- Установка дисков сцепления.
- Регулировка свободного хода педали сцепления
- Отладка полного хода толкателя усилителя
- Работы, связанные с заменой сцепления
- Регулировка двухдисковой корзины сцепления штангельциркулем
- Заводское расстояние
- Желательное расстояние
- Что представляет ремонт сцепления КАМАЗ?
- Регулирование СС КамАЗ Евро-2, КамАЗ Евро-4
- Регулировка двухдискового сцепления не снимая КПП
- Дополнительные регулировки
- Особенности сцепления КАМАЗ
- Техобслуживание сцепления
- Особенности сцепления КАМАЗ
- Отладка муфты
Установка дисков сцепления.
Ступица диска сцепления выступает больше в одном направлении, чем в другом. При установке они должны смотреть в разные стороны своими большими сторонами в сторону маховика и к кривой сцепления. Первый диск установлен большой стороной к маховику. Затем идет промежуточный диск сцепления.
Второй диск устанавливается большой стороной ступицы к изгибу. Если хотя бы один диск установлен неправильно. Они будут упираться друг в друга и кривой не получится .
Промежуточный диск должен свободно перемещаться в канавках маховика. Это очень важное условие. Не должно быть защемления или заклинивания. В противном случае он будет цепляться за диск. При этом диск не будет сильно нажиматься. Но будет продолжать крутиться. А вместе с ним вращается первичный вал. А включить передачу на КПП без треска для шестерни не получится. Лучше, если средний диск будет немного свободен. Характерный стук при нажатии на педаль сцепления слышен на всех автомобилях Камаз с двумя дисками сцепления. И это не мешает сцеплению.
Бывает, что сцепление отрегулировано неправильно. Изгиб прижимает диски сцепления до упора вниз. А коробка передач при запуске включается с большим ревом. Или вообще не включается. Именно поэтому. Что при прижатии корзины хотя бы один диск постоянно вращается вместе с маховиком. При отпускании сцепления оба диска должны остановиться. Только тогда без проблем включится передача на коробку передач. А причина, по которой сцепление работает не так, как надо, это промежуточный диск. Он заклинивает канавки на маховике. Прикосновение к тарелке. А первичный вал продолжает вращаться при выжатом сцеплении. Поэтому очень важно обращать внимание на то, как стоит средний диск.
Регулировка свободного хода педали сцепления
Согласно официальным правилам, ход педали должен быть прибл. 6-12 мм, а фактический замер следует производить от центральной части пластины. Педаль должна быть отпущена до тех пор, пока главный цилиндр не войдет в зацепление после того, как он был нажат. Поиск неисправности осуществляется с помощью эксцентрикового пальца, при регулировке педаль необходимо нажимать до верхнего упора. Корончатая гайка максимально затягивается и заменяется весь ход, который должен быть 185-195 мм.
Отладка полного хода толкателя усилителя
Перед устранением неисправности механизма необходимо узнать длину хода толкателя. Для этого полностью выключите сцепление и измерьте длину хода. Если значение составляет 25 мм или менее, сцепление не будет полностью отключено. Такую проблему водитель заметит сразу по затруднению переключения передач. Чтобы найти причины проблемы, необходимо проверить уровень рабочей жидкости в толкающем цилиндре. Стандартным объемом считается значение 380 куб см. Если уровень вещества недостаточен, его следует долить.
На примере модели КамАЗ 5511 заправка жидкостью осуществляется следующим образом:
- Необходимо открыть крышку бака, расположенного на теплице.
- Долейте жидкость до уровня на 15-20 мм ниже края горлышка.
Другой причиной плохой работы усилителя может быть воздух в системе. В этом случае необходимо удалить воздух из системы привода. Эта процедура несколько сложнее.
На КамАЗ 55102 для этого требуется:
- Долейте жидкость до нужного уровня.
- Снимите защитный колпачок с перепускного клапана (установлен на корпусе ПГУ), наденьте резиновый шланг и погрузите его в емкость с жидкостью.
- Сильно нажмите на педаль сцепления до упора.
