- Классификация кранов по режиму работы
- Нормы, регулирующие эксплуатацию козлового крана
- Сделать работу безопасной: правила эксплуатации кран-балок
- Требования к сотрудникам
- Ответственность работодателя
- Обязанности сотрудников
- Меры безопасности при строительстве рабочих кранов-балок
- Как определить режим оптимальной работы крана
- Группы классификации (режима) кранов в целом
- Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт
- Устройство козлового крана
- Назначение козловых кранов
- Эксплуатация кран-балки, управляемой с пола
- Какие краны подлежат регистрации
Классификация кранов по режиму работы
В зависимости от сферы применения грузоподъемное оборудование может эксплуатироваться с разной интенсивностью и цикличностью. Нормативные документы регламентируют группы режимов работы крана и его механизмов.
Российские нормативы выделяют 6 категорий, различающихся сочетанием уровня нагрузки и класса использования. Последний параметр зависит от норм времени работы механизма и варьируется от А0 (легкая работа крана) до А6 (высокая скорость работы). Функция средней интенсивности соответствует показателю а3, высокой интенсивности в 3 смены — а5.
По степени нагрузки крановые механизмы делятся на следующие виды:
- Минимальная нагрузка с малым количеством торможений и пусков. Перемещение легких грузов.
- В основу положены средние и минимальные нагрузки с периодическими пусками и торможениями. Ограниченный диапазон движения.
- Преобладают средние нагрузки, иногда бывают тяжелые операции. Большая масса перемещаемых объектов, малая площадь перемещения, постоянные торможения и трогания с места.
- В основу положена максимальная нагрузка. Ограниченная площадь с маньеризмом, большая масса движущихся объектов, постоянное торможение и трогание с места.
Нормы, регулирующие эксплуатацию козлового крана
Общие требования к эксплуатации козловых кранов изложены в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (ПБ 10-382-00). Кроме них, существует ряд взаимодополняющих государственных стандартов и норм:
- НПБ 105-03 (пожарная безопасность);
- ГОСТ 34017-82 (режимы работы);
- ГОСТ 12.2.058-81 (стандарты безопасности труда).
Также необходимо руководствоваться инструкциями РД 10-138-97 и РД 50:48:0075.03.05, в которых даны рекомендации по эксплуатации подкрановых путей.
Агрегаты оснащены подъемными механизмами. Поэтому на них распространяются соответствующие требования безопасности при использовании грузоподъемных устройств, подъемных устройств и лебедок.
Сделать работу безопасной: правила эксплуатации кран-балок
В различных производствах, в мастерских, на складах широко применяются грузоподъемные машины (далее краны), управляемые с пола с помощью кнопочного пульта, подвешенного на кране, со стационарного пульта, по радиоканалу или однопроводному линия связи.
Краны мостовые подвесные электрические (краны балочные), тельферы электрические, тельферы электрические различных типов регистрации в органах Госпромнадзора не подлежат.
Следует отметить, что на данный тип крана также распространяются «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденные Постановлением МЧС Республики Беларусь от 28 июня 2012 г. № 37 (далее именуемые Правилами).
Для справки: кран балочный — специализированное крановое оборудование мостового типа, предназначенное для различных погрузочно-разгрузочных и подъемно-транспортных работ на подкрановых опорах, в производственных цехах и на складах производственных предприятий. Эта спецтехника также используется для разгрузки морских и речных судов, строительства гражданских и промышленных сооружений. Балочные краны отличаются универсальностью и относительно компактными габаритами, вследствие чего их широко применяют для работы в узких пролетах и труднодоступных местах для кранов других типов.
Руководитель организации, где эксплуатируются такие краны, должен обеспечить безопасную эксплуатацию в соответствии с правилами.
Приказом по организации назначить лиц, ответственных за содержание кранов в исправном состоянии и за безопасное выполнение работ с кранами.
Надзор за кранами возлагается приказом работодателя на инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией кранов, грузоподъемных устройств и контейнеров.
При этом следует помнить, что ответственные лица должны пройти обучение в соответствующих учебных заведениях, имеющих разрешение Госпромнадзора на данный вид деятельности. Ответственные лица должны не реже одного раза в 5 лет проходить среднее образование по соответствующему профилю и не реже одного раза в 3 года проходить проверку знаний законодательства о промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора.
