История создания
Минский автомобильный завод постепенно штамповал модель за моделью и их модификации. МАЗ-503 родился как модернизация версии МАЗ-500. Производство велось с 1966 по середину 1970-х годов. В юбилейный год Минского завода, 1970, модель была модернизирована. Основным отличием от модели «500» была уменьшенная колесная база и узкая направленность — шахтный самосвал. Штампованные секции рамы крепились заклепками. Он размещен соответственно на четырех пружинах, расположенных в продольном направлении. Кроме того, в подвеску внедрены гидравлические амортизаторы, работающие телескопически. Характеристики кабины изменились в мелких деталях, она также была полностью металлической и собрана сваркой, помимо трех посадочных мест есть спальное место.
Механизм наклона платформы оснащен гидравлической системой, работающей в возвратно-поступательном режиме. Было удобно, что опрокидывание и другие операции по управлению кузовом можно выполнять из кабины. В систему встроен специальный клапан, который после завершения отгрузки активирует встряхивание погрузочной платформы для лучшего выброса. Для удобства рулевая система оснащена гидроусилителем руля. Изменения коснулись и коробки передач, главный редуктор теперь имел более высокое передаточное число на заднюю ось (9,57). Тормозная система распространялась только на автомобиль и не имела возможности подключения прицепа (тормозной кран был типа ЗИЛ).
Интересно, что в МАЗ-503В имелось пневматическое управление гидросистемой. Процесс происходит под управлением пневматического распределительного клапана. Кабина оснащалась теми же элементами, что и на «пятисотом» МАЗе. Ручные стеклоподъемники, электрические дворники, напольные коврики, инструменты и личные вещи. Для удобства были даже лежачие зонтики. Про зеркало заднего вида, скорее всего, и упоминать не стоит.
МАЗ-503: описание модели
Ничего принципиально нового советские ученые не изобрели, поэтому грузовик в первые годы выпуска практически ничем не отличался от своего «отца». В 1970 году в конструкцию были внесены существенные новшества.
С тех пор днище автомобиля представляло собой цельный каркас, склепанный из штампованных деталей. Ходовая часть грузовика опирается на 4 полуэллиптических рессоры, расположенных в продольном направлении рамы. Это в сочетании с гидравлическими телескопическими амортизаторами придавало самосвалу МАЗ-503 грузоподъемность и хорошую проходимость.
Машина была удобна для дальних поездок. Кабина представляла собой цельнометаллическую сварную бескапотную конструкцию. Он был оборудован спальным местом и, помимо водителя, имел место еще для двух пассажиров. Усилитель руля помогал управлять автомобилем.
Для перевозки грузов модель оснащалась универсальной металлической сварной платформой, где задний борт автоматически открывался и закрывался на петлях. Гидравлический привод наклонял платформу, а специально встроенный клапан раскачивал ее, обеспечивая полную разгрузку.
Технические характеристики МАЗ 503
Год выпуска | 1965 г |
Телосложение | Мусорные контейнеры |
Длина и т д | 5785 |
Ширина и т д | 2500 |
Высота и т.д. | 2650 |
Количество дверей | 2 |
Количество мест | 3 |
Объем багажника, л | — |
Страна сборки | СССР |
Технические характеристики
Различия между модификациями в основном коснулись немногочисленных изменений. Так в МАЗ-503В были переработаны гидравлика и рулевое управление; в МАЗ-503А улучшены характеристики элементов двигателя.
