Пожарные автомобили МАЗ 7310: описание и модификации

Комбайны и мотоблоки

История создания

Следующей после 537-й серии стала военная модификация МАЗ-543. В ней от предыдущей версии остались только рама и оси, добавлены улучшенные узлы, повышены скорость и динамические показатели. Благодаря им автомобиль получил название «Ураган», что отражает его мощь и проходимость. Первые модели, сошедшие с конвейера, были отправлены в Волгоград, где на них проводились испытания ракетных пусков.

В 1974 году свет увидел прототип грузовика МАЗ-7310. Здесь появилась бортовая платформа, но убрано дополнительное оборудование и возможность работы в составе вагонного поезда. Производство конвейерных лент было запущено только спустя 2 года — в 1976 году.

Тягачи МАЗ 7310 в основном использовались для буксировки прицепов и перевозки грузов. Цельнометаллическая погрузочная платформа с высокими бортами позволяла перевозить большие габариты — высота бортов достигала 2 м. Также здесь появились новые улучшенные 14-слойные шины, усиленная задняя подвеска.

Военный МАЗ 7310

За два года до того, как автомобиль был запущен в серийное производство, он прошел испытания в 21 научно-исследовательском институте. Военный МАЗ 7310 со времен Советского Союза использовался в армии в ограниченных количествах, основное применение нашел в грузовом транспорте.

Тягач МАЗ 7310 с противопожарным оборудованием на борту используется для тушения пожаров в аэропортах. Дополняется баком для хранения воды общим объемом 12 тонн и емкостью с пенообразователем. «Пожарки» по идее Минского автозавода сегодня активно используются на постсоветском пространстве.

МАЗ-7310 АА-60-160-01

В конце 1950-х – начале 1960-х годов в СССР появились грузовики-гиганты небывалых размеров и мощности. Одной из известных новинок того периода является четырехосное полноприводное (8х8) шасси МАЗ-543.

По инициативе Маршала Советского Союза Г. К. Жукова 25 июня 1954 г было принято постановление Совета Министров СССР об организации специальных конструкторских бюро (СКБ) на заводе ЗИС в Москве и автомобильном заводе МАЗ в г. Минск создаст многоосные вездеходы для Минобороны. На ЗИСе СКБ возглавил В.А. Грачев, на МАЗе — Б.Л. Шапошник. В течение 1954 г в Минске были открыты СКБ-1 и опытно-промышленный цех (ПЦ).

Первой разработкой нового «мазовского» ОКБ стало семейство четырехосных восьмиколесных балластных и седельных тягачей МАЗ-535 и МАЗ-537. Эти машины, ставшие серийными в 1957 году, долгие годы выпускались сначала МАЗом, затем, с середины 60-х годов, Курганским заводом колесных тягачей. Вторая базовая четырехосная модель МАЗ-543 была разработана в 1961 году. Этот грузовик разрабатывался как шасси для мобильных ракетных комплексов. В результате исследований и испытаний выяснилось, что колесное шасси гораздо лучше подходит в качестве мобильной пусковой установки ракеты, чем гусеничное.

Конкретное назначение машины определяло, например, такая особенность, как две низкие и узкие двухдверные кабины с правой и левой стороны. Между ними находился капот моторного отсека — в транспортном положении ракету можно было уложить так, чтобы носовая часть находилась между кабинами — это было важным отличием от МАЗ-535/537, у которых перед кабиной устанавливалась обычная кабина моторный отсек. Обе узкие кабины МАЗ-543, как и капот, изготавливались из стеклопластика.

Габаритная база МАЗ-543 сохранила ряд решений, опробованных на МАЗ-535/537. Например, двигателем был двенадцатицилиндровый V-образный дизель Д-12-525 производства Барнаульского завода на базе танкового двигателя В-2 времен Великой Отечественной войны. Он отличался верхним расположением распределительных валов, четырьмя клапанами на цилиндр и системой смазки с сухим картером. Коробка передач всех четырехосных МАЗов тех лет была автоматической, гидромеханической, четырехступенчатой. Раму назвали «корытообразной» из-за вогнутой формы поперечин — это также уменьшило общую высоту установки. Ходовая часть отличалась независимой подвеской колес с продольными торсионами и планетарным редуктором. Колеса на первой и второй оси были управляемыми. Машина получила имя собственное — «Ураган».