ЭТО ВАЖНО! При наличии в организации небольшого количества кранов допускается возложение обязанностей на лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии и за безопасное выполнение работ с кранами на одного человека.
Для управления и обслуживания кранов работодатель должен своим приказом назначить лиц, ответственных за управление кранами и их обслуживание, например крановщиков (машинистов) напольных кранов, проституток, слесарей, электриков.
Требования к сотрудникам
Для работы с кранами, управляемыми с пола, а также для цепления грузов на крюк таких машин допускается:
- лиц старше 18 лет среди рабочих основных профессий, использующих эти машины;
- прошел медицинский осмотр;
- прошли обучение по соответствующей программе и проверили знания;
- лица, прошедшие инструктаж и проверившие свои навыки работы на грузоподъемной машине, а также крепления грузов по схемам строповки;
- лиц, имеющих удостоверение на право эксплуатации данных машин.
Для справки: При необходимости привязать груз водитель должен работать совместно с автостопщиком, либо водитель должен иметь дополнительное обучение по профессии автостопщик.
ЭТО ВАЖНО! Периодическая проверка знаний обслуживающего персонала должна проводиться не реже одного раза в 12 месяцев.
Ответственность работодателя
Обеспечить ремонтный персонал производственными инструкциями, определяющими обязанности работников, инструкциями по охране труда, определяющими порядок безопасного выполнения работ, их права и обязанности.
Установить порядок осмотра кранов, грузоподъемных устройств и контейнеров.
Обеспечить краны информационными табличками с указанием индивидуального номера крана, паспортной грузоподъемности, даты очередного частичного и полного технического осмотра.
Обязанности сотрудников
Обслуживающий персонал обязан следить за вверенным ему оборудованием путем осмотра, проверки работы и поддержания в исправном состоянии.
Машинист (оператор) кранов, управляемых с этажа, обязан осмотреть краны до начала работы, на что ему должно быть предоставлено время до начала работы.
Меры безопасности при строительстве рабочих кранов-балок
Рабочее место крановщика должно быть хорошо освещено и свободно от посторонних предметов.
Перед началом работы необходимо проверить наличие и надежность защитного заземления корпуса кнопочного управления, отсутствие заедания кнопок управления в розетках, работу ограничителя подъема и опускания. Проверку работы каждого ограничителя следует повторить 3-4 раза, пока груз на крюке не подвешен.
При работе крана рабочий должен находиться со стороны открытой части барабана.
При намотке каната на барабан следите за тем, чтобы канат не выходил из канавок на барабане и не наматывался хаотично.
Перевозимый груз должен быть надежно закреплен подъемным канатом или цепью, которые должны перекрываться равномерно, без узлов, перекрутов и резких перегибов.
ЭТО ВАЖНО! Обратите внимание на правильную укладку паруса в устье крючка. Подвешивание груза на кончике крюка не допускается.
Переносные погрузочно-разгрузочные устройства и контейнеры в процессе эксплуатации подлежат периодическому осмотру в установленные сроки, но не реже:
- траверсы, клещи и другие захваты, контейнеры – ежемесячно;
- петли — каждые 10 дней;
- редко используемые передвижные погрузочно-разгрузочные устройства — перед выдачей в работу.
ЭТО ВАЖНО! Выявленные поврежденные передвижные погрузочно-разгрузочные устройства должны быть удалены.
Результаты осмотра заносятся в журнал осмотра передвижных погрузочно-разгрузочных устройств и контейнеров.
При наличии износа грузоподъемных устройств (канатов, цепей, крюков, захватов и др.) машинист (оператор) кранов, управляемых с пола, должен сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное выполнение работ с кранами, или лицу, ответственному за содержание подъемных кранов в исправном состоянии и получить разрешение на использование данного грузоподъемного устройства.
Машинист (машинист) кранов, управляемых с этажа, обязан отказаться от выполнения порученной работы в случае возникновения опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности.
Обвязку и соединение грузов следует производить только в соответствии с графическим изображением способов строповки грузов, которое необходимо размещать на видных рабочих местах.
