Самодельные мотоблоки (30 фото): как сделать своими руками мотоблок с коробкой от «Жигулей» и задним мостом от ВАЗа?

Комбайны и мотоблоки

Подробная инструкция и чертежи – как построить и собрать простой минитрактор

Самодельный минитрактор своими руками в домашних условиях представляет собой достаточно типовую конструкцию, хоть и не привлекательную внешне.
Но вопрос о внешней красоте здесь абсолютно неуместен, ведь для самостоятельной сборки требуется лишь наличие тех ТТХ и показателей, которые позволяют выполнять достаточно широкий спектр работ.

На начальном этапе необходимо сделать очень важную вещь – нарисовать подробный чертеж будущего устройства с указанием точных размеров и основных рабочих узлов. Если у вас нет необходимых знаний в этом вопросе, вы можете воспользоваться сторонней помощью (например, статьей о том, как сделать минитрактор своими руками).

Да и вообще можно воспользоваться интернетом, набрав в адресной строке «чертежи минитрактора своими руками размеры», и вы сразу увидите не одну подробную схему сборки.

Изготовление каркаса

  • Есть еще один способ оформления каркаса. Он заключается в изготовлении конструкции за одно целое, состоящей из двух траверс и двух балок. Траверсы изготовлены из швеллера №16 (для заднего) и №12 (для переднего).
  • Брусья будем делать из швеллера №10. В качестве поперечины используется металлический брусок.
  • В качестве двигателя можно использовать модели МТ-9, УД-2, УД-4 и др. их мощности будет вполне достаточно для самодельного варианта. В принципе подойдет любой двигатель относительно высокой мощности — около 40 л.с.
  • С ГАЗ-53 можно снять ВОМ и коробку передач, а с ГАЗ-52 взять сцепление. Помните, что эти детали необходимо подогнать под параметры конструкции. У маховика двигателя нужно немного срезать заднюю часть, а также просверлить отверстие посередине.
  • Рулевое колесо можно оснастить гидросистемой, которую необходимо получить от старой сельхозтехники.
  • Конструкцию заднего моста можно позаимствовать у старых автомобилей, но ее нужно немного подгонять на токарном станке.
  • В качестве колес можно использовать любые подходящие, но чтобы их диаметр был около 18 дюймов – это приемлемый минимум для сельскохозяйственных работ.
  • В этой последовательности, в принципе, и кроется ответ на вопрос — как сделать минитрактор в домашних условиях? Большинство необходимых комплектующих можно получить из старого оборудования, что значительно упрощает вопрос поиска нужной детали.

К тому же затраты минимальны, ведь даже покупные детали будут стоить намного дешевле готового минитрактора.

Как сделать мотоблок из КПП ЗАЗ своими руками?

Чтобы собрать мотоблок из КПП ЗАЗ своими руками, необходимо начертить чертежи будущего агрегата. Эта универсальная мобильная установка, выполненная на базе одноосного шасси, представляет собой своего рода небольшой трактор.

Преимущества и недостатки

Преимущество самодельного мотоблока в том, что его можно изготовить, ориентируясь на потребности, встречающиеся в данном хозяйстве. Например, практический агрегат должен выполнять основную часть работы по вспашке и боронованию. По этим «просьбам» делается рама нужных размеров, мотор настраивается так, чтобы он работал на малых оборотах. Необходимо зафиксировать узел, фиксирующий застежки.

Из недостатков можно отметить тот факт, что не всегда получается идеально приспособить все блоки, взятые от разных механизмов, друг к другу своими руками.

Для того чтобы все узлы функционировали в комплексе, нужно в совершенстве владеть многими инженерными профессиями, иметь большой практический опыт.

