- Описание используемых коробок
- Переключение КПП ZF на автомобилях Камаз
- Эксплуатация КПП ZF
- Принцип работы
- Старт
- Таблица: неисправности коробки передач КамАЗ
- Коды ошибок АКПП ZF
- Замена масла
- Схема переключения передач
- Особенности обслуживания и ремонта КПП ZF 9s1310
- Отличительные особенности коробки ZF
- Ремонт КПП ZF
- Отличительные особенности коробки ZF
- Коробка КамАЗ 15
- Технические характеристики
- ZF 9S1310 Ecomid
- ZF 16S1650 (16S1820) Ecosplit
- Коробка КамАЗ 16 и ZF
- Схема переключения двойное Н
- Контроль уровня масла
- Как проверить уровень масла
- Замена масла
- Какое масло выбрать
- Советы по управлению
- MAN TGA КПП: особенности КПП и схема переключения
- Особенности МКПП автомобиля MAN TGA ZF 16 S NEW ECOSPLIT
- Коробка передач MAN TGA: схема переключения
- Инструкция
- Начало движения
- Управление при подъёме на склон
- Как проверить сцепление
- Управление при спуске
- Демультипликатор — переключение «двойная Н»
- Управление на оледенелой дороге
- Устройство и принцип работы КПП от немецкой компании ZF Friedrichshafen AG на машины КамАЗ
- ZF Ecomid
Описание используемых коробок
Схема переключения передач напрямую зависит от типа коробки передач, установленной на автомобиле КамАЗ. В большинстве используемых машин используется коробка на пять скоростей вперед и одну назад, это модель с индексом 14. Механизм актуален, если не нужно буксировать прицеп, либо перевозимый груз весит менее 10 тонн.
В технике, используемой для перевозки крупногабаритных грузов, или участия в автопоездах, используется коробка передач с маркировкой 15. В этом случае нужен навык вождения самосвала КамАЗ, так как в состав коробки передач входит редуктор. Это та же коробка передач 14 с пятью передачами переднего хода и одной задней. Делитель включает при необходимости скорости с уменьшенным диапазоном, в результате у автомобиля вдвое больше передач.
Б/у коробка с индексом 16, с восемью ступенями механического типа. В комплекте четырехступенчатая коробка передач и пониженная передача. Также установлены коробки ZF, которые оснащены девятью передачами и вспомогательной понижающей ступенью.
Вне зависимости от модели трансмиссии, механического типа коробки управление осуществляется при помощи педали сцепления. Переключение происходит ступенчато, с учетом низших и высших режимов. Рычаг на ручке за сценой отвечает за переключение режимов. При его создании учитывалось, что КамАЗ — машина тяжелая, в груженом состоянии нуждающаяся в снижении усилия. И наоборот, если ездить с пустым кузовом, это не приведет к перегреву и расходу топлива.
Переключение КПП ZF на автомобилях Камаз
Схема переключения передач ZF Ecomid и Ecosplit на грузовиках КАМАЗ так называемая «двойная Н». У них есть низкий (S) и высокий (L) диапазон передач. Каждая серия имеет четыре основные передачи, которые дополняются делителем и демультипликатором. Возврат рычага в «нейтраль» после выключения передачи происходит автоматически за счет прижатия рычага в нейтральное положение пружинной скобой. Демультипликатор из диапазона L (ряд 3/4) в диапазон S (ряд 5/6) и обратно также автоматически переключается за счет подачи сжатого воздуха в рабочий цилиндр.
Новая передача может быть включена только после завершения предыдущего процесса переключения. Реверс и пониженная передача (C) доступны только в нижнем диапазоне (S). Включение этих передач происходит с небольшим усилием, потому что там установлена предохранительная пружина, исключающая возможность случайного выбора одной из этих передач.
Рекомендации по смене
- Рычаг переключения передач нужно перемещать плавно, без рывков и лишних усилий развязанной рукой.
- При переключении удерживайте рычаг, пока синхронизатор переключается.
- Чтобы переключиться с 3-4 дорожки на 5-6 и наоборот, нужно сделать короткий толчок в нужном направлении, а затем плавно переключиться на нужную передачу.
