- Экскурс в теорию: что такое сажевый фильтр
- Как выглядит
- Где стоит
- Как узнать, удален ли…
- DPF, FAP – что это
- 3 варианта решения проблемы
- Стоит ли удалять сажевый фильтр?
- Плюсы удаления
- Последствия удаления сажевого фильтра на дизеле
- Датчики системы
- Признаки неисправности
- Коды ошибок
- Технические особенности
- Отличия сажевого фильтра от катализатора
- От чего сажевый фильтр быстро загрязняется
- Забит сажевый фильтр на дизеле: признаки и последствия
- Менять или выкидывать?
- Зачем он используется?
- Способы удаления сажевого фильтра
- Программное удаление
- Физическое удаление
- Установка эмулятора сажевого фильтра
- Виды сажевых фильтров
- Как правильно удалить сажевый фильтр
- Работа
- Инструкция по удалению противосажевого фильтра
- Удаление на Мерседес
- А если убрать его из авто?
- Удаление сажевых фильтров: для чего и как выполняется
- Зачем нужно программное удаление сажевого фильтра
- Каталитическое покрытие — что это?
- Как прожечь
- Что такое регенерация
- Удаление сажевого фильтра — нюансы и последствия регенерации
- Зачем удалять: плюсы и минусы
- Срок службы сажевого фильтра
- Что он из себя представляет
Экскурс в теорию: что такое сажевый фильтр
Задача любого фильтра — улавливать что-то. Из приставки «антисажевый» видно, что у подопытного задерживаются частицы сажи, которые образуются в результате неполного сгорания дизельного топлива.
Как выглядит
По конструкции это керамическая матрица, состоящая из большого количества глухих перфорированных каналов. Этот дорогой макет помещен в банку с круглой или овальной частью внушительных размеров.
По ходу движения выхлопных газов частицы сажи остаются в тех же каналах, так как не проходят через мелкие перфорации. Логично предположить, что такой поддон быстро засорится, если не удалять скопившуюся сажу. Сразу отметим, что он снят, а точнее сгорел, и для этого даже разработан специальный режим работы двигателя.
Где стоит
Сажевый фильтр расположен в выхлопной трубе, недалеко от выпускного коллектора. Если есть катализатор, то сразу за ним «копоть». Иногда их объединяют в один корпус, чтобы экранированный копоть находился как можно ближе к двигателю. Такое расположение позволяет нагревать внутреннюю часть элемента сажевого фильтра до высоких температур — условие № 1 для обеспечения сгорания сажи.
Как узнать, удален ли…
Обычно этот вопрос задают владельцы подержанных автомобилей. Узнать, есть ли на автомобиле сажевый фильтр, можно на диагностическом оборудовании. При удалении отключается модель контроля и анализа заполнения сажей фильтрующего элемента. Так как заводскую банку обычно оставляют на месте, а ампутируют только матрицу, то хорошо виден след вмешательства — это закрытый сварной шов в неположенном месте.
DPF, FAP – что это
Если расшифровать эти аббревиатуры, то получится перевод словосочетания «сажевый фильтр» в английской транскрипции (Diesel Particle Filter) и во французской (Filtre a Particles). На самом деле разница между ними заключается в процессе организации регенерации (режиме сжигания сажи), о котором мы поговорим в соответствующем разделе.
3 варианта решения проблемы
- Промывка сажевого фильтра.
Если принудительная/аварийная регенерация не помогает, можно попробовать очистку с помощью Liqui Moly, DPF Cleaner, TUNAP 131 и других продуктов. Промывку можно производить как при снятом блоке, так и без разборки, подавая промывочную жидкость под давлением в отверстие открученного датчика. Чистку этим методом имеет смысл делать при средней засоренности, но продлить жизнь фильтру на долгое время все равно не получится. - Установите новое устройство.
Замена фильтра – самый дорогой способ решить проблему. Оригинальные устройства могут стоить до 90 000 рублей даже для моделей среднего класса. Кроме того, вам придется потратиться на сервисные работы по его замене. - Снимите сажевый фильтр.
Устройство необходимо физически вырубить (можно вместе с катализатором, если он выработал свой ресурс) и отключить в программе ЭБУ. Цена на снятие сажевого фильтра от 10 до 30 тысяч рублей в зависимости от модели автомобиля. Радикальный, но самый действенный способ, предпочитаемый большинством автовладельцев.
