- Когда необходима регулировка объема топлива?
- Устройство и принцип работы
- Где стоит обратный клапан
- Неисправности и ремонт
- Как снять и разобрать
- Регулировка пневмокорректора
- Как добавить или убавить топливо
- Как правильно установить
- ТНВД Бош КамАЗ Евро-3: устройство и регулировка
- Принцип работы двигателя КамАЗ 740
- Обратный клапан топливной системы: как проверить клапан
- Расположение
- Неполадки
- Способы проверки работоспособности ОК
- Установка дополнительного ОК
- Конструкция
Когда необходима регулировка объема топлива?
В целом следующие симптомы указывают на проблемы с работой ТНВД, на необходимость уменьшения или добавления топлива:
- Колебания мощности двигателя и его работа с перебоями. Как правило, причиной здесь обычно является впрыск частей топлива разного объема, что требует регулировки ТНВД или, в запущенных случаях, ремонта последнего.
- Снижает мощность двигателя. Причина кроется в несвоевременном поступлении топлива в камеру сгорания, что приводит к задержке воспламенения, неполному сгоранию, а это негативно сказывается на экономичности. Выходом будет регулировка ТНВД, а именно как добавить или уменьшить топливо. В запущенных случаях может потребоваться ремонт с заменой основных узлов.
- Утечки топлива или повышенный расход топлива. Проблема обычно связана с износом отдельных узлов ТНВД или двигателя из-за некачественного топлива. Можно минимизировать проблемы на начальном этапе, а в дальнейшем придется ремонтировать или полностью заменять ТНВД, его ключевые узлы.
- Посторонний шум при запуске двигателя и его последующей работе. Здесь причина может быть как в неправильной регулировке ТНВД, так и в износе, неисправностях в работе двигателя, топливной системы.
Важную роль в жизни помпы играет правильная эксплуатация КАМАЗ. Для предотвращения проблем, сокращения вынужденных остановок транспорта соблюдайте следующие правила:
- для заправки используйте только качественное топливо с проверенных заправок;
- регулярно меняйте топливные фильтры;
- проводить профилактическую проверку через 4000-6000 часов работы;
- регулярно сливайте воду из поддона топливного фильтра;
- при возникновении проблем в эксплуатации своевременно проводить диагностику и ремонт.
В то же время не стоит полагаться на волшебные свойства ряда добавок, которые при недостаточном качестве могут привести к обратному эффекту, «маскируя» проблемы.
Устройство и принцип работы
В устройство ТНВД входят такие механизмы, как:
- корпус насосного отделения;
- корпус крышки подшипника топливного насоса высокого давления;
- шланг насоса;
- поршневые пары и толкатели поршней;
- пружинные элементы;
- регулятор выбора режима и фильтры грубой и тонкой очистки;
- установка системы слива и впрыска топливной жидкости;
- регулятор впрыска топлива;
- редукционный клапан давления;
- клапан электромагнитного типа, который необходим для перекрытия подачи топлива;
- рейка, сопло и полумуфта.
Принцип работы ТНВД следующий:
- Движение задается от коленчатого механизма с помощью механической коробки передач.
- Начинается вращение распределительного вала. Это вращение провоцирует смещение скользящих элементов.
- Ползунки начинают сжимать специальные пружины.
- Пружины провоцируют запуск поршня и поднимают его.
- Поршень блокирует впускной клапан и вытесняет топливную жидкость.
- Топливо начинает распыляться с помощью форсунок.
- Поршень движется вниз и открывает впускной механизм.
Где стоит обратный клапан
Обратный клапан позволяет топливу течь только в одном направлении — из топливного бака в двигатель. Когда двигатель выключен, он блокирует поток неиспользованного топлива обратно в топливный бак. Не путайте обратный клапан с редукционным клапаном, который регулирует давление топлива при его подаче на форсунки; при выходе из строя РЦ топливо будет подаваться без давления, что делает невозможным его дальнейшую подачу в двигатель.
Обратный клапан расположен на топливной рампе между топливным баком и форсунками. Такая компоновка позволяет помимо основных функций регулировать давление на входе в ТНВД. На моделях КамАЗ, предназначенных для эксплуатации в арктических условиях, ОК располагается перед системой отопления.
Неисправности и ремонт
Ремонт ТНВД КамАЗ можно выполнить самостоятельно при наличии необходимых инструментов и оборудования.
