Коробка переключения передач КПП 154 для автомобиля КамАЗ

КамАЗ и БелАЗ

Как устроена трансмиссия

Коробка 154 для автомобилей КамАЗ состоит из пятиступенчатой ​​основной коробки и двухступенчатой ​​части (мультипликатора). Если рассматривать отдельные узлы механизмов, то он будет состоять из следующих элементов: ведущий, промежуточный и ведомый валы; трансмиссия с шестернями; несколько синхронизаторов; схватить; картер; привод.

Компоненты оборудование артикул 154.1700056
Вилка сцепления, картер сцепления: 21.1600010 Сакс МФЗ 430, 17.1601008-10
Крышка входного вала: 14.1701039-50
Вилка выключения сцепления: 19.1601203-10
Вал вилки: 19.1601215
Рычаг вилочного вала:  19.1601217-20
Kp обозначение без разделительной черты: 154.1700150
Опора рычага переключения передач: 530-1702200
Фланец: 154.1701240
Части: 154.1770010-10
Распределяет входной вал: 154.1700044
Входной вал цп: 154.1701027
Промежуточный вал кп: 154.1701048
Крышка подшипника выходного вала: 154.1701201

Схемы КПП автомобилей различных модификаций 43118, 4350, 43505, 5350, 65115, 53605:

  • Вариант при разгоне автомобиля выглядит так 1V-2V-3V-4N-4V-5N-5V.
  • При движении по пересеченной местности и при движении по участкам с плохой проходимостью схема коробки передач 1Н-2Н-ЗН-4Н-4В-5Н-5В.

Переключение передач осуществляется водителем только при выключенном сцеплении. Передача переключается изменением положения рычага (возможен перевод в положение В или Н).

Выключатель находится на левой стороне картера. Привод состоит из нескольких элементов: опорного механизма рычага, уплотнительных колец, реактивной штанги, вала с рычагом, изолятора.

Коробка передач КамАЗ КПП-152 под ЯМЗ.

Описание и особенности:

КАМАЗ 152 КПП под ЯМЗ появились относительно недавно. Ранее, чтобы установить эту коробку передач на силовой агрегат от МАЗ, необходимо было внести ряд сложных изменений. Теперь на ЯМЗ 238 или 236 можно установить полностью готовую коробку передач КАМАЗ.

Тип коробки передач — механическая десятиступенчатая, состоящая из пятиступенчатой ​​главной коробки передач и двухступенчатой ​​передней коробки передач — зубчатых частей, соединенных в один блок. Максимальный входной крутящий момент 850 Нм.

Модернизированная десятиступенчатая коробка передач КАМАЗ модели КПП-152, состоит из пятиступенчатой ​​главной коробки передач и двухступенчатого делителя коробки передач спереди. Делитель имеет повышенную и пониженную передачу, а в сочетании с пятиступенчатой ​​главной коробкой передач можно получить десять передач переднего хода и две передачи заднего хода.

В этой коробке изменена защита картера. Для правильной стыковки с силовым агрегатом штатный картер сцепления (колокол) заменен на аналогичный от МАЗ.

Коробка передач КАМАЗ 152 на ЯМЗ 236 выпускается в следующих модификациях: — стандартная. Меняется картер сцепления; — быстрый. В этой модификации помимо картера заменены заводские полуоси и шестерни. Вместо него установлены модифицированные компоненты от 141 коробки передач. Передаточное отношение меняется. Это значительно увеличивает максимальную скорость; — усиленный. Эта модель основана на деталях от 154 коробки передач. Это значительно повышает износостойкость при максимальной нагрузке.

Вне зависимости от модификации каждый редуктор оборудован перегородкой. Этот механизм аналогичен по конструкции двухступенчатой ​​коробке передач. Его функция заключается в уменьшении передаточного числа для каждой скорости. Благодаря этому двигателю и машине в целом крутые подъемы становятся легче.

В целом технические характеристики устройства не отличаются от заводских, за исключением скоростных и усиленных моделей.

