Превратить культиватор в мотоблок — реально или нет

Комбайны и мотоблоки

Зачем это нужно

В настоящее время существует несколько видов мини-почвообрабатывающей техники:

  • мотокультиваторы;
  • мотоблоки;
  • минитрактор.

При этом потребители часто не догадываются, что каждый вид данного оборудования предназначен для решения определенных видов работ. Поэтому покупатели ориентируются на цену и покупают культиваторы, так как считают их дешевой версией мотоблоков.

Просветление наступает сразу после того, как владелец культиватора понимает, что его культиватор способен только рыхлить почву фрезами, а использовать навесное оборудование при работе с этим приспособлением нельзя по следующим причинам:

  • слабая мощность;
  • ненадежная коробка передач (понижающая передача);
  • отсутствие колес.

Однако деньги на покупку уже были использованы. Поэтому перед владельцем культиватора встает вопрос, можно ли его переоборудовать в мотоблок.

Ходовая часть и управление

Шасси представляет собой раму, на которой должны крепиться все части заднего трактора и колеса. Когда рамы нет, ее функции выполняет коробка передач, а двигатель и колеса должны быть установлены на нее.

На шасси можно поставить детали от автомобиля, например от заднего моста Жигулей.

Это подходящий вариант для изменения расстояния между колесами и установки колеи на нужную ширину. Если нет заднего моста от Жигулей, подойдет муравей или вездеход.

На мотоблоках принято использовать 2 типа колес:

  1. Пневматический.
  2. Утяжеленный металл, у которого есть уши. Они прикручиваются к колесам или привариваются. Кроме того, на металлические колеса можно подвешивать другие грузы для увеличения веса мотоблока и улучшения сцепления с дорогой.

Что представляет собой мотоблок

мотоблоки_своими_руками.jpg
Мотоблок, или мотокультиватор, представляет собой самоходную двухколесную установку, оснащенную двигателем внутреннего сгорания. Устройство свободно движется вперед, а дачник идет за ним, держась за ручки с различными узлами и органами управления. Многие доступные модели имеют несколько передач вперед и назад. Чтобы работа такого изобретения была максимально продуктивной, его оснащают дополнительными орудиями, в том числе плугом, позволяющим вспахивать и обрабатывать почву.

Средний вес мотоблока достигает 100 кг, а мощность двигателя часто превышает 8 лошадиных сил. Благодаря таким функциям такой инструмент может стать незаменимым при вспашке садового участка.

Следует обратить внимание на то, что все мотоблоки оснащены специальным приводом навесного оборудования, что позволяет передавать часть мощности двигателя на навесную косилку. В основном такой универсальный механизм позволяет справляться с различными сельскохозяйственными работами, среди которых:

  • вспахать землю;
  • выращивание;
  • транспортировка урожая (в этом случае нужно обзавестись небольшим прицепом);
  • стрижка травы.

С помощью таких миниатюрных автомобилей жители наших регионов перевозят дрова, удобрения и урожай. Зимой можно использовать как снегоуборщик. Даже самая слабая модель без проблем тянет груз весом до 400 кг.

Что потребуется и как можно переделать

На самом деле поставить культиватор на колеса несложно:

  1. Сначала необходимо тщательно измерить размеры выходного вала, обращая особое внимание на форму (цилиндр или шестигранник), наружный диаметр и расстояние до шлицевого отверстия.
  2. Тогда вам придется посетить ближайший садовый магазин или поискать в Интернете, чтобы заказать ступицы (усилители дифференциала), соответствующие размерам вала культиватора.
  3. При этом вы также можете купить колеса (чем меньше диаметр, тем лучше) для вашего будущего мотоблока. Кстати, часто колеса со ступицей и тормозом продаются в одном комплекте, что очень удобно.
  4. Прикрепляем купленные колеса к ступицам;
  5. Снимаем фрезы с вала мотокультиватора;
  6. Устанавливаем колеса на вал редуктора.

Специалисты не рекомендуют модернизировать таким образом маломощные культиваторы массой до 45 килограммов и оснащенные червячными передачами, так как это изменение может привести к серьезной поломке. Кроме того, при переделке мотокультиватора в мотоблок не стоит использовать старые автомобильные колеса (слишком большой вес и габариты).