Cхема создания мотоблока

Самодельный мотоблок из КПП ЗАЗ состоит из 2-х колес, самоходный, в сборе с двигателем, имеющим принудительное охлаждение ГБЦ. Осуществляется с помощью воздуха. Двигатель необходимо подобрать так, чтобы он мог работать на различных оборотах, в том числе и на низких, и был способен выполнять большие объемы работы. Вы можете снять двигатель со скутера и снять с него другие элементы:

  • кабели для управления;
  • опоры двигателя;
  • ручка;
  • цепи;
  • арка, рамы.

Как подключить коробку передач ВАЗ к двигателю трактора заднего расположения

Тормоза на мотоблоке используются как заводского производства, так и собственного производства. Самодельные тормоза позволят учесть необходимые параметры и нагрузки.

Имея все необходимое под рукой, можно быстро и легко сделать самодельный мини-культиватор в домашних условиях. Мотоблок на базе КПП ЗАЗ изготавливается следующим образом:

  1. П-образная рама изготовлена ​​из труб.
  2. На токарном станке необходимо выточить ось колеса.
  3. Изготовьте 3 самодельные петли, которые крепятся на передние и управляющие тяги. Такой подход в сборке использовал конструктор Архипов, когда создавал свой мотоблок. Петли использовались для соединения румпеля, руля и плуга.
  4. Приварите к раме машины стальную трубу, на которой будет ось. Необходимо реализовать передачу напряжения на коробку передач. Чтобы такое напряжение присутствовало постоянно, необходимо создать рокер.
  5. Приварить ручку переключения передач. Для этих целей подойдет небольшой кусок стальной трубы.
  6. Шасси может иметь шаг цепи 12,7 и 15,9 мм. Звездочки на цепи имеют следующие характеристики — вторичный вал — 11 мм, вторичный вал — 60 и 20 мм, рабочий вал — 20 мм.

Мотоблок из коробки передач (КП) ЗАЗ

Конструкция самодельного мотоблока на базе редуктора (трансмиссии) от Запорожца: ось колеса из прочной металлической трубы диаметром…

Особенности обращения с техникой

Самый используемый архиповский мотоблок с шарнирным соединением между навесным оборудованием и трактором. Эта особенность позволяет использовать меньшее усилие во время работы, а борозда, создаваемая при поворотах, остается ровной. Глубина вспашки, обеспечиваемая агрегатом, одинакова по всей площади и не требуется дополнительных усилий для выполнения операции.

Мотоблок Архипова

Самоходная машина на двух колесах с двигателем от мотороллера ВП-150 М. Этот силовой агрегат был выбран по конструктивным соображениям: для принудительного воздушного охлаждения ГБЦ.

К раме устройства сваркой прикрепляется стальная труба, которая заканчивается осью, необходимой для натяжки тросов, идущих к мотор-редуктору. Натяжение осуществляется коромыслом коромысла, рычаг переключения передач которого представляет собой приваренный кусок стальной трубы. Шаг цепи — 12,7мм и 15,9мм. Количество зубьев на шестернях: первичный вал — 40, вторичный вал — 20 и 60, вторичный вал — 11.

Аналогов модели достаточно, но оригинальный дизайн калужского мастера имеет неоспоримые преимущества:

  • Шарнир. Обрабатывающие орудия и тягачи большинства этих моделей имеют жесткое соединение, что усложняет маневрирование задним тягачом и затрудняет работу. Части соединены шарнирами, поэтому можно управлять движением, не вынимая плуг из борозды.
  • Уровень глубины вспашки. Если в других моделях глубина поддерживается за счет опускания или подъема плуга, то в случае работы с мотоблоком Архипов это делается автоматически. Регулировка производится изменением угла наклона плуга к борозде. Конструкцией предусмотрено наличие полевой доски, выполняющей роль подъемной силы при закапывании плуга. Когда лемех плуга всплывает над землей, моментально увеличивается угол приложения его сил, под действием которого он снова копает на требуемую глубину.
  • Смещение оси в направлении движения. Ось плуга размещена под небольшим углом к ​​направлению движения. Во время вспашки конструкция слегка качается влево. Требуемое положение регулируется тремя нажимными шарнирами.

