМ 10
Устройство и технические характеристики
Бульдозер ТМ 10 ГСТ20 имеет богатую базовую комплектацию. Передняя и задняя части транспорта оборудованы фонарями, позволяющими оператору управлять машиной в любое время суток. Высокая надежность корпуса за счет бронированного днища является гарантией безопасной эксплуатации на неровном грунте.
Основная область использования бульдозерного транспорта – копание, рыхление и транспортировка грунта на небольшие расстояния.
При предварительном решении модель способна работать с грунтом IV категории.
Другие области применения технологии:
- выравнивание поверхностей, промышленных и строительных площадок;
- уборка снега и вывоз крупного мусора;
- выкорчевать пни;
- рыть канавы и ямы.
Бульдозер ТМ10 активно используется работниками лесного и горного хозяйства, дорожными и сельскохозяйственными предприятиями.
Семейство ТМ 10.11 выпускается в нескольких модификациях (ТМ 10.11 ГСТ15, ТМ 10.11 Э и др.). В зависимости от сферы деятельности, типа навесного оборудования, компонентов конструкции и двигателя различают несколько модификаций машины.
Технические характеристики и транспортные отличия серии ТМ 10:
- долгий срок службы, надежная конструкция;
- объем двигателя – 14,9 л;
- 8 цилиндров;
- разнообразие моделей и возможность подобрать дополнительное оборудование под свои нужды;
- наличие турбонаддува, непосредственный впрыск топлива;
- жидкостная система охлаждения;
- управление и контроль всех функций с помощью 2-х джойстиков;
- снижение объемов вредных выбросов в окружающую среду;
- гидростатическая трансмиссия – залог комфортной эксплуатации;
- повышенная жесткость конструкции;
- 3-точечная подвеска;
- гидравлический механизм регулировки натяжения гусеничной цепи;
- мКПП, 12-ступенчатая коробка передач;
- тормоза сухого трения ленточного типа.
Производитель оснастил кабину удобным креслом и системой управления. Пониженный уровень шума и вибрации способствует гораздо более комфортной работе оператора.
Трансмиссия ТМ10 ГСТ
Для начала немного истории. Сам термин «бульдозер» возник в конце 19 века и означал мощную силу, преодолевающую все преграды. Это понятие стали приписывать гусеничным тракторам в 1930-е годы, образно характеризуя мощь гусеничной машины с металлическим щитом впереди, перемещающим почву. Изначально в качестве базы использовался сельскохозяйственный трактор, главной особенностью которого была гусеничная лента, обеспечивающая максимальное сцепление с грунтом. Гусеница определяется как бесконечный рельс. К изобретению, как и ко всем важным фундаментальным открытиям, причастны русские ученые. Один из первых патентов был зарегистрирован в России около 1885 года.
Одной из особенностей гусеничного хода является возможность поворота путем отключения одной из гусениц, либо ее блокировки, либо превращения во встречный ход.
Преимуществами этой схемы являются простота конструкции устройств, КПД более 95%, небольшие затраты и минимальные затраты времени на ремонт.
В период бурного роста мировой экономики в 1955-1965 гг и развития технологий механической обработки и химической промышленности параллельно несколько производителей гусеничных бульдозеров стали использовать гидромеханическую трансмиссию (ГМТ). Он был построен на базе гидротрансформатора (ГТР), получившего в то время широкое распространение на тепловозах. ГМТ на бульдозерах была востребована прежде всего в тяжелом классе: тяга более 15 т, и характеризуется возможностью достижения максимального крутящего момента при нулевой скорости, то есть при максимальном сцеплении гусеницы с грунтом и максимальном сопротивлении гусеницы много перемещал грунт. Единственным и критическим недостатком, помимо технологической сложности, были высокие механические потери — 20 .
Преимуществами такой компоновки являются максимально возможная тяга на ремнях, более легкое управление по сравнению с механической коробкой передач, эластичная связь между двигателем и гусеницей.