При этом следует понимать, что колесный культиватор, на смену которого потребуется не менее трех тысяч рублей, тоже может быть мотоблоком, но не полностью комплектным. Конечно, такая техника может передвигаться самостоятельно, но при использовании навесного оборудования могут возникнуть серьезные проблемы, если двигатель культиватора слабый (менее 6 л.с.), а редуктор – червячный, а не типа шестерни, ремня или цепи.

Поэтому следующим этапом переделки культиватора в мотоблок должна стать замена (при необходимости) коробки передач. Стоимость этой детали в магазинах можно сравнить с ценой нового культиватора. Однако можно попробовать изготовить простейший редуктор с двумя противоположными валами в домашних условиях, если владелец культиватора обладает навыками хорошего слесаря/конструктора и имеет в наличии:

  • измерительные инструменты (линейка, штангенциркуль);
  • запасные части и расходные материалы (подшипники, шестерни, ремни или цепи, шкивы, валы, прокладки, сальники, трубки для подшипников, болты и так далее);
  • сварочный аппарат;
  • сверла и сверла разного диаметра;
  • «болгарка» или ножовка по металлу;
  • набор отверток и тиски.

Если все это имеется, можно приступать к изготовлению редуктора:

  1. Рисуем или ищем в интернете подходящий эскиз и рассчитываем передаточное число, отталкиваясь от числа оборотов двигателя плюс 10%.
  2. Делаем вырез из металлического листа толщиной не менее 5 мм, чтобы получилась заготовка для крышки и корпуса будущей детали.
  3. Режем трубу, и сваркой устанавливаем посадочные места под подшипники.
  4. Собираем кузов и защищаем лаком.
  5. Устанавливаем подшипники.
  6. Производим и обрабатываем валы из круглого стального прутка.
  7. Устанавливаем оси с одновременной установкой звездочек или шкивов, цепей или ремней.
  8. Делаем прокладку между корпусом и крышкой, а также изолируем валы с помощью сальников.
  9. Залейте смазку (масло) в корпус и установите крышку.
  10. Размещаем самодельный редуктор на раме культиватора и подключаем его к двигателю через выходной вал.
  11. Настраиваем работу коробки передач при включенном двигателе, но без особых нагрузок, чтобы детали прирабатывались.

Самодельный редуктор значительно расширит возможности культиватора, который может работать практически с любым навесным оборудованием.

Преимущества культиватора

materialy_motoblokov.jpg
Несмотря на множество достоинств, излишняя универсальность мотоблока нужна далеко не каждому дачнику. А довольно внушительный вес иногда усложняет эксплуатацию устройства при выполнении повседневных задач. Поэтому многие владельцы дачных участков предпочитают упрощенный вариант в виде культиватора. Такое решение характеризуется разумной стоимостью и низким энергопотреблением.

Большинство культиваторов намного меньше мотоблоков. Вместо колес, которые предусмотрены в классическом варианте, здесь установлены специальные фрезы, способные во время движения рыхлить и измельчать почву. Они являются важнейшим рабочим элементом культиватора. К сожалению, использовать дополнительное оборудование, работающее от силовой установки данного агрегата, невозможно. Это связано с отсутствием подходящей станции.

Среди возможных «оснащений» только «пассивные» инструменты, например:

  • плуг;
  • картофелекопалка;
  • бегуны по холмам и др.

sobrat_motoblok.jpg
Вес культиватора не превышает 50 кг, при этом на рынке можно найти множество мощных моделей массой до 20 кг. Благодаря этим характеристикам автомобиль очень удобно держать в руках, а расход топлива остается минимальным. Кстати, некоторые изделия оснащены электродвигателем.

Цена культиваторов существенно отличается от стоимости мотоблоков. Относительно маломощный и доступный по цене 6-сильный мотоблок будет стоить в два раза дороже культиватора с аналогичными характеристиками.

Работает ли это

На самом деле переделка мотоблока в мотоблок потребует от владельца значительных денежных и временных затрат, с неясным результатом. Поэтому дачникам и огородникам лучше определиться еще на этапе покупки, зачем им нужна мини-техника для обработки земли, и только после этого делать окончательный выбор.

Делаем культиватор своими руками за несколько часов.

