- Об истории модели
- Рулевое управление
- Предназначение «МАЗ-5336». Обзор модификаций
- Описание и сфера применения
- Экстерьер
- Интерьер
- МАЗ 53361
- Особенности устройства и технические характеристики «МАЗ-5336»
- Двигатели «МАЗ-5336»
- Трансмиссия грузовика
- Подвеска, ходовая часть
- Технические характеристики в цифрах
- Недостатки
- Трансмиссия
- Переключение передач
- ДВИГАТЕЛЬ
- Характеристики двигателей ЯМЗ-236БЕ2/ЯМЗ-6562.10Е3:
- Характеристики двигателей МАЗ 5336А5-320/МАЗ 5336А5-321:
- Ходовая часть
- Техническое обслуживание ходовой и подвески
- Двигатели
- Технические характеристики двигателей ЯМЗ-238 на МАЗ-5336
- Модификации двигателей ЯМЗ-238 на разных моделях МАЗ-5336
- Основные версии серии МАЗ 5336:
- Конструкция и особенности тормозной системы
- Тормозные элементы
- Назначение
- Устройство грузовика
- Ремонт и тюнинг
- Кабина «МАЗ-5336»
Об истории модели
Период с 1981 по 1988 год стал для Минского автозавода временем масштабной реконструкции, когда полностью обновилась вся продуктовая линейка. Новые кабины с откидными передними решетками и другой приборной панелью; модернизированные передние мосты, задние мосты, иная рама и тормозная система… С конца 80-х годов начался период серийного производства обновленных, модернизированных семейств МАЗ, в том числе МАЗ-5336, в числе важнейших».
Эту модель в линейке компании можно назвать преемницей МАЗ-5335, стоящего на конвейере Минского автозавода с 1977 года. Это также одно из базовых семейств предприятия, поэтому к изменениям готовились особенно тщательно. Новый МАЗ-5336 уже полностью соответствует современным нормам Международной таможенной системы МДП, предусматривающей перевозку грузов транзитом, в том числе в составе автопоезда.
Основными отличиями МАЗ-5336 от предшественника были: набор более мощных двигателей; модернизированная, более мягкая подвеска; увеличенная грузоподъемность; улучшенные показатели экономичности, улучшенная вибро- и шумоизоляция, более просторный грузовой отсек и увеличенная кабина, доработанные в соответствии с поэмой того времени. В дополнение к наличию солнцезащитного козырька J уже в базовой комплектации. В 1990 году МАЗ-5335 уже окончательно потерял место на перевозчике Минского автозавода .
Рулевое управление
Рулевое управление МАЗ-5336 удобное и практичное. Рулевая колонка регулируется по высоте и вылету, так что водитель любой комплекции может ее приспособить под себя. Рулевое управление МАЗ-5336 включает гидроусилитель руля. Гидроусилитель не ухудшает управляемость и способствует снижению нагрузки на водителя. В целом водители положительно отзываются об гидроусилителе руля и рулевом управлении МАЗ-5336, признавая конструкцию удачной.
К недостаткам рулевого управления можно отнести появление довольно сильного люфта. Для их устранения система нуждается в периодической регулировке стойки, винтовой опоры и редуктора. Процесс усложняется необходимостью демонтажа конструктивного узла.
ГУР МАЗ-5336 состоит из распределителя и силового цилиндра. Они собираются вместе и при необходимости могут быть заменены как единое целое. Составными частями гидроусилителя руля являются:
- насос НШ-10 (устанавливается на двигатель грузового автомобиля);
- резервуар для гидравлической жидкости;
- трубопроводная система.
Для предотвращения попадания грязи и пыли в гидравлику в местах соединений используются резиновые уплотнители.
Полость силового цилиндра гидроусилителя МАЗ-5336 разделена на две части:
- поршень,
- над штампом.
Полости силового цилиндра соединены с каналами в корпусе распределителя посредством трубопроводов.
Принцип работы гидроусилителя руля на МАЗ-5336 следующий:
- при работающем двигателе грузовика гидронасос подает масло на гидроусилитель;
- в зависимости от направления движения тележки гидравлическое масло возвращается в бак или подается в одну из полостей силового цилиндра;
- безмасляная полость соединена сливной линией с баком;
- если грузовик движется прямолинейно, масло подается по напорному шлангу и далее по сливной магистрали обратно в бак;
- если грузовик поворачивает, то при повороте руля гидравлическое масло подается в одну из полостей в силовом цилиндре, оказывая давление на соединенную с ним рулевую тягу;
- если перестать крутить руль, масло начинает течь обратно в бачок.
