- История создания
- Модификации
- Основные модификации
- Технические характеристики
- Силовой агрегат и коробка передач
- Ходовка
- Кабина
- Рулевое управление и тормоза КамАЗ-4326
- Салон кабины
- Разновидности КамАЗ-43118
- Автомобили специального назначения
- Эксплуатационные показатели КамАЗ-43118
- Преимущества вездеходного грузовика
- Испытание загруженной машины
- Боевое применение
- Современный КамАЗ вездеход отечественного производства
- Современный армейский вездеход КамАЗ 43118(преемник 4310)
- Устройство
- Габаритные размеры и грузоподъемность
История создания
Развитие транспорта началось в 1992 году по госзаказу Минобороны и МЧС. Ведомствам нужна была машина, способная передвигаться по бездорожью и выполнять задачи в разных направлениях. Перед конструкторами стояла задача создать надежный автомобиль с простой конструкцией, выдерживающий все климатические условия и простой в обслуживании.
КамАЗ-43118 базировался на военной модели 4310. Армейская модификация была построена в 60-х годах прошлого века, а гражданская версия — в 1981 году, при этом в 89 году была проведена глобальная доработка. От популярного автомобиля Камского автомобильного завода было взято лучшее.
Массовое производство было запущено в 1995 году и продолжается по сей день. Авто считается самым популярным грузовиком в России. В 2010 году автомобиль был усовершенствован: изменились некоторые технические узлы, внешний вид и оснащение.
Модификации
Здесь будет представлен каталог модификаций КамАЗ-4310. Самая первая модификация оказалась настолько удачной, что выпускалась с небольшими изменениями с 1981 по 1990-е годы. В зависимости от модификации кабина шла с гидравлической системой наклона вперед, а в качестве отдельной опции могло быть установлено спальное место.
Уже спустя 8 лет, в 1989 году, завод начал выпускать дополнительную технику, например, КамАЗ-43101 был отправлен в помощь сельскому хозяйству, оборудованный снятыми скамейками, что в результате позволило перевозить до 30 человек. Помимо перевозки пассажиров, это оборудование позволяет использовать прицеп 2ПН-4М. Стандартная комплектация имеет лебедку и имеет дополнительное спальное место.
В том же году был выпущен КамАЗ 43106, который отличался от предыдущей версии уменьшенной снаряженной массой, но мог брать на 1 тонну больше (7 тонн). К нему можно было прицепить прицеп, который часто применялся в открытом плане «ГКБ-8350», или его варианте со складывающимся тентом.
Модель лесовоза КамАЗ 4310 могла работать в труднодоступных местах и подразумевала наличие прицепа. Автомобиль отлично справляется со своими задачами, несмотря на частые перегрузки.
Начало 90-х показало всем полукрафтовый бронированный вариант Тайфуна-1. Эта модификация имеет подставку для перевозки солдат и мощные передние бронелисты, способные защитить кабину. Хорошие технические характеристики позволили взять за основу такой модификации 4310.
Некоторые могут ошибочно полагать, что данная модель является лишь первой версией совершенно нового антитеррористического бронетранспортера «Тайфун», который создан по заказу Минобороны РФ. Однако не все так. Дебютные «Тайфуны» были показаны только в 2011 году. Это плод обычной разработки инженерного состава автомобильных компаний «Урал» и «КамАЗ». Их не строили на базе 4310.
Тайфун-1 Также, что очень интересно, компания выпустила спортивную версию автомобиля, которая получила название С4310. Целью производства было участие в ралли-рейдах. При постройке своего дебютного спорткара специалисты позаимствовали серийную версию КамАЗ 4310.
Поэтому новой машине присвоили индекс КамАЗ С4310. Если говорить о технической начинке, то базовая мощность агрегата (210 лошадей) была увеличена до 290 лошадиных сил, благодаря внедрению турбокомпрессоров и увеличению запаса топлива.
Кроме того, двигатель гоночного автомобиля имел регулируемые поршни, гасители крутильных колебаний, улучшенную систему смазки и вязкостную систему охлаждения с вентилятором повышенной эффективности. Модель с ходовкой имела жесткие пружины и специальные амортизаторы.