Двигатель
Модель | ЯМЗ-236 |
Тип двигателя | Четырехтактный. Воспламенение от сжатия |
Количество цилиндров | 6 |
Расположение цилиндров | V-образная под углом 900 |
Порядок работы цилиндров | 1 — 4 — 2 — 5 — 3 — 6 |
Объем работы | 11,1 литра |
Коэффициент сжатия | 16,5 |
Максимальная мощность | 180 |
Макс об/мин | 2100 об/мин |
Смесеобразование | Непосредственный впрыск |
Количество клапанов на поршень | 2 (вход и выход) |
Тип стартера | СТ-103 (24 Вт) |
Максимальная скорость на ровном месте при полной нагрузке | 75 км/ч |
Средний расход топлива | 22 литра топлива на 100 км |
Передача | |
Схватить | Двухдисковое сухое трение |
Тип коробки передач | Механика |
Количество передач | 6 (пять вперед и один назад) |
Синхронный | Между 2-3 и 4-5 шагами |
Передаточное число коробки передач | |
Первый | 5.26 |
Второй | 2,90 |
Третий | 1,52 |
Четвертый | 1,00 |
Пятый | 0,66 |
Обеспечить регресс | 5,48 |
Общее передаточное отношение задней оси | 8,28 |
Размеры | |
Колесная база | 3400 мм |
Колесная формула | 4х2 |
Колея заднего колеса | 1865 мм |
Колея передних колес | 1970 мм |
Дорожный просвет (спереди и сзади) | 270 мм |
Длина | 5785 мм |
Ширина | 2500 мм |
Высота | 2650 мм |
Радиус поворота | 8,5 м |
Размер шин | 11-20 мм. |
Подъемные свойства | |
Объем грузового отсека | 3,8/5,1 м3 |
Максимальный вес | 8 тонн |
Масса автомобиля в полной комплектации | 7 250 кг |
Вес при полной загрузке | 15 250 кг |
Максимальная нагрузка на переднюю ось | 3580 кг |
Максимальная нагрузка на заднюю ось | 10 тонн |
Помимо вышеперечисленных характеристик самосвал МАЗ-503 имел две фары и два габаритных огня. Фары работают в двух режимах: ближний и дальний свет. Приборная панель и салон также имели подсветку. Работу электрической сети обеспечивал генератор Г-271 (24 Вт). Также, как и у всей 500-й серии моделей, большим минусом было большое количество выделяемых химикатов. Этот фактор сказался на экологических характеристиках грузовика. На данный момент МАЗ-500 имеет статус ЕВРО-0.
Автомодельное бюро: МАЗ-503
Минский автомобильный завод постепенно штамповал модель за моделью и их модификации. МАЗ-503 родился как модернизация версии МАЗ-500. Производство велось с 1966 по середину 1970-х годов. В юбилейный год Минского завода, 1970, модель была модернизирована.
Основным отличием от модели «500» была уменьшенная колесная база и узкая направленность — шахтный самосвал. Штампованные секции рамы крепились заклепками. Он размещен соответственно на четырех пружинах, расположенных в продольном направлении. Кроме того, в подвеску внедрены гидравлические амортизаторы, работающие телескопически.
Характеристики кабины изменились в мелких деталях, она также была полностью металлической и собрана сваркой, помимо трех посадочных мест есть спальное место.
Механизм наклона платформы оснащен гидравлической системой, работающей в возвратно-поступательном режиме. Было удобно, что опрокидывание и другие операции по управлению кузовом можно выполнять из кабины.
В систему встроен специальный клапан, который после завершения отгрузки активирует встряхивание погрузочной платформы для лучшего выброса. Для удобства рулевая система оснащена гидроусилителем руля. Изменения коснулись и коробки передач, главный редуктор теперь имел более высокое передаточное число на заднюю ось (9,57).
Тормозная система распространялась только на автомобиль и не имела возможности подключения прицепа (тормозной кран был типа ЗИЛ).
Интересно, что в МАЗ-503В имелось пневматическое управление гидросистемой. Процесс происходит под управлением пневматического распределительного клапана. Кабина оснащалась теми же элементами, что и на «пятисотом» МАЗе. Ручные стеклоподъемники, электрические дворники, напольные коврики, инструменты и личные вещи. Для удобства были даже лежачие зонтики. Про зеркало заднего вида, скорее всего, и упоминать не стоит.
Читайте также: Электросхемы МАЗ: схема электропроводки, электрооборудования, электрическая, автомобиля, проводки, Евро-3
Двигатель и трансмиссия
Своей проходимостью и грузоподъемностью самосвал МАЗ-503 обязан мощному дизелю ЯМЗ-236. Силовая установка имеет 6 цилиндров, расположенных V-образно. Рабочий объем составляет 11,15 литров, из-за чего максимальная мощность находится на уровне 180 лошадиных сил.
