- Пока не начали конструировать
- Какой двигатель использовать
- Для чего самостоятельно устанавливают колеса на мотоблок
- Процесс конструирования
- Как сделать самодельный колесный вездеход
- Рама вездехода
- Задний мост и подвеска самодельного вездехода
- Колеса (камеры низкого давления)
- Сборка самодельного вездехода из мотоблока
- Квадроцикл из мотоблока: переделка в 4 шага
- Каракат на основе культиватора: отличительные черты и сборка
- Самодельный каракат на основе мотоблока
- Каракат из мотоблока: специфика
- Прежде чем приступать к процессу работы над будущим снегоходом, необходимо приготовить:
- Как с мотоблока сделать снегоход: пошаговая инструкция
- Делаем пневмоход своими руками из мотоблока
- Выбор двигателя для пневмохода
- Пошаговая инструкция для изготовления самодельного вездехода
- Создание колесного агрегата
- Задний мост и система подрессоривания
- Как происходит построение
- Структура
Пока не начали конструировать
Прежде чем делать самодельный вездеход из заднего тягача, из старого транспорта, выясняют тонкости. Можно сделать вездеход на базе заднего тягача на гусеничном ходу или на пневматических колесах. Управлять отслеживаемым устройством несложно — это важно учитывать. Необходимо понимать, где, в каких условиях вы будете использовать устройство, а также сколько человек, какой вес сможет перевозить транспорт без повреждений. Затем вы можете разработать:
- эскиз;
- рисунки.
Однако запрещено брать двигатель любого автомобиля. Двигатель должен быть принудительно охлажден. Необходимо приобрести агрегаты, где будет воздушное и водяное охлаждение.
Примечание: Двигатель такого транспортного средства должен быть на 100% высокой мощности, чтобы вы могли легко передвигаться по любой территории.
При использовании самодельного внедорожного трактора зимой лучше брать 4-тактный двигатель. Именно он отлично работает в условиях низких температур, он мобилен, прост в управлении. Небольшой внедорожник 4х4 с двигателем от заднего тягача, сделанный самостоятельно, станет настоящей гордостью любого мастера. Агрегаты можно приобрести по низкой цене, поэтому проще, экономичнее собрать своими руками.
Какой двигатель использовать
Трудно дать конкретный ответ на этот вопрос. Каждый двигатель (как бензиновый, так и дизельный) имеет свои преимущества и недостатки. Бензин дорогой, а дизель быстро замерзает в минусе. Самодельные вездеходы очень актуальны в связи с тем, что в их производстве много китайских агрегатов с мощными, качественными двигателями, которые можно заказать относительно недорого. Это дает возможность купить простой автомобиль, а затем модернизировать его по индивидуальным пожеланиям.
Двигатели считаются простыми в обслуживании и могут быть использованы в качестве запасных частей в любое время. Для создания ходовой части профи рекомендуют использовать в конструкции уникальную независимую подвеску. Несмотря на простую конструкцию, сборщик получает устройство, которым легко и удобно пользоваться.
При отсутствии независимой подвески можно:
- использовать простые пневматические колеса (от двух до четырех);
- сделать агрегат мотоблоков на шинах низкого давления.
Каркас допускается использовать двух видов: плоский или пространственный. В ситуации, когда транспортное средство строится:
- на личинках — твердый;
- на колесах — шарнирный.
Для чего самостоятельно устанавливают колеса на мотоблок
Модели с завода обычно комплектуются стандартным комплектом колес. Так как на него в процессе эксплуатации ложится основная нагрузка, шасси часто выходит из строя.
Кроме того, заводской набор не всегда соответствует задачам, возлагаемым на мотокультиватор, рельефу и типу почвы. Заводские комплекты иногда трудно найти, особенно в сельской местности. Поэтому владельцы техники должны самостоятельно устанавливать альтернативные заменители, улучшать их и дорабатывать под свои нужды.
Все зависит от выбора владельца – колеса для тыловых тракторов можно изготовить как самостоятельно, так и купить или заказать уже готовые на заводах.