Необходимость применения дорогостоящих планетарных редукторов и бортовых передач вызвана передачей более высокого, чем в механической коробке передач, крутящего момента – до двух раз. Схема GMT в настоящее время используется ведущими производителями гусеничных бульдозеров Komatsu и Caterpillar. Только Челябинский тракторный завод обеспечивает значительную долю механических трансмиссий, выпуская практически неизменную копию Caterpillar 1960-х годов более 50 лет.
Следующим технологическим шагом в развитии трансмиссии гусеничных бульдозеров стало использование схемы «гидронасос (ГН) — гидромотор (ГД)» под общим названием «гидростатическая трансмиссия» (ГСТ). Начало широкому применению ГН-ГМ было положено военными при совершенствовании приводов артиллерийских орудий, что требовало высокой скорости движения подвижных частей при значительной массе инерции, что исключало применение жесткой механической связи.
Трансмиссия такого типа сегодня преимущественно распространена в спецтехнике среднего и тяжелого класса: гидростатическая трансмиссия используется всеми лидерами рынка экскаваторов. Применение ГТС на экскаваторах связано с выполнением ими основной работы приводов с гидравлической силовой передачей. Распространению ВТС также способствовало совершенствование технологий механической обработки и широкое применение синтетических масел, выпускаемых на заданные параметры работы, а также развитие микроэлектроники, позволившее реализовать сложные алгоритмы управления ВТС.
Преимущества этой схемы:
- высокий КПД – более 93%;
- максимально возможная тяга на гусеницах выше, чем для ГМТ, за счет меньших потерь;
- лучшее техническое обслуживание за счет минимального количества агрегатов и их унификации разными производителями, в основном не выпускающими готовых гусеничных бульдозеров;
- также обеспечивает минимальную стоимость агрегатов;
- простейшее управление с помощью джойстика, позволяющее без изменений осуществлять дистанционное управление, в том числе с использованием радиосвязи;
- эластичное соединение мотор-гусеница;
- небольшие габаритные размеры, что позволяет использовать освободившееся место для навесного оборудования;
- возможность макроконтроля состояния всей трансмиссии одним параметром — температурой рабочей жидкости;
- максимально возможная маневренность — нулевой радиус поворота за счет противобуксировки гусениц;
- возможность 100% отбора мощности гидромеханизированных орудий от штатного гидронасоса;
- минимальная шумовая и вибрационная нагрузка на окружающую среду;
- возможность дешевой программно-технологической модернизации в ближайшем будущем за счет элементарного перехода на рабочее тело с новыми свойствами, полученными на основе нанотехнологий.
Косвенным подтверждением таких преимуществ является выбор GTS лидером немецких производителей спецтехники Liebherr в качестве основы для проектирования всей спецтехники, в том числе и гусеничных бульдозеров. Приведена таблица всех преимуществ, недостатков и особенностей работы различных типов трансмиссий, в том числе «новой» для Caterpillar и реально реализованной еще в 1959 году заводом ЧТЗ на бульдозере ДЭТ-250 электромеханической трансмиссии на сайте www.TM10.ru .
Разумеется, читатели учли предпочтения авторов статьи. Да, мы делаем свой выбор в пользу ГТС, и считаем, что такое решение позволит нам преодолеть технологическое отставание лидеров производства спецтехники в России и оторваться от нашего восточного соседа — Китая, претендующего на легко поглотить наш рынок бульдозеров. В июле компания «ДСТ-Урал» представит новый бульдозер ТМ с трансмиссией на компонентах Bosch Rexroth с классом тяги 13…15 тонн. Рабочий вес нового бульдозера останется 23,5 тонны, мощность — 240 л.с и максимальная тяга — 25 тонн, что с отставанием в 5% соответствует аналогу Liebherr PR744 (24,5 тонны, 255 л.с.). Еще раз напомним о существующих возможностях бытовой техники.
Например, мы первыми в мире применили в серийном производстве размещение тележек на поворотных тележках в 10 классе гусеничных бульдозеров. До этого производители могли себе это позволить только в тяжелом классе этих машин массой более 30 тонн, где цены в разы выше. Рыночная цена бульдозера ТМ10 на поворотных прицепах с гидростатической трансмиссией планируется не более 4,5 млн рублей.
