- Сферы использования и особенности конструкции самосвалов «МАЗ-5516»
- Эксплуатация самосвала
- Особенности
- Модификации «МАЗ-5516»: 3 – в производстве, остальные – в архиве
- Модификации
- Двигатели «МАЗ-5516»
- Основа
- Основные преимущества МАЗа-5516:
- Модели самосвала МАЗ 20 тонн
- Преимущества
- Конструкция и габаритные размеры
- Устройство
- Основные технические характеристики самосвала МАЗ-5516
- Кратко о создании транспортного средства
- Трансмиссия «МАЗ-5516»
- История бренда
- Рулевое управление и тормозные системы грузовика «МАЗ-5516»
- Технические характеристики в цифрах
- Основные разновидности
- Модификация 020
- Модификация 021
- Модификация 026
- Модификация 040
- Кабина самосвала «МАЗ-5516»
- Внутреннее устройство кабины
- Отзывы водителей и владельцев «МАЗ-5516»
- Плюсы и минусы
- О преемнике «МАЗ-5516»
Сферы использования и особенности конструкции самосвалов «МАЗ-5516»
Итак, на первом месте по популярности использования самосвалов этой марки стоит строительная отрасль. При строительстве зданий, дорог, мостов и других объектов самосвалы МАЗ-5516 перевозят различные нерудные сыпучие строительные материалы: щебень и гравий, песок и камень, горячий асфальт и асфальтовую крошку, гравийно-песчаную смесь и др., по дорогам как общего, так и необщего пользования.
В сельском хозяйстве самосвал подходит для перевозки урожая, почвы, компоста, различных удобрений. Выпускалась даже специальная модификация, предназначенная для перевозки зерна — «МАЗ-551608-236». Отличием данного зерновоза от базовой модели является погрузочная платформа увеличенного объема, с двусторонней боковой выгрузкой.
В лесном хозяйстве предусмотрена машина для перевозки древесины в сортиментах длиной от двух до шести метров, уложенной на специальную платформу, установленную на шасси машины. А «МАЗ-5516» с грузовой платформой увеличенного объема хорошо подходит для перевозки щепы и др легких сыпучих грузов и материалов.
В конструкции самосвала используется рессорно-балансирная подвеска и усиленная двойная рама (щадящая в балке). Металлический кузов самосвала МАЗ-5516 опрокидывается с помощью гидравлического механизма. При этом кузов выпускается как с открывающимся задним бортом, так и без него — ковшового типа.
Эксплуатация самосвала
МАЗ 5516 — большегрузный автомобиль с колесной формулой 6х4. Он оснащен опрокидывающимся кузовом, который может различаться по типу и назначению.
Самосвал эксплуатируется в тяжелых условиях и используется во многих работах. Это перевозка песка, щебня, кирпича, различных растворов, перевозка удобрений, собранного урожая, вывоз мусора, доставка асфальта к месту укладки, перевозка леса.
Список видов деятельности грузовиков действительно впечатляет, но все же самым важным является строительство.
Особенности
Самосвал обладает внушительной грузоподъемностью 20 000 кг. Благодаря большому кузову, универсальности и невысокой цене грузовик вытеснил многих конкурентов. Он пользуется большой популярностью.
Для молодых разработчиков МАЗ-самосвал стал настоящим спасением. Свою роль в этом сыграла и его ассоциация с основными моделями линейки, такими как: 6422, 6303, 5551. Запасные части и техническое обслуживание самосвала стоят одну крону. Ремонт под силу осуществить в любой автотранспортной компании.
Кроме того, МАЗ 5516 с прицепами работает в составе самосвала, что вдвое увеличивает объем грузоперевозок за одну поездку.
Модификации «МАЗ-5516»: 3 – в производстве, остальные – в архиве
В настоящее время Минский автомобильный завод продолжает выпуск трех усовершенствованных модификаций этого достаточно востребованного на рынке в XXI веке самосвала с двигателями ЯМЗ и Cummins».
Модификация МАЗ-5516А5 оснащается дизельными двигателями ЯМЗ-6582.10 (на базе ЯМЗ-238ДЕ2), соответствующими экологическому стандарту Евро-3. Их мощность составляет 330 лошадиных сил (или 243 кВт). На МАЗ-5516А8 устанавливаются более мощные двигатели ЯМЗ-6581.10 мощностью 400 л.с. (294 кВт) (на базе ЯМЗ-7511.10Е2), также Евро-3. Коробки передач тоже ярославские — «ЯМЗ-2381». Самосвальная платформа на каждой из этих модификаций имеет возможность трехсторонней выгрузки. Номинальная грузоподъемность этих модификаций устанавливается производителями в 20 тонн.
