- Основные узлы кран-балки
- Однобалочный мостовой электрический кран
- Питание электрической кран-балки и тельфера
- Управление мостом кран-балки электрической
- Дополнительные опции и оборудование для кран-балки
- Монтаж
- Что такое кран балка и его применение в современном мире
- Кран балка: характеристики, устройство, назначение
- Одно и двухбалочные разновидности
- Работы по монтажу опорных кран-балок включают следующие этапы:
- Основные различия мостового крана и кран-балки
- Крановые устройства с телескопической стрелой
- Металлическая разновидность
- Технические характеристики кран-балки 10т
- Какие виды кран-балок используются
- Ключевые характеристики при выборе кран-балки
- Типы привода
- Ручная разновидность
- Металлическая разновидность
- Устройство кран-балки ручной. Особенности устройства кран-балки электрической.
- Кран-балка: принцип работы, типы конструкций, основные характеристики
- Конструкция мостовой кран-балки
Основные узлы кран-балки
Кран-балка (козловой кран) по своей конструкции имеет три основных элемента:
- пролетный мост (сама балка, чаще всего из двутавра);
- концевые балки с ходовыми колесами;
- подъемный механизм, обычно ручная или электрическая лебедка.
Самое первое, на что стоит обратить внимание, это флайбридж (летающая конструкция). Балочным краном правильнее всего называть траверсный кран, состоящий из однопролетного моста (то есть траверсный кран с балкой как подвесного, так и опорного типа), но довольно часто это же название применяют и для двухбалочных кранов (например, терминология «двухбалочная подкрановая балка» или «подкрановая балка с двумя мостами»).
Мост на подкрановой балке имеет несколько видов конструкции:
- стандартная двутавровая балка;
- перфорированный двутавр;
- усиленный двутавр (армирование швеллером, профильной трубой, листом и так далее);
- коробчатая конструкция;
- трубчатая конструкция.
В зависимости от типа крана различают 2 типа концевых балок:
- концевые балки подвесного типа (для мостовых кранов);
- концевые балки опорного типа (для опорных кранов).
Однобалочный мостовой электрический кран
Каждая концевая балка балки электрокрана снабжена электроприводом хода — моторедуктором (редуктор на каждой концевой балке), обеспечивающим движение крана по путям. Расположение моторных редукторов на концевых балках подвесного и опорного типов показано ниже.
Если кран-балка ручной конструкции (передвижение крана планируется осуществлять за счет физических сил оператора), кран оснащается приводной цепью.
Электрический кран-балка может, в отличие от ручного, иметь большую грузоподъемность и расширенный функционал:
- дистанционное управление;
- регулирование скорости движения крана и подъемника, а также подъема груза;
- выполнять операции с нагрузками высокой интенсивности.
Третьим основным узлом устройства кран-балки является подъемный механизм. Чаще всего таким механизмом является тельфер (электрическая таль) или ручная таль, снабженная крюком с предохранителем для предотвращения падения груза. Такой кран называется краном общего назначения.
Помимо крюка в виде грузоподъемного устройства, это могут быть:
- грейфер – стальной ковш, используемый для перевозки сыпучих грузов;
- круглый или прямоугольный магнит для транспортировки металлических изделий;
- траверса – приспособление для подъема крупногабаритных или нестандартных грузов; бывают разных видов: с двумя крюками для захвата лотка, если кран предназначен для литейного производства, линейные, пространственные, контейнерные и так далее.
Питание электрической кран-балки и тельфера
Электроснабжение крана и подъемника осуществляется от источника питания (чаще всего напряжение 380-400 вольт). В качестве токопровода работает следующая конструкция:
- кабель;
- тролль.
Существует несколько типов кабельных ЛЭП, наиболее распространенными из которых являются ЛЭП на струне и на С-профиле. Ниже представлены фотографии с кабельной линией электропередач к подъемнику; шнур питания крана конструктивно идентичен.
Троллейная ЛЭП чаще всего используется при длине подкранового пути более 50 метров, так как кабельная ЛЭП при такой длине быстро изнашивается. Шнур питания тележки более эстетичен, менее подвержен износу и имеет более длительный срок службы, чем кабель. Версии шнура питания тележки:
Для правильного подбора текущего лида рекомендуем обращаться к нашим менеджерам: они подберут оптимальное решение с учетом всех ваших функций и пожеланий.
