Автоцистерна пожарная АЦ 3,2-40 (ЗИЛ-4331)

Тракторы и погрузчики
Содержание
  1. Автоцистерна пожарная АЦ-40 (ЗИЛ-433114)
  2. Стандартное оборудование пожарной автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ 433114
  3. Вакуумная система
  4. Сцепление
  5. Коробка передач
  6. Ведущий мост
  7. Карданная передача
  8. Коробка отбора мощности
  9. Колеса и шины
  10. Рулевое управление
  11. Тормозная система
  12. Система электрооборудования
  13. Кабина
  14. Пожарно-техническое вооружение пожарной автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ 433114
  15. Конструкция и технические характеристики ТОП-2 отечественных пожарных автомобиля ЗИЛ
  16. Двигатель
  17. Заправочные емкости ЗИЛ-4331
  18. Технические характеристики бензиновых двигателей самосвала ЗИЛ-4331
  19. Кузов
  20. Весовые параметры отдельных узлов и механизмов автомобиля
  21. Запчасти ЗИЛ: Бычок 5301, ЗИЛ 4331
  22. Тормозная система, подвеска и ходовая часть
  23. История автомобиля
  24. Пожарные автомобили ЗИЛ 131
  25. ТТХ пожарного автомобиля ЗИЛ 131 АЦ-40-137А
  26. Запчасти ЗИЛ 5301 в любом количестве
  27. Кабина и бортовая платформа

Автоцистерна пожарная АЦ-40 (ЗИЛ-433114)

Пожарная машина АЦ-40 (ЗИЛ-433114)

Базовое шасси ЗИЛ-433114 ЗИЛ-433114-02
Количество мест в кабине (включая место водителя) 7 7
Колесная формула 4 х 2 4 х 2
Собственный вес танкера, кг 6880 6880
Распределение дорожной нагрузки от собственного веса по шинам, Н (кгс)
  — переднее колесо 26000 (2600) 26000 (2600)
  — Заднее колесо 42800 (4280) 42800 (4280)
Полная масса танкера, кг 10800 11400
Допустимые нагрузки на дороге от полной массы через шины, Н (кгс)
  — переднее колесо 33300 (3330) 34000 (3400)
  — Заднее колесо 74700 (7470) 80 000 (8000)
Радиус поворота, м 8,0 8,0
Максимальная скорость, км/ч 90 95
Ориентировочный расход топлива при V=60 км/ч (л/100 км) 28 тридцать
Емкость топливного бака, л 170 170
Емкость бака для воды, л 2500 2500
Емкость пенобака, л 200 200
Срок службы, лет, не менее 10 10
Модель ПН-40УВ
Тип центробежный, одноступенчатый
Производительность, л/с, не менее 40
Напор насоса при номинальной скорости, м 100
Номинальная скорость, мин. -1 2700
Всасывающий насос газоструйное устройство
Модель ЗИЛ-508.10 ЗИЛ-509.10
Тип карбюратор карбюратор
Количество и расположение цилиндров V8 V8
Рабочий объем, л 6,0 7,0
Коэффициент сжатия 7.1 7.3
Мощность, л.с./кВт 150/110 175/129
  — при мин. -1 3200 3200
Крутящий момент, кгс.м/Нм 41/402 48/470
  — при мин. -1 1800 — 2000 1800 — 2000

Стандартное оборудование пожарной автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ 433114

Вакуумная система

  • Тяга газовой струи.
  • Наибольшая геометрическая высота всасывания составляет 7,5 м.
  • Время заполнения всасывающей линии и насоса водой с наибольшей геометрической высоты всасывания составляет не более 40 секунд.

Сцепление

  • ЗИЛ-130, однодисковый, усиленный.
  • Диаметр ведомого диска 340 мм.
  • Гидравлический привод с пневматическим усилителем.

Коробка передач

  • Пятиступенчатая.
  • Передаточное число на коробке передач: первое — 7,44
  • второй — 4,10
  • третий — 2,29
  • четвертый — 1,47
  • пятый — 1.00
  • реверс — 7,09

Синхронизаторы на всех передачах, кроме первой и задней.Управление коробкой передач — кулисное.

