Подробное описание, устройство
Модель была разработана в рамках программы школьного автобуса. Впервые автобус был представлен в 2011 году. Серийное производство началось в 2013 году.
Модель оснащена большим количеством электронных систем безопасности. Кондиционер отлично выполняет свои функции вне зависимости от времени года. Автобус имеет отличные характеристики за свои деньги.
Автобус имеет привлекательный внешний вид. Основа обладает высокими износостойкими свойствами. Пассажирский салон имеет большую площадь остекления. Ветровое стекло также отличается по размеру. Следует отметить наличие прочного несущего кузова, полки для багажа.
По стандарту на крыше МАЗ-241 есть люк для полноценной вентиляции. Как правило, дизайн выполняется в светлых тонах. Если он предназначен для перевозки школьных групп, то автомобиль окрашивается в желтый цвет. Также широкое распространение получили модели цветов металлик, зеленых оттенков.
Внешний дизайн сочетает в себе четкие линии. Краска устойчива к дождю, снегу и т д. Материал, из которого изготовлен кузов, соответствует требованиям качества.
При создании автобуса производитель уделил необходимое внимание качеству обустройства салона. В результате было установлено 22 комфортабельных пассажирских кресла, каждое из которых оснащено соответствующим уровнем безопасности. Сиденье водителя удобное, имеет мягкую обивку, оснащено ремнями безопасности и регулируется.
Следует отметить большой объем салона, интерьер которого отличается изысканной отделкой. Управление дверью МАЗ-241 электронное, при этом скорость срабатывания высокая. Машина может быть оснащена мультимедийной системой.
Наличие кондиционера помогает поддерживать оптимальную температуру в салоне. Благодаря системе освещения салона каждому пассажиру обеспечиваются комфортные условия. Силуэт кабины симметрично дополнен посаженной оптикой.
Обыкновенная внешняя оптика отличается своей выразительностью, гарантируя водителю транспорта максимальное освещение дороги. С помощью боковых зеркал есть возможность увидеть обстановку позади автомобиля в полном объеме. Зеркало совершенно не искажает изображение.
Ходовая часть автомобиля позволяет водителю маневрировать на дороге, противодействуя крену при прохождении поворотов. На автобус производитель установил зависимую пневмоподвеску с телескопическими амортизаторами, что создает оптимальные условия для пассажиров в салоне. Все элементы, связанные с подвеской, рулевой системой, выполнены качественно и могут прослужить долго.
Думаю, вы согласитесь со мной, что МАЗ-241 получился своего рода машиной. Тем интереснее узнать, что работа с ним еще не закончена. В настоящее время завод готовится к выпуску экземпляра с серийным номером 004. При неизменном кузове он получит совершенно новую пневмоподвеску. Это должно значительно улучшить плавность хода и безоговорочно приравнять «241-й» к классу «минитурист».
Манипуляции с размещением в моторном отсеке того или иного двигателя также имеют свое обоснование. ММЗ дешевый, Cummins популярен по соотношению цена-качество. Но с особым нетерпением заводчане ждут результатов пересадки «сердца» Mercedes-Benz, напомню, что двигатели этой марки сейчас очень активно используются в серийном производстве и вполне устраивают транспортников.
Если с учетом уже сделанных вариаций салона попытаться очертить круг тех, кого заинтересует этот «малыш», то зона охвата будет очень большой — от крупных транспортных компаний, занимающихся всеми сегментами пассажирских перевозок, мелким частникам, которые только начали свою деятельность. Но это общее.
При большей конкретности круг заметно сужается. Багажник вместимостью всего 0,7 м3 и небольшой длиной сразу исключит межрегиональные перевозки — нерентабельные и не очень удобные.
Одна полноценная дверь, отсутствие места для хранения и, как это ни парадоксально, современный дизайн исключает работу «маршруткой» в крупных городах — здесь важнее скорость на маршруте и «разовое удобство», так как водители обычно получают за рулем этих транспортных средств и мало заботятся об обслуживании оборудования, с которым они работают. Да и сами владельцы чаще всего берут машины «на убой» — пара лет работы и «маршрутка» списана.
Вот и получается, что основное предназначение МАЗ-241 — «туристско-экскурсионный» автомобиль. Большая площадь остекления, широкий кузов, салон с удобными сиденьями и кондиционером ставят этот автомобиль в один ряд с более крупными автобусами. В то же время короткий и низкий кузов дает заметное преимущество при движении в городской суете, особенно в узкой исторической центральной части.