Допустим, у вас есть участок земли. Вы хотите работать с культиватором, которого у вас нет. Иначе вас бы здесь просто не было. Наверняка вы захотите сделать такое приспособление самостоятельно по какой-то известной вам причине, будь то отсутствие денег на заводской культиватор, или просто интерес к изготовлению такого станка самостоятельно. В этом случае вам повезло, если у вас есть электродвигатель на 1,5-2 кВт, редуктор, вы легко сможете сделать культиватор своими руками всего за день-два.

Читайте также: Мотоблок Кипор: 610, навесное оборудование, двигатель, китай

Подготовка к созданию самоделки

Для изготовления самодельной сельхозмашины умельцы используют подручные материалы и устаревшие узлы мини-техники. Так что основой для тылового тягача часто служит бензопила, мотороллер или мопед, а когда нужен мощный и более функциональный агрегат – устаревшая модель мотоцикла («Восход», «Ява», «Минск»).

Прежде чем приступить к сборке мотоблока или мотокультиватора, смотрят тематическое видео в интернете, ищут нужную информацию в журналах и других изданиях. Затем подготавливают инструменты и материалы, разрабатывают эскизы и чертеж, на котором наглядно изображают все рабочие органы самоделки, включая силовую и ходовую, системы управления и агрегатирования. На рисунке ниже показано, как выглядит одноколесный мотокультиватор.

Рисунок 1. Устройство самодельного культиватора

Рисунок 1. Устройство самодельного культиватора

1 — силовой агрегат культиватора; 2 — металлический защитный кожух; 3– топливный бак; 4– катушка зажигания; 5– переключатель; 6 — шпилька, прикрепляющая откос к звену; 7 — болт М-16; 8 — ось для крепления муфты; 9 — плуг навесной; 10 — кронштейн; 11 — станина; 12 — ручка; колеса с канавками.

Было бы полезно создать кинематическую схему самоделки, отражающую порядок взаимодействия рабочих механизмов и показывающую, как устроена трансмиссия.

Чтобы сделать легкий культиватор или более тяжелый задний трактор, используйте следующие инструменты:

  • электродрель с набором сверл;
  • болгарки и шайбы по металлу;
  • ключи (открытый конец, кольцо);
  • сварочный аппарат;
  • тиски.

Материалом для самоделок служат высокопрочные швеллеры, стальные листы и трубы.

Техника на основе ДВС

Самоделки с установленными двигателями внутреннего сгорания обладают большей мощностью и функциональностью по сравнению с электрическими аналогами. Это позволяет значительно расширить сферу использования. К кронштейну рамы легко крепится навесное оборудование в виде плуга, плоскореза, культиватора, граблей. Устройство также легко трансформируется в каток или домашний минитрактор.

Как сделать трактор, который идет сзади
Задаваясь вопросом «как сделать самодельный мотоблок», в первую очередь нужно разобраться в устройстве. Чтобы собрать самодельный культиватор своими руками, в первую очередь потребуется двигатель, редуктор и редуктор.

Для сборочных работ необходим стандартный набор инструментов: набор гаечных ключей, дрель, болгарка, сварочный аппарат, а при сборке более сложных и грузоподъемных машин еще и токарно-фрезерная обработка некоторых узлов.

В каком случае имеет смысл приобрести мотокультиватор, а в каком — мотоблок?

Первый агрегат предназначен только для обработки почвы с помощью фрез. И хотя некоторые модели допускают использование других насадок, эти насадки все же предназначены только для обработки почвы, а кроме того, из-за небольшого веса мотокультиватора выполнение серьезных почвенных работ утомительно для оператора.

Мотоблоки – это устройства с широким набором аксессуаров: плуг, окучник, мотокультиватор, снегоуборщик, щетка, сено- и газонокосилка, прицеп и т д. То есть они служат для решения самых разнообразных задач на всем протяжении год. Они тяжелее и мощнее мотокультиваторов, поэтому лучше подходят для вспашки целины и других земляных работ.

Какую несельскохозяйственную технику можно приобрести? Существуют насадки для стрижки травы – сегментные (фронтальные) или роторные косилки.

Сегмент — традиционное решение, это две лезвия с острыми зубьями, одно из которых имеет собственную станцию ​​(по конструкции напоминает машинку для стрижки волос). Вращение срезаемой растительности за счет двух режущих дисков, установленных на раме.