Область использования бульдозера ТМ 10.10
Основное назначение трактора – выполнение работ по освоению 1 и 3 категории грунта, не поддающегося предварительной осадке. Кроме того, методика достаточно успешно применяется при работе с каменистым и мерзлым грунтом. Немаловажное значение имеет и большой температурный диапазон рабочих температур бульдозера, значение которого достигает +40-50 градусов.
Технические характеристики бульдозера ТМ 10
Создание новой модели трактора, обладающей повышенными мощностными и тяговыми характеристиками, стало возможным в результате внесения некоторых изменений в конструкцию, основные рабочие механизмы и агрегаты базовой модели спецтехники:
- В новой модели техники используется двигатель ЯМЗ 238М2-2, который в сочетании с коробкой передач механического типа имеет высокие технико-экономические показатели, отличается надежностью и прочностью конструкции, имеет длительный срок службы. Номинальная мощность двигателя составляет 240 л.с. Данный вид спецтехники относится к 15 тяговому классу
- Для изготовления рамы производитель использует прочный стальной спав, компоненты которого сварены с высокой точностью. С каждой стороны бульдозера установлено по 6 опорных и 2 опорных катка. Кроме того, смазка подшипников качения рассчитана на весь срок службы оборудования. Трак состоит из 42 башмаков, ширина каждого башмака достигает 500 мм. Благодаря использованию системы натяжения гусениц гидравлического типа производителю удалось добиться высокого уровня практичности и надежности гусеничного механизма нового бульдозера.
- Механическая коробка передач обеспечивает 8 скоростей переднего хода и 4 скорости заднего хода. Благодаря применению гидросервантного типа управления процесс переключения передач происходит без лишних физических усилий, не приводит к возникновению резких рывков в работе оборудования, а также без изменения мощности двигателя.
- У водителя есть уникальная возможность управлять движением самого бульдозера и его навесного оборудования с помощью специальных джойстиков. Кабина имеет форму шестиугольника с установленным на крыше люком. Отличительной чертой кабины бульдозера ТМ 10, фото которой представлено вашему вниманию, является использование двойных окон, бронированной крыши и двойного окна. Водитель может регулировать рабочее место самостоятельно с помощью специального гидравлического ручного рычага. Для обеспечения максимально комфортных условий работы водителя кабина оборудована сухим воздухоочистителем, который также используется для очистки воздуха в кабине от частиц пыли. Днище кабины выполнено из бронированного металла, что является гарантией от различных видов механических повреждений днища.
При покупке нового бульдозера ТМ 10.10 вы также можете заказать установку дополнительного оборудования: фонаря, предназначенного для отсоединения; оборудование для отделения влаги от топлива и т.д.
Где можно купить бульдозер новой модели
Купить бульдозер ТМ 10 можно в Российском Торгово-Промышленном Альянсе. Данная компания выступает дилером производственных мощностей, в количестве 20 единиц, спецтехники. Филиалы компании расположены по всей территории Российской Федерации.
Основные неисправности и ремонт
Бульдозер ТМ 10 имеет несколько видов неисправностей. Неисправности ходовой части можно распознать по нагреву катков и направляющих колес. Смазка, замена манжет или роликов поможет исправить ситуацию. Гидравлическая система выходит из строя по нескольким причинам:
- Отсутствие масла, забитые фильтры в гидронасосе, неисправности в механизме управления движением. Симптомы — отсутствие реакции на перемещение элементов рычага управления и перемещение оборудования вперед-назад. Решить проблему поможет замена изношенных деталей или обращение в сервисный центр.
- Низкая скорость транспортировки бульдозера может быть вызвана изношенным гидромотором или насосом, неисправной системой управления движением, повышенной температурой масла в баке или использованием расходных материалов, не соответствующих спецификациям производителя.
