- Определение понятия
- Нормативные требования
- Расчет по формуле
- Граница опасной зоны при работе крана, трубоукладчика и др.
- Схема функционирования системы ограничения
- Каким образом обозначают опасные зоны на строительной площадке
- Граница опасной зоны от работы подъемников и вышек
- Граница опасной зоны вблизи движущихся машин и механизмов
- Как рассчитать?
- Потенциально небезопасные участки
- Как осуществляется маркировка опасных зон на складах?
- Другие необходимые условия
- Виды
- Калькулятор
- Как определить опасную зону
- Способы ограждения
- Выбор подъемного устройства
- Установленная зона работы крана. Опасные зоны — что к ним относится?
- От чего зависит безопасность работы крана
- Место работы техники
- Формула расчета границ
- Граница опасной зоны от падения предметов со зданий и сооружений
- Дополнительно
- Система ограничения
- Башенные краны — почему часты аварии?
Определение понятия
Потенциально опасными являются места вблизи:
- строящиеся здания;
- работа кранов, сантехников;
- эксплуатация экскаваторов, самосвалов, асфальтоукладчиков и других машин;
- тестирование трубопровода;
- резкие перепады высот – ямы, траншеи.
Периметры каждой из зон указываются отдельно в зависимости от типа эксплуатируемого оборудования и потенциального фактора опасности.
Нормативные требования
При выходе опасной зоны для работы крана за ограждение по согласованию с уполномоченными организациями и органами (ГАИ, архитектура, пожарная служба и др.) должно быть установлено дополнительное сигнальное ограждение по ГОСТ 23407-78. На нем должны быть предупреждающие знаки.
Запрещается использовать концевые выключатели в качестве рабочих устройств для отключения электродвигателей.
Расчет по формуле
Для наглядности приведем формулу. Расчет опасной зоны крана по нему выглядит так:
Ркр (унц) = Р (макс.) ст. + 0,5 * Р (мин.) гр. + Р (исх.) + Р (макс.) гр., где:
- Pкр (ун.з.) — расчетный радиус опасной зоны крана;
- P (макс.) Арт. — максимальная дальность полета стрелы в метрах;
- 0,5 р (мин.) гр. — половина расстояния от минимальных габаритов груза в метрах;
- Р (упр.) — минимальное расстояние, которое способен пролететь перевозимый груз, (в метрах);
- P (макс.) гр. — максимальные его размеры в метрах.
Граница опасной зоны при работе крана, трубоукладчика и др.
При выполнении работ с использованием грузоподъемных конструкций (кранов, сантехников, кранов-манипуляторов и др.) существует опасность падения грузов во время движения. От оси транспортируемого груза (крюка) при выполнении работ устанавливается граница опасной зоны, которую определяют по следующей формуле:
Ро.з. = Lнагрузка + Нагрузка/2 + X, где:
- Нагрузка и нагрузка — горизонтальная проекция минимальной величины нагрузки при перемещении ПС;
- Lfreight и Bfreight — максимальный размер груза при перемещении ПС;
- Х — минимальное расстояние отправления перевозимого груза, определяемое в соответствии с таблицей:
Возможная высота сброса, м
(ЧАС) |
Минимальное расстояние для вылета транспортируемого (падающего) груза в случае его падения при перемещении ПС, м
(ИКС) |
До 10 | 4 |
До 20 | 7 |
До 70 | 10 |
До 120 | 15 |
До 200 | 20 |
До 300 | 25 |
До 450 | тридцать |
Схема функционирования системы ограничения
Он отмечает границы:
- Опасные зоны для работы крана (определение осуществляется по формуле). Указаны границы зон, опасных для нахождения людей при монтаже, перемещении, креплении конструкций и элементов, участков от строящегося сооружения.
- Сервис спецтехники.
На схеме также показано:
- Граница зоны обслуживания.
- Площадка для приема бетонной смеси, раствора.
- Расположение контрольной нагрузки.
- Площадка для хранения контейнеров, передвижных погрузочно-разгрузочных единиц.
- Парковка для разгрузки автомобилей.
- Место сбора строительного мусора.
- Место для наклона колонн.
- Шкаф питания спецтехники.
- Стойка с нанесенными схемами стропов и таблица с грузами.
