Самосвал БелАЗ 7540 технические характеристики и устройство, двигатель и расход топлива

КамАЗ и БелАЗ

Описание БелАЗ-7540

Автомобили БелАЗ-7540 выпускаются с начала 1990-х годов. Их конструкция и внешний вид претерпели минимум изменений за годы производства. Он очень простой, строгий и практичный. Слегка выступающий капот занимает всю переднюю часть самосвала. Под капотом массивный прямой бампер со встроенной световой оптикой, а по бокам капота ступеньки, ведущие к вершине больших металлических крыльев.

Кабина смещена к левой стороне машины. Он оборудован одной боковой дверью и панорамными окнами. Внутри такой же практичный интерьер, как и общий вид самого самосвала: информативная приборная панель в классическом стиле, выверенное эргономичное расположение органов управления, сиденье водителя на подвеске и дополнительное сиденье «стажера» для пассажира на сторона.

Описание БелАЗ-7540

БелАЗ-754О комплектуется металлическими ковшовыми кузовами сварной конструкции с треугольным профилем в модификациях 754ОА, 754ОВ и 754ОК, а также специальной угольной платформой ковшового типа (с высокими бортами) — в модификации 754ОЭ.

Во всех версиях грузовика кузов дополнен козырьком, который выступает далеко вперед для защиты кабины от падающих обломков и других тяжелых предметов, утеплением днища выхлопными газами и устройством механической фиксации кузова в поднятом положении.

Максимальный угол подъема кузова составляет 53 градуса, а собственно процесс подъема осуществляется телескопическими гидроцилиндрами с тремя ступенями, одна из которых двустороннего действия. Для управления гидроцилиндрами используется гидравлический контур, интегрированный с рулевым управлением. Он приводится в действие гидравлическими насосами шестеренчатого типа.

Показатели вместимости кузова следующие: в базовой версии (в модификациях 754ОА, 754ОВ и 754ОК) его геометрическая вместимость составляет 15,1 куб.м при загрузке на борт, или 19,2 куб.м при загрузке «с капотом» 2:1 Карбоновый кузов автомобиля модификации 754ОЭ, тот, что с дополнительными бортами, вмещает примерно 24,7 кубометра груза при загрузке вровень с бортами или 28,2 кубометра при загрузке «с шапкой».

История создания

История создания автомобиля начинается в 1948 году. Послевоенная эпоха характеризуется большой нищетой и разрушениями. В то время государство начало активно добывать полезные ископаемые, так как это считалось одним из способов развития экономики. Объект построен в городе Жодино. Долгое время завод простаивал и не работал. Переломным для БелАЗа стал 1958 год, когда с Минского завода была передана технология и производство самосвалов грузоподъемностью 25 тонн. В этот период производство стало расширяться, и грузоподъемность автомобиля составила уже 40 тонн.

Достигнув 40-тонной отметки, автозавод стал номинироваться на различные награды, даже международного уровня. Это существенно повлияло на мотивацию производителя и качество продукции. 1969 год отмечен выпуском 75-тонного агрегата, который со стопроцентной уверенностью бьет все рекорды. Через 9 лет, в 1978 году, БелАЗ выпускает автомобиль грузоподъемностью 110 тонн. Модификация БелАЗ-75211 наконец-то выпустила грузовик грузоподъемностью до 170 тонн.

Модификация БелАЗ-7540 – одна из самых удачных. Автомобиль является одним из лучших в мире в своем классе Год выпуска — 1992. Невероятное сочетание маленького автомобиля с невероятными характеристиками удивило весь мир. Модель предназначена для перевозки грузов исключительно в карьере от места добычи до перерабатывающих станций или площадок хранения.

Особенности устройства: рама, подвеска, тормоза

БелАЗ-30-тонники построены на сварной балочной раме из сверхпрочной низколегированной стали. Продольные брусья имеют коробчатое сечение и соединены поперечинами в виде лестницы.

Подвеска самосвала по всему кругу (как для переднего моста, так и для ведущего моста) полностью зависимая, пневмогидравлическая, с буксирными втулками и поперечными тягами, а также со встроенными гидроамортизаторами (по две штуки на каждую ось, пневмогидравлические цилиндры (масло и азот) Ход поршня переднего цилиндра 205 мм, заднего 265 мм.