Процесс конструирования
Процесс создания такого устройства будет включать в себя несколько этапов:
- Во-первых, необходимо определить основную основу для создания транспортного средства. Для этого можно взять раму от старого мотоцикла ИЖ или УРАЛ. С помощью таких деталей автомобиль приобретет большую маневренность и сможет быстрее преодолевать любые препятствия на дороге.
- На втором этапе будет построена задняя ось и подвеска. Для соединения задней и передней подвески мастер использует подставку, врезную и рулевую втулку.
- Колеса, встроенные в транспортные средства, следует брать только с большегрузных автомобилей. Также удачным выбором для устройства станут камеры, которые будут отличаться низким давлением. При правильном выборе пользователь сможет вести автомобиль дальше в полной безопасности и получать удовольствие от легкого управления.
- Установка двигателя – важнейший этап всего процесса проектирования внедорожника на базе заднего тягача (вездехода). По окончании работ необходимо правильно прикрепить двигатель, тормоза, сцепление и выхлопную систему.
Как сделать самодельный колесный вездеход
Базовый блок имеет смысл оснастить понижающим редуктором. Причина в том, что бензиновые и дизельные двигатели имеют наилучшие показатели крутящего момента при частоте вращения коленчатого вала ок. 75-85% от максимума.
Двигатель должен иметь принудительную систему охлаждения. При движении с малой скоростью встречного тока будет недостаточно для поддержания оптимального теплового режима.
Рама вездехода
Между передней и задней осью делается рама. В качестве основы лучше использовать профильные трубы прямоугольного или квадратного сечения. Они обеспечивают большую жесткость, чем прокатные уголки, швеллеры и двутавры того же веса.
Стыковка элементов рамы колесного внедорожника может быть жесткой, тогда она будет формироваться в однообъемном формате. При использовании тяжелых мотоблоков Нева или МТЗ этот вариант будет предпочтительнее.
В качестве альтернативы делается ломаная рамка (перелом), вариант используется для участков со сложным профилем. Здесь артикуляция осуществляется через шкворень. Передняя и задняя оси имеют независимую подвеску. Мастера делают такие вездеходы на базе моторных блоков Невы и Югры».
Для охоты и рыбалки лучше иметь вездеход на колесах с ломаемой рамой. Его проходимость выше, чем при использовании жесткой каркасной конструкции.
Задний мост и подвеска самодельного вездехода
Некоторые самодельщики для упрощения конструкции используют готовый задний мост от автомобиля. Например, от автомобиля «Москвич-412»: малая масса позволяет установить его на легкий вездеход. Подвеска сделана на амортизаторах для плавности хода и снижения вибраций.
Другие умельцы делают независимую подвеску на каждое заднее колесо. Такой подход реализован на скутере «Муравей». При езде ощущается небольшая раскачка, при этом колеса испытывают меньшее сопротивление на неровностях, заметно снижается расход топлива.
Задний мост соединен с рамой длинными закаленными болтами. Для упругих соединений используются резиновые вставки, например сайлентблоки. Это улучшает характеристики вездехода на базе заднего тягача.
Задний мост на лыжах используется зимой. Сопротивление движению минимальное, конструкция значительно упрощена.
Колеса (камеры низкого давления)
Для передвижения по мокрому и неустойчивому грунту можно использовать шипы. Они обеспечивают высокое сцепление. Камеры низкого давления большого диаметра работают еще лучше. Пневматика оказывает минимальное давление на грунт, а наличие воздуха, заключенного в камерах вездехода, позволит создать плавающий вездеход.
Для крепления на заднюю ось используют самодельные или специальные колеса для вездеходов, болотоходов и снегоходов. Они приобретаются в сборе или отдельными элементами: шина, камера, диск. Колесо легко монтируется.
- Самодельные пневматические диски изготавливаются путем приваривания обычных шайб и монтажных пластин с использованием металлических труб. Такое расширение необходимо для того, чтобы под малый диаметр обода автомобиля подогнать большие камеры и лучше их зафиксировать.
