- Описание и сфера применения
- Характеристики кузова
- Модельный ряд
- Двигатель модели МАЗ 5551 и расход топлива
- Технические характеристики
- Габаритные размеры, мм
- Параметры двигателя устройства
- Вес МАЗ-5551 в стандартной модификации, кг
- Грузоподъемность и вместимость кузова МАЗ-5551
- Размеры и габариты кузова
- Колеса и шины тягача
- Преимущества и недостатки
- Привод грузовой платформы
- Регулировка сцепления
- Устройство
- Модернизация
- Безопасность
Описание и сфера применения
В отличие от дальнобойщиков, таких как ЗИЛ-4520, более компактный и маневренный МАЗ-5551 легко передвигается по городу. Чаще всего его можно встретить работающим на городской стройке. Основное предназначение этого грузовика – перевозка сыпучих материалов, причем на короткой стреле, что определяется его эксплуатацией 4х2.
Другие варианты использования МАЗ-5551:
- сельское хозяйство
- промышленность
- городское хозяйство и дорожное строительство
Характеристики кузова
В стандартной модификации МАЗ-5551 оснащается цельным кузовом с задним выбросом. Наклон и опрокидывание задней двери кузова управляются дистанционно и происходят автоматически.
В кабине два места, как видно на фото, между пассажирским и водительским местами есть место для хранения вещей и документов. Сиденье водителя оснащено пружинами и двигается вперед-назад, а вот рулевая колонка может регулироваться в двух направлениях.
На этом еще и боковые зеркала с электроподогревом, комфорт в стандартной водительской кабине, нет даже амортизации на узлах крепления.
Для доступа к силовым агрегатам кабина откидывается вперед с помощью гидравлического привода. Подъем кабины возможен только при открытой решетке радиатора, а устройство активации механизма находится за самой решеткой. Фиксация в опущенном виде осуществляется обычным стальным тросом.
Дно грузовика нагревается за счет добавления выхлопных газов. Такая конструкция значительно облегчает использование самосвала в холодное время года. Для экстремальных условий и температур до -60°С разработана модель МАЗ-5551 01 HL.
Трансмиссия базовой версии — 5-ступенчатая механическая ЯМЗ-236П, на более поздних моделях грузоподъемностью до 10 т устанавливалась ЯМЗ-2361. Сейчас на новых машинах стоят коробки западного производства.
В задней части находится стабилизатор поперечной устойчивости, значительно снижающий крен грузовика в поворотах. Тормоза передние и задние — барабанные с пневматическим управлением.
Часто при прохождении техосмотра возникает вопрос, где находится номер шасси. Номер рамы МАЗ-5551 размещен в традиционном для советских грузовиков месте — справа сзади, на передней части рамы (обычно в районе заднего моста или с небольшим смещением).
Модельный ряд
На тракторе 5516 производитель не остановился. Помимо этой версии, с конвейера сошло еще несколько распространенных модификаций самосвала. Изначально это были самосвалы с удлиненными бортами. Они предназначались для перевозки большого объема сыпучих грузов, особенно были необходимы в сельском хозяйстве. Конструкция предполагала разгрузку в двух, а то и в трех направлениях:
- 5516Х5-475-050 (грузоподъемность 20 т, трехсторонняя выгрузка с коробчатой платформой);
- особенности трактора 5516х5-476-000: трехсторонняя разгрузка, 20-тонный самосвал со старой кабиной;
- модели 5516А8-336 и 5516А8-338 (зерновозы грузоподъемностью 19 тонн и объемом кузова более 20 куб.м).
При желании модельный ряд можно расширить большим количеством строительных машин. Почти все 20-тонные грузовики, некоторые с кабинами нового типа. Также следует отметить, что самосвалы МАЗ 10 тонн в этой серии практически не встречаются, это точно. С 1994 года было выпущено множество модификаций, хотя разработки продолжаются и сегодня.
Двигатель модели МАЗ 5551 и расход топлива
Двигатель МАЗ-5551 — дизельный V6 (как и МАЗ-53366). До последних лет все самосвалы МАЗ-5551 комплектовались 180-сильным ЯМЗ-236М2 Ярославского моторного завода. В новых модификациях он заменен на ЯМЗ-6563.10 с экологическим классом Евро-3, а на некоторых моделях — на двигатели Cummins с классом Евро-4 и турбонаддувом.
Несмотря на появление комплектаций с импортным двигателем, агрегаты от ЯМЗ до сих пор рекомендуются на форумах водителей за надежность и простоту обслуживания.
МАЗ-5551 имеет низкий для своего класса расход топлива на 100 км. Расход ок. 23 литра при скорости 60 км/ч и нагрузке ок. 85% от максимума. Для сравнения, у модели МАЗ-5337 расход топлива составляет 30-35 л/100 км.
