КамАЗ-5320, ПГУ: устройство и принцип работы

КамАЗ и БелАЗ

Предназначение и устройство

Грузовик – достаточно массивное и крупное транспортное средство. Лечение требует недюжинной физической силы и выносливости. ПГУ КамАЗ-5320 упрощает настройку автомобиля. Это небольшое, но полезное устройство. Он позволяет не только упростить работу водителя, но и повышает производительность труда.

Соответствующий узел состоит из следующих элементов:

  • Толкатели поршня и регулировочная гайка.
  • Пневматический и гидравлический поршень.
  • Пружинный механизм, редуктор с крышкой и клапаном.
  • Седло диафрагмы, направляющий винт.
  • Перепускной клапан и толкатель поршня.

Регулировки

Если серьезных поломок обнаружено не было и замена элементов конструкции или прокачка сцепления не нужны, можно произвести регулировку ряда деталей. Это не только продлит срок службы узла сцепления, но и улучшит работу автомобиля.

Регулировка свободного хода

Величина свободного хода педали, отвечающей за сцепление, не должна превышать 6-15 мм. Измерить значение можно будет с помощью стандартной линейки. Для этого он должен упираться в пол салона.

Если окажется, что вышеперечисленные показатели превышены, рекомендуется отрегулировать зазор, образующийся между монтажным толкателем и поршнем. Для правильного выполнения процедуры вытяните педаль до упора, а затем:

  1. Ослабьте гайку и ослабьте ее с помощью гаечного ключа.
  2. Покрутите палец, который отвечает за соединение рычага с ушком, который находится сверху.
  3. Переместите педаль из верхнего положения в положение контакта с поршнем на 6-15 мм.

Дальше останется только закрутить коронку и проверить надежность фиксации.

Регулировка свободного хода муфты

Втулка подшипника является одним из важных элементов в сборке. Величина свободного хода не должна превышать 4 мм для комфортного и быстрого включения сцепления. Вы можете убедиться, что это требование выполнено, переместив рычаг.

Для регулировки достаточно зафиксировать шаровую гайку толкателя пневмоусилителя и соединить пружину с рычажной конструкцией.

Регулировка толкателя сцепления

Общая длина хода должна быть более 25 мм. Только благодаря этому параметру можно обеспечить полное выключение конструкции сцепления. Если размер меньше, сделать это будет невозможно, что приведет к быстрой поломке узла.

Вы можете проверить весь ход, нажав педаль сцепления до упора. Если все в порядке, проблем в виде посторонних звуков или затруднений при выполнении действия не возникнет. Если значения недостаточно, рекомендуется проверить уровень жидкости внутри бачка, а также отрегулировать свободный ход педали.

Прокачка сцепления МАЗ, несомненно, сложная процедура, но ее можно выполнить самостоятельно с помощником или стоппером. В этом случае совсем не обязательно обращаться в специализированные центры, если владелец автомобиля знает свое устройство и способен решить проблему, следуя инструкции.

Особенности

Кассетная система усилителя состоит из двух элементов. Передняя часть изготовлена ​​из алюминия, а задняя — из чугуна. Между деталями предусмотрена специальная прокладка, играющая роль уплотнителя и мембраны. Следящий механизм регулирует изменение давления воздуха на пневматический поршень в автоматическом режиме. В этот узел также входят уплотнительная втулка, пружины с диафрагмами, а также впускной и выпускной клапаны.

запчасти КАМАЗ

Принцип работы ПГУ

Сегодня в трансмиссию машины встроено несколько типов силовых преобразователей, но принцип работы ПГУ КамАЗ одинаков. Конструктивно механизм соединен двумя узлами, расположенными в каркасе:

  • Механизм слежения;
  • Цилиндрическая камера, выполняющая функции за счет пневматики.