Для привязки поднимаемого груза используйте ремни, соответствующие массе поднимаемого груза, с учетом количества ветвей и угла их наклона.
Стропы и цепи следует выбирать такой длины, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.
При обвязке груза, имеющего острые ребра (углы), необходимо иметь вкладыши для защиты строп от повреждений. Строповка (строповка) должна производиться таким образом, чтобы исключить возможность выпадения отдельных частей груза и обеспечить его устойчивое положение при движении.
Мелкие грузы (заготовки, готовые детали и т.п.) необходимо перемещать в специально сконструированных контейнерах, при этом погрузка не должна быть выше бортов. Контейнер должен быть исправным и иметь маркировку (назначение, номер, удельный вес и максимальный вес груза, для которого он предназначен для перевозки).
При подъеме или спуске груза, установленного вблизи колонны, стены, штабеля, машины, автомобиля и другого оборудования, не стойте в одиночестве и следите за тем, чтобы между грузом и указанными частями здания и оборудования не находились посторонние люди.
Баллоны со сжатыми и сжиженными газами поднимать только тогда, когда они помещены в специальные емкости.
При перемещении груза в горизонтальном направлении он должен быть поднят не менее чем на 0,5 м над встречающимися на дороге предметами. Поднимайте и перемещайте груз равномерно, без рывков и раскачивания.
ЭТО ВАЖНО! Если вы обнаружите неисправную и ненадежную обвязку или зацепление груза, немедленно опустите его и снова бросьте. Необходимо помнить, что запрещается удерживать лямки, соскальзывающие с груза при подъеме или транспортировке, а также исправлять их ударами молота или лома.
Запустите механизмы крана, нажав соответствующую кнопку на пульте дистанционного управления. Механизм должен работать при нажатии кнопки и автоматически останавливаться при отпускании кнопки. Следует избегать импульсивной работы. Не допускается одновременное нажатие кнопок, включающих взаимно противоположные движения механизмов, а также резкое переключение движения подъемного механизма.
Не переключайте движение подъемного механизма с прямого на задний ход до его полной остановки.
Во время движения груза в горизонтальном направлении держитесь от него на безопасном расстоянии, не проходите в узких местах и по захламленным коридорам.
При наклоне не уравновешивайте поднимаемый или перемещаемый груз своим весом.
Для поворота, а также для предотвращения самопроизвольного поворота длинномерных и крупногабаритных грузов при подъеме или перемещении используют специальные оттяжки (веревки, крюки) необходимой длины.
В месте хранения груза предварительно укладывается подкладка, чтобы лямки можно было легко и без повреждений извлечь из-под груза. Всегда нужно помнить, что запрещается освобождать зажатые ремни с помощью подъемной машины.
Перед опусканием груза осмотрите место, куда груз должен быть опущен, и убедитесь в невозможности падения, опрокидывания или соскальзывания устанавливаемого груза.
ЭТО ВАЖНО! В перерывах в работе и по ее окончании не оставляйте груз висеть.
По окончании работы со смесителем выключите выключатель и заблокируйте его.
При работе на кран-балке запрещается
Поднимайте и перемещайте грузы над людьми или в местах, где их падение может привести к опасным последствиям.
Тяга грузов краном с наклонной натяжкой канатов, отрывание прикрепленных предметов, а также выполнение несвойственных ему работ краном.
Как определить режим оптимальной работы крана
Режим работы оборудования – это техническая характеристика, учитывающая грузоподъемность, время и количество рабочих циклов при использовании.
Сегодня именно классификационные группы определяют режим работы. По крановому стандарту ISO 4301/1 их всего восемь (А1-А8). Соответствие группе определяется сочетанием таких понятий, как класс полезности (У0-У9) и режим загрузки крана (Q1-Q4).
Читайте также: Подвесные мостовые краны
Группы классификации (режима) кранов в целом
Режим загрузки | Коэффициент распределения нагрузки | Класс использования | |||||||
U0 | U1 | U2 | U3 | U4 | U5 | U6 | U7 | U8 | U9 |
максимальное количество рабочих циклов | |||||||||
1,6 х 104 | 3,2 х 104 | 6,3 х 104 | 1,25 х 105 | 2,5 х 105 | 5×105 | 1×106 | 2×106 | 4×106 | более 4×106 |
Q1 — легкий | 0,125 | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 |
Q2 — умеренный | 0,250 | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 |
Q3 — тяжелый | 0,500 | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 |
Q4 — очень тяжелый | 1000 | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 |
Класс использования – это значение, определяемое количеством циклов подъема, выполненных оборудованием в течение срока службы согласно стандарту. На самом деле, это зависит от того, как долго движется кран.
