- Принцип работы термостата и инструкция по его замене на автомобилях КамАЗ
- Уязвимые места системы охлаждения
- Где находится и как устроен
- Важные элементы системы
- Водяной насос
- Почему возникают сбои в работе теплообменника КамАЗ
- Как поменять
- Гидромуфта системы охлаждения
- Терморегулятор для КАМАЗа
- Неисправности термостата
- Установка термостата: нюансы
- Где находится, как поменять, замена, сколько стоит
- Устройство и принцип работы
- Определение неисправности термостата без демонтажа
- Термостата Cummins ISLe, 6L, QSL – Снятие, проверка и установка
Принцип работы термостата и инструкция по его замене на автомобилях КамАЗ
Термостат КАМАЗ предназначен для автоматического поддержания оптимального температурного режима силового агрегата при различных условиях эксплуатации. Этому способствует перенаправление потоков среды в системе охлаждения двигателя КамАЗ. На холодном агрегате антифриз движется по малому кругу: помпа — крышки блока цилиндров — термостат — помпа. После достижения охлаждающей жидкостью температуры 80°C термостат перенаправляет часть жидкости в радиатор. Эта схема циркуляции называется большим кругом.
Уязвимые места системы охлаждения
Важно не только знать, где находится датчик температуры автомобиля КамАЗ и другие элементы системы, но и разбираться в проблемах. В большинстве случаев автомобилисты сталкиваются со следующими неприятными проблемами:
- расход используемых технических жидкостей;
- переохлаждение установленных устройств;
- перегрев используемого антифриза;
- охлаждающая жидкость попадает в масляную систему.
Необходимо понимать, что решить эти проблемы можно только при правильном обслуживании автомобиля и учете различий в системе.
- Течение антифриза часто происходит через соединения патрубков. Иногда к этому процессу приводит разрушение резиновых шлангов. Нужно понимать, что трубы – одно из самых уязвимых мест КамАЗа, и их плохое техническое состояние приводит к различным нежелательным проблемам. Уровень жидкости постепенно снижается, и система начинает активно нагреваться, в результате чего устройства могут перегреваться. Для устранения течи необходимо все тщательно закрутить и опрессовать систему, ведь не должно быть ни малейшего риска протечки.
- Термостаты также считаются слабым местом. Выход из строя элемента может привести к перегреву или переохлаждению двигателя. Это зависит от расположения клапана, который необходимо правильно отрегулировать. Если термостат открыт, жидкость будет течь по большому кругу через установленный радиатор. Если двигатель не прогревается, имеет место чрезмерное снижение температуры. Если заслонки открыты, двигатель может переохладиться. Зная, где находится термостат на автомобиле КамАЗ, нужно внимательно следить за его техническим состоянием. Поначалу ситуацию может спасти бывший в употреблении автомобильный вентилятор, но рано или поздно неисправности становятся слишком явными, в результате чего нарушается температурный режим.
- В большинстве случаев слабым местом считается вентилятор, устанавливаемый на КамАЗ с муфтой. Если устройство выходит из строя, система перестает справляться со своими задачами. Если за автомобилем постоянно ухаживать и проводить регулярные профилактические осмотры, проблемы можно успешно предотвратить.
Такие потенциальные проблемы важно учитывать, чтобы поддерживать транспортное средство в хорошем техническом состоянии
Где находится и как устроен
В связи с большим объемом системы охлаждения двигателя КамАЗ на них установлено 2 термостата, которые находятся в одном корпусе, расположенном на передней стенке правого блока цилиндров. Такое расположение обусловлено тем, что охлаждающая жидкость сначала подается насосом в левый блок цилиндров, а затем по перепускной трубке в правый. Попав в коробку термостата, горячий антифриз направляется либо на всасывание помпы (подогрев двигателя), либо в радиатор. Вентилятор, нагнетающий воздух, отбирает тепло у теплоносителя. Охлажденный антифриз из нижнего бачка поступает на всасывание насоса.
Термостат — простой, но важный узел в системе охлаждения двигателя. Это состоит из:
- корпус;
- два клапана;
- хранилище;
- восковой цилиндр;
- пружины.
Принцип работы основан на увеличении объема при плавлении твердых тел. Последний – церезин, представляющий собой смесь воска и алюминиевой пудры. Приводы (клапаны) прикреплены к штоку. При запуске холодного двигателя один из них (главный) находится в закрытом положении, а другой (малый круглый клапан) открыт.