ADACT принципиально против удаления исправно функционирующих сажи, каталитического нейтрализатора и других систем. Мы рекомендуем проводить эти работы только при выходе из строя компонентов.
Стоит ли удалять сажевый фильтр?
Плюсы удаления
- Ошибки и проблемы в дальнейшем исчезают;
- Значительная экономия средств при замене;
- Исчезают проблемы с отключением электроэнергии и повышенным потреблением;
- Нет необходимости совершать выезды на трассу для регенерации, и нет риска поломки при остановке с незавершенным процессом очистки.
Последствия удаления сажевого фильтра на дизеле
- Дым увеличивается при резком газовом потоке. Машина не будет постоянно «дымить;
- Выбросы частиц сажи увеличиваются. Прохождение техосмотра не повлияет, но нагрузка на окружающую среду выше;
- Вскрытие удаленной сажи.
Датчики системы
Для работы сажевого фильтра в Мерседесе или других автомобилях поставляются комплектные системы управления и датчиков:
- Расходомер воздуха.
- Датчик давления в сажевом фильтре.
- Датчик температуры газа до и после сажевого фильтра.
По результатам ЭБУ автоматически впрыскивает дополнительное количество топлива в камеру сгорания, уменьшает подачу воздуха и даже прекращает рециркуляцию выхлопных газов. Все это приводит к повышению температуры выхлопа до значения, при котором можно проводить регенерацию.
Признаки неисправности
Поскольку владельцы часто пренебрегают исправной работой сажевых фильтров, агрегаты преждевременно выходят из строя. Для России это особенно актуально, так как наше топливо далеко не самого лучшего качества.
Главный индикатор проблемы — горящая иконка на панели. Кроме того, могут загореться индикаторы «Катушка» и «Проверить двигатель».
Симптомы проблем с сажевым фильтром:
- Снижение мощности, особенно на низких оборотах;
- Увеличивается расход топлива;
- Неровный двигатель на холостом ходу ;
- Уровень масла повышается. Причина – разжижение топлива из-за частых попыток регенерации и попадания частей топлива в картер двигателя;
- Шипит при работающем двигателе.
Коды ошибок
- P2002 — низкая пропускная способность фильтра;
- P242F Накопление золы;
- Р2452, Р2453, Р2454 — отказ из-за датчика давления А (который перед фильтром). Возможна неисправность в электрической цепи, короткое замыкание или обрыв провода;
- P2458 — Процесс регенерации не завершен;
- P2463 — забит фильтр;
- P246B — регенерация не может начаться;
- P0471, P0472 — сигнал о проблеме из-за датчика давления выхлопных газов;
- 00480a, 00481a на BMW — высокое противодавление выхлопа, забит фильтр.
Технические особенности
Существует несколько видов таких фильтров. Все они используются на современных транспортных средствах, поэтому имеет смысл разобраться в их функциях подробнее. Основные отличия между разными типами однотипных фильтров заключаются в функциях очистки. Вот типы, которые вы можете найти на автомобилях:
- DPF — это закрытый фильтр. Для очистки используется метод пассивной регенерации. Их нельзя чистить. Обычно используется на автомобилях концерна Volkswagen, а также некоторых их партнеров;
- FAP — означает закрытый фильтр с принудительной регенерацией. Разработан компанией Peugeot-Citroen. Как правило, при засорении фильтра сажей блок управления двигателем дает команду на впрыск присадки, что вызывает очистку фильтра. В целом срок службы такого устройства выше. Он широко используется на автомобилях Ford, Toyota и некоторых других марок.
Отличия сажевого фильтра от катализатора
По принципу действия особой разницы нет, разве что катализаторы оксидов углерода и азота работают с газами, а ДПФ – с твердыми телами.
В остальном сходства много, проблем примерно одинаковых, да и физически блоки зачастую размещены в едином многокомпонентном корпусе нейтрализации.
От чего сажевый фильтр быстро загрязняется
Основная причина снятия сажевого фильтра – отложения сажи на стенках. В этой ситуации фильтр забивается, и отработанные газы не могут выйти, поэтому давление в выпускном коллекторе возрастает, а мощность двигателя значительно снижается. Чтобы избежать такой ситуации и не столкнуться с остановкой двигателя и необходимостью снятия сажевого фильтра, его нужно вовремя чистить.
