- Что нужно знать о трансмиссии
- Схема переключение передач на КАМАЗЕ
- Таблица: неисправности коробки передач КамАЗ
- Коды ошибок АКПП ZF
- Управление КамАЗом: КПП и разные эксплуатационные условия
- Можно ли на КамАЗе ездить без мочевины
- Эксплуатация автомобилей КамАЗ 65115
- Как начать движение
- «Прожорливая» педаль тормоза
- Ошибки и рекомендации при эксплуатации КПП
- Возможные неисправности КПП Камаза и способы их устранения
- Появился шум
- Не включается задняя и первая
- Выключаются (вылетают) передачи
- Технические характеристики
- На подъемах
- Инструкция
- Начало движения
- Переключение скоростей
- Задний ход
- Устройство делителя
Что нужно знать о трансмиссии
Трансмиссия к машине состоит из следующих деталей и узлов:
- очки силы;
- коробка передач;
- блок заднего хода;
- трехвальный картер;
- защитный кожух устройства.
Тип и блок коробки передач напрямую зависит от модели грузовика. В настоящее время большинство автомобилей оснащаются пятиступенчатой механической коробкой передач. Трансмиссия может иметь коробку передач и 10 передач. 5-ступенчатая применяется в основном на грузовиках КамАЗ, которые эксплуатируются как самосвалы. 10-ступенчатая актуальна для больших автопоездов, перевозящих внушительные грузы.
Модели КамАЗ, на которые устанавливаются эти два типа коробок:
- 55111;
- 43118;
- 4308;
- 5490;
- 5511;
- 53229;
- 53212;
- 53205;
- 53114;
- 65115 и многие другие.
Десятиступенчатая коробка отличается повышенной мощностью. Она была разработана специально для транспортных средств, которые эксплуатируются в сложных условиях, например, по непригодной для вождения местности, гористой местности, при перевозке крупногабаритных и массивных грузов.
Главной конструктивной особенностью этой коробки является редуктор, позволяющий работать в двух режимах, в частности – в пониженном и повышенном. Имеет улучшенную синхронизацию. Мощность передачи значительно увеличилась именно из-за делителя мод. Необходимо снизить нагрузку на двигатель, что положительно сказывается на производительности и экономичности.
При движении в легком режиме рычаг разделения должен находиться в опущенном положении. Если вы планируете ездить с грузом, его необходимо перевести в поднятое состояние.
Вне зависимости от типа включенной передачи – как низкой, так и высокой скорости, использование системы сцепления обязательно. Водитель воздействует на него с помощью соответствующей педали в кабине.
Схема переключение передач на КАМАЗЕ
Коробка передач на КамАЗе имеет намного больше опций по сравнению с классическими автомобилями. Во многом это связано с установкой сепаратора.
Расположение шестерен на отечественных КамАЗах моделей 5320 или 6520 хорошо видно на представленном изображении, где Н — пониженный режим работы, а В — повышенный:
С точки зрения водителя, переключать передачи на КамАЗе нужно следующим образом:
- первая передача – влево и вверх (при условии, что рычаг изначально находился в нейтральном положении);
- вторая передача – вправо и вверх;
- третий посередине;
- четвертый — вверх, вправо и снова вверх;
- пятая — вниз вправо.
- назад — влево и вниз.
Расположение рычага селектора не влияет на последовательность передач и расположение передач.
