История
В советское время различные машиностроительные предприятия выпускали множество моделей автокранов на шасси автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ, Урал и КрАЗ. Остановимся на последнем. Первым автокраном, выпущенным на шасси КрАЗ, стал 10-тонный К-104, разработанный в конструкторском бюро Одесского завода им. Январское восстание еще в 1951 году, даже для шасси ЯАЗ-210. С середины 1950-х К-104 стали выпускать на базе КрАЗ-219 на Камышинском крановом заводе.
Спустя десять лет, в середине 1960-х годов, Камышинский завод освоил новую модель крана — К-162, он выпускался сначала на базе того же КрАЗ-219, а затем на КрАЗ-257К. Индекс крана соответствует его максимальной грузоподъемности — 16 тонн. Такие автокраны до сих пор можно встретить в эксплуатации, в Омске, например, они долгое время служили у хозяйственных железнодорожников.
В 1970-е годы на том же Камышинском крановом заводе начали выпускать новую модель автокрана на базе шасси КрАЗ-257К — КС-4561А. Внешне его можно отличить от К-162 по более «квадратным» обводам платформы. Новый кран получил индекс в соответствии с новым стандартом, принятым на предприятиях Минстройдормаша СССР. Индекс расшифровывается следующим образом: «КС» — кран самоходный; первая цифра (4) – грузоподъемность, 16 тонн; вторая цифра (5) – тип шасси, автомобиля; третья (6) — исполнение стрелового оборудования, с канатной подвеской; четвертый (1) — номер модели; буква (А) — первая модификация.
На базе КрАЗ-250 и КрАЗ-65101, а также полноприводных КрАЗ-255Б и КрАЗ-260 Дрогобычский крановый завод выпускал 14-тонные автокраны КС-3575А-1 с телескопической выдвижной стрелой.
Автокраны выпускались не только на заводах Минстройдормаша, некоторые другие министерства также организовали производство кранов на своих заводах и затем использовали их на своих объектах. С 1960-х годов автокраны МКА-16 на базе КрАЗ-219 и КрАЗ-257К выпускались на Туапсинском машиностроительном заводе Минмонтажспецстроя СССР. Другое министерство — другая индексация: «МКА» — кран для сборки автомобилей, «16» — грузоподъемность.
А на другом заводе того же министерства, Куйбышевском механическом заводе № 1. 1, в 1980-х годах в кооперации с известной японской фирмой Tadano была изготовлена целая серия автокранов серий СКАТ и МКАТ. Самый крупный из них — 40-тонный МКАТ-40, буква «Т» в индексе, очевидно, означает «Тадано». МКАТ-40 представляет собой комбинацию шасси КрАЗ-250 с дополнительной катковой осью и японской крановой установкой ТГ-500ЭРГ. В Омске такой кран работал в ОМУС-1.
Автокран КС-4561 на шасси базовой машины
Подъемный механизм соответствующей спецтехники размещен на подвижной платформе, стрела оснащена стальными тросами и грузозахватными приспособлениями.
В конструкции автокрана предусмотрены опорные стойки, обеспечивающие дополнительную устойчивость при работе.
Мобильность агрегата, обеспечиваемая колесной базой КрАЗ-250, позволяет использовать автокран в стесненных условиях, а также перемещать агрегат в необходимую точку на строительной площадке.
Читайте также: Описание и технические характеристики пневмоколесного крана КС-4361А
Электрическая часть КС-4561 — Мегаобучалка
Электропривод представляет собой электромеханическое устройство, предназначенное для привода исполнительных механизмов крана. Электрический режим работы автокрана — переменный ток напряжением 380 В.
Электрическая часть электропривода состоит из генератора, электродвигателя и электрооборудования.
Крутящий момент, создаваемый на валу двигателя, передается через рабочие органы на вал привода с помощью зубчатых муфт, клиноременных передач, валов-шестерен, редукторов, называемых шестернями, которые являются механической частью электропривода, или силовым приводом автомобильные краны.
Силовой привод крана КС-4561АМ состоит из привода генератора, стреловой лебедки, погрузочной лебедки, механизма поворота.
