- Как устроена кабина
- Эксплуатация и обслуживание
- Как поднять кабину
- Технические характеристики
- Устройство грузовика
- Трансмиссия, гидравлика и рулевое управление
- Двигатель
- Кабина
- Назначение и особенности эксплуатации отопителя МАЗ
- Основные функции
- Видовые особенности
- Конструктивные особенности системы
- Как правильно выбрать и заменить цилиндр механизма опрокидывания кабины
- Как поднять кабину самосвала МАЗ правильно?
- Не забывайте о важных правилах, которые обязательно нужно соблюдать:
- Конструкция и принцип работы цилиндра механизма опрокидывания кабины
- Подъем и опускание кабины
- Подъем кабины
- Опускание кабины
- Тюнинг
Как устроена кабина
Кабина оснащена различными системами, такими как электроника, отопление, кондиционер, которые создают комфортные условия для водителя.
- для комфортных условий работы;
- создать микроклимат;
- защитить оператора от вибраций;
- обеспечить отдых водителя;
- для создания хорошего обзора дороги.
В последнее время был усовершенствован блок кабины МАЗ, появились мягкие сиденья, верхнее спальное место и пружины под сиденьем водителя. Современная конструкция состоит из рамы, облицовки и опрокидывающего узла. Каркас изготовлен из металла. По габаритным размерам конструкция бывает маленькая и большая. В первом нет кровати.
Эти машины используются в городах для перевозок на небольшие расстояния. Улучшенные конструкции устанавливаются на тягачи, имеют одно или два спальных места. Основой конструкции является сварной металлический каркас. Каркас состоит из двух боковых стен, двух частей, пола и крыши. Затем ставят двери, оборудованные боковыми щитками для защиты проемов. Установите панель приборов под лобовое стекло. Добавлено усиление лобового стекла. Есть 3 дворника.
Облицовка салона скрывает узлы радиатора и других механизмов. С 1990 года салон оснащается пластиковыми боковинами и дополнительными системами. Облицовка снабжена теплоизоляцией. Впереди панель приборов и воздуховоды для подачи горячего воздуха от отопителя. Сиденье регулируется по высоте.
Амортизаторы в виде резиновых накладок устраняют вибрации. Кабина опрокидывается пружиной гидроцилиндра. Чтобы привести узел в действие, нажмите на рычаг. Тонкий трос предохраняет конструкцию от чрезмерного опрокидывания.
Эксплуатация и обслуживание
Кабина находится над двигателем. Техническое обслуживание и ремонт узлов, расположенных под кабиной, осуществляется путем ее наклона на 45º. При повороте сила тяжести уравновешивается: кабина регулируется пружинами, ограничителем и механизмом блокировки.
При использовании грузового автомобиля необходимо следить за исправностью страховочного устройства, запорного механизма и его работой.
При обслуживании необходимо подтягивать крепления, проверять разделение деталей, работу пружин и ограничителя. Необходимо проводить необходимый ремонт и заменять детали по мере их износа. Необходимо проверить герметичность бокового соединения в месте крепления троса к узловой балке. Затраты на ремонт в сервисных центрах невысоки, так как необходимые запчасти есть в наличии.
Как поднять кабину
Кабину можно поднять следующим образом:
- Сначала нужно поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение.
- Затем снимите трос с палки и снимите крепления решетки обтекателя.
- Используйте ручку, чтобы открыть запорный механизм.
- Чтобы поднять механизм, поверните ручку распределителя в положение подъема.
Технические характеристики
При разработке МАЗ-5551 его технические характеристики должны были соответствовать задачам, которые должен был решать этот автомобиль.