Система охлаждения жидкостная, с принудительной циркуляцией антифриза и термостатическим узлом. Последнее устройство предназначалось для создания оптимального температурного режима вне зависимости от погодных условий.
Особенностью установки можно назвать комплексную систему очистки топлива. Перед поступлением в камеру сгорания дизель подвергался грубой и тонкой очистке. Для этого в систему подачи топлива были встроены два фильтра — элемент для хлопковой ровницы первичной очистки и фильтр из древесной муки на порошкообразном бакелитовом пучке.
Это одновременно повышало живучесть агрегата и позволяло использовать некачественное топливо. Аналогичная система использовалась в масляной системе двигателя смешанного типа.
Трансмиссия автомобиля МАЗ-503 представлена механической 5-ступенчатой коробкой передач с синхронизаторами на всех скоростях, кроме первой. Двухдисковое сцепление сухого типа с фрикционами зарекомендовало себя с положительной стороны.
Модернизации и разработки
- МАЗ-503 Опытный I — был разработан еще в 1958 году на базе базовой версии МАЗ-300. Цель состояла в том, чтобы предоставить данные для эффективной карьерной работы. Этот образец в качестве экспоната находится в павильоне Машиностроение на ВВЦ.
- МАЗ-503 Опытный I — следующая версия получила обновленный бампер и апгрейд мощности и технических характеристик. Прототип появился в 1962 году.
- МАЗ-503 — основная модель появилась в 1963 году и выпускалась без доработок до 65-го года.
- МАЗ-503Б — с 1965 по начало 70-х годов — один из самых массовых самосвалов. Модернизированная модель обрела новый кузов с прямыми бортами. Кроме того, открывание двери багажника теперь регулировалось автоматически.
- МАЗ-503А — по сравнению с предшественником «Б» снова изменился внешний вид передней части. Электроприборы заменены на более современные: обогреватель; осветительные приборы и многое другое. Модель выпускалась с 1970 по 1977 год и была заменена МАЗ-5549, построенным на той же базе, но с более широкой переработкой рабочих систем.
Двигатель и трансмиссия
Своей проходимостью и грузоподъемностью самосвал МАЗ-503 обязан мощному дизелю ЯМЗ-236. Силовая установка имеет 6 цилиндров, расположенных V-образно. Рабочий объем составляет 11,15 литров, из-за чего максимальная мощность находится на уровне 180 лошадиных сил.
Система охлаждения жидкостная, с принудительной циркуляцией антифриза и термостатическим узлом. Последнее устройство предназначалось для создания оптимального температурного режима вне зависимости от погодных условий.
Особенностью установки можно назвать комплексную систему очистки топлива. Перед поступлением в камеру сгорания дизель подвергался грубой и тонкой очистке. Для этого в систему подачи топлива были встроены два фильтра — элемент для хлопковой ровницы первичной очистки и фильтр из древесной муки на порошкообразном бакелитовом пучке.
Это одновременно повышало живучесть агрегата и позволяло использовать некачественное топливо. Аналогичная система использовалась в масляной системе двигателя смешанного типа.
Трансмиссия автомобиля МАЗ-503 представлена механической 5-ступенчатой коробкой передач с синхронизаторами на всех скоростях, кроме первой. Двухдисковое сцепление сухого типа с фрикционами зарекомендовало себя с положительной стороны.
Плюсы и минусы
Со временем МАЗ-503 хоть и устарел, но не утратил своих прекрасных рабочих качеств. Модель переняла основной список достоинств и недостатков своего старшего брата — 500-й версии грузовика. На думпере представлены следующие оттенки:
- Хорошая грузоподъемность. Будучи в хорошем состоянии, машина легко может конкурировать в этом плане с современными грузовиками;
- Ориентация на работу. До 90-х МАЗ во главу угла ставил максимальную производительность техники, и только после этого — решения других элементов;
- Наличие спального места позволит водителю отоспаться при необходимости, например в дальней поездке;
- Удобный доступ к двигателю, блоку коробки передач и другим системам машины. Кабина откидывается, что позволяет легко подобраться ко всем частям рабочих органов;
- Плохая внутренняя герметичность и почти полное отсутствие комфорта. Без дальнейших модернизаций рабочее место водителя оставляет желать лучшего;
- В мороз ехать еще более неудобно, спасает только дополнительный обогреватель.