В соответствии со стандартами FIA на грузовик были установлены дуги безопасности. Марка С4310 по внешнему виду также отличалась от базовой тем, что использовался совершенно новый тент, окрашенный в желтый цвет, в то время как обычные автомобили шли с зеленым тентом. Сентябрь 1988 года стал первым месяцем грузовика на раллийных дорогах.
Экипажи команды «КамАЗ-Мастер» приняли участие в Европейском ралли Эльх, которое проходило в городе Вроцлав в Польше. Автомобиль мог занять 2-е и 4-е места в личном зачете и 1-е в командном. Через несколько лет, в 1991 году, спорткар занял второе итоговое место в знаменитом ралли-марафоне «Париж-Дакар».
После этого производитель провел следующие обновления, так уже в 1991 году на КамАЗе появился совершенно новый восьмицилиндровый силовой агрегат (КамАЗ 7482), который выдавал 430 лошадиных сил. Позже именно этот двигатель стал штатным для серийных КамАЗов.
Основные модификации
КАМАЗ-4310 | Базовая версия. Для него характерна укороченная платформа с тентом, задним бортом и откидными сиденьями (на 30 человек) по бортам. Год выпуска 1983-1990. |
КАМАЗ-43101 (опытный) | Транспортный вариант. Отличался от КАМАЗ-5320 грузовой платформой с тремя складывающимися бортами. |
КАМАЗ-43101 | Модернизированная версия КамАЗ-4310. Отличался двигателем КамАЗ-740.10-20 мощностью 220 л.с. Грузоподъемность увеличена до 6 т. Выпускался в 1989-2000 гг. |
КАМАЗ-431010 | Спортивная версия. Создан для ралли Париж-Дакар. В 1992 году принял участие в марафоне Париж-Москва-Пекин. |
КАМАЗ-43102 (опытный) | Вариант КАМАЗ-43101 с кабиной со спальным местом. |
КАМАЗ-43103 (опытный) | Еще одна версия КАМАЗ-4310 с кабиной со спальным местом. |
КАМАЗ-43105 | Гражданский транспорт. Характеризовалось отсутствием лебедки и системы контроля давления в шинах. |
КАМАЗ-43106 | Гражданский транспорт. Отличался двигателем КамАЗ-740.10-20. Год выпуска 1989-2000. |
КАМАЗ-43114 | Модернизированная военная версия. На нем установлен турбированный дизельный двигатель КамАЗ-7403.10 мощностью 260 л.с. С. Выпускается с 1996 года. |
КАМАЗ-43115 | Модернизированный, гражданский, транспортный. Отклонения в двигателе КАМАЗ-7403.10. Выпускается с 1998 года. |
КАМАЗ-43118 | Транспорт с увеличенной грузовой платформой. Отклонения в двигателе КАМАЗ-7403.10. Выпускается с 1996 года. |
КАМАЗ-4410 | Седельный тягач на базе 4310. Предназначен для буксировки специальных полуприцепов полной массой до 15 тонн. |
Технические характеристики
КамАЗ-вездеход 6х6 имел следующие характеристики:
- Масса – 20,7 тонны;
- Объем двигателя – 10,85 л;
- Мощность двигателя – 260 лошадиных сил;
- Максимальная скорость составляет 90 км/ч.
Кабине придали стандартный для того времени вид. Кабина имела минимальное количество систем управления. В отличие от базового КамАЗ-43118 получил новую силовую установку, гидроподъемник кабины и уникальную конструкцию шасси.
Плотное расположение платформы и кабины позволило увеличить первую. Длина стала 6,1 метра, что на 1,3 метра больше, чем у предыдущего поколения. Общая длина транспорта увеличилась на 96,5 сантиметра. Запчасть переместилась под раму.
При модернизации машины в 2010 году важнейшие технические характеристики улучшены не были. Изменения коснулись дизайна, комфорта и наличия дополнительных систем управления для водителя.
Силовой агрегат и коробка передач
На выбор покупателя два варианта силовой установки – 300 лошадиных сил или модернизированная до 260 лошадиных сил. Оба двигателя соответствуют стандарту Евро-3. Они работают на дизельном топливе. Увеличивает мощность турбо. Установлена промежуточная система охлаждения приточного воздуха.