Блок слежения управляет ПГУ, контролируя силу, с которой водитель нажимает на педаль сцепления. Когда давление достигает нужного значения, часть воздушной массы подается в цилиндр. В состав следящего устройства входит мембрана, иногда выполняющая роль уплотнителя для частей скелета. Механизм также имеет поршень, соединенный с ножным рычагом сцепления с помощью гидравлики. Кроме того, имеется впускной и выпускной клапан, оба пневматические и взаимодействующие с поршнем. Поскольку в работе механизма задействованы как гидравлические, так и пневматические элементы, в ПГУ подается как воздух, так и жидкость.

Пневматический цилиндр действует как движущая сила механизма сцепления. Составные части узла, поршень и упругий элемент, размещены в цилиндрическом корпусе. Сцепление выключается и включается с помощью штока, который выходит из усилителя и крепится к поршню. В некоторых модификациях толкатель управляет клапаном, перекрывающим перегородку. Процесс возможен благодаря твердому акценту на деталях.

Благодаря компактным размерам механизм ПГУ монтируется на картере сцепления. Вилка штока выключения сцепления взаимодействует с толкателем усилителя за счет упора через насадку сферического профиля. Соединение не жесткое, за счет этого возможна регулировка ПГУ КамАЗ изменением положения гайки на штоке.

При отпускании ножного рычага блок слежения ПГУ КамАЗ препятствует открытию впускного пневмоклапана. Таким образом, воздушная масса из пневмоконтура в цилиндрическую полость исполнения не подается, упругий элемент удерживает поршень в конечной мертвой точке, сцепление включено. Приложенное усилие на ножном рычаге провоцирует увеличение давления смазки в следящем механизме.

Движение поршня под действием давления открывает пневматический впускной клапан, воздушная масса под давлением поступает в цилиндрическую полость исполнения, перемещает поршень, а толкатель отключает сцепление. Снятие ноги с рычага запускает обратную реакцию. Пневматический впускной клапан закрывается, выпускной клапан, наоборот, открыт. Падение давления в цилиндрической полости конструкции приводит в действие муфту.

Принцип действия

При нажатии на педаль сцепления под давлением жидкости блок ПГУ КамАЗ-5320 давит на шток толкателя и поршень, после чего конструкция вместе с диафрагмой смещается до открытия впускного клапана. Затем воздушная смесь из пневмосистемы автомобиля подается на пневмопоршень. В результате усилия обоих элементов суммируются, позволяя убирать вилку и выключать сцепление.

После снятия ноги с педали сцепления давление основной питающей жидкости падает до нуля. В результате снижается нагрузка на гидропоршни привода и толкателя. По этой причине гидропоршень начинает двигаться в обратном направлении, закрывая впускной клапан и перекрывая напорный поток из ресивера. Пружина сжатия, воздействуя на поршень толкателя, переводит его в исходное положение. Воздух, который первым вступает в реакцию с пневматическим поршнем, выбрасывается в атмосферу. Шток с обоими поршнями возвращается в исходное положение.

Осмотр и проверочные работы

Для начала необходимо определить, нужна ли регулировка сцепления и прокачка. Это можно понять по наличию или отсутствию подсоса воздуха. Чем сильнее течь, тем хуже работает пневмогидроусилитель.

Проверить это можно нормальным нажатием на педаль (двигатель должен быть выключен). Если водитель слышит характерный свист, это говорит о сильной течи. Если по звуку определить не удалось, можно воспользоваться мыльным раствором. Появление пузырей укажет на неисправность в системе сцепления.

Устройство ПГУ (пневмогидроусилитель сцепления)

Пневмогидравлический привод сцепления служит для уменьшения усилия, прилагаемого водителем к педали сцепления.

  • гидроцилиндр с поршнем, штоком и пружиной;
  • пневмоцилиндр с поршнем, штоком (общим с поршнем гидроцилиндра) и возвратной пружиной;
  • следящий механизм, состоящий из следящего поршня с манжетой, диафрагмы (зажатой между двумя частями корпуса), в центре которой закреплено седло выпускного клапана, диафрагменной возвратной пружины;
  • выпускной и впускной клапаны (на одном штоке) с возвратной пружиной;
  • седла впускных клапанов;
  • отверстие, закрытое герметиком от попадания грязи, которое соединяет поршневую полость пневмоцилиндра с окружающей средой.