Дополнительное оборудование

Навесное оборудование часто бывает:

  • плуг;
  • резак;
  • грабли;
  • борона.

Эти инструменты крепятся к специальному кронштейну, установленному позади двигателя.

Самодельный угловой редуктор для мотоблока


Конструкция редуктора не отличается особой замысловатостью, и его вполне можно собрать самостоятельно. Сначала рассчитывается номинальная мощность: (Pn); Pн = Pe (л.с.) x FS, что позволяет правильно определить угол наклона конического зубчатого колеса.

По такому же принципу рассчитывается количество возможных оборотов в минуту и ​​расчет крутящего момента. Самодельное устройство должно определять условия эксплуатации, в том числе радиальную или осевую нагрузку валов на их концах. Эксплуатация оптимальна при правильной температуре и смазке.

Сборка выполняется в соответствии с описанными выше шагами. Вы можете взять заводское здание. Диаметр подскажет, каким должен быть корпус для подшипников оси. Здесь поможет качественная дрель и штангенциркуль. Затем под ось вставляются два подшипника.

Стальной фланец крепится спереди. Внутри находится фланцевый подшипник и шайба. Фланец крепится к генератору винтами. Стальная шпонка с ведущей шестерней и валом ведомой шестерни выбрана заранее.

Вращающийся генератор соединен с узлами, связанными с передаточным механизмом. Имеет шкив, обеспечивающий клиноременный привод. Он крепится к ведомому валу гайкой с пружинной шайбой.

Основные элементы редуктора

В автомобилестроении часто используются конические редукторы, поскольку эти агрегаты обеспечивают эффективную работу. Угловой редуктор обеспечивает стыковку коробки передач с двигателем. Вы можете изменить готовый продукт. Среди основных элементов коробки передач выделяют:

  • Фланец.
  • Генераторный дом.
  • Клиноременный шкив.
  • Крепление шкива.
  • Диск из стали.
  • Вал ротора.
  • Дюбель из стали.
  • Фланцевый подшипник.
  • Фланцевое крепление.

Блок трансмиссии довольно легко найти, взглянув на трансмиссию, которая является передатчиком между колесами и двигателем. Направление изменено в задней части трактора. Трансмиссией называют коробку передач со сцеплением. Часто используется в тяжелых задних тракторах.

Основные элементы конструкции мотоблока

  1. Подставка или рамка. На нем смонтированы двигатель, система трансмиссии на колеса, тяговое устройство для навесного оборудования и подвеска.
  2. Блок питания. Эффект — 5-10 литров. С. Используются двигатели от мотоциклов, мопедов, компрессоры и бензопилы.
  3. Приостановка. Обычно примитивные: из самодельных колес или готовые колеса от сельхозтехники. Иногда используются мотоциклетные и автомобильные колеса. Бывает портальным или осевым.
  4. Коробка передач для мотоблока. Служит для снижения частоты вращения приводного вала с одновременным линейным увеличением крутящего момента. В качестве редуктора часто используют коробку передач от скутера или автомобиля.

Самодельное устройство не требует сопряжения с движком, т к расчет делается под конкретные задачи, и нет ограничений за счет готового технического решения.

Сварная рама для прицепа к мотоблоку

Каркас прицепа для мотоблока делаем из стальных уголков и труб. Конструкция достигается с запасом прочности. Чертеж конструкции рамы для самодельного прицепа.