Двигатель Cummins 6ИСБе4, которым оснащаются модификации МАЗ-5516W4-420, уже относится к стандарту Евро-4. Выходная мощность составляет 300 лошадиных сил или 220 кВт. Двигатель работает в паре с 9-ступенчатой коробкой передач JS-135/TA. Самосвальная платформа, устанавливаемая на шасси этих машин, имеет П-образную (то есть «корытообразную») форму, рассчитанную только на заднюю разгрузку. Номинальная грузоподъемность составляет 15,1 тонны.
«МАЗ-5516W4-420» с двигателем Cummins и «корытообразным» кузовом.
Из уже снятых с производства модификаций семейства наиболее распространены следующие:
- «МАЗ 551603-221» и «МАЗ 551603-223» (с шестицилиндровым турбодизелем «ЯМЗ-236БЕ2» Евро-1). При этом для самосвала с индексом -221 характерна опрокидывающаяся платформа с задним закрывающимся бортом, а для 223 — кузов самосвала ковшеобразной формы без заднего борта.
- «МАЗ 551605-271» и «МАЗ 551605-280» (с восьмицилиндровым турбированным дизелем «ЯМЗ-238ДЕ2» Евро-2). Наклонная загрузочная платформа — с задним бортом, осевым выхлопом без платформенных теплообменников или выхлопом слева с платформенными теплообменниками. Самосвал модификации МАЗ 551605-280 также характеризовался несколько измененной геометрией кузова, а также увеличенным (без бортового удлинения) до 12,5 кубометров объема платформы для перевозки грузов.
На все эти модификации устанавливались неподрессоренные кабины «советского» образца.
Чего нельзя сказать о более поздней разработке — модификации «МАЗ 551608-238» (но и сейчас тоже уже снятой с производства). Здесь кабина подвесная, а в стандартную комплектацию входят: ABS, подвесные сиденья в кабине, ремни безопасности, подогрев двигателя, система ограничения скорости, шумоизоляция кабины, современная фарная оптика, светодиодное освещение салона.
Модификации
Грузовик выпускается в различных модификациях. Вот некоторые из них:
- 5516.05 и 5516-A5 оснащены корпусами с задним разгрузочным ящиком. Объем 10,4 — 15,5 куб.м. Если конструкция прямоугольная, вместимость 11,1 – 14,2 куб.м с выгрузкой на три стороны. Днище обогревается выхлопными газами.
- 5516.08 и 5516-А8. Здесь объем кузова составляет уже 22,1 кубометра: он имеет прямоугольное сечение с боковым выходом.
- 5516.85 и 5516-W8 оснащены U-образным кузовом объемом 9,5 куб.см. Эти модели относительно небольших размеров, с обратной загрузкой и подогревом.
Двигатели «МАЗ-5516»
Подавляющее большинство самосвалов МАЗ-5516, находящихся на вооружении в настоящее время, выпускалось с дизельными двигателями Ярославского моторного завода — восьмицилиндровыми турбированными силовыми агрегатами ЯМЗ-6582 и ЯМЗ-6581, позже доработанными для соответствия третьему европейскому стандарту. Первый из этих двигателей развивает мощность 330 л.с при 2100 об/мин; второй — 400 лошадиных сил при 1900 об/мин.
Двигатель ЯМЗ-6581, разработанный специально для оснащения автомобилей МАЗ, был конструктивно основан на двигателе ЯМЗ-7511 с общими головками блока цилиндров. То же — двигатель ЯМЗ-6582.10 сделан на базе двигателя ЯМЗ-238ДЕ2. Данные двигатели МАЗ отличаются от своих базовых технических характеристик за счет установки электроуправляемой топливной аппаратуры с ТНВД «Компакт-40» с электронным регулятором; изменение конструкции ряда узлов и деталей двигателя, с закрытой системой вентиляции картера.
Технические характеристики в цифрах:
- Номинальная мощность — 294 кВт (400 л.с.).
- Номинальная скорость — 1900 об/мин.
- Максимальный крутящий момент — 1766 Нм (180 кгс.м)
- Частота вращения при максимальном крутящем моменте — 1100…1300 об/мин.
- Холостой ход: мин — 600 об/мин; макс — 2150 об/мин.