Основные неисправности ТНВД и причины их возникновения:
- Вода в топливном механизме. Эта поломка может указывать на неисправность элемента топливного фильтра, разбавленное топливо или утечку в топливных приводах.
- Пониженная и неравномерная подача рабочей жидкости. В этом случае рекомендуется проверить поршень на наличие повреждений, а также осмотреть нагнетательные клапаны, хомуты рейки. Проверьте производительность форсунок.
- Солнце садится. Причиной этой ошибки может быть нарушение герметичности топливного привода. Поврежденный элемент следует заменить.
- Рип-драйв. Рекомендуется осмотреть коленчатый вал, а также основные узлы силового агрегата на наличие повреждений и посторонних предметов.
- Задержка системы впрыска рабочей жидкости. Такая неисправность может быть вызвана повреждением плоскости регулировочного болта толкателя, оси ролика и погрешностями частоты вращения распределительного вала.
Как снять и разобрать
Снятие с двигателя:
- Снимите клемму с аккумулятора.
- Разобрать радиатор.
- Снимите вакуумный насос.
- Снимите направляющую трубку маслоизмерительного щупа.
- Снимите механизм масляного фильтра.
- Поверните коленчатый вал в направлении вращения до упора.
- Отсоедините топливные приводы.
- Снимите вакуумный шланг.
- Заблокируйте коленчатый вал от вращения.
- Ослабьте винт в середине муфты.
- Снимите натяжитель цепи.
- Вытащите насос, сняв педаль подачи топлива.
Разборка топливного насоса высокого давления КамАЗ производится следующим образом:
- Необходимо снять дозирующий клапан с торца корпуса насоса. Для этого открутите болты крепления нажимного диска, освободите клапаны опережения системы впрыска.
- Затем следует снять застежки на верхней крышке.
- Вы должны демонтировать плату управления и получить доступ к электронике.
- Необходимо установить требуемое положение коленчатого вала.
- Затем необходимо демонтировать подшипник с помощью специального оборудования.
- В конце промойте все детали и отполируйте поверхность.
Регулировка пневмокорректора
Функция пневмокорректора ТНВД КамАЗ 740 заключается в регулировке подачи топлива. За счет снижения давления воздушного потока уменьшается количество подаваемого топлива, что предотвращает перегрев и дымление двигателя. Работа такой техники влияет и на расход моторного масла: если все в порядке, то расход масла равномерный.
Регулировка пневмокорректора позволяет изменять количество топлива, поступающего в форсунки. Весь процесс очень прост, не имеет сложной последовательности действий и его легко выполнить своими руками.
Пневматический корректор регулируется двумя болтами:
- Первый отвечает за натяжение пружины и расположен соосно с витком. Корректор работает при повышенном давлении, а значит, необходимо увеличить натяжение пружины, подтянув болт.
- Второй винт отвечает за непосредственную подачу топлива, его раскручивание увеличит количество поступающего топлива.
Как добавить или убавить топливо
Регулировка ТНВД Bosch на КамАЗ дает возможность произвести дозаправку, т.е выставить необходимое значение подачи топливной жидкости.
Порядок уменьшения топлива:
- Ключом на 13 нужно отрегулировать подачу воздуха к механизмам силового агрегата. Благодаря этому дизель сможет смешиваться с воздухом.
- Отрегулируйте выпрямитель и запустите двигатель для проверки.
- При необходимости дополнительно затягивайте подачу воздуха до тех пор, пока дым не перестанет идти.
Чтобы долить топливо в ТНВД КамАЗ (Евро-2 или Евро-3), нужно сделать следующее:
- Затяните специальные винты, расположенные сверху и сбоку от подвода рабочей жидкости.
- При откручивании болтов необходимо увеличить зазор для прохода горючей смеси. Это поможет нормализовать работу силового агрегата и системы смазки ТНВД.
- После увеличения диаметра отверстия следует запустить двигатель и проверить работу всех систем.
Как правильно установить
Установка (установка) топливного насоса должна производиться на специальном оборудовании.
Для того, чтобы доставить и установить ТНВД на КамАЗ, выполните следующие действия:
- Установите автомобиль на специальную платформу.
- Ведомая муфта установлена на муфте опережения и все прикручено болтами.
- Повернуть муфту так, чтобы выступы ведомой полумуфты находились в горизонтальном положении, а метка на концевой части находилась в зоне индикатора.
- Установите фланец в сборе с ведущей полумуфтой и пакетами дисков. Фланец должен располагаться с левой стороны корпуса.