Цикл ограничивается такими понятиями:
- перемещение грузозахватного устройства к грузу;
- его подъем и перемещение;
- освобождение кузова для захвата груза;
- возвращает его в исходное положение.
Существует формула расчета рабочих циклов. Он позволяет рассчитать количество рабочих циклов, которые могут быть выполнены при нормальной работе крана.
СТ = Cs * Pdn * Tk, где
- Сс – количество рабочих циклов в сутки;
- Пдн — количество его в год при открытии крана;
- Tk – количество полных лет эксплуатации оборудования.
Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт
Эксплуатация крана приводит к постепенному износу и разрушению деталей, узлов и систем, что впоследствии вызывает старение агрегата и его выход из строя.
Для обеспечения нормальной работы в течение всего срока службы проводится регламентированное техническое обслуживание башенных кранов — комплекс профилактических мероприятий, направленных на эффективное использование устройства, поддержание надежности и исправности в процессе эксплуатации.
Система технического обслуживания включает в себя следующие операции:
- профилактика;
- обслуживание;
- меры контроля.
Согласно инструкции по эксплуатации башенных кранов техническое обслуживание проводится по плановому графику, ремонтные работы — при необходимости. Все записи о техническом обслуживании хранятся в журнале работ.
Согласно регламенту техническое обслуживание подразделяется на следующие виды:
- каждую смену (после каждой смены);
- периодические (ТО-1, ТО-2 выполняются вовремя);
- сезонный (два раза в год при смене сезона).
Плановые ремонтные работы бывают 2-х видов:
- текущий;
- капитал.
Текущий ремонт проводится в процессе эксплуатации крана бригадой специалистов, прошедших инструктаж по охране труда и технике безопасности, после чего машина диагностируется на наличие неисправностей. При ухудшении рабочих параметров проводятся ремонтные операции или замена деталей, смазка и регулировка.
При капитальном ремонте кран полностью разбирают, выявляют дефекты и поломки деталей и узлов, проверяют устойчивость агрегата с нагрузкой и без нагрузки. Старые, изношенные элементы конструкции можно отремонтировать или заменить на функциональные. Процесс осуществляется на специализированных ремонтных предприятиях.
Устройство козлового крана
Кран состоит из двух опор, которые перемещаются по рельсам. Для большей устойчивости их делают в форме треугольника. На них устанавливается натяжной элемент — мост. Он состоит из одной или двух балок. Его конструкция определяет длину пролета и уровень несущей способности. Однолучевая конструкция ограничена:
- в длину – до 40 метров;
- по грузоподъемности — до 20 тонн.
Двухбалочная конструкция более прочная. Их длина может превышать 40 метров, а способность выдерживать вес увеличена до 50 тонн.
Основными элементами козловых кранов являются:
- приводное устройство;
- вагон;
- лебедка.
Ходовая часть представляет собой тележку с одним или двумя колесами, которая перемещается по днищу опорных стоек с помощью электродвигателя. Крутящий момент от электродвигателя передается посредством цилиндрического или конического редуктора.
Подъемники бывают разных типов:
- Монорельс. Блок перемещается по нижней полке. Старая модель вагона, которая быстро изнашивается и имеет низкий уровень устойчивости.
- Двойной рельс. Они оборудованы монорельсовыми тележками, а нижние пояса моста выполнены из двутавровых балок, но количество ходовых колес сильно увеличивается.
- Веревка. Устанавливается на краны с простым и средним режимом работы. Движение осуществляется за счет натяжения троса. Недостатком их является быстрый износ веревки.
- Самоходный. Движение происходит по специальным направляющим. Они оснащены отдельным приводом и подъемным механизмом. Они наиболее востребованы.
- Для гашения ударов кареток о балки в местах конечного положения кареток на них устанавливают ограничители — резиновые или деревянные буферы.