На шасси МАЗ-543 устанавливалось несколько десятков видов вооружения. Но кроме армии эти машины, как и МАЗ-537, нашли немало применений в народном хозяйстве. Эти машины работали на стройках нефтяных, газовых и промышленных компаний по всей стране. Их использовали для перевозки особо тяжелых, неделимых и негабаритных грузов на специальных многоосных прицепах. Иногда огромную промышленную установку перевозили «сцепкой» из нескольких МАЗов — две машины, прицепленные одна за другой, тянут груз спереди, а сзади еще одна машина толкает. На шасси МАЗ-543 изготавливались бортовые автомобили, балластные тягачи, самосвалы, трубовозы, лесовозы.

Следует отметить, что существование серии грузовиков МАЗ-543 не было секретом для советской общественности. Уже в начале 70-х об этих машинах писали автомобильные и технические журналы, их различные модификации экспонировались на ВДНХ. В военных парадах на Красной площади с 1965 года принимали участие даже самоходные реактивные установки. И конечно, пожарные решили воспользоваться огромными возможностями такой машины.

В 1973 году на заводе пожарных машин в г. Прилуки Черниговской области был освоен выпуск огромной пожарной машины АА-60(543)-160 на шасси МАЗ-543 разработки Прилукского ОКБ-8, занимавшегося тушением пожаров оборудование. Главной темой новостей стала пожарная служба в аэропорту. Машины этой и последующих модификаций «Харрикейнов» в основном использовались в крупных аэропортах, принимающих крупные пассажирские и транспортные самолеты. В бак и пенобак было заложено более 10 тонн огнетушащих веществ: 12 000 литров воды и 900 литров пены. Эта масса была необходима для тушения пожара на самолете типа Ил-62 или Ту-154 и обеспечения эвакуации пассажиров. На самом деле для аварийно-спасательных работ при пожаре на самолетах такого класса часто не хватало усилий аэродромных пожарных машин на базе ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 или Урал-375.

Кроме того, были случаи, когда приходилось тушить разливы топлива в аэропортах. Немалую роль здесь также сыграли мощность и вес пожарной машины. Пожарные МАЗ-543 несли боевое дежурство непосредственно на аэродромах. Между кабинами над машинным отделением располагалось пожарное дежурство, которое поднималось, опускалось и вращалось с помощью гидроцилиндров.

Эта система управлялась членом экипажа из кабины. Из ствола машина могла стрелять потоком воды 60 литров в секунду на расстояние 70 метров или 36 кубометров пены на 40 метров. Пеногенераторы с четырьмя соплами располагались перед бампером и за днищем — каждое для тушения пролитого топлива.

В 1977 году появилась модернизированная пожарная машина АА-60 (7310) 160.01. Базовое шасси грузовика к тому времени было переименовано по новому ГОСТу в МАЗ-7310. Новая модель отличалась автономным двигателем, приводившим в действие пожарный насос ПН-160Б, и устанавливалась в хвостовой части позади танка. Этот второй двигатель представлял собой V-образный восьмицилиндровый бензиновый двигатель ЗИЛ-375 мощностью 180 лошадиных сил, снятый с тяжелого грузовика. Затем последовала модификация АА-70(7310)-220, в которой была предусмотрена возможность порошкового тушения.

Отличался наличием третьего бака на две тонны пороха. Следовательно, вместимость основного резервуара для воды пришлось уменьшить до 9450 литров. Наконец, в 1986 году базовая модель четырехосного автомобиля была модернизирована и получила индекс МАЗ-7313, соответственно изменена цифра в скобках в названии обеих пожарных машин. Помимо аэропортов, огневые «Харрикейны» применялись, например, на крупных промышленных предприятиях.

Из десятков пожарных машин, выпущенных на базе «Минских ураганов», многие до сих пор несут службу в аэропортах различных стран постсоветского пространства. В музее представлена ​​опытная модификация, изготовленная на базе АА-60(7310)-160 в единственном экземпляре во Всероссийском научно-исследовательском институте пожарной охраны в подмосковной Балашихе. У этой пожарной машины нет заднего моторного отсека, она была оснащена автономным двигателем и насосом гораздо меньшей мощности. Двигатель помпы был взят от легкового автомобиля Волга, а помпа взята от обычной пожарной машины.

Но этот МАЗ-7310 может работать как тягач для прицепной цистерны большой вместимости, переделанной из автоцистерны. Такая машина предназначена для перевозки более двух десятков тонн воды и пены, что позволяет заправлять цистерны и насосы других пожарных автомобилей (на шасси автомобилей ЗИЛ, Урал, КАМАЗ) вдали от водоемов и водопровода. Этот пожарный «Ураган» долгое время нес боевое дежурство в одном из районов Балашихинского района, применялся при пожарах высокой степени сложности, например, при пожаре на нефтебазе в Ногинске в 2005 году.