Усилитель руля на МАЗ-5336 очень чувствительный, что облегчает управление бортовым грузовиком даже при максимальной загрузке. В целом рулевой механизм достаточно надежен, хотя и требует регулярного обслуживания – особенно осмотра на герметичность ГУР и подтяжки болтов для устранения люфта рулевой колонки.
Предназначение «МАЗ-5336». Обзор модификаций
«МАЗ-5336» предназначен для осуществления перевозок внутригородских, пригородных и межрайонных грузов различного типа, по дорогам с твердым покрытием. Все модификации этого семейства полностью соответствуют требованиям международной таможенной системы «TIR.».
В базовой модификации автомобиль МАЗ-5336 представляет собой двухосное универсальное шасси средней грузоподъемности номинальной грузоподъемностью 10,9 тонны. Колесная формула модели 4 х 2. Это универсальное автомобильное шасси предназначено для установки надстроек и спецтехники различных типов: автоцистерн, строительной и коммунальной техники, эвакуаторов, автоцистерн, пожарной техники и т.д.оборудования, причем не только нагрузочного, но и междисциплинарного.
За счет такой универсальности Минский автозавод безуспешно пытался расширить аудиторию продаж своей продукции в кризисные годы «выживания» 90-х. Но, несмотря на обилие различных вариантов использования шасси, самым популярным был конечно хорошо известный всем нам встроенный вариант; часто и повсеместно встречаются на дорогах. Вскоре ее популярность начала неуклонно расти не только в России, но и в Восточной Европе.
Секрет такой популярности прост. Автомобиль «МАЗ-5336» позволяет перевозить грузы как по внутригородским, так и междугородним маршрутам с минимальными затратами. Основными преимуществами грузовиков МАЗ являются доступная, по сравнению с европейскими аналогами, цена; выносливость; простая конструкция в сочетании с высокой ремонтопригодностью; наличие запчастей; износостойкость. Все это оказалось очень полезным в этой отрасли.
Основные модификации МАЗ-5336 следующие:
- «МАЗ-53361» — базовая версия с 330-сильным дизелем;
- «МАЗ-53362» — более экономичный вариант с двигателем мощностью 300 л.с;
- «МАЗ-53363» — модель также с дизельным двигателем мощностью 330 лошадиных сил;
- «МАЗ-53366» — специальный двухосный вариант грузовика, с двигателем ЯМЗ-238М2 (240 л.с.). Грузоподъемность — 8,28 тонны.
В настоящее время эти модификации больше не выпускаются. В продуктовую линейку Минского автомобильного завода входят модификации МАЗ-5336А3-320/МАЗ-5336А5-320 и МАЗ-5336А3-321/МАЗ-5336А5-321, оснащенные более современными шести- и восьмицилиндровыми двигателями ЯМЗ, соответствующими экологические стандарты «Евро-3».
«МАЗ-5336» представляет собой бортовой грузовик с металлической платформой, пол которой деревянный, а борта представляют собой металлические проемы. Грузовик приобретает знакомый вид после установки тента. Чаще всего МАЗ-5336 использовался и продолжает использоваться вместе с прицепом, в составе автопоезда. Собственная масса грузовика составляет 18 тонн, а в составе поезда — 40 тонн.
Описание и сфера применения
Модель МАЗ 53366 (021) представляет собой бортовой автомобиль с колесной формулой 4х2 и снаряженной массой 18 т. Кузов имеет вид сварной металлической платформы, с деревянным полом, оснащенным откидными бортами сзади и по бокам.
Экстерьер
Внешний вид МАЗ этой серии вполне стандартный и типичный для своего класса. Автомобиль имеет бескапотную кабину (как у МАЗ-500) строгого прямоугольного дизайна, оснащенную двумя дверями, и довольно массивную, крупную решетку радиатора, окрашенную в более темный или более светлый оттенок, контрастирующий с основным тоном техники.
В центральной части размещена корпоративная эмблема предприятия. Бампер крепкий и надежный, изготовлен из металла.
