Наверху сказали: «надо»
Переломным стал 1956 год. Ленинградский филиал ВНИСтройдормаш и Экскаваторный завод разработали проект нового колесного пневмоэкскаватора Э-302. Низкий капот, поперечно расположенная силовая установка, пневматическое управление основными механизмами и отделенная от моторного отсека кабина управления характеризовали его как достаточно компактный и легкий. На данном этапе это были единственные положительные стороны машины. В остальном было много конструкторских ошибок и недостатков. Несмотря на явно сырую конструкцию, заместитель министра Министерства СД и КМ СССР Н.К. Гречин утвердил план кооперации в производстве этой модели на двух экскаваторных заводах одновременно — Ленинградском и Калининском. Классический пример поведения советской административной системы, когда сверху говорили «надо», полностью игнорируя мнения практиков. Однако именно так появился герой нашего рассказа.
На плечи отдела главного конструктора Калининского экскаваторного завода легла тяжелая ноша по доведению конструкции экскаватора Е-302 до правильного технического уровня. В процессе серийного выпуска все нововведения сразу внедрялись в производство, в итоге калининцы добились выпуска более-менее экономичных машин.
Естественно, военные внимательно следили за развитием модернизации экскаватора. С учетом перечисленных положительных характеристик и начала серийного производства подготовили тактико-техническое задание на разработку на его базе модификации, в которой шасси выполняет роль автомобиля ЯАЗ-214.
В декабре 1957 г под руководством главного инженера машиностроительного отдела Калининского совнархоза М.А. Аренгольда в присутствии представителя ВНИИСтройдормаш А.С. Реброва, а также заинтересованных лиц из Госстроя СССР и Инженерного комитета инженерных войск, состоялось техническое совещание. Цель оценки — проект технической работы (техническое) мобильного экскаваторного крана с ковшом вместимостью 0,3 м3 и грузоподъемностью 5 тонн, выполненный специалистами Калининского завода под руководством главного конструктора проекта SA Børster. По результатам совещания было принято решение изготовить опытный образец по чертежам, разработанным ОГК.
4 апреля 1958 г главный инженер завода Н.Н. Кучминский и начальник ОТК Ю.С. Прокофьев осмотрел опытный экскаватор, который имел маркировку Е-305. В ходе осмотра установлено, что сборка машины удовлетворительная, соответствует чертежам и спецификациям. При испытаниях на холостом ходу замечаний к работе механизмов не было – экскаватор был допущен к заводским испытаниям.
Проездные, а также заводские испытания, проходившие с 10 апреля по 27 июня 1958 г со всеми типами заявленного рабочего оборудования, показали, что фактические технические характеристики соответствуют данным, предусмотренным проектом, за исключением крана. Устранение выявленных дефектов (10 баллов) не привело к изменению основных размеров и значительным изменениям. По заключению комиссии, Е-305 исправен и пригоден для дальнейших испытаний.
Универсальная техника
Область применения автокранов и экскаваторов в войсках настолько широка, что их можно выделить из некой универсальной группы. Крановое оборудование было представлено продукцией Клинцовского автокранового завода. Прежде всего, это новая модель КС-65719-3К грузоподъемностью (грузоподъемностью) 40 тонн с 4-секционной яйцевидной стрелой длиной 34 м на шасси КамАЗ-63501 8х8. Кран оборудован съемным противовесом и гидравлическим столом для монтажа и демонтажа. Дополнительное оборудование – 9-метровая стрела.
40-тонный грузовик стоял рядом с моделями меньшей грузоподъемности: КС-45719-7М грузоподъемностью 16 тонн с 3-секционной яйцевидной стрелой длиной 23 м на шасси КамАЗ-53501 6х6 и краном КС-55729- 7М грузоподъемностью 32 т с 4-секционной яйцевидной стрелой длиной 30 м на шасси КамАЗ-53501 8х8.
