КАМАЗ (семейство Мустанг)

КамАЗ и БелАЗ

Схемы и замены генераторов на КАМАЗ. 1312.3771 на Г273В1

На старые КАМАЗы, которых еще достаточно много, устанавливался генератор Г273, позже был установлен генератор Г273 В1 более мощный, но схема осталась прежней и Г273В1 можно смело ставить на старый автомобиль.

На машинах следующего поколения устанавливался более совершенный генератор 1312.3771 и его аналоги. Если его поставить вместо генератора Г273В1, то тоже будет работать.

Давайте разберемся в нюансах.

Генератор Г273В1 28В, 45А. Он унаследовал схему и конструкцию генератора Г273. Аккумулятор и генератор соединяются через несколько точек, что снижает надежность соединения, но с этим приходится мириться. Все генераторы этого поколения оснащены регулятором напряжения Я120 и его модификации.

Регулятор напряжения Я120М1 выполнен по схеме с двумя входами. Один вход для тока возбуждения, другой для включения регулятора. Смысл раздельных вводов в том, чтобы позволить току возбуждения проходить непосредственно изнутри генератора, а не вести его по длинному пути через Vp и ST — (прибор и выключатель стартера такие же, как и замок зажигания).

При разработке генератора производители мудро решили использовать для этого генератора, давно стоящего на конвейере, ротор от генераторов на 14 Вольт (сопротивление ротора 4,5 Ом). Для работы такого ротора в генераторе на 28 вольт на обмотку возбуждения подается пониженное напряжение; для этого обмотка возбуждения питается не от линейного напряжения, а от фазного, которое, как известно, в 1,73 раза меньше линейного. Фазное напряжение снимается со средней точки обмотки генератора. Таким образом, ток возбуждения замыкается от центральной точки звезды, через обмотку возбуждения и через выпрямитель (диодный мост)

Руководство по подключению

Для подключения генераторной установки требуется электрическая схема.

Кроме того, для корректной работы установки необходимо строго соблюдать подключение по схеме клемм:

  • аккумулятор и нагрузка подключаются к клемме;
  • к выводу «-» необходимо подключить массу автомобиля;
  • выход «Б» или «Ш» предназначен для подключения прибора и пускового выключателя.
  • Выход «W» или «~» — это фазный выход, к которому подключаются тахометр и реле, блокирующие пускатель;
  • выход «+D» или «D» от дополнительных диодов для подключения контрольных ламп.

Устройства подвода и отвода

Связь между генератором и машиной осуществляется через сеть. Внешняя часть агрегата оснащена входным и выходным штуцерами, маркировка которых гласит:

  • «+» — точка соединения с плюсовой клеммой; «-» — точка соединения с минусовой клеммой или корпусом машины;
  • «Б»/«Ш» — место соединения с пусковым механизмом и другими устройствами;
  • «В» / «» — соединение для включения тахометра (43101) и разъединителя, блокирующего стартер;
  • «+D» / «D» — подключение лампы контроля работоспособности.

Необходимо соблюдать схему подключения генератора КамАЗ 5511 и др., иначе возможна поломка.

Описание устройства

Генераторная установка является одним из основных узлов автомобиля. Он подает питание на однопроводную электрическую цепь автомобиля при работающем двигателе. В конструкцию входит генератор и регулятор напряжения (автор видео yuriy s).

Агрегат расположен в верхней части передней части двигателя. Держится на 3-х лапах. Две из них крепят устройство к кронштейну, третья лапа служит креплением к тяге. Активировал через. Они должны иметь номинальное напряжение, иначе устройство не будет работать эффективно. Поэтому на грузовики КАМАЗ устанавливаются два ремня.

Принцип работы

Напряжение от аккумуляторной батареи передается на обмотку возбуждения благодаря щеткам и токосъемным кольцам при условии, что выключатель прибора включен, а стартер находится в положении «I» или «II». Вокруг него возникает магнитное поле, благодаря которому на роторе появляются плюс и минус, соответствующие южному и северному полюсам. Когда ротор начинает работать, магнитный поток изменяется вместе с ним. Он пересекает обмотки катушек статора, где вырабатывается переменный ток, поступающий в выпрямительный блок. В блоке он становится постоянным.