Над лобовым стеклом грузовика находится пластиковая накладка в виде козырька. Кроме того, пластиковые элементы размещены на боковых ребрах в передней части кабины. Двери — большие, оборудованы специальными запирающими механизмами.
Серьезность и «брутальность» машине придают ее массивные колеса, уткнувшиеся в кузов, и строгие аккуратные арки, со специальной ступенькой для залезания в кабину.
Габариты и технические характеристики МАЗ 53366 021 можно назвать очень внушительными и достойными уважения: Длина, включая погрузочный борт, составляет 8,62 м, при ширине 2,5 м. Высота этой «рабочей лошадки» составляет 3,16 м, размер колесной базы — 4,9 м.
Интерьер
Кабина оборудована подрессоренным сиденьем, регулируемым по высоте и длине, с возможностью изменения угла наклона спинки и подушки. Посадка высокая, что вместе с наличием двух больших боковых зеркал обеспечивает хороший обзор.
В целом интерьер салона автомобиля можно назвать лаконичным. Есть сиденья, предназначенные для водителя и пассажира, оборудованные трехточечными ремнями безопасности. Кроме того, есть два «спальных мешка», в виде кровати и навесной полки.
При желании в нем можно установить дополнительную перегородку, отделив таким образом место отдыха от основной зоны.
Промежуток между водительским и пассажирским сиденьями разделен торпедой, которая плавно перетекает в рабочую панель, оборудованную специальными отделениями для документов и различной мелочевки.
Панель управления имеет достаточное количество необходимых датчиков и переключателей. Есть место для радио с динамиками.
Особого внимания заслуживает рулевая колонка, регулируемая по высоте и углу наклона в довольно широком диапазоне.
Проще говоря, здесь все в меру. Это надежный и простой в эксплуатации автомобиль. Этим и объясняется широкий спектр применения.
Грузовики этой серии предназначены для перевозки грузов различного назначения и типа. Подходит для использования в автопоездах. Используется в различных отраслях промышленности, в том числе:
- Легкая и перерабатывающая промышленность;
- Строительная отрасль;
- Сельское хозяйство и так далее
МАЗ 53361
Платформа с коленной формулой 4×2. Вес грузовика 18 тонн, в составе автопоезда — 40 тонн.
Конструкция кузова представляет собой сварную металлическую платформу с откидными бортами по бокам и сзади. Пол в грузовом отсеке сделан из дерева. Кабина грузовика оборудована спальным местом для водителя. Комфорт водителю обеспечивает подрессоренное сиденье, регулируемое по длине и высоте, а также по углу наклона спинки и подушки.
Особенности устройства и технические характеристики «МАЗ-5336»
«МАЗ-5336» позаимствовал общую конструкцию своего предшественника, но получил ряд изменений, в том числе достаточно заметных в эксплуатации. Например, благодаря усовершенствованной передней подвеске со стабилизаторами поперечной устойчивости, состоящей из амортизаторов, стоек, полукруглых рессор, ход грузовика стал намного плавнее и мягче.
Двигатели «МАЗ-5336»
Все модификации грузовиков семейства МАЗ-5336 оснащались только дизелями ЯМЗ производства Ярославского моторного завода. Гамма агрегатов, устанавливаемых на эту модель грузовика, включает четырехтактные V-образные восьмицилиндровые, объемом 14,86 л, жидкостного охлаждения и непосредственного впрыска топлива, турбированные (кроме одного) дизельные двигатели.
На «классике» «МАЗ-5336»:
- На МАЗ-53362 — дизельный двигатель ЯМЗ-238Б, номинальная мощность — 300 л.с.
- На МАЗ-53361 и МАЗ-53363 — двигатели ЯМЗ-238ДЕ, номинальная мощность — 330 л.с.
- На МАЗ-53366 — нетурбированный агрегат ЯМЗ-238М2, номинальная мощность которого составляет 240 лошадиных сил.
На «МАЗ-5336» «XXI век»:
- На МАЗ-5336А3-320 / МАЗ-5336А5-320 — новые 330-сильные турбированные дизели ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-6582.10Е3 (Евро-3), с новой коробкой передач ЯМЗ-2381(8)».
- На МАЗ-5336А3-321 / МАЗ-5336А5-321 — новые 250-сильные дизели ЯМЗ-6562.10Е3 (Евро-3), также в сочетании с ЯМЗ-2381(8) МКПП)».