Технические характеристики
Габаритные размеры, мм
- длина — 5990 (с тентованной кабиной — 7850)
- ширина — 2500 мм (в моделях с разгрузкой на 3 стороны — 3450 при полном наклоне кузова)
- высота — 2925 мм
- со сложенным кузовом — 4850
- с боковой разгрузкой — 3850
- дорожный просвет — 270 (минимум, в районе передней оси)
Параметры двигателя устройства
- Объем — 11150 см³ (ЯМЗ-236)
- Мощность — 180 л.с
- Крутящий момент — 667 Нм
- Максимальная скорость — 83 км/ч (в некоторых моделях до 90 км/ч)
Вес МАЗ-5551 в стандартной модификации, кг
- тумба — 7580, в т.ч.
- на переднюю ось — 4130
- на заднюю ось — 3450
- полный — 16 230 норвежских крон вкл.
- на переднюю ось — 5980
- на заднюю ось — 10 250
Грузоподъемность и вместимость кузова МАЗ-5551
- грузоподъемность — 8500 кг
- объем кузова — 5,4 м³, при этом
Размеры и габариты кузова
Габариты МАЗ-5551 при таком объеме платформы составляют 3800 х 2269 х 630 мм.
Для сравнения предлагаем ознакомиться с размерами КамАЗа в борт.
В зависимости от модификации грузоподъемность может быть до 10,2 т (сопоставимо с грузоподъемностью КАМАЗ-43118), объем кузова МАЗ-5551 до 12,5 м³ (15,5 с поднятыми бортами).
Колеса и шины тягача
- колесная формула — 4х2 максимальный угол наклона проезжей части — 25 градусов
- радиус поворота — 7,9 м (общий — 8,6 м)
Шины — 12.00 R20, также возможно поставить 12.0-20 или 11.00 R20
Давление в шинах МАЗ-5551 будет зависеть от модели шин и самого грузовика. Например, для самосвала грузоподъемностью 10 т и шинами 12,00 R20 — 7,1 на переднюю и 6,9 кгс/см2 на заднюю ось.
Читайте также: Ведущие мосты грузовиков МАЗ — техобслуживание, причины и способы устранения неисправностей — Автоновости и советы автолюбителям
Преимущества и недостатки
Большинство водителей и владельцев МАЗ-5551 дают положительную оценку этому автомобилю. Цена и характеристики идеально сбалансированы, что делает его одним из самых популярных грузовиков в своем сегменте рынка. Преимущества включают в себя:
- Экономическая эффективность – одна из лучших в своем классе, что положительно сказывается на рентабельности перевозок.
- Маневренность позволяет беспрепятственно проезжать там, где грузовики с аналогичной грузоподъемностью просто не протиснутся, кроме того, у него есть возможность удлинить выгрузку с трех сторон.
- Простая конструкция, ремонтопригодность — позволяют значительно снизить эксплуатационные расходы, повысить показатель надежности.
- Долговечный двигатель, замененный на силовые агрегаты с наддувом, обеспечивает отличную тягу.
Однако автомобиль имеет определенные недостатки, среди которых упоминаются:
- Недостаточная мощность воздушного компрессора, который длительное время нагнетает воздух в пневмосистему.
- В отличие от грязи и песка, на льду машина показывает плохое сцепление с дорогой, но это можно устранить установкой специализированной резины.
- Укороченная первая передача снижает динамику автомобиля и затрудняет трогание с места на плохих дорогах. В то же время на ровной хорошей дороге этой проблемы не существует, так как машина может тронуться с места даже со второй передачи.
- Отсутствие амортизаторов в кабине вызывает ее тряску и сильно утомляет даже при движении по обычным дорожным покрытиям.
Несмотря на высокую надежность, МАЗ-5551, как и любой автомобиль, имеет слабые стороны:
- Ошибки конструкции коробки передач часто приводят к ошибкам сцепления. Поэтому при первых характерных признаках, например, автомобиль начинает дергаться в начале движения, появление характерного скрежета при нажатии на педаль сцепления, нужно сразу же обратить внимание на этот прибор.
- Трещины в раме, чаще всего в передней части и кабине. Это связано с отсутствием демпфирующего узла между кабиной и рамой.
- Если автомобиль часто перегружается, шестерни на полуосях и полуосях выходят из строя.
Привод грузовой платформы
Устройство подъема кузова МАЗ-5551 расположено под платформой. Механизм опрокидывания, как и у большинства современных самосвалов, гидравлический с пневматическим управлением.
Телескопический гидроцилиндр переменного рабочего объема состоит из трех последовательно выдвижных звеньев – такая конструкция позволяет развивать достаточные рабочие усилия при небольшом весе и габаритах в сложенном состоянии. Его главный недостаток – значительная сложность, а также риск засорения узких звеньев.