Технические возможности

Два МАЗ в одной бригаде справились с задачей. Помогло двойное рулевое управление. Пара вагонов имела целых восемь колес, которые могли поворачиваться в нужном направлении и таким образом обеспечивать необходимую маневренность обозному составу. Одни и те же машины работали на стройках, на нефтедобывающих предприятиях, в промышленности. Мощный МАЗ-7310 использовался для перевозки тяжелых, длинномерных и неделимых грузов.

В конце концов, народные массы перестали удивляться, увидев гигантскую машину с четырьмя парами огромных колес. В начале семидесятых все чаще стали появляться заметки об огромных военных тягачах. МАЗ-7310, фотографии которого публиковались в газетах и ​​журналах, уже не представлял для широких масс никакой тайны. Самоходные пусковые установки и ракетные комплексы на этих шасси открыто демонстрировались на военном параде на Красной площади в 1965 году. Затем МАЗ-7310 стал регулярно участвовать во всех демонстрациях, организуемых Минобороны СССР.

Устройство

МАЗ 7310 имеет специфический дизайн, отличающий его от других автомобилей. Модель оснащена 4 ведущими мостами с одинарными колесами, оснащенными широкопрофильными шинами с большим протектором, что позволяет передвигаться по бездорожью. Техника имеет механизм централизованной регулировки давления в шинах. Основой конструкции является прочная клепано-сварная рама необычной формы, вогнутая в средней части (состоит из 2-х сварных балок). Швеллеры полуэллиптической конфигурации предназначены для работы с тяжелой техникой.

Для серии МАЗ 7310 используется независимая торсионная подвеска, колеса первой и второй оси управляемые. Автомобиль полностью позаимствовал тормозную систему от модели МАЗ 537 (основная тормозная система с барабанными элементами и пневмогидравлическим приводом и трансмиссионный стояночный тормоз).

Управление машиной осуществляется 3-ступенчатой ​​гидромеханической коробкой передач, представленной односкоростным гидротрансформатором и 3-ступенчатой ​​планетарной коробкой передач с ручным управлением переключением передач (3 вперед, 1 назад). В трансмиссию входит механическая 2-ступенчатая раздаточная коробка с межосевым дифференциалом.

Технические условия на использование МАЗ 7310 требовали разделения неразъемной кабины, используемой в классических грузовиках. В результате машина получила 2 боковые кабины, между которыми оставалось пространство, где можно было разместить различные устройства. Кабины закрытого типа устанавливались одна за другой и вмещали по 2 человека каждая. Их изготавливали из полиэфирной смолы, дополнительно армированной стекловолокном. В салоне была система вентиляции. Обогреватель эффективно обогревал помещение даже в сильный мороз. В кабине также установили радиостанцию, переговорное устройство и вентилятор обдува лобового стекла. Хижины не обеспечивали особого комфорта, но позволяли передвигаться в относительно неплохих условиях.

В качестве основного корпуса использовалась большая платформа с 5-ю металлическими откидными бортами. МАЗ 7310 также мог работать вместе с двухосным МАЗ 8385 в составе автопоезда, что значительно повышало эксплуатационные качества автомобиля.

Военные функции

Основным назначением МАЗ-7310 была перевозка ракетных комплексов, после чего выяснилось, что колесный тягач справлялся с задачей лучше, чем гусеничный транспортер. Минский завод был практически полностью переведен на производство ракетных шасси.

Технические условия использования машины требовали разделить всю кабину на две стороны. Между ними образовалось пространство, в котором поместилась носовая часть баллистической ракеты. Рама также была вогнутой посередине. Швеллеры имели полуэллиптическую конфигурацию, предназначенную для заряжания баллистических ракет. Иногда для перевозки особо крупных ракет использовалась пара-два МАЗ, так как одна машина не выдерживала нагрузки в несколько тонн.

1076834.jpg

Видео

Силовая установка

МАЗ-7310 оснащался дизельным двигателем Д-12-525, выполненным на базе танка В-2. Шестицилиндровая конфигурация с V-образным расположением лучше всего подходила для работы с колесной формулой 8 х 8. Мощность двигателя составляла около 525 л.с. С вращением 2000 оборотов в минуту, что полностью соответствовало техническим требованиям. Благодаря мощному двигателю автомобиль стали называть МАЗ-7310 «Ураган». Трансмиссия была полуавтоматического типа, гидромеханическая, четырехступенчатая.