Экскаваторная техника представлена двумя моделями. Это модель ЭОВ-3523, выпускавшаяся несколько лет с ковшом 0,8 м3 и глубиной копания до 5 м, на шасси КамАЗ-53501 6х6 и новая модель ЭОВ-3521М-1, с ковшом 0,65 м3 и глубиной копания до 4 м, на шасси Урал-4320. Новую модель отличает конструкция рукоятки, улучшенная кинематика сочленения стрелы с рукоятью, что придает большую прочность этому узлу, хотя в нем используются те же материалы. Плюс более доступное шасси.
На выставке Уралвагонзавода экспонировался бронированный бульдозер ЧТЗ Б-10 М2С.5000Э1Н. Бульдозер оснащен двигателем Cummins мощностью 140 кВт, возможна установка ЯМЗ-236. Броня защищает водителя, внутреннее оборудование кабины, топливный бак и моторный отсек от пуль калибра 7,62 мм. Вес бульдозера 21 800 кг. Возможна установка других уровней защиты, в том числе с противокумулятивными сетками.
Технические характеристики
Эксплуатационные характеристики экскаватора КрАЗ изменились в соответствии с новыми требованиями и технологиями. На момент выпуска землеройная техника на базе вездехода КрАЗ считалась одной из самых передовых в мире.
Технические характеристики моделей 255B и 260 следующие:
- мощность двигателя — 240-300 л.с при 2400 об/мин;
- объем двигателя — 14,9-16,0 л;
- коробка передач – механическая с двумя дисками сцепления;
- раздаточная коробка — двухступенчатая, механическая с валом отбора мощности для лебедки и другого вспомогательного оборудования;
- рулевое управление — редукторного типа с гидроусилителем;
- тормоза — барабанного типа;
- полная масса с топливом и маслом – 18200 кг;
- глубина копания – 330 см;
- площадь вылета стрелы – 750 см;
- объем ковша – 0,68 м³;
- минимальный радиус разворота – 14,7 м;
- максимальная грузоподъемность — 2500 кг;
- угол возвышения — 60º;
- преодолеть брод – 100 см.
Сегодня инженеры Кременчугского автозавода продолжают совершенствовать выпускаемую технику. Он оснащен новыми современными двигателями, кабинами и землеройным оборудованием. КрАЗ остается символом качества.
В условиях полной секретности
На основании приказа начальника инженерных войск от 9 октября 1958 года комиссия в составе семи представителей Инженерного комитета IV, среди которых был только один гражданский — главный конструктор, с 10 октября по 12 декабря , 1958 г., проведены полигонные испытания экскаватора. Цель: проверить соответствие машины заданным ТТТ и выявить ее работоспособность в боевой технике.
Замечаний по работе с «обратной» и «прямой» лопатой не было. Серьезные нарекания вызвало драглайновое оборудование, в котором используется 10-метровая сетчатая стрела. Несмотря на свою эффективность, он сильно снижал транспортабельность экскаватора в целом. В транспортном положении высота по оголовку стрелы составляла 6,9 м (!), что делало невозможным передвижение не только в деревне или в лесу, но и в полях. В качестве альтернативы рассматривалась возможность перевозки за машиной экскаватора с опущенной стрелой. Но и тут ковш, которым раскачивался экскаватор, не позволял двигаться быстрее 10-12 км/ч.
Также планировалось использовать для крановых работ решетчатую стрелу длиной от 10 до 15 м. Но в связи с установкой на автомобиль шин низкого давления, при подъеме грузов возникала их нисходящая тяга, что значительно увеличивало вылет крюка. Явление тем опаснее, чем больше масса подвешенного груза и чем длиннее стреловое оборудование. Ситуацию можно исправить, установив на шасси простейшие опорные стойки, но в конструкцию они не включены из-за достижения предела грузоподъемности базового автомобиля. В результате было принято решение отказаться от использования решетчатой стрелы для крана и использовать для этой цели стрелу экскаваторного оборудования. По грузоподъемности (5 тонн), высоте подъема и дальности полета он полностью устраивал военных по характеру выполняемых работ.