- Масса двигателя: без сцепления и коробки передач – 1250 кг; со сцеплением и коробкой передач — 1660 кг.
ЯМЗ-6582
- Номинальная мощность — 242,6 кВт (330 л.с.).
- Номинальная скорость — 1900 об/мин.
- Максимальный крутящий момент — 1274 Нм (130 кгс.м)
- Частота вращения при максимальном крутящем моменте — 1100…1300 об/мин.
- Холостой ход: мин — 600 об/мин; макс — 2150 об/мин.
- Масса двигателя: без сцепления и коробки передач – 1240 кг; со сцеплением и коробкой передач — 1645 кг.
Незначительная часть грузовиков этой марки (а именно модификации «МАЗ-5516-33-380» и «МАЗ-5516-33-371») выпускалась с импортными (немецкими) двигателями «Deutz BF6M1013FC код 210» с мощностью 286 сил в сочетании с девятиступенчатой коробкой передач «ZF 9S109».
В настоящее время вниманию потребителей предлагается самосвал МАЗ-5516, оснащенный китайским дизельным двигателем Cummins (краткая информация о нем представлена выше).
Силовой агрегат крепится к раме автомобиля МАЗ-5516 в трех точках (одна передняя и две боковые). Кроме того, имеется четвертая опорная моторама. Для обслуживания двигателя кабина самосвала откидывается вперед с помощью гидравлического механизма. В транспортном положении кабина фиксируется запорным механизмом и страховочным тросом.
Топливный бак самосвала МАЗ-5516 вмещает 350 литров топлива. Расход топлива от 30 литров на 100 километров (минимум – если это незагруженный автомобиль, движущийся со скоростью 50 км/ч).
Основа
Рама МАЗ 5516 усилена, с повышенным запасом прочности. В конструкции используются балки из низколегированной стали.
Все несущие элементы опираются на продольные несущие швеллеры, заклепочные соединения на их полках отсутствуют. Это способствует повышению износостойкости и позволяет эффективно распределять массу при движении по разным типам дорог даже под действием разнонаправленных сил при перекручивании рамы.
Но на первых модификациях самосвала водители сами усиливали лонжероны, так как прочности не хватило.
Основные преимущества МАЗа-5516:
- низкие затраты на ремонт;
- простота обслуживания;
- несколько способов разгрузки и возможность установки дополнительного прицепа, что позволяет максимально использовать ресурсы грузовика;
- приемлемая цена покупки;
- качественная подвеска, мощный двигатель и узнаваемый внешний вид.
Несмотря на свой минимализм, МАЗ-5516 и сейчас остается популярным. При этом доступно несколько модификаций модели с индексами А8-336, А5-371, А5-380, А8-338 и А5-375.
Модели самосвала МАЗ 20 тонн
Но это не остановило производителей, ведь на базе МАЗ-5516 были разработаны модели грузоподъемностью от 19 до 20 тонн, а именно самосвалы, предназначенные специально для сельского хозяйства, в конструкции которых сразу предусматривался высокий кузов с двусторонняя и трехсторонняя разгрузка:
МАЗ-5516Х5-475-050 | одиннадцать | 20 | 3-сторонняя разгрузка. Тип платформы — коробчатая старая кабина |
МАЗ-5516Х5-476-000 | одиннадцать | 20 | 3-сторонняя разгрузка. Тип платформы — коробчатая старая кабина |
МАЗ-5516А8-336 | 22 | 19 | Зерновоз с двусторонней выгрузкой |
МАЗ-5516А8-338 | 22 | 19 | Зерновоз с двусторонней выгрузкой |
Кроме того, существует множество модификаций МАЗ-5516 строительного назначения, например: МАЗ-5516Х5-480-050; МАЗ-5516А5-380; МАЗ-5516А5-371 и др. все модели 20-тонные грузовики, причем первые два варианта идут с новыми просторными кабинами с лежаками, а последний вариант имеет маленькую старую кабину.
Преимущества
В те времена, когда с конвейера сошел автомобиль МАЗ-5516 грузоподъемностью 20 тонн, самосвалов с такими техническими характеристиками и последовательностью переключения передач было немного. Поэтому аппарат так быстро поступил в серийное производство Минского автозавода. Его ждали в таких сферах, как:
- коммунальные услуги — на доставку асфальта, вывоз мусора, грязи и так далее;
- строительная отрасль – для перемещения не только щебня, песка, цемента и других сухих строительных материалов, например кирпича, но и для обеспечения строительных площадок растворами в жидком состоянии;
- сельскохозяйственная промышленность — для перемещения компоста, навоза, глины, жидкости и сельскохозяйственных культур.
