- Обзор
- Как понять, нужны ли права на мотоблок
- Правовой статус двигателей
- Нужны ли права на мотоблок с прицепом в 2023 году и со скольки лет разрешается ездить
- Если мотоблок сделан своими руками
- Является ли мотоблок транспортным средством
- Необходимы права или нет
- Документы, которые необходимы владельцам оборудования
- Ограничения по возрасту для управления мотоблоком
- Необходимы ли права на мотоблок, оснащенный прицепом
- Условия регистрации самодельных минитрактроров
- Штрафы, которые могут быть наложены на водителя мотоблока
- Можно ли ездить на мотоблоках по дорогам общего пользования?
- Со скольки лет можно управлять мотоблоком?
- Как избежать проблем с автоинспекцией
- Нужны ли права на мотоблок
- Относится ли мотоблок к транспортным средствам, какие документы нужны
- Как действовать владельцам мини-тракторов
- Что нельзя делать на моторном блоке
Обзор
Научно-технический прогресс предоставил человечеству множество средств малой механизации. Самая распространенная категория – это различные сельскохозяйственные агрегаты – газонокосилки, культиваторы, бэктракторы, триммеры, минитракторы. Правовой статус больших тракторов вполне ясен, а вот с мотоблоками и минитракторами возникают вопросы.
Как понять, нужны ли права на мотоблок
Эта техника не занимает много места на проезжей части, медленно передвигается и не оснащена дополнительным оборудованием, в отличие от тракторов, поэтому не предназначена для движения по дорогам с твердым покрытием, и с технической точки зрения не требует получения лицензия. С юридической точки зрения, эта техника имеет конструктивные особенности, которые также могут привести к наказанию в виде штрафов от инспекторов ГИБДД. Следовательно, задний тягач не является транспортным средством (V), об этом также заявляет производитель техники. В инструкции по применению указано, что использование этого средства на дорогах общего пользования запрещено.
Если посмотреть законодательство, то там тоже категорично указано, что эта техника не является транспортным средством. В результате он не нуждается в официальной регистрации и проверке на государственном уровне. Поэтому его можно эксплуатировать только на участках, фермах или виллах.
Правовой статус двигателей
За езду на заднем тягаче можно получить штраф — так говорят специалисты. Владельцы удивляются, почему, если это не автомобиль?
С точки зрения ГАИ и юристов, МБ (с прицепом или без) — сельскохозяйственная машина, предназначенная для обработки почвы. Это означает, что управление мотоблоком по дорогам общего пользования не допускается из-за несоблюдения норм в части конструкции.
Даже если к блоку МБ добавить такие элементы, как фары, номерные знаки, он не будет пригоден для вождения, ведь на территории России запрещено делать самодельные автомобили без учета и регистрации в ГИБДД. Следовательно, права на блок не требуются, и владелец не может водить его в трафике.
Нужны ли права на мотоблок с прицепом в 2023 году и со скольки лет разрешается ездить
В пункте 3 приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия № 807 четко указано, что самоходные машины являются тракторами, не считая мотоблоков. Для самоходной техники нужны права тракториста. По дорогам общего пользования может передвигаться любое транспортное средство, управляемое водителем с правами соответствующей категории.
Задний тягач с прицепом не подпадает под определение транспортного средства, поэтому для управления им не требуется специального документа. Водительское удостоверение можно использовать как подстраховку при остановке дорожной полицией.
Мотоблок продается в комплекте с инструкцией по эксплуатации, в которой четко указано, что с агрегатом нельзя эксплуатировать детей младше 14 лет.
Если вы не хотите тратить нервы на доказывание своей правоты, легальной основой для вождения спецтехники могут стать права категорий «А», «А1», которые можно получить с 16 лет. Иметь их не обязательно, но, повторяем, милиция может остановиться в любой момент, предъявив какую-либо форму нарушения.