Расход дизеля составляет 33 или 38 литров на 100 километров (в зависимости от мощности двигателя). Точно так же максимальная скорость составляет 90 и 102 км/ч. 300-сильный грузовик с полной загрузкой 60 км/ч разгоняется за 36 секунд, что считается отличным результатом для автомобиля такого класса.
Коробка передач тоже двух типов: классическая камская 10-ступенчатая или девятиступенчатая ZF 9S 131 OTO. Обе коробки механические.
Ходовка
Автоматический полный привод с колесной формулой 6х6. Подвеска выполнена по рессорному типу. Дифференциал можно отключить. Для КамАЗ-43118 были разработаны специальные шины. Их конструкция придает машине высокие проходимые качества и возможность перевозить грузы с большой массой. Допустимая нагрузка на колесо составляет 4000 кг. Автомобиль оснащен автоматической системой контроля давления в шинах, что позволяет продолжать движение даже после прокола одного колеса.
Кабина
После изменений 2010 года общий вид кабины не изменился. Основная концепция объекта «Кама» была сохранена. Изменился дизайн сетки. Бампер также претерпел изменения: он был отлит, изменился его внешний вид и теперь он окрашен в один цвет с кабиной. К небольшим дополнениям можно отнести наличие новой боковой облицовки и изменение зеркала заднего вида.
Оптика стала более современной. Габаритные огни, фары и поворотники теперь составляют единое целое. Он встроен в бампер. Лобовое стекло было интегрировано, благодаря чему улучшилась обзорность.
Салон не претерпел серьезных изменений. Компоновка нацелена на простоту и практичность, она существенно отличается от других современных моделей камского производства. Простота в кабине означает, что вы можете использовать машину в тяжелых условиях.
Обновленная версия получила новую приборную панель, которая покрыта антибликовым материалом. Улучшилось общее качество материалов, используемых для отделки салона. Приятным дополнением стал внешний вид кровати. Был улучшен механизм обогрева, вентиляция стала работать лучше. Улучшилось качество звуко- и теплоизоляции.
Рулевое управление и тормоза КамАЗ-4326
Автомобили КамАЗ-4326 оснащены гидроусилителем руля, объединенным в один блок с рулевым механизмом. Система рулевого управления включает колонку с рулевым валом, карданный вал, конический редуктор, механизм гидроусилителя руля, рулевой механизм, насос гидроусилителя руля, радиатор и трубопроводы высокого и низкого давления. Рулевая машина КамАЗ-4326 имеет 2 рабочие пары: винт с гайкой на циркулирующих шариках и шток-поршень, входящий в зацепление с зубчатым сектором вала сошки. Передаточное отношение составляет 20:1. Рулевой механизм крепится к левому кронштейну передней рессоры и соединяется с валом рулевой колонки карданным валом с двумя шарнирами.
В конструкции грузовика КамАЗ-4326 в качестве основной тормозной системы применены барабанные тормоза с пневматическим приводом. Кроме основных тормозов есть три дополнительных тормоза — запасной, стояночный и вспомогательный. Несмотря на общность большинства рабочих узлов этих систем, каждый из них может использоваться автономно от других. Диаметр тормозных барабанов 400 мм. Ширина тормозных колодок 140 мм. Общая площадь тормозных колодок составляет 4200 квадратных сантиметров.
Салон кабины
Кабина получилась 3-местной и имеет теплоизоляцию, что вместе с шумоизоляцией позволяет чувствовать себя более комфортно. Также не забыли внедрить автономный обогреватель калорического типа. Кабина может быть наклонена вперед с помощью гидравлического подъемника.
В базовой комплектации кровати нет, но ее можно установить как отдельную опцию. Сиденье водителя подрессорено и может регулироваться по длине, весу и спинке. Вдобавок ко всему, производитель гарантирует наличие сидений тропической конфигурации.
Понятно, что до европейских аналогов кабины КамАЗ-4310 еще очень далеко, но на тот момент кабина была достаточно комфортной и позволяла не так уставать при длительной работе. Сами сиденья довольно простые. Приборная панель выглядит по-спартански, но все необходимое находится на приборной панели.
Не стоит забывать, что многие экземпляры были приняты на вооружение армии, где комфорт не столь важен, а предпочтение отдается проходимости, надежности и функциональности. Есть возможность опустить козырек в яркий солнечный день, как для водителя, так и для пассажира.