Несмотря на маленькую кабину, где водителю негде было развернуться, производительность труда была на высоте. В большинстве современных модификаций сейчас используются просторные предподвесные кабины с одним или двумя спальными местами, но и оригинальная модель МАЗ-5516 активно используется на наших дорогах, благодаря своей цене и минимальным затратам на обслуживание.
Кроме того, есть ряд других преимуществ, из-за которых потребители не спешат расставаться с этим 20-тонником, например:
- вынослив и надежен на наших дорогах;
- имеет хорошую тягу даже при ежедневной полной загрузке;
- иметь разные виды разгрузки;
- есть возможность установки прицепа, что повысит производительность и снизит затраты на аренду самосвала;
- разумная цена;
- мощный дизель, вертикальная подвеска и характерный внешний вид автомобиля.
Как было сказано выше, недостатком этого тяжеловоза в начале производства были размеры кабины, а также дешевая краска, из-за которой детали автомобиля часто ржавели. Но позже эти проблемы были устранены за счет нового оборудования и современной стойкой краски.
Конструкция и габаритные размеры
Устройство
Кузов этого самосвала имеет интересную форму – прямоугольную, но закругленную по периметру. Тип выгрузки задний, но бывает боковой и трехсторонний.
С 2000 года кузов стал обогреваться, что расширило область его применения зимой. Сыпучие и жидкие материалы прекрасно помещаются в грузовой танк, благодаря качеству сварочных работ, выполненных в соответствии с нашими и зарубежными стандартами.
Кроме того, самосвал легко может стать автопоездом за счет использования прицепа.
Капюшона нет, но на всякий случай есть металлический бампер.
Для удобства входа водителя в кабину колесные арки были оборудованы ступенькой. Еще одним преимуществом являются зеркала автомобиля МАЗ-5516, ведь они имеют разные углы обзора, что обеспечивает водителю безопасное вождение и уменьшает слепую зону.
Кстати, в движение грузовик приводит надежная пятиступенчатая коробка передач. Двойная главная передача, обеспечивающая 10 скоростей, полностью удовлетворяет приводные валы этого агрегата. Зарубежные двигатели комплектуются 9-ступкой ZF.
Рычаг коробки передач тоже оставляет желать лучшего из-за жесткости, капризности и легкой заторможенности движения.
Чтобы реабилитироваться после изначально тесных и неудобных кабин, производители внесли ряд существенных улучшений в комфорт водителя, таких как:
- отличная обзорность за счет высокой посадки;
- подогрев двигателя облегчил запуск в минусовую температуру;
- улучшенная звукоизоляция и сниженная вибрация;
- сиденье и руль можно регулировать;
- пневматические амортизаторы под сиденьем снижают утомляемость водителя при перемещении на большие расстояния.
Самосвал МАЗ-5516 оснащен двигателем Ярославского завода по производству двигателей, а именно ЯМЗ-238Д. Мощность двигателя составляет 243 кВт, а максимальный крутящий момент — 1225 Нм. Кстати, более современные версии имеют мощность 400 л с., а некоторые модели этого большегруза оснащены немецкими двигателями Deutz, которые более долговечны, но создают проблемы в обслуживании.
Основные технические характеристики самосвала МАЗ-5516
Измерения и т д | 7770 х 3100 х 2500 |
Объем кузова, м3 | 10,5 |
Угол высоты корпуса, град | 49 |
Масса пустого вагона, т | 13,5 |
Рекомендуемая грузоподъемность, например | 20 |
Номинальная грузоподъемность на ровной дороге, например | тридцать |
Расход топлива, литров на 100 км | 32 |
Скорость движения, км/ч | 88 |
Колесный тур | 6х4 |
Типы тормозной системы | Работы, парковка, вспомогательные средства и запасные части |
Передача | механический |
Количество топлива в баке, л | 350 |
Стоимость нового автомобиля, руб. | 1900000 — 2400000 |
Аренда самосвала, руб/час | От 800 |
Кратко о создании транспортного средства
Автомобиль МАЗ-5516 «родился» еще во времена Советского Союза. Он отличается простым дизайном, практичностью и минимальным, но практичным оснащением места водителя. Во всем внутреннем оснащении — минимум лишнего, только необходимый для работы функционал. При этом отмечается высокий коэффициент за ремонтопригодность и прозрачность.