  • 1. — пяльцы — размер уголка — 21х21х3,
  • 2. — каркас сиденья — размер уголка — 21х21х3,
  • 3. — стояк — труба — 50х25х4,
  • 4. — подседельный штырь — размер уголка — 40х40х4,
  • 5. 14 — стойка передняя — размеры трубы — 50х25х25.
  • 6.15 — продольные балки — размеры углов — 40х40х4,
  • 7.8 — опоры оси правого колеса — размеры углов — 32х32х4,
  • 9.16 — стойки задние — размеры трубы — 50х25,
  • 10. — армирующие ригели — размеры уголка — 40х40х4,
  • 11. — корпус шарнира продольный — размеры трубы — 58х4,
  • 12. — ось колеса — размер тяги — 030, 13.
  • 17 — поперечные бруски — размеры уголка — 40х40х4,
  • 18. — шарф — (4 п)

Области применения

В связи с тем, что самодельные минитракторы во многом идентичны магазинным вариантам, таким как Уралец, Кубота, Булат 120, Уралец 160, Янмар по ряду критериев, область их применения также будет достаточно схожей.

peredelka_v_minitractory_2.jpg

Вся подобная техника выпускается исключительно для использования в аграрной сфере, где основным требованием является эргономичность и надежность агрегатов.

Если говорить о самодельных минитракторах, то, пожалуй, самый основной вид выполняемых ими работ – это различная обработка почвы для дальнейшего использования. Эта область достаточно обширна и включает в себя ряд специфических работ:

  • обработка почвы, а также удаление сорняков и другой растительности с земли;
  • формирование грядок;
  • сажать картофель с помощью специальных насадок;
  • выкапывать клубни картофеля и так далее

Как мы видим, с помощью самодельных минитракторов реально можно выполнять весь спектр сельскохозяйственных работ, основное назначение которых – возделывание почвы и сбор урожая.

Для села это первостепенная задача, ведь это единственный способ прокормить себя в данных условиях, отсюда и незаменимость такой техники, которую отмечают многие. Однако фермерство — не единственное, на что способны самодельные юниты.

Если немного поработать, подумав об использовании дополнительных насадок, можно значительно расширить область применения такого оборудования:

  • кошение травы для заготовки сена;
  • перевозка различных грузов, а также уборка строительного и сельскохозяйственного мусора с участка;
  • очистить территорию от снежных масс и т.д.

Важно понимать, что дополнительное оборудование будет стоить определенных денег, но его можно изготовить и самостоятельно. Те же снегоуборщики и газонокосилки имеют очень простую конструкцию, которую можно сделать из подручных материалов и инструментов.

минитракторий_1.jpg

Стоит ли делать самодельный мотоблок с двигателем ЗИД

Многие специалисты отмечали, что мотоблок на базе двигателя ЗИД (завод им. Дегтярева, г. Ковров) может стать очень хорошим вариантом для любого фермера. Чем это объясняется? Рассмотрим особенности двигателя ЗИД 4 для мотоблока.

  • ЗИД 4 — 4-тактный карбюраторный одноцилиндровый двигатель с системой воздушного охлаждения.
  • Объем цилиндра — 520 см3,
  • Диаметр — 86 мм, ход — 90 мм.
  • Степень сжатия достигает 5,3.
  • Номинальная мощность — 4,5 л.с
  • Число оборотов на коленчатом валу при номинальной мощности не выше 2000 мин-1.

Вал редуктора, которым оснащен двигатель, имеет диапазон скоростей от 333 мин-1 до 687 мин-1. Расход топлива достигает 1,5 л/ч. Система зажигания работает от маховика магнето. Запустить двигатель ЗИД 4 для мотоблока можно шнуром или рукояткой стартера. Хоть и не автозапуск, но этот двигатель один из лучших для современных мотоблоков.

Двигатель ЗИД-5 для мотоблока — это усовершенствованная модификация ЗИД-4, идеально подходящая для сельскохозяйственных работ на небольших участках. Идеальные технические характеристики двигателя ЗИД-5 для мотоблоков сделали его популярным силовым агрегатом.

Поэтому, несмотря на то, что отечественная продукция часто вызывает у потребителей справедливые нарекания, вы можете быть уверены в высоком качестве этого двигателя. Для увеличения срока службы мотоблока очень важно соблюдать правила эксплуатации двигателя, что сведет к минимуму количество непредвиденных поломок.

