Коробка отбора мощности КОМ-68Б

КамАЗ и БелАЗ

Реверсивная коробка отбора мощности с редуктором и продольным расположением валов

На нижней боковой части картера коробки передач установлен реверсивный механизм отбора мощности с редуктором и продольным расположением валов. Отбор мощности осуществляется от шестерни промежуточного вала коробки передач, в которую постоянно включена одна из шестерен блока 11. Другая шестерня в этом блоке находится в зацеплении с промежуточной шестерней. Блок шестерен и промежуточная шестерня 9 установлены на валах, закрепленных на картере.

Ведомый вал 7 ВОМ вращается на двух шарикоподшипниках 6. По канавкам этого вала с помощью зубчатой ​​вилки перемещается каретка 5 с зубчатым колесом. Вилка переключения 3 закреплена на подвижной тяге 2, соединенной с рычагом 1 отбора мощности, установленным в кабине автомобиля. Рычаг имеет три фиксированных положения. Стержень крепится шаровым держателем 4 с пружиной. При правильном положении штока каретка с шестерней входит в зацепление с промежуточной шестерней, что обеспечивает передачу прямого хода. В левом положении штока шестерня входит в зацепление с большей шестерней блока 11, что обеспечивает задний ход. В среднем положении штока ВОМ выключен и ведомый вал не вращается. На конце ведомого вала имеется фланец 12 для крепления вала привода вспомогательного оборудования.

Рис. Коробка отбора мощности без коробки передач: 1 — входной вал к картеру коробки передач; 2 — вал отбора мощности; 3 — каретка; 4 — вилка включения; 5 — держатель с пружиной; 6 — шток вилки включения; 7 — фланец; 8 — эксцентрик; 9 — поршень; 10 — выпускной клапан; 11 — обратный клапан; 12 — всасывающий клапан; 13 — крышка коробки отбора мощности; 14 — магистраль подачи масла к насосу

Коробка отбора мощности: назначение, виды, устройство и принцип работы

Так что сразу отметим, что коробка отбора мощности или коробка отбора мощности (в отличие от дополнительных коробок, раздаточных коробок или делителей) не является обязательным узлом в конструкции коробки передач, ходовой части и других узлов автомобиля.

Получается, что коробка отбора мощности никак не влияет на ходовые качества автомобиля и не участвует в процессах передачи мощности от двигателя внутреннего сгорания к колесам автомобиля. Другими словами, это не элемент передачи самого автомобиля в прямом смысле этого слова.

При этом основная задача этой коробки – отбирать мощность у двигателя для обеспечения работы другого дополнительного оборудования. Проще говоря, коробка отбора мощности передает крутящий момент двигателя внутреннего сгорания на работу дополнительного оборудования.

Как правило, это устройство на территории РФ и стран СНГ часто ассоциируется с автомобилями КАМАЗ (коробка отбора мощности КАМАЗ), МАЗ и т д. Причина — на этих машинах обычно используется КОМ, который, в свою очередь , активно используются в качестве специального оборудования в различных сферах деятельности (строительство, транспорт, инструменты и т д).

В противном случае коробка отбора мощности представляет собой отдельный узел, передающий крутящий момент от двигателя на различные агрегаты (насосы, лебедки, компрессоры и так далее). На коробку может приходиться до 40% мощности двигателя внутреннего сгорания. При этом принцип работы ВОМ всегда одинаков.

Единственное, ноду можно поставить в разных местах. Например, коробка отбора мощности на КамАЗ 4310 находится на раздаточной коробке (раздаточной коробке), а в других модификациях коробка отбора мощности расположена на самой коробке передач автомобиля.

Также с учетом наличия того или иного комплекта оборудования машина может иметь 2, а то и 3 коробки отбора мощности разного типа.

Сами коробки отличаются друг от друга:

  • по количеству ступеней и передаточному числу;
  • по количеству валов и их расположению;
  • при наличии или отсутствии реверса (как прямого, так и обратного вращения);
  • по типу управления отбором мощности;

Также следует отметить, что коробки этого типа бывают как с редуктором, так и без него. Что касается самой коробки отбора мощности, то этот агрегат можно примерно сравнить с обычной механической коробкой передач на автомобилях.

Простыми словами, это приводной вал с шестерней, которая при включении ВОМ входит в зацепление с другой (ведомой) шестерней. За счет этого происходит преобразование крутящего момента, после чего крутящий момент далее передается на работу дополнительных устройств или механизмов.