- откройте вентиль на один оборот и нажимайте на педаль до тех пор, пока вещество не перестанет пузыриться на выходе из шланга. При этом необходимо постоянно доливать новую жидкость в расходный бачок, чтобы она не опускалась ниже отметки 40 мм от верха бачка.
- Закройте вентиль, снимите шланг и установите на место колпачок.
- Долейте жидкость до рабочего уровня.
- Для проверки качества работы необходимо выжать педаль до упора – ход толкателя должен быть не менее 25 мм.
Работы, связанные с заменой сцепления
Корзину рекомендуется заменить при обнаружении следующих дефектов:
- машина даже после регулировки дергается и резко трогается с места;
- посторонние звуки в корзине как присутствовали, так и присутствуют;
- машина долго «думает» и не сразу трогается с места, несмотря на то, что сцепление было выжато по всем правилам;
- в салоне присутствует характерный запах гари – это говорит о том, что механизм сцепления просто сгорел.
Это мероприятие начинается со снятия коробки передач. Это очень тяжелый узел, с которым приходится работать нескольким людям. После этого можно приступать к разборке корзины сцепления.
Видим, как стоят диски сцепления на КамАЗе — сначала ведомый, потом средний, потом ведущий. Все они были удалены. На место демонтированных деталей устанавливаются новые. Как правильно установить диски сцепления на КамАЗ:
- их необходимо устанавливать в строгом порядке – сначала идет первый ведомый, затем средний, на завершающем этапе – ведущий;
- так как это сухой тип сцепления, то никакую смазку использовать не нужно, это только ухудшит качество работы механизма;
- вместо традиционных пластин с фрикционными накладками можно поставить более современные, оснащенные керамическими элементами – они намного надежнее и долговечнее;
- тщательно затяните все болты и гайки. Из-за больших нагрузок плохо затянутые крепления со временем могут расшататься.
Устанавливать диски сцепления на КамАЗ нужно в одиночку, если вы хорошо понимаете, что делаете. Это сложная задача, при отсутствии опыта или отсутствии необходимых инструментов настоятельно рекомендуется обратиться за помощью к профильным специалистам.
Регулировка двухдисковой корзины сцепления штангельциркулем
На лапах кольцо. Регулировка двухдискового сцепления автомобиля Камаз требует правильной установки расстояния от внешней плоскости нажимного кольца до диска сцепления. Регулировка двухдискового сцепления осуществляется штангенциркулем. Измерять необходимо от металлической плоскости пластины до внешней плоскости прижимного кольца.
Многие пытаются сделать это из дискового концентратора. Но это неправильно. И таких размеров нет. Стопорный диск на каждой ножке откручивается. Закрывается крышкой, которая крепится на двух болтах у каждой регулировочной гайки. Поворачивая эту гайку, штифт сцепления поднимается или опускается. Расстояние устанавливается таким образом. Так, чтобы кольцо было удалено от стойки на одинаковое расстояние. То есть при повороте регулировочных гаек диск должен быть идеально выровнен.
Заводское расстояние
Заводское расстояние от диска сцепления до верхней плоскости нажимного кольца составляет 65 мм. В этом случае сцепление работает идеально. Все рабочие углы соблюдаются при запрессовке вилки сцепления на выжимной подшипник. Сцепление работает плавно. Регулируемая педаль сцепления. Зазор на штанге ПГУ также прост в установке.
Желательное расстояние
Камаз используется в сельском хозяйстве. Убирает урожай с полей. Сойти с трассы и не выжать сцепление практически невозможно. Диск быстро изнашивается. Поэтому другие модели автомобилей еще долго не появятся на полях.
При износе диска сцепления собачки выходят навстречу выжимному подшипнику. Это увеличивает расстояние от диска до верхней плоскости кольца, что необходимо учитывать при регулировке. И сделать зазор немного меньше. Оптимальный вариант – 62 мм.
Муфта длиной 62 мм так же хорошо регулируется. И разница с 65мм практически незаметна. Но у нас еще есть запас в 3 мм, который продлит работу сцепления, пока кольцо не упрет выжимной подшипник в картер коробки передач. В этом случае сцепление вскоре перестанет работать.
Читайте также: Как выбрать триммер для травы: гид, с которым вы точно разберетесь
Что представляет ремонт сцепления КАМАЗ?