Таблица: неисправности коробки передач КамАЗ
Ошибка | причина | Как устранить |
Трудности при включении всех передач, задняя и первая передачи включаются с визгом | Неполное выключение сцепления (тросы сцепления) | Отрегулировать зазор приводов сцепления |
Включает передачу с треском и грохотом | Износ синхронизирующих конических колец или блокирующих фасок на пальцах и каретке | Заменить синхронизаторы |
Большое усилие на рычаге переключения передач | Загрязнение подшипников тяги дистанционного управления. Отсутствие или загущение смазки. | Промойте подшипники и заполните их свежей смазкой 185 |
Блокировка шестерен с ударами и дребезжанием в перегородке | Износ конических синхронизирующих колец или блокирующих фасок на пальцах и каретке. Повышенное давление в пневматической системе управления перегородкой. Уменьшение разрыва диафрагмы клапана. Бисквитная деградация вилки переключения на перегородку. | Замените синхронизаторы. Отрегулируйте редукционный клапан или разберите и очистите. Сменить мембрану. Отрегулируйте зазор между кареткой и гайкой вилки переключения. |
Автоматическое отключение передач на ходу | Неполное включение передачи из-за неисправности механизма переключения передач, износа втулок вилки или ослабления крепления вилок и рычагов. | Устранение неполадок, замена изношенных деталей. |
Оборудование не включено | разрушение подшипников шестерен ведомого вала. Износ или поломка деталей блока управления пульта дистанционного управления. Сломанные пальцы или синхронизирующие замки. | Замените дефектные детали. Отрегулируйте привод или замените изношенные детали. Замените синхронизаторы. |
Разделительное оборудование не включено | Заклинивание поршней воздухораспределителя. Отрегулировано положение упора клапана включения. Сломан стопор клапана. Засорение пневматической системы управления перегородкой. Обрыв кабеля к клапану управления частями. | Разберите, промойте и смажьте детали воздухораспределителя смазкой 158. Отрегулируйте положение упора клапана. Изменить остановку. Промойте и продуйте газовые, воздушные линии и клапаны. Смените веревку. |
повышенный уровень шума при работе коробки передач | Изношены или сломаны зубья шестерни. Уничтожение запасов. | Замените дефектные детали. |
Течь масла из коробки передач | Изношенные манжеты или потеря эластичности. Повышенное давление в картере коробки. Нарушение герметичности уплотнительных поверхностей. | Сменить манжеты. Очистите дыхание. Подтяните крепления, замените прокладки. |
Коды ошибок АКПП ZF
Автоматическая коробка передач ZF AS-Tronic может сообщать об ошибках. Для устранения проблемы достаточно сопоставить код с возможной причиной поломки.
Некоторые коды ошибок SPN:
- 2 — произошло короткое замыкание в переднем делителе (клапан Y2)
- 10 — нет давления воздуха на главном клапане
- 13 — короткое замыкание в цепи включения коробки отбора мощности
- 21 — произошло быстрое сцепление
- 27 — нет сигнала на CAN шину
- 35 — Ошибка выхода клапана Y3 (передние части)
- 63 — неисправность при выключенном ВОМ
Управление КамАЗом: КПП и разные эксплуатационные условия
При подъеме автомобиля КамаАЗ рекомендуется использовать более высокие передачи. Переключение с первой на вторую скорость предполагает метод «двойного курка» (для стабильной работы не забывайте нажимать на педаль газа и не допускайте падения оборотов двигателя).
При спуске с КамаАЗа не глушите двигатель, так как руль автомобиля может заблокироваться. Также не рекомендуется на спусках с включенным дополнительным торможением (дополнительной тормозной системой) выжимать педаль сцепления и включать передачу.
При движении КамаАЗа по ровному дорожному покрытию рекомендуется тормозить с помощью двигателя внутреннего сгорания с помощью передач КамАЗа, так как экстренное торможение приводит к блокировке колес грузового прицепа.
При заносе сцепление должно быть включено. Если автомобиль движется, рекомендуется поворачивать руль в том же направлении. Если машина остановилась, необходимо убрать ногу с педали газа, заблокировать дифференциал.
Обратите внимание, что неправильное торможение двигателем может сократить срок службы коробки передач и двигателя внутреннего сгорания. При этом своевременный переход на пониженную передачу снизит частоту вращения коленчатого вала и поможет избежать пробуксовки колес.
Можно ли на КамАЗе ездить без мочевины
В грузовиках, соответствующих нормам Евро 4-6, используется метод нейтрализации воздействия выхлопных газов на природу. Для этого в специальный бак заливается мочевина, которая затем впрыскивается в выхлопную систему.
В нашей стране использование такого материала граничит с трудностями:
- Плохое качество мочевины;
- Замораживание продукта при температуре -11°С;
- Запах аммиака из выхлопа, жжение при попадании на кожу;
- Много подделок, цена.
