- Появление нового советского военного автомобиля МАЗ-543
- Неожиданное решение по выбору компоновки кабины МАЗ-543
- Технические характеристики МАЗ-543
- История создания
- Базовая модель МАЗ-543
- Пожарный «Ураган»
- Особенности МАЗ-543А
- Эксплуатация военной техники
- Промежуточные и единичные машины линейки
- Различные опытные образцы и мелкосерийные машины, выпущенные на базе МАЗ-543
- Особенности МАЗ-543М
- Поколения тягача
- Первое поколение
- Второе поколение
- Третье поколение
- Четвертое поколение
- Модификации шасси
- «Ураган» огненных стрел
- Габариты и масса
- Двигатель и коробка передач
- АА-60 МАЗ 543А «Ураган»
Появление нового советского военного автомобиля МАЗ-543
После освоения производства МАЗ 537 серии на Минском автомобильном заводе из Ярославля в Минск была направлена группа инженеров, задачей которой была разработка новой боевой машины с использованием базы и наработок, использованных при создании МАЗ-537.
Автомобиль МАЗ-543 начали разрабатывать уже в конце 1950-х годов. Для этого специальное конструкторское бюро №1 под руководством Шапошникова использовало все свои знания, накопленные с 1954 года. С помощью ярославских инженеров в 1960 году был готов проект шасси МАЗ-543. Советское правительство очень быстро отреагировало на это известие и 17 декабря 1960 года издало постановление, предписывающее в кратчайшие сроки наладить производство шасси МАЗ-543.
Через 2 года были готовы первые 6 образцов шасси МАЗ-543. Две из них были сразу отправлены в Волгоград, где на шасси МАЗ-543 на заводе «Баррикады» были установлены опытные пусковые установки и баллистические ракеты Р-17 с жидкостным двигателем.
Первые готовые ракетоносцы были отправлены на полигон Капустный Яр в 1964 году, где были проведены первые конструкторские испытания. В процессе испытаний шасси МАЗ-543 показало себя с хорошей стороны, так как СКБ-1 имело опыт разработки таких машин с 1954 года.
Неожиданное решение по выбору компоновки кабины МАЗ-543
Новый ракетный комплекс, получивший название «Темп-С», имел очень длинную ракету (12 380 мм), поэтому длины шасси явно не хватало. Было решено сделать в середине салона специальное углубление, но оно не было выполнено. Поскольку оставалось только удлинить раму, главный конструктор Шапошников принял очень смелое и неординарное решение — большую кабину разделить на две изолированные, между которыми разместили боевую часть ракеты.
Такое разделение салона никогда не применялось на такой технике, но этот способ оказался единственно правильным решением. В дальнейшем большинство предшественников МАЗ-543 имели кабины такого типа. Еще одним оригинальным решением стало использование нового материала для изготовления кабин МАЗ-543. Они были сделаны не из металла, а из полиэфирной смолы, армированной стекловолокном.
Хотя сразу нашлось много скептиков, заявивших о неприемлемости использования в кабине самолета материала, похожего на пластик, испытания, проведенные на кабине, показали обратное. В ходе испытаний под ударной нагрузкой испытательный стенд разрушился, но сама кабина уцелела.
Навесные бронелисты были разработаны специально для кабины. Так как МАЗ-543 должен был в обязательном порядке вписаться в железнодорожный формат, то кабины получили по 2 посадочных места, причем сиденья располагались не в ряд, а друг за другом.
Технические характеристики МАЗ-543
При проектировании МАЗ-543 было использовано множество оригинальных конструкторских решений:
- Первоначальная рама состояла из 2 гнутых балок повышенной упругости. Для производства использовались технологии сварки и клепки;
- Для обеспечения необходимой плавности хода была выбрана независимая подвеска рычажно-торсионного типа;
- Трансмиссия тоже была очень оригинальной. Четырехступенчатая гидромеханическая коробка передач позволяла переключать передачи без тормозного усилия;
- Открытость машины обеспечивали 8 ведущих колес, каждое из которых имело систему автоматической подкачки. Регулируя давление в шинах, удалось добиться высоких внедорожных характеристик даже на самых сложных участках бездорожья;
- Танковый двигатель Д-12А-525 давал машине необходимый запас хода. Объем этого 12-цилиндрового двигателя мощностью 525 л.с составлял 38 880 л;
- На машине было 2 топливных бака емкостью по 250 литров каждый. Также имелся дополнительный алюминиевый бак на 180 литров. Расход топлива может варьироваться от 80 до 120 литров на 100 км;
- Грузоподъемность шасси составляла 19,1 т, а собственная масса автомобиля около 20 т в зависимости от модификации.