Устройство
МАЗ-6501 имеет лонжеронную «лесенку» из высокопрочной закаленной стали. Спереди самосвалы этой модели оснащены зависимой подвеской с амортизаторами, поперечным стабилизатором и небольшими листовыми рессорами, а сзади — рессорной подвеской балансирного типа.
Вагоны оснащены тормозным комплексом с барабанными механизмами на всех колесах, антиблокировочной системой тормозов и пневмоприводом, а также гидроусилителем руля. Шасси МАЗ-6501 уже на Минском автомобильном заводе оснащается сварными металлическими самосвальными кузовами, откидывающимися при помощи гидравлического механизма.
Самосвальные платформы на МАЗ-6501 бывают как прямоугольными, так и П-образными («корытообразными»), с задней выгрузкой, объемом от 12,5 до 15,4 куб. А также – прямоугольной формы с трехсторонней выгрузкой, объемом от 11 до 14 куб.м.; 22-кубовый кузов с откидными бортами и боковым рельефом.
Механизм подъема (механизм опрокидывания) гидравлический, одноцилиндровый, с электропневматическим дистанционным управлением, с непосредственным воздействием на платформу. Механизм обеспечивает независимое раздельное управление подъемом автомобиля и платформы прицепа на угол 49-3, опусканием, остановкой в промежуточном положении, автоматическим ограничением угла подъема, встряхиванием загруженной платформы в самом конце подъема, для полного сброс груза. Разгрузка осуществляется пневмоэлектрическим открыванием/закрыванием замков багажника.
В качестве зерновозов используются автомобили МАЗ-6501, оборудованные кузовами с трехсторонней или боковой выгрузкой. Работают с прицепами, в составе автопоезда. Конструкция позволяет установку надставных лотков, защитного навеса, препятствующего рассыпанию и выдуванию сыпучих грузов при транспортировке. Данная модель позволяет загружать европоддоны в кузов с помощью вилочного погрузчика.
Для этого на откидных бортах корпуса был сделан дополнительный боковой шарнир. Так что чисто зерновая и «семеноносная» самосвальная сцепка в «несезон» может выступать в роли основного автопоезда и перевозить все грузы в кузовах и прицепах на европоддонах. На базе трехосного самосвала МАЗ-6501 был создан и современный четырехосный самосвал — грузовик с колесной формулой 8х4 МАЗ-6516.
ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЯ
Минский автомобильный завод постепенно штамповал модель за моделью и их модификации. МАЗ-503 родился как модернизация версии МАЗ-500. Производство велось с 1966 по середину 1970-х годов. В юбилейный год Минского завода, 1970, модель была модернизирована. Основным отличием от модели «500» была уменьшенная колесная база и узкая направленность — шахтный самосвал. Штампованные секции рамы крепились заклепками. Он размещен соответственно на четырех пружинах, расположенных в продольном направлении. Кроме того, в подвеску внедрены гидравлические амортизаторы, работающие телескопически. Характеристики кабины изменились в мелких деталях, она также была полностью металлической и собрана сваркой, помимо трех посадочных мест есть спальное место.
Механизм наклона платформы оснащен гидравлической системой, работающей в возвратно-поступательном режиме. Было удобно, что опрокидывание и другие операции по управлению кузовом можно выполнять из кабины. В систему встроен специальный клапан, который после завершения отгрузки активирует встряхивание погрузочной платформы для лучшего выброса. Для удобства рулевая система оснащена гидроусилителем руля. Изменения коснулись и коробки передач, главный редуктор теперь имел более высокое передаточное число на заднюю ось (9,57). Тормозная система распространялась только на автомобиль и не имела возможности подключения прицепа (тормозной кран был типа ЗИЛ).