Постоянно ездить на машине без мочевины не желательно, так как это приведет к выходу из строя насоса, перекачивающего материал. Отключить систему нейтрализации можно на программном уровне, либо обратившись к электрику, который сделает гидролиз в катализаторе невозможным.
Эксплуатация автомобилей КамАЗ 65115
Система рабочего тормоза используется для снижения скорости автомобиля и полной его остановки, управление движением осуществляется педалью.
Включите стояночную тормозную систему, когда автомобиль припаркован, установив рукоятку на кране управления стояночным и резервным тормозом (см рис. Кабина) в фиксированное вертикальное положение. Одновременно включаются тормозные механизмы задних колес автомобиля и прицепа.
Для отключения стояночного тормоза установите рукоятку в фиксированное горизонтальное положение. Включите стояночный тормоз, опустите рукоятку до упора, иначе вы «сожжете» тормозную систему на прицепе.
Резервная тормозная система предназначена для остановки автомобиля в случае выхода из строя рабочей тормозной системы. Включите систему экстренного торможения, постепенно перемещая рукоятку стояночного тормоза. При перемещении рукоятки вверх на треть полного хода работает только тормозная система прицепа. Используя этот способ торможения на скользкой дороге, можно избежать «складывания» поезда, так как поезд в этом случае «растягивается». При дальнейшем движении ручки вверх включается тормозная система автомобиля и увеличивается интенсивность торможения: чем ближе к вертикали, тем сильнее торможение.
Включите вспомогательную тормозную систему, нажав кнопку вспомогательной тормозной системы (см рис. Кабина). Всегда используйте вспомогательную тормозную систему для снижения скорости и всегда при движении на длинных спусках, чтобы предотвратить перегрев тормозов. При необходимости для снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя спустить поезд с рабочей тормозной системой.
Не выключайте сцепление и не переключайте передачи, пока активирована вспомогательная тормозная система.
Механическое растормаживание системы стояночного тормоза.
При отсутствии воздуха в резервуарах стояночной тормозной системы срабатывают подпружиненные энергоаккумуляторы тормозных камер задней тележки и вагон тормозит. Если нет возможности наполнить резервуары сжатым воздухом, автомобиль можно разблокировать механически. Для этого снимите крышки с энергоаккумуляторов тормозных камер на заднем и промежуточном мостах и открутите до упора винты механической разблокировки (около 30 оборотов) (см рис. Механическая разблокировка стояночной тормозной системы.). После устранения неисправности пневматической работы тормозной системы вверните винты.
Обратите внимание на следующее! При недостаточном давлении воздуха в пневмоприводе тормозной системы автомобиль не имеет тормозных систем после механического растормаживания стояночной тормозной системы. Поэтому убедитесь, что автомобиль не может двигаться самопроизвольно после отпускания тормозов.
Как начать движение
Вы должны начать движение этой машины на пониженной скорости. Поэтому рычаг разделения трогать не нужно. Обязательное условие – выжать педаль сцепления. Порядок смены высшей и низшей передачи на КамАЗе может различаться, в зависимости от условий окружающей среды и массы самого грузовика.
Классическая схема выглядит так:
- сцепление выжато и включена первая передача (1В);
- затем нужно переключиться на передачу 2В;
- следующий шаг — включить передачу 3V. При этом частота вращения коленчатого вала уже должна быть не менее семи тысяч оборотов в минуту.
Автомобиль начинает двигаться и постепенно ускоряется. Теперь вы можете перевести рычаг разделения в верхнее положение. Когда стрелка тахометра показывает 3000 об/мин, включается четвертая передача 4H. Далее — снова тормозить, включать уже 4В. И в заключительной фазе вы должны переключиться на 5H. Если все было сделано правильно, КамАЗ уже будет уверенно и быстро двигаться.
Начать работу на КамАЗе не так уж и сложно при соблюдении вышеперечисленных рекомендаций. Постоянные тренировки позволят развить мышечную память, чтобы необходимые передачи включались быстро и без задержек.