Кроме того, небольшая часть МАЗов семейства 5336 (под индексом МАЗ 533632-321) в начале 2000-х выпускалась с дизельными двигателями немецкого производства Deutz BF 6M1013 FC (Евро-3), мощностью 245 л.с. Эти двигатели работают с коробками передач ZF 9S75».
Трансмиссия грузовика
Коробка передач МАЗ-5336 имеет внушительный срок службы и заслуженно считается одним из самых надежных конструктивных элементов автомобиля этого семейства. Изготовителем трансмиссии также является Ярославский моторный завод. В составе коробки передач — двухдисковое сцепление, с гидроусилителем, механическим приводом отключения и периферийными пружинами; 4-ступенчатая механическая коробка передач «ЯМЗ-2381» с демультипликатором (общее количество передач — восемь). За счет демультипликатора, повышающего крутящий момент, количество передач увеличивается в 2 раза. Все передачи, кроме задней, снабжены синхронизаторами.
Карданная передача представлена двумя последовательными валами с промежуточной опорой, главная передача двухступенчатая и разнесенная. Передаточное число приводного вала 5,49.
Читайте также: Генератор на мотоблок устройство, схема, изготовление своими руками
Подвеска, ходовая часть
Подвеска на автомобилях «МАЗ-5336» — рессорная. Конструкция передней подвески основана на продольных полуэллиптических рессорах. Передняя подвеска также оснащена амортизаторами и стабилизаторами, обеспечивающими поперечную устойчивость. Задняя подвеска выполнена из двух основных рессор и двух дополнительных рессор, а также снабжена стабилизатором поперечной устойчивости.
На грузовики МАЗ-5336 устанавливаются бездисковые колеса. Размер шин — «11.00/R20». Рабочая тормозная система имеет барабанные механизмы и двухконтурный пневматический привод. Такая конструкция снижает вероятность полного отказа тормозной системы и сокращает тормозной путь. Стояночный тормоз конечно же тоже присутствует в конструкции. Основным прицепом, составляющим состав вагона с МАЗ-5336, является модель МАЗ-837810».
Технические характеристики в цифрах
Размеры:
- Длина — 8,6 м; ширина – 2,57 м; высота — 3,16 м.
- Колесная база – 4,9 м;
- Дорожный просвет – 230 мм;
- Минимальный радиус поворота — 9,1 м;
- Площадь платформы – 14,35 кв.м;
- Внутренние размеры платформы составляют 6,1 х 2,42 х 2,330 метра;
- Обычный объем стандартной платформы — 34,5 куб.
Массовые параметры:
- Собственная масса автомобиля составляет 8,2 тонны;
- Обычная допустимая грузоподъемность — 9,8 тонны;
- Разрешенная полная масса поезда — 40 тонн;
- Допустимая полная масса — 18 тонн;
- Полная развесовка: на переднюю ось — 6,5 т; на заднюю ось — 11,5 т.
Динамические свойства:
- Максимальная скорость – 100 км/ч;
- Время разгона до 60 км/ч – 50 секунд;
- Торможение со скорости 60 км/ч до нуля — 36,7 метра.
Недостатки
МАЗ 5336 имеет репутацию очень надежного автомобиля. Однако модель не лишена недостатков. Основным недостатком серии является высокий расход топлива. Проблема особенно очевидна на старых версиях.
Салон МАЗ 5336 обеспечивает минимум комфорта по современным меркам. Автомобиль неприхотлив и выдерживает большие нагрузки, а вот с удобством работы дела обстоят не очень хорошо, что сразу чувствуется при дальних поездках. Часть проблемы решается правильной регулировкой кресла.
Версии конца 1990-х часто имеют дефекты отдельных элементов. Подобные проблемы в более поздних модификациях являются исключением.
Трансмиссия
Трансмиссия МАЗ 5336 считается одной из самых надежных и имеет большой ресурс. Ярославский моторный завод занимается производством деталей для моделей этой серии. Основу коробки передач составляет 4-ступенчатая коробка передач механического типа ЯМЗ-2381, дополненная демультипликатором. Благодаря этой функции увеличивается количество скоростей и максимальный крутящий момент. Все передачи, кроме задней, снабжены синхронизаторами. Трансмиссия также включает двухдисковое сцепление с периферийными пружинами и гидравлическим или пневматическим усилителем. Главная передача имеет двойной шаг, карданный механизм — двойной. Ведущий вал имеет передаточное число 5,49.