Читайте также: Мотоблок «Нева МБ 2»: выбираем запчасти, инструкция по его эксплуатации, характеристики и устройство моделей «МБ-2М» и «МБ 2Б-6,5 RS», регулировка карбюратора

Трансмиссия и сцепление

Самодельный культиватор на базе коробки передач ВАЗ или на базе механической коробки передач должен иметь отличную коробку передач. Необходимо передавать крутящий момент от двигателя на колеса, изменять скорость и направление движения автомобиля. Эта часть заднего тягача состоит из последовательно соединенных друг с другом узлов:

  • снижение;
  • дифференциал;
  • схватить;
  • передача.

Редукторы и редукторы делятся на несколько типов:

  • пояс;
  • цепь;
  • оборудование;
  • комбинированный.

Самое оптимальное решение – установить на мотоблок шестеренчатую передачу, имеющую несколько передних и задних скоростей.

В мотокультиваторах могут применяться редукторы, состоящие из 2-х редукторов — шестеренчатого (устанавливается сверху) и червячного (нижнего). Эта конструкция подходит для легких и средних автомобилей, но для тяжелых заднеприводных тягачей необходимо устанавливать более модернизированные версии.

Червячно-зубчатая передача может быть оснащена центробежным автоматическим сцеплением. Ременная передача на коробках передач этого типа может выполнять также роль муфты, выполняющей свои функции через натяжной ролик и механизм управления (тягово-рычажный).

Важной частью коробки передач и сцепления является выжимной подшипник, от выжимного подшипника зависит скорость передачи крутящего момента

Мотоблок на базе КПП ВАЗ-2108

Если при разборе вам посчастливилось купить пятиступенчатую коробку передач от автомобиля ВАЗ-2108/2109/2113/2114/2115, собрать мотоблок на ее основе можно, руководствуясь следующими советами:

  1. П-образную раму лучше делать из стального уголка. Также из него сварена поперечная стойка для крепления двигателя и коробки передач.
  2. Для крепления редуктора к раме используйте стандартные монтажные отверстия и болты. Для соблюдения соосности используйте стальные пластины, так как держатели любой формы можно выточить и приварить к раме.
  3. Для соединения колес с коробкой передач можно использовать стальные «стаканы», которые крепятся к ступицам корпуса тормозного диска. Тормозную систему можно взять от Газели.
  4. Шасси крепится к раме стальными пластинами, которые можно прикрутить болтами непосредственно к ступицам.
  5. Двигатель установлен над коробкой передач, прикручен болтами к заранее подготовленной поперечной раме.
  6. Система ременного сцепления управляется самоудерживающимся рычагом, выступающим на рукоятке мотоблока, соединенным тросом и пружиной с подвижным механизмом сцепления.
  7. Рычаг переключения передач можно взять от ВАЗа, либо сделать своими руками из трубы круглого сечения соответствующего диаметра.

Как соединить двигатель от мотоблока с КПП ВАЗ

Для подключения двигателя от мотоблока к коробке передач ВАЗ-2108 необходимо подобрать подходящие по размеру шкивы и ремни для передачи крутящего момента. Шкив меньшего диаметра соединяется с коленчатым валом двигателя, а больший шкив крепится к раме трубой на таком расстоянии, чтобы обеспечивалось достаточное натяжение ремня. Ремень (или пара ремней) натягивается между шкивами через шкив сцепления, идущий от коробки передач.

Как сделать самодельный минитрактор из мотоблока «Кентавр»

Практика показывает, что самый доступный и надежный минитрактор получается из мотоблока, который относится к категории профессиональных или полупрофессиональных. Важнейшими их характеристиками являются высокая мощность и длительный срок службы. По всем этим характеристикам хорошо подходит мотоблок «Кентавр». Имеет дизельный двигатель мощностью 9 л.с. Это позволяет использовать его в качестве основы для минитрактора. Но окончательный выбор зависит от целей, которые ставились при создании такой техники.