- Заземление железнодорожных путей.
- Тропинки.
- Подключить проводники.
- Вход/выход.
- Временная дорога.
- Направление движения транспортных средств.
- Временная дорога
- Платформа для хранения конструкций и материалов.
- Временный забор (дерево), штакетник.
- Ограничительные и предупреждающие знаки.
- Предмет для мытья колес на транспортных средствах.
Каким образом обозначают опасные зоны на строительной площадке
На границах тех зон, где в постоянном режиме действуют опасные производственные факторы, необходимо установить охрану. Потенциально опасные участки должны быть оцеплены сигнальными ограждениями и обозначены знаками безопасности.
При определении зоны действия крана опасные зоны на местности выделяют установленными по ГОСТу знаками, имеющими предупредительную функцию. Их следует размещать так, чтобы края были хорошо видны. В темноте они должны подсвечиваться.
Они устанавливаются на специальные стойки, которые должны быть надежно закреплены во избежание их падения с проходящих людей и проезжающего транспорта. Там, где заканчивается рабочая зона крана, опасные зоны могут располагаться вблизи прохода людей (дороги и пешеходные дорожки). В таких местах также необходимы предупреждающие знаки.
Недопустимо размещение санитарно-бытовых помещений, мест отдыха, проходов для людей, т е всех зон постоянного или временного проживания работников на опасной территории.
Граница опасной зоны от работы подъемников и вышек
Тот же принцип применим к подъемникам, башням, где грузы и инструменты перемещаются на высоту. При этом расстояние до границы опасной зоны принимается от края люльки, площадки лифта, но принимается не менее 5 м, так как расстояние от рабочих механизмов принимается равным не менее 5 м.
Сначала в ППР на работу лифтов определяют рабочий радиус поворота люльки, необходимый для выполнения работ, а затем от него вычитают расчетное расстояние Ро.з. Для стоящих на месте башен и строительных подъемников такое расстояние берется от края и описывается вокруг. Все рассчитанные лимиты по ОЗ переносятся в рабочую зону после монтажа подстанции. Для исключения ошибок ограждение опасной зоны необходимо монтировать на небольшом расстоянии от Rо.з.
Высота возможного падения предмета (груза) принимается от площадки для установки подъемника, башни до верха перил люльки или платформы, а при установке оборудования — до низа.
Граница опасной зоны вблизи движущихся машин и механизмов
На строительной площадке от задействованного оборудования, машин и механизмов от подвижных рабочих органов до оборудования машин и механизмов отводится граница опасной зоны, равная 5 м (п. Д.4 СНиП 12-03-2001). Другие возрастающие требования могут быть указаны в руководстве пользователя или паспорте. Этот предел может быть размещен как внутри, так и вынесен за пределы предела при выезде объекта, груза из здания, при работе кранов, лифтов и т.п.
Как рассчитать?
Выполнение работ по подъемным конструкциям требует соблюдения правил предотвращения падения грузов при их перемещении по участку. К подъемным сооружениям этой группы опасности относятся перегружатели, подъемные краны, трубоукладочное оборудование.
Границы опасных зон при работе крана устанавливаются от оси грузозахватного устройства. Для расчета используйте формулу:
Р = Gp + Mg/2 + X, где:
- Р – дальность возможной опасной зоны;
- Гп — горизонтальная проекция минимальных параметров груза при транспортировке лифтом;
- Mg — максимальные суммарные параметры перевозимого груза;
- Х — минимальное расстояние выезда до груза.
Таким образом, расстояние материалов, слетающих с крюка, будет составлять семь метров, если расстояние от крюка до пола больше семи метров.
Потенциально небезопасные участки
На районы, представляющие потенциальную угрозу, воздействуют временные факторы. Поэтому к ним предъявляются более лояльные требования при установке ограждений. К зонам потенциального риска относятся:
- пространство возле строящихся зданий и сооружений (строящихся;
- участки на этажах зданий и сооружений на одной территории, где проводятся строительно-монтажные работы;
- площадки для проезда автомобилей и другой движущейся техники;
- площади, по которым товары перемещаются с помощью кранов.
Этот список также относится к строительной отрасли. В местах с постоянно действующими и потенциально опасными производственными факторами нельзя располагать зоны с временным и постоянным размещением работников в организации.