- Если автомобиль тормозит, рекомендуется переключать передачи в обратном порядке последовательно или максимум в два приема.
- Автомобиль всегда должен двигаться с включенной передачей. Особенно это актуально при движении вниз по склону.
- При переключении с высокого на низкий диапазон скорость должна быть ниже 30 км/ч.
- Включайте задний ход только на стоящем автомобиле.
Эксплуатация КПП ZF
Следуйте этим рекомендациям, чтобы продлить срок службы вашей трансмиссии и добиться заметной экономии топлива.
- Старайтесь всегда поддерживать обороты двигателя в среднем диапазоне для каждой передачи. Используйте самую высокую доступную передачу в каждом диапазоне скоростей.
- Всегда полностью выжимайте сцепление при переключении передач, чтобы предотвратить чрезмерный износ синхронизаторов переключения передач.
- Коробки передач ZF, которые устанавливаются на грузовики КамАЗ, оснащены синхронизаторами, они позволяют переключать передачи быстро, без чрезмерных усилий и практически бесшумно. Нет необходимости в двойном сцеплении при переключении с низшей на высшую передачу и наоборот.
Принцип работы
Автомобили КамАЗ обычно оснащаются механической коробкой передач. Механизм управляется классическим способом, нажатием на педаль сцепления и перемещением кулисы в нужное положение. Функцией коробки передач является пониженный (Н) и повышенный (В) режимы работы. Эта способность минимизирует нагрузку на силовой агрегат. Характерно, что для этого используется перегородка, выполняющая роль редуктора, повышающего передаточные числа коробки передач. На некоторых автомобилях при переключении с высокой на низшую передачу сцепление не используется.
Для этих целей используется специальный переключатель и педаль сцепления. Передачи переключаются автоматически, верхнее положение рычага характерно для груженой машины, нижнее положение используется при движении порожних автомобилей. О функциях управления автомобилем указано в инструкции к коробке передач, которой комплектуются изделия. Также вы можете прочитать о Как отрегулировать сцепление на КамАЗе.
Старт
Чтобы уметь управлять самосвалом КамАЗ, разбираются в схеме переключения передач. Как и в стандартной версии, манипуляции происходят при помощи педали сцепления.
Шаги переключения:
- 1 передача, высокий режим (В);
- 2 передачи, повышенный режим (В);
- 3 передачи, высокий режим (В);
- Переключитесь на 2 низкие (H) и переключитесь на 4 передачи;
- Переход на первичную ступень (В), передача остается 4;
- Переход на более низкую ступень (Н), включение 5 передачи;
- Возвращаемся на увеличенный шаг (В), остаемся на 5 передаче
Главной особенностью при начале движения на КамАЗе является плавный старт и ускорение при использовании пониженных передач. В случае, когда самосвал сильно загружен, либо движение происходит в сложных условиях, рекомендуется первые 4 передачи переключать в пониженный режим (H), затем переходить на 4-ю высшую передачу, затем на 5-ю низшую (H)) а затем к 5-му сеансу (В). Манипуляции проводятся при достижении необходимых оборотов коленчатого вала. Непосредственно при пуске на 1-й передаче при достижении частоты вращения вала 7000 об/мин переход на 2-ю передачу осуществляется при достижении 3000 об/мин. Правильно выбранный режим экономит топливо и минимально изнашивает силовую установку.