Разновидности КамАЗ-43118
На базе шасси этой модели было разработано множество вариантов, к наиболее важным из которых относятся:
- 3455 — бронеавтомобиль, выпущенный в 2003 г;
- КС-55713-5К – автокран 2005 года выпуска, поднимает груз до 25 тонн;
- КС-35719-7-02 — автокран 2006 года выпуска, поднимает грузы до 16 тонн;
- 44108 — седельный трактор 2009 г.в;
- 45141 — карьерный самосвал, выпускаемый с 2009 года;
- ЭТ-4322 — планировщик экскаватора, который был продан в 2010 году;
- КМ-100 — классический автомобиль, оснащенный манипулятором;
- МПУ — мобильный пункт, используемый для управления в критических ситуациях;
- ГрАЗ АЦ-56141-45 – используется для перевозки нефтепродуктов;
- АС-10 — танк;
- ПП-91 — понтононосец.
Есть и другие модификации, которые производились по спецзаказам и не получили широкого распространения на рынке.
Автомобили специального назначения
Специальные автомобили производятся на Камском автомобильном заводе. Характерной чертой методики является небольшой тираж, что обусловлено узкой направленностью на выполняемые задачи.
Например, таким изделием является спортивная модификация «4326-9» («Мастер»), предназначенная для участия в гонках «Дакар». На автомобиль установлена силовая установка, объемом 18,4 литра, мощностью 625 лошадей, а также двигатель на 700 лошадей с охлаждением и возможностью работы на дизеле с добавлением метана. Самым большим преимуществом автомобиля является преодоление бездорожья на скорости более 100 километров в час.
Еще один представитель спецтехники – автомобиль «Арктика», работающий в условиях севера. Цель создания машины, освоение и освоение арктической зоны. Это полноприводный автомобиль с колесной формулой 6х6. Машина оснащена силовой установкой V8 с турбиной и механической коробкой передач. Особенностью конструкции является откидная рама, ломающаяся при преодолении сложного рельефа, заболоченной местности, рыхлой поверхности снежного покрова. Машина оборудована купе, которое используется для жизни в суровых климатических условиях, в кабине находятся: кондиционер, туалет, душ и т.д.
Эксплуатационные показатели КамАЗ-43118
Автомобиль ездит в условиях бездорожья, полный привод, углы въезда, коробка передач с пониженными передачами – эти показатели помогают преодолевать препятствия. Машина оснащена функцией контроля давления в шинах, которая работает во время движения. Индикатор облегчает работу и позволяет использовать шесть колес даже в случае прокола. Раздаточная коробка способна блокировать дифференциалы между осями, помогая преодолевать сложные препятствия.
Показатели вездехода-43118:
Уточнение | Индекс |
Силовая установка внедорожника: | |
Модификация двигателя | 740.662-300/740.30-260 |
Тип двигателя | Дизель, турбина |
Мощность двигателя, лошадей | 300/260 |
Импульс крутящего момента двигателя, Нм | 1275/1060 |
Размещение камеры, шт | В 8 |
Объем двигателя, л. | 11,76/10,85 |
Поперечный разрез и т.д. | 120/120 |
Поршень двигателя, ход поршня и т д | 130/120 |
Соотношение между камерой сгорания и общим объемом | 17/16,5 |
Трансмиссия для внедорожников: | |
Маркировка и модификация коробки | КАМАЗ/ЗФ 9С 131 |
Коробка передач, тип | механика |
Количество шагов | 9/10 |
Размеры для внедорожников: | |
ДхШхВ, мм | 8600X2500X3500 |
Колеса, база и т.д. | 2700 |
Клиренс и т.д. | 385 |
Показатели массы для внедорожника: | |
Собственная масса, кг | 10300 |
Пара передних колес, нагрузка, кг | 4780 |
Задняя пара колес, нагрузка, кг | 5520 |
Полная масса машины, кг | 21600 |
Полная масса поезда, кг | 33600 |
Двигатель КАМАЗ-740.30-260:
- КамАЗ-43118 — база, за основу которой были взяты следующие модификации:
- 44180 — седельный тягач, выпускаемый с 2009 года;
- 3455 – автомобиль с капотом, выпускаемый с 2003 года;
- КС-55713-5К — кран, выпускается с 2005 года, грузоподъемность до 25 тонн;
- КС-35719-7-02 — кран, выпускается с 2006 года, грузоподъемностью до 16 тонн;
- 45141 — Самосвальный вездеход КАМАЗ, 2009 г;
- ЭТ-4322 — экскаватор, выпускается с 2010 года;
- ГрАЗ АЦ-56141-45 — перевозчик нефтепродуктов;
- КМ-100 – автомобиль, на котором установлен манипулятор;
- АС-10 — танк;
- ПП-91 — машина для перевозки понтонов.