Как осуществляется маркировка опасных зон на складах?
Специальные маркировки призваны акцентировать внимание работников на потенциально небезопасных участках. Применение должно осуществляться только ремонтными или строительными организациями. Самостоятельная маркировка не рекомендуется.
Обозначение сигнала можно представить в виде:
- линейки брендов;
- напольный знак «Опасная зона»;
- стрелки и другие дополнительные элементы сигнализации.
При использовании специальных марок ремонтно-строительные компании используют кисти, краски со специальным составом, трафареты букв, знаков и других элементов. Владелец склада вправе самостоятельно определить способ маркировки.
Методы маркировки:
- наливные полы, отличающиеся по цвету от основной рабочей зоны;
- установка цветных меток;
- нанесение сигнальных знаков.
Как правило, для маркировки используют 4 цвета: красный, желтый, зеленый и синий. Выделение потенциально небезопасных зон является обязательным требованием, прописанным в правилах техники безопасности. Поэтому за отсутствие или нанесение маркировки, не соответствующей границам опасной зоны, ответственность несет владелец склада.
Другие необходимые условия
Если в опасной зоне должны проводиться работы, характер которых не связан с планируемым, такое действие обязательно должно сопровождаться выдачей наряда-допуска.
Если строительная площадка организована таким образом, что на той стороне, где возводится здание, отсутствуют рельсовые ограждения для крана, то часть дверных проемов, обращенных к этому, должна быть плотно закрыта.
Если кран оборудован магнитом или грейфером, зона работы должна быть обозначена соответствующими предупредительными знаками по ГОСТ и ограждена сигнальными бордюрами.
Там, где работает такой кран, запрещено находиться людям. Технически обслуживание вспомогательным персоналом допускается только в перерывах между работами, когда магнит или захват занимает устойчивое положение на земле.
Все крановщики и подсобные рабочие должны быть проинструктированы по технике безопасности при выполнении таких работ. Крановщик должен не только знать определение опасной зоны крана и уметь устанавливать пределы, но и понимать маршруты движения магнита и захвата.
Виды
Поскольку опасная зона — это место, где действуют особые правила техники безопасности, необходимо понимать различия. Классификация формируется на основе факторов, влияющих на безопасность труда. Они бывают двух типов:
- твердый;
- потенциал.
Данная классификация факторов разработана и установлена Минздравом РФ. Кроме того, существует перечень ГОСТов, регламентирующих размеры и условия работы в небезопасной зоне рабочих зон. Работодатель несет ответственность за несоблюдение.
Калькулятор
Сервис для бесплатной оценки стоимости работ
- Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
- Расчет стоимости будет отправлен по почте и смс
Как определить опасную зону
Расчет проводят специалисты, результаты расчета выводятся на бумагу в виде диаграмм и математических расчетов. После оформления проектной документации конфигурация зоны утверждается приказом руководителя строительства. Распоряжения оформляются пояснительными записками, которые раздаются руководителям структурных подразделений. После установки крана в рабочее положение правила поведения доводятся до персонала ежедневно в ходе инструктажа по технике безопасности.
Определение границ режимной зоны осуществляется математически на основании точной карты местности, на которой указаны места стоянки и движения крана, его технические характеристики и описание поднимаемых грузов.
Рабочую площадь грузоподъемного оборудования можно рассчитать по формуле А+В+С, где буквы имеют следующее значение:
- А — размер нагрузки. Учитываются средние значения между наименьшим и наибольшим размерами, приведенными в генеральном плане здания.
- B – расстояние отхода груза от точки сброса. Это значение является переменным, так как зависит от высоты подъемного устройства. Минимальный показатель 7 м при наборе высоты 10 м. При увеличении высоты на каждые 10 м прибавляется еще 1 м спуска.
- B — высота самой высокой точки крана. Эта точка используется в расчетах для строительства объектов в жилых районах, в районах, где есть вероятность землетрясений и сильных ветров, способных сбить грузоподъемное устройство.
Радиус опасной зоны крана – это расстояние от центра опоры до точки максимального вылета стрелы. К полученному результату добавляется показатель вылета груза, который рассчитывается как сумма размеров поднимаемого объекта и расстояния его вылета при падении. С учетом возможной ветровой нагрузки используется коэффициент 1,1.