Если мотоблок сделан своими руками
Ситуация с техникой, спроектированной и собранной своими руками, намного сложнее, в этом случае передвижение на заднеприводных тягачах по дорогам недопустимо, даже при наличии прав со всеми открытыми категориями. Ответственность за это правонарушение определена в ст. 12.1 КоАП РФ и выражается в управлении незарегистрированным транспортным средством. Размер штрафа варьируется от 500 до 800 рублей, но в случае вторичного нарушения сумма будет увеличена до 5000 рублей, либо возможно лишение прав на срок от одного до трех месяцев.
Допускается проведение длительной процедуры регистрации такой техники, но это сопровождается рядом экспертиз и наличием определенных требований к конструкции самого заднего тягача.
Таким образом, если мотоблок собирается своими руками, его можно использовать только в пределах своей страны, не опасаясь, что его заметят сотрудники службы безопасности дорожного движения. А если необходимо передвигаться по обычным дорогам, перемещение такого мотоблока требует использования специальной техники, предназначенной для перевозки крупногабаритных грузов.
Поэтому при ответе на вопрос, нужно ли вам право управления задним тягачом с прицепом, можно пояснить следующее: передвижение по сельским, лесным, проселочным дорогам не требует никаких бумаг. Но если вы планируете ездить по трассе, вам необходимо водительское удостоверение с одной из категорий, что свидетельствует о знании ПДД. Категорически запрещается передвигаться по бездорожью на самодельной сельхозтехнике.
Является ли мотоблок транспортным средством
Для того чтобы узнать правила передвижения на мини-технике, которая сегодня востребована в сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства, следует внимательно изучить нормативные документы в этой сфере. Главный вопрос, на который необходимо ответить, является ли заднеприводной тягач с прицепом транспортным средством. В законодательстве указано, что задний тягач нельзя отнести к транспортному средству. А если рассматривать задний тягач с прицепом на нем, то это ничего не меняет.
Необходимы права или нет
В ПДД нет упоминания о задних тягачах. Таким образом, нет четких правил в отношении их вождения. Согласно инструкции по эксплуатации, мотоблок можно использовать на огородах, полях, фермах, участках дорог, не контролируемых ГИБДД. В этих случаях вы можете управлять автомобилем без водительского удостоверения. Но при этом не стоит игнорировать запись в паспорте мотоблока о запрете движения по дорогам общего пользования. Однако любой фермер скажет, что довольно часто возникает необходимость проезда на мотоблоке по такой дороге. Так что же делать в такой ситуации и нужны ли права на задний тягач с прицепом в 2019 году для таких поездок, а также при отсутствии прицепа?
Ситуация такова, что сотрудники ГИБДД следят за соблюдением правил дорожного движения всеми участниками дорожного движения. И несмотря на то, что задний тягач не относится к транспортным средствам, он является участником дорожного движения. А тот, кто управляет задним тягачом, должен знать и соблюдать правила дорожного движения. На практике, несмотря на то, что в законодательстве задний тягач не упоминается как транспортное средство и нет такой категории ВУ, водительское удостоверение необходимо получить.
Документы, которые необходимы владельцам оборудования
Как было сказано выше, мотоблок допускается к эксплуатации без лицензии, так как он не является транспортным средством. Но чтобы обезопасить себя, важно знать, какие документы нужны на права мотоблока. Вы можете получить права категории «А», которые необходимы для вождения мотоциклов. Они предназначены для автомобилей с небольшим объемом двигателя, а небольшая сельскохозяйственная техника имеет лишь малую мощность.
Еще один необходимый документ – пропуск на самоходную технику, который выдает Минсельхоз. Процесс оформления в этой организации намного сложнее, чем в ГИБДД. Поэтому, если нет желания ездить по дорогам общего пользования, зарегистрировать полуприцепы и блоки цилиндров не получится. Санкции за это дачники могут не опасаться, так как используют автомобиль только в личных целях. Но предприятия должны получить пропуск для устройства. Этот документ может потребоваться даже при движении по обочине дороги.