Тормозная система самосвала БелАЗ-754О включает 4 подсистемы. Работает (барабанные тормоза с раздельным пневматическим управлением). Стояночный (колодочный механизм, постоянно замкнутого типа на приводном валу главной передачи, с пружинным приводом и пневматическим управлением). Вспомогательный (от гидродинамического замедлителя на приводном валу до электроуправляемого редуктора). Плюс дополнительный резерв (стояночный тормоз и рабочий контур рабочей тормозной системы). Большая рабочая поверхность фрикционных накладок рабочих тормозов обеспечивает стабильно надежное торможение.

Особенности агрегата: рама, подвеска, тормоза

Рулевой механизм выполнен по принципу «винт с шариковой гайкой и поршневой рейкой, с гидроусилителем. Малый радиус поворота в сочетании с короткой колесной базой обеспечивает исключительно высокую для самосвалов для данного класса машин маневренность.

Сферы применения и особенности эксплуатации

Карьерный самосвал БелАЗ-754О предназначен для перевозки сыпучих грузов и сыпучего камня по специально разработанным технологическим дорогам. Помимо карьерных и открытых горных работ, эти машины могут применяться при строительстве крупных промышленных и гидротехнических сооружений, при строительстве железнодорожных и автодорожных комплексов, в технологических цехах предприятий перерабатывающей промышленности.

В зависимости от удельного веса перевозимого груза максимальная эффективность достигается при использовании данной техники в комплексе с экскаваторами или погрузчиками с ковшами объемом от четырех до восьми кубических метров.

Модификации БелАЗ-7540

Семейство 30-тонных грузовиков БелАЗ-754О включает четыре модификации, отличающиеся друг от друга как двигателями, так и мощностью их кузовов, и габаритными размерами. 754ОА и 754ОВ имеют одинаковые габариты: длина — 7,11 м, ширина транца — 4,56 м, высота по верху — 3,93 м. Модификация 7540Е немного длиннее — 7,16 м и ниже 3,9 м. Версия 754ОК самая длинная из всех встречавшихся в производстве компании программа — 7,41 м.

БелАЗ-7540 модификации

  • 7540А — с дизелем ЯМ3-24ОПМ2, мощностью 309 кВт и крутящим моментом 1491 Н*м, при 1600 об/мин. Формула трансфера: 5+2. Геометрический объем кузова 15,1 куб.м, с «капотом» 2:1 – 17,8 куб.м.
  • 7540Б — с дизелем ЯМ3-24ОМ2, мощностью 265 кВт и крутящим моментом 1275 Н*м, при 1600 об/мин. Формула трансфера: 3+1. Геометрический объем кузова составляет 19,2 кубометра, с «капотом» 2:1 – 21,7 кубометра.
  • 7540Э — с карбоновым кузовом, автомобиль оснащен двигателем ЯМ3-24ОМ2, мощностью 265 кВт и крутящим моментом 1275 Н*м, при 1600 об/мин. Формула трансфера: 3+1. Геометрический объем угольного тела 24,7 куб.м, с «шапкой» 2:1 — 28,2 куб.м.
  • 7540К — с дизельным двигателем Cummins QSM11-C мощностью 298 кВт и крутящим моментом 1898 Н*м, 1300-1400 об/мин. Формула трансфера: 5+2. Геометрический объем кузова 15,1 куб.м, с «капотом» 2:1 – 19,2 м3. Также было выпущено некоторое количество самосвалов модификации 7540D, оснащенных дизельным двигателем Deutz BF8M1015 немецкого производства мощностью 395 л.с.

Модификации

Автомобильный завод выпускает несколько модификаций машин на базе модели 7540, отличающихся мощностью и моделью силового агрегата:

  • Ранний автомобиль БелАЗ-75405, поставлявшийся заказчикам в 90-е гг. Публикация прекращена.

Старая модель

  • Версия 7540А, оснащенная дизельным двигателем ЯМЗ-240ПМ2 и 5-ступенчатой ​​коробкой передач. Оборудование предназначено для перевозки грузов массой 30 тонн. Допустимая масса машины составляет 52,6 тонны.
  • Вариант 7540В, отличающийся установкой дизеля ЯМЗ-240М21 и 3-ступенчатой ​​коробки передач. Двигатель развивает мощность до 361 л.с., массо-скоростные характеристики самосвала не изменились. Аналогичная машина с увеличенным корпусом имеет обозначение 7540E.
  • Модель 7540С, оснащенная 425-сильным дизельным двигателем Д 280 и 5-ступенчатой ​​гидромеханической коробкой передач.