Грузоподъемность машины составляет 20 тонн. Вместе с доступной ценой этот параметр определил популярность автомобиля в различных отраслях экономики. Основная область использования – строительство. Машина незаменима при строительстве дорог, транспортировке различных сыпучих материалов, в том числе камня, песка, гравия и щебня. Кроме того, автомобиль используется для перевозки горячего асфальта и крошки по дорогам общего и специального назначения.
Читайте также: ✅ Ремонт культиватора своими руками — dacktil
Трансмиссия «МАЗ-5516»
Тип коробки передач, устанавливаемой на МАЗ-5516, зависит от двигателя. Коробка передач ЯМЗ-2381 работает с двигателями ЯМЗ мощностью 330 л.с. Коробка передач ЯМЗ-2391 работает в паре с дизелями мощностью 400 л.с. Это 5-ступенчатые коробки передач с двойной главной передачей с планетарными передачами (передаточное число — 7,24). Такая компоновка фактически обеспечивает 10 передач.
В версиях с импортными силовыми агрегатами используются 9-ступенчатые механические коробки передач «ZF 9S-109» и «JS-135/TA», которые более эффективны, но и намного дороже.
На самосвалы МАЗ-5516 устанавливается сцепление ярославского производства марки ЯМЗ-184-15. Это сухое фрикционное сцепление, однодисковое, с диафрагменной выхлопной пружиной, безасбестовыми фрикционными накладками. Сцепление установлено по стандартам ISO (SAE-1). Ведомый диск сцепления — с пружинным демпфером фрикционного типа, с упругим креплением одной из фрикционных втулок.
История бренда
Белорусский бренд МАЗ известен не только на постсоветском пространстве, но и далеко за его пределами. Грузовики этой марки отличает оригинальная кабина с логотипом компании. История завода, выпускающего самосвалы МАЗ (20 тонн), начинается в середине 40-х годов прошлого века. Первые пять машин вышли в 1947 году, а уже через год было организовано серийное производство. К началу 1952 года завод выпустил около 25 тысяч автомобилей, перевыполнив план более чем на 60 процентов.
Стоит отметить, что история Минского автомобильного завода – это коллекция больших успехов и побед. На специальной выставке в Брюсселе грузовик 50-й серии минских производителей был удостоен высшей категории. В последующем планируется наращивать производство без потери качественных показателей. Завод был сразу же награжден орденами Ленина и Революции, а также другими почетными наградами.
Рулевое управление и тормозные системы грузовика «МАЗ-5516»
Рулевое управление включает рулевое колесо со встроенным распределителем, колонку, рулевое колесо, силовой цилиндр, насос, масляный бак и шланги.
Самосвал оснащен четырьмя тормозными системами: рабочей, стояночной, дополнительной и запасной. Существуют также устройства для подключения тормозов полуприцепа с 2-проводным пневматическим приводом.
Пневматическая рабочая тормозная система воздействует на все колеса через тормозные барабаны. ABS — антиблокировочная система тормозов — присутствует во всех модификациях. Стояночная и резервная системы воздействуют на тормозные элементы среднего и заднего моста, которые приводятся в действие посредством тормозных камер.
Парковочная система выполняет ряд резервных функций и используется для торможения при возможных неисправностях в системе рабочего торможения. Вспомогательная система запускается путем создания противодавления в выхлопной системе. Используется для легкого торможения при длительных спусках по горным дорогам. Некоторые автомобили МАЗ-5516 оснащены 4-канальной антиблокировочной системой тормозов (АБС) производства производственного объединения «Экран», Беларусь.
Технические характеристики в цифрах
- Габаритные размеры: длина — 7,19 м; ширина — 2,5 м; высота — 3,1 м.
- Колесная база: 3,85 + 1,4 м.
- Дорожный просвет – 270 мм.
- Передняя колея – 1,97 м; задняя колея – 1,85 м.
- Размер шин — 12.00/R20.
- Собственная масса автомобиля составляет 13,5 тонн.
- Технически допустимая полная масса составляет 33 тонны.
- Нагрузка на переднюю ось – 7 тонн; на заднюю ось — 26 тонн.
- Технически разрешенная грузоподъемность — 20 тонн.
- Объем платформы: 11, 12,5, 14,3 (расширения), 15,4 (опционально) куб.м.
Основные разновидности
Этот грузовик имеет несколько модификаций, отличающихся внешним оформлением погрузочного борта, что определяет разные области применения этой техники.