При нагревании охлаждающей жидкости парафин в цилиндре переходит в жидкую фазу. После достижения температуры 80°С церезин смещает стебель, в результате чего главный клапан (верхний) открывается, а малый кольцевой клапан (нижний) закрывается. Часть антифриза попадает в радиатор охлаждения. При температуре охлаждающей жидкости 93°C верхний клапан открывается полностью. Весь поток направляется в радиатор, т к нижний клапан перекрывает подачу жидкости на всасывание насоса.
По мере остывания теплоносителя створки начинают двигаться в обратном направлении, и процесс повторяется. Имеется автоматическое поддержание параметров в системе охлаждения.
Важные элементы системы
Автомобили КамАЗ имеют систему охлаждения, напоминающую классические версии. При этом каждый узел важен, ведь он отвечает за функциональность системы, правильное движение теплоносителя.
Примечание! Следует отметить наличие двух термостатов. Они необходимы для полноценной работы установленных двигателей. На радиатор также устанавливаются специальные жалюзи, которые в холодное время года закрываются для ускорения прогрева силового агрегата.
Водяной насос
Важно! В соответствии с евростандартами также поставляется водяной насос. Основной функцией устройства является циркуляция охлаждающей жидкости по используемой технической системе и двигателю.
Устройство определяет движение потока, работоспособность и техническое состояние автомобиля. Для защиты внутренних рабочих полостей традиционно используются специальные уплотнители. Во избежание повреждений важно использовать масляный винт, с помощью которого можно закачивать смазку.
Водяной насос должен иметь герметичный корпус, а через специальное дренажное отверстие ничего не должно течь. В противном случае сальники придется менять в ближайшее время. Герметичность водяного насоса, как и других устройств, важна для правильной эксплуатации оборудования.
Почему возникают сбои в работе теплообменника КамАЗ
Основная неисправность, которая может возникнуть с теплообменником, — это смешивание охлаждающей жидкости с маслом. Такая проблема может вывести из строя весь двигатель, ведь будет разрушена система охлаждения, а кроме того, масло потеряет свои смазывающие свойства, что приведет к быстрому износу деталей.
- Советы мастеров по замене термопары в термостате лада гранта
Проблема возникает из-за разгерметизации некоторых деталей теплообменника: неплотное соединение патрубков, трещины в корпусе, выход из строя прокладок, неправильная регулировка клапанов.
Обнаружить проблему можно по некоторым косвенным признакам:
- Двигатель начал перегреваться
- Давление при смазке двигателя снижается из-за того, что смесь масла и охлаждающей жидкости очень густая и забивает фильтры
- Изменение цвета охлаждающей жидкости
Как поменять
Перед заменой термостата необходимо провести сопутствующие демонтажные работы. Чтобы его поменять, нужно снять ремень генератора, ослабить болты крепления и отодвинуть механизм в сторону. Перед снятием шланга с патрубка радиатора слейте 2-3 литра охлаждающей жидкости, демонтируйте хомуты и аккуратно стяните гофру со штуцера. После этого снимается коробка термостата
Для их замены крышка разбирается. После установки годных деталей сальник заменяют, коробку закрывают. Установка осуществляется в обратном порядке.
Читайте также: Основные сведения о камазовском самосвале 6520: конструкция, преимущества модели
Гидромуфта системы охлаждения
Блок системы охлаждения (КАМАЗ) содержит такой важный элемент, как гидромуфта. Основное назначение этого устройства – передача крутящего момента от коленчатого вала двигателя автомобиля на вентилятор охлаждения. В случае резкого изменения крутящего момента гидромуфта гасит вибрации, и вентилятор всегда работает плавно, без рывков.
Конструктивно гидромуфта состоит из двух колес, которые вращаются на оси через подшипники, заключенные в корпус. Количество лопастей разное: на ведущем их 33, на ведомом 32. Между лопатками гидромуфты имеется внутренняя полость, являющаяся рабочей. Именно через рабочую полость передается крутящий момент при ее заполнении маслом.
Для того чтобы гидромуфта системы охлаждения работала, необходимо, чтобы в нее попало моторное масло. Это из-за переключателя, который имеет три положения. 3 фиксатора переключателя соответствуют трем режимам работы вентилятора:
- машина;
- постоянно включен вентилятор;
- вентилятор полностью выключен, муфта не передает крутящий момент от коленчатого вала.
В автоматическом режиме система охлаждения (КАМАЗ Евро 2) работает по разработанной конструкторами схеме. Это означает, что до температуры охлаждающей жидкости 86 0 С в рабочую полость гидромуфты не поступает масло и вентилятор отключается. А при повышении температуры выключатель размыкается, и масло поступает в гидромуфту, тем самым включая вентилятор.