Управление мостом кран-балки электрической
Чтобы перевернуть мост вперед, нажмите кнопку SB5. Стартер работает так же, как и в предыдущих функциях, чтобы обеспечить ту же защиту. Обратное движение моста работает таким же образом.
По окончании работы с механизмом поверните ключ в положение «ВЫКЛ» и выньте его из замка. При попытке включить любую из функций электросмесителя механизм останется неподвижным.
В заключение можно сказать, что кран-балка является одним из самых простых устройств, но при этом облегчает работу рядового рабочего.
Дополнительные опции и оборудование для кран-балки
Для удобства эксплуатации однобалочный кран может быть оснащен следующими опциями:
- светильники – используются для дополнительного освещения рабочей зоны крана;
- звуковая и световая сигнализация – используются для дополнительной сигнализации и привлечения внимания персонала при работе крана;
- кабина – используется для интенсивной работы и высокой скорости движения крана; способствует лучшему обзору оператора.
Электробалочный кран также может быть оснащен дополнительным оборудованием, которое повысит комфорт и безопасность в работе. В плане такого оборудования находятся:
- радиоуправление;
- преобразователи частоты (инверторы);
- ограничители нагрузки.
Монтаж
Установка балочного крана необходима только специалистам, потому что установка требует соблюдения техники безопасности. На установку балочного крана уходит много времени, так как конструкция состоит из большого количества деталей. Перед началом работы специалисты оценивают помещение, его конструктивные особенности, расположение самого крана. Затем устанавливаются сроки, а также необходимость использования дополнительных вспомогательных средств.
Монтаж балочного крана может осуществляться разными методами. В начале можно собрать крановые пути и только потом поэлементно собирать части крана. Или собрать кран-балку в специальном месте и транспортировать его в нужное место.
Что такое кран балка и его применение в современном мире
Стреловой кран – это машина, предназначенная для выполнения работ по обеспечению погрузки, а также работ по обеспечению разгрузки. Такие машины часто используются на различных складах, также их используют в портовых районах. Эти машины работают на открытом воздухе. В качестве рабочего органа на этой машине может использоваться не только крюковая подвеска для подъема штучных грузов, но на таких машинах применяются и грейферные ковши, которые открываются и закрываются при помощи канатной системы и талевых блоков. Эти устройства — захваты, используются для погрузки и разгрузки различных сыпучих материалов, таких как уголь, песок, щебень, асфальт и другие материалы этого типа.
Современные компании, специализирующиеся на производстве промышленных мощностей, сейчас переживают настоящий подъем активности. Конечно, ведь их оборудование сейчас востребовано. Герой нашего рассказа как раз из такого списка. Лидерами производства являются крупные, хорошо зарекомендовавшие себя компании, такие как ЗАО «Торговый дом подъемно-транспортного оборудования», где основным направлением производства является балочный кран «Екатеринбург». Кроме того, данная компания осуществляет его монтаж на объекте заказчика, что тоже не маловажно. Теперь давайте более подробно рассмотрим собственно устройство этого сложного производственного элемента.
Сам подвесной балочный кран представляет собой машину, основная рама которой выполнена из сваренных между собой угловых профилей-швеллеров, которые вместе образуют решетчатую конструкцию. Также есть вариант с конструкцией рамы в виде балки. На нем установлена погрузочная тележка, которая перемещается по рельсам, установленным вдоль рамы крана. Подъемное оборудование (лебедка) монтируется на этой погрузочной тележке. Это оборудование, как и вся машина, имеет электрическое управление. Он состоит из электродвигателя, передающего крутящий момент через муфту (поверх которой установлен тормоз (колодочного типа)), на редуктор (цилиндрический). А от редуктора момент передается на барабан. Передача обеспечивается за счет соединения двух зубчатых половинок редуктора и барабана.
Барабан обеспечивает своим вращением намотку и сброс с него каната. Стальной канат. На конце каната устанавливается рабочий орган, которым, как было сказано ранее, может быть либо крюковая подвеска, либо канатный грейфер, так что какой именно рабочий орган данного крана определяется его назначением, или другими словами, где оно работает.
Продольное перемещение погрузочной тележки вдоль рамы создает дополнительную движущую силу, которая перемещает тележку с помощью каната. Здесь стоит отметить еще один элемент.