- На специально расширенный диск надевается большая камера — либо фирменная, либо от других агрегатов (ГАЗ 53, Урал, Камаз или другой грузовик, аэрофотокамера и т.п.).
- В отверстие диска вставлен воздушный клапан.
- Колесо надувается воздухом.
- Полученные шины устанавливаются на самодельный вездеход.
Увеличить проходимость обычных колес на камерах низкого давления можно за счет создания дополнительного протектора. Например, дополнительно закрепить камеры цепями, конвейерной лентой, самодельными гусеницами или каким-либо другим способом.
Другой вариант — вырезать из шины верхний выступ. Глубина крючка конструкции достигает более 20-25 мм. Сопротивление качению увеличивается, а коэффициент скольжения резко падает.
Сборка самодельного вездехода из мотоблока
Когда все инструменты, запчасти и аксессуары готовы, можно приступать к сборке. Это примерный план, как собрать самодельный вездеход, все зависит от выбранной конструкции.
- Задний тягач устанавливается на сварную или готовую раму.
- Монтируется задний мост и, при необходимости, передний мост.
- Сиденье находится на раме.
- Если на чертеже и диаграмме указано, управление установлено.
- К раме крепится защита, она изготавливается из пластика или листового металла.
- Будущему водителю следует опробовать удобство посадки, при необходимости предусмотреть вспомогательные приспособления для корректировки посадки.
- Проверяет работоспособность тормозов.
- Устанавливаются электрические цепи и осветительные приборы.
По мере изготовления отдельных элементов и узлов проверяется их работоспособность. Это обеспечивает пятикратный запас прочности.
После завершения стендовых испытаний начинаются полевые испытания. Нужно знать, как ведет себя машина в сложных условиях.
Квадроцикл из мотоблока: переделка в 4 шага
Четырехколесный транспортное средство на четырех колесах, отличающееся хорошей проходимостью, маневренностью и повышенной безопасностью. Часто дизайнеры сравнивают его с 4-колесным мотоциклом.
Самодельные квадроциклы чаще всего воссоздаются на базе мощных агрегатов типа «Нева». Пошагово этот процесс выглядит так:
- модификация колес. В связи с тем, что гребные винты блока двигателя конструктивно расположены под кузовом, в квадроцикле они должны быть разнесены на равное расстояние от кузова. Для этого лучше всего использовать заводские переходники;
- смена рамы — она должна быть усилена. По возможности готовую деталь берут от старого мотоцикла. Он будет прочнее отечественного и не создаст проблем квадроциклу в дальнейшем;
- монтажные шайбы — низкопрофильные шайбы подходят для квадроцикла. Для сглаживания трения между резиной и ободом устанавливаются тканевые прокладки;
- монтаж шин на квадроцикл – традиционно используют шланги от грузовиков. Также можно использовать колеса низкого давления, о преимуществах которых пойдет речь далее. Несомненным бонусом для квадроцикла будет то, что ему не нужны амортизаторы.
После несложных манипуляций квадроцикл можно опробовать на загородной трассе.
Каракат на основе культиватора: отличительные черты и сборка
Каракат от мотоблока по своему прямому назначению аналогичен рассмотренному выше агрегату. Различия:
- удлиненная колесная база с ременным сцеплением;
- объем;
- расширенные условия эксплуатации — каракат способен развивать скорость до 70 км/десять по пересеченной местности.
В связи с тем, что основной акцент этого изменения касается шин, остановимся на них подробнее.
Среди существующих способов рукотворного воссоздания мощных и больших склонов для караката можно выделить несколько основных способов:
- считается самым простым. Берутся два металлических диска и собираются на втулке. Ставят камеры, прикрепленные конвейерной лентой. Мотоблок на камерах обладает хорошей устойчивостью и выносливостью;
- только один из дисков прикреплен к ступице. На него устанавливаются перемычки. Кольца монтируются на последний сварочный аппарат;
- аналогичен предыдущему способу, но для центрального диска нужна дополнительная спица, которую можно сделать из металлического стержня или трубы;
- позволит дать новую жизнь дискам от старого скутера, которые по умолчанию крепятся к ступице.