Для повышения безопасности при разгрузке в регулирующем клапане гидроцилиндра предусмотрено предохранительное устройство. Он не позволяет полностью поднять платформу при перегрузке более 1,5 т.
Дверь багажника управляется пневмоцилиндром, который освобождается при переводе ручки агрегата в положение «Подъем».
Регулировка сцепления
МАЗ-5551 оснащен традиционным для большегрузных автомобилей двухдисковым фрикционом. Элементы этого узла подвержены износу из-за значительных перегрузок в процессе эксплуатации и требуют периодического обслуживания.
Регулировка сцепления МАЗ-5551 требуется, например, в следующих случаях:
- пробуксовка сцепления на высоких оборотах
- стук при переключении передач
- сцепление не полностью отключается
Можно выделить три основных этапа:
- Установка расстояния 1 мм между регулировочными винтами и центральным приводным диском производится следующим образом:
- снимите крышки картера, чтобы открыть сцепление и маховик,
- при включенном сцеплении переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение,
- отвернуть контргайки и вкрутить все регулировочные винты в центральный приводной шкив до упора, маховик для этого нужно провернуть,
- ослабьте винты на 1 оборот и с усилием затяните контргайки.
За счет такой регулировки обеспечиваются необходимые расстояния между дисками и фрикционной поверхностью маховика.
- Обеспечьте зазор 3,3…3,7 мм между гайкой и задней крышкой клапана. Для регулировки ослабьте контргайку и установите зазор на нужное значение, затянув регулировочную гайку.
- Настройка свободного хода педали. Стандартное значение 34-43 мм (измеряется линейкой при пустой пневмосистеме).
Устройство
Кузов ковшового грузовика прямоугольной формы с закругленными формами по периметру. Стандартные спецификации предполагают заднюю разгрузку. Кроме того, модификации предлагают разгрузку в стороны и в три стороны. Только в начале 2000-х кабина стала обогреваться, поэтому область применения самосвала значительно расширилась, особенно зимой.
Благодаря качественной сварке кузова МАЗ в нем хорошо удерживаются как сыпучие, так и жидкие материалы. Сборка осуществляется в соответствии с общепринятыми международными стандартами.
При необходимости трактор может стать обозом. Это связано с возможностью использования прицепа, например МАЗ 9506 20 тонн и более. Следует отметить, что конструкция кабины идет без капота.
Чтобы водителю было удобнее подниматься, на колесных арках предусмотрены металлические ступеньки. Всего можно найти два варианта кабин: короткая и длинная. Разница только в кровати.
Модернизация
В более поздних модификациях производитель учел все недостатки первых кабин. Проведена серьезная работа по улучшению технических характеристик и комфорта водителя:
- высокая посадка и хорошая обзорность;
- предварительный прогрев двигателя;
- шумо- и виброизоляция;
- регулировка рулевой колонки и сиденья водителя;
- сиденье с пневматическим амортизатором.
Боковые зеркала имеют широкие углы обзора. В целом это одно из преимуществ трактора, так как мертвая зона становится меньше, а безопасность движения повышается.
В основе каркасная конструкция, которая визуально похожа на лестницу. Сварен из высокопрочной стали. К раме крепятся кабина, платформа самосвала МАЗ 20, двигатель и другие узлы и агрегаты. Передняя подвеска зависимая, она на рессорах, а задняя подвеска балансирная на полуовальных рессорах.
Рулевое управление с гидроусилителем. Тормозная система пневматическая с барабанными механизмами на осях. Также имеется противоскользящая система ABS.
Хочу отметить, что различные модификации оснащались топливными баками отличного объема. В зависимости от диаметра колес можно было определить, сколько могло поместиться дизеля. Например, для 20 дюймов 200 литров, а для 22,5 дюймов 350 литров.
Безопасность
Работа с самосвалами связана с риском получения травм и несчастных случаев. Для снижения этих рисков и вероятности поломок следует соблюдать ряд правил безопасности. Вот некоторые из них.
- Запрещается стоять перед кабиной при подъеме и опускании, а также движение без закрепления кабины тросом и с открытым механизмом опрокидывания.
- Не регулируйте сиденье водителя во время движения.
- Запрещается движение с поднятой платформой и опускание загруженной платформы.
Подробную инструкцию по безопасной эксплуатации содержит и руководство по эксплуатации МАЗ-5551. Там же, помимо подробного описания конструкции и узлов самосвала, можно найти требования к обслуживанию и основные рекомендации по устранению неполадок.
Из-за популярности этого автомобиля в продаже имеется также множество руководств по ремонту, а покупка запчастей не вызовет никаких проблем.