Несмотря на конструктивные и производственные дефекты, выявленные при испытаниях комиссией, экскаватор по своим эксплуатационным характеристикам в основном соответствовал ТТТ. А главное, Е-305 оказался очень подвижным, развивая скорость до 55 км/ч. Такая машина нужна войскам немедленно! В результате для нужд инженерных войск для повышения маневренности и открытости землеройных машин на основании приказа начальника ИВ № 8 от 9 января 1959 г экскаватор Э-305 был принят заказчиком для снабжения войск.
В том же году Калининский экскаваторный завод выпустил первую партию экскаваторов, опытный образец которых с 21 по 31 декабря прошел заключительные войсковые испытания в Киевском военном округе.
В 1960 году по дополнительным тактико-техническим требованиям экскаватор Э-305 был достроен и получил обозначение Э-305В. Буква «В» в индексе не указывает на третью модернизацию, если расшифровывать по действующей системе индексации, а означает «военную». В качестве базы сейчас используется автомобиль КрАЗ-214, аналог ЯАЗ-214, производство которого было перенесено на Кременчугский автомобильный завод из Ярославля, в связи с изменением профиля последнего. Экскаватор Э-305В был принят на вооружение не только инженерами, но и другими родами войск, а также частями ВМФ СССР (Приказ министра обороны № 24 от 20 февраля 1960 г).
Базовое шасси
Автомобиль оснащен восьмицилиндровым ярославским дизелем модели 238, развивающим мощность до 240 лошадиных сил. Трансмиссия состоит из пятиступенчатой главной коробки передач и двухступенчатой раздаточной коробки. За счет большого количества агрегатов в коробке передач и больших колес расход топлива не опускается ниже 40 литров на сто километров. Запас топлива хранится в двух цилиндрических баках и составляет 330 литров.
При движении к месту проведения работ экскаватор может разгоняться до скорости 70 км/ч и преодолевать ямы и рвы шириной не более метра. Это вполне приемлемый показатель для крупной и тяжелой (вес около 20 тонн) машины. Кабина установки не отличается от оборудования грузовика и рассчитана на водителя и пару пассажиров.
Принцип действия
Основным рабочим органом ЭОВ-4421 является ковш перевернутой схемы. Для экскаватора доступен только один вариант ковша с максимальной емкостью 650 литров. Благодаря такому расположению работа ведется по необычной методике – сверху вниз. Все приводы стрелы и ковша выполнены от гидроцилиндров и единой линии высокого давления. Насос системы приводится в действие дополнительным дизельным двигателем, который напрямую связан с рабочим валом насоса. Радиус действия фиксированного шасси составляет всего 7,3 метра.
Основным недостатком станка является невозможность установки стандартного прямого лотка. Из-за этого резервов для улучшения характеристик ЭОВ-4421 нет. Однако экскаватор продолжает широко использоваться во многих работах благодаря отличной проходимости и экономичности в эксплуатации.
Общее описание техники
Экскаватор на базе КрАЗ предназначен для работы в труднопроходимой местности. Стране требовалось много землеройных машин, которые можно было бы эксплуатировать на крупных стройках, развернувшихся в отдаленных районах. Конструкция экскаватора проста и надежна. Для экскаватора была изготовлена кабина, рассчитанная на 3 места. Каркас кабины был сделан из деревянных балок и обшит листовым железом. Затем кабину заменили на цельнометаллическую с шумоизоляцией и внутренней отделкой.
«Сердце» автомобиля — V-образный восьмицилиндровый дизельный двигатель. Каждый цилиндр оснащен 2 клапанами. Для работы в условиях Крайнего Севера и Сибири автомобиль имеет предпусковой подогреватель двигателя. Для движения по труднопроходимой местности экскаватор оборудован мощной лебедкой.