Переключение передач
Коробка передач на МАЗ-5336 с двигателями семейства ЯМЗ-238, также от ярославского агрегата — ЯМЗ-2381. Это четырехступенчатая механическая коробка передач. Для увеличения числа скоростей на коробку передач устанавливается демультипликатор. Таким образом, механическая коробка передач имеет 8 скоростей. 7 передач снабжены синхронизатором, он не только задней передачи.
Учитывая, что шестерни 1-й передачи не имеют синхронизатора, переключение на 1-ю передачу можно производить только после значительного снижения скорости.
Сцепление на большинстве коробок передач ЯМЗ-2381 двухдисковое, но есть и однодисковые модификации. Механическая коробка передач также оснащена гидроусилителем.
Особенностью коробки передач на МАЗ-5336 является то, что коробка передач находится довольно далеко от водителя. Это потребовало реализации дистанционного управления КПП. Передающая удаленная станция состоит из:
- механизм переключения передач (размещен непосредственно на коробке передач);
- рычаги (они установлены в кабине и соединены с рычагом переключения передач).
Для предотвращения одновременного включения двух передач на коробке передач МАЗ-5336 предусмотрена блокировка. При движении одного из стержней остальные фиксируются в нейтральном положении. Этот механизм реализован с помощью шариков, которые выходят из углубления и входят в положение штока, не давая ему войти в рабочее положение.
Схема переключения передач МАЗ-5336 представлена ниже.
ДВИГАТЕЛЬ
Последние модели МАЗ 5336 оснащаются 4 типами двигателей. Агрегаты расположены продольно в передней части кабины и оснащены механизмом предпускового подогрева, обеспечивающим возможность запуска при минусовых температурах.
Для модификаций МАЗ 5336А3-320 / МАЗ 5336А3-321 используются дизельные двигатели ЯМЗ-236БЕ2 (Евро-2) и ЯМЗ-6562.10Е3 (Евро-3). V-образные силовые установки имеют жидкостную систему охлаждения, турбокомпрессор, интеркулер и систему подачи топлива Common Rail. Они не требовательны к качеству топлива и эффективно работают на российском топливе.
Характеристики двигателей ЯМЗ-236БЕ2/ЯМЗ-6562.10Е3:
- рабочий объем – 11,15 л;
- номинальная мощность — 184 (250) кВт (л.с.);
- максимальный крутящий момент – 1078/1128 Нм;
- номинальная скорость — 2000/1900 об/мин;
- количество цилиндров — 6.
Для моделей МАЗ 5336А5-320 / МАЗ 5336А5-321 используются приборы ЯМЗ-238ДЕ2 (Евро-2) и ЯМЗ-6581.10 (Евро-3). Эти двигатели оснащены непосредственным впрыском топлива, турбокомпрессором и интеркулером.
Характеристики двигателей МАЗ 5336А5-320/МАЗ 5336А5-321:
- рабочий объем – 14,86 л;
- номинальная мощность — 243 (330) кВт (л.с.);
- максимальный крутящий момент – 1225/1274 Нм;
- номинальная скорость — 2100/1900 об/мин;
- количество цилиндров — 8 (V-образное расположение).
Ходовая часть
вождение МАЗ-5336 — это сила. Конструкция подвески была позаимствована у предыдущих моделей белорусского производителя, но доработана за счет устранения имеющихся недостатков.
Грузовики МАЗ-5336 имеют рессорную подвеску:
- Передняя подвеска полуэллиптическая, оснащена амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости.
- Задняя подвеска – включает пару основных рессор и пару дополнительных рессор, снабженных стабилизаторами поперечной устойчивости.
Передняя подвеска имеет простую, но надежную и эффективную конструкцию. Он состоит из следующих частей:
- две продольные пружины;
- лестницы;
- передний мост.
Пружины изготовлены из устойчивой к нагрузкам стали, в поперечном сечении профиль образует букву «Т». Таким образом можно избежать возможных смещений. Передняя часть рессор надежно крепится к раме грузовика, позволяя ему свободно двигаться в вертикальном направлении. Задние части рессор размещены на механизмах скольжения, благодаря которым вибрации успешно гасятся.