- повышенный шум свидетельствует о недостаточном количестве масла, износе и засорении фильтров, наличии пережатых и заклинивших частей гидролиний.
Еще одна большая группа ошибок связана с аккумулятором:
- Быстрый разряд свидетельствует об отсутствии контакта с генератором или износе блока. Необходимо проверить наличие зарядного тока или заменить аккумулятор.
- Сульфатация пластин происходит при длительном движении транспорта при низком уровне электролита или из-за присутствия в нем посторонних веществ. Ремонт включает в себя замену жидкости, замену аккумулятора или его зарядку.
Наличие схемы устройства со спецоборудованием с обозначением всех узлов и систем позволяет самостоятельно проводить несложные манипуляции по ремонту. В остальных случаях лучше доверить работу специалистам.
Бульдозер-болотоход ТМ 10.10Б ГСТ10
Технические характеристики Двигатель | |
Тип / производитель | DEUTZ BF06M (Германия) / CUMMINS (РФ) |
Мощность при номинальной скорости | 132 / 180 при 2 100/мин 2300/мин |
Минимальный удельный расход г/кВт (г/л.с) | 214 (157) 204 (150) |
Объем работы | 11,15 л / 7,15 л |
Крутящий момент / Крутящий момент / Запас хода | 667 / 1000 Нм при 1250 — 1350 об/мин / запас NOK крутящего момента / мощность 30% |
Электрический стартер | Ст25.3708-01/8, 1 кВт |
Генератор | 24В / 80А |
Батарея | 2*12 В/380 Ач |
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАГРЕВ с функцией автономного обогрева | Теплостар 14ТС-10 |
Шасси | |
Приостановка | Жестко крепится к раме тележки |
Приостановка | K-тележки, колеблющиеся с амплитудой = 115 мм |
Микросуспензия | Накладки из высокопрочной резины, по 3 с каждой стороны |
Рамка | Несущая конструкция из высокопрочной стали, сваренная с высокой точностью |
Роллы | Смазка на весь срок службы, на подшипниках скольжения (втулках) |
Количество рулонов | 6 опор + ведущие колеса с каждой стороны / 2 опоры с каждой стороны |
Ширина гусеницы / башмака / грунтозацеп | 42 башмака с каждой стороны / 900 мм / 65 мм |
Площадь опорной поверхности, S опора | 6, 10 м2 (+5 — 10% в работе) |
Натяжитель гусеницы | Гидравлический, ручной |
Передача | |
ТИП | Гидростатический РФ (Россия – Италия) |
Передача | Выполнен в виде пары гидронасос-гидромотор с бесступенчатой муфтой |
Уменьшение стола | Планетарный (Германия/Италия) |
Контроль | Электро-гидросерв |
Система торможения | Гидравлические (гидравлический замок), нормально замкнутые многодисковые муфты |
Комплектация бульдозерного рыхлителя (стандарт) ш*в, мм/пр. Вм.куб. / масса, кг | |
Отвал полусферический — тип Е. С гидравлическим поджатием | 3310*1310/4, 8/2660 |
Прямое поворотное лезвие — тип D | 4280*1140/4,0/2540 |
Рыхлитель: тип H / Три зуба — P | глубина 660 мм вес: 1560 кг / 2260 кг |
Система управления навесным оборудованием | |
ТИП | Гидравлический, отдельный блок |
Гидравлический насос | Тандем НШ-70/32А — 3Л. Производительность 140/60 л/мин. |
Максимальное давление | 18 МПа |
Гидравлический клапан | Деревянные секции (Беларусь или Италия) |
Фильтр | Двойная очистка: всасывание; полный ток на стоке |
Сиденье водителя и управление водителем | |
Коттедж | Шестиугольная, повышенной видимости, с двойным остеклением, подпружиненная |
Безопасность | аварийный люк — дополнительное оборудование, внешний батарейный отсек |
Сиденье | Эргономичный, упругий с ремнем безопасности |
Джойстик для аксессуаров | 4 положения, 2 кнопки |
Заправка топливом | |
Система охлаждения | 50 л. |
Бензобак | 310 л. |
Система смазки двигателя | Не более 18 литров. |
Гидравлическая система трансмиссии | 130 л. |
Гидравлическая система для навесного оборудования | 100 л. |
Эксплуатационная масса | |
Вес трактора | 16,0 тонн |
Болотная казнь | 17,5 тонн |
Эксплуатационная масса бульдозеров-рыхлителей | 20,5 тонн |
Удельное давление на грунт от оборудования | от не более 0,070 МПа для ТМ10.12 до не менее 0,030 МПа для ТМ10.10Б (туман) |
Свойства под нагрузкой | |
Предельные скорости при 2100 об/мин, км/ч | Вперед — 12 (8 км для болотного мода) Назад — 12 (8 км для болотного мода) |
Модификации и особенности
Семейство ТМ 10.11 выпускается в нескольких модификациях (ТМ 10.11 GST15, ТМ 10.11 Е и другие). Они различаются по применению, типу устанавливаемого оборудования, двигателю и элементам конструкции.