Таблица: неисправности коробки передач КамАЗ
Ошибка | причина | Как устранить |
Трудности при включении всех передач, задняя и первая передачи включаются с визгом | Неполное выключение сцепления (тросы сцепления) | Отрегулировать зазор приводов сцепления |
Включает передачу с треском и грохотом | Износ синхронизирующих конических колец или блокирующих фасок на пальцах и каретке | Заменить синхронизаторы |
Большое усилие на рычаге переключения передач | Загрязнение подшипников тяги дистанционного управления. Отсутствие или загущение смазки. | Промойте подшипники и заполните их свежей смазкой 185 |
Блокировка шестерен с ударами и дребезжанием в перегородке | Износ конических синхронизирующих колец или блокирующих фасок на пальцах и каретке. Повышенное давление в пневматической системе управления перегородкой. Уменьшение разрыва диафрагмы клапана. Бисквитная деградация вилки переключения на перегородку. | Замените синхронизаторы. Отрегулируйте редукционный клапан или разберите и очистите. Сменить мембрану. Отрегулируйте зазор между кареткой и гайкой вилки переключения. |
Автоматическое отключение передач на ходу | Неполное включение передачи из-за неисправности механизма переключения передач, износа втулок вилки или ослабления крепления вилок и рычагов. | Устранение неполадок, замена изношенных деталей. |
Оборудование не включено | разрушение подшипников шестерен ведомого вала. Износ или поломка деталей блока управления пульта дистанционного управления. Сломанные пальцы или синхронизирующие замки. | Замените дефектные детали. Отрегулируйте привод или замените изношенные детали. Замените синхронизаторы. |
Разделительное оборудование не включено | Заклинивание поршней воздухораспределителя. Отрегулировано положение упора клапана включения. Сломан стопор клапана. Засорение пневматической системы управления перегородкой. Обрыв кабеля к клапану управления частями. | Разберите, промойте и смажьте детали воздухораспределителя смазкой 158. Отрегулируйте положение упора клапана. Изменить остановку. Промойте и продуйте газовые, воздушные линии и клапаны. Смените веревку. |
повышенный уровень шума при работе коробки передач | Изношены или сломаны зубья шестерни. Уничтожение запасов. | Замените дефектные детали. |
Течь масла из коробки передач | Изношенные манжеты или потеря эластичности. Повышенное давление в картере коробки. Нарушение герметичности уплотнительных поверхностей. | Сменить манжеты. Очистите дыхание. Подтяните крепления, замените прокладки. |
Коды ошибок АКПП ZF
Автоматическая коробка передач ZF AS-Tronic может сообщать об ошибках. Для устранения проблемы достаточно сопоставить код с возможной причиной поломки.
Некоторые коды ошибок SPN:
- 2 — произошло короткое замыкание в переднем делителе (клапан Y2)
- 10 — нет давления воздуха на главном клапане
- 13 — короткое замыкание в цепи включения коробки отбора мощности
- 21 — произошло быстрое сцепление
- 27 — нет сигнала на CAN шину
- 35 — Ошибка выхода клапана Y3 (передние части)
- 63 — неисправность при выключенном ВОМ
Замена масла
В редуктор рекомендуется заливать масло, рекомендованное производителем. При первой заливке КПП потребуется примерно 11 литров масла, а вот при последующих уйдет 8 литров.
Самый длинный интервал замены масла не должен быть больше 90 тысяч километров, а минимальный – каждый год.
Если техника КамАЗ с коробкой передач ZF используется для различных строительных работ, замену масла необходимо проводить намного чаще – каждые 45 тысяч километров.
Смазку рекомендуется менять, когда силовой агрегат еще теплый. В первую очередь откручивается топливная пробка, сливается отработанная смазка. С помощью магнита необходимо очистить область сливного отверстия и пробки от остатков металла.
Тогда надо менять прокладку. Смазку необходимо заливать в маслоналивное отверстие. Рекомендуется заливать смазку до нижнего края отверстия.
И самое главное — не нужно этого делать, пока уровень масла в коробке передач не снизится до максимума, это может привести к повреждению коробки и ее быстрому износу. Для проверки масла в коробке следует поставить автомобиль на горизонтальную площадку, дать смазке остыть до 40 градусов.
Схема переключения передач
Понять принцип переключения передач несложно, функции зависят от модели.
Особенности обслуживания и ремонта КПП ZF 9s1310
Коробка передач ZF 9с1310 представляет собой 9-ступенчатую коробку передач, что характерно для таких типов автомобилей, как КамАЗ, МАН. Эта техника предназначена для перевозки больших объемов груза. Как правило, он оснащен мощной коробкой передач, двигателем, прочным шасси и так далее
Отличительные особенности коробки ZF
Система трансмиссии ZF в основном используется на грузовиках. Это придает автомобилю наилучшие тягово-динамические характеристики. Коробка передач ZF-Ecomid представляет собой синхронизированную коробку передач, обеспечивающую быстрое переключение передач. Благодаря ей снижается нагрузка на двигатель, в результате движение транспортных средств становится более плавным.