Габариты шасси МАЗ-543 диктовались габаритами ракеты и пусковой установки, поэтому ранее они были указаны в техзадании:
- Длина МАЗ-543 составляла 11 265 мм;
- Высота — 2900 мм;
- Ширина — 3050 мм.
Благодаря раздельным кабинам удалось без проблем разместить ракету «Темп-С» на шасси МАЗ-543».
История создания
На Минский завод были направлены опытные инженеры из Ярославля. В 1959 году компания получила новое направление развития – производство универсальных грузовиков. Создание и запуск успешной 537-й серии доказали, что в Минске можно производить спецтехнику. В конце 50-х МАЗ получил большинство госзаказов на производство военной техники. Перед мастерами была поставлена задача создать мощную 4-осную полноприводную машину — универсальное колесное шасси, на которое можно было бы установить военную технику. После различных экспериментов конструкторы решили сделать выбор в пользу колесной базы, оставив гусеницы.
От модели МАЗ-537 было взято лучшее — рама и мост. Многие технические характеристики были значительно улучшены. За хорошую скорость и динамику автомобиль МАЗ-543 получил название «Ураган». К середине 1962 года было готово шесть прототипов, которые отправили в Волгоград для установки на них военного оборудования.
Базовая модель МАЗ-543
Самым первым представителем семейства автомобилей МАЗ-543 стало базовое шасси грузоподъемностью 19,1 т, которое получило название МАЗ-543. Первое шасси под этим индексом было собрано в количестве 6 экземпляров в 1962 году. Всего за всю историю производства был выпущен 1631 экземпляр.
Некоторое количество шасси МАЗ-543 было отправлено в армию ГДР. Там их оснастили цельнометаллическими тентовыми кузовами, которые можно было использовать как для перевозки грузов, так и для перевозки личного состава. Кроме того, МАЗы оснащались мощными прицепами, что превращало их в мощные балластные тягачи. Машины, которые не использовались в качестве тягачей, переоборудовали в передвижные мастерские или эвакуаторы.
МАЗ-543 изначально проектировался для размещения тактических ракетных комплексов на шасси. Первым комплексом, который разместили на шасси МАЗ-543, стал «ТЕМП». После этого на шасси МАЗ-543 смонтировали новую пусковую установку 9П117.
Также на базе МАЗ-543 были собраны следующие комплексы и системы:
- Береговой ракетный комплекс «Рубеж»;
- Пункты управления боевыми действиями;
- Специальный военный автокран 9Т35;
- Станции связи;
- Дизельные автономные электростанции.
На базе МАЗ-543 монтировалось и другое специфическое оборудование.
Пожарный «Ураган»
Особого внимания заслуживает модификация МАЗ-543 в качестве пожарной машины. Машина была сделана для использования в аэропортах. Внедрение прошло настолько успешно, что части оборудования до сих пор находятся на «вооружении».
Среди особенностей пожарной машины МАЗ можно отметить бак для воды на 12 000 литров и дополнительный пенобак на 900 литров, что позволяет тушить крупные пожары в аэропортах. К сожалению, из-за громоздкой конструкции автомобиль нельзя использовать в городских условиях.
Единственный недостаток, который выделяется в противопожарной модификации «Урагана», — это большой расход топлива, достигающий 100 литров.
Особенности МАЗ-543А
В 1963 году была выпущена опытная модификация шасси МАЗ-543А. Данная модель предназначалась для установки СПУ ОТРК «Темп-С». Модификацию МАЗ-543А начали выпускать в 1966 году, а серийное производство развернули только в 1968 году.
Специально для размещения нового ракетного комплекса база новой модели была немного увеличена. Хотя на первый взгляд видимых отличий нет, на самом деле конструкторы немного увеличили передний свес автомобиля, сдвинув кабины вперед. За счет увеличения переднего свеса на 93 мм получилось удлинить полезную часть рамы до 7 метров.