При включенном сцеплении шатун прижимается к поршням гидро- и пневмоцилиндров. Следящий поршень занимает положение, соответствующее открытому выпускному клапану, соединяющему верхнюю поршневую полость пневмоцилиндра с окружающей средой, и закрытому впускному клапану.

При выключенном сцеплении рабочая жидкость из главного цилиндра поступает в гидроцилиндр пневмогидравлического усилителя, а заодно по каналу на ведомый поршень. Давление жидкости перемещает поршень к седлу выпускного клапана. Диафрагма, изгибаясь, перемещает седло выпускного клапана, которое сидит в седле, и изолирует верхнюю поршневую полость пневмоцилиндра от окружающей среды.

Далее усилие от выпускного клапана через шток передается на впускной клапан, который открывается, и сжатый воздух по каналу поступает в верхнюю поршневую полость пневмоцилиндра. Поршень пневмоцилиндра, который перемешивается, воздействует на шток гидроцилиндра. Поршень передает усилие толкателю, который воздействует на рычаг вилки сцепления. Часть сжатого воздуха поступает в полость диафрагмы.

Производство

ПГУ КамАЗ-5320 подходит для многих модификаций моделей этого производителя. Большинство старых и новых тракторов, самосвалов, военных вариантов оснащены пневмогидравлическим усилителем руля. Современные модификации, выпускаемые различными фирмами, имеют следующие обозначения:

  • Запчасти КамАЗ (ПГУ) производства ОАО «КамАЗ» (каталожный номер 5320) с вертикальным размещением блока сопровождения. Узел над корпусом цилиндра используется на вариациях под индексом 4310, 5320, 4318 и некоторых других.
  • ВАБКО. ПГУ под этой маркой производятся в США, отличаются надежностью и компактными размерами. Данная комплектация оснащена системой контроля состояния вкладышей, степень износа которых можно определить без разборки силового агрегата. Большинство грузовиков с коробкой передач 154-й серии оснащены этим пневмогидравлическим оборудованием.
  • Пневмогидравлический усилитель сцепления «WABKO» для моделей с коробкой передач типа ZF.
  • Аналоги производятся на заводе в Украине (Волчанск) или Турции (Юмак).

гидравлический усилитель сцепления

Что касается выбора усилителя, то специалисты рекомендуют покупать ту же марку и модель, которая изначально была установлена ​​на машине. Это обеспечит наиболее правильное взаимодействие усилителя и механизма сцепления. Прежде чем менять узел на новый вариант, проконсультируйтесь со специалистом.

Читайте также: Автобетоносмесители КамАЗ: технические характеристики, устройство, фото и видео

Усилители, применяемые на КамАЗ

Конструктивно автомобили КамАЗ предусматривают использование продукции как отечественного, так и зарубежного производства. Принцип работы механизмов идентичен, устройства отличаются характеристиками и конструкцией.

  • Так усилитель 5320, выпускаемый Камским заводом, конструктивно использует вертикальную компоновку толкателя, пневмоцилиндр также установлен вертикально. Такие агрегаты используются на модификациях: 5320, 4310, 43118 и др.
  • Усилитель WABCO производится в США. Изделие известно своими компактными размерами и маркировкой контроля износа футеровки, облегчающей использование ПГУ. Аналогичные устройства применяются на новых моделях автомобилей КамАЗ: 5460, 6450, 6460, 65117 и др. усилитель совместим с коробками серии «154», которые применяются с силовыми агрегатами, соответствующими нормам Евро-2 и Евро-3.
  • ПГУ «WABCO» для КамАЗ модификаций: 6460, 6520 и др техники с коробками ZF.
  • ПГУ «WABCO» для КамАЗ модификаций: 4308, на которые устанавливается пятиступенчатая коробка передач ZF.
  • Комбинированные установки по типу WABCO запущены в Украине и Турции.