Для справки: если устройство принадлежит сотруднику компании и ему необходимо добраться до рабочего места с устройством, требуется паспорт от компании. Только тогда будет оценено, что он имеет право управлять МБ. Пропуск позволяет передвигаться по разгруженным дорогам рядом с предприятием, категорически запрещается нарушать правила дорожного движения и чинить препятствия движению.
Читайте также: Что можно сделать из мотоблока: новые версии и приспособления, самоделки на базе двигателя
Ограничения по возрасту для управления мотоблоком
Если исходить из того, что мотоблок это сельскохозяйственная единица, то в личном хозяйстве каждый самостоятельно определяет свои возможности в зависимости от своего физического состояния. Но когда мы ездим на заднем тягаче по автомагистрали, мы учитываем, что водительские права можно получить только в 18 лет.
Поэтому, если вы управляете мотоблоком исключительно на участке, права вам не нужны. Однако если есть необходимость выехать на трассу, водительское удостоверение обязательно.
Необходимы ли права на мотоблок, оснащенный прицепом
Если следовать правилам, для работы на заднеприводном тягаче с прицепом или без него водительское удостоверение не требуется. Но несовершенство законодательства зачастую не спасает от штрафов, выписанных автоинспектором. Многие водители отмечают, что мотокультиватор не принадлежит транспортному средству, а значит, и сертификат на него не нужен. К сожалению, забывают одну важную вещь — мини техника не предназначена для езды по дорогам общего пользования, а как перевозить груз и какие права нужны на задний тягач с прицепом? В этом случае необходимо не только получить сертификат категории А1, но и оснастить культиватор светоотражающими элементами.
Условия регистрации самодельных минитрактроров
Самоходная техника для промыслов также должна быть зарегистрирована в Гостехнадзоре. Для проведения процедуры взрослый собственник должен обратиться в соответствующий орган с пакетом документов
- заявление о регистрации переделанного и собранного своими руками минитрактора;
- паспорт с регистрацией по месту жительства (отметка о постоянной или временной регистрации);
- оригиналы и/или копии товарных чеков на приобретаемые детали и технические узлы, используемые при сборке/переделке минитрактора.
На основании этих документов специалисты службы назначат дату осмотра и технического осмотра самоходной машины: насколько она соответствует государственным техническим и экологическим нормам. Оформляется документ о соответствии, который в свою очередь является основанием для регистрации/отбраковки самодельного трактора. Если в ходе осмотра будет доказано полное соответствие нормам и пригодность самодельного минитрактора к эксплуатации, проводится регистрация, а владельцу выдается технический паспорт и номер транспортного средства. На зарегистрированный самодельный агрегат владелец после сдачи экзаменов в ГИБДД может получить права соответствующей категории.
Штрафы, которые могут быть наложены на водителя мотоблока
Хотя устройство не является ни транспортным средством, ни транспортным средством, управление им может повлечь за собой наказание в соответствии со статьей 12.7. Но в этом случае виноват только водитель. Административного наказания легко избежать. Как это сделать, описано в разделе ниже.
Наказание может быть только за следующие правонарушения:
- запустить самодельное устройство;
- вождение без прав;
- нахождение на проезжей части в транспортном средстве без разрешения;
- затруднение движения;
- вождение в нетрезвом виде.
Главный штраф, объединяющий все остальные пункты, — это штраф за создание помех движению. В таком случае водитель штрафуется как пешеход, так как легально получить статус водителя он не может: техника не относится к категории транспортных средств.
И даже опьянение квалифицируется как нарушение общественного порядка, а не правил дорожного движения. Но это не освобождает человека от вины, и его, как и водителей, могут привлечь к суду, конфисковать техническое устройство.
Не думаю, что штраф за вождение заднего трактора маленький. Она может составлять несколько тысяч рублей в зависимости от ситуации. При отягчающих обстоятельствах: опьянение, нанесение телесных повреждений пешеходу, вы можете быть привлечены к административной или даже уголовной ответственности.
Можно ли ездить на мотоблоках по дорогам общего пользования?