КОМ также делится на зависимую и независимую. Первые фактически интегрированы в коробку передач, имеют меньший вес, не используют лишнюю мощность, но есть и недостатки. Во-первых, включать такую ​​коробку можно только при выключенном сцеплении автомобиля. Также запрещается включать зависимый ВОМ во время движения автомобиля.

Независимую коробку отбора мощности можно устанавливать на машины со всеми типами двигателей внутреннего сгорания и коробок передач, а также использовать их без выключения сцепления (как на неподвижных автомобилях, так и в движении). Система муфты отбора мощности также может быть как механической, так и электропневматической, или гидравлической.

Блок питания обычно включается из кабины или снаружи. В коробке отбора мощности с механическим зацеплением перемещение штока осуществляется рычагом. Кстати, если установлена ​​система с пневмоактивацией, в устройстве есть камера, куда подается воздух из пневмосистемы автомобиля.

Воздух сжимает возвратную пружину с диафрагмой, что приводит к перемещению штока с вилкой для включения ведомого ВОМ. Так входят в зацепление ведомая и промежуточная шестерни коробки отбора мощности. После выпуска воздуха из пневмокамеры шток вернется в исходное положение, то есть ведомая шестерня выйдет из зацепления и дальнейшего вращения не последует.

Устройство и принцип работы

Устройство в этой коробке содержит следующие элементы:

  • поменять ручку;
  • сливная пробка;
  • передняя и задняя крышки;
  • штанговое, ведомое оборудование;
  • элемент держателя мяча;
  • картер и коробка передач;
  • вилка;
  • ведомая полуось;
  • насос и подшипник;
  • задний мост промежуточный мост;
  • ось, корпус пневмоцилиндра.

Устройство коробки отбора мощности

Передача мощности начинается от блока шестерен к раздаточной коробке, к силовому агрегату и к шестерне привода ВОМ. Механизмы находятся в постоянном зацеплении друг с другом, приведение в действие коробки отбора мощности осуществляется кареткой подвижного типа, которая начинает зацепление зубьев.

ВОМ включается

ВОМ включается с помощью механизма муфты шестеренчатого типа, который соединяет обе оси при отсутствии нагрузки на коробку. Приемный вал получает вращение от промежуточного карданного вала. Другой конец ВОМ соединен с выходным валом коробки передач. Затем вращение переходит на трансмиссионный вал насоса высокого давления. Затем вращение приводного вала передается на шасси автомобиля.

Установленный ВОМ

Эта коробка управляется из кабины. Привод может быть механическим, пневматическим или электропневматическим.

Реверсивная коробка

ВОМ, показанный на рисунке ниже, предназначен для установки сбоку картера коробки передач. Полезная мощность передается от промежуточного вала к редуктору. Шестерни находятся в непрерывном зацеплении.

Джойстик имеет 3 фиксированных положения для выбора режима работы коробки отбора мощности. В правильном положении осуществляется прямая передача. При этом каретка с зубчатым колесом постоянно находится в зацеплении с промежуточным валом редуктора. При переводе в крайнее левое положение включается реверс. Для обеспечения обратного хода шестерня соединена с шестерней, установленной внутри редуктора ВОМ. При переходе в среднее положение ведомый вал перестает вращаться и коробка отбора мощности переходит в выключенное положение.

Коробка отбора мощности без редуктора

Помимо рассматриваемого ВОМ с редуктором применяют также более простые по конструкции коробки без редуктора, обеспечивающие одну ступень с передаточным числом 1,0. Отбор мощности осуществляется от первичного вала 7 к картеру коробки передач, имеющему на конце шлицы. Коробка отбора мощности крепится к торцу корпуса раздаточной коробки в верхней его части. Вал 2 на коробке отбора мощности на одном конце имеет те же шлицы, что и вал 7, а на другом конце установлен фланец 7 для крепления вала вспомогательного привода. Включение ВОМ осуществляется путем блокировки валов 1 и 2 с помощью каретки 3. Каретка перемещается вилкой включения 4, закрепленной на тяге, которая имеет два фиксированных положения: при левом положении тяги, ВОМ включен, а справа выключен. Изменение направления вращения карданного вала осуществляется при включении передачи ЗХ в коробку передач.