Что содержит коробка ZF 9S1310? Этот агрегат представляет собой 4-ступенчатую коробку передач, которая имеет пониженную скорость. Он представляет собой планетарный демультипликатор, в состав которого входит пневмоцилиндр двустороннего действия. Схема переключения передач — «двойная Н». Следует отметить наличие электронного спидометра, тахометра. Крышка картера изготовлена из алюминия.
Коробка передач ZF 9s1310 способствует снижению нагрузки на водителя. Он имеет следующее передаточное число – 9,47-0,74.
Дополнительные преимущества включают в себя:
- скорость переключения передач;
- низкий уровень шума при работе;
- увеличенный интервал замены трансмиссионного масла.
Эта коробка в большинстве случаев устанавливается на автомобили КамАЗ.
Управлять этим автомобилем не сложно. Сначала стоит затянуть стояночный тормоз, переведя ручку в положение «N», после чего двигатель запускается, включается 1 передача. Наконец, стояночный тормоз и сцепление отпущены.
Благодаря своим функциональным характеристикам ЗФ КамАЗ пользуется хорошим спросом. Коробку можно отремонтировать. Своевременное техническое обслуживание автомобиля с коробкой передач ZF помогает продлить срок службы после гарантийного срока.
Ремонт КПП ZF
Перед началом ремонта необходимо произвести диагностику. Для этого нужно ввести код ошибки, соотнести его с видом неисправности и ее возможной причиной. В некоторых случаях устранить проблему можно самостоятельно, но так как коробка передач сложный узел, то лучше доверить ремонт профессионалам.
Для ремонта коробки передач необходимо сначала демонтировать коробку передач:
- Снятие редуктора: Отвинтить винты М8 с корпуса редуктора, снять корпус и уплотнения, демонтировать стопорную пластину и пружину
- Снимите монтажный фланец подшипника: ослабьте крепежные винты, снимите фланцы и уплотнения
- Разборка валов и шатунов: Вывернуть пробки с уплотнителем, снять пружины и штифты с картера, вывернуть винты по окружности картера. Ослабьте контргайку на фланце ВОМ. Вынуть игольчатый подшипник, центральный управляющий вал. Снимите вторичный вал и зубчатые вилки.
В процессе можно сделать переборку деталей, заменить уплотнители, усилить соединения, поменять изношенные винты. Его также необходимо очистить от остатков масла.
По коду ошибки можно найти рекомендации по ремонту, например, при коротком замыкании регулятора давления сцепления необходимо проверить все тросы и соединения, если тросик где-то пережат или есть обрыв, эту деталь необходимо менять.
Помимо электроники, очень часто случаются ошибки передачи, особенно нарушение синхронизации. В таких случаях его нужно менять.
Отличительные особенности коробки ZF
Система трансмиссии ZF в основном используется на грузовиках. Это придает автомобилю наилучшие тягово-динамические характеристики. Коробка передач ZF-Ecomid представляет собой синхронизированную коробку передач, обеспечивающую быстрое переключение передач. Благодаря ей снижается нагрузка на двигатель, в результате движение транспортных средств становится более плавным.
Структура КПП
Компоненты коробки передач
Схема переключения передач
Что содержит коробка ZF 9S1310? Этот агрегат представляет собой 4-ступенчатую коробку передач, которая имеет пониженную скорость. Он представляет собой планетарный демультипликатор, в состав которого входит пневмоцилиндр двустороннего действия. Схема переключения передач — «двойная Н». Следует отметить наличие электронного спидометра, тахометра. Крышка картера изготовлена из алюминия.
Коробка передач ZF 9s1310 способствует снижению нагрузки на водителя. Он имеет следующее передаточное число – 9,47-0,74.
Дополнительные преимущества включают в себя:
- скорость переключения передач;
- низкий уровень шума при работе;
- увеличенный интервал замены трансмиссионного масла.
Эта коробка в большинстве случаев устанавливается на автомобили КамАЗ.
Управлять этим автомобилем не сложно. Сначала стоит затянуть стояночный тормоз, переведя ручку в положение «N», после чего двигатель запускается, включается 1 передача. Наконец, стояночный тормоз и сцепление отпущены.