Вы можете использовать предложенные чертежи как справочный эскиз для дальнейшей сборки караката.
Самодельный каракат на базе двигателя от мотоблока Нева или МТЗ собирается следующим образом:
- варим каркас из металлического профиля или трубы;
- установить передний и задний привод. Допускается, если они бездифференциальные и сплошные;
- передний мост можно позаимствовать у шасси автомобиля. От него берется рулевая тяга;
- двигатель позаимствован у румпеля. Можно оставить оригинальную коробку передач или заменить ее на многоступенчатую. В этом случае контролировать скорость в каракате будет проще. С редуктором необходимо остановиться перед изменением скорости движения;
- заложить склоны и продолжить испытания каракарта.
Самодельный каракат на основе мотоблока
Каракат выполняет те же функции, что и вездеход, но есть отличительные черты:
- Колесная база с увеличенным ременным сцеплением;
- Большой размер устройства;
- Широкие условия использования. Пневматические подъемники могут развивать скорость до 70 км/ч.
Такое изменение больше всего касается шин, которым следует уделить особое внимание.
Необходимо выделить ключевые нюансы:
- Легкая конструкция. Два металлических диска собраны на ступице. Сверху камера, которая закрепляет конвейерную ленту. Устройство стабильное и долговечное;
- Диск крепится к втулке. Также привариваются перемычки с кольцами;
- Центральный диск с дополнительной спицей, для изготовления которой подойдет металлическая заготовка или труба;
- Можно использовать диски от старого скутера, они должны быть прикреплены к ступице.
Каракат от мотоблока имеет следующие конструктивные особенности:
- Каркас сваривается из металлического профиля или трубы;
- Установлены задние и передние драйверы. Дифференциальные и твердые элементы подойдут;
- Передний мост и рулевое управление, детали можно взять с шасси машины;
- «Родной» двигатель и коробка передач, которую можно заменить на многоступенчатую для удобства управления скоростью;
- На заключительном этапе собираются аппарели и тестируются каракаты.
Каракат из мотоблока: специфика
По сути, каракат выполняет почти те же задачи, что и вездеход, только его особенность проявляется в больших колесах, стянутых прочными ремнями. На первый взгляд такое устройство может показаться довольно громоздким и неповоротливым, но на самом деле это транспортное средство спокойно едет по ужасным дорогам на скорости до 70 км/ч.
Особенности создания самодельного снегохода из мотоблока своими руками
Многие умельцы знают, что такая агропромышленная машина, как мотоблок, легко трансформируется в снегоход, благодаря чему можно успешно передвигаться по бездорожью даже в самые снежные дни. Тем более, что процесс смены довольно прост и незамысловат.
Самое главное – выбрать правильный двигатель. Опытные владельцы таких «помощников» советуют отдавать предпочтение устройству, имеющему ручное управление и буксировочное устройство. В большинстве случаев используется класс мотоблоков, конструкция которых предусматривает использование 4-тактного 1-цилиндрового бензинового двигателя с воздушным охлаждением.
Читайте также: Рейтинг мотоблоков с валом отбора мощности 2022-2023 года: ТОП-10 лучших ВОМ моделей и их обзор
Прежде чем приступать к процессу работы над будущим снегоходом, необходимо приготовить:
- мощные колеса (или гусеницы со снегозацепами);
- рамка;
- блок питания;
- привод;
- занос;
- амортизаторы;
- рулевая колонка.
Какие-то детали можно сделать самому, а какие-то купить. Например, подойдет рама от старого мотоцикла, а продольные трубы рам от старых велосипедов стоит использовать в качестве качающихся подставок для лыж.