Кстати, «241-й» пригодится и в качестве служебного автобуса для малого бизнеса или гостиниц: и сотрудников можно развозить, и делегации не стыдно встречать в аэропорту или на вокзале.
Что касается регулярных пассажирских перевозок, то автобус будет хорошо смотреться на междугородних экспресс-маршрутах. Такие рейсы, получившие распространение в последние годы, предназначены для быстрой доставки людей из близлежащих областных центров Рязани, Тулы, Твери и др в крупные мегаполисы, такие как Москва и Санкт-Петербург, которые будут приезжать раз в день и вернуться домой вечером. При таком раскладе отпадает необходимость в больших багажниках, а гораздо лучший комфорт, по сравнению с традиционными «фургонами» и небольшими автобусами на грузовом шасси, позволит не чувствовать себя измотанным в дороге.
И, конечно же, не забывайте о внешнем виде. Кто бы что ни говорил по этому поводу, но автобус явно привлекает внимание и просто заставляет выражать свои чувства, а значит, транспортная компания, которая его использует, будет известна еще долго.
А то, что в отличие от старшего брата МАЗ-231, от которого был собран только второй экземпляр, практически идентичный первому, производство четвертого МАЗ-241, сильно отличающегося от всех предыдущих, когда касается начинки, говорит о том, что руководство завода считает этот автобус достаточно перспективным, и гибель на месте опытных моделей, не пошедших в серию, ему, вероятно, не грозит. А потому те, кто станет обладателем МАЗ-241, не окажутся в одиночку подопытными кроликами с футуристическим набором эксклюзивных деталей крепления…
Комплектационные варианты
Модельный ряд автобусов МАЗ-241 содержит разные комплектации, которые обозначаются добавлением некоторых символов после общепринятого названия автомобиля. Далее рассмотрим краткие характеристики каждой из модификаций.
Вариант МАЗ-241030 оснащен двигателем Cummins мощностью 170 л.с., автоматической коробкой передач от Fast Gear с шестиступенчатой коробкой передач.
Автобус под индексом 241С30 – это модель для тех, кто ценит комфорт. Конструкторы предусмотрели все необходимые детали, чтобы поездка в таком транспортном средстве была максимально удобной как для пассажиров, так и для водителей.
Модификации
Модельный ряд автобусов МАЗ-241 содержит разные комплектации, которые обозначаются добавлением некоторых символов после общепринятого названия автомобиля.
Автобус комплектовался двигателем ИСФ3.8с (Cummins, 177 л.с.) или ММЗ Д-245.35Е4 (Минский моторный завод, 170 л.с.). Модели с американским двигателем обозначаются МАЗ-241000 (загородный) и 241С00 (учебный), с белорусским — МАЗ-241030 (загородный) и 241С30 (учебный).
Вариант МАЗ-241030 оснащен двигателем Cummins мощностью 170 л.с., автоматической коробкой передач от Fast Gear с шестиступенчатой коробкой передач.
Автобус под индексом 241С30 – это модель для тех, кто ценит комфорт. Конструкторы предусмотрели все необходимые детали, чтобы поездка в таком транспортном средстве была максимально удобной как для пассажиров, так и для водителей.
Общие сведения
Автобус оснащен дизельным двигателем Cummins ISF3.8 S с четырьмя цилиндрами. Двигатель соответствует требованиям экологического стандарта на уровне «Евро-4», комплектуется шестиступенчатой механической коробкой передач. Каждая зависимая пневматическая подвеска с парой цилиндров имеет по два телескопических демпфирующих элемента.
Автобус МАЗ-241 оборудован тормозной колодкой с защитой от проскальзывания и блокировки. Оснащенные индивидуальными блоками обдува, вентиляторы, закрепленные на крыше крыши и в люке автомобиля, помогают создать максимально приемлемые климатические условия.
К объективным достоинствам автобуса МАЗ-241 можно отнести панорамные окна, гарантирующие отличный обзор, а также модернизированную приборную панель и практичную систему багажного отделения. Для запасного колеса предусмотрен специальный закрытый отсек, защищенный снизу. Кроме того, практичный роликовый механизм позволяет легко снять запасное колесо. Вместимость автобуса 36 человек, при этом в нем 22 сидячих места.