Благодаря своим функциональным характеристикам ЗФ КамАЗ пользуется хорошим спросом. Коробку можно отремонтировать. Своевременное техническое обслуживание автомобиля с коробкой передач ZF помогает продлить срок службы после гарантийного срока.
Коробка КамАЗ 15
Такая коробка передач устанавливается на КамАЗ-55111, КамАЗ-43118 и другие модели. Для разгона автомобиля до нужной скорости используется схема: 1В-2В-3В-4Н-4В-5Н-5В. Такое расположение позволяет ящику нормально функционировать при условии соблюдения правил пользования механизмом:
- С помощью специального рычага переключения передач менять режим работы коробки с более высокого на более низкий и наоборот;
- Выжмите педаль сцепления;
- Переключаем передачи последовательно с помощью крыльев.
Технические характеристики
ZF 9S1310 Ecomid
- Количество передач — 9
- Крутящий момент — 1300 Нм.
- Передаточное отношение: 1-я — 9,48;
- 2-й — 6,58;
- 3-й — 4,68;
- 4-й — 3,48;
- 5-й — 2,62;
- 6. — 1,89;
- 7-й — 1,35;
- 8. — 1,00;
- 9-й — 0,75;
- реверс — 8,97
Вес — 190 кг. Давление воздуха — 10 бар. Угол наклона — 3 градуса. Цена:
- Новый — 380 тыс руб.
С ремонтом — 240 тыс руб. Применение: Камаз 65115, 65116, 65117, 53605, 5308.
ZF 16S1650 (16S1820) Ecosplit
- Количество передач — 16
- Крутящий момент – 1850 Нм.
- Передаточное число: 1-я — 16,47;
- 2-й — 13,79;
- 3. — 11.32;
- 4-й — 9,48;
- 5-й — 7,79;
- 6. — 6,52;
- 7-й — 5,48;
- 8. — 4,58;
- 9-й — 3,59;
- 10. — 3.01;
- 11. — 2,47;
- 12. — 2,07;
- 13. — 1,70;
- 14. — 1,42;
- 15. — 1,20;
- 16. — 1,0;
- реверс 1 — 15,42;
- реверс 2 — 12,91;
Вес — 290 кг Давление воздуха — 10 бар Угол наклона — 3 градуса Цена — от 160 т.р за восстановленный.
Коробка КамАЗ 16 и ZF
Этот тип коробок передач используется на автомобилях от КамАЗ-65115, а также полноприводных КамАЗ-43150, КамАЗ-4310 и других. Одной из функций механизма является автоматическое переключение между высоким и низким режимом. Это означает, что при переключении с 4-й на 5-ю передачу автоматически активируется режим наддува. И наоборот, переключение с 5-й на 4-ю передачу автоматически активирует пониженный режим. Индикатор на приборной панели показывает, что переключение выполнено.
Некоторые модели коробок ZF, например 9С109, с вспомогательной передачей «С». Режим предназначен для движения и маневрирования в сложных условиях (снег, лед, грязь).
Схема переключения двойное Н
Контроль уровня масла
Объемы заполнения указаны на заводской табличке сбоку редуктора. Перед наполнением контейнера отходы сливаются, через отверстие заливается транспортная жидкость. Проверка уровня масла осуществляется следующим образом: уровень считается правильным, когда он достигает нижней кромки контрольного отверстия или когда из него вытекает материал.
Как проверить уровень масла
Уровень масла в коробке проверяется следующим образом. Открутить пробку картера. При проверке необходимо установить картерный указатель в отверстие до упора. Масло из картера десятиступенчатой механической коробки передач сливается через 3 отверстия. Из них 2 отверстия расположены в нижней части корпуса редуктора, а третье — в перегородке. Из картера в пятиступенчатую коробку передач дренаж происходит через 2 отверстия.
Замена масла
Для замены масла необходимо промыть картер коробки передач моторным маслом. Очистите магнитные пробки от металлических частиц и залейте масло до верхней отметки на индикаторе. Уровень масла измеряется через 5 минут. При движении автомобиля коробка передач должна работать без запинок, передачи должны переключаться свободно и быть жестко зафиксированными. Громкий шум может указывать на износ подшипников оси, недостаточный уровень масла или плохую смазку картера.