Характеристика | Важность |
Вес нетто | 7580 кг |
Максимальный вес | 8500 кг |
Колесная формула | 4х2 |
Максимальная скорость автомобиля | 83 км/ч |
Время разгона автомобиля до 60 км/ч | 50 р |
Транспортные средства стартуют со скоростью 50 км/ч | 850 м |
Максимальный подъем автомобиля | 25° |
Передаточное отношение карданного вала (всего) | 7,79 |
Проверить расход топлива автомобиля, л/100 км, при 60 км/ч | 23,21 л |
Радиус поворота | на внешнем колесе 7,9 м; всего 8,6 м |
Объем тела | 5,5 м³ |
Вес тела | 1030 кг |
Время подъема груженого кузова при 1900 об/мин на коленчатом валу двигателя | 15 р |
Время погружения для пустого тела | 10 р |
Угол корпуса | 50° |
Гидравлический объем | 24 л |
Палуба | 12.00 20 р |
Из этих данных можно сделать вывод, что при достаточно высокой грузоподъемности автомобиль имеет приемлемые для своего класса динамические характеристики и высокую маневренность. Он приспособлен для перевозки сыпучих грузов, может использоваться не только для перевозки строительных материалов, но и как зерновоз, как надежный, выносливый сельхозработник, особенно после установки более мощных двигателей и обновленной коробки передач.
Стандартно на машину устанавливаются шины 12.00 R20, возможна установка 11.00 R20. Давление зависит от типа шины и грузоподъемности машины, производитель рекомендует 7,1 атмосферы на передние колеса, 6,9 атмосфер на задние.
Устройство грузовика
МАЗ-5551 разрабатывался специально для работы в городских условиях и на строительных площадках с ограниченным пространством. При высокой маневренности он должен иметь достаточную грузоподъемность в 10 тонн. Конструкция грузовика позволяет решать поставленные перед ним задачи.
Основой автомобиля является прочная стальная рама на рессорной подвеске. Это позволило обеспечить простоту и надежность конструкции, сочетая их с универсализмом эксплуатационных характеристик. Пневматическая тормозная система с АБС очень эффективна, несмотря на малую мощность компрессора, долго нагнетающего в нее воздух. Одним из недостатков является частое перетирание воздуховодов о каркас, поэтому их рекомендуется сразу оборачивать прочным материалом. Сами тормоза имеют барабанную конструкцию.
Самосвалы МАЗ-5551 и МАЗ-555102 спроектированы по колесной формуле 4х2. Вторая модификация отличается только высотой бортов, что позволяет увеличить объем грузового отсека.
Трансмиссия, гидравлика и рулевое управление
Изначально одним из самых уязвимых узлов на МАЗ-5551 была пятиступенчатая коробка передач. Он переключался с длинным рычагом и имел слишком короткую первую передачу, что приводило к проблемам с запуском на неровной дороге. При этом на обычной дороге с твердым покрытием машина ведет себя хорошо, даже при перегрузке. Со временем эти недостатки были устранены, переключение передач сделано более комфортным, а работа коробки передач более стабильной. Более уверенной езде способствовала и установка новых, более мощных двигателей.
Гидравлический насос приводит в действие трехступенчатый цилиндр, отвечающий за опрокидывание кузова. В последних версиях автомобиля его можно разгружать в трех направлениях. Процесс разгрузки контролируется из кабины автомобиля. Кабина также наклоняется гидравлически.
Грузовик оснащен стабилизатором поперечной устойчивости, что означает, что им можно хорошо управлять на скорости. Рулевое управление, оснащенное гидроусилителем, придает автомобилю отличную маневренность, что немаловажно в городских условиях. Емкость топливного бака в 200 литров гарантирует приличный запас хода. Выхлопная система устроена таким образом, что во время работы нагревает днище автомобиля. Для работы в условиях Крайнего Севера был разработан вариант грузового автомобиля МАЗ-5551 01 ХЛ.
Двигатель
Изначально автомобиль оснащался дизельным V-образным шестицилиндровым двигателем Ярославского завода ЯМЗ-236М2, объемом 11,5 литров и мощностью 180 сил при максимальном крутящем моменте 667 Нм. К его достоинствам можно отнести высокую надежность и простоту обслуживания. Еще один плюс этого двигателя — экономичность. При крейсерской скорости 60 км/ч и нагрузке 85% от номинальной МАЗ-5551 расходует всего 23 литра топлива на 100 км. Однако при движении по неровным и гравийным дорогам требовались двигатели повышенной мощности.