Читайте также: KAMAZ-65801-203001-68(Т5)
Преимущества вездеходного грузовика
Сильной стороной автомобиля является его простая конструкция, которая снижает затраты на техническое обслуживание и позволяет проводить быстрый ремонт с использованием подручных средств. Само качество сборки высокое, поэтому часто ремонтировать машину не нужно. Несмотря на прочность и надежность, цена автомобиля приемлема для российского рынка.
Производитель постарался добиться наилучшего показателя цены и качества, чтобы расширить географию потребителей. Товар приобретается в разных городах и странах, а широкая сеть сервисных центров облегчает техническое обслуживание. КамАЗ-43118 востребован благодаря своим характеристикам и способности работать в любых климатических условиях.
Адаптивность считается еще одним преимуществом шасси. Потребитель может выбрать любую добавку из большого выбора для достижения своих целей. Автомобиль уже много лет является незаменимым помощником не только в армии, но и в гражданских проектах.
Испытание загруженной машины
При полной загрузке вес увеличивается до 21 тонны. При езде по городу сохраняются приемлемые показатели управляемости и маневренности. Восемь главных передач и одна понижающая, совмещенные с силовым агрегатом, показывают стабильную, качественную работу.
Расход топлива увеличился. Наилучший результат показало переключение передач «1-3-5-6-7». Снизилась эффективность использования топлива, что привело к увеличению сопротивления шин во время движения. Средняя скорость упала на 1,3 км/ч.
Максимальная скорость на диностенде составила 102,8 км/ч. Расход топлива увеличился. На земле машина вела себя хорошо, но иногда казалось, что двигателю не хватает мощности под нагрузкой.
Боевое применение
Как только началось серийное производство автомобиля КамАЗ-4310, его стали отправлять в армию. Большая часть машин поступила в «ограниченный контингент советских войск», дислоцированный в Афганистане. Военным новый вездеход понравился. Особых сложностей с разработкой не возникло, так как в армии уже был опыт использования грузовика КамАЗ-5320.
По сравнению с другими видами транспорта, использовавшимися в реальных боевых действиях в Афганистане, КамАЗ-4310 был гораздо комфортнее. Кроме того, это был один из самых надежных автомобилей, так как военная приемка не пропускала автомобили с плохим качеством сборки. Особых похвал удостоилось рулевое управление – большегруз не требовал от водителя значительных усилий при маневрировании.
В то же время эксплуатация в таких жестких условиях выявила ряд недостатков. Нарекания вызывали, например, частые протечки системы охлаждения, оказавшейся слишком «нежной» для дорожных условий Афганистана. Головки блока цилиндров также не показали необходимой герметичности – через 50 тысяч километров из них начало вытекать масло.
В итоге весь этот военный опыт значительно улучшил машину. Улучшения сделали конструкцию более жесткой и прочной, свойства значительно возросли.
Современный КамАЗ вездеход отечественного производства
Вездеход КамАЗ – модель производителя 43118, имеющая колесную формулу 6х6. Грузовик используется для перевозки людей и грузов в отдаленные районы по плохим дорогам или местности. Основным преимуществом считается простая конструкция, позволяющая проводить ремонтные работы в полевых условиях.
Современный армейский вездеход КамАЗ 43118(преемник 4310)
Легендарный автомобиль КАМАЗ 43118 получил множество наград и наград. Например, он стал самым продаваемым грузовиком в России в 2017 году. Это также самая популярная модель Камского завода. Высокий спрос обусловлен территорией России, наличием северных территорий, качеством дорог, а главное обеспечивается практически идеальными техническими характеристиками. Основными покупателями являются нефтегазовый сектор. На шасси этого грузовика монтируются буровые установки, перевозятся трубы для нефте- и газопроводов. На крайнем севере это вообще одна из немногих исправных машин с хорошей проходимостью по снегу (с цепями противоскольжения).