Ремонт сцепления предполагает не только замену вышеперечисленных элементов, но и ремонт цилиндра. Работы в этом случае следует проводить только после устранения проблемы герметичности ПГУ. Кроме того, необходимо прокачать пневмогидравлический усилитель.
Последовательность действий по ремонту цилиндра следующая:
- Сначала нажмите педаль сцепления до упора, чтобы выпустить воздух.
- После этого нужно завернуть клапан и снять присоединенный к нему шланг с головки крышки. Кроме того, рекомендуется надеть колпачок для обеспечения безопасной эксплуатации.
- Третий шаг – установить определенный уровень жидкости, который должен быть внутри баллона. Эта операция считается обязательной, и без нее ремонт в принципе невозможен.
- После этого необходимо повторно использовать тормозную жидкость, которая была слита при прокачке. Перед применением необходимо поставить жидкость и пропустить ее через фильтр, чтобы удалить из состава ненужные элементы и мусор. Кроме того, рекомендуется проверить качество прокачки. Это можно сделать, посмотрев на ход толкателя ПГУ.
Последний шаг включает проверку наличия конденсата внутри цилиндра. Если да, то его нужно слить. Для этого откручиваем крышку на корпусе и слегка нажимаем на педаль сцепления. Возникающее давление поможет слить конденсат.
При длительной эксплуатации сцепление может несколько раз выходить из строя, если не следить за его состоянием. Для этого необходимо не реже одного раза в три года промывать гидравлические системы, идущие в комплекте с приводом, метанолом или тормозной жидкостью. Также следует регулярно разбирать главный цилиндр и ГМУ, чтобы найти изношенные элементы и заменить их. Наконец, для обеспечения комфортности эксплуатации КАМАЗ рекомендуется периодически обновлять тормозную жидкость в системе.
Регулирование СС КамАЗ Евро-2, КамАЗ Евро-4
Современные модификации автомобиля КамАЗ, такие как Евро 2 и Евро 4, имеют сцепление однодисковое, которое состоит из нажимного и ведомого дисков, выжимной подшипник.
В усовершенствованной версии системы сцепления имеется датчик, определяющий уровень износа фрикционных накладок. Цифры 2, 3 и 2,5 указывают на средний износ. Измерение зазора производят путем определения расстояния между диском, надетым на стержень, и корпусом усилительного устройства.
Регулировка однодискового сцепления предполагает регулировку свободного хода педали сцепления. Эти работы включают в себя:
- Измерения свободного хода необходимо проводить в средней части педали.
- Если требуемые пределы отклоняются, необходимо установить правильное расстояние с помощью эксцентрикового штифта.
Откачка воздуха от гидропривода осуществляется в следующем порядке:
- Необходимо открутить крышку от бочки и наполнить ее до необходимой отметки.
- Затем нужно снять колпачок с клапана. Поместите шланг на головку клапана. Другой конец опустите в прозрачную емкость с рабочей жидкостью.
- Затем нажмите на педаль до упора и отверните вентиль на пол-оборота. Вместе с воздухом должно выйти небольшое количество жидкости. После того, как жидкость перестанет выходить, закрутите вентиль обратно.
- Процедуру необходимо повторять до полного выхода воздуха.
Регулировка двухдискового сцепления не снимая КПП
Верхний люк на крышке сцепления позволяет это сделать. Стопоры поочередно снимаются с регулировочных гаек. Затем лапы отпускают. Через люк виден зазор между кольцом и выжимным подшипником. Выжимной подшипник необходимо отодвинуть от корзины. Рычаг, на который давит шток ПГУ, должен принять вертикальное положение. В этом положении ПГУ работает корректно и легко регулируется. Плоскость выжимного подшипника будет хорошо видна. После этого берутся за лапы. Можно использовать проволоку диаметром 3 м. Вставьте ее между кольцом и спусковым крючком. При подведении ног шнур не должен быть туго зажат. Так что нецелесообразно регулировать каждую ногу. Но гораздо проще, чем убрать КПП.
Поэтому, если встал вопрос о том, как правильно отрегулировать сцепление, не рекомендую ставить зазор 57 мм.