Новые модификации МАЗ-543А в первую очередь предназначались для установки на их базы реактивной системы «Темп-С» и реактивной системы залпового огня «Смерч». Примечательно, что хотя пусковые установки «Темп-С» давно сняты с вооружения сухопутных войск России, реактивные системы залпового огня «Смерч» до сих пор состоят на вооружении российской армии.
Модификация МАЗ-543А выпускалась до середины 2000-х годов. Всего за эти годы было выпущено около 2600 шасси. Затем на шасси МАЗ-543А было установлено следующее оборудование:
- Автокраны различной грузоподъемности;
- Командные посты;
- Коммуникационные комплексы;
- Электростанции;
- Различные мастерские.
Помимо вышеперечисленного, на базе МАЗ-543А устанавливалась и другая специфическая военная техника.
Эксплуатация военной техники
К управлению таким крупным транспортным средством допускаются водители, прошедшие соответствующую подготовку. В первую очередь необходимо сдать экзамены на знание этих деталей, техники безопасности и конечно собственно вождения. Как правило, стандартный экипаж на машине состоит из двух человек, поэтому работать приходится вдвоем.
Необходимо внедрять новые технологии. Только после 1000 км пробега проводится первое ТО. Далее через две тысячи километров проводится замена масла.
Перед запуском двигателя водитель прокачивает систему смазки специальным насосом (давление до 2,5 атм) не более одной минуты. Если температура ниже 5 градусов, перед запуском двигатель необходимо прогреть: для этого существует специальная система подогрева.
После остановки двигателя повторный запуск разрешается только через 30 минут. После промывки при низких температурах запускается силовая установка для удаления воды из турбины.
Дело было в том, что автомобиль длительное время стоял на холостом ходу при температуре окружающего воздуха ниже 15 градусов. Тогда гидромеханическая коробка передач с повышающей передачей отключилась сама собой.
Стоит отметить, что задняя скорость включается только после полной остановки. При движении по твердым и сухим покрытиям вводится повышенная передача, а в условиях бездорожья – пониженная.
При остановке на уклоне более 7 градусов помимо ручного тормоза используется привод главного цилиндра тормозной системы. Стоянка не должна превышать 4 часов, в противном случае устанавливаются противооткатные упоры.
Читайте также: Расход Топлива на Маз 6312 с Прицепом… Водитель обязан • DRIVER’S TALK
Промежуточные и единичные машины линейки
Еще до появления первой модификации конструкторы использовали разные решения базовой техники, что привело к появлению множества мелкосерийных вариаций.
- МАЗ-543Б — грузоподъемность увеличена до 19,6 тонн. Основное назначение — транспортировка пусковых установок 9П117М.
- МАЗ-543В — Предшественник последней удачной модификации имел одну кабину, сдвинутую вперед, удлиненную раму и увеличенную грузоподъемность.
- МАЗ-543П — Автомобиль упрощенной конструкции использовался для буксировки прицепов, а также проведения учений по подготовке водителей для серьезных подразделений. В ряде случаев модификация применялась в народном хозяйстве.
- МАЗ-543Д — одноместный представитель модели с многотопливным дизелем. Интересная идея не была выдвинута, потому что была сложна в реализации.
- МАЗ-543Т — Модель предназначена для комфортного передвижения по горной местности.
Различные опытные образцы и мелкосерийные машины, выпущенные на базе МАЗ-543
Поскольку в начале 70-х годов появились модернизированные пусковые установки, отличавшиеся увеличенными габаритами, встал вопрос о разработке новых модификаций шасси МАЗ-543. Первой опытной разработкой стал МАЗ-543Б, собранный в количестве 2 экземпляров. Они служили шасси для установки модернизированной ракеты 9П117М.
Поскольку для новых пусковых установок требовалось более длинное шасси, вскоре появилась модификация МАЗ-543В, на базе которой в дальнейшем был спроектирован МАЗ-543М. Модификация МАЗ-543М характеризовалась наличием всего одной кабины, которая была значительно смещена вперед. Такое шасси позволяло размещать на базе более крупные установки или оборудование.
Для различных транспортных операций как в армии, так и в народном хозяйстве была разработана мелкосерийная модификация МАЗ-543П. Эта машина преследовала две цели. Его использовали как для буксировки прицепов и артиллерийских орудий, так и в качестве учебной машины.