Может быстро поднимать тяжелые грузы, не подвергая опасности персонал. Таль электрическая представляет собой грузоподъемное устройство подвесного типа с электроприводом. Он используется для перемещения объектов по вертикали и горизонтали.
Вся рама с загрузочной тележкой смонтирована на двух стойках. Эти стойки бывают двухполюсными или однополюсными. Полки также бывают жесткими и гибкими. Он может быть выполнен из профилей, то есть может быть решетчатым, а может быть и трубчатой конструкции.
Движение крана обеспечивается колесами для перемещения по рельсам, которые установлены внизу опор крана. Каждый колесный блок оснащен индивидуальным электроприводом. Само движение осуществляется по рельсам.
На раме также установлена кабина для крановщика, откуда он управляет машиной, обычно кабина располагается под рамой.
Кран питается от электричества, которое подается по высоковольтным линиям.
Кран балка: характеристики, устройство, назначение
Человек постоянно стремится облегчить любой процесс, особенно производственный. В процессе работы, где нужно перемещать различные грузы, без механизмов и приспособлений не обойтись. Сейчас настало время новейших грузоподъемных устройств, среди прочего такое оборудование, как кран-балка, является наиболее известным и востребованным. Техника широко используется в строительной сфере, при разгрузке различных складов, обработке штучных грузов, контейнеров, лесных грузов. Его используют как на крупных заводах, так и на частных предприятиях, что позволяет экономить время и затраты на производство.
Балочный кран — один из видов современной грузоподъемной техники, используемый для подъема и транспортировки грузов независимо от тоннажа. Принцип работы следующий: с помощью систем крепления к грузоподъемному механизму прикрепляется груз. В качестве навесного оборудования могут служить крюки, загрузочные электромагниты, захваты, тележки и другие системы. Когда груз надежно закреплен, он поднимается на нужную высоту с помощью рабочего подъемного механизма. Основными параметрами любого крана являются грузоподъемность и высота подъема тали.
После подъема груз перемещается на необходимое расстояние в горизонтальной плоскости по направляющим рельсам. Рабочее пространство крана называется пролетом крана, что является еще одной основной характеристикой. При размещении груза выше места разгрузки его опускают и отсоединяют крепления. На сегодняшний день большинство кранов достаточно неприхотливы к условиям окружающей среды и работают в штатном режиме при температурах от -20 до +40°С.
Одно и двухбалочные разновидности
Если посмотреть на металлические варианты, то становится понятно, что чаще всего они имеют двухлучевое устройство. Существуют также однолучевые системы. Они сделаны из двутавра; сечение – треугольное или прямоугольное. Балка делается из листа или фермы. Для усиления конструкции внутри главных балок сделаны мембраны. Их приваривают так, чтобы они располагались под углом 90° к оси подшипника.
Чтобы балка не проседала под большим весом, создается конструктивный лифт. Для этого изделие заранее складывается.
Работы по монтажу опорных кран-балок включают следующие этапы:
- разложить элементы подкрановой балки на месте установки, проверить комплектность;
- установка опорных концевых балок на подкрановые пути;
- монтаж и подъем подкрановой балки моста;
- контролировать качество монтажных работ;
- завершающий этап монтажных работ – пуско-наладка.
Основным требованием к проведению монтажных работ по установке крана-балки является соблюдение техники безопасности, так как это чаще всего массивная конструкция больших размеров, поломка которой чревата не только повреждением строительной конструкции и оборудования, но и с риском для здоровья человека.
Именно поэтому монтаж опорно-балочных кранов и мостовых кранов должен производиться только опытными специалистами, хорошо знающими технологические и конструктивные особенности балочного крана и всех его составных частей, а также хорошо знакомыми с конкретными условиями места установки.
Основные различия мостового крана и кран-балки
Многие думают, что это два названия одного и того же устройства. Оба крана фактически относятся к одной категории — техника мостового типа, но имеют отличия в комплектации, особенностях и конструкции. Кран-балка представляет собой упрощенный траверсный кран с легкой конструкцией, большей мобильностью и простотой в эксплуатации. Мост оснащен большим количеством дополнительного оборудования, в том числе подкрановыми путями (рельсами). Технически допустимая грузоподъемность крана может достигать 320 тонн.