Основная причина появления нагара в фильтре – использование некачественного дизельного топлива. Некачественное дизельное топливо обычно содержит много серы, из которой образуются кислоты, возникает коррозия, а также оно препятствует 100% сгоранию топлива.
Учитывая это, даже при малейшей мысли о том, что с вашим сажевым фильтром что-то не так, и если, по вашему мнению, он стал быстрее загрязняться, следует обязательно сменить место заправки и обратиться за консультацией к специалистам. Быстрая реакция на ситуацию позволит избежать преждевременного снятия сажевого фильтра.
Еще одной очень распространенной причиной повышения нагара является неправильная регулировка и регулировка дизельного агрегата, что приводит к снижению уровня кислорода в топливно-воздушной смеси, происходящему в различных местах камеры сгорания. Это приводит к образованию сажи и неполному процессу сгорания.
Забит сажевый фильтр на дизеле: признаки и последствия
Роль «сажи» такова, что она только забирает мощность у двигателя. Дело в том, что внутри него постоянно скапливается сажа, которая создает сопротивление движению выхлопных газов. В городе этого не заметишь, а вот на трассе машина с едва заправленным фильтром будет разгоняться менее охотно. А вот езда по проселочной дороге для дизеля очень полезна, позже объясним почему.
Как-то трудно заметить небольшое падение тяги. Гораздо проще и полезнее обратить внимание на приборную панель, где специальная лампа или комбинация светодиодов обозначит серьезность проблемы. Точный ответ, что означает тот или иной значок, можно найти только в инструкции к машине. В качестве примера предлагаем рассмотреть алгоритм сигнализации о проблемах с DPF на автомобилях VAG:
- Значок сажевого фильтра. Фильтр почти полный, за ними не одна неудачная регенерация, но шанс выжечь сажу обычными средствами еще есть. Как только иконка подсветится, быстро переходим на трассу. Что к чему и почему, мы вам расскажем.
- Проверка + ДПФ. Верный признак того, что «сажа» забита. Компьютер переходит в аварийный режим, предоставляя владельцу единственный вариант — выжечь копоть в особом режиме.
Оповещения приборов дублируют реальные данные, такие как расход топлива, уровень масла в двигателе, реакция педали акселератора. Например, следующие признаки помогают сориентироваться в приближающемся выходе из строя сажевого фильтра:
- Средний расход топлива на 100 км резко увеличился на 1-2 литра.
- Уровень масла в двигателе повысился из-за попадания дизельного топлива в картер.
Объяснение этим событиям только одно – неудачная регенерация (выжигание сажи штатными средствами). Цель прожига — повысить температуру в сажевом фильтре, чтобы сажа выгорела (перешла в углекислый газ) и каналы матрицы снова стали свободными. Именно эта температура повышается в основном за счет довпрыска топлива, так что дизельное топливо сгорает в копоти. При несоблюдении указаний производителя относительно режима движения во время операции регенерации успешный результат не будет достигнут. Попытки сгорания часто будут повторяться, что в конечном итоге приведет к упомянутым вещам – увеличению расхода дизельного топлива и уровня масла.
Мы рекомендуем отказаться от идеи пустить все на самотек. При почти забитом сажевом фильтре машина ведет себя не лучшим образом, ведь аварийный режим – это постоянное ограничение скорости и текущего расхода топлива. Если этот факт не останавливает, результат «игнорирования» экстренного предупреждения сработает в любом случае: при полном засорении пылесоса машина останавливается и не заводится, либо заводится и сразу останавливается.
Менять или выкидывать?
Стоит отметить, что сажевый фильтр стоит достаточно дорого. В зависимости от модели автомобиля, покупка может стоить от 200 до 2500 долларов. Это достаточно большие деньги, которые тратятся на товары народного потребления.
Поэтому водители начинают задумываться о том, стоит ли покупать и ставить новый фильтр, или можно его совсем убрать. На самом деле, есть много особенностей, которые следует учитывать. Это необходимо для решения проблемы с добавлением отсутствующего сегмента выхлопной трубы (на некоторых моделях). Также нужно решить проблему с отключением сенсора. Ведь если его просто выключить, машина просто не заведется.