В конструкции лебедки может быть барабан с резьбой или шкив. Агрегаты с режущим барабаном более надежны в работе. Однако их недостатком является большой вес и габариты. Если ход лебедки составляет 40-45 метров, применяются натяжные лебедки. Для достижения правильной ориентации груза в каретках предусмотрен механизм их поворота.
Козловой кран также состоит из кабины, выполняющей функции органа управления. Кабины бывают двух типов:
- мобильный;
- неподвижный.
Кабина водителя обеспечивает полный обзор крюка, движущегося груза, ходовой части и крановых путей.
Дополнительное оборудование:
- дистанционное управление;
- ограничитель нагрузки;
- весы;
- частотный преобразователь.
Эти элементы улучшают функциональность козлового крана и делают его эксплуатацию более безопасной. Их можно устанавливать уже на стадии эксплуатации оборудования.
Назначение козловых кранов
Козловые краны предназначены для выполнения работ с транспортировкой штучных, крупногабаритных и длинномерных грузов. Это могут быть железобетонные конструкции, брус, стальной прокат, промышленные профильные заготовки и изделия. Сыпучие грузы, такие как уголь, щебень, песок, перемещаются краном в специальной таре – контейнере.
Козловые краны различных типов грузоподъемностью от 3 до 50 тонн при пролете 10-40 метров. Такие многофункциональные рабочие параметры позволяют использовать устройства для различных целей: в процессе судостроения, машиностроения, на железнодорожных станциях и складах.
Эксплуатация кран-балки, управляемой с пола
Инструкция от 17 марта 2000 года определяет следующие требования безопасности:
- общие (допуск к работе, инструктаж и проверка знаний оператора, средства защиты, условия эксплуатации, контроль за состоянием машины);
- перед началом работы (проверка состояния оборудования и правил осмотра, выявление дефектов);
- при работе (правила крепления грузов, возникновение аварийных ситуаций, запрещение работы при определенных условиях, требования к работе со специальными грузами);
- после работы (работы с грузоподъемным оборудованием, устное и письменное информирование ответственных лиц об аварийных ситуациях и неисправностях в течение рабочего дня);
- техническое обслуживание ГМ (контроль состояния механизмов, смазочных и других жидкостей);
- в чрезвычайных ситуациях.
Какие краны подлежат регистрации
Требования по прохождению технического осмотра и регистрации типов кранового оборудования содержатся в «Правилах безопасности на ОПО», установленных приказом Ростехнадзора № 533 от 2013 г. (п. 3-4, п. 148). В некоторых моделях данные об обязательной регистрации указываются на титульном листе паспорта техники.
Перед началом рабочего процесса органы Ростехнадзора должны утвердить:
- грузоподъемные крановые агрегаты;
- мостовые штабелеры с машинным приводом;
- грузовые тележки, движущиеся по наземным рельсам вместе с кабиной, дополненные электрической системой управления;
- экскаваторное оборудование, приводимое в действие крюком на тросе или прикрепляемым электромагнитом;
- большие лифты;
- башенные и стрелковые конструкции;
- портальные механизмы;
- консольные устройства;
- стандартные погрузочные краны и так далее
Однако необходимо учитывать исключения, установленные законодательством. Не подлежат регистрации в органах Ростехнадзора:
- агрегаты с допустимой грузоподъемностью до 10 тонн;
- оборудование, управляемое с пола при помощи кнопочного устройства, прикрепленного к крану, а также пульта дистанционного управления;
- краны грузоподъемностью до 1 т;
- крановое оборудование стрелкового типа с фиксированным вылетом или без поворотной системы;
- краны, применяемые для монтажа трубопроводов, мачт, балок, эксплуатируемые на специальном статическом стенде;
- агрегаты (башня, мост), используемые на объектах учебных заведений в течение курса;
- электрические тали;
- мостовые краны-штабелеры;
- крановые конструкции для дробильно-перегрузочной техники, экскаваторы, разбрасыватели;
- оборудование, используемое только для ремонтных работ (кран-балка и т д).
Регистрация автокранов в Ростехнадзоре также не требуется. Оборудование, не находящееся на учете в отделе РУТ, должно храниться на предприятии в книге учета крановых установок и грузоподъемных изделий под отдельным номером.