В соответствии с требованиями СНиП Ш-А.11-70 дополнительно применяются следующие ограничения:
- запретная зона в промышленных зонах обозначена, а возле жилых домов ограждена;
- передвижение по запретной зоне осуществляется только в касках, на основании выданных паспортов;
- при необходимости ход механизма ограничивается концевыми выключателями или запорными устройствами.
Способы ограждения
Ограждение опасной зоны регламентируется пунктом пятым приложения Г к документу СНиП 12-03-2001. Краны должны быть оборудованы устройствами, принудительно ограничивающими вылет грузоподъемного оборудования. Скорость поворота стрелы должна быть ограничена до минимально возможной, если расстояние от радиуса действия до подъемного устройства составляет менее семи метров.
В потенциально взрывоопасных зонах необходимо использовать предохранительные и предохранительные устройства для предотвращения падения материалов. По периметру рабочей зоны устанавливается защитный экран. Она должна быть равна или превышать возможную высоту подъема материалов на крюке в пределах опасного радиуса.
Не учитывается возникновение зоны повышенного риска в случае падения компонентов оборудования. Ответственность за недопущение возникновения опасных частей ограждения несет разработчик проектной документации.
Читайте также: Башенный кран «Либхер»: принцип работы и основные технические характеристики
Выбор подъемного устройства
При выборе мобильной погрузочно-разгрузочной установки учитывайте:
- Масса поднимаемого груза.
- Способ строповки (в соответствии с ППРк или ТУ) (стропу необходимо выбирать так, чтобы поднимаемая конструкция занимала проектное положение или близкое к нему);
- Расстояние между точками крепления (строповки) груза. Длина полки определяется как ¾ расстояния между точками крепления, от размерного ряда до паруса (ближайший больший размер)
- Размеры и характер груза. Например, груз находится в коробчатом пакете, а точки крепления находятся внизу, в этом случае к размеру между точками необходимо добавить высоту коробочного пакета.
- Состояние мест крепления (ремней) и самого груза. Например, бывшие в употреблении железобетонные плиты часто имеют изогнутые петли, выпрямлять которые запрещено, поэтому в таких случаях меняют способ строповки и строповки «по периметру». При разборке оборудования необходимо учитывать состояние самой нагрузки — соединение деталей.
- Если работы ведутся при отсутствии строповочного устройства, подъем груза может производиться только под непосредственным контролем лица, ответственного за БПР.
Установленная зона работы крана. Опасные зоны — что к ним относится?
Давайте посмотрим, как можно рассчитать границы этой потенциальной области непредвиденных обстоятельств. Граница опасной зоны крана проходит по местам перемещения им строительного груза. Что к ним относится? Это непосредственная область, которую обслуживает кран, но не только. К этому необходимо добавить расстояние, равное половине наименьшего наружного размера груза, который будет перемещаться им.
Далее — добавить минимальное расстояние, на которое способен пролететь падающий груз, и дополнительно увеличить размер опасной зоны на наибольший из суммарных размеров этого груза.
Граница зоны, подлежащей техническому обслуживанию, зависит от максимального вылета стрелы (обозначается как P (макс.) ст.). Для определения кратчайшего расстояния, на которое может улететь груз при падении (обозначим эту величину как P(exc.)), следует учитывать высоту его подъема.
Чтобы узнать высоту возможного падения груза, берут расстояние от поверхности строительной площадки до низа груза, который подвешен к стреле крана. Строповка грузов осуществляется с помощью специальных приспособлений, называемых траверсами, стропами и т.п.
От чего зависит безопасность работы крана
Многое здесь определяется правильной строповкой грузов и окончанием каната. Он крепится к металлическим частям крана с помощью различных видов петель, соединителей, узлов, клиновых зажимов. Петли на концах сделаны плетением, предотвращающим сплющивание и натирание.
Сращивание канатов с башенными кранами строго запрещено. Груз крепится с его помощью к подъемному механизму благодаря специальным приспособлениям в виде блоков, барабанов, полиспастов.
С помощью блоков поднимают и опускают груз, полиспаст представляет собой систему связанных между собой подвижных и неподвижных блоков. Барабаны в грузоподъемных механизмах представляют собой полые цилиндры со спиральными канавками на поверхности для облегчения каната и уменьшения износа.