Зачем он используется?
В это время производители борются за повышение уровня экологической безопасности автомобилей. Следствием этого стала обязательная установка сажевых фильтров на машины, оснащенные дизельными двигателями. Это обязательное условие для грузовых автомобилей с момента введения протокола ЕВРО 4 и с 2009 года, после введения протокола ЕВРО 5. Правило также распространяется на все автомобили с дизельным двигателем.
Это снижает уровень выбросов сажи в атмосферу, которая неизбежно образуется при сгорании дизельного топлива. Но следствием этого стало усложнение конструкции. Тем не менее, дополнительный беспорядок в выхлопной системе влияет на мощность и экономичность двигателя.
Способы удаления сажевого фильтра
Срок службы фильтра рассчитан на пробег до 150 000 километров. Возможна длительная эксплуатация при идеальных технических условиях. На практике срок сокращается в несколько раз. Это обосновывается использованием некачественного топлива, что приводит к повышенному загрязнению ячеек сажевого фильтра.
Первым признаком загрязнения сажевого фильтра является заметное снижение мощности двигателя и динамики разгона автомобиля.
При домашнем использовании возникает необходимость выключить или снять фильтр. Характерные признаки износа сажевого фильтра отражаются на эксплуатации автомобиля:
- плавающий холостой ход;
- увеличение расхода топлива;
- прерывистый запуск двигателя;
- горит индикатор свечей накаливания;
- на холостых – нехарактерный звук («шипение»);
- невозможно развивать максимальные обороты двигателя (выше 3000 об/мин).
Визуально можно определить износ по характеру выхлопа – появляется едкий черный оттенок и увеличивается обилие дыма.
Программное удаление
Заключается в перепрограммировании прошивки контроллера внешним устройством, соответствующей модели автомобиля программой.
Процедуру рекомендуется проводить в специализированных центрах и устанавливать прошивки от производителя.
Reblink выполняется на дизельных автомобилях, чтобы избежать включения аварийного режима, когда код ошибки диагностируется как полное загрязнение фильтра. Выполнить вспышку можно несколькими способами:
- установить программу (соответствующую модели автомобиля) от производителя;
- прошить версией «нелицензионного» ПО (связано с дополнительными рисками);
- установить программу в блок управления от автомобиля, где конструкцией не предусмотрено наличие сажевого фильтра по умолчанию (возможно изменение функциональных характеристик).
Метод прошивки состоит из нескольких этапов. Сначала проводится компьютерная диагностика для выявления программных ошибок. Установить истинную причину неисправности в работе блока управления системой. После диагностики неисправности в работе сажевого фильтра загорается ПО. «Добраться» до файла электронного блока управления можно через разъем OBD или разблокировав электронный чип BDM. Исправление программного файла повлияет на работоспособность автомобиля:
- обороты двигателя будут увеличиваться в режиме движения, выше 3000 в минуту;
- ошибка индикации на панели управления будет устранена.
К изменениям прошивки относятся с особым вниманием, поскольку они могут повлиять на работу автомобиля (связанную с электронным блоком управления). После того, как компьютер сбросит ошибки системного программного обеспечения, запускается механическое удаление предмета.
Читайте также: Какой Расход Топлива у Комбайна Нива
Физическое удаление
Процесс заключается в снятии коробки фильтра, расположенной между глушителем и выпускным коллектором. Мастера демонтируют выхлопную систему и вырезают участок с сажевым фильтром, заменяя его трубкой с пламегасителями или вваривая заглушку. Метод с пламегасителем более актуален – наличие датчиков в конструкции позволяет избежать ошибок ЭБУ. Работа выполняется в течение от 2 до 6 часов, в зависимости от конструктивных особенностей модели автомобиля.
Установка эмулятора сажевого фильтра
Установлена «фишка» в виде эмулятора сажевого фильтра, позволяющая разблокировать блок управления без изменения работы систем. Эмулятор «показывает» контроллерам программы наличие фильтра в выхлопной системе.
Такая «имитация присутствия» сажевого фильтра никак не скажется на расходе топлива. Установленное программное обеспечение в блоке управления запускает принудительный режим регенерации FAP.
Метод основан на установке проема с датчиками. Сигналы, посылаемые контроллерам, заставляют программу контроллера работать в стандартном режиме.