Ознакомьтесь с техническими характеристиками КамАЗ-5320, используемого как в строительстве, так и в коммунальном хозяйстве. Из этой статьи вы узнаете, по какой цене можно купить трактор TYM.
Все МАЗы серии 53366 оснащены двигателем ЯМЗ-238М2. Двигатель имеет 8 цилиндров, расположенных V-образно.
Силовой агрегат работает на дизеле и соответствует экологическому стандарту Евро-1. Крутящий момент двигателя составляет 883 Нм. Двигатель способен генерировать мощность до 240 лошадиных сил, что соответствует 176 единицам в кВт.
Такая производительность позволяет бортовой платформе разгоняться до скорости 90 км/ч.
Для управления автомобилем предусмотрена 5-ступенчатая механическая коробка передач ЯМЗ-236П. Его масса 240 кг. Для скоростей от 2 до 5 поставляются синхронизаторы.
Передаточные числа довольно гармоничны, поэтому автомобиль качественно и быстро реагирует на команды водителя. МАЗ-53366 оснащен топливным баком на 350 л, что обеспечивает длительные полеты без дополнительной дозаправки.
Расход дизельного топлива составляет в среднем 32 литра на сто километров.
Общий вес всего автомобиля с грузом составляет 16 500 кг, из них 6,5 т на переднюю ось и 10 т на заднюю. Все подвески подпружинены, что гарантирует их долговечность и надежность.
Грузоподъемность техники в различных модификациях варьируется от скромных 8 тонн до внушительных 9,8. Рассмотрим обычные версии знаменитого современного планшета.
Модификация 020
Машина оборудована вместительным брезентом, соответствующим требованиям TIR. Данная модификация имеет ряд особенностей:
- грузоподъемность модели 8300 кг;
- размеры сбоку просторные – высота 2,33 м, длина 6,1 м, а ширина ограничена 2,42 м;
- масса машины пустая 8200 кг.
Автомобиль широко используется для перевозки негабаритных грузов – в основном продуктов питания, фасованных продуктов. Благодаря съемному тенту разгрузка и погрузка упрощаются. Складывание сзади и по бокам.
Съемный каркас позволяет использовать технику без навеса. Часто МАЗ-53366 020 комплектуется манипулятором и используется как негабаритный кран.
Модификация 021
Популярный грузовик, который часто используется в промышленных целях. Модель комплектуется прицепом МАЗ-83781, выполненным в виде просторного борта из металла или рамы, накрытой тентом. Тип разгрузки в этой машине задний.
Модель оснащена массивными дверями во весь рост, которые закрываются на специальный замок. Бортовой корпус обеспечивает надежное хранение грузов и качественные условия транспортировки.
Цельнометаллический кузов идеален для перевозки пищевых продуктов, а тентованная модификация подходит для промышленных нужд.
Грузоподъемность этой модификации составляет 9 800 кг. Часто МАЗ-53366 021 используется в качестве автопоезда.
При использовании дополнительного прицепа общая грузоподъемность увеличивается вдвое.
Собственная масса автомобиля составляет 8 700 кг с металлическими бортами и 8 200 кг в тентованном варианте.
Модификация 026
Данная модификация выполнена в специализированном виде бортового оборудования — шорт-бревенчатом вагоне. Собственная масса этой машины ограничена 8,2 т. Модель предназначена для перевозки тяжеловесных крупногабаритных грузов длиной от 2 до 6 м.
Поверхность облицована толстыми стальными пластинами толщиной 3 мм. Наколенники используются для удержания ассортимента. Эффективно используется в деревообрабатывающей и строительной отраслях.
Грузоподъемность борта составляет 9,8 т, также он может эффективно использоваться в качестве автопоезда в соединении с прицепом МАЗ-8926-20.
Модификация 040
Данная модификация представлена оборудованной металлическим бортом с общими размерами: высота 2,33 м, длина 6,1 м и ширина 2,42 м. Однако чаще всего производитель предлагает эту модель с грузовым отсеком в виде цистерны.
Обратите внимание на следующее! Такие машины нашли применение при перевозке жидкостей: топлива, молока, воды, всех технических и пищевых составов. Благодаря особой конструкции резервуаров они обеспечивают эффективную доставку сырья в неизменном виде.
Загрузка и выгрузка осуществляется вертикально через специальные люки в верхней части цистерны. Контейнер ставится на поверхность и фиксируется по бокам ограничительными блоками.
Конструкторы МАЗ-53366 предусмотрели большие возможности для использования этой техники в деле. Различные модификации позволяют подобрать модель под конкретные цели и задачи, чтобы машина работала максимально эффективно и экономично.