- Установите топливный насос на двигатель вместе с муфтой и закрепите все крепежными болтами.
- Перед затягиванием болтов отрегулируйте плоскостность пакетов пластин, перемещая фланец вдоль приводного вала.
- Насос установлен на блоке с цилиндрическими элементами в вертикальном положении, что предотвращает его блокировку.
- Соедините детали ТНВД с форсунками.
- Отрегулируйте угол опережения системы впрыска.
- Проверьте наличие масла в корпусе ТНВД.
- Подсоедините впускной и выпускной патрубки масла.
ТНВД Бош КамАЗ Евро-3: устройство и регулировка
ТНВД немецкого производства для КамАЗ Евро-3 – частый компонент новых моделей. Однако помпы Бош ломаются чаще. Дело в том, что условия эксплуатации грузовиков в России сильно отличаются от немецких, поэтому многие владельцы меняют ТНВД Бош на ЯЗДА (Ярославский завод). Последний уступает по точности измерения порций поступающего топлива, но лучше подходит для эксплуатации на дорогах местного значения.
ТНВД Бош КамАЗ Евро-3 принципиально не отличается от Евро-2 или отечественных ТНВД.
Для правильной работы необходима регулярная диагностика ТНВД и регулировка, которая необходима в следующих случаях:
- повышенный расход топлива
- Отсутствие подачи топлива на форсунку
- Звуки в насосе
Принцип работы двигателя КамАЗ 740
Эта часть тоже будет собирательной, так как все двигатели семейства 740 имеют примерно одинаковый принцип работы:
- Основной частью двигателя является блок цилиндров, который выполнен единым моноблоком и является сборочной деталью, к нему крепятся все основные детали двигателя.
- Коленчатый вал расположен по центру, но со значительным смещением вниз. Под ним находится картер, где находится масло во время простоя. В двигатель следует залить 26-28 литров масла. Это объем картера. Процесс замены масла мы рассмотрим ниже.
- Количество клапанов на цилиндр – два. Один вход и один выход. В остальном принцип работы двигателя такой же, как и у других дизелей.
Обратный клапан топливной системы: как проверить клапан
Что и говорить, топливные системы автомобиля (ТС) – достаточно сложные устройства, к которым без специальных знаний лучше не подходить. С другой стороны, знание материала и некоторый опыт уже считаются возможностью самостоятельно отремонтировать тот или иной дефект. Например, если требует внимания обратный клапан топливной системы.
Расположение
ОК можно установить в разных местах: в корпусе ТНВД, на рампе или просто между баком и форсунками. Точное расположение зависит от конкретной модели автомобиля.
Например, на большинстве дизельных автомобилей ОК находится между усилителем низкого давления и ТНВД. Здесь помимо своих основных функций он отвечает за стабильность давления на входе в ТНВД. Примеры: грузовики КАМАЗ, Татра, Мэн и т.д.
А вот в грузовиках КамАЗ, предназначенных для эксплуатации в арктических условиях, в системах грузовиков Магирус перед системой отопления установлен обратный клапан.
На ВАЗах с форсунками, оснащенных 16-клапанными двигателями, ОК устанавливается либо в топливный насос, либо на рампу. А вот на карбюраторных ВАЗах старого типа, на «классике» — его нет. Но функция задана. Роль ОК играет сам топливный насос, установленный на БК.
Заботливые владельцы старых автомобилей, в том числе Mazda 323 и Opel Cadet, модернизируют свои топливные системы, устанавливая обратные клапаны ближе к карбюратору или инжектору. Это облегчает запуск двигателя, ведь топливо больше не сливается обратно в бак даже при самых низких температурах или разгерметизации каких-либо соединений.
Неполадки
Почему ОК не работает. Это случается довольно часто, так как сегодня на рынке увеличился процент брака. Китайские подделки по низкой и средней цене привлекают внимание автолюбителей, не подозревающих о подвохе. Стоит установить такую деталь, и через некоторое время возникают проблемы.
Если деталь качественная, неисправность возникает по естественной причине – из-за износа. Как правило, портится либо пружина, либо мембрана. Клапан выходит из строя крайне редко, что делает ему честь.
Еще одна распространенная причина выхода из строя, наблюдаемая в последнее время, — низкое качество топлива. Бензин или дизельное топливо, смешанное с водой, вредно для многих частей топливной системы.