Особенностью конструкции данной коробки отбора мощности является наличие поршневого насоса, служащего для смазки деталей коробки отбора мощности и раздаточной коробки неподвижного автомобиля при работе дополнительного оборудования. Насос расположен в корпусе, установленном в приливе крышки 13 коробки отбора мощности, и состоит из поршневого I выпускного 10, всасывающего 12 и обратного 11 клапанов. Насос приводится в действие эксцентриком, расположенным на карданном валу. Масло поступает в насос по магистрали 14 из картера в раздатку и под давлением подается к деталям коробки отбора мощности и входному валу раздаточной коробки.

Эта коробка управляется рычагом, соединенным со тягой 6 и установленной в кабине автомобиля.

Показания приборов и визуальный контроль

Хотя стрела погрузочного крана намного меньше, чем у традиционного крана, это может привести к несчастным случаям на строительных площадках и за их пределами.

По этой причине перед тем, как приступить непосредственно к работе с манипулятором, обязателен звуковой сигнал. Если люди будут рядом с краном, они отойдут.

Кроме того, не забывайте, что не всегда нужно использовать манипулятор на твердом асфальте. В мануале к машине будут указания по эксплуатации последнего на краю ямы, либо на заболоченном, рыхлом грунте.

Как правило, в основе автомобиля лежит всем известный грузовик. Например, КамАЗ проедет почти везде. Вряд ли стоит упоминать, что в логировании активно используются манипуляторы.

Настоящие профессионалы могут использовать два манипулятора для погрузки негабаритного груза на платформу грузовика. Между тем управление манипулятором в этом плане становится искусством.

Манипуляторы КамАЗ признаны одними из лучших на российском рынке в своей категории. Они производятся уже три десятилетия и успели выдержать испытание временем на надежность и функциональность.

Подходит для следующих видов работ:

  • погрузка-разгрузка – доля ручного труда значительно снижена;
  • ремонт трубопроводов и коммуникаций;
  • перевозки грузов, как на короткие, так и на дальние расстояния.

Читайте также: КамАЗ на метане: принцип работы газодизельного двигателя, расход топлива и масла, отзывы владельцев грузовиков на газу

Включение КОМ

  1. Нажмите педаль сцепления до упора
  2. Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение
  3. Нажмите и поверните рукоятку переключателя МОМ на панели аксессуаров . При этом загорится индикатор, встроенный в рукоятку переключателя. Кроме того, в комбинации приборов загорится контрольная лампа, сигнализирующая о включении коробки отбора мощности.
  4. Медленно отпустите педаль сцепления.

При необходимости возможен запуск, движение автомобиля и переключение передач в коробке передач с работающей коробкой отбора мощности.

Схемы коробок отбора мощности различных автомобилей

Рис. Схема коробки отбора мощности МАЗ 5334 АС-8: 1 — резиновая диафрагма; 2 — пружина; 3 — подшипник; 4 — корпус; 5 — сменная вилка; 6 — манжета; 7 — шлицевой вал; 8 — фланец; 9 — палка; 10 — оборудование; 11 — паразитная аппаратура; 12 — первичный преобразователь тахометра; камера

Рис. Схема коробки отбора мощности КСМ-68Б: 1 — рычаг переключения передач; 2 — корпус; 3 — рычаг переключения передач; 4 — вилка включения КОМ; 5 — шестерня (Z=17); 6, 7, 10, 20 — шток; 8 — сцепление; 9 — вторичный вал; 11 — крышка; 12 — сальниковая коробка; 13 — фланцевое соединение; 14 — ручка; 15 — вилка переключения передач; 16 — шестерня (Z=41); 17 — роликовый подшипник; 18 — тяга включения ВОМ; 19 — кедровые орешки; 21 — первичный вал; 22 — шестерня на первичном валу коробки передач; I — боковой зазор в фиксации

Рис. Механизм отбора мощности крана СМК-10 (а) и кинематическая схема (б): 1, 5 — фланцы, 2 — подшипник; 3, 4 — входной и выходной валы; 6 — корпус; 7 — венец; 8 — замена сцепления; 9 — зубчатый венец; 10 — ступица; 11 — шкив; 12 — пальцы