Выполняемые функции

Для запуска генераторной установки вам понадобится аккумулятор. Когда напряжение, генерируемое при работе устройства, превысит напряжение аккумулятора, устройство начнет подавать питание потребителям и заряжать аккумулятор.

Технические параметры

Генераторная установка Г273-А имеет номинальное напряжение 24 В и мощность 800 Вт. Номинальное напряжение генератора Г288 28 В, мощность 1000 Вт. Генератор Г288 устанавливается на КАМАЗ 5320. Есть и другие модели генераторов.

Компоненты устройства


Основными элементами генератора являются статор (2) и ротор (5). Кроме того, в конструкцию входят крышки (8), щеточный узел (1) и выпрямительный узел. На 2-х шарикоподшипниках вращается вал, на котором размещена обмотка возбуждения. На одном конце вала находятся контактные кольца, соединенные с обмоткой, на другом конце вентилятор (6) и двухпроволочный шкив (4). Щетки скользят по кольцам. Блок выпрямителя и щетки размещены в крышке.

Регулятор напряжения оснащен сезонным выключателем. При температуре ниже нуля градусов переключатель занимает крайнее правое положение, при температуре выше нуля — крайнее левое.

Назначение устройства

Автомобили КамАЗ оснащены электрической схемой, построенной по классической однопроводной схеме. В этой конфигурации предусмотрен один кабель для потребителей, в качестве второго кабеля выступает каркас машины. Работа эффективного электрического поля в цепи машины КамАЗ составляет 24 вольта, показатель получается с помощью аккумуляторов и устройства, генерирующего электрически упорядоченное движение частиц.

Генератор — это механизм, который генерирует электрически упорядоченное движение частиц и передает созданный продукт на провода машины. Назначение механизма машины — питать потребителей при работе силового агрегата и параллельно передавать заряд аккумуляторным батареям для дальнейшего накопления.

Механизм, вырабатывающий электричество машины КамАЗ, работает после достижения крутящего момента 1000 об/мин и выше. Начальная фаза запуска двигателя сопровождается отбором энергии аккумуляторной батареи, позже в работу вступает генераторный агрегат.

Как правило, агрегаты автомобиля КамАЗ оснащены выпрямителем и механизмом регулирования напряжения. Выпрямитель преобразует трехфазный переменный ток, вырабатываемый генератором, в постоянный ток. Регулятор напряжения выравнивает значения, которые изменяются из-за разницы в скорости двигателя. Также вы можете прочитать о Как завести КамАЗ: Инструкция.

По вопросу замены регуляторов напряжения на КАМАЗ

На генератор нужно ставить только тот регулятор напряжения, который стоял, другой не подойдет. То есть регулятор от генераторов 1312 (без сопротивления) на Г273В1 работать не будет. На генераторы 1312.3771 и его одноконтурные модели нельзя ставить генератор с сопротивлением, либо придется переделывать, проще купить нужный.

Устройство генератора

Устройство автомобильного генератора подразумевает наличие собственного выпрямителя и схемы управления. Генерирующая часть генератора с помощью неподвижной обмотки (статора) вырабатывает трехфазный переменный ток, который затем выпрямляется с помощью ряда из шести больших диодов, и постоянный ток заряжает батарею. Переменный ток индуцируется вращающимся магнитным полем обмотки (вокруг обмотки возбуждения или ротора). Затем ток проходит через щетки и токосъемные кольца в электронную схему.