Вопрос перевозки грузов остается открытым. При использовании прицепа или фургона владелец должен ездить по дорогам общего пользования. При этом возможна ситуация встречи в дороге с инспекторами ГИБДД. Тогда лучше заранее запастись необходимыми знаниями.
Водители понимают, что невозможно получить водительские права и сдать экзамены по вождению с отключенным двигателем. Но отправившись в путь с прицепом, водители автоматически становятся участниками дорожного движения. Поэтому инспектор дорожного движения может запросить соответствующую справку о том, что водитель не только ознакомлен с правилами дорожного движения, но и знает их.
На чем бы ни ездил горожанин, без этих знаний на дороге не обойтись. Кроме того, если он едет с пассажирами сзади, при отсутствии документа будет наложен штраф. А поводом для этого станет статья 22 ПДД, в которой сказано, что перевозить людей можно только на транспортном средстве, соответствующем правилам.
Чтобы избежать неприятностей, лучше подготовиться и стать действительным участником дорожного движения.
Для этого будет необходимо:
- откройте любую категорию, даже самую низкую «А», позволяющую управлять мотоциклами. Это будет неоспоримым доказательством того, что гражданин знаком с правилами и умеет реагировать на различные дорожные знаки и светофоры.
- Перед поездкой вы должны взять удостоверение личности и предъявить его по мере необходимости.
- Если вы планируете часто ездить на МБ, установите на него фару, а прицеп заклейте скотчем, отражающим свет фар.
Если водитель будет следовать этим советам, он не только обеспечит безопасность на дороге, но и будет считаться полноправным участником дорожного движения. При этом вы должны быть готовы, что в случае нарушения правил возможно привлечение к административной ответственности.
Со скольки лет можно управлять мотоблоком?
Информации о том, когда именно можно начинать управлять мотоблоком, в инструкции нет. Но если водитель хочет эксплуатировать его только в пределах своего участка, необходимо, чтобы для этого были силы, ведь большинство моделей довольно тяжелые.
С мотоблоком даже ребенку 12 лет будет сложно справиться, ведь управление требует определенной сноровки, силы, знаний и умения управлять механизированным агрегатом. При планировании использования МБ в качестве грузоперевозчика необходимо двигаться по проезжей части и брать удостоверение с собой, только с 18 лет.
Поэтому, когда вы используете задний тягач на своей территории, вам не обязательно иметь право на его вождение. Но если вам нужно двигаться по дороге, конечно, это хорошая идея, чтобы получить их.
Как избежать проблем с автоинспекцией
Таким образом, совершенно очевидно, что для полноправного участия в движении необходимы права. Если у вас нет водительского удостоверения, для управления мотоциклом необходимо получить водительское удостоверение с начальной категорией А – наиболее приемлемое удостоверение личности. Водительское удостоверение – это подтверждение того, что вы знаете правила дорожного движения и не нарушаете закон.
Кроме того, передние ходовые огни необходимы для законного движения заднего трактора. На борту мини-прицепа также должны быть установлены светоотражающие элементы.
Нужны ли права на мотоблок
Ни в одном нормативном акте нет информации о том, какие права нужны на мотоблок, а также о порядке управления этой сельхозтехникой. Однако пропуск техники имеет четкое ограничение, что по нему нельзя передвигаться по дорогам общего пользования. Но не всегда до пункта назначения можно добраться в обход заданного маршрута, а у владельцев такого средства вообще может не быть прав. В этом случае вполне возможен конфликт с ГАИ. А вот езда по сельским, лесным и проселочным дорогам на мотоблоке ни у кого не вызовет вопросов.
Соответственно, вывод напрашивается такой: даже имея все категории прав, при движении задним тягачом по трассе и дороге общего пользования вполне можно нарваться на штраф. Норвежское управление безопасности дорожного движения обязано проверять все виды техники в соответствии с правилами дорожного движения.
Относится ли мотоблок к транспортным средствам, какие документы нужны
В заводской инструкции четко указано, что мотоблок не предназначен для перевозки людей, не является транспортным средством и не может использоваться на дорогах сообщения. По закону он тоже не подпадает под эту категорию.