Рис. ВОМ РК-5: 1 — блок шестерен ПК-5-11А; 2 — ось РК-5-13; 3 — корпус коробки ПК-5-01; 4 — насос НШ10; 5 — вал насоса РК-5-16Б; 6 — вилка РК-5-26А; 7 — роликовый переключатель РК-5-21; 8 — сменный ролик РК-5-26; 9 — вилка РК-5-27А; 10 — шестерни РК-5-14А; 11 — вал отбора РК-5-31А; 12 — шестерня РК-5-15А

Рис. Коробка отбора мощности ЗИЛ-131: 1 — шток вилки переключения передач; 2 и 23 — манжеты: 3 — уплотнительное кольцо; 4 — вилка включения; 5 — шародержатель; 6 — крышка ствола; 7 — крышка заднего подшипника; 8 — шарикоподшипник; 9 — шестерня включения передач; 10 — главный вал; 11 — ось шестерни постоянного зацепления; 12 — опорный диск; 13 — промежуточная шестерня с постоянным зацеплением; 14 — ось блока шестерен; 15 — картер коробки передач; 16 — блок с шестернями; 17 — роликовый подшипник; 18 — опорный диск; 19 — распорное кольцо; 20 — прокладка крышки подшипника; 21 — крышка переднего подшипника; 22 — фланец; 24 — шайба фланцевая опорная; 25 — заливная пробка; 26 — рычаг включения ВОМ; 27 — сливная пробка; 28 — гайка; 29 — стопорная гайка; 30 — кронштейн рычага; 31 — упаковка

Рис. ВОМ МАЗ: 1 — промежуточная шестерня; 2 — корпус; 3 — ведомая шестерня; 4 — вилка; 5 — стопорный болт; 6 — стопорная шайба; 7 — ось; 8 — шарикоподшипник; 9 — роликовый подшипник; 10, 14 — крышки; 11 — стакан; 12 — пружина; 15 — гайка; 15 — пневмокамера; 16 — диафрагма; 17 — стиральная машина; 18 — упорная шайба; 19, 23, 25 — прокладки; 20 — винт; 21 — уплотнительное кольцо; 22 — подшипник; 24 — вал

Рис. Отбор мощности от раздаточной коробки (КОМ-1) (для спецтехники): 1 — картер; 2 — распорная втулка; 3 и 20 — гайки; 4 и 18 — крышки подшипников; 5 — вал; 6 и 23 — шарикоподшипники; 7 — каретка; 8 — заглушка; 9 — крышка люка; 10 — щит; 11 — переключатель; 12 — коммутационная камера; 13 — мембрана; 14 — пружина; 15 — подшипник; 16 — прокладка; 17 — регулировочный диск; 19 — фланец; 21 — пружинная шайба; 22 и 28 — опорные диски; 24 — стопорное кольцо; 25 — зубчатое кольцо с постоянным зацеплением; 26 — пробка; 27 — ось; 29 — роликовый подшипник; 30 — распорное кольцо; 31 — вилки; 32 — защитный клапан; 33 — стопорный болт; 34 — стопорная пластина

Рис. Схема электрооборудования ВОМ: 1 — выключить контрольную лампу, включить ВОМ; 2 — соленоид воздушного клапана; 3 — трехполюсная соединительная панель; 4 — реле включения ВОМ; 5 — реле включения переднего моста; 6 — двухконтактный разъем; 7 — переключатель; 8 — контрольная лампа включения ВОМ; 9 — 20 А предохранитель

Зависимый тип КОМ

Зависимые от сцепления коробки устанавливаются на автомобили с механической коробкой передач. Этот механизм устанавливается, если нет необходимости включать насадки на ходу. Так, например, коробка отбора мощности самосвала довольно часто выполняется в зависимом варианте.

Основные преимущества, которыми обладает КЗОМ:

  • легкий вес;
  • простой ремонт коробок отбора мощности;
  • отсутствие нагрузки на двигатель при выключенном ВОМ;
  • простота и надежность конструкции, позволяющая безопасно эксплуатировать как новую, так и отремонтированную коробку, что подтверждается всесторонней проверкой;
  • низкие требования к обслуживанию;
  • повышенная безопасность, так как привод нельзя использовать на ходу, что особенно важно для самосвального ВОМ.

Установка зависимого типа коробок достаточно проста. Установка осуществляется в специально отведенном месте, предварительно сняв специальный люк. В верхнем положении используется насос. При необходимости демонтаж КЗОМ не вызывает затруднений и не влияет на работоспособность главной силовой передачи.

Оцените статью
Блог про автомобили ГАЗ