Детали шестерни — механическая, коробка передач состоит из пары цилиндрических шестерен, 2 ведущих и 11 промежуточных валов, синхронизатора 7 и механизма переключения передач. Пневматическое управление переключением передач.

Осевой ход приводного вала регулируется набором металлических прокладок 1 толщиной 0,2 и 0,3 мм, устанавливаемых между задней крышкой 5 и наружным кольцом шарикоподшипника. На переднем конце вала эвольвентные шлицы разделены на три венца с двумя канавками. Зубья на крайних венцах тоньше, чем зубья на среднем венце, для создания «замка», препятствующего саморасцеплению шестерен в перегородке. На шлицы подвижно посажен пальцевый синхронизатор 7 инерционного типа.

первая передача низший 7,82
выше 6,38*
другие дают низший 4.03
выше 3,29*
третья передача низший 2,50
выше 2,04*
четвертая передача низший 1,53
выше 1,25*
пятая передача низший 1,0
выше 0,815
обеспечить регресс низший 7,38
выше 6.02*

Принцип работы КПП 154

При включении в механизм прямой передачи зубчатая муфта сразу обеспечивает связь между приводными валами и устройством, преобразующим крутящий момент. При этом крутящий момент перенаправляется при сохранении значения с силовой установки на коробку передач. При включении рычага трансмиссии зубья приводного вала делителя устанавливаются с помощью синхронизаторов. Проходя через колеса, крутящий момент уменьшается, что приводит к увеличению числа оборотов. Представленный принцип работы повышает экономичность автомобиля, увеличивает скорость грузовика и экономит топливо за счет снижения расхода.

Возможные неисправности скоростной коробки

При длительной эксплуатации КамАЗа заметно снижается работоспособность. В частности, ухудшается мощность. Следует выявить причины и признаки этих проявлений.

Наиболее важные признаки неисправности КПП 154:

  • самопроизвольное отключение скоростных режимов;
  • течь масла из коробки передач;
  • затрудненное переключение передач;
  • странные звуки и стуки.

Правильным решением в этом случае будет проверка целостности элементов трансмиссии. Продолжать дальнейшую эксплуатацию КамАЗа опасно, КПП необходимо ремонтировать.

Если во время движения самопроизвольно происходит переключение передач, устранить эту причину можно, подтянув крепеж. В некоторых случаях необходима регулировка рулевого управления.

Продлить срок службы коробки передач 154 КамАЗ помогает использование масла соответствующего класса. Новое масло в редуктор подается через горловину, которая расположена на правой стенке картера. Следует отметить наличие масломерного щупа, магнита в сливной пробке.

Определение причин неисправностей коробки на КамАЗ

Наиболее частые проблемы с КПП 154 и их возможные причины:

  1. Все передачи включаются с большим усилием: сцепление может быть не полностью выключено
  2. Рычаг переключения передач двигается с большим усилием: недостаточная или некачественная смазка
  3. Передачи со 2 по 5 включаются со скрежетом: износ деталей синхронизатора / снижение мощности при трогании каретки
  4. Шестерни в перегородке включаются с ударом, посторонние звуки: высокое давление в пневмосистеме/разрыв мембраны редукционного клапана/ошибка синхронизации
  5. Шестерни меняются беспричинно: поломка защелок на шестеренчатом механизме/износ ножек, сухарей вилок/сломан замок ведомого вала
  6. Шестерня не включается: неисправность брелка/износ подшипников и шестерен
  7. Высокий уровень шума в коробке передач: сломанные зубья шестерен/изношенные сальники шестерен/недостаточная смазка

Другие модели КПП, устанавливаемые на КамАЗ

Коробки передач различаются не только количеством скоростей, но и типом коробки передач. Первоначально на Камские АЗ устанавливались КПП КАМАЗ 14 и 15, прототипы КП 142 и 152 соответственно. КП 14 имеет 5 скоростей, модель 15 имеет детали и в два раза больше скоростей — 10.