Были и практически неизвестные модификации, выпущенные в единичных экземплярах в качестве опытных образцов. К ним относится модификация МАЗ-543Д, имеющая многотопливный дизельный двигатель, который может работать как на дизеле, так и на бензине. К сожалению, из-за сложности производства этот двигатель так и не пошел в серийное производство.
Также интересен прототип МАЗ-543Т, так называемый «Тропик». Эта модификация была специально разработана для эксплуатации в горной и пустынной местности.
Особенности МАЗ-543М
В 1976 году появилась новая, наиболее массовая модификация МАЗ-543. Опытный образец, получивший название МАЗ-543М, испытывался в течение 2 лет. Эта машина была принята на вооружение сразу после дебюта. Эта модификация стала самой удачной в семействе МАЗ-543. Рама стала самой длинной в своем классе, а грузоподъемность автомобиля увеличилась до 22,2 тонны. Самое интересное в этой модели было то, что все узлы и агрегаты были полностью идентичны узлам других моделей семейства МАЗ-543.
На шасси МАЗ-543М устанавливались самые мощные советские пусковые установки, зенитные установки и различные артиллерийские системы. На это шасси также устанавливались различные специальные надстройки. За весь период выпуска модификации МАЗ-543М было выпущено более 4500 автомобилей.
Большой интерес представляет перечень конкретных средств обеспечения, устанавливаемых на шасси МАЗ-543М:
- Мобильные общежития рассчитаны на 24 человека. Эти комплексы имеют системы вентиляции, микроклимата, водоснабжения, связи, микроклимата и отопления;
- Мобильные столовые для боевых расчетов.
Эти автомобили использовались в отдаленных районах Советского Союза, где не было населенных пунктов и мест для проживания.
После распада Советского Союза серийное производство автомобилей МАЗ-543 всех трех модификаций было практически прекращено. Их выпускали на заказ небольшими партиями до середины 2000-х годов.
В 1986 году лицензия на сборку МАЗ-543 была продана китайской компании Wanshan, которая производит их до сих пор.
Поколения тягача
За прошедшие годы внешний вид МАЗ-537 претерпел ряд существенных изменений, которые порой не зависели от конкретной модификации тягача. По этой причине иногда используется условное деление на так называемые «поколения». Различия между ними весьма заметны.
Первое поколение
Тракторы МАЗ-537, выпускавшиеся в 60-х годах прошлого века, отличаются следующими характерными «признаками»:
- Между центральными осями трактора имеется рабочая ступенька в виде буквы V;
- Зеркала заднего вида круглые;
- Между фарами имеются два вентиляционных люка (расположены горизонтально относительно друг друга);
- По бокам МТО имеется пять створок воздухозаборника (вертикальное расположение).
Сначала в Минске собирали тракторы первого поколения. Это были машины модификаций «А», «Г» и «Д». Делались они и в Кургане, где тогда появились МАЗ-537В, МАЗ-537К и МАЗ-537Э.
Второе поколение
В начале 70-х тракторы существенно изменились. Наиболее характерными чертами этого периода были следующие:
- Прямоугольная форма и увеличенные зеркала заднего вида;
- Вместо V-образной рабочей ступеньки между перемычками сделали обычную лестницу;
- Расширенные передние крылья — до центральных мостов;
- МТО оснащен металлическим воздухозаборником коробчатой формы, бывших створок нет, а вместо них вертикальные канавки в два ряда.
МАЗ-537 третьего поколения — V-образная ступенька заменена на стремянку, на передней стенке кабины отсутствуют вентиляционные люки
Полностью законченный облик «второго поколения» сформировался не сразу, были МАЗы с «комбинированной» внешностью — например, с удлиненными крыльями, но с такими же крыльями на МТО.
Третье поколение
Тракторы, выпускавшиеся серийно с конца 70-х годов, могут характеризоваться максимально упрощенной конструкцией передней стенки кабины. Вентиляционные люки убрали, поверхность стала гладкой. Кроме того, за тот же период увеличился размер стекол габаритных огней.
Четвертое поколение
В 80-х годах прошлого века тягачи МАЗ-537 стали выпускаться без защитных кожухов на топливных баках. Это был единственный внешний признак четвертого поколения автомобиля.