Виды сажевых фильтров
Современные автомобили в процессе сборки могут оснащаться одним из двух доступных типов сажевых фильтров:
- фильтр DPF закрытого типа. Конструкция не позволяет чистить. После полного засорения этот фильтр можно заменить только новым блоком. Снятие сажевого фильтра следует доверить только профессионалам. Но также считается, что у этого фильтра есть пассивный метод регенерации, заключающийся в восстановлении и сжигании скопившейся сажи при температуре 400 градусов.
- фАП-фильтр закрытого типа. Данная модель позволяет осуществлять регенерацию и удаление накопившейся сажи с поверхности. Процесс удаления нагара осуществляется с помощью специального реагента, вступающего в реакцию с вредными компонентами и работающего при высоких температурах.
Как правильно удалить сажевый фильтр
Процедура проводится в два этапа:
- Слесари, чтобы физически удалить устройство. Нагар можно заменить пламегасителем или, открыв «баночку», вынуть сам фильтр, заварить и поставить на место. Стоимость и время работы зависит от модели.
- Отключите фильтр автоматически. Это необходимая часть. Без него ЭБУ будет постоянно выкидывать ошибки.
Порядок работы не важен. Самое главное программно отключить проверку устройств и регенерацию, а не только сбрасывать ошибки.
Помимо программного отключения, вы можете использовать чип-тюнинг для улучшения поведения и характеристик автомобиля:
- увеличение мощности и крутящего момента (до 36 % для дизельных двигателей с турбонаддувом);
- Улучшить отклик педали газа;
- Убрать (или сгладить) турбо лаг;
- Оптимизировать работу автоматической коробки передач.
Работа
Работа сажевого фильтра основана на двух последовательных этапах: фильтрация сажи и последующая регенерация. При фильтрации сажа оседает на стенках, а очищенные выхлопные газы выбрасываются в атмосферу. В этом случае через фильтр могут проходить частицы размером 0,1-1 мкм. Их доля составляет примерно 5% от общего количества. Однако они опасны для человека.
Накопившиеся внутри частицы сажи могут создать препятствие для прохождения выхлопных газов, из-за чего падает мощность двигателя. Поэтому сажевый фильтр регулярно регенерируется. В зависимости от конструкции, предусмотренной производителем, процесс регенерации может происходить по-разному. Теперь, когда мы поняли, что это сажевый фильтр, можно более подробно рассмотреть вопрос регенерации.
Инструкция по удалению противосажевого фильтра
Если решено избавиться от DPF, необходимо провести все работы без исключения, иначе ничего, кроме ущерба, не получится.
Удаление на Мерседес
Набор процедур на автомобилях Мерседес принципиально не отличается от всех остальных:
- снимается часть выхлопной системы, включая сажевый фильтр;
- разрезается корпус, удаляется начинка и вваривается пламегаситель, предназначенный для конкретного двигателя;
- считывается программа ЭБУ двигателя, в нее вносятся коррективы, кроме обслуживания прошивки сажевого фильтра, после чего программа заливается обратно, на некоторых машинах возможно провести все процедуры без разборки ЭБУ, через диагностику разъем;
- снятое оборудование собирается обратно и двигатель проверяется сканером.
После доработки лучше какое-то время повнимательнее понаблюдать за двигателем, тем более режим работы турбины изменится на более свободный выхлоп, может потребоваться время на адаптацию.
А если убрать его из авто?
Сажевый фильтр появился на автомобиле при переходе на Евро-4 и выше. Можно сказать, что двигатели остались прежними, изменения коснулись очистки ВГ. Конечно, это не совсем так, но так проще оценить последствия внедрения такого устройства, тем более, что есть аналогичные двигатели, но соответствующие менее строгим нормам выбросов. Если убрать сажевый фильтр, то автомобиль будет просто соответствовать нормам Евро-3 и ниже. В нашей стране эти нормы вполне приемлемы.
Другое дело, что это просто не сработает. Такое изделие нельзя снимать и выбрасывать из машины. Проблема в том, что его состояние учитывается контроллером управления двигателем. Однако снять сажевый фильтр все же можно, причем сделать это можно несколькими способами.
