- Устройство и принцип работы
- Снятие и установка помпы на ЯМЗ 238
- Снятие и установка помпы на ЯМЗ 238
- Признаки неисправностей
- Помпа Камаз Евро 2
- Основные причины
- Порядок разборки
- Функция водяного насоса
- Неисправности и ремонт
- Как снять и разобрать
- Как поменять
- Ремонт помпы своими руками
- Разборка и сборка насосной секции топливного насоса ЯМЗ-238Л
- Сколько стоит помпа и ее ремонт
- Причины неисправности
- Расположение водяной помпы на КамАЗе
Устройство и принцип работы
Водяной насос представляет собой центробежный насос, состоящий из:
- корпус;
- ось;
- 2 шарикоподшипника;
- механическая печать;
- рабочее колесо;
- шкив.
Литой корпус изготавливается из чугуна или алюминия и имеет 2 патрубка: всасывающий соединяется с радиатором, а напорный соединяется с крышкой блока цилиндров. Такая схема подключения дает возможность перекачивать уже остывшую в радиаторе жидкость.
На корпусе насоса имеется 2 отверстия: верхнее служит для вентиляции полости подшипникового узла, а нижнее предназначено для контроля утечек антифриза при нарушении герметичности; он также действует как дренаж.
Смазка подшипников в процессе эксплуатации осуществляется через специальное устройство (масленку).
В связи с тем, что работа помпы механическая и напрямую связана с двигателем, скорость циркуляции охлаждающей жидкости зависит от оборотов двигателя. Чем выше скорость, тем интенсивнее охлаждение. Торцовое уплотнение предназначено для предотвращения попадания антифриза из гидравлической (водяной) полости в подшипниковый узел. Он установлен на оси и состоит из подвижной и неподвижной (вращающейся) частей. Герметичность обеспечивают графитовые уплотнительные поверхности, покрытые графитовой смазкой.
Для создания герметичного соединения на подвижной части уплотнительного устройства установлена пружина. Со временем графитовые поверхности изнашиваются и теряют свою плотность. В этом случае возможна их замена. Подъемное колесо надевается на вал насоса и фиксируется гайкой. Насос установлен на блоке цилиндров на специальной прокладке, снижающей вибрации.
Снятие и установка помпы на ЯМЗ 238
Снятие и установка помпы на ЯМЗ 238
Порядок снятия и установки помпы на двигатель ЯМЗ 238 одинаков с силовым агрегатом ЯМЗ 236, поэтому мы будем рассматривать технологию на основе этих двух двигателей. Он состоит из следующих шагов.
- Сначала нужно ослабить ремень привода помпы. Делается это путем откручивания натяжителя (236-1307155-А). Ремень ослабевает и легко снимается с диска насоса.
- Необходимо слить всю охлаждающую жидкость или воду из двигателя и радиатора в зависимости от того, что было залито в систему.
- Для этого необходимо открутить сливную пробку на радиаторе; можно также специально вынуть кран, который будет располагаться сразу под насосом.
- Необходимо снять входной патрубок, подающий жидкость к насосу. Обычно фиксируется хомутом под отвертку.
- Откручивается 4 гайки на 13 опоры насоса, 2 расположены вверху и 2 внизу. Между насосом и блоком находится прокладка (236-1307048-Б), которую необходимо заменить. При длительном использовании теряет свои уплотняющие свойства.
- В верхней части насоса имеется выпускное отверстие. Аккуратно молотком снимите насос (236-1307010-B2). Необходимо постучать по выступающим частям трубы.
Признаки неисправностей
Сразу отмечу, что для определения неисправностей в составе водяного насоса потребуется снять узел и разобрать его. Только этот метод дает реальную возможность увидеть образовавшиеся следы коррозии, признаки кавитации и загрязнения.
Практика наглядно показывает, что это происходит на широком спектре машин:
- ВАЗ 2107;
- Фольксваген Пассат;
- FF2, т.е. Форд Фокус 2 поколения;
- Лада Гранта;
- Киа Спектра;
- Шевроле Авео;
- Ауди А5;
- Ниссан Кашкай;
- Мицубиси Аутлендер;
- Тойота Камри;
- Шкода Октавия и др.
И везде ситуация примерно одинаковая. То есть без разборки и заглядывания внутрь водяного насоса системы охлаждения определить наличие проблем невозможно.
Поэтому основной упор делается на косвенные признаки. С их помощью водитель получает возможность заранее диагностировать проблему и предотвратить серьезные последствия.