Передние амортизаторы МАЗ-5336 гидравлические и крепятся к передней оси с помощью кронштейна. Амортизаторы эффективно гасят колебания передних рессор, что позволяет продлить срок службы рамы. Даже при движении по неровным дорогам тряска в кабине грузовика практически не чувствуется.
Задняя подвеска МАЗ-5336 должна выдерживать гораздо большие нагрузки, поэтому имеет более сложную конструкцию. Концы рессор, как и передняя подвеска, опираются на опоры. Центральная часть рессор крепится лестницами к балансирам. Балансиры имеют подвижное крепление и качаются на осях.
Колеса МАЗ-5336 20-дюймовые бездисковые.
Техническое обслуживание ходовой и подвески
Ходовая часть грузовика МАЗ-5336 в процессе эксплуатации подвергается значительным нагрузкам, поэтому требует регулярного и своевременного обслуживания для стабильной работы подвески. При визуальном осмотре передней и задней подвески особое внимание необходимо уделить гайкам и другим соединениям, так как они часто ослабевают из-за вибрационных нагрузок.
При ТО передней подвески МАЗ-5336 проверяют состояние:
- лестничные гайки;
- крепление стабилизатора;
- крепление амортизатора;
- крепление кронштейна.
Если гайки ослаблены и наблюдается люфт, следует максимально затянуть крепеж.
Передние и задние рессоры МАЗ-5336 также требуют внимания при техническом обслуживании, так как они могут изнашиваться из-за проскальзывания пластин и износа подшипниковых деталей. В процессе работы вам понадобятся:
- осмотрите и смажьте пружинные пластины и крепеж графитной смазкой (особенно если появляется скрип);
- проверить положение листовых рессор относительно друг друга;
- замените пальцы и втулки, если износ превышает 2 мм;
- замените втулки балансира, если они деформированы.
Амортизаторы – еще один элемент ходовой части, требующий внимания при обслуживании МАЗ-5336, так как именно эти детали поглощают энергию вибрации при движении бортового грузовика. Амортизаторы необходимо менять не реже одного раза в год, и может потребоваться преждевременная замена амортизаторов, если они имеют визуальные повреждения.
Двигатели
Технические характеристики двигателей ЯМЗ-238 на МАЗ-5336
Двигатели на МАЗ-5336 устанавливал почти исключительно ярославский агрегат — можно найти машины с десятком разных двигателей из семейства ЯМЗ-238. Машины также собирались с 245-сильным немецким двигателем Deutz, но широкого распространения такие модификации не получили. Но вне зависимости от версии шасси все двигатели работают на дизеле.
Несмотря на то, что на грузовик МАЗ-5336 устанавливалось несколько вариантов двигателей ЯМЗ-238, все они относятся к одному семейству. Это V-образные дизельные восьмицилиндровые двигатели. Угол развала составляет 90 градусов по отношению к вертикали — 135 градусов. Что касается габаритов двигателей, то они также одинаковы для всей серии:
- длина — 130 мм;
- ширина — 140 мм.
Объем рабочей камеры чуть меньше 15 литров, камеры сгорания – 1,86 литра. В линейке двигателей МАЗ-5336 ЯМЗ-238 есть как атмосферные, так и турбированные силовые установки. Степень сжатия дизеля 16,5.
Двигатели семейства ЯМЗ-238 отличаются качественными деталями. При разработке двигателей этой серии были усовершенствованы:
- коленчатый вал;
- цилиндрический блок;
- группа марок.
Блок цилиндр-поршень крепится к чугунному шатуну с бронзовой вставкой. Штамп ЦПГ отлит из силумина. Стальные маховики можно встретить в 2-х вариантах:
- широкий (для двухдискового сцепления);
- узкий (для однодискового сцепления).
Подача топлива на двигателях ЯМЗ-238 осуществляется механической поршневой системой. Двигатели имеют водяное охлаждение и комбинированную систему масляной смазки (напорно-распылительную).
Для того чтобы двигатели МАЗ-5336 соответствовали требованиям Евро-1, на двигатели был установлен жидкостно-масляный теплообменник, а также применен более мощный водяной насос. Цилиндро-поршневая группа получила более эффективную систему отвода тепла. Турбированные двигатели МАЗ-5336 имеют дополнительный интеркулер. В рамках доведения ЯМЗ-238 до Евро-1 была разработана принципиально иная система подачи топлива.