Ведущий мост

  • Двухступенчатый, с парой цилиндрических и конических шестерен.
  • Передаточное число – 5,29.
  • Шестеренчатый дифференциал конический с четырьмя сателлитами.

Карданная передача

  • Два карданных вала с промежуточной опорой и шлицевым соединением.
  • Петли на игольчатых подшипниках.

Коробка отбора мощности

  • Два вала.
  • Передаточное число на насос — 0,48.
  • Передаточное отношение заднего моста 1,0.

Колеса и шины

  • Дисковое колесо 7,0 — 20.
  • Шины радиальные, камерные, 260R508.

Рулевое управление

  • Рулевой шнек с гидроусилителем.
  • Рабочая пара — винт с гайкой на циркулирующих шариках.
  • Передаточное число — 20.

Тормозная система

  • Тормозные механизмы барабанного типа с двумя внутренними колодками и разжимным кулаком, устанавливаемые на все колеса.
  • Стояночная тормозная система с пружинными энергоаккумуляторами на задней оси.
  • Система быстрого сброса.
  • Привод тормозов пневматический, раздельный в тормозных механизмах переднего и заднего мостов, на последнем — автоматическое регулирование тормозных усилий.
  • Антиблокировочная тормозная система (АБС).

Система электрооборудования

  • Однопроводная, с номинальным напряжением 12 В.
  • Пусковое напряжение 12 В.
  • Одна аккумуляторная батарея 6СТ-110А3 или 6СТ-190ТР напряжением 12 В.
  • Генератор с кремниевым выпрямителем, максимальный ток 100 А, напряжение 14 В.

Кабина

  • Двухместный семиместный, четырехдверный, с двумя рядами сидений, оборудован дополнительным отопителем.
  • Сиденье водителя раздельное, имеет подвесной механизм, регулируется по росту и весу водителя.
  • Пассажирские сиденья не регулируются; Инструменты и оборудование пожарных размещены в ящиках под сиденьями.
  • Рабочее место капитана оборудовано в первом ряду.
  • Заднее сиденье четырехместное, подушка жесткая, пластиковая, спинка мягкая.
  • Сигнальная акустическая система с задним индикатором.

Пожарно-техническое вооружение пожарной автоцистерны АЦ-40 на шасси ЗИЛ 433114

  • Боевое снаряжение.
  • Дыхательный аппарат типа АИР-317 или КИП-8.
  • ПТВ для пожаротушения: Рукав напорно-всасывающий с соединительной арматурой.
  • Рукава пожарные напорные Ду 51, Ду 66, Ду 77.

Конструкция и технические характеристики ТОП-2 отечественных пожарных автомобиля ЗИЛ

Четыре ЗИЛа считаются самой распространенной и самой экономичной машиной в отечественных автопарках МЧС. Он быстро передвигается, перевозя специализированные подразделения, необходимые для тушения пожаров. По сравнению с другими марками быстровозов шасси ЗИЛ неприхотливо в обслуживании, просто в эксплуатации, приспособлено к различным условиям, обладает хорошей проходимостью и маневренностью на сложных участках при относительном минимуме места.

Двигатель

Инженерная модель ЗИЛ-508.10
Тип двигателя карбюратор
Количество и расположение цилиндров V8
Рабочий объем, л 6,0
Коэффициент сжатия 7.1
Мощность, л.с. (кВт) 150 (110) при 3200 мин-1
Крутящий момент, кгс·м (Н·м) 41 (402) при 1800-2000 мин-1

Заправочные емкости ЗИЛ-4331

Количество баков довольно велико, так как сама машина совсем не имеет малых габаритов:

  • объем топливного бака – 165 л;
  • объем системы охлаждения – 26,5 л;
  • емкость системы смазки двигателя — 18 л;
  • гидроусилителю для нормальной работы требуется не менее 3 литров масла;
  • для системы смазки МКПП — 10,5 л;
  • объем картера главного редуктора -10,5 л;
  • заправочный объем амортизаторов — 0,47 л (каждого);
  • идравлическое включение сцепления — 0,5 л.