Имеются следующие косвенные признаки:
- Тонкий свист появляется без перерыва при работе двигателя. Так же он идет из зоны шкива распредвала ДВС. Свисток указывает на то, что склад вышел из строя;
- Утечка охлаждающей жидкости. Следы антифриза можно увидеть непосредственно на силовом агрегате, либо под днищем автомобиля, то есть на асфальте;
- Задержка насоса. Чтобы проверить это, просто возьмите диск насоса рукой и попробуйте наклонить устройство вверх и вниз.
Не стоит забывать и о возможном завоздушивании системы, из-за чего антифриз не в полной мере выполняет свои функции, двигатель перегревается и возникает ряд связанных с этим поломок. Здесь уместно будет вспомнить об удалении воздушной пробки из системы охлаждения. Также обязательно прочтите материал по проверке крышки расширительного бачка, которая имеет непосредственное отношение к системе охлаждения ДВС.
О том, как меняется помпа, рассказывать не буду. Обычно замену проводят согласно инструкции по эксплуатации от производителя автомобиля. Суть в том, чтобы слить охлаждающую жидкость, открутить патрубки, предварительно заглушить автомобиль и разобрать проблемный узел.
Помпа Камаз Евро 2
На рисунке ниже показана конструкция насоса формата Euro two.
- винт, фиксирующий манжету на помпе;
- уплотнение насоса;
- корпус устройства;
- сходимость рубок;
- машина для мойки лопастных насосов;
- кольцо для крепления в упор;
- уплотнительная насадка насоса;
- кольцевой сепаратор;
- стиральная машина для пыли;
- часть привода к насосу;
- подшипник для соединения деталей насоса (уплотнение ставится только с одной стороны);
- подшипник для соединения деталей насоса (уплотнение ставится только с одной стороны);
- оливковый герметик;
- крепежный болт;
- стопорная шайба из десяти пружинных частей;
- диск с плоским дном;
- гайка для крепления;
- фиксирующее кольцо;
- диск на основе замка;
- ключ разделен на сегменты;
- гайка для крепления;
- фиксирующее кольцо;
- диск на основе замка;
- ключ разделен на сегменты.
Помпа на автомобилях с двигателем Евро-2 имеет особую конструкцию. Для обеспечения высокой степени герметичности и герметичности крепления деталей друг к другу, а также для снижения степени износа в узле установлено уплотнительное кольцо. Он изготовлен из особо плотного материала, защищенного от коррозии. Материал устройства — композитный материал с графитовой основой. С помощью специальных пружин части изделия прижимаются друг к другу. В верхней части насоса есть отверстие, через которое выходит воздух. Водяной насос для двигателей Евро-2 отличается от других форматов тем, что детали крепятся друг к другу при помощи шкива. Различий в конструктивной схеме водяных насосов обычно практически нет.
Читайте также: МАЗ-500 — технические характеристики, модификации, обзор
Основные причины
Прежде чем говорить о признаках умирающего насоса, нуждающегося в замене или ремонте, необходимо сказать несколько слов о причинах выхода из строя этого устройства.
Всего существует несколько основных факторов, которые способствуют этому:
- Использование некачественного антифриза. Примерно 90% насосов ломаются именно из-за этого. Такой теплоноситель способствует появлению смоляных отложений, от которых с трудом вращается крыльчатка;
- Коррозия. Опять же связано с некачественным антифризом;
- Кавитация, то есть образование вакуумных пузырьков, способных буквально вырывать частицы насоса и разрушать механизм;
- Результат естественного износа. Каждый юнит имеет ограниченный ресурс. Лучшие образцы служат около 200 тысяч километров пробега;
- сломанное приспособление. Все просто. Крепления разболтались, помпа разболталась и развалилась.
В большинстве случаев виноват владелец автомобиля. Водители обязаны следить за состоянием системы охлаждения, периодически проверять помпу и вовремя менять охлаждающую жидкость.
Нельзя исключать проблему заводского брака, а также просто некачественных и дешевых насосов, которые ставятся на бюджетные автомобили или в рамках ремонта, тем самым обманывая заказчика.
Неудивительно, что может выйти из строя ГРМ, сломаться натяжной ролик, прорваться прокладка ГБЦ и другие проблемы, которые при ремонте могут стоить больших денег.
Проблемы с водяным насосом могут возникать на ряде автомобилей:
- на Калине;
- ВАЗ 2110;
- Лада Приора 16 клапанов;
- ВАЗ 2114;
- Лада Приора 8 клапанов;
- ВАЗ 2115;
- Дэу Ланос;
- Нива Шевроле;
- Дэу Нексия;
- Лада Гранта;
- Рено Логан;
- Шевроле Авео и др.