Привод генератора 7 осуществляется через редуктор 3, карданный вал 4, картер коробки передач 8, коробку отбора мощности 5 и карданный вал 6.
В качестве источника электроэнергии для привода электродвигателей крановых механизмов используются синхронные генераторы серии ЭКЦ-5 напряжением 400 В, преобразующие механическую энергию шасси базового автомобиля КрАЗ-250 в электрический ток энергия.
Принципиальная схема электропривода на примере крана КС-4561А показана на рис. 7.27. Схема автокрана К-162 отличается от представленной отсутствием дополнительного электродвигателя для привода гидронасоса подачи рабочей жидкости в гидроцилиндры выносных опор, схема КС-4561АМ — наличием электродвигатель М3 вспомогательной лебедки при оснащении стрелового оборудования гуськом.
В электрическую схему входит различная аппаратура управления, с помощью которой запускают и останавливают двигатели, задают необходимые режимы их работы, а также контролируют работу всех агрегатов привода. Поэтому для работы всего кранового оборудования используется напряжение не только 380 В, но и 12, 24, 40, 220 В. Кроме того силовой шкаф имеет штекерный разъем, который позволяет подключаться к внешнему источнику питания 380 В.
На кранах К-162, КС-4561А, КС-4561АМ синхронный генератор мощностью 30 кВт приводится от коробки отбора мощности, установленной на картере трансмиссии, через карданный вал.
Генератор преобразует механическую энергию двигателя шасси базового автомобиля в электрическую энергию. Электроэнергия подается в силовой шкаф, который расположен на ходовой раме крана, а затем — через токосъемник (токосъемник) — на раму вращения. Кроме того, через пульт управления и пусковое устройство ток поступает на электродвигатели исполнительных механизмов. При увеличении нагрузки на генератор (одновременное включение двух двигателей) увеличивается величина потребляемого тока, что приводит к уменьшению напряжения, а значит, и его генерируемой мощности. Поэтому используется стабилизирующее устройство для автоматического поддержания напряжения на номинальном уровне в электрической сети крана.
КС-4561
Автокран КС-4561 (раннее обозначение К-162) оборудован полноповоротной рабочей площадкой, на которой смонтирована погрузочная стрела длиной 10 м. Агрегат имеет разделительную линию, позволяющую устанавливать дополнительные секции длиной 4 м опционально стрела 5 м. Машина строилась только на шасси автомобиля КрАЗ-257К1.
Кран позволяет работать без установки дополнительных опор, грузоподъемность при стреле 10 м составляет 4,4 т. При этом автомобиль может двигаться со скоростью до 5 км/ч поднимать грузы из ям глубиной до 3 м. По дорогам общего пользования крановая установка без груза может двигаться со скоростью 65 км/ч.
КС-4561А
Кран КС-4561А является дальнейшим развитием предыдущей модификации, предыдущие выпуски используют в качестве базы шасси КрАЗ-257К1. Для грузовика модели 250 индекс крана меняется на 4561А-1. Новое шасси оснащено усовершенствованной кабиной, обладающей повышенной прочностью и долговечностью. Машины поставлялись со стандартной 10-метровой решетчатой стрелой.
В кране используется модифицированный генератор с улучшенными характеристиками и охлаждением. Оборудование позволяет выполнять работы при ветре до 14 м/с (на высоте 10 м). Кран остается устойчивым при усилении ветра до 27 м/с, но перемещение грузов запрещено.
Рабочее место механика-водителя и органы управления размещены в отдельной металлической кабине, установленной на поворотной платформе. Ветровое стекло оснащено складывающимся механизмом, установлен электрообогреватель. При транспортировке крана по железной дороге кабина частично демонтируется.
КС-4561АМ
Машина представляет собой модификацию, выполненную в соответствии с требованиями Минобороны СССР. Кран отправлен заказчику окрашенным в защитный цвет, прошел армейскую приемку. Конструктивное отличие от гражданской версии — дополнительный электродвигатель для привода вспомогательной лебедки. Узел использовался при установке удлинителя «гусиная шея». Мощность электродвигателя 7,5 кВт.