Типичные симптомы ошибки OK выглядят так:
- неожиданно изменить скорость в режиме ХХ;
- двигатель запускается только после нажатия на педаль газа, хотя раньше запускался только вращением стартера;
- на малых оборотах двигатель крайне нестабилен;
- подтекает жидкость из патрубков подачи и обратки топлива, хотя в герметичности шлангов сомнений нет.
ОК имеет механическую конструкцию. С одной стороны вроде бы и хорошо, и это можно легко исправить, если разобраться в механике. Фактически элемент неразборный, и диагностировать его работоспособность с помощью электронных устройств, датчиков, например, невозможно.
Читайте также: Коробка переключения передач КПП 154 для автомобиля КамАЗ
Способы проверки работоспособности ОК
Для определения исправности клапана используются различные методы. Один из них основан на контроле уровня давления. Оно измеряется манометром, подключенным к той части системы, которая заправляет двигатель бензином. Нормальный уровень давления должен быть 3 кг/см2 (автомобили). Уровень также не должен резко падать при остановленном двигателе. В противном случае это также свидетельствует о неисправности клапана «обратки».
Некоторые специалисты рекомендуют проверять ОК, сжимая шланг «обратки». При этом, если с клапаном все в порядке, уровень давления должен увеличиться. Способ подходит для тех машин, где «обратка» выполнена из резинового шланга. Однако многие автомобили оснащены металлическими трубами или «обратка» слишком короткая, ее невозможно пережать.
Есть еще один метод диагностики, без манометра, подходит для двигателей нестабильных и плохо разгоняющихся. Опять же, «обратка» тугая. При этом необходимо следить за работой двигателя внутреннего сгорания. Если обороты двигателя увеличиваются и все цилиндры работают нормально, скорее всего, неисправность в норме.
Очевидно, что ничего хорошего от поврежденного клапана ждать не приходится. Падение оборотов двигателя, нестабильная работа цилиндров, затрудненный пуск, завоздушивание – все это рано или поздно придет, если не работает клапан.
Интересно будет рассмотреть причину продувки системы, которая открывает глаза на принцип работы ОК. После остановки двигателя в камере должно остаться некоторое количество топливной жидкости и дождаться следующего запуска. Если клапана нет, или он поврежден, бензин/дизель уходит обратно в бак, а их место занимает воздух. Пока система не будет стравлена, давление не вернется в норму, двигатель не заведется.
Установка дополнительного ОК
В качестве альтернативы рекомендуется модернизировать систему, в которой оригинальный клапан уже не держит (или вообще не существует). Просто нужно постараться выбрать качественный вентиль, да и размеры сечения должны быть соответствующие. Например, некоторые модели клапанов ВАЗ не подходят для иномарок. Установить их можно, но они недолговечны. Как только резко разгоняешься или едешь в гору, клапан пробуксовывает, машина начинает захлебываться.
Лучше бы купили ОК с разбора. Найдите бензонасос для конкретной модели автомобиля, проверьте клапан, если он работает, берите. Неважно, работает сам насос или нет. Самое главное — сохранить клапан.
Осталось вставить вентиль в магистраль, в любом подходящем месте. Например, между топливным насосом и фильтром. Затем проверьте на подъеме или при разгоне, не захлебывается ли машина.
Конструкция
Любой обратный клапан (ОК) есть не что иное, как элемент, обеспечивающий движение топлива в одном направлении. Он может блокировать поток неиспользованного топлива обратно в топливный бак.
Его конструкция обычно предполагает наличие калиброванного седла из мягкого металла. Клапан пропускает бензин или дизель в одном направлении, но при остановке двигателя клапан автоматически закрывается и движение жидкости прекращается.
Несмотря на простоту конструкции перепускного клапана, его неисправность или банальное отсутствие в системе может привести к большим затруднениям. Например, невозможна нормальная работа двигателя, затрудняется запуск.
Не путайте ОК с редукционным клапаном. Последний отвечает за стабильность давления, хотя и работает вместе с обратным клапаном.
Узнайте больше о редукционном клапане. Он отвечает за выравнивание давления в районе топливной рампы, где топливная жидкость попадает на форсунки. Если бы этого клапана не было, форсунки получали бы топливо под разным давлением или без него, в результате чего не могли бы перекачивать бензин дальше в камеру.
Регулятор прекращает подачу топлива к форсункам при остановке двигателя и выключении зажигания. Запорный механизм работает достаточно просто, отсекая часть топливопровода. Бензин остается только в области между топливным насосом и рампой, если все в порядке. Если нет, то топлива в системе не будет, оно будет вытекать обратно в бак.