Технические характеристики бензиновых двигателей самосвала ЗИЛ-4331

Достаточно часто можно встретить рассматриваемый грузовик, оснащенный бензиновым двигателем. Существует две модификации бензиновых двигателей для ЗИЛ-4331:

  • Силовая установка ЗИЛ-508.10 стала выпускаться значительно позже двигателя 645.
  • Новый бензиновый агрегат имел более гибкие характеристики. В первую очередь это выражалось в больших угловатых катках, которые установка могла нести без последствий.

Рабочие параметры ЗИЛ-508.10 тоже были более впечатляющими:

  • тип двигателя — V-образный, верхнеклапанный. Цилиндры расположены по отношению друг к другу под углом 90 градусов;
  • общее количество цилиндров 8, количество клапанов 16;
  • общий рабочий объем камеры сгорания — 6 л;
  • максимальная мощность при 3200 об/мин – 150 литров. С.;
  • общая масса двигателя со всем дополнительным оборудованием – 640 кг.

На сегодняшний день эта модель снята с производства.

Двигатель ЗИЛ-508.300 — самый маленький двигатель из всех, устанавливаемых на грузовики этого типа. Он имеет следующие характеристики производительности:

  • рабочий объем камеры сгорания — 6 л;
  • максимально возможная мощность при 3200 об/мин составляет 135 л.с. С.;
  • максимальный крутящий момент при 2000 об/мин – 377 Н×м;
  • общее количество цилиндров – 8 шт.;
  • цилиндры расположены V-образно под углом 90 градусов друг к другу.

Расход топлива при эксплуатации автомобиля с бензиновыми двигателями составляет примерно 30-36 литров на 100 км при скорости 90-95 км/ч и может варьироваться в зависимости от нагрузки.

При отсутствии нагрузки:

  • при скорости 60 км/ч – 18 л;
  • при скорости 80 км/ч – 23 л.

Если ЗИЛ-4331 движется в составе автопоезда, то расход топлива несколько иной:

  • при скорости 60 км/ч – 25 л;
  • при скорости 80 км/ч – 32 л.

ЗИЛ-4331 может комплектоваться двигателями и других модификаций, но они встречаются значительно реже.

Читайте также: Регулировка тормозов колес ЗИЛ-131

Кузов

Тип Платформенный вагон Тип кабины 3-х местный без спального места Длина 6755 мм Ширина 2500 мм Высота 2660 мм Длина грузового отделения (платформы) 3752 мм Ширина грузового отделения (платформы) 2326 мм Высота грузового отделения (боков платформы) 575 мм Колесная база 3800 мм Передняя колея 1930 мм Задняя колея 1850 мм

Весовые параметры отдельных узлов и механизмов автомобиля

Каждая система ЗИЛ-4331 имеет довольно внушительный вес:

  • колесо в полной комплектации (диск, камера, шина) — 93 кг;
  • платформа (без распорных опор и других механизмов) — 860 кг;
  • вес радиатора (без охлаждающей жидкости) – 20 кг;
  • дополнительная пружина из листовой стали – 27 кг;
  • задняя рессора платформы — 75 кг;
  • передняя рессора платформы — 60 кг;
  • карданный вал — 59 кг;
  • карданный вал (без колес) – 290 кг;
  • задняя ось (без установленных на ней колес) – 520 кг;
  • масса силовой установки – 720 кг;
  • масса силовой установки со всем дополнительным оборудованием – 960 кг;
  • Коробка передач — 200 кг;
  • вес кабины вместе с сиденьями и остальной начинкой – 550 кг;
  • рамная конструкция (с буфером) — 540 кг.

Запчасти ЗИЛ: Бычок 5301, ЗИЛ 4331

Спрос на комплектующие для автомобилей этой марки остается стабильным и стабильным. Основная причина в том, что завод и сегодня является одним из старейших специализированных предприятий. Сотни тысяч среднетоннажных грузовиков еще долго будут колесить по нашим дорогам, оказывая неоценимую помощь в различных перевозках своим владельцам.