Перевозка камней

  • Самосвал 7540D оснащен немецким дизельным двигателем Deutz BF8M1015 мощностью 395 л.с. На машины может устанавливаться разборный кузов увеличенного объема, но грузоподъемность остается прежней.

Самосвал с немецким дизелем

  • Модель 7540К оснащена двигателем Cummins QSM11-C с турбонаддувом, развивающим мощность 406 л.с. Машину отличает модифицированная кабина и расширенный список дополнительного оборудования. Поставляется только с кузовом стандартных размеров, рассчитанным на груз объемом 15,1 м.

Быстрый грузовик

Все варианты автомобиля адаптированы для эксплуатации при температуре окружающего воздуха от -50°С до +50°С. Силовые установки обеспечивают подвижность в горных условиях, допускается движение по технологическим грунтовым трассам.

Читайте также: КамАЗ-55111: сколько весит без груза, грузоподъемность самосвала в тоннах, технические характеристики бортового 10-тонника, расход топлива

7540А

Машина оснащена 12-цилиндровым V-образным дизельным двигателем ЯМЗ-240ПМ2, развивающим мощность 420 л.с при 2100 об/мин. Выхлопные газы отводятся через двойное дно и борта грузовой платформы. Это снижает риск промерзания почвы зимой. Регулировка угла платформы гидравлическая, подъем и опускание занимает 16 и 20 секунд соответственно.

Машина работает

7540В

Модификация 7540Б представляет собой бюджетную версию самосвала. Снижение стоимости было достигнуто за счет использования менее мощного дизеля и 3-ступенчатой ​​коробки передач. Конструкция системы охлаждения позволяет установить автономный отопитель, обеспечивающий запуск двигателя при отрицательных температурах.

Бюджетные свалки

Двигатели БелАЗ-7540

Большинство самосвалов этого семейства оснащены длинноходными дизельными двигателями серии ЯМ3-24О. Они разработаны специально для мощных и производительных шахтных отвалов, а также для тяжелой автомобильной и строительной техники, полной массой до пятидесяти трех тонн.

  • ЯМ3-240М2 и ЯМ3-24ОПМ2 — двенадцатицилиндровые V-образные дизели рабочим объемом 22,3 л. Это четырехтактные двигатели с воспламенением от сжатия, с непосредственным впрыском дизеля, с жидкостным охлаждением, механической регулировкой оборотов.
  • ЯМ3-24ОПМ2 является турбированной версией силового агрегата ЯМ3-24ОМ2 и отличается от него наличием турбокомпрессора мощность ЯМ3-24ОМ2 – 265 кВт (360 л.с.), крутящий момент – 1275 Нм (130 кгс.м); ЯМ3-24ОПМ2 — 309 кВт (420 л.с.), крутящий момент — 1491 Нм (152 кгс.м).

БелАЗ-7540К оснащен дизельным силовым агрегатом иностранного (китайского) производства Cummins QSM11-C. Это рядный шестицилиндровый дизельный двигатель рабочим объемом 10,8 л, мощностью 298 кВт (400 л.с.) и максимальным крутящим моментом 1898 Нм при 1600 об/мин. Он также оснащен турбокомпрессором. Диаметр цилиндра этого двигателя 125 мм, ход поршня 147 мм. Как и турбированный ЯМЗ-240ПМ2, двигатель Cummins QSM11-C работает с пятиступенчатой ​​гидромеханической трансмиссией.

Двигатели БелАЗ-7540

Каждый из представленных дизельных двигателей, используемых на этих самосвалах, обеспечивает оптимальную удельную мощность, скорость движения машины по склонам, а также достойную топливную экономичность. Для обеспечения легкого запуска двигателя в условиях отрицательных температур карьерный самосвал БелАЗ-7540 оборудован предпусковым подогревателем, обеспечивающим подогрев дизельного топлива и охлаждающей жидкости при запуске дизеля.