Какое масло выбрать
В коробках ZF 9S1310 ТО и ZF 16S151 есть подходящее масло, соответствующее списку смазочных материалов TE-ML 02. Его можно найти на всех точках ТО компании. Производитель рекомендует использовать трансмиссионное масло ZF-Ecofluid M.
Объем масла в коробке ZF 9 – 9 литров, на КамАЗ ZF 16 при штатной установке – 11 литров, при замене – 8 литров.
Советы по управлению
На безопасность дорожного движения влияет множество факторов: техническое состояние автомобиля, на каком топливе работает КамАЗ, квалификация водителя и т д. Учитываются внешние условия, так как они могут меняться.
MAN TGA КПП: особенности КПП и схема переключения
Основной моделью компании MAN является тягач TGA, ставший основой для новой серии MAN TGH. Кстати, маркировка автомобилей MAN присваивается тягачу в зависимости от его грузоподъемности. Есть такие серии:
- ТГМ, ТГЛ;
ТГА — базовая модель;
TGS TGX — тяжеловесы; ТГМ – среднетоннажный; ТГЛ — малотоннажный.
Тракторы этой серии в основном оснащаются шестицилиндровыми двигателями собственного производства объемом от 10,5 до 12,8 литров, мощность которых может варьироваться от 310 до 530 лошадиных сил в зависимости от комплектации машины.
Эти двигатели могут работать в паре с 12-ступенчатой автоматической коробкой передач, 16-ступенчатой механической коробкой передач ZF ComfortShift с гидростатической системой переключения ServoShift (HGS), 16-ступенчатой механической коробкой передач ZF 16 S NEW ECOSPLIT и так далее. В качестве примера возьмем инструкцию ZF 16 S. NEW ECOSPLIT рассмотрим основные функции и схему переключения.
Особенности МКПП автомобиля MAN TGA ZF 16 S NEW ECOSPLIT
Итак, коробка передач MAN TGA ZF 16 S NEW ECOSPLIT в зависимости от комплектации бывает трех типов:
- Коробка передач с НМВ (механизм отбора мощности от двигателя внутреннего сгорания) и интардер (гидродинамический безызносный ретардер с интенсивным теплообменом);
- Коробка передач с интардером (гидродинамический безызносный ретардер с интенсивным теплообменом);
- Коробка передач без интардера.
Наиболее важные общие компоненты во всех трех типах коробок передач MAN TGA Коробки передач ZF 16 S NEW ECOSPLIT:
Коробка передач MAN TGA: схема переключения
На первый взгляд базовая схема коробки передач MAN может показаться довольно сложной, так как она имеет шестнадцать передач переднего хода и две передачи заднего хода. Но это только на первый взгляд. Привыкнуть к вождению такой коробки можно очень быстро. Изучив все нюансы и функции, можно оценить множество преимуществ.
Инструкция
Теперь предлагаем узнать, как заводится и в каком порядке правильно включать передачи коробки КАМАЗ. В этом процессе есть определенные особенности, и процедура переключения передач отличается от легковых автомобилей.
Начало движения
Нужно знать, как переключать передачи на КамАЗе. Начало движения на КамАЗе следует осуществлять на пониженной скорости. Обратите внимание — при запуске переключение передач осуществляется при выключенном сцеплении. В коробках КАМАЗ схема переключения осуществляется в несколько ступеней, это связано с особенностями повышения и понижения скоростей.
Как включить скорости на КамАЗе:
- Грузовик может быстро передвигаться по разным типам дорог, но на первом этапе по схеме рекомендуется начинать движение на передаче 1В.
- Затем включается передача 2 В.
- В заключительной фазе пуска включается скорость 3В.
В соответствии с этой схемой движения запуск начинается на пониженной скорости. Это означает, что рычаг переключения передач на коробке не нужно трогать до четвертой передачи. Чтобы начать движение, нужно увеличить частоту вращения коленчатого вала примерно до семи тысяч оборотов
Управление при подъёме на склон
Движение по склону сопровождается переключением коробки на пониженный режим (Н). Это заставляет коробку передач работать интенсивнее и легче преодолевать препятствия.