Прочие данные
МАЗ-241, технические характеристики основного плана которого представлены выше, имеет следующие дополнительные показатели:
- Максимальная нагрузка, выдерживаемая передней/средней/задней осью (т), составляет 4,1/5,2/5,3.
- Предполагаемая пассажировместимость (сидячие/стоячие) – 22/35 человек.
- Колея перед/зад (м) – 2,1/1,9.
- Клиренс (см) — 14,2.
- Крутящий момент двигателя — 1300-1700 об/мин.
- Охлаждение — жидкостное.
- Наличие турбонаддува — да.
- Объем силовой установки (куб.см) — 3760.
- Степень сжатия в камере сгорания 17,2.
- Особенности двигателя – поршневой агрегат расположен в ряд, работает на дизеле, имеет систему впрыска.
Читайте также: МАЗ 6501 — отличный самосвал, соответствующий современным требованиям
Что стоит отметить?
Автобус МАЗ-241, фото которого представлено ниже, имеет ряд преимуществ по сравнению с аналогичными моделями.
Данная модификация выполнена в компактном варианте, дополнительно разработан удлиненный вариант. Автомобиль имеет значительную площадь остекления салона, имеется сферическое лобовое стекло. Обзорность, которую отмечают в своих отзывах владельцы данной техники, выполняет основное назначение техники, а именно обслуживание туристических групп при посещении различных достопримечательностей. Автомобиль имеет внушительную ширину. Гармонично завершают общую картину гомофокальная основная оптика и задние многокомпонентные световые элементы.
Входная дверь единственная, через нее входят водитель и пассажиры. Хорошо это или плохо, однозначно ответить сложно. Интерьер салона выполнен в светлых тонах, что создает впечатление простора и комфорта.
Комфортабельные пассажирские кресла изготовлены немецкой компанией Vogel Sitze. Кресла расставлены по классическому варианту, не считая первого одноместного места (для гида или кондуктора). Он развернут под прямым углом к остальным пассажирам и лицом к водителю.
Сравнение с ближайшим конкурентом
Если сравнивать автобусы МАЗ-241 и ПАЗ-320412, то можно отметить, что эти автомобили имеют существенные отличия. У белорусской модели ход мягкий, кузов несущий, а ПАЗ простой и надежный, но менее комфортный.
По габаритным размерам МАЗ можно сравнить с самой маленькой моделью Паза. Представленный вариант кузова по внутреннему оснащению пока не тянет на машину дальнего следования. К тому же у ПАЗ подвеска без пневматических элементов. Решающим моментом в выборе основного конкурента для сравнительного тест-драйва стал схожий дизайн салона. МАЗ имеет более современный дизайн. Это касается как внешнего, так и внутреннего оборудования.
Выразительная поясная линия из пластика, панорамное лобовое стекло, специфическое аквариумное стекло – все это удачные решения разработчиков, прекрасно реализованные в рассматриваемом автобусе. На первый взгляд кажется, что машина немного приплюснута сверху. Подобный эффект достигается за счет пропорций автобуса. Ширина составляет 2550 мм., при этом у него низкая посадка несущего элемента кузова, высота которого всего 2780.
Салонное оснащение
Автомобили МАЗ-241 малой категории предназначены для различных видов пассажирского транспорта. Машина имеет длину 6800 мм, оборудована 22 удобными сиденьями.
Основная вентиляция в кабине осуществляется через люк, открытые окна и принудительное использование вентиляторов. Для поддержания подходящих микроклиматических условий внедрена конструкция распределенной индивидуальной вентиляции пассажиров.
Сиденье водителя регулируется в нескольких положениях, имеет память положений для разных водителей. Обновленная панель управления отвечает современным требованиям эргономики и дизайна. Рулевая колонка представляет собой сложную конструкцию, предотвращающую возможность ее повреждения в нестандартной ситуации.
Шоферский форпост
С точки зрения водителя это уже не так просто. Во-первых, не мешало бы попасть в кабину. И тут водитель встречает первую шутку — водительская дверь не классная. Причина такой «нелюбви» вполне прозаична — личный вход с левой стороны — элемент трудоемкий и дорогостоящий, к тому же, как ни крути, он ослабляет жесткость кузова. И если при крупносерийном производстве хотя бы можно удешевить эту дверь, то левую сторону проще сделать «глухой» в условиях малой серии. Правда, в этом случае вход на рабочее место водителя осуществляется через салон, а при используемой компоновке «двигатель над передней осью» это почти всегда связано с эффектными, но в большинстве случаев неприятными акробатическими движениями.