Уже около 40 лет мостовые краны и мостовые краны облегчают работу на производстве. В 1980-е годы в СССР было выпущено от 6 до 7 тысяч единиц мостовых кранов. Агрегаты этого типа до сих пор пользуются спросом.
Крановые устройства с телескопической стрелой
При разгрузке крытых вагонов на железнодорожных станциях наиболее целесообразно использовать кран-балки с телескопической стрелой. Они состоят из:
- с кранового моста;
- телескопическая балка;
- опорные ролики;
- приспособления для выдвижения телескопической стрелы;
- крюк, который крепится на шарнирах, способных вращаться в любой плоскости.
Чтобы удлинение стрелы не сломало опорное основание, приводной узел с роликами установлен на промежуточной балке. Известно, что телескопические погрузчики с наклонными кранами-балками незаменимы на складах, на вокзалах, в портах. Особую популярность приобрели краны-балки телескопические, которые способны изменять угол наклона в диапазоне 0-30 градусов.
Телескопические погрузчики представлены на рынке в трех модификациях. В них одновременно могут быть объединены три подкрановые балки. Телескопические погрузчики оснащены удобной кабиной и системой безопасности. Некоторые модели способны поднимать груз на высоту до 18 м. Телескопические погрузчики многофункциональны, их можно оснастить различным навесным оборудованием – ковшами, погрузочными платформами.
Металлическая разновидность
Конструкции этого типа изготавливаются путем сварки 2-х стальных пластин, в результате чего получаются прямоугольные балки. Для производства изделий используются гнутые листы, но производители могут заменить их решетчатыми стульями. Выбор материала – важный момент, ведь на конструкцию воздействуют большие нагрузки, поэтому она должна быть к ним устойчива.
Несущей стеной считается мостовая стена, которая размещена в корпусе, а наружной — вспомогательная стена. Для изготовления последних может использоваться материал с вырезами. Это дает возможность уменьшить вес конструкции.
Технические характеристики кран-балки 10т
Широкий охват рабочей зоны, высокая скорость и технические характеристики 10-тонного балочного крана позволяют выполнять полный комплекс грузоподъемных работ в производственных и складских помещениях.
Однобалочная грузоподъемная спецтехника применяется для работ на строительных площадках, при погрузке и разгрузке железнодорожных вагонов и судов.
Технические характеристики кран-балки 10 тонн зависят от:
- тип конструкции пролетного строения моста: однобалочный или двухбалочный,
- тип опоры: подвесная или опорная,
- тип управления: ручное или электрическое.
Читайте также: Услуги автокрана 20 т стрела 22 м
Какие виды кран-балок используются
По типу конструкции такие краны делятся на опорные и подвесные.
- Опорные отличаются тем, что концевые вагоны перемещаются по подкрановому пути в зависимости от пути (сплошного квадрата или подкранового пути). Часто опорная конструкция также способна нести большую нагрузку, что придает крану более высокую грузоподъемность.
- Подвесные балочные краны передвигаются по рельсовым путям (двутавровые балки типа М) и находятся под ними. В этой конструкции концевые тележки закреплены под рельсами. Сама двутавровая балка крепится к эстакаде или специальным фермам, установленным вдоль помещения. Конструкция такого типа обеспечивает доступность для перемещения груза по всему пролету (включая боковые стены помещения), так как отсутствуют ограничения по краям в виде опорных концевых вагонов. Увеличена рабочая зона для грузового транспорта.
В зависимости от условий эксплуатации краны различаются для открытых и закрытых производственных площадок. Если подкрановые балки для помещений имеют стандартную комплектацию, то аналоги для открытых площадок оснащены дополнительной защитой механизмов и электрооборудования от воздействия окружающей среды. Особый тип кранов выпускается в пожаробезопасном, химзащищенном, взрывозащищенном и тропическом исполнениях.
Кран-балки управляются вручную или с помощью электропривода.
- Ручная кран-балка. Движение крана осуществляется с помощью силы человека. Для подъема и перемещения грузов используется ручная или электрическая лебедка. Передвижение такого крана осуществляется вручную по подкрановым путям. Применяется в условиях, когда нет возможности подключения к электросети или не требуется интенсивная и быстрая работа крана. В качестве подъемного элемента может использоваться цепь (для цепной тали) или трос/трос (для канатной тали). Ручные кран-балки используются в автомастерских, сборочных цехах, сервисных центрах. Они намного дешевле и проще в обслуживании.