Кабина самосвала «МАЗ-5516»
Во внешнем виде кабины отчетливо просматривается типичный МАЗовский стиль: она прямоугольная, со слегка закругленными углами. Массивный передний бампер выполняет функцию пассивной защиты. С самого начала и до сих пор самосвалы МАЗ-5516 выпускаются с двумя вариантами кабин – обычной и удлиненной (с возможностью обустройства спального места). Уровень комфорта в салоне даже МАЗ-5516 2000-х годов можно назвать минимальным.
Хотя, с другой стороны, водительское сиденье здесь подрессоренное, с возможностью регулировки (как и рулевая колонка); нагреватель просто фантастический, а шумо- и виброизоляция приличная. Для снижения вибрационной нагрузки на рабочем месте и улучшения ходовых качеств кабина подвешена в четырех точках на рессорах с амортизаторами. А сама эта машина, как известно, тяжелый самосвал, предназначенный для тяжелой каждодневной работы на стройках, а не для холостого хода.
Пневматические амортизаторы под сиденьем водителя помогают чувствовать себя за рулем комфортно и безопасно даже при движении по пересеченной местности. Кресло имеет механизмы регулировки по вертикали и горизонтали, механизм регулировки угла наклона спинки сиденья. Также возможна установка подголовников и подлокотников, осуществляемая по дополнительному заказу покупателя.
Полки в удлиненном салоне расположены за спинками сидений; они легко отделяются от рабочей зоны шторами или самостоятельно устанавливаемыми перегородками. На тоннеле кабины установлен перчаточный ящик с крышкой, который также выполняет функцию столика.
Высокая посадка дает водителю отличный обзор, который дополняется боковыми зеркалами в нескольких уровнях. Ремни безопасности имеют три точки крепления, которые обеспечивают хорошее и надежное сцепление водителя и пассажиров в экстренной ситуации.
Но это все в основном о кабинах современных МАЗ-5516. В середине 90-х еще господствовал советский прагматизм, практичность и небрежное отношение к обеспечению комфорта водителя на рабочем месте, а это средство облегчения условий труда не предусматривалось.
А вот кондиционеры в кабины самосвалов МАЗ-5516 на заводе до сих пор не устанавливают. Эта опция доступна только для основных тракторов. Хотя, учитывая характеристики работы МАЗ-5516: на пыльных стройках и карьерах, в летнюю жару, с закрытыми окнами, кондиционер для оснащения салона был бы совсем не лишним.
Двери кабины — двухпанельные, штампованные из листовой стали, сварные и вальцованные по периметру. В средней части внутренней панели двери расположены люки для установки и снятия стекол, электростеклоподъемников, блокировки двери и управления замком. Двери оборудованы поворотными замками.
Внутреннее устройство кабины
Автомобиль МАЗ-5516 имеет квадратную кабину, выполненную практично, без излишеств. Массивный бампер служит дополнительной защитой оператора в случае аварии. Кабины изготавливаются в стандартном и удлиненном вариантах, оборудованы спальными местами.
Технические характеристики предполагают подвеску сиденья водителя, есть возможность регулировки рулевой колонки.
Кабина оборудована отопителем, изолированным от шума. Выпускные пружины позволяют демпфировать и уменьшать вибрации в сиденьях.
Востребованность автомобиля МАЗ обусловлена его высокими техническими характеристиками, низкой ценой и доступностью запчастей.
Главным преимуществом грузовика является его неприхотливость в обслуживании и возможность работы в экстремальных условиях: возможна перевозка тяжеловесных и негабаритных грузов даже при отсутствии дорожного полотна, бездорожье.
Отзывы водителей и владельцев «МАЗ-5516»
Все владельцы и водители самосвалов МАЗ-5516 единодушны в определении как основных достоинств, так и основных недостатков этих грузовиков. Главное их преимущество – приемлемая цена. МАЗ-5516 дешевле на российском рынке любого другого трехосного самосвала, причем не только европейского, но и китайского, и КамАЗа.
Среди прочих достоинств говорят о большой грузоподъемности: МАЗ-5516 везет заявленные 20 тонн и даже больше: справляться с перегрузками ему помогает усиленная двойная рама и мощный потенциал ярославских дизелей.
Еще один явный плюс — обслуживание. Простота механизмов позволяет проводить соответствующий ремонт преимущественно своими силами и в сжатые сроки. Доступность и распространенность автозапчастей на МАЗ-5516 еще больше сокращает время проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту.