Естественно, МАЗ не был бы МАЗом, если бы не предложил свое решение этой проблемы. Двигатель просто сместили вправо, и в результате слева, между кожухом двигателя и сиденьем водителя, получился удобный широкий проход, являющийся даже рычагом переключения передач, не говоря уже о версиях с АКПП. Правда, на автобусах с двигателями Cummins и Navistar с правой стороны образовывался беспокойный крюк непонятного назначения. Но Минский ММЗ использует это пространство для собственных нужд, так что все вполне логично.
Оказавшись на рабочем месте, водитель имеет в своем распоряжении практичный «капитанский мостик» с грамотным расположением рабочих органов. Приборная панель представляет собой обновленную версию городского автобуса первого поколения, показанного еще в 2009 году, но так и не сошедшего с конвейера. Комбинация приборов может быть двух видов — с полностью измерительными приборами и комбинированная. Описывать их не буду, все видно на фото, хочу лишь отметить, что второй более удобен в использовании — он компактнее и верхний ряд дисков ни при каких условиях не заходит за край руль.
А вот чего категорически не хватает, так это места для мелочевки — две неглубокие ниши на панели и крохотный кармашек слева от водителя выглядят издевательством на фоне огромных неиспользуемых площадей. Над этим определенно нужно еще поработать.
Благодаря большой площади остекления видимость с места водителя очень хорошая. Немного повреждается широкими стойками, но не критично. А вот два простых зеркала хоть и справляются со своей задачей, но смотрятся на фоне современного дизайна неправильно. И пара дополнительных секций, позволяющих контролировать передний правый угол, не помешали бы. Кроме того, с учетом «глухого» окна и сложной конструкции правой части кабины здесь напрашивается электрическая регулировка правого зеркала. Пока процесс его настройки вызывает кучу негативных эмоций.
Стекло и пластик
Сейчас в модельном ряду три типа силовых установок: белорусско-китайский тандем ММЗ и МКПП Shaanxi, китайская пара Cummins и такая же коробка передач Shaanxi и американо-белорусский Navistar с АКПП Allison.
Ощущения от вождения трех автомобилей очень разные. Это заметно и при разгоне, и при переключении передач, а главное по шуму — ММЗ «лидирует» по этому параметру, причем не по громкости звука, а по силе исходящих от него вибраций. Cummins намного тише, четче, и сейчас это, пожалуй, лучший вариант как в плане восприятия, так и в плане эксплуатации в будущем — не зря подавляющее большинство автобусостроителей активно используют двигатели этой марки.
Только коробку передач все же стоит заменить на что-то более привычное. А вот тандем экспериментального двигателя совместного производства Navistar — МТЗ и АКПП Allison, похоже, так и остался в единственном экземпляре. Но это даже к лучшему — сочетание оказалось так себе, особенно при езде по нашим зимникам, а это, как ни крути, в среднем 3-5 месяцев в году, в зависимости от регионов.
По общим впечатлениям от управления МАЗ-241 стоит отметить, что короткая база, несмотря на наличие стабилизаторов на обеих осях, имеет довольно подвижный нрав и на разбитых дорогах создается впечатление, что автобус в движении отскакивает в сторону . В реальности он едет куда надо и по-настоящему начинает рыскать только по припорошенным снегом колдобинам, прикатанным к обледенелой поверхности. Делается это достаточно просто – снижаем скорость с 80 км/ч до 60 км/ч, и у нас в руках остается послушный и приятный автобус.
Что непременно порадует тех, кто будет работать с МАЗ-241, так это маневренность. Благодаря такой же короткой базе в городе машина чувствует себя как рыба в воде. Найти место для парковки не проблема, поворот на узкой улочке — пожалуйста. При этом малая высота кузова позволяет не бояться низких крон деревьев в городе, а при движении за его пределами, сильных порывов ветра и резких поворотов автобус «пишет колею» на обычном асфальте , как по рельсам. А при езде по нашим проселкам главное не лететь «сломя голову» — в пределах разумного пневмоподвеска позволяет сохранять хороший темп и приемлемый комфорт даже на лоскутном покрытии.