Для будущего минитрактора нужно подготовить корпус и продумать, как он будет соединяться с блоком двигателя. Для изготовления корпуса и каркаса используются профилированные трубы или металлические уголки. Если двигатель мотоблока достаточно мощный, в качестве кузова можно использовать небольшой прицеп для мотоцикла или автомобиля. Далее необходимо продумать схему электропроводки корпуса мотоблока.

При самодельном минитракторе из мотоблока Кентавр нужно разработать кинематическую схему, которая будет передавать крутящий момент от двигателя на ведущие колеса. Также необходимо равномерно распределять нагрузку на приводной вал. Если вы планируете перевозить грузы таким минитрактором, решающую роль будет играть развесовка.

При самодельной сборке минитрактора самым важным моментом является правильное размещение узлов и агрегатов. Выходной вал – лучший вариант для размещения тормозной системы. Рычаг переключения передач расположен на оси. Запуск двигателя остается заводским.

Пространство для водителя необходимо сделать комфортным, так как минитрактор не имеет средств амортизации. Он также должен быть оборудован сцепкой, чтобы минитрактор мог использовать сцепки. На этом работа по самостоятельной трансформации мотоблока Кентавр в минитрактор фактически завершена. Теперь ухаживать за приусадебным участком будет намного эффективнее.

Минитракторы имеют множество функциональных преимуществ по сравнению с мотоблоками. Они более практичны, производительны и практичны. Если вы владелец дизельного мотоблока и хотите превратить его в минитрактор, при этом сделать его максимально универсальным и комфортным, вам необходим комплект для переделки мотоблока в минитрактор. Этот комплект избавит вас от необходимости искать отдельные детали, думать, из чего сделать тот или иной элемент конструкции.

С помощью этого набора, прилагаемой инструкции по сборке и простейших ручных инструментов вы сможете самостоятельно переделать одноосный мотоблок в четырехколесный минитрактор.

Детали, сборка новых узлов и комплектация мотоблока

К сожалению, не так много деталей, которые можно использовать от старого ВАЗа для заднего тягача. Вот список того, что пригодится в том или ином случае:

  • двигатель, так как у «Жигулей» бензиновый двигатель, этот вариант не самый экономичный;
  • топливный бак и детали топливной системы;
  • система выхлопных газов;
  • воздушный фильтр;
  • запуск;
  • руль, рычаги газа и сцепления;
  • коробка передач, раздатка;
  • колесо;
  • задний мост – пригодится для монтажа буксируемой конструкции.

По сути, это все, что можно использовать от ВАЗа. Сделать самодельный мотоблок из жигулевского моста и аналогичных моделей ВАЗ без множества преобразований очень сложно, поэтому приходится использовать только отдельные детали ходовой части.

Обычно для заднего тягача берут дизель, поэтому стоит покопаться в старой мотоциклетной технике, например, в том же мотоцикле. Есть самодельные пилы с двигателем, но они используются для легких земляных работ.

Выбор двигателя очень важен, поэтому ориентируйтесь на тип работ, которые предстоит выполнять мотоблоку. Для средних нагрузок по вспашке почвы и уборке урожая достаточно мотоциклетного двигателя, а для более трудоемких работ потребуется автомобильный двигатель.

В некоторых случаях, если деталей не хватает, можно купить оригинальные запчасти для мотоблоков и использовать их в конструкции. Этот вариант стоит рассматривать только в том случае, если на чертеже есть рекомендации и примеры доработки покупных деталей.

Так как нам нужно получить работающий прототип, постараемся максимально полно следовать всем инструкциям и выполнить всю работу по схеме и чертежам.

Оцените статью
Блог про автомобили ГАЗ