Автомобиль имеет дисковое сцепление. Шестерни коробки передач находятся в постоянном зацеплении. Коробка передач пятиступенчатая, оснащена синхронизаторами. 5 карданных валов обеспечивают передачу крутящего момента на каждое колесо шасси. Все мосты токопроводящие, что обеспечивает отличную проходимость и проходимость по вечной мерзлоте.
Землеройная техника работает на гидравлике. Все узлы и механизмы выполнены с большим запасом прочности. Случаи поломок крайне редки, они происходят из-за естественного износа или нарушения правил эксплуатации. В транспортном положении стрела жестко крепится к переднему бамперу.
Читайте также: Технические характеристики бульдозеров Четра: Т9, Т11, Т15, Т20, Т25, Т35, Т40
Цифры на фоне славной истории
За годы производства Кременчугский автомобильный завод поставил в вооруженные силы СССР и союзных стран около 82 тысяч автомобилей КрАЗ-225 различных модификаций и исполнений. Рекордные поставки отмечены в 1981 году, когда КрАЗ выпустил и поставил в Вооруженные Силы СССР и на экспорт 5591 автомобиль.
Всего за весь период производства с конвейера Кременчугского автозавода сошло 197 155 грузовиков этого семейства. После распада Советского Союза грузовик выпускался еще около двух лет, но в 1993 году был снят с производства, уступив место более современным и экономичным моделям грузовиков повышенной проходимости. Если взять за отправную точку общее количество автомобилей, выпущенных в советский период в Кременчуге, «Лаптежники» составляют четверть объема всех грузовиков, сошедших с конвейера завода.
Семейство КрАЗ-225Б — один из самых успешных проектов не только кременчугских автопроизводителей, но и всего советского автопрома. Благодаря этому «Лаптежник» по праву стал символом и олицетворением кременчугского бренда.
Эвакуация и ремонт
Кран-манипулятор «Велмаш-С» КМУ В-10-2 использовался в составе мобильного инженерно-ремонтного комплекса ПИРК на базе КамАЗ-63501 разработки АО «НПП «Проект-Техника» из Москвы. Комплекс предназначен для технической диагностики, эвакуации и восстановления техники. Мастерская представляет собой контейнер, который перевозится на автомобильной платформе. Контейнер оборудован гидравлическими опорами для самозагрузки и разгрузки. Автомобиль с КМУ используется для перевозки узлов и агрегатов. КМУ оснащен лебедкой, что расширяет возможности крана.
В ближайшее время в состав комплекса ПИРК войдет пневмокаркасный ангар, разработанный в 2020 году ООО «ТРИУМФ» из Санкт-Петербурга. Ангар разворачивается за 25 минут и работает при температуре от -40 до +50 °С и ветре до 20 м/с. Пневмокаркасные ангары – новое, перспективное направление в военном обеспечении.
КМВ-10В — бортовая машина КамАЗ-53501 с КМУ В-10-2 «Велмаш-С» — универсальное средство механизации погрузочно-разгрузочных работ во всех родах войск, в том числе в составе передвижных мастерских по ремонту инженерной, бронетанковой техники, автомобиль и другая техника. Стандартная лебедка обеспечивает низкие скорости опускания и подъема груза, что особенно важно при работе с опасными грузами, такими как боеприпасы и взрывчатые вещества.
Продукция Великолукского – КМУ и крюковые погрузчики – используется и на другой спецтехнике. Так, автомобиль КАМАЗ-63501 с крюковым погрузчиком используется для перевозки технического разведывательного десантного корабля на воздушной подушке ИРК.