Интересно, что в МАЗ-503В имелось пневматическое управление гидросистемой. Процесс происходит под управлением пневматического распределительного клапана. Кабина оснащалась теми же элементами, что и на «пятисотом» МАЗе. Ручные стеклоподъемники, электрические дворники, напольные коврики, инструменты и личные вещи. Для удобства были даже лежачие зонтики. Про зеркало заднего вида, скорее всего, и упоминать не стоит.
Различия между модификациями в основном коснулись немногочисленных изменений. Так в МАЗ-503В были переработаны гидравлика и рулевое управление; в МАЗ-503А улучшены характеристики элементов двигателя.
Двигатель
Модель | ЯМЗ-236 |
Тип двигателя | Четырехтактный. Воспламенение от сжатия |
Количество цилиндров | 6 |
Расположение цилиндров | V-образная под углом 900 |
Порядок работы цилиндров | 1 — 4 — 2 — 5 — 3 — 6 |
Объем работы | 11,1 литра |
Коэффициент сжатия | 16,5 |
Максимальная мощность | 180 |
Макс об/мин | 2100 об/мин |
Смесеобразование | Непосредственный впрыск |
Количество клапанов на поршень | 2 (вход и выход) |
Тип стартера | СТ-103 (24 Вт) |
Максимальная скорость на ровном месте при полной нагрузке | 75 км/ч |
Средний расход топлива | 22 литра топлива на 100 км |
Передача | |
Схватить | Двухдисковое сухое трение |
Тип коробки передач | Механика |
Количество передач | 6 (пять вперед и один назад) |
Синхронный | Между 2-3 и 4-5 шагами |
Передаточное число коробки передач | |
Первый | 5.26 |
Второй | 2,90 |
Третий | 1,52 |
Четвертый | 1,00 |
Пятый | 0,66 |
Обеспечить регресс | 5,48 |
Общее передаточное отношение задней оси | 8,28 |
Размеры | |
Колесная база | 3400 мм |
Колесная формула | 4х2 |
Колея заднего колеса | 1865 мм |
Колея передних колес | 1970 мм |
Дорожный просвет (спереди и сзади) | 270 мм |
Длина | 5785 мм |
Ширина | 2500 мм |
Высота | 2650 мм |
Радиус поворота | 8,5 м |
Размер шин | 11-20 мм. |
Подъемные свойства | |
Объем грузового отсека | 3,8/5,1 м3 |
Максимальный вес | 8 тонн |
Масса автомобиля в полной комплектации | 7 250 кг |
Вес при полной загрузке | 15 250 кг |
Максимальная нагрузка на переднюю ось | 3580 кг |
Максимальная нагрузка на заднюю ось | 10 тонн |
Помимо вышеперечисленных характеристик самосвал МАЗ-503 имел две фары и два габаритных огня. Фары работают в двух режимах: ближний и дальний свет. Приборная панель и салон также имели подсветку. Работу электрической сети обеспечивал генератор Г-271 (24 Вт). Также, как и у всей 500-й серии моделей, большим минусом было большое количество выделяемых химикатов. Этот фактор сказался на экологических характеристиках грузовика. На данный момент МАЗ-500 имеет статус ЕВРО-0.
Автомобиль-самосвал (4X2) МАЗ-503Б. Наш автопром
Главная передача на приводные валы двойная с планетарными передачами в ступицах колес, передаточное число 9,57.
Разработан на базе бортового автомобиля МАЗ-500. Первый опытный образец МАЗ-503 был построен в 1958 году. Тогда самосвал прошел несколько длительных испытаний. В 1963 году началась опытная сборка, с 1965 по 1970 год серийное производство. Кузов МАЗ-503 был карьерного типа с невысокими покатыми бортами для перевозки земли и камней. С 1970 по 1977 год началось производство модернизированного самосвала МАЗ-503А. Он предназначался для тех же целей, но получил унифицированный с МАЗ-503Б кузов.