Не думайте, что это проблема очень дешевых и бюджетных автомобилей, а также простых двигателей, таких как ЗМЗ 406.
Помпу можно судить по более дорогим автомобилям. Все зависит от того, как владелец следит и обслуживает автомобиль своими руками, или в автосервисе.
Порядок разборки
- открутить винты крепления задней крышки к регулятору скорости и снять крышку с ТНВД;
- снять автомат впрыска топлива с помощью приспособления И-801.16.000. Сначала отвинтите гайку 2 (рис а), крепящую муфту. Для этого вставить отвертку 4 в паз гайки и удерживать муфту 1 от проворачивания, ключом 3 отвернуть гайку. Затем ввинтить съемник 5 в муфту (рис б), снять муфту;
- ослабьте и выверните винты крепления защитных кожухов к секциям ТНВД и снимите крышку;
- ослабьте и открутите болты крепления верхней крышки к регулятору и снимите крышку;
- снимите ось рычага регулятора и снимите рычаг регулятора с рычагом грузовой муфты, муфтой, пружиной регулятора и рычагом пружины;
- снимите стопорное кольцо и держатель груза;
- откручиваем заглушки на рейках, вынимаем втулки под рейки, затем сами рейки, предварительно их вскрыв;
- отвернуть гайки крепления секций ТНВД, снять стопорные шайбы штуцеров секций и снять секции ТНВД и толкатели поршней;
- ослабить и отвернуть гайки и с помощью съемника И-801.26.000 снять эксцентрик привода насоса низкого давления, ведущее колесо регулятора и промежуточную шестерню;
- снимите второй подшипник с вала промежуточной шестерни;
- выбить шпонки из носка и вала распределительного вала, снять крышку заднего подшипника, снять распределительный вал в сборе с подшипниками и снять крышку переднего подшипника;
- с помощью съемника И-801.30.000 снимите подшипники с распределительного вала;
- разобрать секции ТНВД и ТНВД с помощью приспособления И-801.20.000. С помощью приспособления И-801.21.000 выпрессовать выпускной клапан секции топливного насоса высокого давления.
Функция водяного насоса
Основной задачей водяного насоса в системе охлаждения ЯМЗ-238 является обеспечение циркуляции охлаждающей жидкости. Также необходимо поддерживать определенную скорость движения антифриза. Работающий двигатель должен «отдавать» определенное количество тепла системе охлаждения. Затем в ребрах радиатора нагретая жидкость остывает.
Большая нагрузка на холодный двигатель так же опасна, как и перегрев силового механизма.
Неисправности и ремонт
Причиной выхода из строя водяного насоса является потеря герметичности торцевого уплотнения. После попадания горячей охлаждающей жидкости в полость подшипника смазка вымывается из подшипников. Через какое-то время насос начинает стучать, а затем заклинивает. Самодиагностика позволяет выявить такой дефект по утечке антифриза из контрольного отверстия, люфту вала, а в зимнее время — по снижению эффективности отопителя салона.
Восстановление работоспособности насоса можно осуществить заменой узла. Но большинство водителей делают ремонт помпы КамАЗ своими руками. Если в комплекте ЗИП есть необходимые детали или вал в сборе, ремонт насоса совсем не сложен. Для этого необходимо снять насос с привычного места, разобрать и заменить неисправные детали. Отличительной особенностью водяной помпы КамАЗ Евро является то, что нагнетательный вентилятор установлен не на диске помпы, а на гидромуфте.
Как снять и разобрать
Разобрать насос не сложно. Перед началом работы необходимо слить охлаждающую жидкость. Необходимо помнить, что антифриз токсичен и может нанести вред окружающей среде. Поэтому его необходимо собрать в контейнер. Очищенную охлаждающую жидкость после фильтрации можно использовать повторно. Чтобы снять приводные ремни, ослабьте натяжение. После слива охлаждающей жидкости разберите хомуты крепления патрубков подачи антифриза.
Насос крепится к блоку 3 болтами. Открутив их, снимаем насосный агрегат с его привычного места и вынимаем вместе с патрубками подвода охлаждающей жидкости к термостату и гидромуфте. Чтобы разобрать водяной насос, снимите шкив и крепления крыльчатки. Для снятия вала с подшипниками и сальником используйте выколотку из мягкого материала. При необходимости разберите неисправный узел и установите ремонтопригодные детали из ремкомплекта.