Более современные версии коробки передач имеют синхронизаторы. Плавность переключения передач зависит от того, сколько синхронизаторов у коробки передач, иногда синхронизаторов устанавливается столько, сколько есть передач, в том числе и заднего хода.

На армейские модели, например 6350, устанавливается восьмиступенчатая коробка передач 161.

Основными вариациями коробок передач для КамАЗа являются модификации серий 14 и 15. Также широко используются импортные коробки передач ZF. В каталогах на сайте производителя можно узнать, какая модель коробки передач устанавливается на то или иное шасси.

КПП серии 14

Коробка передач КамАЗ-14 была одной из первых моделей, устанавливаемых на автомобили производителя. В настоящее время используется только на старых моделях, так как имеет низкую износостойкость. Отсутствие перегородки лишает автомобиль с такой коробкой повышения и понижения скорости. 5 шагов вперед и 1 шаг назад.

Модель 141 — модернизация КП 14. Тоже пятиступенчатая, без перегородки, но более прочная. Имеет повышающую передачу, позволяющую развивать чуть большую скорость, но с падением тяги.

КамАЗ 142 – одна из самых популярных моделей. Данная коробка передач имеет синхронизацию 4 и 5 передач, что позволяет сделать переключение передач плавным, продлевает срок службы всей коробки за счет меньшего трения отдельных деталей.

Коробка передач модели 144 также имеет 5 ступеней, она не оборудована перегородкой. Добавлены синхронизаторы, заменены подшипники на конусные. Все это дает возможность проводить операции в тяжелых условиях, продлевая рабочий день. Поэтому КП 144 используется на военных моделях Мустангов.

Отличие КПП 154 от КПП 152

Модель коробки передач 154 является обновлением модели 152. Среди наиболее важных положительных сторон новой коробки передач можно выделить:

  • Синхронизаторы усиленного типа.
  • Усовершенствованные механизмы блокировки передач.
  • Множитель имеет более практичное управление.

Пневмосистема автомобиля КАМАЗ считается сложным устройством, для работы с которым требуется специально обученный человек. Важнейшей характеристикой коробки передач 152 из новой версии является использование конусообразных подшипников в опорах полуосей.

Технические характеристики

Среди ключевых тактико-технических характеристик КПП 154 можно выделить:

  • Механический тип, 3-полосный, 10 ступеней.
  • Картер в сборе 21.1600010 Sachs MFZ 430, 17.1601008-10.
  • Главные передачи с их номерами следующие: 1Н — 7,82; ИБ — 6,38; 2Н — 4,03; 2Б — 3,29; 3Н — 2,5; 3В — 2,04; 4Н — 1,53; 4В — 1,25; 5Н-1; 5В — 0,815; 3ХН — 7,38; 3ХV — 6.02.

Обслуживание и ремонт

Чаще всего неисправности грузовиков КАМАЗ возникают при износе шестерен и подшипников в коробке передач. Из-за активного движения и постоянного механического воздействия детали быстро изнашиваются и изнашиваются. При таком повреждении потребуется комплексная замена аккумуляторов, так как они не подлежат ремонту.

Основные признаки, указывающие на некачественную работу КПП 154:

  • Передача была прервана без видимой причины.
  • повышенный уровень шума и характерный стук при работе.
  • Трудный запуск механизма.
  • Фиксация механизма в одном положении без возможности его изменения.

Для ремонта коробки передач с делителем выполните следующую последовательность действий:

  1. Блок должен быть разобран.
  2. Осмотрите на наличие дефектов.
  3. Замените детали, пришедшие в негодность, отрегулируйте параметры работы систем.
  4. Замените трансмиссионное масло.
  5. Соберите в обратном порядке.
  6. Выполните тест-драйв, чтобы убедиться в исправности автомобиля.

При проведении ремонта необходимо отрегулировать расстояние между торцевой крышкой и механизмом ограничения хода, расположенным у клапана частичного пуска; отрегулируйте ход переключателя и скорректируйте его работу рулевого управления.