Обслуживание

Для поддержания рабочего состояния узла выполняются следующие работы:

  • Визуальный осмотр для обнаружения видимых утечек воздуха и жидкости.
  • Затяжка болтов крепления.
  • Регулировка свободного хода ползуна с помощью сферической гайки.
  • Заливка рабочей жидкости в бак системы.

Следует отметить, что при регулировке ПГУ КамАЗ-5320 модификации Wabco износ накладок сцепления хорошо виден по специальному индикатору, который выдвигается под действием поршня.

ремонт ПГУ КАМАЗ 5320

Как отрегулировать

Под регулировкой понимается изменение свободного хода тяги выключения сцепления. Зазор проверяется перемещением рычага вилки от сферической поверхности гайки толкателя усилителя. Операция выполняется вручную; для уменьшения усилия необходимо демонтировать пружину рычага. Нормальный ход находится в пределах 5-6 мм (измеряется на радиусе 90 мм). Если измеренное значение находится в пределах 3 мм, его следует скорректировать, поворачивая сферическую гайку.

После регулировки необходимо проверить полный ход толкателя, который должен быть не менее 25 мм. Проверка проводится путем нажатия педали сцепления до упора.

При более низких значениях усилитель не обеспечивает полного разъединения дисков сцепления.

Кроме того, регулируется свободный ход педали, соответствующий началу работы главного цилиндра. Величина зависит от зазора между поршнем и толкателем. Нормальным считается ход 6-12 мм, измеренный в центре педали. Расстояние между поршнем и толкателем регулируется поворотом эксцентрикового пальца. Регулировку производят при полностью отпущенной педали сцепления (до соприкосновения ее с резиновым стопором). Штифт вращается до тех пор, пока не будет достигнут желаемый зазор. Затем затягивается гайка на регуляторе и устанавливается предохранительный штифт.

Разборка

Данная процедура, при необходимости, осуществляется в следующем порядке:

  • Задняя часть корпуса зажимается в тисках.
  • Болты ослаблены. Диски и крышка сняты.
  • Клапан вынимается из корпуса.
  • Передняя рама демонтируется вместе с пневматическим поршнем и его диафрагмой.
  • Сняты: мембрана, поршень толкателя, стопорное кольцо, элемент выключения сцепления и корпус уплотнения.
  • Перепускной клапанный механизм и люк с выпускной прокладкой сняты.
  • С тиса удаляют скелет.
  • Прижимное кольцо на задней части корпуса демонтировано.
  • На штоке клапана нет конусов, шайб и седел.
  • Штамп толкателя снимается (сначала нужно снять стопор и другие сопутствующие элементы).
  • Пневматический поршень, манжета и стопорное кольцо снимаются с передней части корпуса.
  • Затем все детали промываются бензином (керосином), опрыскиваются сжатым воздухом и проходят этап дефектации.

Варианты поломки

У любого механизма есть свой ресурс, соответственно поломки неизбежны. Некоторые детали автомобиля подлежат замене после определенного пробега. Сцепление – это специфический «орган» на машине, который используется постоянно. При этом срок службы напрямую зависит от добросовестного бережного отношения водителя. Если неаккуратно выжать педаль газа, кинуть, не выжать до конца, можно быстро «сжечь сцепление» или повредить ПГУ. Технически эти проблемы можно свести к нескольким пунктам.

  • Разбухает резиновое кольцо или манжета, соответственно клинит поршень толкателя ПГУ. Заклинившая деталь, предназначенная для постоянного движения, естественно останавливается в одном положении, тем самым замедляя работу всей системы.
  • Поврежденный впускной клапан обеспечивает слишком мало сжатого воздуха. Воздушные потоки помогают системе создать необходимое давление, отсутствие которого приводит к поломке.
  • Воздух внутри гидравлического привода мешает работе циркуляции. Водитель может почувствовать избыточное количество воздуха в виде зависшей педали сцепления.