Расход дизельного топлива БелАЗ-7540 зависит от технического состояния двигателя и режимов работы грузовика. В нормах, установленных производителем, установлено следующее значение: 115 литров на 100 километров (при скорости 40 км/ч и полностью загруженном кузове).

Очистка воздуха осуществляется с помощью двухступенчатого фильтра с сухими элементами. Система очистки воздуха оснащена индикатором засорения. Выхлопные газы выбрасываются через грузовую платформу. Выхлопная система приспособлена для установки нейтрализаторов отработавших газов. Система смазки — смешанного типа, выполненная по принципу «мокрого» картера. Система охлаждения жидкостная, с принудительной циркуляцией.

Трансмиссия и гидравлическая система БелАЗ-7540

Автомобили из семейства самосвалов БелАЗ-754О комплектуются трех- или пятиступенчатой ​​гидромеханической коробкой передач. Гидромеханическая коробка передач позволяет выбрать наиболее оптимальный тягово-скоростной режим самосвала, что облегчает управление и обеспечивает безопасность движения. Преобразователь крутящего момента снижает динамические нагрузки в коробке передач, обеспечивает стабильную работу двигателя при изменении нагрузки.

В составе карданной передачи — два карданных вала открытого типа, с шарнирами на игольчатых подшипниках. Они соединяют гидромеханическую трансмиссию с силовым агрегатом и приводным валом. Передний карданный вал снабжен гибкой муфтой.

Интегрированная гидросистема, построенная на унитарных элементах, имеет конструктивную простоту и минимальные потери мощности. Подъем кузова-самосвала на всех грузовиках занимает 16 секунд, опускание – 20 секунд. Наибольшее давление, создаваемое в гидросистеме, составляет 13,5 МПа, а степень фильтрации – 10 микрон. Максимальная производительность гидронасоса при 2100 об/мин достигает 168 дм3/мин (на автомобилях модификации Б и Е), 174 дм3/мин (на автомобилях модификации А и К).

В гидравлическую систему входит соответствующая гитара, состоящая из трех валов. Между мотором и гитарой находится карданный редуктор, который вместо переднего шарнира снабжен резиновой муфтой. На картере агрегата имеются люки, служащие для подключения редукторов отбора мощности. От гитары крутящий момент передается на одноступенчатый гидротрансформатор, способный работать в режиме жидкостного сцепления.

Трансмиссия и гидросистема БелАЗ-7540

После трансформатора идет четырехосная пятиступенчатая коробка передач. Он оснащен фрикционными муфтами и электрогидравлическими зубчатыми передачами. На некоторых из этих автомобилей (с атмосферным двигателем ЯМ3) устанавливается упрощенный агрегат, имеющий три передачи переднего хода. В конструкции устройства установлено специальное колесо с лопастями, являющееся дополнительным тормозом-замедлителем. Работой тормозного механизма управляет электропривод.

Вал привода самосвала — механический; с одноступенчатой ​​главной передачей (коническая шестерня с круговым зубом); с дифференциалом (цилиндрические конические шестерни и 4 сателлита); с планетарными передачами (цилиндрические передачи).

Комплектация

В перечень основного оборудования самосвалов семейства БелА3-754О заводом-изготовителем входят: система подогрева жидкости, система пожаротушения с дистанционным управлением, централизованная система автосмазки, камнеотбрасыватели и камнерезы (за исключением 754ОЭ), обогреватель кабины, регулируемая рулевая колонка, сигнализатор приближения к ЛЭП. В качестве опции самосвал БелА3-754О может быть дооснащен кондиционером, дополнительным отопителем и электрообогревом зеркал.

Технические характеристики в цифрах (общие для всех модификаций)