Эти диски «плавают», благодаря чему роторные косилки более надежны, чем сегментные: наездившись на препятствие, диски не ломаются (как зубья), а огибают его. Кроме того, в отличие от сегментной косилки, роторная косилка укладывает скошенную траву в ряд, и для ее удаления не требуется дополнительного сгребания.

Учтите, что мотоблок с косилкой любого типа не может функционировать как газонокосилка, так как даже небольшая пробуксовка колеса с направленным протектором может повредить газон. Зато такой прибор отлично справляется с грубой растительностью с высокой урожайностью и может применяться для стрижки посевов и даже низкорослых кустов.

Когда мотоблок длительное время не используется, следует слить топливо из двигателя: со временем бензин теряет свои свойства, и если этого не сделать, двигатель при запуске будет останавливаться или работать с перебоями

В числе принадлежностей мотоблоков устройства для уборки снега: лопата (отвал), а также специальный снегоуборщик с винтовым механизмом, который улавливает снег и отбрасывает его через колокол на расстояние до 10 м.

Наконец, важным аксессуаром для многих потребителей является тележка (прицеп) средней грузоподъемностью 300-350 кг, позволяющая перевозить различные грузы. Скорость движения автомобиля с тележкой 10-11 км/ч.

Это ассортимент аксессуаров для большинства моделей мотоблоков. Однако для устройств, предназначенных для профессионального использования, поставляются и другие насадки. Так к некоторым моделям можно найти измельчитель веток, ворошитель сена, специальную фрезу, с помощью которой можно за один прием подготовить даже каменистую целину для посадки газона и т.д.

Одним из преимуществ мотоблоков является их большой вес, от 70 до 170 кг с насадкой, за счет чего нагрузка на руки, плечи и спину оператора меньше, чем при работе с мотоблоком. Однако это преимущество можно считать и недостатком, когда возникает необходимость перевезти машину из одного места в другое.

Самодельный мотоблок по инструкции Архипова

мотоблоки_дачи.jpg
Конструкция такого заднего тягача выполнена в виде самоходной двухколесной установки, которая снабжена двигателем от мотороллера ВП-150М. Эта модель двигателя имеет такой конструктивный характер, что головка блока цилиндров вынуждена охлаждаться воздухом при повышенных нагрузках.

Если следовать указаниям Архипова, то следующим шагом будет изготовление сварной из трупа П-образной рамы, а затем вытачивание оси колеса на токарном станке. Для основной и рулевой тяг следует сделать по 3 шарнира, которые будут выполнять роль соединительных элементов между задним трактором, рулем и плугом.

В свою очередь рама агрегата оснащается стальной трубой с осью при помощи сварочного аппарата. Это позволит натянуть тросы, идущие к коробке передач. Само напряжение подается с помощью тумблера. Переключение передач осуществляется с помощью приваренного куска стальной трубы.

Что касается аналогов такой разработки, то их великое множество, но у оригинальной версии есть ряд неоспоримых преимуществ.

Преимущества мотоблока Архипов:

  • Наличие поворотного. Не секрет, что большинство технологических агрегатов и тракторов оснащены жестким соединением, что отрицательно сказывается на маневренности агрегата, усложняя работу с ним. Все элементы Архиповской разработки соединены между собой при помощи шарниров. Благодаря этому параметру появляется возможность менять направление движения во время работы, не вынимая плуг из борозды.
  • Смещение оси в направлении движения. При обработке почвы мотоблоком у многих дачников возникает такая проблема, как постепенное смещение устройства в сторону под действием сопротивления. Чтобы выровнять борозду, нужно приложить немало усилий. Для компенсации буксования мастер поставил ось плуга под небольшим углом к ​​направлению движения. При выполнении работ конструкцию немного смещают влево, а необходимое направление регулируют с помощью компрессионных соединений.
  • Уровень глубины вспашки. В большинстве существующих моделей мотоблоков глубина погружения рабочего органа определяется опусканием или поднятием плуга. Для этого варианта он меняется автоматически. Для регулировки угол наклона плуга изменяется по отношению к борозде. В свою очередь конструкция оснащена полевым щитом, выполняющим роль подъемной силы при произвольном заглублении плуга в землю. Если проблема проявляется обратным образом, и пропорция появляется над землей, угол атаки снова опускается в землю на определенную глубину.
Оцените статью
Блог про автомобили ГАЗ