Чтобы удалить, следуйте инструкциям ниже:

  1. Слейте остатки обработанной жидкости из картера.
  2. Очистите магнитный элемент в пробке.
  3. Скиньте запчасть.
  4. Отсоедините провод, отвечающий за работу контрольной лампы; вентиляционные трубы; кронштейны, на которые крепится глушитель.
  5. Ослабьте гайки крепления фланцев.
  6. Ослабьте зажимы.
  7. Снимите пневматический усилитель сцепления, затем отсоедините приводной вал.
  8. Выверните болты, крепящие стартер.
  9. Отодвиньте коробку передач назад, опустите на каретку, осторожно извлеките из-под автомобиля.

Процесс ремонта состоит из нескольких основных моментов:

  1. Снятие воздушного прерывателя и болтов крепления.
  2. Снятие рулона.
  3. Отсоедините вилку, отвечающую за изменение скорости.
  4. Удаляет синхронизацию
  5. Снятие оси и вилки сцепления.
  6. На поверхности крышки у заднего подшипника снимаются крепления, затем снимается крышка.
  7. Диск вынимается из стакана подшипника, после чего демонтируются основные элементы.
  8. Снятие оси и самого подшипника с основной части перегородки.
  9. Установка в тисках на передней части приводного вала.
  10. Снятие муфты и гаек подачи масла.
  11. Демонтаж роликового подшипника, втулки и шестерни.

После этого элементы ремонтируются и заменяются, затем устанавливается перегородка. Механизм собирается в обратном порядке. После завершения проводится проверка автомобиля, которая проводится в груженом и порожнем режимах.

Для технического обслуживания регулируют привод переключения скоростей, регулируют зазор клапана активации детали, периодически меняют масло.

  1. Для начала регулируется расстояние между торцом крышки и стопором хода. Для этого проверьте регулировку операции выключения сцепления, при необходимости отрегулируйте ее. Отвернуть гайки крепления стопора штока клапана. Четвертый контур привода подключен к блоку измерения давления (в норме показатели давления возрастают до 7-7,5 кгс/см 3). Полностью выжать сцепление, упор на штоке должен соприкасаться с ограничителем. Получившийся зазор должен быть от 0,2 до 0,3 мм, в таком положении он фиксируется. Ствол с крышкой прикрыт резиновой защитой.
  2. Этап проверки масла заключается в откручивании пробки и установке указателя в заливное отверстие до упора. Вам не нужно вкручивать пробку.
  3. Процесс замены масла в грузовике КАМАЗ проводится не реже одного раза в год. Это правило работает, когда автомобиль преодолевает расстояние не более 90 тысяч километров в год. При работе в тяжелых условиях с повышенной нагрузкой частота замены масла увеличивается. На этапе замены разогретое масло удаляется через специальные дренажные отверстия. Пробки откручиваются, магниты очищаются от грязи. Картер чистят новым маслом, затем заливают его в редуктор 154. Двигатель работает на нейтральной передаче в течение 10 минут. После этого пробки закручиваются, и внутрь заливается смазка ТСп-1,5К. Последний шаг – проверка уровня жидкости. Если жидкости недостаточно, ее доливают до метки. Масло должно быть теплым, так как это снижает его вязкость.

Читайте также: КамАЗ ломовоз с манипулятором – особенности конструкции и характеристики

В чём разница между 154, 152 и 15 КПП КАМАЗ

Основное отличие заключается в опоре для механизма, расположенной в верхней части. Для КПП 154 используется разъединитель МПДП-1771010А. Новая модель коробки передач доступна в форматах 154.1700051 и 154.1700056, которые отличаются рычагами включения сцепления. В первом случае устанавливается прямой рычаг 19.1601217-10, а во втором случае используется изогнутое исполнение 19.1601217-20. Выпускаются модели старого образца (15.1771010, 15.1771010-10 и 15.1771010-20), имеющие существенные визуальные отличия. Детали старого образца используются только на контрольно-пропускном пункте 152.