Читайте также: ЭЛЕКТРОСХЕМА МАЗ 5551

МАЗ 7310

МАЗ 731 — советский полноприводный грузовик тяжелой категории с колесной формулой 8х8.

История модели тесно связана с МАЗ 543, разработанным подразделением Минского автомобильного завода, занимающимся выпуском спецтехники. Представленный в 1962 году, сверхмощный 4-осный автомобиль был предназначен для перевозки техники по любой местности, независимо от погодных условий. Модель могла использоваться при температуре от -40 до +50 градусов. В 1967 году Минский автомобильный завод представил шасси МАЗ 543А с иной конструкцией моторного отсека, что позволило увеличить грузоподъемность до 22 тонн.

В 1974 году производитель разработал новую модель — МАЗ 7310. Автомобиль был построен на базе МАЗ 543А и отличался от него отсутствием специального оборудования. Серия предназначалась для военного и гражданского использования. Основным применением модели стала доставка тяжеловесных грузов в особо отдаленные районы страны с суровым климатом. Большой топливный бак (до 1220 л) позволял преодолевать огромные расстояния (до 1500 км) в районах, где не было заправок и ремонтных станций.

В 1983 году было завершено проектирование МАЗ 7310. При сохранении той же массы грузоподъемность увеличили на 1 тонну. Бортовая модификация обновленной версии получила индекс МАЗ 7313, шасси — МАЗ 73131.

Характеристики базовой версии

Полноприводный грузовик модификации МАЗ 7310 оснащен встроенной платформой и относится к классу тяжелых колесных тягачей. Технические характеристики МАЗ 7310 (базовая версия):

  • габариты 11657/2975/2950 мм (длина/ширина/высота);
  • передняя и задняя колея – 2375 мм;
  • клиренс — 400 мм;
  • радиус поворота 13500 мм;
  • полная масса до 43,3 т, собственная масса — 23 т, грузоподъемность — до 20 т;
  • при буксировке прицепа его вес составляет до 65 тонн.

В качестве двигателя для этой модели трактора использовались мощные дизельные агрегаты серии Д-12-525А на базе двигателя В-2, которые активно использовались в составе танковой техники. Здесь реализован впрыск топлива и водяное охлаждение. Формула колес 8 х 8 в сочетании с таким двигателем обеспечивает высокую тягу даже для такой тяжелой техники, и позволяет перемещать тяжелые грузы на большие расстояния.

Пожарный МАЗ 7310

Рабочий объем двигателя 38,8 литров, номинальная мощность 525 лошадиных сил. Заявленный ресурс двигателя составляет 55 тыс км. Расход топлива один из тех моментов, который не позволяет активно использовать эти автомобили в гражданских целях — до 125 л/ч.В базовой версии два топливных бака объемом по 420 литров каждый, есть возможность увеличения емкости до 1220 литров.

Коробка передач определяет, сколько скоростей у МАЗ 7310. Здесь она трехступенчатая, с ручным управлением, механическая.

Применение

Помимо использования автомобиля в военных целях, МАЗ-7310 нашел применение и в народном хозяйстве. На базе шасси было создано множество различных модификаций: самосвалы, бортовые автомобили, трубовозы, тягачи, пожарные машины и снегоочистители. Везде, где требовалась мобильная техника с высокой эффективностью, применялся МАЗ-7310.

Автомобиль имел внушительные размеры и мог использоваться только на просторных территориях, таких как аэропорты или морские причалы для крупных сухогрузов. В 1973 году на заводе по производству пожарных автомобилей в Прилуках было налажено производство АА-60 для аэродромов. Это был настоящий прорыв, так как предыдущие модификации, созданные на базе ЗИЛ-157, Урал-375, ЗИЛ-131, не справлялись с задачей из-за недостаточной подачи воды и пенообразователя. А пожарный на базе автомобиля МАЗ-7310 забрал в цистерны 10 тонн огнетушащих веществ, 12 000 литров водного раствора и 900 литров эффективного пенообразователя.

Зимой огневая версия быстро очищала взлетно-посадочную полосу от снега с помощью мощной пушки, стрелявшей струей снега на расстояние до 40 метров. Поскольку МАЗ-7310 является универсальной моделью, автомобиль использовался и как пожарная машина, и как снегоочиститель. При необходимости машина также может отбуксировать пассажирский самолет на стартовую позицию.