КМУ (г. Ишимбай, Республика Башкортостан) используется в составе мастерских по ремонту бронетехники на шасси КамАЗ и Урал. Это ремонтная мастерская МТО-УБ1 на базе Урал-4320 и МТО-УБ2 на базе КамАЗ-5350. Кран-манипуляторная установка по своим возможностям, грузоподъемности и скорости развертывания не идет ни в какое сравнение с устаревшими стрелами, которые вручную устанавливались на бампер, а для подъема груза использовалась обычная автомобильная лебедка.
КМУ «ИНМАН» также используется в составе легкоколёсной ремонтно-эвакуационной машины РЭМ-КЛ на базе Урал-532362 и автомобиля технической помощи МТП-А2 на базе КамАЗ-43101, предназначенного для эвакуации, оказания технической помощи водителям, ремонта и техническое обслуживание автомобильной техники.
На службе…
Летом 1963 года один из серийных экскаваторов Э-305В в Звенигородском санатории Московской области был испытан на эффективность внесенных изменений по результатам контрольных испытаний. Несмотря на короткий срок, команде Калинина удалось устранить замечания в 14 баллов, но основные недостатки повторились вновь (21 балл). В ходе испытаний произошло 14 поломок экскаваторного оборудования и 5 поломок наземной машины. И снова встал вопрос о приостановке поставок экскаваторов в войска (на 1964 г).
Дальнейшая напряжённая работа ОГК на Калининском заводе позволила исправить большинство замечаний, отмеченных при контрольных испытаниях 1962 и 1963 годов, но некоторые моменты оказались тупиковыми в плане решения. Но так или иначе, внесенные в экскаваторную установку изменения выявили, что основные эксплуатационные характеристики стали значительно отклоняться от первоначальных в лучшую сторону. Также изменилась марка базового автомобиля: вместо снятого с производства КрАЗ-214 в Кременчуге начат выпуск усовершенствованной модели КрАЗ-214Б. Пришло время для первого серьезного обновления.
В 1965 году был изготовлен опытный образец экскаватора Э-305АВ на базе КрАЗ-214Б. По сравнению с Э-305В на нем использовались ковш увеличенной до 0,4 м3 вместимости и более мощный двигатель рабочего оборудования Д-65 (65 л.с.), что сразу сказалось на производительности земляных работ — она возросла с 40–45 и выше до 53 –60 м3/т. Вместо опорно-поворотного устройства роликового типа установлено унитарное опорно-поворотное устройство. Усиленная конструкция поворотного стола и ходовой рамы. Решетчатая стрела навсегда исключена из списка сменного оборудования.
Контрольные испытания Е-305АВ прошли на полигоне Военно-политической академии. Ленина с 25 августа по 10 ноября 1965 года. Здесь экскаватор не зря забрасывал землю, а проводил земляные работы по сооружению пути для проезда гусеничной техники. Комиссия признала, что значительно повышена надежность экскаватора, улучшены условия ремонта, наладки узлов и агрегатов. Серьезных замечаний по базовой машине не было. Единственное, что не удовлетворило, так это значительные затраты времени на сборку землеройной техники под крановое оборудование. Эта проблема была решена за счет применения специальных фиксаторов рукоятки стрелы и специальной системы снятия крюка, что позволило не разбирать рукоять и сократить время дооснащения в 6-7 раз! Экскаватор Э-305АВ начал поступать в войска в 1966 году.
Но уже в следующем, 1967 году, КрАЗ-214Б сняли с производства и начали выпуск знаменитой «лапки» — автомобиля КрАЗ-255Б. Исходя из этого, после проведения всех необходимых испытаний в 1968 году, в 1969 году начали серийное производство военного экскаватора Э-305БВ. Технические характеристики новой машины изначально были оставлены без существенных нововведений – конструкция совершенствовалась за годы производства. Главное, что использование более мощной машины позволило увеличить транспортную скорость до 71 км/ч, что повысило подвижность саперных колонн при движении.