Как с мотоблока сделать снегоход: пошаговая инструкция
- Первоначально на гусеничный движитель устанавливается двигатель от заднего трактора;
- Затем к ней крепятся два стержня, соединяющие поперечину (там, где уже крепится руль и лыжи);
- Передняя стойка и сиденье монтируются в пространстве между двумя перекладинами;
- Теперь гусеничный трактор необходимо присоединить к указанной поперечной балке;
- Все остальные детали должны быть закреплены шпильками и болтами.
В результате должен получиться отличный мототранспорт, способный перевозить человека (и небольшой груз) в сложных погодных условиях.
Делаем пневмоход своими руками из мотоблока
Выбор двигателя для пневмохода
Очень часто отсутствие достаточного финансирования приводит к ограничениям в выборе двигателя, поэтому приходится использовать то, что имеется. Обычно это двух- или четырехтактные мотоциклетные двигатели, а также используют старые автомобильные силовые установки, но гораздо реже. Если еще есть лишние деньги и при выборе двигателя не нужно думать о сумме, можно воспользоваться следующими рекомендациями:
Четырехтактные двигатели имеют ряд преимуществ перед двухтактными аналогами, поэтому их используют многие конструкторы. Например, можно взять оппозитные двигатели от тяжелых мотоциклов. В таких устройствах также можно использовать двигатель от автомобиля, который лучше всего подходит для его установки на самодельный вездеход
Такой мотор обладает достаточным крутящим моментом, кроме того, он надежен в эксплуатации и (что самое главное) имеет хорошее соотношение цена/качество. Какой тип двигателя использовать — дизельный или карбюраторный — решать вам
Обе схемы имеют свои преимущества и недостатки. Например, дизельный двигатель более экономичен, чем бензиновый, хотя в экстремально холодных условиях его может быть сложно стабильно запустить и заставить стабильно работать без использования дополнительного оборудования (предпускового подогревателя). (Что можно сказать о бензиновых двигателях, но в гораздо меньшей степени).
Пошаговая инструкция для изготовления самодельного вездехода
- Создание базы конструктивного вездехода. Рамы рекомендуется брать уже готовые, например от старых автомашин типа УРАЛ или ИЖ. Благодаря им вездеход будущего будет прочным и маневренным;
- После рамы переходим к задней оси. Стойка, коромысла и втулки руля объединяют две подвески — заднюю и переднюю;
- На этом этапе собирается колесная база внедорожника. В качестве такового подойдет бывшая в употреблении запаска от грузовиков. Если на них установить камеры низкого давления, вездеходу будет гарантирована отличная управляемость и маневренность. Об их пошаговом выполнении мы поговорим в конце статьи;
- Интеграция в конструкцию сборного двигателя, без которого мини-внедорожник на колесах не сможет выполнять свою функцию;
- После установки системы двигателя самоделка комплектуется коробкой передач, выхлопными элементами и тормозами, которые можно взять от старого автомобиля или мотоцикла для снижения силовых и временных затрат.
После сборки переходят к полигонным испытаниям самостоятельно собранного агрегата, успешность которых является обязательным условием полноценной работы.
Создание колесного агрегата
В первую очередь стандартные двигатели желательно оснастить редукторами. Это связано с тем, что приемлемый крутящий момент как для дизельных, так и для карбюраторных двигателей возникает при 80% максимальной скорости вращения коленчатого вала.
Кроме того, двигатель должен быть оборудован принудительной системой охлаждения. Дело в том, что движение будет осуществляться на малых скоростях, а встречного потока воздуха недостаточно для создания рабочего температурного режима работы двигателя.
Для начала нужно сделать раму, которая будет располагаться между передней и задней осями. Для этой задачи берутся профильные трубы квадратного сечения. Такие компоненты отличаются высокой степенью жесткости. При использовании большегрузных автомобилей типа «Нева» или «МТЗ» часто осуществляется жесткая стыковка рамы. Из-за этого внедорожник выйдет одним объемом.
Другим вариантом является использование так называемой брейк-рамы (break frame), что дает большие преимущества при эксплуатации агрегата на местности с пересеченной местностью. В такой ситуации подключение будет осуществляться через шкворня. При этом обе оси будут оснащены независимой подвеской.