1076130.jpg

Технические характеристики грузового автомобиля МАЗ-7310 и его модификаций

Тяжеловоз МАЗ-7310 «Ураган» — гражданская версия модели 543. Серийное производство автомобиля начато в 1976 году. Вездеход используется как бортовой грузовик, а также как платформа для установки пожарных и специальных надстроек.

военная модификация.jpg

Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

Секретными эти машины были только в процессе разработки и внедрения в производство, а гриф секретности накладывался только на устанавливаемые на них виды вооружения и специального оборудования. В результате с началом производства армейских четырехосников у них сразу появились гражданские версии, способные выполнять свои функции в вооруженных силах страны и в народном хозяйстве.

Толчком к реализации этого процесса стало постановление правительства от января 1966 г., которое обязывало Минский автомобильный завод ежемесячно направлять на мирные нужды 5–10 % продукции военного назначения.

Автомобиль двойного назначения МАЗ-543П как учебно-боевой автомобиль (из архива Л. Шугурова)

Семейство МАЗ-7310 (1973–1991 гг.)

Интенсификация работ по гражданским вариантам боевых машин произошла в начале 1970-х годов и была напрямую связана с реализацией перспективного проекта более мощного армейского семейства «Оплот» (о нем мы поговорим далее). Идея совмещения разработки и внедрения сразу двух унифицированных типов автомобилей, военного и гражданского, позволяет значительно сократить стоимость и время дорогостоящих исследований и сделать возможным испытание разных типов автомобилей с разными узлами и агрегатами на в то же время.

Гражданский 20-тонный автомобиль МАЗ-7310 с высокобортным кузовом (из архива АТ НИИТ)

В реальности высоких результатов в этом деле добиться не удалось: новые народнохозяйственные варианты по-прежнему основывались на агрегатах машин 543-й серии и не имели ничего общего с семейством «Оплот». В результате новые автомобили для гражданских секторов экономики представляли собой лишь легкие модификации известных армейских грузовиков без экранированного электрооборудования, устройств затемнения, средств связи и прочих военных атрибутов. Все они имели свою маркировку и двойное назначение, но так и не прижились ни в народном хозяйстве, ни в Советской армии.

Базовый автомобиль двойного назначения МАЗ-7310 (из архива Л. Шугурова)

Тягач МАЗ-7310, приспособленный для буксировки тяжелых прицепов, впервые появился в 1973 году. Базой послужило армейское шасси МАЗ-543 с 525-сильным дизелем и гидромеханической коробкой передач. Важнейшей внешней особенностью автомобиля была металлическая грузовая платформа с высокими бортами. По бокам она имела два металлических борта, лежащих отдельно или вместе с центральной стойкой и снабженных решетчатыми надставками, общая высота которых достигала двух метров. Незаметная снаружи новинка также получила 14-слойные шины с широким профилем. Вариантом бортовой машины стало 22-тонное шасси МАЗ-73101 с усиленной задней подвеской.

Военизированная версия МАЗ-7310 на приемочных испытаниях в 21 НИИ (из архива НИЦ Авиа)

В 1974–1975 годах автомобиль МАЗ-7310 вместе с двухосным прицепом МАЗ-8950 прошел государственные приемочные испытания в 21 НИИ. На вооружение он не был принят, но в Советской армии в небольших количествах эти машины использовались для второстепенных тыловых перевозок, для установки несложных надстроек и в качестве учебной техники. Традиционно все они были зеленого цвета, но на «гражданке» отличались нелепым и сразу бросающимся в глаза ярко-желто-оранжевым цветом.

В 1974 году эта серия пополнилась еще двумя гражданскими автомобилями: прототипом 19-тонного строительного самосвала МАЗ-7510 и усиленным шасси МАЗ-7910 с узлами задней подвески из серии «Оплот». Последний вариант служил для перевозки длинномерных труб, металлопроката, пиломатериалов (сортиментов) и оставался в производстве 12 лет.

Опытный образец самосвала МАЗ-7510 с задней разгрузкой (из архива Л. Шугурова)
Опытный образец самосвала МАЗ-7510 с задней разгрузкой (из архива Л. Шугурова)

Многоцелевое шасси МАЗ-7910 для перевозки длинномерных грузов (из архива Л. Шугурова)

В экспериментальных целях на два шасси МАЗ-7910 был смонтирован опытный боевой лазерный комплекс «Дрифт», который состоял из технологической машины с квантовым генератором и пусковой установки с телескопической системой наведения по лазерному лучу. О его дальнейшей судьбе сведений нет.