- При подъеме на тяжелом оборудовании переключение с первой на вторую передачу осуществляется методом двойного сцепления;
- Чтобы обеспечить работу силовой установки, выжмите педаль газа, чтобы не допустить прерывания подачи топлива;
- Частота вращения коленчатого вала не падает ниже 2000 об/мин, иначе силовая установка перегреется и перестанет работать.
Выбор правильного режима переключения передач – аспект нормальной эксплуатации автомобиля, от которого зависит работоспособность силовой установки, а также узлов и механизмов агрегата.
Как проверить сцепление
Чтобы синхронизаторы в коробке передач работали долго, правильно выполняли свои основные функции, важно, чтобы сцепление было в исправном состоянии.
Для проверки сцепления выполните следующие действия:
- Сцепление выжато на холостом ходу.
- Не позднее чем через 20 секунд постепенно включается задний ход.
Если наблюдается скрежет, требуется регулировка сцепления или контроль за полным выполнением основных функций.
Управление при спуске
При движении автомобиля КамАЗ под уклон учтите, что ни в коем случае нельзя глушить двигатель. Водители используют этот метод для экономии топлива. Однако при этом останавливается гидроусилитель руля, который блокирует рулевое управление. Такое явление приведет к аварийной ситуации, последствия которой непредсказуемы.
Проблемы возникают и с тормозами, так как тяжелая техника оснащена вспомогательной системой. Активация последнего исключает возможность использования педали сцепления и переключения с одного режима на другой.
Демультипликатор — переключение «двойная Н»
Звено разделено на 5 смежных проходов. Проходы 3/4 или 5/6 имеют подпружиненную нейтраль
позиция.
Разная подвеска обеспечивает хорошую ориентацию в схеме переключения передач.
Пневматическая муфта демультипликатора осуществляется автоматически при переходе с прохода 3/4 на проход 5/6 и наоборот.
Управление на оледенелой дороге
Особенностью езды по обледенелым дорогам является использование цепей на колесах автомобиля. Меры повысят коэффициент сцепления с дорогой.
Примите во внимание:
- Держитесь на расстоянии, оставляйте пространство для действий;
- При торможении используйте вспомогательную тормозную систему;
- Помните, что экстренное торможение на КамАЗе приводит к блокировке колес прицепа.
Экстренное торможение нецелесообразно, так как это приведет к заносу и неуправляемому движению. При заносе держите ногу на педали сцепления, поворачивайте руль в сторону заноса, это выровняет автомобиль.
Устройство и принцип работы КПП от немецкой компании ZF Friedrichshafen AG на машины КамАЗ
Крупнейший производитель коробок передач для легковых автомобилей, немец, после создания совместного предприятия с компанией в 2005 году начал поставлять коробки передач (трансмиссионные коробки) для установки на наши отечественные грузовики.
Благодаря возможности подобрать оптимальное передаточное число в каждом отдельном случае, при любой скорости движения автомобиля, коробки передач ZF не только помогают экономить топливо (до 16%), но и улучшают тягово-динамические характеристики двигателей КамАЗ, увеличивают срок их службы жизни и раскрыть свой потенциал для каждого на 100%.
На Камаз теперь устанавливаются следующие модели коробок передач от ZF:
- ZF6S700
- ZFEcoMid 9S1310
- ZFEcoSplit 16S1650, 16S1820
ZF Ecomid
Коробка передач самая распространенная, 9 ступеней, устанавливается на большинство среднетоннажных грузовиков Камаз (модели типа 65155 и 65116), отличная пониженная передача, оптимальная скорость при перевозке тяжелых грузов.
Коробка передач Ecomid от ZF представляет собой 4-ступенчатую основную коробку передач, куда интегрирована задняя передача, а также дополнительная пара шестерен для пониженной передачи. На выходе главного редуктора находится демультипликатор (планетарный редуктор). В итоге получаем: 4 передачи на основной редуктор * 2 (шестерни на демультипликаторе) + понижающая, итого 9 передач на перед и 1 на задний ход.