Генератор размещается перед двигателем автомобиля и запускается с помощью коленчатого вала. Схема подключения и принцип работы автомобильного генератора одинаковы для любого автомобиля. Конечно, есть некоторые отличия, но они, как правило, связаны с качеством выпускаемого товара, мощностью и конструкцией узлов двигателя. Во всех современных автомобилях устанавливаются генераторные установки переменного тока, в состав которых входит не только сам генератор, но и регулятор напряжения. Регулятор равномерно распределяет силу тока в обмотке возбуждения, именно из-за этого мощность самой генераторной установки колеблется в тот момент, когда напряжение на выходных силовых клеммах остается неизменным.

Новые автомобили чаще всего оснащаются электронным устройством на регуляторе напряжения, чтобы бортовой компьютер мог контролировать величину нагрузки на генераторную установку. В свою очередь, на гибридных автомобилях генератор выполняет работу стартер-генератора, аналогичное устройство используется и в других конструкциях системы «стоп-старт.

Принцип работы генератора авто

Схема подключения генератора включает в себя следующие компоненты:

  1. Батарея.
  2. Генератор.
  3. Блок предохранителей.
  4. Зажигание.
  5. Панель приборов.
  6. Блок выпрямителя и дополнительные диоды.

Принцип работы довольно прост, при включении зажигания плюс через замок зажигания проходит через блок предохранителей, лампочку, диодный мост и через резистор идет к минусу. Когда загорается лампочка на приборной доске, плюс идет на генератор (на обмотку возбуждения), далее в процессе пуска двигателя начинает вращаться шкив, также вращается якорь, за счет электромагнитной индукции возникает электродвижущая сила генерируется и появляется переменный ток.

Наиболее опасно для генератора короткое замыкание пластин радиатора, соединенных с выводом «масса» и «+» генератора, с случайно попавшими между ними металлическими предметами или токопроводящими перемычками, образовавшимися из-за загрязнения.

При этом плюс диода переходит в блок выпрямителя по синусоиде в левое плечо, а минус в правое плечо. Дополнительные диоды на лампочке отсекают минусы и получаются только плюсы, потом идет на узел приборной панели, а диод который там только минус пропускает, в итоге свет гаснет а плюс потом идет через резистор и уходит в минус.

Принцип работы автомобильного генератора постоянного тока можно объяснить так: через обмотку возбуждения начинает протекать небольшой постоянный ток, который регулируется блоком управления и поддерживается на уровне чуть выше 14 В. Большинство генераторов в автомобиле являются мощностью не менее 45 ампер. Динамо работает при 3000 об/мин и выше — если вы посмотрите на соотношение между ремнями вентилятора и шкивами, оно будет два или три к одному по отношению к частоте двигателя.

Во избежание этого пластины и другие части выпрямителя генератора частично или полностью покрыты изолирующим слоем. В монолитной конструкции выпрямительного блока радиатор в основном совмещен с монтажными пластинами из изоляционного материала, усиленными шатунами.

Типы, модели и характеристики генераторов КАМАЗ

В автомобилях КАМАЗ используются традиционные трехфазные синхронные генераторы с электромагнитным возбуждением (и самовозбуждением). Генераторы приводятся в движение дизельным коленчатым валом. Все генераторы вырабатывают ток напряжением 27-30 В (в сеть подается 24 В, часть тока теряется на выпрямителе и регуляторе), которое регулируется в зависимости от климатических условий автомобиля.

В настоящее время существует достаточно большой выбор генераторов КАМАЗ, которые отличаются конструкцией, способом охлаждения, типом привода и предназначением.

По конструкции различают два типа устройств:

  • генератор — к этой категории относятся генераторы, оснащенные только выпрямительным блоком, а регулятор выполнен в виде отдельного блока;
  • генераторные установки — в эту категорию входят генераторы, в которые помимо выпрямительного блока встроен еще и регулятор напряжения.

В настоящее время в основном используются генераторные установки, а простые генераторы устанавливались на ранние модели грузовиков. Даже сейчас широко используются обычные генераторы, так как в эксплуатации еще много старых КАМАЗов, и их ремонт проще.