Как поменять
На автомобилях КамАЗ применяются насосы с одно- и двухзаходными шкивами. Если речь идет о тотальной замене, необходимо купить насос, являющийся полным аналогом установленного ранее. В противном случае велика вероятность повторного брака. Замена насоса производится в порядке, обратном снятию. Перед его установкой необходимо заполнить полость подшипникового узла смазкой до появления последней в контрольном отверстии. Это затруднит попадание антифриза при разрыве пломбы.
Ремонт помпы своими руками
Производители заявляли пробег нового автомобиля КамАЗ (Евро 3) не менее 800 тыс км. Но сложные условия эксплуатации, перегрузки и резкие перепады температур вносят свои коррективы. На практике помпа выдерживает 50-60 тыс км. Это требует регулярного обслуживания. Наиболее важными неисправностями водяного насоса 740.63–1307040 являются:
- сколы и трещины на корпусе насоса;
- изгиб или износ рабочего вала;
- износ сальника;
- износ подшипника.
Большую роль в правильной работе водяного насоса играет качество охлаждающей жидкости (ОЖ). Как известно, антифриз рассчитан на 30 тысяч километров пробега или 2 года непрерывной эксплуатации. По истечении заявленного срока свойства антифриза резко меняются. Особенно это проявляется в смазывающих и антикоррозионных свойствах. Постоянно увлажняемая крыльчатка и радиатор покрыты ржавчиной, хлопья которой забивают каналы и места трения. Это приводит к преждевременному износу всей системы охлаждения.
Радует автомобилистов то, что насосы этого типа доступны для ремонта. Они легко и полностью разбираются, в них нет незаменимых деталей.
Разборка и сборка насосной секции топливного насоса ЯМЗ-238Л
Сколько стоит помпа и ее ремонт
Цена насоса зависит от производителя, модели двигателя и региона страны. Стоимость варьируется от 5 до 15 тысяч рублей. Восстановленные изделия продаются в пределах 2-2,5 тысяч рублей. Ремонт своими руками будет намного дешевле, ведь ремкомплект можно купить за 600-700 рублей. Этого с лихвой хватит даже на полную замену антифриза. Если корпус насоса без дефектов и крыльчатка не повреждена кавитационной коррозией, есть смысл заменить неисправные детали самостоятельно.
Необходимо помнить, что использование качественной охлаждающей жидкости и периодическое техническое обслуживание значительно продлят срок службы помпы.
В Москве насос для автомобиля Камаз можно приобрести в любом специализированном магазине запчастей. Товар продается как новым, так и бывшим в употреблении.
Причины неисправности
Существуют следующие причины, влияющие на износ механизма:
- Повреждение вращающихся частей крыльчатки: при интенсивной эксплуатации обламываются малые крылышки вращающейся части. Особенно это касается пластиковых колес. При обламывании лопаток помпа уже не может качать антифриз с нужной интенсивностью — двигатель постоянно перегревается.
- Закройте дренажное отверстие. Эта проблема приводит к тому, что антифриз не может полностью циркулировать по контуру. Забитый слив можно легко отследить, не снимая насос. Если вы подозреваете, что сливные отверстия забиты, просто включите обогреватель салона.
- Рассинхронизация элементов и приводных шкивов. При этом уплотнения и подшипники работают в экстремальных условиях, чрезвычайно быстро изнашиваются. Причина такой поломки – заводская ошибка: либо при сборке использовались некачественные материалы, либо использовался ненадежный слесарь.
О третьей причине необходимо поговорить подробнее. От заводского брака не застрахован ни один автовладелец. Но в данном случае с приставкой «гипер» все серьезно. Если установить насос с потенциальной рассинхронизацией, использование такого неисправного узла приведет к резкому увеличению времени износа. В лучшем случае водитель может столкнуться с обрывом ремня, в худшем – «стучат» клапана.
Хронический перегрев двигателя внутреннего сгорания, вызванный другими факторами, также может привести к износу кулера.
Еще одним маркером износа (который, впрочем, можно увидеть только при разборке механизма) является люфт вращающихся деталей. Люфт свидетельствует о скором выходе из строя шкивов, смещении центральной оси и повреждении уплотнителей.
Свежий лайфхак для автомобилистов, которые не хотят снимать помпу, но хотят получить достоверную информацию о ее функциональном состоянии. Внимательно осмотрите место соединения охладителя и ДВС. Если есть ярко выраженные пятна антифриза, водяному насосу осталось недолго жить.
Расположение водяной помпы на КамАЗе
Расположение водяного насоса определяется приводным механизмом. Вращение передается на шкив помпы от коленчатого вала с помощью клиновых ремней. Соответственно расположение — левая передняя часть блока цилиндров. Особенность конструкции в том, что нагнетательный вентилятор расположен на гидромуфте, а не на самом диске насоса.