- Электрокран-балка. Для кранов с электрическим приводом движение крана приводится в действие электродвигателем, что повышает безопасность и эффективность во время работы. Грузы можно поднимать с помощью электрической или ручной лебедки. Электротельфер позволяет поднимать грузы большей массы. Перемещение грузов осуществляется с помощью концевых тележек, оснащенных электроприводом.
Кран-балка опорная электрическая
Ключевые характеристики при выборе кран-балки
Выбирая легкий мостовой кран, нужно понимать, какие особенности нужно учитывать в первую очередь. Это экономит время и позволяет вам выбрать кран, который наилучшим образом соответствует вашим производственным требованиям.
- Тип крепления и мощность силовой установки, установленной на балочном кране, характеризуют эксплуатационные возможности грузоподъемного оборудования. Не последнюю роль играет выбор конструкции несущей части (например, эстакады или опорные стойки). Эти характеристики определяют допустимую интенсивность и режим работы крана. Допустимая грузоподъемность подкрановых балок может достигать 10 т и более.
- Длина пролета. Важным элементом, отражающим эксплуатационные возможности крана, является длина пролета. На разных производственных площадках предварительно необходимо определить допустимое расстояние от боковых точек в помещении, чтобы можно было точно подобрать длину пролета. Благодаря этому достигается полная доступность для погрузочно-разгрузочных работ на всей площади. Подвесные подкрановые балки бывают однопролетными и двухпролетными, а опорными являются только однопролетные.
- Высота подъема. Это свойство определяет высоту, на которую можно поднять груз.
Типы привода
На подкрановые балки устанавливаются два типа привода: ручной и электрический.
Ручная разновидность
Этот тип подходит для работы с легкими грузами. Скорость движения таких устройств ниже, чем у изготовленных с электрическим механизмом. В них рабочий орган представлен червячными передвижными тельферами
Механизм привода состоит из оси, которая совмещена с ходовыми колесами. Трансмиссия соединена с ведущим шкивом посредством цепи.
Электрическая операция более распространена. Для перемещения грузов в нем используется лебедка или подъемник, который устанавливается на специальные тележки.
Механизм активируется:
- снижение;
- колеса телеги;
- электрический двигатель.
Основные параметры устройства
Основным параметром, отличающим балочный кран, является вес поднимаемого груза. Кроме того, выделяют следующие функции:
- Грузоподъемность этого механизма зависит от типа конструкции. Для опорных балок это значение составляет 1-10 тонн.
- Подвесные конструкции имеют меньшую стоимость, не превышающую четырех-пяти тонн.
- Скорость движения механизма может варьироваться.
Подвесные устройства несколько медленнее. Их скорость не превышает 0,5 метра в секунду. В описании к этому механизму также всегда требуются данные о пролете. Для данного типа устройств она варьируется от 3 до 28 метров (иногда 28,5). Под пролетом подразумевается оценка площади (площади), которую агрегат может обслуживать.
Этот параметр можно разделить на 2 категории:
- с одним пролетом (эти агрегаты характеризуются длиной от 3 до 15 метров);
- с двумя пролетами (данные агрегаты соответствуют величине длины от 7 до 12 метров).
С подвесными вариантами подкрановых балок грузы можно поднимать на высоту от 6 до 36 метров. Для опорных вариантов подкрановых балок эта величина ниже и достигает 6-18 метров.
Металлическая разновидность
Эти балки обычно изготавливают в форме прямоугольной коробки путем сварки четырех стальных пластин.
Для производства часто используются решетчатые стулья или гнутые листы. Это делается для повышения устойчивости конструкции к изгибу под действием значительных весовых нагрузок.
Стенка моста, расположенная в корпусе, является опорой. Поэтому наружная стена выступает в роли вспомогательной стены.
Для изготовления вспомогательной стены иногда используют металл с вырезами. Благодаря такому решению снижается вес всей конструкции. Вырезы делаются таким образом, чтобы не снижалась несущая способность конструкции.
Устройство кран-балки ручной. Особенности устройства кран-балки электрической.
Производство подкрановых балок общепромышленного, пожаробезопасного и взрывозащищенного исполнения. Грузоподъемность электрокран-балки до 20т. Грузоподъемность ручных мостовых кранов до 20т.