Для достижения показателей Евро-2 двигатели ЯМЗ-238 также получили ряд доработок. В частности, на двигатели был установлен более производительный топливный насос.
Модификации двигателей ЯМЗ-238 на разных моделях МАЗ-5336
Основные версии серии МАЗ 5336:
- МАЗ 53361 — бортовой грузовик полной массой 18 тонн (4 х 2). В составе автопоезда масса может достигать 40 тонн. Кузов автомобиля выполнен в формате металлической платформы с деревянным полом, задними и боковыми столиками, которые можно открыть. Модель оборудована кабиной со спальным местом. В качестве силовой установки используется V-образный 8-цилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом (рабочий объем — 17,2 л, номинальная мощность — 360 л.с.). Автомобиль комплектуется 9-ступенчатой коробкой передач.
- МАЗ 53362 — бортовой грузовик полной массой 18 тонн. Модель предполагает работу в составе автопоезда полной массой до 38 тонн. Автомобиль имеет параметры, аналогичные версии МАЗ 53361, но считается более экономичным. В моторном отсеке установлен турбированный дизельный агрегат ЯМЗ-238Б. При рабочем объеме 14 866 литров двигатель развивает мощность 300 л.с. Основа — 4-ступенчатая синхронизированная коробка передач с демультипликатором (общее количество скоростей — 8).
- МАЗ 53363 — дизельный автомобиль полной массой 18 тонн. Вес вагонного поезда составляет 38 тонн. Модель запущена в производство в 1990 году. Кузов выполнен в виде металлической платформы и имеет открывающиеся борта (заднюю и боковые). МАЗ 53363 оснащен V-образным турбированным двигателем ЯМЗ-238Д с всережимным регулятором скорости и муфтой переднего хода для впрыска топлива. Агрегат имеет рабочий объем 14 866 литров, номинальную мощность 330 л.с. Коробка передач у модели та же, что и у МАЗ 53362 – 4-ступенчатая с демультипликатором.
- МАЗ 533603-220 — бортовая модификация, предназначенная для городских, пригородных и региональных перевозок. Модель соответствует стандартам системы МДП и подходит для транзитных перевозок в составе автопоезда массой до 36 тонн. Машина оснащена двигателем ЯМЗ мощностью 250 л.с.
- МАЗ 533605-220 представляет собой двухосный бортовой автомобиль с площадкой площадью 14,5 кв. Модель оснащена агрегатом ЯМЗ мощностью 330 л.с. Разрешенная масса в составе автопоезда – 44 тонны.
- МАЗ 53366 — двухосный бортовой вариант полной массой 16,5 т. В составе вагонного состава полная масса составляет 28,5 тонн. Кузов МАЗ 53366 выполнен в формате металлической платформы размерами 6100 х 2420 х 2330 мм. Задняя и боковые панели могут открываться. При этом есть версии с тентом и без него. Кабина автомобиля увеличена и имеет 2 спальных места. Модель оснащена турбированным дизельным двигателем ЯМЗ-238М2 рабочим объемом 14 866 и мощностью 240 л.с. Другие особенности включают рессорную подвеску, бездисковые колеса и 5-ступенчатую коробку передач.
В настоящее время производство этих модификаций прекращено. В линейке Минского автозавода их сменили следующие версии:
- МАЗ 5336А3-320/ МАЗ 5336А5-320;
- МАЗ 5336А3-321/ МАЗ 5336А5-321.
Новые модификации отличаются улучшенной конструкцией и новыми 6- и 8-цилиндровыми двигателями ЯМЗ, соответствующими экологическим нормам Евро-3.
Также доступны различные варианты со специальными надстройками.
Конструкция и особенности тормозной системы
Тормозная система МАЗ 53366, схема которой представлена в технической документации на автомобиль, состоит из следующих элементов:
Система торможения
- Работающая система, контролирующая остановку всех колесных пар грузовика, задняя и передняя оси которого тормозятся отдельно. Тормоза на автомобиле оснащены электропневматическими модуляторами антиблокировочной системы (АБС).