Если неисправен переключатель сцепления (двигатель перегрет), рекомендуется перевести его в положение постоянно разомкнутой гидромуфты. А после устранения ошибки вернуться в автоматический режим. Для случаев, когда автомобиль преодолевает глубокие броды, рекомендуется установить положение переключателя в положение выключения сцепления.
Терморегулятор для КАМАЗа
Отопитель, устанавливаемый на некоторые автомобили КАМАЗ, имеет только две ступени регулирования обогрева кабины, автоматическое управление отсутствует. Из-за этого температуру воздуха необходимо поддерживать вручную, нажимая тумблер.
Предлагается дополнить такой салонный обогреватель электронным стабилизатором температуры, автоматически отключающим печь при достижении заданной температуры воздуха и включающим при ее понижении. Диапазон настройки температуры составляет 19,24`C. Размеры блока 70*41*85 мм.
Неисправности термостата
Термостат, как и любой другой механизм автомобиля, может выйти из строя. Ошибка приводит к длительному прогреву двигателя в холодное время года или, наоборот, к перегреву двигателя в теплое время года. Деталь может застрять, часто отходит парафин с цилиндра или вокруг него появляется воздушная пробка. Эти нюансы приводят к блокировке клапанов и мотивируют необходимость ждать остывания двигателя, так как перегрев может привести к серьезным проблемам.
Диагностировать термостат, отрегулировать и заменить его можно в специализированном техцентре. Не занимайтесь самостоятельными экспериментами, которые могут спровоцировать возникновение других неисправностей.
Установка термостата: нюансы
При замене вышедшего из строя термостата многие специалисты рекомендуют заменить антифриз. В этом случае охлаждающая жидкость сливается через сливную пробку в нижней части радиатора.
Многие специалисты закрепляют хомуты с помощью проволочных штифтов. Они надежно фиксируют детали и ограничивают возможность перемещения.
Заметив подтеки между корпусом и блоком, специалисты рекомендуют выточить прокладку в корпусе термостата или использовать герметик.
При установке термостата мастера не затягивают болты, чтобы не повредить корпус детали. Не рекомендуется крепить термостат в сочетании с подсоединенными к нему трубами.
При поломке термостата следует обратиться за помощью к квалифицированным специалистам, которые понимают, что разборка и установка детали требует аккуратности. Наряду с механизмом есть компоненты, повреждения и последующая замена которых серьезно ударят по бюджету.
Где находится, как поменять, замена, сколько стоит
Термостат КАМАЗ предназначен для автоматического поддержания оптимального температурного режима силового агрегата при различных условиях эксплуатации. Этому способствует перенаправление потоков среды в системе охлаждения двигателя КамАЗ. На холодном агрегате антифриз движется по малому кругу: помпа — крышки блока цилиндров — термостат — помпа. После достижения охлаждающей жидкостью температуры 80°C термостат перенаправляет часть жидкости в радиатор. Эта схема циркуляции называется большим кругом.
Устройство и принцип работы
При работе двигателя автомобиля масло нагревается вместе с деталями. Чем мощнее двигатель, тем больше выделяется тепла и тем выше поднимается температура масла. При достижении предельных значений этого параметра свойства смазочной жидкости теряются, что приводит к выходу из строя элементов и всего двигателя. Теплообменники используются для отвода избыточного тепла от масла в системе смазки.
Кожухотрубные (трубчатые) ЛМТ устанавливаются на автомобили КамАЗ. Они состоят из корпуса и сердечника из литого под давлением алюминия. Последний представляет собой пучок тонкостенных труб, в большинстве случаев медных, распределенных по фланцам, которые также являются концевыми частями нефтяной скважины. Для увеличения площади теплообмена снаружи трубы имеют ребра, выполненные в виде пластин.
На стенке алюминиевого корпуса имеются специальные каналы, сообщающиеся с масляными фильтрами. Впускной и выпускной коллекторы служат для циркуляции охлаждающей жидкости от системы охлаждения к теплообменнику и обратно. На одной части сердечника имеется дефлектор, направляющий поток масла в нужном направлении.
Внутри трубок циркулирует антифриз для системы охлаждения. Масло подается через фланцы к корпусу теплообменника. Благодаря установленным дефлекторам он 4 раза пересекает трубный пучок, что значительно повышает эффективность охлаждения среды. Благодаря тому, что температура масла не может быть ниже температуры жидкости в системе охлаждения, это снижает термические нагрузки на смазываемые детали.