Отличия КПП 15 от КПП 152 заключаются в следующем:

  • В новой модификации используется упрощенная система управления эшелонированием.
  • Высота зубьев увеличена для усиления шлицов.
  • Более простая пневматическая система, используемая для управления перегородкой. Изготовлен из пластиковых воздуховодов.
  • Отсутствие шпона в монтажной шестерне и промежуточном валу.
  • Исправлена ​​ошибка, приводившая к автоматическому отключению 4 и 5 передач.
  • В новой модели используется более прочный подшипник.
  • В новой версии производители увеличили четвертую шестерню.
  • Разработчики убрали механизм блокировки в шлицевом соединении вала с кареткой синхронизатора на четвертой и пятой передачах.

Как обслуживать КП на КамАз

Техническое обслуживание состоит из:

  • регулировка раздаточной коробки;
  • регулировка зазора в клапане частичной активации;
  • а также периодическая замена масла.
  1. Регулировка зазора между торцом крышки и ограничителем хода клапана разделительного включения: Сначала проверьте соосность исполнительного механизма выключения сцепления; регулировка производится по мере необходимости; Гайки упора на стержне клапана, расположенного на толкателе поршня пневмоусилителя, откручиваются и отворачиваются. Выход управления контура IV привода вспомогательных тормозов пневмопривода тормозов соединен с манометром. Давление в контуре доводят до 7-7,5 кгс/см; педаль сцепления полностью выжата; упор штока клапана для включения перегородки доводят до контакта с упором штока клапана и перемещают против штока клапана. В результате зазор между торцом клапанной крышки и упором шпинделя должен составлять 0,2 — 0,3 мм. В этом положении упор на штоке клапана фиксируется гайками и стопорится разборными шайбами. Если давление в IV контуре вспомогательной тормозной системы упало до 6,2 кгс/см2, зазор можно увеличить до 0,6 мм. Кроме того, шток клапана и крышка закрыты резиновым пылезащитным чехлом;
  2. Проверка масла. Пробка маслоналивного отверстия откручивается, указатель протирается чистой ветошью и вставляется в заливное отверстие до упора пробки в резьбу. Вам не нужно извиваться.
  3. Замена масла проводится не реже одного раза в год, но только если автомобиль проезжает менее 90 000 км. Если автомобиль задействован в тяжелых работах, количество замен масла значительно увеличивается. Поэтому при принятии решения о замене отталкивайтесь не от рекомендаций производителя, а от условий эксплуатации конкретного автомобиля. При замене через сливные отверстия сливают горячее масло (для этого выбивают пробки, расположенные в нижней части картера коробки передач и в нижней части картера коробки передач). Магниты сливной пробки очищаются от грязи и металлических частиц. Картер коробки и перегородка промываются чистым маслом. В коробку передач заливается чистое масло, которое необходимо прокрутить двигателем на нейтральной передаче в течение 10 минут; затем сливают масло из коробки передач, закручивают сливные пробки и заливают смазку ТСп-1,5К до верхней метки на указателе уровня. После этого нужно снова выкатить коробку передач в нейтральное положение на 3-5 минут. Если после всех манипуляций при измерении уровня он окажется недостаточным, масло необходимо долить. Масло должно быть теплым, потому что чем выше температура, тем ниже вязкость.

Схема работы коробки передач с делителем

Переключение передач на КамАЗе практически не отличается от переключения на легковых автомобилях, за исключением одного момента: переключение рычага переключения передач с передачи на передачу необходимо осуществлять ступенчато.

КПП КамАЗ имеет 2 режима, призванных максимально снизить нагрузку на двигатель при полной загрузке автомобиля, но в то же время не допустить полноценной работы при отсутствии нагрузки:

  • Поднятый (В);
  • Уменьшенный (Н);

Назначение и описание коробки КамАЗ

Несмотря на количество модификаций, назначение и принцип работы коробок КамАЗ одинаков. Итак, механизмы предназначены для изменения величины и направления импульса, снимаемого с силовой установки и передаваемого на колеса автомобиля через редукторные части.