Поэтому официальная регистрация и какая-либо государственная регистрация для мотоблока не нужна. На своем приусадебном участке, даче или ферме каждый хозяин волен распоряжаться собственной техникой по своему усмотрению. Если вы собираетесь доставлять оборудование на рабочее место, то это можно сделать в багажнике автомобиля или прицепа.
Если рассматривать мотоблок как транспортное средство, то его можно отнести одновременно к нескольким категориям, в зависимости от габаритов. Если это массивная установка, к которой посредством кронштейна крепится дополнительное оборудование, она приравнивается к категории самоходных машин.
Теоретически этот мотоцикл можно приравнять к гужевой повозке, тогда можно свободно передвигаться по дороге. По полевым маршрутам можно передвигаться без ограничений.
Задний тягач с прицепом является более сложным агрегатом, и ему часто приходится передвигаться по общим путям. Для этого необходимо иметь права категории «Д» (право управления самоходными сельскохозяйственными машинами) или «Е» (другие самоходные машины). В России и Украине будет достаточно категории «А» или «А1», так как заднеприводный тягач с прицепом напоминает мотоцикл с коляской.
Для получения такого документа, как водительское удостоверение, необходимо подтвердить знание основных правил дорожного движения, сдать экзамен, а это, в итоге, устанавливает возрастной ценз в 18 лет.
Как действовать владельцам мини-тракторов
Для выполнения достаточно крупных работ в крупных хозяйствах помимо тыловых тракторов имеются минитракторы. Права необходимы для этого типа транспортного средства. Водитель, прошедший специализированные курсы и получивший права тракториста, может сесть за руль минитрактора во время движения по трассе. В качестве мотоблока минитрактор типичен для природы. При покупке такого оборудования фермер должен знать основные правила.
- Каждый минитрактор, сошедший с заводского конвейера, должен быть зарегистрирован.
- Работник, управляющий такой машиной, должен получить водительское удостоверение тракториста.
- Как и с самодельным мотоблоком, на собранном своими руками минитракторе запрещено ездить по трассе.
Особенность регистрации минитрактора в том, что эта процедура проходит в Гостехнадзоре, а не в ГИБДД. В указанном учреждении выдаются все виды спецтехники, проводится технический осмотр. Здесь он зарегистрирован. Делать это нужно по месту регистрации собственника. По результатам процедуры выдаются права на управление трактором.
Уже несколько лет выдается удостоверение водителя трактора нового типа. Документ приведен в соответствие с европейскими стандартами. Выглядит как пластиковая карта со сглаженными углами. Такие права удобны для трактористов, они не мнутся, не теряют вид после намокания и легко моются.
На обложке изображен водитель, использующий цифровые технологии. Справа от изображения находится личная информация о владельце документа. На обороте — категории, стаж вождения, медицинские справки и ограничения для владельца ВУ, номер и серия документа. Для инспектора ГИБДД это штрих-код, в котором зашифрована информация о регистрации тягача, штрафах и прочем. Эта информация доступна каждому автоинспектору, когда она считывается специальным сканером.
Что нельзя делать на моторном блоке
Чтобы не получить штраф за управление задним тягачом, рекомендуется вообще не появляться на дорогах общего пользования (т.е на дорогах с асфальтовым или бетонным покрытием) и рядом с ними. Запрещено находиться на мотоблоке по дороге общего пользования – это самое главное, что должен помнить владелец.
Также не допускаются:
- вождение в нетрезвом виде, даже по обочине;
- держите права (при наличии) и свидетельство о регистрации транспортного средства подальше от рабочего места;
- передвигаться по объекту без специального разрешения вместе с проездным;
- ездить по непонятным дорогам (бетонные плиты без разметки, которые могут иметь статус общего пользования);
- создавать опасные ситуации для пешеходов;
- припаркуйте мотоцикл рядом с автомобилем или остановитесь на обочине;
- двигаться так, чтобы часть автомобиля «ехала» по дороге.