Для перемещения по лесам на охоту можно сделать на базе мотоблока болотоход, оснащенный ломающейся рамой. По сравнению с внедорожниками на строгой раме он оснащен более высокой проходимостью.
Задний мост и система подрессоривания
Проще всего использовать готовые детали от старой легковой машины, например Москвич 412, для изготовления заднего моста. Это связано с малым весом таких элементов, что позволяет практиковать их для производства вездехода. Для нормальной езды система подвески выполнена на амортизаторах, что дополнительно снижает вибрации кузова.
Для снижения расхода топлива и уменьшения сопротивления при проезде по территории со сложными условиями для движения желательно создать независимую систему подвески для каждого заднего колеса в отдельности. Для предотвращения большего уровня раскачивания необходимо соединить раму с задней осью, для этого следует использовать закаленные болты, а чтобы соединения были эластичными, использовать резиновые вставки.
Как происходит построение
Сделать это несложно, нужно только иметь опыт работы с транспортом, механикой. Создайте базу для транспортировки. Для этого допускается использовать раму от подержанных автомобилей модели ИЖ или УРАЛ. Благодаря этим деталям транспортное средство станет максимально маневренным, оно с легкостью преодолеет любые выбоины, неровности дорожного покрытия.
Создание самодельного снаряжения поэтапно:
- Конструкция заднего моста, подвеска колес. Для подключения передней, задней подвески необходимо использовать автостойку, клипсу, втулку руля.
- Колеса, предназначенные для автомобиля, должны быть получены исключительно от самых мощных грузовиков. Отличным выбором для устройства станут шины с низким давлением. При рациональном подборе мастер может управлять транспортом в полной безопасности, не беспокоясь о маневренности.
- Установка двигателя является основным этапом всего процесса сборки машины на базе заднего тягача (вездехода).
Примечание: По окончании проектирования необходимо правильно закрепить двигатель, тормоз, выхлопную систему и сцепление.
Как показывают картинки в автомобильных журналах, сделанный в гараже вездеход выглядит эффектно, это точно. Каракат от мотоблока имеет отличия. Есть и другие. Необходимо изготовить каркас из металлического профиля или металлической трубы с помощью сварочного аппарата. Приводы установлены спереди, сзади. Вы можете взять дифференциальные и целые элементы. Передний мост и детали рулевого управления разрешается снимать с шасси автомобиля.
«Родной» двигатель и коробку передач можно заменить на многоступенчатую для комфортного и легкого управления скоростью. По окончании сборки на оборудование монтируются пандусы. Каракат на 4-х колесах с мотором на испытаниях. Перед проектированием вездехода подготавливаются материалы. Этот:
- Рамка.
- Водить машину.
- Занос.
- Рулевая колонка.
- Прочные колеса (или ремни с остатками снега).
- Блок питания.
- Сварочный аппарат.
- Ключи.
Какие-то детали можно изготовить, а какие-то придется купить. Раму будет правильно взять от старого мототранспорта, а для поворотных лыжных стоек использовать продольные трубы рамы от бывшего в употреблении велотранспорта.
Структура
Основные агрегаты, используемые для изготовления внедорожника 4х4, кроме самого заднего тягача, представлены следующими составляющими:
- каркас, который будет основой агрегата;
- задний мост, для установки второй пары колес;
- водительское место;
- осветительные приборы, обеспечивающие безопасное передвижение в темное время суток.
Такие агрегаты представляют собой транспортные средства, рассчитанные на одного человека. Средняя грузоподъемность автомобилей составляет около 200 кг. Ширина шасси определяется необходимой устойчивостью при опрокидывании, но желательно сделать ее не менее 1,1 метра. Среди мотоблоков с одним двигателем желательно использовать агрегаты «Нева», возможно и другие мощностью от 10 лошадиных сил и более. Таких мощностных характеристик достаточно для движения быстрее 10 км/ч, при движении по проталине по вязкому или скользкому грунту она снижается до 2-3 км/ч.