- Компоненты стояночного и резервного торможения, влияющие на процесс торможения деталей среднего и заднего мостов автомобиля, питаемые от тормозных камер с энергоаккумуляторами пружинного типа.
- Вспомогательные системы, работающие совместно с трансмиссией грузовика за счет создания гидравлического сопротивления в системе выпуска газов через дроссельную заслонку, снабженную пневмоприводом. Его назначение: замедлять автомобиль на длинных спусках по дорогам плохого качества.
Кроме того, в модель включены:
- Система «ограничитель скорости», конструкция которой состоит из цилиндра и пропорционального клапана.
- Противоскользящая функция, включающая электропневматический клапан и два двухлинейных клапана.
Для управления перечисленными функциями используется электроника.
Тормозные элементы
Этот грузовик оснащен барабанными тормозами с двумя внутренними колодками и легкосъемным тормозным барабаном. Колодки со стороны, противоположной крючкам возвратной пружины, снабжены выходами, предназначенными для более удобного снятия пружины при замене колодки или колодки.
Грузовик имеет тормозные камеры диафрагменного типа, которые используются для остановки передних колес грузовика при запуске рабочей системы. Задние и средние колеса останавливаются через камеры с подпружиненными энергоаккумуляторами, которые срабатывают после включения систем рабочего, стояночного и аварийного торможения.
Назначение
Грузовик идеально подходит для перевозок по дорогам с твердым покрытием, а именно пригородным, внутригородским и межрегиональным.
Двухосное шасси подходит для монтажа цистерн, надстроек, а также строительной и коммунальной техники. Этот грузовик также распространен для установки эвакуаторов и пожарной техники. Часто используется в составе конструкций вагонов для перевозки грузов на дальние расстояния.
Это расширяет рабочий профиль и показывает всю универсальность. Дизайн автомобиля адаптирован для дальних поездок. Есть и дополнительные модификации МАЗ, включающие спальное место, предназначенное для водителя.
Пассажирские автобусы собираются на основе этой конструкции, подтверждая этим всю универсальность и уникальность модели автомобиля.
Устройство грузовика
- блок питания;
- механизм сцепления выполнен в виде сферической гайки, рукоятки управления и пружинного устройства;
- передача;
- тормозная система (барабанная с внутренними колодками и диафрагмой впереди);
- электрооборудование, цветовая схема которого указана в руководстве пользователя.
Несмотря на большое количество вариантов использования шасси, встроенный вариант пользуется спросом. Встречается на дорогах не только постсоветского пространства, но и Восточной Европы.
Ремонт и тюнинг
Тюнинг автомобиля поможет улучшить некоторые технические характеристики. Например, амортизаторы можно заменить для более комфортной езды.
Руководство по ремонту МАЗ-533603-221 от автозавода:
- при проблемах со стартером, например, если он не крутит коленчатый вал, рекомендуется проверить уровень заряда аккумуляторов, контакты силового цепного механизма, состояние контактов реле и щеточных контактов;
- в случае засорения топливопровода или впуска необходимо разобрать и промыть детали, а сам топливный привод продуть;
- когда вода в топливных дисках начнет замерзать, тщательно прогрейте топливопровод, фильтрующие элементы и топливный бак;
- если рабочая жидкость начинает густеть в топливопроводах, необходимо прокачать систему и заменить масляную жидкость;
- если поломка связана с тем, что упал уровень давления наддува, необходимо устранить течи в системе, очистить турбокомпрессор от нагара.
Кабина «МАЗ-5336»
Кабина МАЗ-5336 двухместная, подрессоренная, откидывается вперед при помощи гидроцилиндра с ручным управлением. В базовой комплектации МАЗ-5336 имеет ремни безопасности, антиблокировочную систему тормозов с АБС (НП РУП «Экран»), сиденье водителя с подвеской и предпусковой подогреватель силового агрегата.
Сиденье водителя грузовика не только подрессорено, но и снабжено регулировками по длине, высоте, наклону подушки и спинки. Рулевая колонка также оснащена системой регулировки. Салон для дальнемагистральных рейсов имеет два спальных места. Внутреннее пространство отличается от предыдущей модели МАЗ более солидным пространством и множеством дополнительных полок. Также кабина грузовика семейства МАЗ-5336 оборудована задним защитным устройством; продвинутая система звукоизоляции; электрические и пневматические выходы.