Место работы техники
Опасной зоной вокруг автокрана является расстояние, на котором происходит перемещение грузов. Он включает в себя место погрузки с крана, а также расстояние, на которое может пролететь сброшенный груз (плита). Поэтому лимиты рассчитываются по специальной формуле, в которой учитываются габариты стройматериалов, габариты машины и зона безопасности.
Рабочий диапазон крана зависит от максимального вылета стрелы. Обозначается как P (max). Для определения расстояния, на которое может пролететь упавший строительный материал (P(exc)), необходимо знать высоту его подъема. Высота рассчитывается от поверхности строительной площадки до низа подвесной плиты.
Формула расчета границ
Наиболее практичная формула расчета площади участка выглядит так:
Ркр (унц) = Р (макс) ст. + 0,5 * Р (мин) гр. + P (отл.) + P (макс.) гр.
где:
- Рcr (oz) — радиус опасной части;
- P (макс.) Арт. — максимальный вылет стрелы;
- R (мин) гр. — минимальный размер строительного материала;
- P(exc) — расстояние до выезда за упавшим грузом;
- P (макс.) гр. — максимальная длина груза.
Граница опасной зоны от падения предметов со зданий и сооружений
Вблизи строящегося здания граница опасной зоны обозначается в виде стационарного ограждения (при проведении строительно-монтажных и демонтажных работ на территории городской застройки) или временного ограждения (на действующем предприятии при проведении кратковременных работ при возведении объекта на пустом участке). В обязательном порядке при строительстве вблизи строящихся зданий и сооружений необходимо отразить в ППР границу опасной зоны от падающих с них предметов, материалов, конструкций. В соответствии с требованиями СНиП 12-03-2001 определяется расстоянием вылета предмета (груза, сооружения и т.п.) от стены здания или сооружения — Х (показано на рисунке ниже) плюс максимальный общий размер объекта — Lload.
Дополнительно
Работы, подлежащие выполнению в стесненных условиях с вынужденным ограничением зоны обслуживания или высоты перемещения груза, выполняются в соответствии с нарядом-допуском на выполнение работ в зоне действия вредных производственных факторов.
Записи о проведенных мероприятиях хранятся в соответствующих учетных записях. Время проведения работ по конкретному ограничению зоны обслуживания крана фиксируется в журнале крановщика. Каждый раз перед изменением ограничения зоны необходимо подтверждать выполнение рассматриваемых мер. При изменении границ зоны обслуживания знаки безопасности перемещаются одновременно.
Система ограничения
Он позволяет искусственно определять предельные размеры и конфигурацию опасных зон при работе крана.
Система позволяет ограничить диапазон перемещения груза, стрелы и самого крана по горизонтальным и вертикальным выступам в заданных пределах. Ограничение опасных зон при работе крана за счет автоматической остановки (блокировки) соответствующих приводов при попадании груза в запретную зону, если есть опасность столкновения груза или стрелы с другими предметами.
Система обеспечивает администрирование:
- Стрелка, которая поворачивается.
- Перемещение крана по рельсам.
- Отправление и подъем груза.
На основании сигналов, полученных от датчиков, система определяет местонахождение оборудования, его составных частей, высоту подвеса на строительной площадке. По результатам сравнения полученной информации с данными, установленными в блоке параметров, на соответствующие станции направляются управляющие сигналы.
Башенные краны — почему часты аварии?
В отличие от подъемников других типов, башенные краны относительно часто ломаются. Причина этого в их конструктивных особенностях. Ширина колеи пути, по которому он движется, обычно (т е расстояние между рельсами) не превышает шести метров. База крана (речь идет о зазоре между осями шасси, находящегося на одном рельсе) также незначительна и, как правило, не превышает такого же расстояния.
Высота довольно большая, и от этого башенный кран очень чувствителен к ветровым нагрузкам. То же самое относится и к другим условиям эксплуатации. При сильных порывах ветра кран может упасть даже в нерабочем состоянии. Для предотвращения этого используются противоугонные замки.
Падения кранов, которые случаются довольно часто, почти не зависят от тщательно соблюдаемых требований безопасности. Статистика установила, что чаще всего это происходит с теми, кто использует для передвижения рельсы.