Установка коробки передач на автомобиль КамАЗ осуществляется восемью шпильками по четыре штуки с каждой стороны. Изделие монтируется на картер сцепления (два штифта сверху), два штифта снизу вкручиваются в картер коробки передач.

Плавный переход из режима в режим обеспечивается благодаря синхронизаторам. Управление происходит на расстоянии, за счет рычага переключения установленная станция механическая. В коробках, оснащенных делителем переключения режимов, используется пневматический привод.

Обслуживание и ремонт

Самая распространенная проблема в коробке – износ шестерен и подшипников. Детали постоянно находятся в движении, изнашиваются из-за трения. В таких случаях восстановить или отремонтировать коробку передач невозможно, элементы заменяются новыми.

Признаки неисправности КПП-154:

  • самопроизвольное прекращение передачи;
  • повышенный шум и стук;
  • сложное включение механизма;
  • зафиксировать в одном положении.

Ремонт коробки с перегородкой включает в себя 6 шагов:

  1. Демонтаж механизма.
  2. Выявление дефектов.
  3. Замена изношенных деталей или корректировка параметров.
  4. Замена трансмиссионного масла.
  5. Сборка.
  6. Тест-драйв.

При проведении ремонтных работ регламентируются:

  • величина зазора между торцевой поверхностью крышки и ограничителем хода стержня клапана до ударной перегородки;
  • изменить путешествие;
  • станция управления механизмом переключения.

Удалите контрольную точку следующим образом:

  1. Слить масло из картера.
  2. Очистите пробковый магнит.
  3. Скиньте запчасть.
  4. Отсоедините провод выключателя контрольной лампы, вентиляционную трубку, кронштейны крепления глушителя.
  5. Ослабьте фланцевые гайки.
  6. Ослабьте зажимы.
  7. Снимите усилитель сцепления, затем приводной вал.
  8. Снимите болты крепления стартера.
  9. Коробку передач отодвигают, опускают на тележку и выкатывают из-под автомобиля.

Ремонт коробки передач осуществляется следующим образом:

  • снимите прерыватель воздуха;
  • открутить болты крепления;
  • снимите ролик;
  • ослабить вилку переключения передач;
  • убрать синхронизацию;
  • разобрать вал и вилку хомута;
  • открутить крепления, удерживающие заднюю крышку подшипника на приводном валу;
  • снимите крышку, разберите задний подшипник и ось;
  • отвернуть опорный ролик и болты стакана подшипника, снять детали;
  • вал выбивается деревянным бруском, из корпуса сепаратора вынимается подшипник;
  • зажмите шлицевую часть приводного вала в тиски;
  • отверните с вала накидную гайку и гайку нагнетания масла;
  • снимите роликовый подшипник, втулку и шестерню.

Потом ремонтируют или заменяют детали, собирают перегородку обратно. Все сборочные операции выполняются в обратном порядке.

Сборка коробки передач

Испытания проводятся в 2-х режимах — с нагрузкой и без нагрузки. При тестировании без нагрузки проверяют, как работает перегородка, и включают шестерни.

Замена подшипников

Необходимость замены подшипника коробки передач возникает при износе этой детали, что можно определить по следующим признакам:

  • звуки в двигателе
  • самопроизвольное прекращение передачи
  • блоки подшипников при включении сцепления
  • шум на КПП

Износ подшипников может привести к критическим поломкам всего редуктора: если в подшипнике есть трещины, поломки, шестерни могут заклинить. Это также может привести к выходу из строя диска сцепления.

Как поменять подшипник на КПП 154

Замену этой детали рекомендуется производить в специализированном центре, но при наличии навыков и нужных инструментов можно сделать это самостоятельно.

Необходимо иметь съемник для подшипника, фиксатор пружины, приспособление для блокировки первичного вала.

Для замены сделайте следующее:

  • удалить контрольно-пропускной пункт
  • остановить оси
  • вытащить подшипник из посадочного места
  • очистить гнездо и вал от грязи
  • подгонка и усадка нового запаса
  • смазать все движущиеся части
  • заменить прокладки привода
Оцените статью
Блог про автомобили ГАЗ