Дополнительные регулировки
В остальном регулировка сцепления Камаз заключается в поддержании зазоров между выжимным подшипником и упорным кольцом. Это 1,5 — 3 мм. Зазор регулируется наклоном штока ПГУ. Контргайка откручивается и шток крутится. Нет необходимости лезть к выжимному подшипнику и мерить на нем зазор. Достаточно небольшого люфта на штоке спусковой вилки, вы услышите, как спусковой крючок ударяет по кольцу. Нажимая на вилку.
Регулировка свободного хода педали сцепления заключается в обеспечении зазора между штоком и поршнем в главном цилиндре сцепления. Тоже 1,5 — 3 мм. Если зазор больше, шток ПГУ не выдвинется полностью и не выжмет муфту. Если шток давит на поршень главного цилиндра сцепления. Цилиндр перестанет работать. И сцепление не выключается. Это основные моменты регулировки двухдискового сцепления.
Особенности сцепления КАМАЗ
В автомобилях КАМАЗ используется сухое двухдисковое сцепление фрикционного типа. С помощью такого устройства можно организовать комфортное движение грузового автомобиля, в котором установлен двигатель большой мощности. Этот тип сцепления требует от владельца постоянного обслуживания. Дело в том, что при эксплуатации машины на сцепление ложатся внушительные нагрузки из-за габаритов автомобиля. Поэтому необходимость замены и регулировки пластин может возникнуть в следующих случаях:
- Когда агрегат пробуксовывает на высоких оборотах двигателя.
- Когда ход педали не соответствует значениям, указанным в регламенте.
- Когда во время движения автомобиля слышен треск, когда необходимо переключить передачу.
Эти ситуации нельзя оставлять без внимания, рекомендуется как можно скорее принять меры по ремонту механизма.
Техобслуживание сцепления
Чтобы максимально продлить срок службы сцепления, необходимо не только регулировать положение свободного хода различных элементов, но и проводить регулярное техническое обслуживание узла.
Этапы технического обслуживания включают:
- затяните болты, посредством которых фиксируется привод сцепления и усилитель;
- осмотр агрегата на предмет течи и устранение течи с указанием причины при ее обнаружении;
- оценка работы и состояния пружин педали, рычага оси;
- смазка встроенных в муфту подшипников, втулок валов;
- оценка уровня тормозной жидкости.
При обнаружении неполадок следует немедленно найти причину и отремонтировать деталь или узел, а также при необходимости долить жидкость до необходимого уровня.
Нередко в процессе эксплуатации транспортного средства возникают различные проблемы: выходят из строя устройства, ломаются различные элементы конструкции. Одной из самых распространенных проблем КАМАЗ является выход из строя сцепления. Стоит подумать, как его заменить.
Особенности сцепления КАМАЗ
В автомобилях КАМАЗ используется сухое двухдисковое сцепление фрикционного типа. С помощью такого устройства можно организовать комфортное движение грузового автомобиля, в котором установлен двигатель большой мощности.
Этот тип сцепления требует от владельца постоянного обслуживания. Дело в том, что при эксплуатации машины на сцепление ложатся внушительные нагрузки из-за габаритов автомобиля. Поэтому необходимость замены и регулировки пластин может возникнуть в следующих случаях:
- Когда агрегат пробуксовывает на высоких оборотах двигателя.
- Когда ход педали не соответствует значениям, указанным в регламенте.
- Когда во время движения автомобиля слышен треск, когда необходимо переключить передачу.
Эти ситуации нельзя оставлять без внимания, рекомендуется как можно скорее принять меры по ремонту механизма.
Отладка муфты
Зазор муфты включения сцепления должен быть 32-40 мм. Для измерения поверните регулировочную гайку.
Алгоритм действий:
- Ослабляется гайка крепления вилки.
- Крепежный штифт расколот. Пользователь должен добиться его свободного передвижения. Затем элемент извлекается.
- Нажимная вилка вращается до тех пор, пока не будет достигнут требуемый зазор.
- Гайка затягивается, штифт устанавливается на место.
- Палка возвращается.
- Выравнивание проверяется. При нажатии на педаль сцепления свободный ход сцепления должен быть не менее 2,5 см.