Серия ТМ 10.11 имеет следующие преимущества:
- стыковка основных узлов и элементов с машинами Челябинского тракторного завода составляет 85-90% (наибольшая для узлов с высокой степенью износа). Эта возможность значительно сокращает время доставки запчастей – не более 7 дней в любой регион страны;
- демократичная стоимость. Российская сборка делает бульдозер доступным для большинства потребителей;
- длительный срок службы и надежность;
- широкий модельный ряд. Модель можно приобрести в стандартной и расширенной комплектациях с учетом потребностей заказчика;
- удобное управление всеми функциями и перемещением с помощью 2-х джойстиков;
- высокая экологичность. Объем вредных выбросов в атмосферу в семействе ТМ 10.11 значительно снижен;
- гидростатическая трансмиссия повышает удобство работы и повышает безопасность эксплуатации.
Читайте также: Колесные экскаваторы – Основные средства
Устройство и особенности эксплуатации
Бульдозер ТМ 10.11 был основан на конструкции трактора ТМ 10.00, поэтому во многих элементах эти машины схожи. Сварная несущая рама отличается повышенной жесткостью. Он способен выдерживать большие нагрузки, что позволяет использовать технику в самых тяжелых условиях. Ходовая часть основана на трехточечной жесткой подвеске с листовыми рессорами или выравнивающей балкой (в зависимости от версии). Опорные катки установлены на К-образных каретках, где качательные движения амортизируются полиуретановыми подушками. Каретки установлены на каретке, жестко прикрепленной к раме. Особенностью шасси является микродемпфирование, которое обеспечивается 3-мя высокопрочными резиновыми подушками и делает работу на машине более комфортной.
Трак состоит из 42 башмаков шириной 500 мм. Натяжение гусениц регулируется гидравлическим механизмом. Ходовая часть включает по 2 опорных катка и по 6 опорных катков с каждой стороны, которые смазываются в течение всего периода эксплуатации.
TM 10.11 предлагается с несколькими вариантами перевода. Базовые версии комплектуются механическими коробками передач с 12-ступенчатыми коробками передач (8 вперед, 4 назад). Управление в данном случае гидросерв. Такая передача проста и надежна. В качестве тормозной системы используются ленточные тормоза сухого трения.
Последние модификации ТМ 10.11 оснащены гидростатической трансмиссией BOSCH-REXROTH производства Германии. Характеризуется повышенным сроком службы, плавным ходом и бесступенчатым переключением. Коробка передач выполнена на базе пары гидронасос-гидромотор, управление электрогидравлическое. Отдельные элементы и бортовые передачи производятся в Германии/Италии, что положительно сказывается на надежности коробки передач. Гидравлическая тормозная система работает на базе закрытых многодисковых муфт.
Гидравлическая система представляет собой отдельный узел. Используется тандемный насос НШ-100/50А-3Л производительностью 180 л/мин. Предельное давление в системе 18 МПа. В системе фильтрации используется двойная очистка: на всасывании после гидронасоса (напорный элемент) и на сливе (полнопоточный фильтр).