В связи с тем, что в основе работы ПГУ лежат опорно-двигательные моменты, возникающие при повышенном давлении, проседание мягких колец, манжет, отсутствие воздуха или его присутствие в неположенных местах приводит к выходу из строя всей системы , нарушая работу ПГУ.

ПГУ КамАза-5320: неисправности

Чаще всего в рассматриваемом узле возникают следующие проблемы:

  • Поток сжатого воздуха недостаточен или полностью отсутствует. Причина неисправности — вздутие впускного клапана пневмоусилителя.
  • Заедание следящего поршня пневмоусилителя. Скорее всего, причина кроется в деформации уплотнительного кольца или манжеты.
  • Есть «неисправность» на педали, которая не дает полностью выключить сцепление. Эта проблема указывает на попадание воздуха в гидропривод.

принцип работы ПГУ КАМАЗ 5320

Варианты поломки

У любого механизма есть свой ресурс, соответственно поломки неизбежны. Некоторые детали автомобиля подлежат замене после определенного пробега. Сцепление – это специфический «орган» на машине, который используется постоянно. При этом срок службы напрямую зависит от добросовестного бережного отношения водителя. Если неаккуратно выжать педаль газа, кинуть, не выжать до конца, можно быстро «сжечь сцепление» или повредить ПГУ. Технически эти проблемы можно свести к нескольким пунктам.

  • Разбухает резиновое кольцо или манжета, соответственно клинит поршень толкателя ПГУ. Заклинившая деталь, предназначенная для постоянного движения, естественно останавливается в одном положении, тем самым замедляя работу всей системы.
  • Поврежденный впускной клапан обеспечивает слишком мало сжатого воздуха. Воздушные потоки помогают системе создать необходимое давление, отсутствие которого приводит к поломке.
  • Воздух внутри гидравлического привода мешает работе циркуляции. Водитель может почувствовать избыточное количество воздуха в виде зависшей педали сцепления.

В связи с тем, что в основе работы ПГУ лежат опорно-двигательные моменты, возникающие при повышенном давлении, проседание мягких колец, манжет, отсутствие воздуха или его присутствие в неположенных местах приводит к выходу из строя всей системы , нарушая работу ПГУ.

Ремонт ПГУ КамАЗа-5320

При дефектовке элементов сборки следует обратить особое внимание на следующие моменты:

  • Осмотр уплотнительных деталей. Не допускается наличие на них деформаций, вздутий и трещин. Если эластичность материала нарушена, элемент необходимо заменить.
  • Состояние рабочих поверхностей цилиндров. Проверяется внутренний зазор диаметра цилиндра, который должен фактически соответствовать стандарту. На деталях не должно быть вмятин и трещин.

В состав ремкомплекта ПГУ входят следующие запчасти КамАЗ:

  • Защитная крышка на задней части корпуса.
  • Редукционный конус и диафрагма.
  • Втулки для пневматических и толкающих поршней.
  • Крышка перепускного клапана.
  • Стопорные и уплотнительные кольца.

Замена и установка

Для замены рассматриваемого узла выполните следующие манипуляции:

  • Отбор воздуха от ПГУ КамАЗ-5320.
  • Рабочая жидкость слита или слив забит пробкой.
  • Демонтируется прижимная пружина вилки рычага сцепления.
  • Трубы, подающие воду и воздух, отсоединяются от агрегата.
  • Откручиваются винты крепления картера, после чего агрегат демонтируется.