Это касается и одной из последних моделей компании: запчасти для ЗИЛ 5301, который ласково называли «Бычок», до сих пор востребованы и пользуются спросом. Это связано с тем, что эта модель волею судьбы стала последней в линейке среднетоннажных автомобилей компании, и оказалась весьма удачной. Не менее популярным был ЗИЛ 4331, запчасти на который также можно найти в нашем интернет-магазине.

ZILBully.png

Тормозная система, подвеска и ходовая часть

Колеса у грузовика дисковые, размер обода 7,0-20. Крепятся они 8 болтами, на которые накручиваются специальные крепежные гайки.

На заводе ЗИЛ-4331 комплектовался шинами 9.00R20, а также модели под номером И-Н142Б-1.

Допустимо использование импортных баллонов (12-EX). Давление во всех колесах имеет одинаковое значение – 6 кгс/см2.

Система амортизации имеет довольно простую конструкцию. Подвеска приводного вала состоит из набора полуэллиптических рессор. Их концевые части скользят. Вместе с пружинами также работает пара амортизаторов.

Задняя подвеска включает пару рессор, там же расположены специальные дополнительные механизмы. Конструкция рассчитана на следующие нагрузки:

  • передний мост – 3 735 кг;
  • задний мост – 8 005 кг.

Также в состав поезда может быть включен грузовой автомобиль – его общая масса не должна превышать 23 000 кг.

Максимально возможный уклон, который может преодолеть самосвал с полностью загруженным кузовом, составляет 25%.

В составе вагонного состава (23 500 кг) это значение снижается до 18%.

Тормозная система имеет конструкцию, вполне типичную для автомобилей этого класса. Его основные компоненты:

  • тормозные барабаны (радиус — 210 мм, ширина спереди — 100 мм, сзади — 140 мм);
  • разжать башмаки кулачкового типа;
  • два тормозных контура пневматического типа.

Интересной особенностью является то, что дополнительный контур торможения совмещен с парковочным контуром. Последний воздействует на заднюю ось с помощью механических аккумуляторов энергии.

Давление в пневмосистеме может колебаться в довольно широких пределах — 6-8 кгс/см2.

Торможение на скорости 65 км/ч с полностью загруженным прицепом составляет 36 м. Несмотря на ранние годы разработки, в тормозной системе имеется специальный предохранитель (спиртового типа), препятствующий замерзанию конденсата.

История автомобиля

С 1962 года завод имени Лихачева в Москве выпускал грузовики для народного хозяйства под маркой ЗИЛ-130. Грузовик был чрезвычайно популярен и практичен, но уступал своим одноклассникам из-за высокого расхода топлива. В конце семидесятых годов завод начал разработку более экономичной модели с дизельным двигателем. А именно, в 70-х годах перед конструкторами завода имени Лихачева была поставлена ​​задача разработать два перспективных грузовика с разной грузоподъемностью.

Грузовик ЗИЛ-4331

Модели должны были работать на дизеле. Изначально автомобиль проектировали специалисты ЗИЛа, но после создания проекта документацию передали в Набережные Челны. В 1986 году с конвейера начал сходить первый ЗИЛ-4331. Именно эта модель предназначалась для замены ЗИЛ-130. Вскоре после запуска проекта была представлена ​​дебютная версия этой модели с двойной кабиной, а также шасси, предназначенное для спецтехники. Позже специалисты завода имени Лихачева создали гоночную версию грузовика, которая лишь внешне напоминала оригинал.

Пожарные автомобили ЗИЛ 131

Серийное производство ПА на базе ЗИЛ 131 пришлось на 1970-1984 годы, когда были разработаны модели 137 и 137А. Им удалось совместить полноприводное шасси с абсолютной неприхотливостью в условиях эксплуатации. По ТТХ пожарная машина ЗИЛ 131 отличается от ЗИЛ 130, но не может полностью заменить ее. Для тушения пожаров его можно наполнить водой или пеной. Бак для воды рассчитан на 2,4 тонны, а пенобак немного меньше, чем у упомянутой выше модели, на 150 литров. Полная снаряженная масса этого автомобиля составляет 11 тонн. Распределение нагрузки на переднюю ось — 2980 кг, на заднюю — 8170 кг.