По типу станции генераторы делятся на две группы:

  • с приводом от клинового ремня — генераторы этого типа оснащены двойным шкивом для установки двух клиновых ремней (приводятся от шкива коленчатого вала);
  • привод поликлиновым ремнем — генераторы этого типа имеют шкив для поликлинового ремня (обычно 10-ти поликлинового ремня).

Классический клиноременный привод используется на ранних и многих современных моделях грузовиков с двигателями КАМАЗ-740. Поликлиновые ремни применяются на самых современных моделях грузовых автомобилей с отечественными и зарубежными двигателями (Cummins) экологических классов выше Евро-2».

Все генераторы имеют воздушное охлаждение, но делятся на два типа по месту установки крыльчатки:

  • Наружная установка — крыльчатка расположена на валу перед передней крышкой корпуса генератора;
  • Внутренняя установка — крыльчатка размещается на валу внутри генератора, перед ротором или непосредственно на переднем полюсном наконечнике ротора.

Внешнее рабочее колесо — это традиционное решение, которое также используется на многих современных генераторах. Однако сегодня все чаще используется внутреннее рабочее колесо, которое при высоком КПД является более безопасным, оно защищено от внешних воздействий, поэтому не может застрять или сломаться.

В настоящее время на рынке представлено большое количество моделей генераторов КАМАЗ, но следует обратить внимание на несколько основных моделей и групп генераторов. С 1970-х годов (с самого начала производства автомобилей КАМАЗ) устанавливались генераторы Г-288 и генераторные установки Г-273-А. С 1985 года используются модифицированные генераторы Г-288Э, а с 1990-х-2000-х годов на автомобили КАМАЗ устанавливались десятки различных моделей генераторов, в том числе усовершенствованные Г-273-В1 и многие агрегаты иностранного производства (в том числе Bosch).

Виды устройства

Оборудование марки КамАЗ используется для питания бортовых сетевых установок, вырабатывающих электроэнергию в трех фазах, генерируемых направленным движением частиц переменной природы, возбуждение — электромагнитное или самовозбуждение. В работу изделие вводится за счет коленчатого вала, вырабатывающего ток напряжением 27-30 В. Из-за того, что часть выпрямленных частиц теряется при прохождении через выпрямитель и регулятор, бортовая сеть получает 24 В. КамАЗ — схема генератора, конструкция, привод и т д в современных механизмах, вырабатывающих ток, разные.

Конструктивно генераторные установки делятся на: изделия, оборудованные узлом ректификации, регулировка представлена ​​в виде отдельного узла; изделия со встроенным выпрямительным блоком и регулировкой напряжения. Современные автомобили оснащены установками, на ранних модификациях КамАЗа используются простые генераторы. Иногда на новое оборудование устанавливают и классические устройства, так как изделия дешевле и просты в обслуживании.

По принципу работы генератора они делятся на: вводные за счет клиноременной, работа за счет множества клиновых ремней. Классический привод устанавливается на первые автомобили, а также на автомобили с силовой установкой КамАЗ-740. Ремни с несколькими клиньями применяются на грузовых автомобилях с силовой установкой Cummins, а также на двигателях класса Евро-2 и выше.

Сегодня рынок насыщен моделями генераторов, отличающимися по конструкции. Однако базовыми изделиями для установки на КамАЗ являются: Г-288, Г-273-А, Г-288Э, Г-273-В1. Первые две модели устанавливались на грузовые автомобили с момента их выпуска (1970 г.). G-288E используется с 1985 года; в 90-х и 2000-х годах на автомобиле КамАЗ используется изделие Г-273-В1. Часто это импортная продукция, например Bosch.