неисправность пГУ КАМАЗ 5320

После замены деформированных и пришедших в негодность элементов систему проверяют на герметичность в гидравлической и пневматической части. Сборка производится следующим образом:

  • Совместите все монтажные отверстия с контактами в картере, после чего усилитель фиксируется парой болтов с пружинными шайбами.
  • Подсоедините гидравлический шланг и воздушную трубу.
  • В вилке выключения сцепления установлен выдвижной пружинный механизм.
  • Тормозная жидкость заливается в компенсационный бачок, после чего прокачивается система гидропривода.
  • Еще раз проверьте герметичность соединений на наличие утечек рабочей жидкости.
  • При необходимости отрегулировать зазор между торцевой частью крышки и ограничителем хода активатора зубчатой ​​части.

Как прокачать

Прокачка ПГУ на МАЗе осуществляется следующим образом:

  1. Сделайте самодельный напорный прибор из пластиковой бутылки емкостью 0,5-1,0 литра. В крышке и днище сверлятся отверстия, в которые затем устанавливаются ниппели из бескамерных покрышек.
  2. С части, установленной на дне бака, необходимо снять золотниковый клапан.
  3. Заполните бутылку свежей тормозной жидкостью на 60-70%. При заполнении отверстие в клапане закрывается.
  4. Подсоедините емкость шлангом к разъему, установленному на усилителе. Для подключения используется вентиль без катушки. Перед установкой провода необходимо снять защитный элемент и ослабить скобу, повернув на 1-2 оборота.
  5. Подайте сжатый воздух в бутылку через клапан, установленный в крышке. Источником газа может быть компрессор с насосным пистолетом. Манометр, установленный на приборе, позволяет проверить давление в баке, которое должно быть в пределах 3-4 кгс/см².
  6. Под действием давления воздуха жидкость попадает в полость усилителя и вытесняет воздух внутри.
  7. Процедура продолжается до тех пор, пока в расширительном бачке не исчезнут пузырьки воздуха.
  8. После заполнения магистралей необходимо закрутить штуцер и довести уровень жидкости в баке до нужного значения. Нормальным считается уровень, расположенный на 10-15 мм ниже края заливной горловины.

Допускается обратный способ перекачки, когда жидкость под давлением подается в бак. Наполнение продолжается до тех пор, пока не прекратятся выходящие из штуцера пузырьки газа (предварительно отвернув на 1-2 оборота). После заполнения клапан затягивается и закрывается сверху защитным резиновым элементом.

После проветривания муфты ПГУ рекомендуется проверить состояние тяг, которые не должны быть деформированы. Кроме того, проверяется положение датчика износа тормозных колодок, шток которого не должен выступать за пределы корпуса пневмоцилиндра более чем на 23 мм.

После этого нужно проверить работу усилителя на грузовике с работающим двигателем. При наличии давления в пневмосистеме автомобиля необходимо утопить педаль до упора и проверить, насколько легко она меняет скорость. Передачи должны переключаться легко и без посторонних шумов. При установке коробки с перегородкой необходимо проверить работу сборочной станции. В случае неправильной работы необходимо отрегулировать положение кронштейна управления.

Принципиальная схема подсоединения и размещения элементов узла

Принцип работы ПГУ КамАЗ-5320 легче понять, изучив приведенную ниже схему с пояснениями.

пГУ КАМАЗ 5320 воздухоотводчик

  • а — типовая схема взаимодействия частей станции.
  • б — размещение и фиксация узловых элементов.
  • 1 — педаль сцепления.
  • 2 — главный цилиндр.
  • 3 — цилиндрическая часть пневмоусилителя.
  • 4 — следящий механизм пневматической части.
  • 5 — воздушный канал.
  • 6 — главный гидроцилиндр.
  • 7 — соединительное звено с подшипником.
  • 8 — рычаг.
  • 9 — подшипник.
  • 10 — шланги и трубы станции.

Рассматриваемый узел имеет достаточно понятное и простое устройство. Тем не менее, его роль в управлении грузовиком очень важна. Использование ПГУ позволяет значительно облегчить управление машиной и повысить эффективность транспортного средства.

Оцените статью
Блог про автомобили ГАЗ