С 90-х годов на МАЗ-5551 стали устанавливать ярославские дизели того же объема, но с турбонаддувом — ЯМЗ-6563.10, а также ЯМЗ-6581.10. Оба двигателя выдают мощность 230 лошадиных сил при крутящем моменте 882 Нм, не уступая старому атмосфернику по надежности и соответствию экологическим нормам Евро-3. Были попытки установить импортные силовые агрегаты производства Deutz и Cummins. Но несмотря на большую мощность и экономичность, они не прижились, так как привели к удорожанию грузовика.
Характеристика | ЯМЗ-236М2-1 | ЯМЗ-6563.10 |
Объем работы | 11,15 л | 11,15 л |
Власть | 180 л.с | 230 л.с |
Максимальный крутящий момент | 667 Нм | 882 Нм |
Турбозарядка | Нет | Да |
Кабина
Автомобиль имеет двухместную кабину с просторным салоном и панорамным остеклением, что значительно улучшает обзорность с места водителя. Большие зеркала заднего вида обеспечивают дополнительный комфорт во время вождения. Рубленые формы салона подчеркивают характер автомобиля – настоящий универсал-трудяга, рассчитанный на долгую и упорную работу. В кабину очень удобно забираться благодаря продуманной системе ступеней и перил.
А вот к эргономике рабочего места водителя много нареканий. Приборная панель достаточно информативна, но плохая контрастность и подсветка затрудняют чтение в солнечный день. Рулевая колонка может регулироваться в двух плоскостях, но из-за большого диаметра руля водителю небольшого роста неудобно поворачивать, ведь для этого приходится постоянно наклоняться вперед.
Поскольку кабина не оборудована амортизаторами, ее довольно сильно трясет. И если водительское сиденье регулируемое и подпружиненное, то пассажирское обычно не имеет настроек, поэтому езда на нем далеко не всегда комфортна.
Пружинный механизм подъема кабины более ранних моделей МАЗ 5551-го был заменен гидравлическим, управление которым осуществляется из-под решетки радиатора. Это связано с тем, что подъем с закрытой решеткой радиатора запрещен.
Читайте также: Тормозная система МАЗ: регулировка, замена накладок, устройство, как снять барабан, неисправности, схема, колодоки клинит
Назначение и особенности эксплуатации отопителя МАЗ
Комфортные условия для водителя создаются не только специальной конструкцией салона автомобиля, но и специализированными отопителями. Благодаря современным и инновационным технологиям их можно устанавливать на автомобили МАЗ для создания комфортных условий для деятельности опытных водителей. Важно знать, что в этой системе есть ряд функций и несколько типов отопителей, которые можно установить в транспортное средство данного типа. Не забывайте, что все работы должны выполнять грамотные и компетентные специалисты. Это актуально, если «духовка» ранее не устанавливалась на заводе-изготовителе.
Основные функции
Отопитель МАЗ – сложная и многогранная система, призванная обеспечить комфорт внутри салона. Устройство позволит пассажирам и водителям находиться внутри автомобиля без лишнего дискомфорта. Особенностью системы является тот факт, что автомобили МАЗ не оснащены инновационной системой климат-контроля. Также отсутствует кондиционер, который встречается повсеместно в современных автомобилях любой марки.
Современные автомобили МАЗ оснащены только «печкой», то есть отопителем. Наличие этой опции – гарантия комфортных условий в любых климатических условиях. Обогрев позволяет водителям находиться внутри салона без лишнего дискомфорта даже в сильный мороз.
Опытные специалисты и профессионалы пришли к выводу, что печка грузовика МАЗ может выполнять следующие функции:
- увеличьте температуру воздуха в салоне, нагрев его. Это применимо при условии, что внешняя температура достаточно низкая.
- Печь включает циркуляционную принудительную вентиляцию.
- Принудительная подача воздуха снаружи внутрь салона. Летом такое решение позволяет организовать принудительную вентиляцию.