Следует отметить, что при капитальном ремонте тракторов узлы часто «перемешивались», иногда образуя нестандартные комбинации. По этой причине говорить о разделении поколений можно лишь с большой долей условности.
Модификации шасси
Шасси МАЗ 543 выпускалось в различных модификациях. Кратко рассмотрим каждый из них. Впервые грузовик был представлен в Москве 7 ноября 1965 года на параде. Это была батарея 9К72 «Эльбрус», в которой размещался пункт боевого управления, наведения и боевой расчет. Люди, увидевшие эту новость, испытали большую гордость за свою страну. А западные СМИ не переставали восхищенно говорить об огромной новой машине.
МАЗ 543 П — базовое шасси, грузоподъемность которого составляла 19600 кг. На этой базе созданы пусковые установки 9П117 ракетного комплекса 9К72 и 9П120 — ракетного комплекса 9К76.
Затем появилась модель МАЗ 543 А. В увеличенной до 22 000 кг грузоподъемности. Для этого пришлось перекомпоновать моторный отсек. На базе этой модификации были созданы следующие машины: «Смерч», пожарная машина для аэропортов, прототип спасательной машины и специальный кран.
В следующей версии МАЗ 543 М изменена передняя часть. Увеличены: площадь за кабиной и грузоподъемность. Это позволило создать машину для боевой службы.
В 1974 году появился МАЗ 7310. Это был прототип грузовика с платформой на борту, который также назывался МАЗ 543 «Ураган».
МАЗ 73101 был выпущен в 1976 году. Он отличался тем, что не имел специального оборудования. Его можно было использовать с двухосным МАЗ 8385. Длина всего вагонного состава составляла 20550 мм. Эта техника использовалась для перевозки леса и огромных труб.
МАЗ 7313 представляет собой измененную конструкцию шасси, грузоподъемность увеличилась еще на одну тонну, снаряженная масса автомобиля осталась прежней. И похожая версия, но с укороченным шасси появилась под маркировкой МАЗ 73132. Его начали выпускать в 1986 году. На последних модификациях уже установлены домофоны, отопители и системы вентиляции.
«Ураган» огненных стрел
Реактивная система залпового огня «Ураган» обеспечивает одновременное поражение бронированных и небронированных целей на площади около 43 га
Современные реактивные системы залпового огня (РСЗО) сегодня являются одним из важнейших огневых средств сухопутных войск России. В период с 1941 по 1945 год их знаменитый предок «Катюша» наводил ужас на немецкие войска, превосходя по подвижности и дальности действия их буксируемые установки РСЗО Nebelwerfer и Wurfrahmen (поступившие на вооружение в 1940 году). Для немедленного поражения различных целей на больших площадях российская армия оснащена хорошо известными РСЗО и их модификациями «Град» («Торнадо-Г»), «Ураган» и «Смерч» («Торнадо-С»).
В настоящее время ракетный комплекс «Ураган» считается одним из самых известных и распространенных в армиях мира. Высокомобильный «Харрикейн» убедительно доказал свою мощь и эффективность по целям в реальных боевых действиях в Афганистане, на Северном Кавказе и в Украине, на Ближнем Востоке и в Африке.
История создания
РСЗО 9К57 «Ураган» создана по инициативе тульского ЦНИИ точного машиностроения. На базе полевой реактивной системы М-21 в начале 60-х годов прошлого века здесь была разработана более мощная по огневой мощи и дальности боевая машина реактивной артиллерии. На базе проекта (1964 г.) в 1967 г научной работой «Создание высокоточной реактивной системы залпового огня (НВ-121-66) «Ураган» была подтверждена возможность создания такой РСЗО с заданными характеристиками.
Во второй половине 1968 г был разработан эскизный проект, в 1969-1970 гг уточнялись тактико-технические требования к опытно-конструкторским работам. Проект предусматривал создание боевых (БМ) и транспортно-заряжающих (ТЗМ) машин на колесном (ЗИЛ-135ЛМ) и гусеничном (МТ-С) шасси. Также рассматривался вариант ТЗМ на базе автомобиля КрАЗ-253. Практическая работа позволила определить типы боеголовок для ракет. Главным конструктором системы в целом был Александр Ганичев, боевой машины — Юрий Калачников. В окончательном варианте РСЗО «Ураган» была принята на вооружение и состоит на вооружении с 1975 года. Серийная реактивная артиллерийская система «Ураган» выпускалась ГНПП «Сплав» (г. Тула) в период с 1975 по 1991 год.