Удаление сажевых фильтров: для чего и как выполняется
«Должен ли я удалить сажевый фильтр?» – вопрос, который задают себе многие автовладельцы. Чтобы принять решение для себя, необходимо рассмотреть все преимущества и недостатки этой процедуры.
Преимущества включают в себя:
- избавиться от причины сильной головной боли;
- расходы на топливо сократятся, ведь его потребуется немного меньше;
- мощность двигателя увеличится;
- исключает затраты на ремонт, техническое обслуживание и замену при необходимости.
Зачем нужно программное удаление сажевого фильтра
Если вы используете самый популярный метод отладки, не забывайте «работать» с программным обеспечением. Расстояние в системе может возникать и при удалении элемента. Это возможно, если «мозги» считают, что все осталось на своих местах. Необходимо отключить фильтр на уровне приложения. При отсутствии выключателя используются различные полулегальные способы. Мы не будем их здесь упоминать, так как считаем лучшим выходом из ситуации обращение к специалисту автосервиса.
Стоимость удаления сажевого фильтра зависит от состояния АЗС, цены расходных материалов, характеристик автомобиля и других факторов.
Каталитическое покрытие — что это?
Фильтр в сочетании с нейтрализатором имеет каталитическое покрытие. Подобные устройства используются на автомобилях марки Volkswagen и других зарубежных производителей. Их устанавливают за выпускным коллектором, недалеко от двигателя — в месте, где температура выхлопных газов практически максимальна.
Основным конструктивным элементом этого фильтра является матрица из керамики. Он имеет характерную ячеистую структуру, состоящую из каналов небольшого сечения, попеременно замкнутых с обеих сторон. Стенки канала пористые и действуют как фильтр. Титан наносится на поверхность стен и действует как катализатор. Вся эта матрица размещена в корпусе.
При прохождении выхлопных газов через этот фильтр большая часть частиц сажи задерживается на стенках матрицы, а титановый катализатор способствует окислению несгоревших углеводородов в камере сгорания двигателя.
Как прожечь
Итог разговора на данный момент вполне ясен – сажевый фильтр можно чистить. Способ №1: делайте это, как говорится, пассивно. Способ №2: выполнить очистку активным методом, который заложен в штатную электронику.
Что такое регенерация
Уже был разговор о том, что представляет собой регенерация сажевого фильтра и какие цели она преследует. Помните, что основная задача этого мероприятия – выжечь копоть, скопившуюся в сажевых каналах. Пустая матрица позволяет двигателю «дышать», то есть потребляет минимум энергии.
Чтобы выжечь именно эту сажу, необходимо повысить температуру выхлопных газов. Вы можете сделать это двумя способами:
- Пассивный. С ростом скорости увеличивается температура выхлопа, но увеличивается перерасход топлива. Оптимум – постоянная средняя скорость: газы горячие, доля несгоревшего дизеля минимальна. Пример из эксплуатации — движение по автомагистрали с постоянной скоростью.
- Активный. Повышает температуру в фильтре из-за дожигания дизельного топлива перед ним. Перед выпуском выхлопных газов из цилиндра производится дополнительный впрыск дизельного топлива. Из-за низкой температуры самовоспламенения мы имеем пламенный факел и горячую выхлопную струю прямо перед сажей, из-за чего последняя нагревается до 600…650°С.
Вернемся к пассивному способу различения двух конкурирующих технологий — FAP и DPF. Машины с ФАП отличаются наличием бака со специальной присадкой, содержащей церий. Добавляя его в топливо, мы можем проводить пассивную регенерацию при более низкой температуре. В повседневной жизни это означает, что сжигание на поле более продуктивно. То есть время опорожнения фильтра сокращается, а потому одни плюсы.
На стенки матрицы DPF нанесен платиновый катализатор. Его задача состоит в том, чтобы способствовать ряду химических реакций, которые в конечном итоге очищают емкость от копоти. В отличие от ФАП, газы должны быть достаточно горячими (400…500°С против 300…350°С), иначе горения не будет. Так что «утопить» на трассе все равно придется.
Удаление сажевого фильтра — нюансы и последствия регенерации
Эта процедура проходит каждые 1,5-5 тысяч километров. Если он включается чаще, необходимо заменить фильтрующий элемент – скорее всего, система не справляется со сгоранием сажи. Некоторым специалистам автосервиса не нравится принудительный вариант из-за рисков, связанных с высокими температурами.