Неисправности и ремонт

Ремонт генераторной установки необходим в следующих случаях:

  1. Амперметр дает показания разрядного тока при минимальной частоте вращения коленчатого вала. В этом случае рекомендуется отрегулировать натяжение приводного ремня, осмотреть кольца и протереть их ветошью, смоченной в керосине или бензине. Также следует проверить высоту щеток. Он не должен превышать 1 см.
  2. Поломка в корпусе выпрямительного блока. В этом случае необходимо заменить блок на новый.
  3. При возникновении короткого замыкания в роторе необходимо заменить роторный механизм.
  4. При плохом контакте в цепи намагничивания или проскальзывании ремней очистите щеткодержатель, проверьте его размер и состояние. Также следует осмотреть ремни и заменить их (если они повреждены).
  5. Колебания тока нагрузки. Необходимо очистить щеткодержатель, осмотреть пружинные механизмы, отрегулировать натяжение ремней и установку генераторной установки автомобиля.
  6. Зарядный ток слишком велик. В этом случае нужно устранить короткое замыкание в цепи или заменить регулятор.
  7. повышенный уровень шума при работе. Затяните гайки шкива и замените подшипник. Необходимо осмотреть весь механизм и выправить погнутые места.
  8. Перегрев стока. Осмотрите ремень вентилятора; при необходимости отрегулируйте напряжение.

Ремонт генераторной установки

Читайте также: Регулировка клапанов камаз 740 своими руками, схема

Как проверить

Проверка генераторной установки:

  1. С помощью омметра измерьте сопротивление обмотки возбуждения механизма.
  2. Если результаты не находятся в диапазоне от 5 до 10 Ом, проверьте наличие обрыва в обмотке.
  3. Подключите один щуп омметра к контактному кольцу статора, а другой к корпусу статора. Проверьте сопротивление изоляции генератора и роторного механизма.
  4. Переключите омметр в режим проверки диодов.
  5. Подсоедините положительную клемму счетчика к центральной рейке.
  6. Подключите отрицательную клемму к выходу тестируемого диода.
  7. Поменяйте местами клеммы. Показатели должны стремиться к нулю.
  8. Проверьте кисти. Они не должны выступать из держателя более чем на 0,5 см.
  9. Подсоедините плюсовую клемму к выходу устройства, а минусовую клемму к земле выхода.
  10. Подключить блок управления к щеткам.
  11. Включить напряжение (13 В). В этот момент блок управления должен загореться. При повышении напряжения до 15 В прибор должен погаснуть.

Проверить омметром

Как заменить ремень

Если при работе слышен свист или посторонний шум, это означает, что детали ремня подлежат замене; ремень или ремни меняются следующим образом:

  1. Автомобиль устанавливается на специальную платформу.
  2. Остановите двигатель, дайте двигателю остыть.
  3. Отсоедините отрицательный провод от клеммы аккумулятора.
  4. С помощью специального оборудования снимается напряжение на приводе генераторной установки.
  5. Ослабьте натяжение болта крепления и демонтируйте изношенный ремень.
  6. Установите новые ремни.
  7. Вращая фиксирующий болт, установите нужное натяжение.
  8. Затяните все болты и гайки. Прогиб при нажатии на правильно натянутый ремень должен быть в пределах от 0,6 до 1 см.
  9. Установите требуемое напряжение генератора в соответствии с руководством пользователя.
  10. Замените отрицательную клемму с клеммы аккумулятора.
  11. Запустите двигатель и проверьте работу новых ремней.

Замена ремня генератора

Как снять

Для выполнения данной процедуры вам потребуются следующие инструменты:

  • ключи;
  • отвертка;
  • особенно съемное оборудование.

Чтобы снять генератор Евро-3 нужно:

  1. Отвернуть болты крепления механизма щеткодержателя.
  2. Снимите щеткодержатель.
  3. Ослабьте крепежные винты крышки шарового подшипника.
  4. Снимите крышку со стороны контактов вместе со статором.
  5. Отсоединить фазные выводы обмотки возбуждения от выводов выпрямительного блока.
  6. Снимите статор.
  7. Отверните гайки крепления шкива и демонтируйте его.
  8. Снимите вентилятор, сегментную шпонку и втулку.
  9. С помощью специального оборудования снимите крышку со стороны привода вместе с шарикоподшипником и вентилятором.
  10. Вытащите генераторную установку из автомобиля.
Оцените статью
Блог про автомобили ГАЗ