КАМАЗ 43118 обладает всеми характеристиками вездехода: полный привод, большие углы въезда, раздаточная коробка с понижающей передачей. Ко всему этому есть интересные дополнения, такие как система подкачки шин на ходу с выравниванием давления во всех 6 колесах. Раздаточная коробка имеет блокируемый межосевой дифференциал.
В заключение отметим, что КамАЗ 43118 оснащен двигателем ЯМЗ-750 рабочим объемом 10,85 л. Мощность — 245 л.с. Дизель имеет высокие параметры экономичности. Расход топлива при движении на крейсерской скорости по трассе — не более 20 л/100 км. В городском цикле — 30-40 литров. На пересеченной местности — до 50 литров.
Устройство
По сравнению с другими автомобилями Камского автозавода КамАЗ-43118 имеет ряд изменений в конструкции платформы. Разработчики заметно удлинили его, максимально приблизив к кабине. Из-за этого запасное колесо пришлось монтировать под заднюю раму. Покупатель может выбрать два вида платформы – с тентом или открытым.
КАМАЗ-43118 оснащен модернизированным шасси, которое может использоваться как база для установки оборудования: автоцистерны, автокрана и самосвала. Довольно часто на грузовой автомобиль монтируют гидроманипулятор, располагая его как в конце платформы, так и непосредственно за кабиной. Также популярны лесовозные и лесовозные автомобили на базе КамАЗ-43118, которые благодаря повышенной проходимости уверенно передвигаются по пересеченной местности и сложным лесным участкам. Манипулятор позволяет заменить погрузчик, что снижает стоимость дополнительных машин.
КАМАЗ-43118 разработан на базе рамной вездеходной платформы с задней и передней рессорной подвеской и имеет колесную формулу шесть на шесть. Все колеса оснащены пневматическими барабанными тормозами. В качестве управляющего элемента использовался элемент RBL с новейшим гидроусилителем.
Трактор оснащен 28-вольтовым генератором (2000 Вт), двумя стандартными аккумуляторами по 190 Ач и регулируемой в двух направлениях рулевой колонкой.
В кабине КамАЗ-43118 установлено мягкое сиденье с пневмоподвеской и механической регулировкой. Опционально грузовик оснащается подлокотниками, кондиционером, коробкой отбора мощности, подогревом сиденья водителя, электрическими стеклоподъемниками и стандартным CD-радио.
Каркас салона автомобиля остался прежним, но значительно улучшились его внешние характеристики. Модернизирована решетка радиатора, появились измененные зеркала заднего вида, обтекаемый формованный бампер, оформленный в цвет кабины, и интегрированные боковые панели. Не забыли разработчики и об оптике, собрав в единое целое указатель поворота, габариты и фару. Цельное ветровое стекло значительно увеличило видимость для водителя. За счет установки трех щеток стеклоочистителя увеличилась площадь очистки стекол.
Внутренние изменения были не столь глобальны. Ключевым стало преображение приборной панели, которая получила антибликовое покрытие. Заметно улучшилось качество элементов и материалов салона. Некоторые модификации КамАЗ-43118 имеют спальное место. Однако классическая версия автомобиля позиционируется как грузовик для средних и коротких поездок. При этом даже в базовой комплектации появился мягкий матрас. Благодаря применению новейших материалов обшивки, измененной системе воздуховодов и мощному отопителю кабина стала более тепло- и шумоустойчивой.
Габаритные размеры и грузоподъемность
- Длина шасси: 7 230 миллиметров;
- Снаряженная высота: 3060 мм;
- Ширина без зеркала/с зеркалом: 2500/2900 мм;
- Межосевое расстояние (передняя и центральная ось): 3600 мм;
- Высота маховика: 1490 мм;
- Дорожный просвет (клиренс): 308 м:
- Внешний радиус поворота: 11 метров;
- Снаряженная масса КамАЗ-65225: 11 285 кг;
- Грузоподъемность (балласт): 11 000 кг;
- Полная масса грузовика: 22 400 кг;
- Максимальная масса буксируемого полуприцепа: 26 700 кг;
- Масса КАМАЗ-65225 в составе автопоезда: 38 тонн;
- Максимальная скорость трактора: 80 км;
- Предел подъема: 180.