Важно понимать, что расход топлива также зависит от уровня оптимизации коленчатого вала. Передача включается на КамАЗе быстро, без лишних задержек и именно в то время, когда это необходимо. Несоблюдение основных правил и рекомендаций приводит не только к значительному увеличению расхода топлива, но и к износу механических деталей и узлов трансмиссии.
«Прожорливая» педаль тормоза
Известно, что торможение автомобиля также требует затрат газа, как и разгон. Многие водители забывают об этом и делают сотни лишних торможений в день.
Есть два способа сократить количество нажатий на педаль тормоза. Во-первых, увеличьте расстояние до впереди идущего автомобиля, чтобы вам не пришлось подстраиваться под его стиль вождения и вы могли поддерживать максимально постоянную скорость.
Во-вторых, останавливаться только педалью тормоза — не самый экономичный и практичный вариант. Лучший способ управлять механиком — освоить торможение двигателем и сочетать его с использованием педали тормоза. Если вы не знакомы с тем, как правильно тормозить двигателем, посмотрите этот короткий видео-урок, чтобы избежать ошибок.
Ошибки и рекомендации при эксплуатации КПП
Еще об ошибках, которые нельзя допускать при использовании вариатора КамАЗ:
- При переключении на передачу выжмите педаль сцепления до упора. Если систематически не соблюдать это правило, синхронизаторы коробки передач будут быстрее изнашиваться.
- Переключение с высокой скорости на низкую не допускается. В частности, переключаться с пятой на восьмую передачу с первой на четвертую при скорости движения более 30 км/ч. В противном случае синхронизация демультипликатора быстро выйдет из строя.
- Если вам нужно перейти с высокой на низшую передачу, вы должны действовать последовательно, то есть прыгать нельзя. При переходе с низкого уровня на высокий такое переключение возможно.
- Не рекомендуется полностью окружать селектор передач при переключении с одного диапазона передач на другой. Процедуру замены рекомендуется проводить с открытой ладонью. Усилие, приложенное к рычагу, может сбить регулировку и быстро вывести из строя селектор.
- При необходимости перехода из нейтрального первого положения во второе необходимо действовать легким ударом раскрытой ладони. При выполнении этого маневра сцепление не нужно включать. Таким образом переключается демультипликатор.
- При движении на нейтральной передаче не допускается перемещение рычага влево и вправо для поиска «нейтрали». Коробки передач КамАЗ имеют крепления, предназначенные для фиксации рычага коробки передач в нейтральном положении. Эти элементы фиксируют его между скоростями 3 и 4 на низком диапазоне и между 5 и 6 на высоком диапазоне.
- Не допускается скатывание. Масляный насос коробки передач вращается во время движения от движения входного вала коробки передач. Если транспортное средство выкатывается, силовой агрегат работает на холостом ходу, а насосный агрегат работает на малых оборотах. В результате возникающего давления недостаточно для качественной обработки подшипников смазкой. При отсутствии последнего элементы быстрее перегреваются и в результате износа выходят из строя.
- Не допускается буксировка автомобиля в случае соединения карданного вала коробки передач с приводным валом или передаточным устройством. При несоблюдении этого правила быстрее изнашивается масляный насос агрегата из-за недостатка смазки.
- При запуске силового агрегата при буксировке можно использовать только передачи повышенного диапазона.
- После остановки двигателя и перед тем, как оставить автомобиль на стоянке, переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение.
- Включение задней передачи допускается после полной остановки автомобиля и снижения оборотов холостого хода до минимального значения. Активация должна происходить через десять секунд после выключения сцепления.
- Если машина застряла в снегу или в грязи, единственный способ решить проблему — ехать на других передачах и на высоких скоростях.
Читайте также: Электрическая газонокосилка “Стервинс” 340-EP: описание, характеристики и правила использования
Возможные неисправности КПП Камаза и способы их устранения
Износ механизмов – самая частая поломка коробки передач автомобиля Камаз. Как правило, подшипники страдают и дают чаще, так как постоянно находятся под нагрузкой, в движении и трении. Ремонт в данном случае предполагает замену этих деталей.