Реактивная система залпового огня «Ураган» на параде. Фото: Сергей Субботин/РИА Новости
Характеристики Советская реактивная система 9К57 «Ураган» предназначена для поражения открыто расположенной и укрытой живой силы, бронетанковой и небронированной техники, а также площадных (артиллерийских, ракетных и зенитных частей, командных пунктов, узлов связи, складов, баз) и других объектов противника в районах от 8–10 до 35 км. Кроме того, ракетный комплекс «Ураган» может использоваться для сплошного минирования местности с применением противопехотных и противотанковых мин.
Для решения этих задач в комплексе имеются боевые, обеспечивающие и учебные средства. Боевые элементы РСЗО «Ураган» включают боевую (БМ, 9П140) и транспортно-заряжающую (ТЗМ, 9Т452) машины, 220-мм реактивные снаряды и автоматизированную систему управления огнем «Капустник-Б» (1В126). Средства боевого обеспечения — машина топосъемки (1Т12-2М), пеленгационный метеорологический комплекс (1Б44), комплект специального арсенального оборудования и инструментов (9Ф381).
Боевая машина (пусковая установка) боевой массой 20 тонн используется для перевозки 16 ракет, их пуска и поражения целей на площади не менее 42 га. Артиллерийская часть — блок из 16 трубчатых направляющих с прицелами, рулевыми механизмами, средствами связи и управления — размещается на шасси четырехосного автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-135ЛМП (колесная формула 8х8). Блок может наводиться на цель в вертикальной (5-55 градусов) и горизонтальной (до 240 градусов) плоскостях. Органы управления с П-образным винтовым пазом обеспечивают начальный поворот снаряда для устойчивого полета по траектории. Ракеты можно запускать залпом (интервал 0,5 секунды) и в «рывковом» темпе (первые восемь через 0,5 секунды, следующие через 2 секунды). В последнем случае снижается частота колебаний БМ и повышается точность стрельбы. Расчет из четырех человек (в мирное время) обеспечивает перевод установки в боевое положение, оставление ее на огневой позиции и перезарядку боекомплекта в течение 3, 1,5 и 15 минут соответственно.
ТЗМ (9Т452) на аналогичной колесной базе обеспечивает погрузку и разгрузку пусковой установки. Перезарядка БМ боекомплектом из 16 реактивных снарядов осуществляется в течение 15 минут. При полной загрузке БМ и ТЗМ могут двигаться по шоссе с максимальной скоростью до 65 км/ч и без предварительной подготовки преодолевать броды глубиной до 1,2 метра. Запаса топлива хватает на 500 километров.
Для решения задач пусковая установка может использовать реактивные снаряды с осколочно-фугасной (9М27Ф), кассетной (9М27К) с осколочно-фугасной, зажигательной (9М27С) и объемно-детонирующей (9М51) боевыми частями. В зависимости от решаемой задачи их масса варьируется от 89,5 до 99 кг. Для дистанционной эвакуации с местности используются реактивные снаряды с кассетной боевой частью для противотанковых (9М59) или противопехотных (9М27К2, 9М27К3) мин. Для морально-психологического воздействия на противника «Ураган» может использовать снаряд (9М27Д), головная часть которого снаряжена агитационным материалом.
Артиллерийский ракетный комплекс «Ураган» безотказно работает при наружных температурах от -40 до +50ºС, ветре до 20 м/с, повышенной влажности и запыленности воздуха на высотах до 3 тысяч метров над уровнем моря. Он может решать боевые задачи в условиях применения противником ядерного, химического и биологического оружия в любое время года и дня и ночи в погодно-климатических условиях во всех регионах мира, куда может быть доставлен любым видом транспорта вид транспорта. Система постоянно модернизируется для повышения боеспособности.