  • Масса самосвала: эксплуатационная — 22,6 т, полная — 52,6 т.
  • Нагрузка на ось: с пустым кузовом — 10,55 т — на переднюю ось и 11,2 — на заднюю; с полностью загруженным кузовом — 17,1 т на переднюю ось и 34,65 т — на заднюю.
  • Грузоподъемность — 30 тонн.
  • Размер шин автомобиля: 18.00-25; 18.00R25, НСЗ2. Обод — 1З.00-25/2,5. Давление воздуха в шинах — 6 кгс/см2.
  • Максимальная скорость самосвала 50 км/ч.
  • Удельный расход дизельного топлива при номинальной мощности 230 г/кВт*ч.
  • Радиус разворота – 8,7 метра (по внешнему колесу); 10 метров (всего).
  • Общий диаметр поворота — 20 метров.
  • Угол поворота управляемых колес составляет 35 градусов.
  • Ширина колесной базы – 3,55 метра.
  • Ширина колеи передних колес составляет 2,82 метра.
  • Объем топливного бака составляет 420 литров дизельного топлива.
  • Объем системы охлаждения двигателя — 80; 98 литров.
  • Объем системы смазки двигателя — 32; 46; 54 л.
  • Объем жидкости в гидравлической системе составляет 115 литров.
  • Объем жидкости в гидромеханической передаче — 60; 70 литров.
  • Емкость цилиндров подвески: передняя — 9 литров (4,5 л х 2); задний — 9 литров (4,5 л х 2).
  • Высота с поднятым кузовом — 6,85 метра.
  • Тормозной путь автомобиля со скорости 40 км/ч составляет 22 метра.
  • Преодолеваемая проходимость по карьерным дорогам — 10 градусов.
  • Напряжение в электрической системе составляет 24 вольта.Технические характеристики в цифрах (общие для всех модификаций)

Кабина БелАЗ-7540

Интерьер кабины БелА3-754О достаточно простой и спартанский. Мало чем отличается от оснащения кабин обычных большегрузных самосвалов (не БелАЗ). Все элементы управления размещены достаточно эргономично и компактно. Сиденье водителя размещено на торсионной подвеске с пневматической подвеской. Он полностью регулируется — как по высоте, так и по наклону спинки кресла. Стекла состоят из трех слоев, они закалены. Есть дворники и омыватели. В салоне изначально есть и жидкостный отопитель, и вентилятор.

Кабина БелАЗ-7540

Для поворота руля требуется совсем немного усилий, рулевая колонка регулируется по наклону и высоте руля, руль эргономичен и безопасен. Рулевое управление автомобиля полностью соответствует требованиям стандарта ISO 5010. В целом оборудование на рабочем месте водителя гарантирует безопасность труда, простоту эксплуатации и достойный уровень комфорта.

Отзывы о самосвалах БелАЗ-7540

Все отмечают отличную маневренность, высокую плавность хода и устойчивость самосвалов этой серии. Они достигаются с помощью оптимально подобранных геометрических параметров автомобиля и рулевого управления, применения пневмогидравлической подвески оригинальной конструкции.

Машины имеют высокий ресурс, что определяется применением надежных и прогрессивных силовых установок, высоким техническим и технологическим уровнем всех узлов и агрегатов, применением высокопрочных материалов, применяемых при изготовлении рамы и грузовой платформы.

Отзыв о самосвалах БелАЗ-7540

Есть мнение, что «малышовые» БелАЗы малорентабельны, так как перевозят «всего» 30 тонн груза, а дизель расходует около трехсот литров за 12 часов работы. Однако не стоит забывать, что речь идет о карьерах, где техника эксплуатируется в тяжелых условиях, и БелАЗ-754О будет гораздо прочнее, долговечнее и долговечнее любого «обычного» самосвала, будь то КамАЗ, МАЗ, КрАЗ или иномарка.

Интерьер кабины, несмотря на свою простоту, вполне удобен. Но кабина шумит. Это большой минус работы на БелАЗах. Управлять БелАЗ-754О ненамного сложнее, чем обычным грузовиком, несмотря на внушительные габариты. Передачи переключаются легко, хотя к гидромеханическому рычагу, конечно, нужно привыкнуть. Сложнее всего выехать из бокса, ворота которого всего на 30-40 сантиметров шире самого самосвала (особенно задним ходом).

Цены и аналоги БелАЗ-7540

Цена продажи жодинских грузовиков этой модели варьируется от пяти до шести миллионов рублей (в зависимости от модели используемого двигателя). За подержанные автомобили просят от миллиона рублей (с безнаддувными дизелями) до 3,5-4 миллионов рублей (с турбированными двигателями). Стоимость почасовой аренды такого карьерного самосвала начинается от двух тысяч рублей. Прямым аналогом БелАЗ-754О является карьерный самосвал Komatsu HD325-6, который также рассчитан на перевозку 32 тонн груза.

Оцените статью
Блог про автомобили ГАЗ