На примере блока 152 рассмотрим, как ведет себя проблемный блок:
- шум и удары усиливаются;
- переводы вылетают самопроизвольно;
- механизм с трудом включается;
- скорость фиксируется в одном положении.
Ремонт всегда предполагает разборку и разборку устройства с последующим выявлением неисправностей. Меняются проблемные и изношенные элементы, корректируются параметры. Масло надо обновить. Затем, после сборки и установки редуктора на место, проводится проверочный пробный пуск.
Появился шум
Как правило, при выжимании сцепления гул пропадает. Обычно это происходит при износе подшипника главной оси. Коробка шумит почти на всех передачах, реже на пятой. Со временем шум становится громче.
Причиной воя может быть не только коробка передач, но и сцепление. Поэтому после снятия коробки перед ее разборкой желательно проверить устройство. Нам нужно запустить двигатель. Если слышен металлический дребезжащий звук, то либо изношены пружины в корзине, либо другая неисправность сцепления.
Не включается задняя и первая
Тяжелое переключение на заднюю и первую передачу может указывать на то, что сцепление включено. Другими словами, диск изнашивается, ухудшается центровка и работа привода. Что касается проблем в самой коробке, то возможен износ синхронизаторов — для передней передачи. Еще одна причина – отсутствие масла в коробке.
Если затруднено переключение передач на стоящем автомобиле и выключенном двигателе, неисправность однозначно в механизме выбора передач коробки передач. Он либо сломан, либо неправильно установлен.
Выключаются (вылетают) передачи
Эта ошибка связана с механизмом переключения передач. Возможно износились вкладыши вилки, расшатались их замки. Такое часто бывает, когда долго едешь в гору. Как правило, автомобиль должен быть загружен, и вы должны переключиться на более низкую передачу – первую или вторую. Причина скорее всего в изношенных синхронизаторах. Не исключено, что коронки стерлись на зубьях, в связи с чем и сбивается скорость.
Вовремя меняйте трансмиссионное масло, регулярно следите за работой сцепления, меньше нагружайте автомобиль! Тогда Камазу не будут страшны никакие дороги.
Технические характеристики
Коробка передач КАМАЗ с перегородкой включает в себя следующие элементы:
- картер, в котором ведущий, ведомый и промежуточный валы собраны с шестернями;
- склады;
- синхронизаторы,
- блок заднего хода
- коробка ГБЦ
- механизм переключения передач.
Коробка передач автомобилей КамАЗ может быть пяти- и десятиступенчатой. Делитель коробки передач имеет высшую и низшую передачи и в сочетании с главной передачей позволяет получить 10 передач переднего хода и 2 передачи заднего хода. Сплит-система улучшает тягу машины, облегчает управление и снижает частоту переключения передач рычагом. Передаточные числа редуктора указаны в руководстве по эксплуатации агрегата.
На КПП 141 КамАЗ есть выключатель света заднего хода. Для предотвращения одновременного включения 2-х передач крышка имеет шариковый замок, а от случайного включения заднего хода имеется пружинная защита. Коробка передач с деталями весит 320 кг. Манжеты расположены в крышках вала. Они защищают редуктор от засорения и предотвращают утечку масла. Недостаточное количество масла в коробке передач приведет к ее повреждению. При первой заливке в коробке передач должно быть 9 литров масла, при замене жидкости — 8 литров.
Технические характеристики КПП КАМАЗ-141: Картер:
- Диаметр подшипника 150 мм.
- Диаметр отверстия оси шестерни 32 мм.
- Диаметр передней опорной шейки 24 мм.
- Задний подшипник — 59 мм.
Выходной вал имеет следующие диаметры по деталям:
- Втулки четвертой передачи — 63 мм.
- Роликовые подшипники — 80 мм.
- Втулки задней передачи — 70 мм.
- Внешний диаметр гильзы 72 мм.
- Диаметр шейки переднего подшипника 65 мм, заднего — 49 мм.
- Диаметр чашки заднего подшипника 119 мм.
- Диаметр промежуточного вала 65 мм.
- Внутренний диаметр шестерни 65 мм.
Вес редуктора с перегородкой 320 кг.