В настоящее время РСЗО «Ураган» является штатной огневой системой Российской Армии. Кроме того, эта мощная огневая система имеется в армиях Украины, Афганистана, Чехии, Узбекистана, Туркменистана, Белоруссии, Польши, Ирака, Казахстана, Молдавии, Йемена, Киргизии, Гвинеи, Сирии, Таджикистана, Эритреи, Словакии и др страны. Боевое применение РСЗО «Ураган»
Боевое крещение РСЗО «Ураган» прошло в Афганистане — моджахеды называли ее «шайтан-трубой» и очень боялись. «Харрикейн» продемонстрировал свою эффективность в Южной Африке и в войне между Сирией и Израилем в начале 80-х годов. Огневая система использовалась против незаконных вооруженных сепаратистских формирований в Чеченской Республике и во время грузино-южноосетинского конфликта в 2008 г. В 2014-2015 гг ракетный комплекс «Ураган» на автомобилях КрАЗ-6322 активно применялся вооруженными силами Украины в юго-востока страны, а также ополченцами, захватившими в боях несколько пусковых установок.
Габариты и масса
МАЗ 543 имеет собственную массу 23 000 кг. Грузоподъемность 20 000 кг. Максимальный вес прицепа разрешен до 25 000 кг. Полная масса автомобиля может быть равна 43300 кг.
- Габариты: длина – 11657 мм, ширина – 2975 мм, высота – 2950 мм.
- Базовый размер: 2200 мм + 3300 мм + 2200 мм. Колея 2375 мм.
- Дорожный просвет: 400 мм.
МАЗ 543, фото которого представлено ниже, может развивать скорость до 60 км/ч.
Двигатель и коробка передач
МАЗ 543, технические характеристики которого аналогичны МАЗ 537, также имеет аналогичный двигатель, но с непосредственным впрыском топлива и воздухоочистителем. Он имеет V-образную компоновку с двенадцатью цилиндрами, механический регулятор скорости на всех режимах и работает на дизельном двигателе. Прототипом дизельного двигателя стал В2, который использовался на танках во время войны. Объем 38,8 литров. Мощность двигателя – 525 л. С.
Применяемая на МАЗ 543 гидромеханическая коробка передач облегчает управление автомобилем, повышает проходимость и долговечность двигателя. Он состоит из трех частей: полного привода, одноступенчатого гидротрансформатора, трехступенчатой автоматической коробки передач и системы управления.
На машине установлена механическая раздаточная коробка, имеющая две ступени с межосевым дифференциалом.
АА-60 МАЗ 543А «Ураган»
Пожарная машина АА-60 на базе восьмиосного полноприводного тягача МАЗ-543 получила тогда довольно красноречивое название «Ураган», что соответствует скорее ее прямому назначению, а характеристикам некоторого оборудования, установленного на нее. Уникальность этой пожарной машины в водомете, который способен выбросить мощную струю воды на расстояние до 70 м, настоящий ураган. Разработка машины началась в 1973 году в ОКБ №8 в Прилуках. Его изначальное предназначение — тушение пожаров в аэропортах, в том числе горящих зданий, коммуникаций, разлитого топлива и даже самолетов в случае возможной аварии.
Производительность водяного насоса, специально разработанного для водяной пушки и приводимого в движение отдельным двигателем ЗИЛ-375 мощностью 180 л.с., составляла 60 л/с. При этом «Ураган» мог работать как в автономном режиме, черпая воду из собственного бака емкостью 11 или 12 тыс открытый водоем, как искусственный, так и естественный.
Помимо бака для воды был установлен резервуар емкостью 900 литров для пенообразователя – специального вещества, превращающегося в пену под действием воды – для тушения некоторых видов пожара. Для того чтобы бак с водой и пенообразователем не замерзал при минусовых температурах, инженеры ОКБ-8 изобрели и разработали систему электрообогрева. Правда, для питания урагана пришлось установить дополнительный электрический генератор. На случай, если вдруг выйдет из строя генератор, имелась резервная система отопления, работавшая на горючем топливе.
Под капотом АА-60 «Ураган» устанавливался 12-цилиндровый 39-литровый дизель Д-12А-525А, выполненный на базе силовой установки танка В-2 времен Великой Отечественной войны. Он развивал огромную по тем временам мощность в 525 л.с., но и потреблял довольно много – 98 литров на 100 км. Максимальная скорость автомобиля с полной загрузкой, а это почти 45 тонн, составляла 60 км/ч. Учитывая, что «Харрикейны» дежурили прямо на аэродромах, такой динамики было вполне достаточно, чтобы вовремя добраться до огня в случае аварии или ЧП.