Другими словами, «печка» или отопитель МАЗ – это специализированное устройство, обеспечивающее оптимальную циркуляцию горячего воздуха внутри автомобиля. Это устройство представляет собой многофункциональную систему. Именно благодаря ей можно создать условия для повышенного комфорта в салоне в любое время года. Однако не все духовые шкафы могут выполнять столь широкий спектр функций. Компетентные компетентные специалисты рекомендуют обратить пристальное внимание на характеристики, дизайн и тип устройства, чтобы выбрать вариант, способный создать действительно комфортные условия внутри салона автомобиля.
Видовые особенности
Практически все устройства, устанавливаемые на автомобили МАЗ, имеют примерно одинаковую конструкцию. Однако он может различаться некоторыми нюансами, например:
- количество двигателей;
- размер и количество вентиляторов;
- способ монтажа вентиляционной системы.
Также важно учитывать, что модели современных «печек» для автомобилей МАЗ могут отличаться способом установки вентиляторов отопителя:
- Детали собраны в едином корпусе. Несколько вентиляторов имеют собственный строительный блок, который выполнен грамотными специалистами и выполнен в виде «улитки». Считается, что такой печкой оснащены автомобили МАЗ последнего поколения, в салоне которых гораздо теплее и уютнее.
- Изделие имеет общий корпус с отдельным блоком для вентиляторов. Два вентилятора почти одинакового диаметра могут быть объединены в одну систему, т.е в единый блок. При этом отсутствует тело в форме улитки. Этот тип системы используется для больших моделей грузовиков МАЗ.
Поэтому, если в машине нет печки, в первую очередь следует обратить пристальное внимание на количество вентиляторов, чтобы подобрать наиболее комфортные варианты для конкретного автомобиля.
Специалисты сервисных центров и специалисты производства утверждают, что автомобильный отопитель МАЗ может иметь несколько отличий, связанных с электродвигателями, а также способом их установки:
- Существуют модели с уникальными и индивидуальными двигателями для каждого вентилятора, в зависимости от размера. Такая система используется в современных автомобилях, выпущенных всего несколько лет назад, поэтому технология считается достаточно уникальной и инновационной.
- На все вентиляторы установлен единый электродвигатель. Считается, что по конструкции такая система гораздо проще и удобнее, но нагревательный эффект гораздо меньше, поэтому учитывать такой нюанс довольно важно.
Современные производители, которые не первый год выпускают системы отопления для автомобилей МАЗ, в последние годы выпустили новые модели. Их можно использовать только с последними поколениями грузовиков МАЗ. Поэтому перед заменой существующей системы отопления или покупкой новой для монтажа важно проконсультироваться с грамотным специалистом.
Конструктивные особенности системы
Устройство состоит из следующих элементов:
- Маленький кулер для воды. Он расположен в корпусе и соединен с системой охлаждения двигателя при помощи нескольких шлангов. Опытные специалисты напоминают, что шланги можно подключать с помощью специализированных кранов, а управление осуществляется прямо с приборной панели.
- Блок вентиляторов различных типов и типов. От их мощности во многом зависит сила воздушного потока.
- Воздушная заслонка, которая управляется специальными рычагами, расположенными на приборной панели.
- Воздухозаборник расположен в верхней части корпуса системы. Благодаря этой детали теплый воздух может особым образом распределяться по салону.
«Печка» автомобилей МАЗ – это система, которой можно управлять прямо из автомобиля. Система соединяется с воздуховодами и патрубками с помощью прокладок высокого давления. Кроме того, в систему также входят различные форсунки, дефлекторы воздуха, выходы, заслонки и заслонки. Эти конструктивные элементы облегчают использование системы отопления салона автомобилей МАЗ.
Особенностью отопителей МАЗ является то, что система может работать в двух основных режимах, а именно: обогрев салона автомобиля и улучшение вентиляции воздуха. Для обогрева салона важно, чтобы система была подключена к общей системе охлаждения двигателя автомобиля. Важную роль для внутреннего отопления играет радиатор, так как от отопления зависит температура воздуха внутри салона. Благодаря правильному расположению дефлектора и ламелей можно регулировать направление воздуха.
Для обеспечения оптимальной вентиляции салона летом необходимо включить вентилятор и перекрыть циркуляцию горячей охлаждающей жидкости. Это позволит свежему воздуху поступать в кабину снаружи.