Самосвал обладает высокой степенью универсальности и подходит для эксплуатации абсолютно в любых условиях. Отмечается хорошая проходимость автомобиля: там, где двухосному самосвалу бывает проблематично проехать, МАЗ-5516 свободно проезжает за счет дополнительного моста. Двигатели ЯМЗ обеспечивают необходимый запас тяги и «мощность» при движении с серьезной перегрузкой, даже до 30 тонн, и движении в гору.
Основная проблема, о которой говорят почти все, это отвратительное качество металла и ЛКП как кабины, так и кузова. Даже без грунтовки под краску, голый металл. Коррозионная стойкость слабая, и МАЗы очень быстро ржавеют. Приходится самому раскрашивать, заваривать проблемные места.
Немало нареканий вызывает и качество сборки самосвалов МАЗ-5516. Есть требования со стороны потребителей и к обслуживанию этих машин. Стоимость регулярного ТО МАЗ-5516, по мнению подавляющего большинства владельцев, неоправданно высока и находится на уровне цен обслуживания аналогичных европейских автомобилей. Поэтому есть много людей, которые после 1-2 ТО уже не ездят к дилерам, а обслуживают свои машины самостоятельно.
При сдаче самосвала на гарантийный ремонт приходится долго ждать результата. Соглашение предусматривает, что грузовик может находиться в ремонте до трех недель. Такое впечатление, что «до этого срока машину даже в сервис не годят». А для тех, кто работает на себя, каждый день простоя машины означает упущенную выгоду и чистые убытки.
Разумные предприниматели не питают иллюзий и не рассчитывают проработать на МАЗ-5516 более четырех лет — главное, успеть «хорошо» продать его через 3-4 года эксплуатации. Как выразился один из них: «Это мой второй МАЗ-5516». Первый самосвал вообще был ужасным — его все время приходилось ремонтировать. Почему я снова купил МАЗ? Что еще можно купить на эти деньги? «Скания», «КамАЗ» и даже «китаец» значительно дороже!»
Плюсы и минусы
Как было сказано выше, МАЗ-5516 имеет множество достоинств и недостатков. Рассматривая первые версии, стоит обратить внимание на неудачный дизайн кабины и отсутствие в ней условий для комфортной работы. Механическая часть, двигатель, коробка передач и другие механизмы выполнены и собраны качественно. Современные минские самосвалы усовершенствованы в обоих аспектах и радуют владельца. В качестве дополнительных качеств машины отметим следующее:
- экономичность, низкие затраты на ремонт. Практически все аналоги намного дороже в ремонте, и достать на них запчасти сложнее;
- Простое обслуживание. Ремонт не требует специального обслуживания. Системы просты по конструкции и легко ремонтируются;
- Для увеличения производительности грузовика возможно присоединение прицепа;
- По сравнению с аналогами автомобиль значительно дешевле, а значит и доступнее. Новый 20-тонник продается у официального дилера по цене около 2 миллионов рублей. Подержанный автомобиль в несколько худшем состоянии, но еще готовый к эксплуатации, стоит в районе 400 тысяч рублей. Оба варианта выполнят перевозку на совесть, но проблем с новой машиной явно будет меньше;
- Проверенная система подвески. Несмотря на большую нагрузку, машина теперь даже с пробегом будет в исправном состоянии;
- Мощный силовой агрегат, позволяющий легко передвигаться по разной местности и одновременно перевозить грузы.
Можно сказать, что все негативные отзывы взяли на себя первые версии МАЗ-5516. А положительные характеристики последних образцов свидетельствуют о желании развиваться вместе с производителем и делать свою технику лучше. Высокая оценка дается не только тем, что дизайнеры исправили множество ошибок. В любое время самосвал выполнял поставленные задачи на лучшем уровне, а при необходимости даже превышал указанную в паспорте прочность.
О преемнике «МАЗ-5516»
Не прекращая производства семейства МАЗ-5516, «Минский Автомобильный Трехосный Строительный Самосвал» выпускает обновленный аналог 5516-й серии – МАЗ-6501. Этот автомобиль уже оснащен кабиной нового типа, которая изначально разрабатывалась для минских «багажников».
Уже в 2011 году количество построенных автомобилей превысило количество выпущенных МАЗ-5516. Но о замене старого в сегменте трехосных двадцатитонников на новую модель речи не идет. Пока на рынке есть стабильный спрос на МАЗ-5516, их производство будет продолжаться.