Теплообменник смонтирован на корпусе фильтрующего блока. Он содержит термоклапан (термостат) для подключения теплообменника. При температуре +93°С и ниже основной поток нефти проходит мимо ЖМО. Увеличение параметра выше +95°С приводит к перемещению поршня термоклапана. Поток рабочей жидкости системы смазки направляется на теплообменник. При температуре +115°С происходит перегрев масла, о чем сигнализирует красный индикатор, расположенный на приборной доске водителя. После этого машину необходимо остановить и принять меры по приведению значений параметров в норму.
Определение неисправности термостата без демонтажа
Как проверить термостат, не снимая его с автомобиля:
- Найдите термостат;
- Найдите шланг, который соединяет радиатор с термостатом;
- Запустите двигатель в холодном состоянии;
- Проверить температуру пирометром. Также можно рассчитать температуру вручную, но делать это не рекомендуется. Будьте очень осторожны при выполнении этой операции, так как под капотом много движущихся и горячих деталей;
- Проверьте показания пирометра на линии тренда, чтобы определить необходимость замены термостата.
Термостат полностью исправен, если несколько минут было прохладно или слегка тепло, а потом резко подскочила температура. Если после пуска температура поднимается медленно, клапан заедает. Если шланг не нагревается, существует риск заедания термостата в открытом положении. Вы можете узнать точное состояние агрегата, сняв термостат.
Термостата Cummins ISLe, 6L, QSL – Снятие, проверка и установка
Термостат позволяет регулировать температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. Если температура тосола (тосола) ниже рабочего уровня, охлаждающая жидкость проходит по малому кругу прямо вокруг ГБЦ и самого блока.
Термостат позволяет регулировать температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя Cummins — Cummins. Если температура тосола (антифриза) ниже рабочего уровня, охлаждающая жидкость проходит по малому кругу прямо вокруг ГБЦ и самого блока цилиндров, и сразу попадает в насос (помпу) охлаждающей жидкости, который ускоряет прогрев двигателя. Когда температура тосола (антифриза) поднимается до рабочего уровня, термодатчик реагирует на это и размыкается. После этого охлаждающая жидкость поступает в большой круг, который проходит через радиатор (охладитель) и обеспечивает полное охлаждение двигателя Cummins и поддержание заданного теплового режима работы. Температура открытия термостата
Эксплуатация двигателей Cummins — Cummins без термостата не допускается. При отсутствии термостата охлаждающая жидкость будет идти по пути наименьшего сопротивления по малому кругу к входу насоса, что может привести к перегреву и повреждению двигателя.
Не открывайте крышку охлаждающей жидкости при горячем двигателе, дайте антифризу остыть ниже 50°C. Утечка горячего антифриза или паров антифриза может привести к ожогам и травмам.
- Отключите питание аккумулятора.
- Слейте антифриз из системы охлаждения двигателя Cummins ISLe, 6L, QSL.
- Отсоедините шланг радиатора от впускного отверстия для воды
- Откручиваем болты крепления водопроводной трубы, снимаем ее и вынимаем термостат Cummins ISLe, 6L, QSL.
- Очистите сопрягаемые поверхности головки блока цилиндров и трубки.
- Проверьте термостат Cummins ISLe, 6L, QSL, прокладку термостата и уплотнительные кольца на наличие повреждений. Обязательно замените поврежденные прокладки. Исправность термостата и целостность его уплотнений обеспечивают работу двигателя в оптимальном температурном режиме. Перегрев или низкая температура двигателя сокращают срок службы двигателя.
- Проверьте работу термостата двигателей Cummins ISLe, QSL, 6L. Для проверки термостата нагрейте воду, поместите туда термостат и термометр, они не должны касаться боковых стенок.
- Управление осуществляется следующим образом — на корпусе термостата указана номинальная рабочая температура, т.е 82°С (180°F). Термостат должен соответствовать следующим требованиям: термостат должен начинать открываться при температуре в пределах 1°C 2°F от номинальной температуры. Он должен быть полностью открыт, когда температура находится в пределах 12°C 22°F от номинальной температуры. Для полностью открытого термостата расстояние между фланцем термостата и корпусом наименьшее 9,4 мм (0,370 дюйма)
- Установите термостат Cummins ISLe, 6L, QSL в обратном порядке. Проверьте наличие и правильное положение уплотнительных колец. Установите водопроводную трубу и затяните болты. Момент затяжки: 24 Нм
- Добавьте охлаждающую жидкость в систему охлаждения двигателя Cummins. При доливке охлаждающей жидкости обязательно прокачайте всю систему охлаждения двигателя и интеркулер. При запуске двигателя проверьте наличие утечек антифриза.