С 1973 года Калининский экскаваторный завод, как и многие другие заводы отрасли, начал постепенный переход на производство экскаваторов с гидроприводом. Их конструкция принципиально отличалась от механики, что требовало соответствующего переоснащения производства. В результате с 1975 года завод прекратил выпуск машин с механическим приводом унифицированных серий Е-302Б, Е-304В и. сделал исключение для «305-го». Основная цель главного заказчика — Министерства обороны СССР — осталась прежней: насытить войска столь необходимыми землеройными машинами. Естественно, дальнейшая модернизация Е-305БВ была признана нецелесообразной. Но в процессе производства все же были внесены минимальные доработки: кабина экскаватора получила увеличенную площадь остекления, базовый автомобиль КрАЗ-255Б был заменен на модернизированный КрАЗ-255Б1 (с 1979 г.) и т.д.
Конечно, морально и технически устаревший, зато простой и надежный! Как и в любом машиностроении, механизмы экскаватора требуют доводки в процессе эксплуатации. В нем регулируется все — от подтяжки тормозных лент до силы нажатия на педали. С посредственным механиком работа экскаватора может превратиться в пытку. При грамотном подходе управление не требует применения чрезмерной физической силы. Водитель манипулирует пневматическими катушками управления с помощью рычагов, и всю тяжелую работу по включению и выключению сцепления выполняет воздух. Не забывайте о преимуществах механического привода перед гидравлическим при отрицательных температурах. Однако самым весомым аргументом является то, что навыки работы с механическими экскаваторами в то время имел каждый машинист, так как парк экскаваторов в СССР до 1980-х годов состоял в подавляющем большинстве из машин этого типа. Поэтому неудивительно, что экскаваторы модели Е-305БВ выпускались до середины 1980-х годов!
Аренда и покупка одноковшового экскаватора ЭОВ-4421
Экскаватор ЭОВ-4421, получивший широкое распространение в инженерных войсках, можно приобрести и арендовать как в компаниях СпецСтрой в России, так и на базах хранения спецтехники, реализующих их по переделке. Стоимость колеблется в районе 500 000 рублей. Аренда этого класса машин на независимых колесах дает заказчику ряд преимуществ как в плане затрат, так и в выполнении специальных работ, требующих точности. У арендодателя отлажена система технической помощи и доставки ГСМ до места назначения. По договору они должны поставить оборудование, набрать обученных специалистов и подготовить документы, что избавит заказчика от организационных проблем.
О надежности землеройной техники, выпускаемой для нужд Вооруженных Сил, свидетельствуют многочисленные факты. Усиленные конструкции и улучшенные характеристики делают его актуальным для использования сегодня.
Счастливая судьба «305-го»
В 1990-е годы в различных уголках Союза значительное количество этих машин находилось на текущем довольствии. Как правило, поддержание их в рабочем состоянии осуществлялось путем переборки образцов, не поддающихся восстановлению. На волне конверсии большинство экскаваторов Э-305БВ были проданы и использовались (и используются до сих пор!) в гражданском строительстве.
Без преувеличения эти легендарные экскаваторы стали своеобразным символом мощи советской армии. Трудно оценить тот объем работы, который был проделан ими для повышения обороноспособности и развития народного хозяйства страны. Не легкое становление и тяжелые трудовые будни, а судьба «305» семью можно назвать вполне благополучной. К таким долгожителям можно отнести единицы машин в Союзе, ведь серийный выпуск Е-305 в различных модификациях (тут же следует добавить Е-305А и Е-305Б для строительных работ) длился почти 35 лет! Экскаватор испытал пять базовых моделей вездеходов — от ЯАЗа до КрАЗа.
Не секрет, что военная техника в СССР всегда была в авангарде технической мысли и производственных достижений. Появление в 70-х годах народнохозяйственных землеройных машин с прогрессивным гидроприводом не могло обойти вниманием военных. Пришло время создать специальный военный экскаватор, максимально отвечающий значительно возросшим тактико-техническим требованиям. Работы по этой теме велись под шифром «Кирасир»…