На подъемах
Чтобы на КамАЗе можно было ехать в гору, необходимо двигаться на более высокой передаче. Включение первой скорости осуществляется по умолчанию, а вот для активации второй нужно прибегнуть к методу двойного нажатия на сцепление. При этом следует одновременно нажимать на педаль газа и не забывать о подаче топлива в двигатель.
Нарушение одного из этих правил может привести к ряду проблем:
- двигатель остановится, соответственно машина остановится и самовольно начнет движение задним ходом, что является крайне опасным явлением. Двигатель останавливается в основном из-за резкого падения числа оборотов коленчатого вала, особенно если это число не превышает 2000 об/мин;
- износ движущихся частей коробки передач или даже выход из строя. Ремонт КПП – дорогостоящее и трудоемкое мероприятие, требующее привлечения опытных специалистов;
- повышение рабочей температуры двигателя и, как следствие, более быстрый износ механизмов;
- повышенный расход топлива – это негативно скажется на экономическом факторе.
Инструкция
Теперь предлагаем узнать, как заводится и в каком порядке правильно включать передачи коробки КАМАЗ. В этом процессе есть определенные особенности, и процедура переключения передач отличается от легковых автомобилей.
Начало движения
Нужно знать, как переключать передачи на КамАЗе. Начало движения на КамАЗе следует осуществлять на пониженной скорости. Обратите внимание — при запуске переключение передач осуществляется при выключенном сцеплении. В коробках КАМАЗ схема переключения осуществляется в несколько ступеней, это связано с особенностями повышения и понижения скоростей.
Как включить скорости на КамАЗе:
- Грузовик может быстро передвигаться по разным типам дорог, но на первом этапе по схеме рекомендуется начинать движение на передаче 1В.
- Затем включается передача 2 В.
- В заключительной фазе пуска включается скорость 3В.
В соответствии с этой схемой движения запуск начинается на пониженной скорости. Это означает, что рычаг переключения передач на коробке не нужно трогать до четвертой передачи. Чтобы начать движение, нужно увеличить частоту вращения коленчатого вала примерно до семи тысяч оборотов (автор видеоурока о том, как крутить обороты на КамАЗе, — Никита Вагин).
Переключение скоростей
Сейчас мы расскажем вам, как переключается коробка передач на КамАЗе, когда автомобиль трогается с места. При разгоне автомобиля последовательность переключения передач на КамАЗе следующая — 4Н-4В-5Н. Для активации второй скорости необходимо, чтобы частота вращения коленчатого вала увеличилась до трех тысяч оборотов на тахометре. Обратите внимание, что работа с коленвалом играет большую роль. При правильном переключении передач можно добиться экономии расхода топлива. В этом случае будет достигнута максимально экономичная работа двигателя без простоев.
Задний ход
Что касается задней передачи, то в соответствии со схемой для ее включения необходимо установить переключатель в нижнее левое положение. Включение задней передачи во время движения запрещено. Для включения заднего хода полностью остановите автомобиль, а затем выполните маневр.
Устройство делителя
Деление, увеличивающее количество ступеней редуктора, состоит из следующих элементов:
- Клапан золотникового типа, управляющий перегородкой. Он встроен в рычаг переключения передач и обеспечивает снижение скоростей и возврат в стандартное положение, называемое повышенным.
- Редукционный клапан представляет собой устройство, которое забирает поток сжатого воздуха из пневматического устройства. При слишком высоком давлении клапан выпускает часть воздуха, поступающего в регулирующий клапан и клапан, включающий в себя перегородку, благодаря чему в системе управления двигателем образуются одновременно 2 контура.
- Клапан вместе с перегородкой подает сжатый воздух в агрегат при выключенном сцеплении. Это позволяет запускать или останавливать пониженную скорость синхронно с переключением передач на коробке передач.
- Делительный механизм состоит из поршня, установленного внутри цилиндра. Шток, отходящий от поршня, соединен с рычагом, прикрепленным к монтажному валу. При поступлении в устройство сжатого воздуха поршень движется в заданном направлении, а перемещение приводит к изменению режима работы.
- Делительный механизм снабжен воздухораспределительной трубкой, подающей воздух к цилиндру.