Перевозка неделимого груза на 300-тонном прицепе ЧМЗАП-8389 с тягачом МАЗ-7310 и толкателем (из архива НАМИ)

В народном хозяйстве автомобили семейства МАЗ-7310 и их производные планировалось использовать в первую очередь для доставки крупногабаритных неделимых грузов и буксировки прицепов массой до 25 тонн в отдаленных районах Советского Союза с суровым климатом. Силами транспортных компаний были установлены дополнительные топливные баки емкостью до 1220 л, что обеспечило рекордный запас хода — до 1,5 тыс км, что позволяло преодолевать большие расстояния при полном отсутствии заправок и мастерских.

Модернизированный грузовик МАЗ-7313 (фото В/О «Автоэкспорт»)

В 1986 году на смену серии МАЗ-7310 пришли модернизированный 21-тонный грузовик МАЗ-7313 и шасси МАЗ-73131 грузоподъемностью около 23 тонны. Они также базировались на агрегатах МАЗ-543, но стали более широко использовать усиленные лонжеронные узлы рамы и шасси из деталей армейского масштаба «Оплот».

Зимние испытания многоцелевого грузовика МАЗ-7313 (фото В/О Автоэкспорт»)

Автокраны на шасси семейства МАЗ-7310

На гражданских шасси МАЗ-73101 и МАЗ-73131 Одесский завод имени Январского восстания и его правопреемник ОАО «Краян» собирали оборудование для тяжелых многоцелевых гидравлических автокранов двойного назначения. В армии они уже не нашли должного применения и применялись в основном в народном хозяйстве на общеподъемных работах и ​​в строительстве.

Модификации для пожаротушения

Аэродромные пожарные машины на базе образца 7310 выделяются своей добротностью и производительностью, поэтому используются и сегодня.

АА-60

Пожарная машина создана на базе шасси МАЗ-543 в КБ-8 в Прилуках. Его характерной чертой можно считать мощный насос производительностью 60 л/с.В серийное производство он поступил еще в 1973 году на заводе пожарной техники в городе Прилуки.

Характеристики МАЗ 7310 модификации АА-60:

  1. Цель. Применяется для тушения пожаров в аэропортах непосредственно в самолетах и ​​зданиях, сооружениях. Благодаря своим габаритам такой автомобиль также используется для доставки личного состава, а также техники и особенно пожарного инвентаря.
  2. Вода может подаваться из открытых источников (водоемов), водопровода или из цистерны. Также может использовать пневмопену с пенообразователем сторонней или собственной тары.
  3. Условия эксплуатации. Может использоваться при экстремально низких или высоких температурах во всех климатических зонах страны.
  4. Основные характеристики. Оснащен пенообразователем объемом 900 литров, карбюраторным двигателем мощностью 180 л. С. Особенностью насоса является то, что он может работать на разных скоростях.

Пожарный МАЗ 7310 АА-60

Автомобиль приспособлен для работы при любых температурах. Главный двигатель, насосы и баки в холодное время года обогреваются системой электрообогрева, работающей от генератора. Если это не удается, возможен обогрев от топливной системы.

Противопожарной защитой можно управлять вручную или из кабины. Имеются также переносные установки в количестве 2 единиц, которые используются для тушения пожаров в кабине или кабине экипажа, а также в закрытых помещениях.

Модификации АА-60

Основная версия пожарной машины АА-60 несколько раз совершенствовалась и получила три модификации:

  1. АА-60(543)-160. Аэропортовая тяжелая машина для пожаротушения, созданная на базе шасси МАЗ-543. Имеет схожие с базовой версией технические характеристики, основные отличия – увеличенный объем бака для воды, емкость которого составляет 11 000 литров. Выпускается ограниченным тиражом.
  2. АА-60(7310)-160.01. Пожарные автомобили для использования в аэропортах, созданные непосредственно на базе МАЗ 7310. Запас воды здесь составляет 12 000 литров, также реализована автономная работа насосов. Выпускался 4 года — в 1978-82 гг.
  3. АА-60(7313)-160.01А. Еще одна модификация аэродромной пожарной машины, выпускавшаяся с 1982 года.

Модификации пожарной машины МАЗ 7310 АА-60

В 1986 году на смену МАЗ-7310 пришел его преемник МАЗ-7313 — 21-тонный грузовик, а также его модифицированный вариант МАЗ-73131 с грузоподъемностью почти 23 тонны. Все базировались на одном и том же МАЗ-543.

Оцените статью
Блог про автомобили ГАЗ