Данная статья взята из открытого источника, носит ознакомительный характер и может содержать неточности! Пожалуйста, перейдите в соответствующий раздел нашего сайта, чтобы ознакомиться с предлагаемой нами продукцией.
Устройство балочного крана в принципе аналогично узлу любого крана мостового типа. Кран состоит из нескольких основных элементов:
- дальний свет;
- две концевые балки (двутавры), на которых размещается механизм передвижения крана;
- электрическая лебедка;
- различное электрооборудование.
Пролет подкранового балочного моста может быть от 4,5 до 28,5 метров и представляет собой жесткую металлоконструкцию. Для дополнительной жесткости по обеим сторонам моста крана установлены два ребра жесткости. В роли основного подъемного механизма на балке электрокрана используется канатная или цепная передвижная электротельфера. Его задача — поднимать, опускать и перемещать грузы в горизонтальной плоскости. Перемещение конструкции крана осуществляется с помощью механизма перемещения с отдельным приводом. Механизм состоит из двух ведущих и двух ведомых колес. Они устанавливаются на концевые балки крана с помощью букс. Мотор-редуктор, приводящий в движение ведущие колеса, навешивается на ось и двумя кронштейнами крепится к концевой балке.
В зависимости от выбранного способа управления краном он может комплектоваться крановой кабиной, кнопочным пультом и дополнительным блоком радиоуправления. Подача электроэнергии к узлам и механизмам крана может осуществляться как посредством гибкого кабеля, так и троллейным способом.
Кран-балка: принцип работы, типы конструкций, основные характеристики
Стреловой кран — это тип подъемного кранового оборудования. Устройство предназначено для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, подъема подвесных и тяжеловесных грузов. Оборудование используется в производственных и производственных помещениях, а также в строительстве. Особое применение кран нашел в речных (морских) портах — для погрузки и разгрузки судов. Маневренность и относительно небольшие параметры установки являются преимуществами, позволяющими выполнять рабочий процесс в труднодоступных и узких местах.
Экономика государства в значительной степени зависит от развития промышленности. Эффективность и мощность промышленного сектора напрямую влияют на платежеспособность региона. Для хорошо функционирующего комплекса необходимо наличие механизмов и оборудования. При подборе промышленного оборудования краны играют одну из главных ролей. Кран-балка в арсенале техники занимает не последнюю нишу.
Конструкция мостовой кран-балки
Концевая балка также является составной частью крана. Предназначены для механизма передвижения крана, обеспечивают движение крана по подкрановым путям. В конструкцию концевых балок входят балки, колесные блоки и редуктор.
Концевые балки также поддерживаются и подвешиваются. Соединение с главной балкой может быть жестким и подвижным. Концевые балки изготовлены из стали, за счет этого имеют достаточно хорошую износостойкость. Нагрузка на подкрановый путь мала за счет соединения концевой балки с несущей. Это обеспечивает прочность крана.
Концевые балки имеют механизм, который означает, что кран никогда не упадет, даже если колеса сломаны. Скорость передвижения также различается. Может быть две скорости или личное управление.
Главная балка мостового крана рассчитана на достаточно длительный срок. Сначала все детали раскладываются на стеллажах и зачищается каждая деталь, даже самая маленькая. Они удаляют пыль, ржавчину, грязь, различные сколы и так далее. Их очищают на специальных шлифовальных машинах для придания блеска. Затем все детали стыкуются на стойках, проверяются правильность соосности и слегка закрепляются сваркой.
Затем перед основной сваркой все проверяют, все стыки, все ли установлено параллельно, и только потом приступают к окончательной сварке деталей. Необходимо строго соблюдать правила сварки, сварка не должна быть мокрой. Когда все сварочные работы окончены, все швы зачищают зубилом и проволочной щеткой.
Основные балки выглядят как прямоугольник, который состоит из небольших коробок. Эта конструкция помогает главной балке иметь прочную и устойчивую конструкцию, предотвращая вертикальное и горизонтальное изгибание балки. Одна балка, расположенная внутри моста, называется главной, а другая, расположенная снаружи, — вспомогательной. Опорная балка выполнена с небольшими отверстиями. Это помогает уменьшить массу моста. Горизонтальные пластины главной балки называются верхним и нижним поясами.