Бензиновый карбюраторный двигатель А-76 автомобилей ЗИЛ 131 АЦ-137 и 137А имеет мощность 150 л.с или 110 кВт. Полностью загруженный автомобиль развивает скорость 80 км/ч при расходе топлива 40 литров на 100 километров. Колесная база требует шести ведущих одинарных колес. Благодаря полному приводу машина отлично справляется с бездорожьем. Это важный показатель для поддержания машинного фонда данной модификации как важнейшей технической единицы МЧС.

Преимуществом ПА на базе ЗИЛ 131 является система подогрева воды, расположенная в баке. Работает на энергии выхлопных газов. Отличительной чертой этой модификации также является улучшенная двухрядная кабина с защитными решетками на окнах на случай массовых беспорядков.

ТТХ пожарного автомобиля ЗИЛ 131 АЦ-40-137А

Насос ПН-40УВ
Тип насоса Одноступенчатый центробежный
Водоснабжение (л/с) 40
Высота всасывания, не более, м 7
Контрольная высота всасывания, м 3,5
Смеситель пены ПС-5
Тип пеносмесителя Водоструйный эжектор
Производительность пеносмесителя при низкой кратности, м3 25
Производительность пеносмесителя при средней кратности, м3 250
Пожарный монитор СЛК-П20
Расход воды на бочку, л/с 19
Отношение пены на выходе из ствола 6
Дальность струи воды, м 60
Дальность действия пенной струи, м 50
Поворот лафетного ствола +90… -20° по вертикали
Площадь пожаротушения пеной низкой кратности при Iпр = 0,1…0,15 л/(с*м2) 41,67…27,78
Площадь пожаротушения пеной низкой кратности при Iпр = 0,05…0,08 л/(с*м2) 83,33…52,08
Длина напорных рукавов, м 408
Габаритные размеры (д*ш*в), мм 7640*2500*2950

Несмотря на свою популярность, ПА на базе ЗИЛ 131 имеет ряд недостатков. Например, принцип крепления к раме, из-за которого часто нарушается геометрия бака, и как следствие сброс давления.

Пик производства пожарных автомобилей на базе грузовиков ЗИЛ пришелся на 1970-е годы, но популярность этой техники не снижается и сегодня. Его плюс – неприхотливость в эксплуатации и возможность работы как в городских условиях, так и в условиях бездорожья.

Запчасти ЗИЛ 5301 в любом количестве

К 200 году доля «Бычков» в продукции компании составляла почти 60 процентов. Именно это привело к тому, что данная модель достаточно широко представлена ​​в автопарках даже современных компаний. И спрос на запчасти ЗИЛ 5301 будет стабильным еще долгое время, хотя продукцией завода останутся только ЗИЛовские запчасти — Москва больше не будет выпускать автомобили. Но, несмотря на это, наша компания, являющаяся официальным дилером завода, готова полностью обеспечить поставку комплектующих не только для этой модели.

Кабина и бортовая платформа

Кабина ЗИЛ модели 4331 оснащена отличной тепло- и шумоизоляцией, что позволяет разговаривать внутри грузовика, не повышая голоса, и не испытывать неудобств из-за холодов. Всего три места, одно из которых водительское.

Все сиденья оборудованы ремнями безопасности. Сама кабина размещена на двух парах амортизаторов. Конструкция цельная, представляет собой единый блок — при необходимости ее очень легко откинуть вперед.

Бока металлической платформы складываются, причем передняя часть имеет большую высоту, борта — чуть меньшую. При необходимости на каркас можно смонтировать тент.

Производство ЗИЛ-4331 было прекращено в 2004 году, но в 2014 году Автозавод имени Лихачева планирует возобновить производство этих небольших грузовиков.

Несмотря на некоторые недостатки, эта модель до сих пор популярна. Самым большим преимуществом этого грузовика является его чрезвычайно низкая цена. В хорошем состоянии купить ЗИЛ-4331 можно всего за 200 000 рублей.

Оцените статью
Блог про автомобили ГАЗ