Как правильно выбрать и заменить цилиндр механизма опрокидывания кабины
При работе механизма опрокидывания кабины детали его гидроцилиндра подвергаются интенсивному износу, а также могут возникать различного рода поломки (деформация штока и цилиндра, трещины в цилиндре, разрушение кулачков и др.). В случае износа или неисправности цилиндр следует отремонтировать или заменить в сборе (что сегодня проще и дешевле). Для замены следует выбирать цилиндр МОК того же типа и модели, что ранее стоял на автомобиле – только так можно гарантировать правильную работу всего механизма. Особенно это касается новых грузовиков, на которые еще распространяется гарантия.
В некоторых случаях возможна установка «неродных» цилиндров, но здесь следует учитывать несколько параметров:
- Рабочее давление – должно быть таким же, как и у старого баллона;
- Установочные размеры и габаритные размеры баллона;
- Расположение и тип штуцеров – они должны располагаться в том же месте, что и штуцеры на старом баллоне, и иметь такие же присоединительные размеры.
Как поднять кабину самосвала МАЗ правильно?
Прежде всего, переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение. Затем снимите кабель со штифта и откройте вкладыш. Обратите внимание на специальную ручку, с помощью которой можно открыть запорный механизм. Эта рукоятка устанавливается во втулку и перемещается вниз до упора.
Перед тем, как поднять кабину МАЗ, поверните ручку распределителя в положение «Подъем». Используйте этот механизм, расположенный в отверстии на приводном валу насоса, чтобы привести его в действие.
Насос позволяет полностью поднять агрегат. Он достигает неустойчивого равновесия, а затем самопроизвольно переворачивается. Если вы выполняете эту процедуру впервые, будет полезно посмотреть видео о том, как поднять кабину на МАЗе.
Не забывайте о важных правилах, которые обязательно нужно соблюдать:
- При подъеме или опускании нельзя находиться перед ним;
- Перед тем, как перевернуться, проверьте двери (не забудьте закрыть все механизмы);
- В салоне не должно быть незакрепленных предметов, которые при падении могут повредить элементы;
- Опустите кабину, повернув соответствующую рукоятку в положение «Опустить». Механизм блокировки срабатывает автоматически в крайнем нижнем положении. После этого трос нужно надеть на ось кабины.
Все работы по ремонту или техническому обслуживанию двигателя производить только при полностью поднятом механизме. Поэтому водитель таких автомобилей должен знать, как поднять кабину на МАЗе.
Кабина МАЗ обеспечивает защиту водителя от холода, ветра и осадков. По своей конструкции он откидываемый, что дает доступ к блокам управления и двигателю.
Конструкция и принцип работы цилиндра механизма опрокидывания кабины
В настоящее время на всех бескапотных автомобилях используются гидроцилиндры МОК двойного действия со встроенным гидродвижительным механизмом. Основой конструкции этого агрегата является стальной цилиндр, закрытый с обоих концов крышками. На крышке, закрывающей нижний торец цилиндра, имеется ушко для шарнирного крепления на боковину рамы автомобиля. Внутри цилиндра расположен поршень с уплотнительными кольцами, поршень соединен со стальным штоком, проходящим через верхнюю крышку (герметизация обеспечивается втулкой) и заканчивается проушиной для шарнирного соединения с продольной балкой или другим силовым элементом кабины.
Штуцеры (или болтовые соединения) для соединения трубопроводов расположены в крышках гидроцилиндра МОК. В верхней крышке (со стороны выхода штока) штуцер сразу переходит в канал, по которому рабочая жидкость подается и отводится из цилиндра. В нижней крышке (со стороны установки на раме) расположен газовый (газовый узел) и/или обратный клапан, ограничивающий скорость истечения рабочей жидкости из цилиндра при опускании кабины. Дроссель представляет собой выточенное в крышке сужение канала, проход которого может быть постоянным или изменяться регулировочным винтом. Обратный клапан (он же гидрозатвор) предотвращает утечку рабочей жидкости из полости цилиндра при поднятой кабине.