Перед выполнением регенерации требуется предварительное плавное движение автомобиля на одной скорости. Крайне нежелательно прерывать процесс. В противном случае система перезапустит алгоритм, пока не завершит начатое. Перечисляются дополнительные негативные факторы:
- чрезмерный расход топлива;
- повышение уровня масла;
- снижение смазывающих свойств рабочей жидкости;
- выдавливание сальников из посадочных мест.
Если система не справляется с этим и выдает ошибку (например, «регенерация невозможна — требуется принудительная»), сажевый фильтр необходимо снять. Последствия игнорирования проблемы этого элемента неприятны – другие ошибки вы не заметите. При избытке топлива неисправность «спрятана» в топливной аппаратуре (например, течь форсунки). Возможна и нехватка воздуха, отчасти из-за небрежного отношения автовладельца к воздухоочистителю.
И всегда важно учитывать фактор естественного износа. Если не прогревать машину перед поездкой, срок службы деталей заметно сокращается.
Зачем удалять: плюсы и минусы
Единственным кардинальным способом борьбы с проблемами, создаваемыми фильтром частиц, будет физическое и программное удаление. Замена стоит очень дорого, а любые чистки в запущенных случаях малоэффективны.
Положительными сторонами удаления будет надежная работа силового агрегата и при правильных настройках увеличение мощности и снижение расхода топлива двигателя.
Важен и экономический эффект, неисправный фильтр может привести к большим потерям, повредить механику двигателя и систему турбонаддува. Все сбалансировано по точности в дизеле, питанию, газообмену и нагрузкам на поршневую группу.
Окружающая среда пострадает. Частицы, которые догорают в DPF, достаточно канцерогенны и вдыхать их крайне нежелательно.
Срок службы сажевого фильтра
Основная проблема дизельных сажевых фильтров – большое количество сажи в выхлопных газах. Проблемы со смесеобразованием (перелив топлива или недостаток воздуха) приводят к увеличению количества сажи).
Причин может быть много: неисправна топливная аппаратура, проблемы в системе подачи воздуха, проблемы с турбонаддувом и т.д. На выхлопные газы влияет и качество самого дизеля.
Так или иначе, даже в идеальных условиях при большом пробеге (от 200-250 тыс км.) сажевый фильтр будет постепенно забиваться и проблему придется решать. Официально выходом из этой ситуации является замена сажевого фильтра. Конечно, это решение самое правильное, но очень дорогое.
По этой причине автовладельцы активно используют следующие методы:
- установка аналогов-заменителей или кустарных решений. Этот способ рискованный и себя не оправдывает, так как дешевые аналоги или самодельные заменители могут стать причиной пожара. Также добавим, что даже после установки такого «фильтра» будут возникать ошибки регенерации, так как датчики нормально не могут взаимодействовать с аналогами.
- Снимите сажевый фильтр. В этом случае можно полностью избавиться от проблемы с этим фильтром. Единственный недостаток – появляется неприятный запах выхлопа и повышается токсичность выхлопа.
Учитывая тот факт, что экологии в странах СНГ в настоящее время не уделяется должного внимания, автовладельцы закрывают глаза на проблему и предпочитают удалять сажевые фильтры и катализаторы.
Что он из себя представляет
По сути, это металлический ящик, через который проходит ВГ. Внутри находится керамическая матрица особой формы, удерживающая сажу. Конструктивно он может быть выполнен по технологии DPF, обычно используемой на автомобилях семейства Volkswagen или FAP, которую используют Peugeot и Citroen.
Не касаясь сходства и различия этих систем, следует отметить, что каждая из них так или иначе реализует режим регенерации. Фактически это означает, что частицы сажи, которые до этого не сгорели, сгорают. Многие видели автомобили с черным дымом, выходящим из выхлопной трубы.
Вот и получается, что заплатив дополнительные деньги за устройство, встроенное в конструкцию автомобиля и гарантирующее нам улучшение выхлопа, при регенерации забитого сажевого фильтра мы получаем такой же выхлоп, как и раньше. Последствия для окружающей среды от этого будут те же — как минимум повышенный уровень углекислого газа и сажи в составе РГ. Что мы и видим на примере коптильных машин.