Оборудование, используемое с бульдозером ТМ 10.11, представлено следующими агрегатами:
- полусферический отвал типа Е (базовая комплектация);
- прямое поворотное лезвие;
- однозубый рыхлитель типа Н;
- трехзубый рыхлитель.
ДСТ УРАЛ для модели ТМ 10.11 создал специальную шестигранную кабину с бронированной крышей и двойными окнами, которая одновременно обеспечивает отличный обзор и защиту водителя. Приточная вентиляция, дополненная воздушным фильтром, и обогреватель способствуют повышению комфорта работы. Сама кабина подрессоренная, поэтому вибрации в салоне при любых условиях остаются минимальными. Кроме того, предлагаются системы защиты ROPS/FOPS, повышающие безопасность в случае падения посторонних предметов на крышу или опрокидывания техники.
Кабина отвечает современным требованиям, просторный салон с удобным сиденьем с регулировкой по весу и росту снижает утомляемость водителя при работе. Защита днища и шлангов гидравлического контура предохраняет от случайного повреждения. В качестве опций доступны кондиционер, внешний аккумуляторный отсек, аварийный люк на крыше, фонарь-рыхлитель, антивандальная система и дополнительный отопитель.
Управление движением осуществляется с помощью 4-х позиционного джойстика, работа с навесным оборудованием управляется точно так же. Такой механизм позволяет оператору без опыта эффективно управлять машиной.
Обслуживание модели ТМ 10.11 упрощается за счет следующих решений:
- сегментированное ведущее колесо, снижает объем работ, связанных с обслуживанием;
- визуальный индикатор гидробака;
- открытая версия главной передачи;
- специальные напорные фильтры;
- широкие боковые двери в моторный отсек.
Бульдозер-болотоход ТМ 10.10Б ГСТ10
Технические характеристики
|
Технические характеристики бульдозера ТМ 10
Создание новой модели трактора, обладающей повышенными мощностными и тяговыми характеристиками, стало возможным в результате внесения некоторых изменений в конструкцию, основные рабочие механизмы и агрегаты базовой модели спецтехники:
- В новой модели техники используется двигатель ЯМЗ 238М2-2, который в сочетании с коробкой передач механического типа имеет высокие технико-экономические показатели, отличается надежностью и прочностью конструкции, имеет длительный срок службы. Номинальная мощность двигателя составляет 240 л.с. Данный вид спецтехники относится к 15 тяговому классу
- Для изготовления рамы производитель использует прочный стальной спав, компоненты которого сварены с высокой точностью. С каждой стороны бульдозера установлено по 6 опорных и 2 опорных катка. Кроме того, смазка подшипников качения рассчитана на весь срок службы оборудования. Трак состоит из 42 башмаков, ширина каждого башмака достигает 500 мм. Благодаря использованию системы натяжения гусениц гидравлического типа производителю удалось добиться высокого уровня практичности и надежности гусеничного механизма нового бульдозера.
- Механическая коробка передач обеспечивает 8 скоростей переднего хода и 4 скорости заднего хода. Благодаря применению гидросервантного типа управления процесс переключения передач происходит без лишних физических усилий, не приводит к возникновению резких рывков в работе оборудования, а также без изменения мощности двигателя.
- У водителя есть уникальная возможность управлять движением самого бульдозера и его навесного оборудования с помощью специальных джойстиков. Кабина имеет форму шестиугольника с установленным на крыше люком. Отличительной чертой кабины бульдозера ТМ 10, фото которой представлено вашему вниманию, является использование двойных окон, бронированной крыши и двойного окна. Водитель может регулировать рабочее место самостоятельно с помощью специального гидравлического ручного рычага. Для обеспечения максимально комфортных условий работы водителя кабина оборудована сухим воздухоочистителем, который также используется для очистки воздуха в кабине от частиц пыли. Днище кабины выполнено из бронированного металла, что является гарантией от различных видов механических повреждений днища.