Подъем и опускание кабины
Насос, установленный на раме автомобиля, используется для подъема и опускания кабины. В зависимости от модели и комплектации автомобиля возможна установка помпы на опрокидывающий механизм разных моделей. Положение рукоятки управления подъемом и опусканием кабины указано на табличке, расположенной на корпусе насоса (см рис. Варианты табличек).
В процессе эксплуатации необходимо обеспечить контроль уровня масла в гидросистеме подъема. Уровень масла должен находиться между отметками, указанными на щупе насоса, установленном в корпусе бачка насоса.
Поднятие кабины в первое положение обеспечивает доступ к двигателю для обслуживания.
Перед подъемом кабины:
- Откидная площадка кабины должна быть свободна.
- Затормозите автомобиль стояночным тормозом.
- Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение (для коробки передач ZF 9S1310 в нейтральное среднее положение для включения 3-й и 4-й передачи)
- Выключите дополнительное отопление (отопитель воздуха в салоне) или кондиционер.
- Поверните ключ на приборе и замке зажигания в положение «0» — «Все выключено».
- Опустить рулевую колонку в нижнее положение (во избежание повреждения деталей регулируемой пневматической рулевой колонки).
- Закрепите или удалите из кабины все незакрепленные предметы. Закройте все двери, ящики и отсеки в кабине.
- Установите клинья, чтобы предотвратить скатывание автомобиля
- Убедитесь, что тяги сняты.
- Поднимите переднюю панель.
Подъем кабины
- Установить ручку управления насосом гидроподъема в кабине в зависимости от модели в положение ВЫСОКАЯ ВЫСОКАЯ или СТРЕЛКА ВВЕРХ и, покачивая рукоятку насоса монтажной лопаткой, начать подъем такси.
- Во избежание случайного опускания кабины зафиксируйте ограничительные стойки стопорным штифтом. Выньте стопорный штифт из транспортного положения (из отверстия в нижней стойке) до соприкосновения с верхней рейкой.
- Прокачивая рукоятку насоса монтажной лопаткой, продолжайте поднимать кабину до совпадения отверстий в нижней и верхней стойках. Если эти отверстия совпадают, прекратите поднимать кабину. В кабине с гидравлическими замками гидравлические замки открываются автоматически при работающем насосе. Для автомобилей, оснащенных коробкой передач с телескопическим приводом, открытие замка телескопических элементов происходит автоматически при поднятии кабины.
- Зафиксируйте ограничительные стойки стопорным штифтом, чтобы предотвратить случайное опускание кабины.
Обратите внимание на следующее! При работающем двигателе и поднятой кабине вентилятор охлаждения может включаться автоматически. Категорически запрещается проводить какие-либо работы в районе вентилятора при работающем двигателе.
Опускание кабины
- Вытащите стопорный штифт.
- Установите ручку насоса, в зависимости от модели, в положение ВНИЗ или СТРЕЛКА ВНИЗ, встряхните ручку насоса монтажным шпателем и начните опускать кабину.
- Вставьте штифт в транспортное положение в отверстие нижней ограничительной стойки.
- Продолжая раскачивать рукоятку насоса монтажным шпателем, опустите кабину. Когда кабина опускается, гидравлические замки автоматически закрываются, предотвращая опрокидывание кабины. Если хотя бы один из двух гидравлических замков не закрыт, загорается сигнальная лампа блокировки кабины на панели приборов. На автомобилях, оборудованных трансмиссией с телескопическим приводом, после опускания кабины замок телескопических элементов должен быть закрыт для обеспечения жесткой связи между рычагом и тягой. Если замок не закрывается, резко нажмите рычаг переключения передач вперед, пока не закроется телескопический замок.
Тюнинг
Тюнинг заключается в замене печки на другую конструкцию, так как система отопления недостаточно прогревает салон. Можно установить конструкцию взятую с КамАЗа. В салоне допускается тюнинг заднего и боковых стекол, замена их на более герметичные. Возможна замена фар и лобового стекла. В салонах старомодных грузовиков водители своими руками меняют пружины под сиденьем.